открытый урок на тему: Дигибридное скрещивание
план-конспект урока по биологии (10 класс)
Тема: «Дигибридное скрещивание.
Закон независимого наследования признаков Грегора Менделя»
Цель урока:
углубить теоретические основы закона независимого наследования признаков Грегора Менделя
Задачи:
- Образовательные: углубить и систематизировать знания о механизмах дигибридного скрещивания,объяснить его цитологические основы.
- Развивающие: продолжить формирование умений пользоваться генетической терминологией, символикой, записывать алгоритм решения генетических задач.
- Воспитательные: способствовать развитию у учащихся умения правильно строить ответы, умения вести диалог и работать в парах, фронтально и индивидуально, осуществлять адекватный выбор задания по своим возможностям в ситуации выбора.
Тип урока: урок-исследование с элементами технологии развивающего и проблемного обучений.
Форма проведения: индивидуальная, парная.
Методы: исследовательская работа, практикум по решению задач.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Изучение нового материала.
- Первичное закрепление знаний.
- Применение приобретенных знаний.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_17.01.2017urok_.docx | 26.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Дигибридное скрещивание.
Закон независимого наследования признаков Грегора Менделя»
Цель урока:
углубить теоретические основы закона независимого наследования признаков Грегора Менделя
Задачи:
- Образовательные: углубить и систематизировать знания о механизмах дигибридного скрещивания, объяснить его цитологические основы.
- Развивающие: продолжить формирование умений пользоваться генетической терминологией, символикой, записывать алгоритм решения генетических задач.
- Воспитательные: способствовать развитию у учащихся умения правильно строить ответы, умения вести диалог и работать в парах, фронтально и индивидуально, осуществлять адекватный выбор задания по своим возможностям в ситуации выбора.
Тип урока: урок-исследование с элементами технологии развивающего и проблемного обучений.
Форма проведения: индивидуальная, парная.
Методы: исследовательская работа, практикум по решению задач.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Изучение нового материала.
- Первичное закрепление знаний.
- Применение приобретенных знаний.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Ход урока:
Этапы урока | Формы организации взаимодействия с учащимися на уроке | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент
| Мотивация студентов Гарварда | Приветствует, проверка готовности и настрой на урок, мотивация учащихся | Приветствуют, проверяют свою готовность к уроку |
Актуализация знаний
| Мини-проверочная работа с карточек, взаимопроверка | Проводит мини- проверочную работу, показывает правильные ответы и критерии её оценивания. | Пишут на листочках ответы Проводят взаимопроверку Отвечают на вопросы учителя Проводят взаимопроверку |
Изучение нового материала
| Проблемное изложение, частично-поисковая деятельность, опора на теоретические знания в сочетании с развитием практических умений и навыков обучаемых | Организация самостоятельной поисковой деятельности обучаемых по решению учебных проблем. | Самостоятельный поиск путей и способов решения проблемы, работа в парах |
Первичное осмысление и закрепление
| Самостоятельная поисковая работа – решение задач по генетике, применение знаний в новых ситуациях. (Самостоятельное решение одной из задач, предлагаемых на выбор). | Раздает карточки с генетическими задачами | Анализ текста задачи. Самостоятельное решение одной из задач, предлагаемых на выбор. |
Домашнее задание
| Разноуровневое домашнее задание: обязательный, продвинутый уровни и творческое задание (первое и второе задания выполняют обязательно, третье - по желанию учащихся) | Раздает домашние задания | Знакомятся с текстом домашнего задания |
Рефлексия
| Докончить предложения: - Я научился … - Мне показалось трудным… - Мне понравилось… - Мне необходимо обратить внимание на … | Проводит подведение итогов урока | Рефлексия учащимися собственной деятельности. Высказывают свое мнение по итогам урока |
Задания проверочной работы
- Как называется организм, имеющий генотип АА? 1) гомозигота по доминантному признаку 2) гомозигота по рецессивному признаку 3) гетерозигота 4) дигетерозигота
- Сколько типов гамет образует зигота Аа? 1) 1 2) 2 3) 4 4) 8
- Совокупность всех генов организма называется… 1) геном 2) генофонд 3) генотип 4) фенотип
- Как называется совокупность всех внешних и внутренних признаков организма? 1) генотип 2) геном 3) фенотип 4) код ДНК
- У человека карий цвет глаз (А) доминирует над голубым (а). Каков генотип кареглазого гетерозиготного человека? 1) АА 2) Аа 3) Вв 4) аа
- Какую группу крови по системе АВО имеет человек с генотипом IBio? 1) I 2) II 3) III 4) IV
Задания проверочной работы
- Как называется организм, имеющий генотип АА? 1) гомозигота по доминантному признаку 2) гомозигота по рецессивному признаку 3) гетерозигота 4) дигетерозигота
- Сколько типов гамет образует зигота Аа? 1) 1 2) 2 3) 4 4) 8
- Совокупность всех генов организма называется… 1) геном 2) генофонд 3) генотип 4) фенотип
- Как называется совокупность всех внешних и внутренних признаков организма? 1) генотип 2) геном 3) фенотип 4) код ДНК
- У человека карий цвет глаз (А) доминирует над голубым (а). Каков генотип кареглазого гетерозиготного человека? 1) АА 2) Аа 3) Вв 4) аа
- Какую группу крови по системе АВО имеет человек с генотипом IBio? 1) I 2) II 3) III 4) IV
Задания проверочной работы
- Как называется организм, имеющий генотип АА? 1) гомозигота по доминантному признаку 2) гомозигота по рецессивному признаку 3) гетерозигота 4) дигетерозигота
- Сколько типов гамет образует зигота Аа? 1) 1 2) 2 3) 4 4) 8
- Совокупность всех генов организма называется… 1) геном 2) генофонд 3) генотип 4) фенотип
- Как называется совокупность всех внешних и внутренних признаков организма? 1) генотип 2) геном 3) фенотип 4) код ДНК
- У человека карий цвет глаз (А) доминирует над голубым (а). Каков генотип кареглазого гетерозиготного человека? 1) АА 2) Аа 3) Вв 4) аа
- Какую группу крови по системе АВО имеет человек с генотипом IBio? 1) I 2) II 3) III 4) IV
Задания проверочной работы
- Как называется организм, имеющий генотип АА? 1) гомозигота по доминантному признаку 2) гомозигота по рецессивному признаку 3) гетерозигота 4) дигетерозигота
- Сколько типов гамет образует зигота Аа? 1) 1 2) 2 3) 4 4) 8
- Совокупность всех генов организма называется… 1) геном 2) генофонд 3) генотип 4) фенотип
- Как называется совокупность всех внешних и внутренних признаков организма? 1) генотип 2) геном 3) фенотип 4) код ДНК
- У человека карий цвет глаз (А) доминирует над голубым (а). Каков генотип кареглазого гетерозиготного человека? 1) АА 2) Аа 3) Вв 4) аа
- Какую группу крови по системе АВО имеет человек с генотипом IBio? 1) I 2) II 3) III 4) IV
Задачи по генетике
- У матери первая группа крови, а у отца – третья. Могут ли дети унаследовать группу крови своей матери? Рассмотрите все возможные случаи.
- У человека карий цвет глаз (А) доминирует над голубым (а), а способность лучше владеть правой рукой (В) над леворукостью (в), причем гены обоих признаков находятся в различных хромосомах. Кареглазый правша женится на голубоглазой левше. Какое потомство в отношении указанных признаков следует ожидать в такой семье? Рассмотрите 2 случая: 1) Когда мужчина гомозиготен по обоим признакам. 2) Когда мужчина гетерозиготен по обоим признакам?
- У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких, а широкие пушистые брови – над нормальными. Женщина с длинными ресницами и широкими пушистыми бровями, у отца которой были короткие ресницы и нормальные брови, вышла замуж за мужчину с доминантными признаками, гомозиготного по обеим аллелям. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы возможного потомства.
Задачи по генетике
- У матери первая группа крови, а у отца – третья. Могут ли дети унаследовать группу крови своей матери? Рассмотрите все возможные случаи.
- У человека карий цвет глаз (А) доминирует над голубым (а), а способность лучше владеть правой рукой (В) над леворукостью (в), причем гены обоих признаков находятся в различных хромосомах. Кареглазый правша женится на голубоглазой левше. Какое потомство в отношении указанных признаков следует ожидать в такой семье? Рассмотрите 2 случая: 1) Когда мужчина гомозиготен по обоим признакам. 2) Когда мужчина гетерозиготен по обоим признакам?
- У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких, а широкие пушистые брови – над нормальными. Женщина с длинными ресницами и широкими пушистыми бровями, у отца которой были короткие ресницы и нормальные брови, вышла замуж за мужчину с доминантными признаками, гомозиготного по обеим аллелям. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы возможного потомства.
Задачи по генетике
- У матери первая группа крови, а у отца – третья. Могут ли дети унаследовать группу крови своей матери? Рассмотрите все возможные случаи.
- У человека карий цвет глаз (А) доминирует над голубым (а), а способность лучше владеть правой рукой (В) над леворукостью (в), причем гены обоих признаков находятся в различных хромосомах. Кареглазый правша женится на голубоглазой левше. Какое потомство в отношении указанных признаков следует ожидать в такой семье? Рассмотрите 2 случая: 1) Когда мужчина гомозиготен по обоим признакам. 2) Когда мужчина гетерозиготен по обоим признакам?
- У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких, а широкие пушистые брови – над нормальными. Женщина с длинными ресницами и широкими пушистыми бровями, у отца которой были короткие ресницы и нормальные брови, вышла замуж за мужчину с доминантными признаками, гомозиготного по обеим аллелям. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы возможного потомства.
Задачи по генетике
- У матери первая группа крови, а у отца – третья. Могут ли дети унаследовать группу крови своей матери? Рассмотрите все возможные случаи.
- У человека карий цвет глаз (А) доминирует над голубым (а), а способность лучше владеть правой рукой (В) над леворукостью (в), причем гены обоих признаков находятся в различных хромосомах. Кареглазый правша женится на голубоглазой левше. Какое потомство в отношении указанных признаков следует ожидать в такой семье? Рассмотрите 2 случая: 1) Когда мужчина гомозиготен по обоим признакам. 2) Когда мужчина гетерозиготен по обоим признакам?
- У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких, а широкие пушистые брови – над нормальными. Женщина с длинными ресницами и широкими пушистыми бровями, у отца которой были короткие ресницы и нормальные брови, вышла замуж за мужчину с доминантными признаками, гомозиготного по обеим аллелям. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы возможного потомства.
Домашнее задание (задания 1 и 2 – обязательные, 3 – по желанию)
- У сорго темная окраска зерна доминирует над светлой. 1) Какая окраска зерен будет у сорго, полученного от скрещивания гомозиготной темнозерной формы со светлозерной? 2) Что получится от скрещивания между собой таких гибридов (особей из F1)? Какой результат даст скрещивание гетерозиготной формы с гомозиготной рецессивной особью?
- В родильном доме перепутали двух детей. Родители одного из них имеют первую и вторую группы крови, родители другого – вторую и четвертую. Определите, кто чей ребенок?
- Придумать одну или несколько задач на дигибридное скрещивание и решить их.
Домашнее задание (задания 1 и 2 – обязательные, 3 – по желанию)
- У сорго темная окраска зерна доминирует над светлой. 1) Какая окраска зерен будет у сорго, полученного от скрещивания гомозиготной темнозерной формы со светлозерной? 2) Что получится от скрещивания между собой таких гибридов (особей из F1)? Какой результат даст скрещивание гетерозиготной формы с гомозиготной рецессивной особью?
- В родильном доме перепутали двух детей. Родители одного из них имеют первую и вторую группы крови, родители другого – вторую и четвертую. Определите, кто чей ребенок?
- Придумать одну или несколько задач на дигибридное скрещивание и решить их.
Домашнее задание (задания 1 и 2 – обязательные, 3 – по желанию)
- У сорго темная окраска зерна доминирует над светлой. 1) Какая окраска зерен будет у сорго, полученного от скрещивания гомозиготной темнозерной формы со светлозерной? 2) Что получится от скрещивания между собой таких гибридов (особей из F1)? Какой результат даст скрещивание гетерозиготной формы с гомозиготной рецессивной особью?
- В родильном доме перепутали двух детей. Родители одного из них имеют первую и вторую группы крови, родители другого – вторую и четвертую. Определите, кто чей ребенок?
- Придумать одну или несколько задач на дигибридное скрещивание и решить их.
Домашнее задание (задания 1 и 2 – обязательные, 3 – по желанию)
- У сорго темная окраска зерна доминирует над светлой. 1) Какая окраска зерен будет у сорго, полученного от скрещивания гомозиготной темнозерной формы со светлозерной? 2) Что получится от скрещивания между собой таких гибридов (особей из F1)? Какой результат даст скрещивание гетерозиготной формы с гомозиготной рецессивной особью?
- В родильном доме перепутали двух детей. Родители одного из них имеют первую и вторую группы крови, родители другого – вторую и четвертую. Определите, кто чей ребенок?
- Придумать одну или несколько задач на дигибридное скрещивание и решить их.
Домашнее задание (задания 1 и 2 – обязательные, 3 – по желанию)
- У сорго темная окраска зерна доминирует над светлой. 1) Какая окраска зерен будет у сорго, полученного от скрещивания гомозиготной темнозерной формы со светлозерной? 2) Что получится от скрещивания между собой таких гибридов (особей из F1)? Какой результат даст скрещивание гетерозиготной формы с гомозиготной рецессивной особью?
- В родильном доме перепутали двух детей. Родители одного из них имеют первую и вторую группы крови, родители другого – вторую и четвертую. Определите, кто чей ребенок?
- Придумать одну или несколько задач на дигибридное скрещивание и решить их.
Домашнее задание (задания 1 и 2 – обязательные, 3 – по желанию)
- У сорго темная окраска зерна доминирует над светлой. 1) Какая окраска зерен будет у сорго, полученного от скрещивания гомозиготной темнозерной формы со светлозерной? 2) Что получится от скрещивания между собой таких гибридов (особей из F1)? Какой результат даст скрещивание гетерозиготной формы с гомозиготной рецессивной особью?
- В родильном доме перепутали двух детей. Родители одного из них имеют первую и вторую группы крови, родители другого – вторую и четвертую. Определите, кто чей ребенок?
- Придумать одну или несколько задач на дигибридное скрещивание и решить их.
Домашнее задание (задания 1 и 2 – обязательные, 3 – по желанию)
- У сорго темная окраска зерна доминирует над светлой. 1) Какая окраска зерен будет у сорго, полученного от скрещивания гомозиготной темнозерной формы со светлозерной? 2) Что получится от скрещивания между собой таких гибридов (особей из F1)? Какой результат даст скрещивание гетерозиготной формы с гомозиготной рецессивной особью?
- В родильном доме перепутали двух детей. Родители одного из них имеют первую и вторую группы крови, родители другого – вторую и четвертую. Определите, кто чей ребенок?
- Придумать одну или несколько задач на дигибридное скрещивание и решить их.
Материалы к уроку:
Задания проверочной работы
- Как называется организм, имеющий генотип АА? 1) гомозигота по доминантному признаку 2) гомозигота по рецессивному признаку 3) гетерозигота 4) дигетерозигота
- Сколько типов гамет образует зигота Аа? 1) 1 2) 2 3) 4 4) 8
- Совокупность всех генов организма называется… 1) геном 2) генофонд 3) генотип 4) фенотип
- Как называется совокупность всех внешних и внутренних признаков организма? 1) генотип 2) геном 3) фенотип 4) код ДНК
- У человека карий цвет глаз (А) доминирует над голубым (а). Каков генотип кареглазого гетерозиготного человека? 1) АА 2) Аа 3) Вв 4) аа
- Какую группу крови по системе АВО имеет человек с генотипом IBio? 1) I 2) II 3) III 4) IV
Задачи по генетике
- У матери первая группа крови, а у отца – третья. Могут ли дети унаследовать группу крови своей матери? Рассмотрите все возможные случаи.
- У человека карий цвет глаз (А) доминирует над голубым (а), а способность лучше владеть правой рукой (В) над леворукостью (в), причем гены обоих признаков находятся в различных хромосомах. Кареглазый правша женится на голубоглазой левше. Какое потомство в отношении указанных признаков следует ожидать в такой семье? Рассмотрите 2 случая: 1) Когда мужчина гомозиготен по обоим признакам. 2) Когда мужчина гетерозиготен по обоим признакам?
- У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких, а широкие пушистые брови – над нормальными. Женщина с длинными ресницами и широкими пушистыми бровями, у отца которой были короткие ресницы и нормальные брови, вышла замуж за мужчину с доминантными признаками, гомозиготного по обеим аллелям. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы возможного потомства.
Домашнее задание (задания 1 и 2 – обязательные, 3 – по желанию)
- У сорго темная окраска зерна доминирует над светлой. 1) Какая окраска зерен будет у сорго, полученного от скрещивания гомозиготной темнозерной формы со светлозерной? 2) Что получится от скрещивания между собой таких гибридов (особей из F1)? Какой результат даст скрещивание гетерозиготной формы с гомозиготной рецессивной особью?
- В родильном доме перепутали двух детей. Родители одного из них имеют первую и вторую группы крови, родители другого – вторую и четвертую. Определите, кто чей ребенок?
- Придумать одну или несколько задач на дигибридное скрещивание и решить их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"
Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"...
Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"
Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"...
10 класс Урок по теме: дигибридное, моногибридное анализирующее скрещивание
Урок-проек, где учащиеся с помощью моделей гороха сами определяют получившийся результат....
Разработка урока по теме: "Дигибридное скрещивание.Третий закон Менделя"
Разработка урока по теме: "Дигибридное скрещивание.Третий закон Менделя"...
Открытый урок по биологии Дигибридное скрещивание.Третий закон Г. Менделя
Министерство образования и науки Республики ТываГБПОУ РТ «Тувинский техникум агротехнологий» Разработка открытого урока по дисциплине «Биология»на тему:«Дигибр...
Презентация к уроку генетики по теме "Дигибридное скрещивание" 9 класс
Презентация к уроку генетики по теме "Дигибридное скрещивание"...
открытый урок на тему: Дигибридное скрещивание
Тема: «Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков Грегора Менделя»Цель урока: углубить теоретические основы закона независимого наследования признаков Грегора ...