10 класс Урок по теме: дигибридное, моногибридное анализирующее скрещивание
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему

Урок-проек, где учащиеся с помощью моделей  гороха сами определяют получившийся результат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_10_klass_analiziruyushchee_skreshchivanie.zip25.18 КБ

Предварительный просмотр:

10 класс

Тема урока: Дигибридное и полигибридное скрещивание. Анализирующее скрещивание. Третий закон Менделя. 
Цель урока

Продолжить знакомство с законами наследственности. Рассмотреть, какое скрещивание называется дигибридным, моногибридным и анализирующим и выяснить сущность третьего закона Г.Менделя. 
Задачи урока: 
Образовательные: обобщение и систематизация пройденного материала; 
Сформулировать основные понятия - дигибридное скрещивание, моногибридное скрещивание, анализирующее скрещивание;                                                                                                 формирование навыков и умений по решению генетических задач; ознакомление с правилами решения задач по генетике. 
Воспитательные: развивать самостоятельность, воспитывать интерес к предмету и потребность в приобретении знаний, воспитывать чувство взаимовыручки и взаимопомощи. 
Развивающие: развивать умение выделять главное, сравнивать, делать правильные выводы, логически мыслить, развивать эмоции учащихся и познавательный интерес к изучению проблем генетики.. 
Оборудование: проектор, мини конспект урока с задачами на моно- и дигибридное скрещивание. Бумажные горошины для рефлексии. Раздаточный материал.
Ход урока: 
1 Организационный момент. 
2. Актуализация опорных знаний (повторение пройденного материала), работа с презентацией. (Слайд 1,2)                                                                                                                        а.) Выступление докладчика по теме: Г. Мендель.  Б.) работа по повторению генетических определений.

Термин, понятие

Определение

1

Рецессивные признаки

Признаки подавленные, не развивающиеся у потомства

2

Доминантные признаки

Доминантные признаки подавляют рецессивные

3

F1

Гибриды первого потомства

4

F2

Гибриды второго потомства

5

Генотип.

Генотип - это набор генов организма

6

Фенотип

Фенотип — совокупность внешних и внутренних признаков организма     фенотип - это внешние проявления этих генов, набор признаков организма.

7.

Гаметы

Половые клетки

8

Чистые линии

 Представители чистой линии, являются гомозиготными по одному и тому же аллелю данного признака.

3.Заполнение таблицы до и после  Эй ар гайд:

До (+-)

утверждения

после(+-)

1

1:1 это расщепление при  дигибридном анализирующем скрещивании

2

1:1:1:1 это расщепление при  моногибридном анализирующем скрещивании

3

Фенотип - Совокупность всех внешних и внутренних признаков организма

4

Доминантный аллель - аллель, проявляющийся , фенотипически только в гомозиготном состоянии

5

 Рецессивный аллель - подавляющий аллель

4.Проектная деятельность.  Учащиеся работают в группах по 4 человека, по вариантам. Работа с моделью гороха, раздаточным материалом:

Раздача учащимся, первого варианта, моделей зеленых и желтых горошин,  учащимся второго варианта- моделей гороха крупного и маленького размера запись  данных, вычисление потомства. Учащиеся в таблицу вписывают родителей, гаметы и получившийся результат. Обосновывают законом генетики.

 Пояснение: Запись учителя черным цветом, запись учащихся синим.

Условие полного доминирования

1 вариант   Закон: 1 закон Г. Менделя – Закон единообразия гибридов первого поколения

1.

Р: АА  x аа   - желтый горох (доминантный признак) скрестили с зеленым горохом (рецессивный признак)

Г:А   а

F1 Аа все горошины желтого цвета

Фенотип:  все желтые

Генотип: гетерозигота

1

2 вариант   Закон: 1 закон Г. Менделя – Закон единообразия  гибридов первого поколения

Р: ВВ  x вв   - Крупный горох (доминантный признак) скрестили с  мелким горохом (рецессивный признак)

Г: В    в

F1 Вв все горошины крупного размера

Фенотип: все горошины крупного размера

Генотип: гетерозигота

Объяснение своего проекта у доски показ на моделях.                                                              Показ семян томатов в пакете, где есть надпись F1, чистая линия.                                            Показ семян поколения F2, вопрос учащимся: будет ли потомство единообразным?  как это выяснить?  Чтобы узнать чистоту линии необходимо провести анализирующее скрещивание, т. е.  скрещивание гетерозиготы со слабыми рецессивным признаком.

Запись в таблице.Записи на раздаточном материале в конце урока вклеиваем в тетрадь.

 1 вариант Анализирующее скрещивание, моногибридное

2

Р:  Аа  x аа   гетерозиготу скрещиваем с рецессивным признаком

Г: А а     а

F2 Аа       аа   50%  горошин желтого цвета ,50% зеленого

Фенотип:       50%  горошин желтого цвета ,50% зеленого, т.е.1/1

Генотип: 50% гетерозигота, 50% гомозигота по рецессивному признаку 1/1

2 вариант Анализирующее скрещивание, моногибридное

Р:  Вв  x вв   гетерозиготу скрещиваем с рецессивным признаком

Г: В в     в

F2 Вв       вв  50%  горошин крупных ,50% мелких

Фенотип:       50%  горошин желтого цвета ,50% зеленого, т.е.1/1

Генотип: 50% гетерозигота, 50% гомозигота по рецессивному признаку 1/1

Выполняют оба варианта. Дигибридное анализирующее скрещивание.                                                                                                    

Р: АаВв  x аавв

Г: АаВв    ав    

 Используем формулу для вычисления количества комбинаций гамет 2n,  Где n количество гетерозигот 2*2=4

Г:     АВ   Ав   аВ  ав       ав

Составляем решетку Пеннета:

АВ

Ав

аВ

ав

ав

АаВв

Аавв

ааВв

аавв

Ф: 1желтый крупный, 2 желтый мелкий, 3 зеленый крупный, 4 мелкий зеленый

1:1:1:1 т.е. 25%, 25% ,25% ,25%

Г: дигетерозигота;  гетерозигота, гомозигота по рецессиву;  гомозигота по рецессиву,гетерозигота; дигомозигота по рецессиву.

Соединяем два варианта получаем горошины с двумя признаками. Скрещиваем две горошины : отличающиеся друг от друга по двум признакам: дигибридное анализирующее скрещивание.                                                                                                     Запись на доске: переносим  в таблицу

Р: АаВв  x аавв

Г: АаВв    ав    

 Используем формулу для вычисления количества комбинаций гамет 2n,  Где n количество гетерозигот 2*2=4

Г:     АВ   Ав   аВ  ав       ав

Составляем решетку Пеннета:

АВ

Ав

аВ

ав

ав

АаВв

Аавв

ааВв

аавв

Ф: 1желтый крупный, 2 желтый мелкий, 3 зеленый крупный, 4 мелкий зеленый

1:1:1:1 т.е. 25%, 25% ,25% ,25%

Г: дигетерозигота;  гетерозигота, гомозигота по рецессиву;  гомозигота по рецессиву,гетерозигота; дигомозигота по рецессиву.

Берем пакет семян после  анализирующего  скрещивания, мы можем определить чистой линии или нет .

Раздаточный материал по  3 закону Г. Менделя закон независимого наследования.

 Заполнение недостающих вариантов

Р.ААВВ x аавв

Г: АВ ав

F1 АаВв по фенотипу все желтые и крупного размера

При повторном скрещивании наблюдаем расщепление 9:3:3:1 

Р: АаВв X АаВв

Г    АВ Ав  аВ ав   АВ Ав  аВ ав

АВ

Ав

аВ

ав

АВ

ААВВ

ААВв

Ав

ААВв

ААвв

аВ

АаВВ

ав

АаВв

 Итог урока: взаимопроверка раздаточного материала, закрепление основных понятий анализирующего скрещивания.

Домашнее задание: Домашнее задание (текст задач)

У кроликов черная окраска меха доминирует над белой окраской. Рецессивным признаком является гладкий мех. Какое потомство будет получено при скрещивании черного мохнатого кролика, дигетерозиготного по обоим признакам, с черной гладкой крольчихой, гетерозиготной по первому признаку?

При скрещивании черного петуха без хохла с бурой хохлатой курицей все потомство оказалось черным и хохлатым. Определите генотипы родителей и потомства. Какие признаки являются доминантными? Какой процент бурых без хохла цыплят получится в результате скрещивания гибридов во втором поколении?

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока по немецкому языку в 9 классе. Урок – игра. Тема “ Die heutigen Jugendlichen. Welche Probleme haben sie?”

1. Тема урока : «Die heutigen Jugendlichen. Welche Probleme haben sie?» 2. Тип урока: урок - игра обобщения и контроля знаний 3. Задачи урока: - проверить знания лексики в рамках темы и умен...

План-конспект урока по алгебре (7 класс) .Урок по теме: "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения."

Урок обобщения и закрепления по теме:"Разложение многочлена на множители с помощью формул  сокращённого умножения." На уроке отрабатываются навыки применения формул при решении уравнений , а так ...

Разработка урока по теме: "Дигибридное скрещивание.Третий закон Менделя"

Разработка урока по теме: "Дигибридное скрещивание.Третий закон Менделя"...

открытый урок на тему: Дигибридное скрещивание

Тема: «Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков Грегора Менделя»Цель урока: углубить теоретические основы закона независимого наследования признаков Грегора ...

открытый урок на тему: Дигибридное скрещивание

Тема: «Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков Грегора Менделя»Цель урока: углубить теоретические основы закона независимого наследования признаков Грегора ...

5 КЛАСС. УРОК №14 Тема раздела учебного раздела: «Музыка и литература» Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

5 КЛАСС.УРОК №14Тема раздела учебного раздела: «Музыка и литература»Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет....