10 класс Урок по теме: дигибридное, моногибридное анализирующее скрещивание
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему
Урок-проек, где учащиеся с помощью моделей гороха сами определяют получившийся результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_10_klass_analiziruyushchee_skreshchivanie.zip | 25.18 КБ |
Предварительный просмотр:
10 класс
Тема урока: Дигибридное и полигибридное скрещивание. Анализирующее скрещивание. Третий закон Менделя.
Цель урока:
Продолжить знакомство с законами наследственности. Рассмотреть, какое скрещивание называется дигибридным, моногибридным и анализирующим и выяснить сущность третьего закона Г.Менделя.
Задачи урока:
Образовательные: обобщение и систематизация пройденного материала;
Сформулировать основные понятия - дигибридное скрещивание, моногибридное скрещивание, анализирующее скрещивание; формирование навыков и умений по решению генетических задач; ознакомление с правилами решения задач по генетике.
Воспитательные: развивать самостоятельность, воспитывать интерес к предмету и потребность в приобретении знаний, воспитывать чувство взаимовыручки и взаимопомощи.
Развивающие: развивать умение выделять главное, сравнивать, делать правильные выводы, логически мыслить, развивать эмоции учащихся и познавательный интерес к изучению проблем генетики..
Оборудование: проектор, мини конспект урока с задачами на моно- и дигибридное скрещивание. Бумажные горошины для рефлексии. Раздаточный материал.
Ход урока:
1 Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний (повторение пройденного материала), работа с презентацией. (Слайд 1,2) а.) Выступление докладчика по теме: Г. Мендель. Б.) работа по повторению генетических определений.
№ | Термин, понятие | Определение |
1 | Рецессивные признаки | Признаки подавленные, не развивающиеся у потомства |
2 | Доминантные признаки | Доминантные признаки подавляют рецессивные |
3 | F1 | Гибриды первого потомства |
4 | F2 | Гибриды второго потомства |
5 | Генотип. | Генотип - это набор генов организма |
6 | Фенотип | Фенотип — совокупность внешних и внутренних признаков организма фенотип - это внешние проявления этих генов, набор признаков организма. |
7. | Гаметы | Половые клетки |
8 | Чистые линии | Представители чистой линии, являются гомозиготными по одному и тому же аллелю данного признака. |
3.Заполнение таблицы до и после Эй ар гайд:
№ | До (+-) | утверждения | после(+-) |
1 | 1:1 это расщепление при дигибридном анализирующем скрещивании | ||
2 | 1:1:1:1 это расщепление при моногибридном анализирующем скрещивании | ||
3 | Фенотип - Совокупность всех внешних и внутренних признаков организма | ||
4 | Доминантный аллель - аллель, проявляющийся , фенотипически только в гомозиготном состоянии | ||
5 | Рецессивный аллель - подавляющий аллель |
4.Проектная деятельность. Учащиеся работают в группах по 4 человека, по вариантам. Работа с моделью гороха, раздаточным материалом:
Раздача учащимся, первого варианта, моделей зеленых и желтых горошин, учащимся второго варианта- моделей гороха крупного и маленького размера запись данных, вычисление потомства. Учащиеся в таблицу вписывают родителей, гаметы и получившийся результат. Обосновывают законом генетики.
Пояснение: Запись учителя черным цветом, запись учащихся синим.
Условие полного доминирования
№ | 1 вариант Закон: 1 закон Г. Менделя – Закон единообразия гибридов первого поколения |
1. | Р: АА x аа - желтый горох (доминантный признак) скрестили с зеленым горохом (рецессивный признак) Г:А а F1 Аа все горошины желтого цвета Фенотип: все желтые Генотип: гетерозигота |
1 | 2 вариант Закон: 1 закон Г. Менделя – Закон единообразия гибридов первого поколения |
Р: ВВ x вв - Крупный горох (доминантный признак) скрестили с мелким горохом (рецессивный признак) Г: В в F1 Вв все горошины крупного размера Фенотип: все горошины крупного размера Генотип: гетерозигота |
Объяснение своего проекта у доски показ на моделях. Показ семян томатов в пакете, где есть надпись F1, чистая линия. Показ семян поколения F2, вопрос учащимся: будет ли потомство единообразным? как это выяснить? Чтобы узнать чистоту линии необходимо провести анализирующее скрещивание, т. е. скрещивание гетерозиготы со слабыми рецессивным признаком.
Запись в таблице.Записи на раздаточном материале в конце урока вклеиваем в тетрадь.
Соединяем два варианта получаем горошины с двумя признаками. Скрещиваем две горошины : отличающиеся друг от друга по двум признакам: дигибридное анализирующее скрещивание. Запись на доске: переносим в таблицу
Р: АаВв x аавв
Г: АаВв ав
Используем формулу для вычисления количества комбинаций гамет 2n, Где n количество гетерозигот 2*2=4
Г: АВ Ав аВ ав ав
Составляем решетку Пеннета:
АВ | Ав | аВ | ав | |
ав | АаВв | Аавв | ааВв | аавв |
Ф: 1желтый крупный, 2 желтый мелкий, 3 зеленый крупный, 4 мелкий зеленый
1:1:1:1 т.е. 25%, 25% ,25% ,25%
Г: дигетерозигота; гетерозигота, гомозигота по рецессиву; гомозигота по рецессиву,гетерозигота; дигомозигота по рецессиву.
Берем пакет семян после анализирующего скрещивания, мы можем определить чистой линии или нет .
Раздаточный материал по 3 закону Г. Менделя закон независимого наследования.
Заполнение недостающих вариантов
Р.ААВВ x аавв
Г: АВ ав
F1 АаВв по фенотипу все желтые и крупного размера
При повторном скрещивании наблюдаем расщепление 9:3:3:1
Р: АаВв X АаВв
Г АВ Ав аВ ав АВ Ав аВ ав
АВ | Ав | аВ | ав | |
АВ | ААВВ | ААВв | ||
Ав | ААВв | ААвв | ||
аВ | АаВВ | |||
ав | АаВв |
Итог урока: взаимопроверка раздаточного материала, закрепление основных понятий анализирующего скрещивания.
Домашнее задание: Домашнее задание (текст задач)
У кроликов черная окраска меха доминирует над белой окраской. Рецессивным признаком является гладкий мех. Какое потомство будет получено при скрещивании черного мохнатого кролика, дигетерозиготного по обоим признакам, с черной гладкой крольчихой, гетерозиготной по первому признаку?
При скрещивании черного петуха без хохла с бурой хохлатой курицей все потомство оказалось черным и хохлатым. Определите генотипы родителей и потомства. Какие признаки являются доминантными? Какой процент бурых без хохла цыплят получится в результате скрещивания гибридов во втором поколении?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока по немецкому языку в 9 классе. Урок – игра. Тема “ Die heutigen Jugendlichen. Welche Probleme haben sie?”
1. Тема урока : «Die heutigen Jugendlichen. Welche Probleme haben sie?» 2. Тип урока: урок - игра обобщения и контроля знаний 3. Задачи урока: - проверить знания лексики в рамках темы и умен...
План-конспект урока по алгебре (7 класс) .Урок по теме: "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения."
Урок обобщения и закрепления по теме:"Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения." На уроке отрабатываются навыки применения формул при решении уравнений , а так ...
МХК. 8 класс. Урок 5. Тема. Древнейшие цивилизации. Древнеегипетская цивилизация. Вводный урок.
Предмет МХК...
Разработка урока по теме: "Дигибридное скрещивание.Третий закон Менделя"
Разработка урока по теме: "Дигибридное скрещивание.Третий закон Менделя"...
открытый урок на тему: Дигибридное скрещивание
Тема: «Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков Грегора Менделя»Цель урока: углубить теоретические основы закона независимого наследования признаков Грегора ...
открытый урок на тему: Дигибридное скрещивание
Тема: «Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков Грегора Менделя»Цель урока: углубить теоретические основы закона независимого наследования признаков Грегора ...
5 КЛАСС. УРОК №14 Тема раздела учебного раздела: «Музыка и литература» Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
5 КЛАСС.УРОК №14Тема раздела учебного раздела: «Музыка и литература»Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет....