Рабочая программа по биологии 111класс база 2019
рабочая программа по биологии (10 класс)
Рабочая программа по биологии для учащихся 11 классов создана на основе следующих нормативных документов:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_biologiya_bazovyy_uroven.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОБРАЯ ШКОЛА НА СОЛЬБЕ»
РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического объединения Протокол № ____ от _____________ | УТВЕРЖДАЮ Директор ЧОУ «Добрая школа на Сольбе» _____________________ Е.М. Гажу «_____» ___________________2019 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
11 КЛАСС
Составитель: Пыжонкова Н. Е.
Учитель географии
Категория первая
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для учащихся 11 классов создана на основе следующих нормативных документов:
• Федеральный Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ).
• Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
• Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 №345 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
• Программа среднего общего образования по биологии 10-11 класс. И.Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов (базовый уровень). Сборник нормативных документов. Биология. Составитель Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г.
• Образовательная программа основного общего образования ЧОУ «Добрая школа на Сольбе»;
• Учебный план ЧОУ «Добрая школа на Сольбе» на 2019-2020гг.
• Положение о рабочей программе ЧОУ «Добрая школа на Сольбе».
Учебник:
Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10- 11 кл. общеобразовательных учреждений / В. И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2015 год.
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику.
Уметь
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (34 УРОКА)
Глава 1. Вид – 21 ч
Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка. Значение эволюционной теории Ч.Дарвина. Вид, его критерии. Проведение биологических исследований: описание особей вида по морфологическому критерию. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Проведение биологических исследований: выявление приспособлений организмов к среде обитания. Данные сравнительной анатомии, эмбриологии. Сходства и отличия человека и человекообразных обезьян. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека.
Глава 2 Экосистема – 12 ч.+1ч . обобщение и систематизация знаний
Среда обитания и экологические факторы. Закономерности влияния экологических факторов на организм. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем.
Биосфера – глобальная экосистема. Проведение биологических исследований: сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Глобальные экологические проблемы в Хабаровском крае и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела | Всего часов | Лабораторные и практические работы |
1. | Раздел 1. Вид – 21 ч. | 21 | 3+2 |
2. | Раздел 5 Экосистема – 12 ч.+1ч. обобщение и систематизация знаний | 13 | 5+1 |
Итого: | 34 | 8+3 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Тема | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
план | факт | ||||
Раздел 1. Вид | 21 | ||||
1 | История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К. Линнея. | 1 | |||
2 | Значение работ Ж.Б. Ламарка, теории Ж Кювье. | 1 | |||
3 | Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. | 1 | |||
4 | Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в развитии современной естественнонаучной картины мира. | 1 | |||
5 | Современное эволюционное учение. Вид, его критерии. Лабораторная работа №1 «Описание особей вида по морфологическому критерию». Практическая работа №1 «Выявление изменчивости у особей одного вида». | 1 | |||
6 | Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. | 1 | |||
7 | Движущие силы эволюции; их влияние на генофонд популяции. | 1 | |||
8 | Движущий, дескриптивный и стабилизирующий естественный отбор. | 1 | |||
9 | Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Практическая работа№2 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания». | 1 | |||
10 | Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования. | 1 | |||
11 | Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса. | 1 | |||
12 | Доказательства эволюции органического мира. | 1 | |||
13 | Происхождение жизни на Земле. Развитие представлений о возникновении жизни. Гипотезы о происхождении жизни. Лабораторная работа №2 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни». | 1 | |||
14 | Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина-Холдейна. | 1 | |||
15 | Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. | 1 | |||
16 | Обобщение и повторение темы «Современное эволюционное учение». | 1 | |||
17 | Происхождение человека. Гипотезы происхождения человека. Лабораторная работа № 3 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека». | 1 | |||
18 | Положение человека в системе животного мира. | 1 | |||
19 | Эволюция человека. Основные этапы. Движущие силы антропогенеза | 1 | |||
20 | Расы человека. Происхождение рас. Видовое единство человечества. | 1 | |||
21 | Обобщение и повторение теме «происхождение жизни на Земле. Происхождение человека». | 1 | |||
Раздел 2. Экосистема | 12 | ||||
22 | Экологические факторы. Организм и среда. Предмет и задачи экологии. | 1 | |||
23 | Абиотические факторы среды, их значение в жизни организмов. | 1 | |||
24 | Биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами. | 1 | |||
25 | Структура экосистем. Видовая и пространственная структура экосистем. Лабораторная работа №4 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)» | 1 | |||
26 | Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах. Пищевые цепи и сети Лабораторная работа №5 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)». | 1 | |||
27 | Причины устойчивости и смены экосистем. | 1 | |||
28 | Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества агроценозы. Лабораторная работа №6 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности». | 1 | |||
29 | Биосфера – глобальная экосистема Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. | 1 | |||
30 | Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода). Практическая работа№3 «Решение экологических задач» | 1 | |||
31 | Биосфера и человек | 1 | |||
32 | Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Лабораторная работа №7 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем в своей области и путей их решения». | 1 | |||
33 | Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов родного края. Лабораторная работа №8 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности». | 1 | |||
34 | Обобщающе – повторительный урок по курсу биологии 11 класса | 1 | |||
Всего | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по биологии 6 класс 2019-2020 учебный год
Адаптированная рабочая программа по биологии 6 класс 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа по биологии. 9 класс. 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по биологии. 9 класс. УМК И.Н.Пономаревой. 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа по биологии 8 класс 2019-2020
Программа составоена на основе учебника Пасечник В.В...
Рабочая программа по биологии 9 класс 2019-2020
Составлена на основе учебника Пасечник В.В....
Рабочая программа по биологии 5 класса 2019 - 2020 уч. год
Эта рабочая программа по биологии 2019 - 2020 учебного года составлена для учащихся 5 класса по учебнику В. В. Пасечника...
рабочая программа по биологии 6 класс 2019-2020 учебный год
Рабочая программа составлена по учебнику В.В.Пасечника 2019 Просвещения. В ней есть пояснительная записка , Критерии оценивания, тематическое планирование, планируемые результаты...
Рабочая программа по биологии 5 Сивоглазов 2019
Рабочая программа по биологии ориентирована на учащихся 5 классов и разработана на основе следующих документов:...