Рабочая программа по биологии для 10 класса
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по биологии для 10 класса
(базовый уровень)
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного полного общего образования по биологии и Примерной программы основного полного общего образования по биологии (Дрофа, 2010г), а также программы «Природоведение. Биология. Экология (под ред. И.Н. Пономаревой – М.: Вентана-Граф, 2009).
Программа разработана в полном соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) образования по биологии.
Программа является непосредственным продолжением программы по биологии 6-9 классов, составленной авторским коллективом под руководством профессора И.Н.Пономаревой, где биологическое образование завершается в 9 классе курсом «Основы общей биологии».
Программа для 10 классов представляет содержание курса «Общая биология» как материалы более высокого уровня обучения, чего требует обязательный минимум содержания среднего (полного) образования, и с учетом дифференциации содержания биологического образования.
Раскрытие учебного материала в курсе «Общая биология» проводиться по разделам и темам, характеризующим особенности свойств живой природы на разных уровнях организации жизни.
Программа по биологии построена на гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы и ее закономерностей, многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний.
Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии графического представления информации при структурировании знаний.
Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия свойств биосферного уровня жизни и завершается в 11 классе изложением свойств молекулярного уровня жизни. Такая последовательность изучения содержания биологии обеспечивает в 10 классе более тесную преемственную связь с курсом биологии 9 класса и курсом географии 9-10 классов.
Обучение по биологии в 10 классе ведется по учебнику: «Биология. Базовый уровень: 10 класс» /Под ред. И.Н. Пономаревой. – М. 2010 (Вестник образования России №5, 2010г)
Цели и задачи курса:
Цели:
- освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира, о строении, многообразии и особенностях биосистем, о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке.
- ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии).
- овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию, пользоваться биологической терминологией и символикой, оценивать свои действия по отношению к окружающей среде.
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке.
Задачи:
- формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
- формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
- приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
- воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
- создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Рабочей программой предусмотрено проведение:
- контрольных работ - 3 (в форме тестирования в формате ЕГЭ);
- практических работ - 4;
- лабораторных работ – 3.
Тематика и количество лабораторных и практических работ, соответствуют примерной программе по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Лабораторные работы будут проводиться при изучении нового материала. При их проведении будет усилено внимание к организации самостоятельной познавательной деятельности школьников через организацию исследовательской, а не репродуктивной деятельности, что определяется представленными в стандарте личностноориентированным, деятельностным и практикоориентированным подходами в методике преподавания курса биологии. Такой организации проведения лабораторных работ способствует и то, что учащимся знакомо содержание, которое изучалось ими на предыдущей ступени образования.
Формы и методы проведения промежуточной аттестации знаний учащихся:
Изученный материал на уроке - устный опрос учащихся, самостоятельные письменные работы, выполнение индивидуальных заданий. Для текущего контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрено проведение биологических диктантов и тестов
Изученные темы - контрольные работы по темам.
Оценки по итогам триместров.
Для формирования необходимой тестовой культуры будущих выпускников и мониторинга их обученности запланировано проведение итоговой контрольной работы в формате ЕГЭ (Стат Град).
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса:
В результате обучения учащиеся должны:
- характеризовать (описывать) основные уровни организации живой природы, их компоненты, процессы и значение в природе; понятие «биосистема»; учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере; возникновение жизни на Земле и эволюцию органического мира; значение живого вещества в биологическом круговороте веществ и потоке энергии; влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу и меры, направленные на ее сохранение; биогеоценозы как биосистему и экосистему; пищевые и территориальные связи между популяциями разных видов в биогеоценозе, их значение; вид, его критерии, популяцию как структурную единицу вида и единицу эволюции; учение Ч.Дарвина об эволюции, его развитие; движущие силы эволюции, причины многообразия видов и приспособленности организмов к среде обитания; происхождение человека и движущие силы антропогенеза; закономерности эволюции; основные царства органического мира; организм как биосистему; половое и бесполое размножение организмов; онтогенез, зародышевое и послезародышевое развитие организма; основную генетическую терминологию и символику, методы генетики; изменчивость, ее виды и причины; норму реакции; многоклеточные и одноклеточные организмы; основные положения клеточной теории; химический состав клетки, роль белков, нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов, воды и других неорганических веществ в жизни клетки; основные структурные элементы клетки и ее части, ядро, цитоплазму, органоиды и включения; деление клетки, митоз и мейоз; особенности половых клеток; клеточный метаболизм, особенности пластического и энергетического обмена в клетке; строение и функции хромосом, их роль в хранении и передаче наследственной информации; ген и генетический код; процессы биосинтеза и расщепления биополимеров;
- сравнивать (распознавать, узнавать, определять) свойства биосистем разных уровней организации; природные биогеоценозы и агробиоценозы; роль полового и бесполого размножения; наследственную и ненаследственную изменчивость; естественный и искусственный отбор; ароморфозы и идиоадаптации; строение клеток прокариот и эукариот; митоз и мейоз; биосинтез белка и фотосинтез; РНК и ДНК;
- обосновывать (объяснять, сопоставлять, делать выводы) значение уровней организации жизни в природе; роль биологического круговорота в устойчивости биосферы; роль многообразия популяций и видов в сохранении равновесия в экосистемах; роль продуцентов, консументов, редуцентов, абиотического окружения и человека в экосистемах и агроэкосистемах; меры охраны живой природы; роль эволюции в развитии живой природы; роль закона генетики в селекции; роль хромосом и генов в передаче наследственности;
- применять знания по биологии для формирования картины мира; доказательства единства органического мира; оценки состояния окружающей среды; объяснения функций живого вещества, происхождения жизни и этапов эволюции, типов связей и зависимостей в биогеоценозе; гуманного, этического поведения в природе; охраны природы и редких, исчезающих видов; доказательства уникальной ценности жизни, всего живого; сохранения своего здоровья;
- владеть умениями сравнивать, доказывать; вычленять основные идеи в учебном материале; пользоваться предметным и именным указателями при работе с определителями растений и животных; составлять тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты, составлять схемы на основе работы с текстом учебника и литературой для дополнительного чтения по биологии.
Содержание учебной программы
№ | Тема раздела | Кол-во часов | лабораторные работы | экскурсии |
1. | Введение в курс общей биологии | 6 | - | - |
2. | Биосферный уровень организации жизни | 8 | 1 | 1 |
3. | Биогеоценотический уровень организации жизни | 7 | 1 | - |
4. | Популяционно-видовой уровень организации жизни | 10 | 1 | - |
5 | Заключительные занятия | 3 | - | - |
Всего: | 34 | 3 | 1 |
Контроль уровня обученности
Перечень контрольных работ
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Контрольная работа №1 «Биосферный уровень организации жизни». | 1 |
2 | Контрольная работа №2 «Биогеоценотический уровень организации жизни» | 1 |
3 | Контрольная работа №3 «Итоговая в системе Стат Град» | 1 |
Перечень лабораторных работ
№ | Тема |
1. | Лабораторная работа № 1 «Определение пылевого загрязнения воздуха» |
2 | Лабораторная работа № 2. «Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе» |
3 | Лабораторная работа № 3. «Изучение морфологических критериев вида на живых комнатных растениях и коллекциях животных» |
Экскурсия №1 «Многообразие видов в родной природе».
№ п/п | Кол-во часов | Тема урока | Тип учебного занятия | Методы | Формы | Планируемые результаты | Домашнее задание | |
ТЕМА 1. Ведение в курс общей биологии; 6 часов | ||||||||
1. | 1. | Содержание и структура курса общей биологии. | урок изучения нового материала | словесно-наглядные репродуктивные | Групповые индивидуальные | познакомить с содержанием и построением курса общей биологии | §1 | |
2. | 2. | Основные свойства жизни | Комбинирован- ный | словесно-наглядные репродуктивные | Групповые индивидуальные | охарактеризовать свойства живой материи | §2 | |
3. | 3. | Структурные уровни организации жизни | лекция | словесно-наглядные | Групповые индивидуальные | охарактеризовать структурные уровни организации живого | §3 | |
4. | 4. | Значение практических биологических знаний | Комбинирован- ный | словесно-наглядные репродуктивные проблемные | Групповые индивидуальные | показать основные области применения биологических знаний | §4 | |
5. | 5. | Методы биологических исследований | Комбинирован- ный | словесно-наглядные репродуктивные проблемные | Групповые индивидуальные | Назвать и охарактеризовать основные методы, которые используются в биологии | §5, стр.18 вопросы | |
6. | 6. | Живой мир и культура. Семинарское занятие | урок проверки и оценки знаний | частично - поисковые | Групповые индивидуальные | проверка и оценка усвоения полученных знаний | §6, стр.24. задания письменно | |
ТЕМА 2. Биосферный уровень организации жизни – 8 часов | ||||||||
7. | 1. | Учение о биосфере. | урок изучения нового материала | словесно-наглядные репродуктивные | Групповые индивидуальные | ознакомить с основами учения о биосфере В.И. Вернадского | §7 | |
8. | 2. | Происхождение вещества | Комбинирован- ный | словесно-наглядные | Групповые индивидуальные | раскрыть этапы биологической эволюции в развитии биосферы | §8 | |
9. | 3. | Биологическая эволюция в развитии биосферы | Комбинирован- ный | словесно-наглядные репродуктивные | Групповые индивидуальные | раскрыть функции живых организмов в биосфере | §9 | |
10. | 4. | Биосфера как глобальная экосистема | Комбинирован- ный | словесно-наглядные частично - поисковые | Групповые индивидуальные | раскрыть воздействие человеческого общества на природу, дать определение ноосфере | §10 | |
11. | 5. | Круговорот веществ в природе | Комбинирован- ный | словесно-наглядные частично - поисковые | Групповые индивидуальные | Определение биологического круговорота; биосфера как глобальная экосистема | §11 | |
12. | 6. | Человек как житель биосферы. Л.р. №1 «Определение пылевого загрязнения воздуха» Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы | Комбинирован ный | словесно-наглядные частично -поисковые | Групповые индивидуальные | Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека сущность взаимоотношений человека как фактора развития биосферы | §12 §14 | |
13. | 7. | Особенности биосферного уровня организации жизни и его роль на Земле | Комбинирован-ный | словесно-наглядные | Групповые индивидуальные | раскрыть особенности биосферного уровня организации жизни | §13 | |
14 | 8. | Экологические факторы и их значение. | урок проверки и оценки знаний | частично - поисковые | Групповые индивидуальные | проверить и оценить усвоение полученных знаний по данному разделу | §15 стр.73 вопросы и задания | |
ТЕМА 3. Биогеоценотический уровень организации жизни – 7 часов | ||||||||
15 | 1. | Биогеоценоз как особый уровень организации жизни | урок изучения нового материала | словесно-наглядные репродуктивные | групповые индивидуальные | раскрыть сущность понятия биогеоценоза | §16 | |
16 | 2. | Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема | Комбинирован-ный | словесно-наглядные репродуктивные | Групповые индивидуальные | дать определение понятиям «биоценоз», «экосистема», «биосистема» | §17 | |
17 | 3. | Строение и свойства биогеоценоза | Комбинирован-ный | словесно-наглядные репродуктивные | Групповые индивидуальные | раскрыть строение и основные свойства биогеоценоза | §18 | |
18 | 4. | Совместная жизнь видов (популяций) в биогеоценозе Л.р. №2 «Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе» | Комбинирован-ный | словесно-наглядные репродуктивные | Групповые индивидуальные | показать многообразие связей в биогеоценозе | §19 | |
19 | 5. | Причины устойчивости биогеоценозов | Комбинирован-ный | словесно-наглядные репродуктивные | групповые, индивидуальные | Устойчивость и динамика экосистем. Саморегуляция в экосистеме | §20 | |
20 | 6. | Зарождение и смена биогеоценозов. Сохранение разнообразия биогеоценозов (экосистем) | Комбинирован-ный | словесно-наглядные частично - поисковые | Групповые индивидуальные | раскрыть понятие сукцессий раскрыть необходимость сохранять разнообразие биогеоценозов. | §21, § 22 | |
21 | 7. | Экологические законы природопользования. | Комбинирован-ный | словесно-наглядные репродуктивные | Групповые индивидуальные | Законы природопользования | § 23 стр.126 вопросы и задания | |
ТЕМА 4. Популяционно-видовой уровень организации жизни- 10 часов | ||||||||
22 | 1. | Вид, его критерии и структура Л.р.3 «Изучение морфологических критериев вида на живых комнатных растениях и коллекциях животных» | урок изучения нового материала | словесно-наглядные репродуктивные | Групповые индивидуальные | дать определение вида; раскрыть основные свойства вида и его критерии | §24 | |
23 | 2. | Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система | Комбинирован-ный | словесно-наглядные репродуктивные | Групповые индивидуальные | дать определение популяции и раскрыть сущность типов популяции | §25 | |
24 | 3. | Популяция как основная единица эволюции | Комбинирован-ный | словесно-наглядные репродуктивные | Групповые индивидуальные | раскрыть сущность популяции как единицы эволюции | §26 | |
25 | 4. | Видообразование – процесс увеличения видов на Земле | Комбинирован-ный | словесно-наглядные | Групповые индивидуальные | определить видообразование, познакомить со способами видообразования | §27 | |
26 | 5. | Этапы происхождения человека | Комбинирован-ный | словесно-наглядные репродуктивные | Групповые индивидуальные | ознакомить с этапами эволюции человека | §28 | |
27 | 6. | Человек как уникальный вид живой природы | Комбинирован-ный | словесно-наглядные репродуктивные | Групповые индивидуальные | познакомить с положением человека в системе живых организмов | §29 | |
28 | 7. | История развития эволюционных идей Современное учение об эволюции | Комбинирован-ный | словесно-наглядные репродуктивные | Групповые индивидуальные | раскрыть особенности популяционно-видового уровня жизни определение синтетической теории эволюции органического мира | §30 §31 | |
29 | 8. | Результаты эволюции и ее основные закономерности и направления. | Комбинирован-ный | словесно-наглядные репродуктивные | Групповые индивидуальные | Биологический прогресс и регресс раскрыть основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация | §32 §33 | |
30 | 9. | Особенности популяционно-видового уровня жизни | Комбинирован-ный | словесно-наглядные репродуктивные | индивидуальные | Особенности популяционно-видового уровня жизни | §34 | |
31 | 10. | Всемирная стратегия охраны природных видов | Комбинирован-ный | словесно-наглядные репродуктивные | Групповые индивидуальные | Проблемы сохранения биологического разнообразия | §35 | |
32 | 11. | Биосферный уровень организации жизни. | Комбинирован-ный | словесно-наглядные репродуктивные | Групповые индивидуальные | Обобщение знаний по курсу. | тетрадь | |
33 | 12. | Биогеоценотический уровень. | Комбинирован-ный | словесно-наглядные репродуктивные | индивидуальные | Обобщение знаний по курсу. | тетрадь | |
34 | 13. | Подведение итогов. | Комбинирован-ный | словесно-наглядные репродуктивные | Групповые индивидуальные | Обобщение знаний по курсу. |
Перечень литературы и средств обучения биологии в 10 классе
Библиотечный фонд.
Основная учебная литература для учащихся:
- Пономарева И.Н., Корнилова О.В., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В., - Общая биология. 10класс / Под редакцией проф. Пономаревой И.Н.- М., Вентана - Граф, 2012
- Общая биология. Учебник для 10- 11 классов /Под редакцией акад. Д.К. Беляева, проф. Д.М. Дымшица, М., Просвещение, 2009
Дополнительная учебная литература для учащихся
- Биология в таблицах: 6-11 классы. / Сост.: Т. А. Козлова, В.С. Кучменко, - М., Дрофа, 1998.
- Биология в таблицах: 6-11 классы. / Сост.: Никишов А.И., Петросов Р.А., Рохлов В.С., Теремов А.В., М., ИЛЕКСА, 1997.
- Биология: Справочные материалы / Под ред. Д.И. Трайтака, М., Просвещение, 1994.
- ЕГЭ. Биология. КИМы. 2004-2007 годы.
Основная учебная литература для учителя:
- Васильева Т.Б., Иванова И.Н. Природоведение. Биология. Естествознание: Содержание образования: Сборник нормативно – правовых документов и методических материалов. - М., Вентана – Граф, 2009(Современное образование).
- Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) (Васильева Т.Б., Иванова И.Н. Природоведение. Биология. Естествознание: Содержание образования: Сборник нормативно – правовых документов и методических материалов. - М., Вентана – Граф, 2009 стр.105-115, (Современное образование).
- Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии. Базовый уровень (Васильева Т.Б., Иванова И.Н. Природоведение. Биология. Естествознание: Содержание образования: Сборник нормативно – правовых документов и методических материалов. - М., Вентана – Граф, 2009 стр. 31-35, (Современное образование).
- Программа по биологии для общеобразовательного профиля обучения в средней (полной) школе. Авторы: И. Н. Пономарева, Л.П. Анастасова, О. А. Корнилова, Л.В. Симонова, В. С. Кучменко (Сборник «Общая биология. Программы. 10-11 класс». / Под редакцией проф. Пономаревой И.Н.- М. «Вентана - Граф», 2009 стр. 8- 15);
- Рекомендации по использованию учебников «Общая биология» для учащихся 10-11 классов под редакцией проф. И.Н. Пономаревой (базовый уровень) при планировании изучения предмета 1 час в неделю.
Дополнительная учебная литература для учителя:
- Лернер Г.И. - Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10-11 класс. М., Аквариум, 1992
- Самостоятельные работы учащихся по биологии. Библиотека учителя биологии. М., Просвещение, 1984
- Бондаренко И.А.- Тесты по общей биологии. Саратов, «Лицей», 1999
- Трошин А.С., Трошина В.П. Физиология клетки. М., Просвещение, 1979
- Лемеза Н., Камлюк Л., Лисов Н. - Биология в экзаменационных вопросах и ответах. М., Айрис- Пресс, 2001
- Мухамеджанов И.Р. - Тесты. Зачеты. Блиц-опросы. Биология. 10-11 классы. М., «ВАКО», 2006
- Шалапенюк Е.С., Камлюк Л., Лисов Н. - Тесты по биологии для поступающих в ВУЗы, М., Айрис – Пресс, 2007.
- Пименов А.В. - Уроки биологии в 10 (11) классе. Развернутое планирование. Ярославль, Академия развития, Академия Холдинг, 2003.
- Вахрушев А.А., Ловягин С.Н. и др. - Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ. Биология, М., БАЛАСС, 2005.
- Раймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. М., Просвещение, 1997.
- ЕГЭ. Биология. КИМы.
- Научно – методические журналы «Биология в школе».
Средства обучения.
1. Печатные пособия.
Таблицы:
- Биотехнология
- Генетика
- Портреты ученых биологов
- Схема строения клеток живых организмов
- Уровни организации живой природы
Информационно – коммуникационные средства:
- Мультимедийные программы (обучающие, тренинговые, контролирующие) по общей биологии.
- Электронная библиотека по общей биологии.
2. Экранно – звуковые пособия:
Видеофильмы:
- Методы исследования в биологии
- Краткая история развития биологии
- Сущность жизни и свойство живого
- Уровни организации жизни
- Биогеоценозы
методы
3. Технические средства обучения
- Видеомагнитофон
- Компьютер мультимедийный
- Мультимедийный проектор
- Телевизор
- Экран проекционный
4. Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование
Приборы, приспособления:
- Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ
- Лупы ручные
- Микроскопы школьные
Реактивы и материалы:
- Комплект реактивов для базового уровня
Микропрепараты:
1. Набор микропрепаратов по общей биологии (базовый)
Интернет-ресурсы:
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....