Поурочно-тематическое планирование по биологии в 9 классе ( 1 час в неделю . 70 часов )
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) на тему
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programma_9_klass.doc | 290 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";
- Примерные программы основного общего образования по биологии.
- Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. Авторы В.В.Пасечник, В.В. Латюшин, В.М.Пакулова.
- Перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011г. N 2885 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год";
- Учебный план школы на 2013/2014 учебный год, утверждённый решением Педагогического совета от __.__.2013. Протокол № __.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа выполняет две основные функции: информационно – методическую позволяющую всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного предмета и организационно- планирующую, которая предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом этапе.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы с внесенными в неё изменениями. Изменения внесены с учетом примерной программы по биологии и стандарта основного общего образования по биологии. В теме 2 «Эволюция» экскурсия была заменена на лабораторную работу «Причины многообразия видов в природе».
Данный учебный курс входит в курс естественно-научного цикла знаний.
Цель обучения в 9 классе – обобщение знаний о жизни и уровнях её организации, раскрыть мировоззренческие вопросы о происхождении и развитие жизни на Земле, обобщить и углубить понятия об эволюционном развитии организмов, полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственность связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены разделы и темы, изучаемые в общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощенно в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учётом образовательного уровня.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценке знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачёты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Исходя из особенностей построения программы и в целях формирования у обучающихся ключевых компетенций на уроках используются следующие методы обучения:
- словесные: беседа, дискуссия , рассказ, объяснение , работа с книгой, решение проблемных задач;
- наглядные: таблицы, демонстрации, рисунки, технические и интерактивные средства обучения;
- практические: упражнения, индивидуальная, самостоятельная работа, создание проектов;
- контроль: устный индивидуальный и фронтальный опрос, взаимоконтроль, тесты разного уровня.
Результаты обучения, которые сформулированы в деятельстной форме и полностью соответствуют образовательному стандарту, приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников». Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой по биологии. Нумерация лабораторных работ (в виду специфики курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные работы являются этапами в комбинированном уроке и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Согласно действующему школьному учебному плану рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю (70 часов в год).
Рабочая программа сориентирована на использование учебника: А.А.Коменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник, «Ведение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 2006.- 304 с.
Критерии оценивания
оценка | Устный ответ | Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. | Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по предметам. | Оценка умений проводить наблюдения. |
5 | 1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; 2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутри предметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов; 3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям. | 1. выполнил работу без ошибок и недочетов; 2. допустил не более одного недочета. | Если ученик: 1. правильно определил цель опыта; 2. выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; 3. самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; 4. научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы; 5. правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы). 6. проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы). 7. эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. | если ученик: 1. правильно по заданию учителя провел наблюдение; 2. выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса); 3. логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы. |
4 | 1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины; 3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ. | Если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: 1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета; 2. или не более двух недочетов. | Если ученик выполнил требования к оценке "5", но: 1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений; 2. или было допущено два-три недочета; 3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета, 4. или эксперимент проведен не полностью; 5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные. | Если ученик: 1. правильно по заданию учителя провел наблюдение; 2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные; 3. допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов. |
3 | 1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; 2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; 3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. 4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; 5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении; 6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий; 7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте; 8. обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки. | Если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: 1. не более двух грубых ошибок; 2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; 3. или не более двух-трех негрубых ошибок; 4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. | Если ученик: 1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы; 2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов; 3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 класс); 4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя. | 1. допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя; 2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые; 3. допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов. |
2 | 1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. 2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. 3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. | Если ученик: 1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; 2. или если правильно выполнил менее половины работы. | Если ученик: 1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; 2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; 3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3"; 4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя. | Если ученик: 1. допустил 3 - 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя; 2. неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса); 3. опустил 3 - 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов. |
Программа предусматривает следующие формы контроля: - практические: упражнения, индивидуальные творческие задания, самостоятельная работа;
- контроль: устный индивидуальный и фронтальный опрос, контрольные работы в виде разноуровневых тестов, зачеты.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Количество часов | ||
Всего | в том числе | |||
Лабораторные работы/экскурсии | Контрольные работы | |||
1 | Введение. | 2 | ||
2 | Раздел I.Уровни организации живой природы. | 54 из них: | 3/1 из них: | 4 |
3 | 1.1Молекулярный уровень | 10 | 1 | |
4 | 1.2 Клеточный уровень | 15 | 1 | 1 |
5 | 1.3 Организменный уровень | 14 | 1 | 1 |
6 | 1.4 Популяционно-видовой уровень | 3 | 1 | |
7 | 1.5 Экосистемный уровень | 7 | 0/1 | 1 |
8 | 1.6 Биосферный уровень | 5 | 1 | |
9 | Раздел II. Эволюция | 7 | 1 | |
10 | Раздел III. Возникновение и развитие жизни | 7 | 1/1 | 1 |
ИТОГО | 70 | 5/2 | 6 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
- Введение». 2ч.
Биология как наука и методы её исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
- I. Уровни организации живой природы. (54 часов).
- 1.1 Молекулярный уровень (10 часов).
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
- 1.2 Клеточный уровень (15 часов).
Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты и эукариоты. Автотрофы и гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост и развитие, жизненные циклы клетки. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Демонстрации модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-апплекаций, иллюстрирующих деление клетки; расщепления перекиси водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
Лабораторные работы. Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.
- 1.3 Организменный уровень (14 часов).
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.
Демонстрации микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторные работы. Выявление изменчивости организмов
- 1.4 Популяционно-видовой уровень (3 часа).
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция – форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.
Демонстрации гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.
Лабораторная работа. Изучение морфологического критерия вида.
- 1.5 Экосистемный уровень (8 часов).
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биогеоценозы. Экологические сукцессии.
Демонстрации коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.
Экскурсия в биогеоценоз.
- 1.6 Биосферный уровень (4 часов).
Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.
Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек».
- II. Эволюция (7 часов).
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и её относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрации живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость и наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
Лабораторная работа. Причины многообразия видов в природе.
- III. Возникновение и развитие жизни (7 часов).
Взгляды и гипотезы, теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.
Лабораторная работа. Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
Экскурсия в краеведческий музей.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ.
Называть:
- Общие признаки живого организма;
- Основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов, семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;
- Причины и результат эволюции.
- Приводить примеры:
- Усложнения растений и животных в процессе эволюции;
- Природных и искусственных сообществ;
- Изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;
- Наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных.
Приводить примеры:
- усложнения растений и животных в процессе эволюции;
- природных и искусственных сообществ;
- изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;
- наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;
Характеризовать:
- Строение и функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;
- Деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;
- Строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, животного, растительного организмов, организма человека, лишайника как комплексного организма;
- Обмен веществ и превращения энергии;
- Роль ферментов и витаминов в организме;
- Питание автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
- Дыхание, передвижение веществ, выделение клеточных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
- Иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;
- Размножение и рост, развитие бактерии, грибов, растений и животных, особенности развития и размножения человека;
- Вирусы как неклеточные формы жизни;
- Среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
- Природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
- Искусственные сообщества, роль человека в их продуктивности.
Обосновывать:
- Взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
- Родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;
- Особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;
- обосновывать роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;
- -обосновывать влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека и его потомство;
- -обосновывать меры профилактики проявления вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомания), нарушения осанки и плоскостопия;
- Влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;
- Роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере.
Распознавать:
- организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;
- клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;
- наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы;
Сравнивать:
- Строения и функции клеток растений и животных;
- Организмы прокариот и эукариот, автотрофы и гетеротрофы;
- Семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы.
Применять знания:
- О строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приёмов их выращивания, мер охраны;
- О строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;
- О строении и жизнедеятельности бактерий и вирусов, грибов для обоснования приёмов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;
- О видах и популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;
- О движущих силах эволюции для объяснения её результатов: приспособленности организмов и многообразии видов.
Делать выводы:
- О клеточном строении организмов всех царств живой природы;
- О родстве и единстве органического мира;
- Об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных;
Наблюдать
- Сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных;
- Результаты опытов по изучению жизнедеятельности организмов.
Соблюдать правила:
- Приготовления микропрепаратов и рассматривание их под микроскопом;
- Наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
- Проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных;
- Бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
- Здорового образа жизни, его личной и общественной гигиены; профилактики отравлений ядовитыми грибами, растениями.
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА
Учебно-управленческие умения. | Учебно-информационные умения. | Учебно-логические умения. |
. 1)Вносить необходимые изменения в содержание, объем учебной задачи, в последовательность и время ее выполнения. | 1) Составлять тезисы письменного текста. 2) Составлять аннотацию письменного текста. 3) Составлять рецензию письменного текста. 4) Составлять реферат по определенной теме. 5) Составлять конспект устного текста. 6) Составлять доклад устного текста. 7) Определять исходя из учебной задачи необходимости использование наблюдения или эксперимента. 8) Самостоятельно формировать программу эксперимента, включающую следующие основные позиции: а) Цель эксперимента. б) Объект и предмет эксперимента. в) Гипотеза. г) Способы и условия проверки гипотезы. д) способы регистрации процесса и результатов эксперимента. е) Способы обработки и интерпретации полученной информации | 1) Определять свойства объекта, т.е. устанавливать свойства, порожденные взаимосвязью компонентов, но им не принадлежащие. 2) Определять отношения объекта с другим объектом. 3) Определять Существенные признаки объекта. 4) Выполнять неполное комплексное сравнение, т.е. устанавливать либо только сходство, либо различие по нескольким аспектам. 5) Осуществить индуктивное обобщение, т.е. определять общие существенные признаки двух и более объектов и фиксировать их в форме понятия или суждения. 6) Осуществлять классификацию, делить род (класс) на виды (подвиды) на основе установления признаков объекта, составляющих род. 7) Различать родовое и видовое понятия. 8) Различать объем и содержание понятий, т.е. определяемые объекты и совокупность их существенных признаков. 9) Различать компоненты доказательства, т.е. тезис, аргумент и форму доказательства |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
Программы и литература | Учебники и учебные пособия | Учебное оборудование |
1. Рабочие программы по биологии (по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечника; И.Н.Понамаревой) / авт. - сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. 2-е изд. Стереотип. – М.: Глобус, 2008. – 464 с. – ( Новый образовательный стандарт). 2. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника/ авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – М.Дрофа, 2009. -92,(4) с. | 1.Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. -8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 303 (1) с.: ил. 2. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Биология. Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе, М., «просвещение», 2006 3. Банколе А.В., Васильева Г.Д. Биология. Ответы на экзаменационные вопросы. 9 класс, М., «Айрис Пресс», 2005 4. Мухамеджанов И.Р. Тесты, зачеты, блицопросы, БИОЛОГИЯ. 10-11 классы, М., «ВАКО», 2007 г. 5. Сборник нормативных документов. Естествознание / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 47, /1/ с. 6. Калинова Г.С. Биология: сб. заданий для экзамена в 9 кл.: пособие для учителя / Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова; ( под ред. Г.С. Ковалевой). – М.: Просвещение, 2006. – 112 с. – (Итоговая аттестация) 7. 10. Т.С. Сухова. Тесты. Биология 6-11 классы./ Учебно-методическое пособие.-5-е, стереотип. – М.Дрофа – 2001г.- 80 с. 8. Т.С.Сухова. Контрольные и проверочные работы по биологии. 9-11 классы./Методическое пособие/ М. Дрофа – 2001 г. – 127 с. 9. Биология в таблицах. 6-11 классы: справочное пособие / авт. – сост. Т.А.Козлова, В.С. Кучменко. – 9-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 234, /6/с. 10. Т.В. Модестова. Понятия и определения. Биология. Справочник школьника. / Издательский Дом «Литера»- Санкт- Петербург -2006г. – 95с. 11.Анишкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. / Художники Янаев В.Х., Куров В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 128 с., ил. (Серия: «Учиться надо весело»). 12. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы/ авт.-сост. М.М.Богданарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 174 с. 13. Агеева И.Д. Весёлая биология на уроках и праздниках: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 352 с. | 1. Оптическая: Лупы ручные; микроскоп «Юннат 2П 2. Комплект посуды и принадлежностей для опытов. 3. Портреты выдающихся биологов 4. Таблицы Пугал Н.А. Уровни организации живой природы» 5. Таблицы демонстрационные «Растение и окружающая среда». 6. Таблицы демонстрационные «Растение – живой организм». 7. Фенологические наблюдения. 8. Видеофильмы «Биология 1-2-3, 4, 5». 9. Слайд – альбомы: «Цитология и генетика», «Эволюция». 10. Микропрепараты по общей биологии. 11. Модели – аппликации: динамическое пособие «Ди- и моногибридные скрещивания» 12. Гербарии: «Основные группы растений», «Растительные сообщества». 13. Наборы муляжей: Овощей, фруктов, грибов. 14. Набор таблиц по общей биологии, генетике, эволюции. 15. CD - диск Экология:1С: Школа, 10 – 11 класс. 16. CD – disk Виртуальная школа КИМ «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология. 11 класс 17. CD – disk Общая биология. Растительные сообщества. Интерактивное наглядное пособие. 18. CD – disk Наглядная биология. Эволюционное учение. 10-11 класс 19. CD – disk Биология. Строение и жизнедеятельность организма человека. Интегрированное интерактивное наглядное пособие. Техническое обеспечение:
|
№ п./п. | Дата | Тема | Цели урока | Основной материал | Д/з. | ЗУН | Оборудование | Межпредметные связи | Контроль | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
«Введение». (2часа). | ||||||||||||
1. | Биология – наука о жизни. Методы исследования в биологии. | Дать понятие об уровнях организации жизни: молекулярном, клеточном, организменном, популяционно-видовом и тд; дать представление о науке биологии как комплексе наук, о методах изучения живой природы, об основных этапах научного исследования. | Уровни жизни, царства живого, дифференцированные и интегрированные биологические науки. Методы изучения живой природы и их характеристика: эксперимент, описание, исторический метод, гипотезы и законы | §1,2 | Знать и уметь распознавать уровни жизни, царства живого, дифференцированные и интегрированные биологические науки, методы изучения живой природы и их характеризовать эксперимент, описание, исторический метод, гипотезы и законы | С.Мамонтов. Основы биологии, с. 7-8 | История. | |||||
2. | Сущность жизни и свойства живого. | Дать понятие о современных научных представлениях, о сущности жизни; общие признаки живого организма. | Признаки живого организма, свойства; сравнение живого и неживого. | §3 | Называть признаки живого организма, характеризовать эти свойства; проводить сравнение живого и неживого. | Таблицы. Схемы. | Опрос. | |||||
Раздел1. Уровни организации живой природы. (54 часа). | ||||||||||||
1.1 Молекулярный уровень (10 часов). | ||||||||||||
3. | Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень. | Дать понятие об элементах, входящих в строение организма животных, их свойствах и значении. | Свойства и значение элементов, входящих в состав живого. Процессы и механизмы, происходящие в живых организмах. | §1.1 * зад. 12-14 | Называть свойства и значение элементов, входящих в состав живого. Обосновывать процессы и механизмы, происходящие в живых организмах. | Таблицы, схемы. | Беседа. | |||||
4. | Углеводы. | Дать понятие об углеводах, их функциях в организме. | Вещества, входящие в состав углеводов, их функции, классификацию, общую формулу, примеры. Принадлежность углеводов к биополимерам. | §1.2 * зад. 15-16, §1.3 * зад. 17-18 | Называть вещества, входящие в состав углеводов, знать их функции, классификацию, общую формулу, приводить примеры. Обосновывать принадлежность углеводов к биополимерам. | Рисунки учебника. | Химия. | С/р. | ||||
5. | Липиды. | Дать понятие об липидах, их функциях в организме. | Вещества, входящие в состав липидов, их функции, классификацию, общую формулу, примеры. Принадлежность липидов к биополимерам. | §1.3 * зад. 17-18 | Называть вещества, входящие в состав углеводов, знать их функции, классификацию, общую формулу, приводить примеры. Обосновывать принадлежность ипидов к биополимерам. | Рисунки учебника. | Химия. | Опрос | ||||
6. | Состав и строение белков. | Дать понятие о составе и строении белковых молекул, их свойствах и функциях. | Мономеры белковых молекул и его составляющие, уровни организации, функции белков, процесс образования пептидной цепи | §1.4, 1.5 * зад. 19-24 | Называть мономеры белковых молекул и его составляющие, уровни организации, перечислять функции белков, объяснять процесс образования пептидной цепи | Рисунки. Демонстрационная модель белка. С. Мамонтов, В. Захаров Основы биологии. С. 23-27 | Химия. | Тест. | ||||
7. | Функции белков. | Дать понятие о свойствах и функциях белков. | функции белков: каталитическая, пластическая, двигательная, транспортная, защитная, регуляторная, сигнальная и дт. | §1.5 * зад. 19-24 | Перечислять функции белков, объяснять их значение. | Рисунки. Демонстрационная модель белка. С. Мамонтов, В. Захаров Основы биологии. С. 23-27 | Химия. | |||||
8. | Нуклеиновые кислоты. | Дать понятие о типах нуклеиновых кислот (ДНК, РНК). О функциях ДНК и РНК , типы РНК. | Типы нуклеиновых кислот, составляющие мономеров ДНК и РНК, особенности строения нуклеиновых кислот, значение НК в организме. | §1.6 * зад. 25-29, сообщение: Витамины, их роль в организме человека. Открытие витаминов. Авитаминозы, | Давать определение терминам. Перечислять типы нуклеиновых кислот, называть составляющие мономеров ДНК и РНК, характеризовать особенности строения нуклеиновых кислот, обосновывать значение НК в организме. | Рисунки. Демонстрационная модель ДНК. С. Мамонтов, В. Захаров Основы биологии. С. 28-31 | Химия. | Фронтальный опрос. | ||||
9. | АТФ и другие органические соединения. | Дать представление о строении молекулы АТФ (схема), ее функции. Дать представление о роли витаминов в организме, классификацию витаминов. | Составляющие нуклеотида АТФ (АДФ, АМФ), различные группы витаминов, особенности строения молекул, роль витаминов в организме. | §1.7 * зад. 30-31 | Давать определение терминам. Перечислять составляющие нуклеотида АТФ (АДФ, АМФ), различные группы витаминов, характеризовать особенности строения молекул, объяснять роль витаминов в организме. | Рисунки в учебнике. | Химия. | Решение задач. | ||||
10. | Биологические катализаторы. | Дать определение ферментам и механизмам катализа, дать представление о роле ферментов в организме, представление о коферменте. | Перечислять факторы, обеспечивающие скорость ферментативных реакций, свойства ферментов, образование комплекса «фермент-вещество» | §1.8 * зад. 32-34, подготовка сообщений по теме «Вирусы» | Давать определение терминам, перечислять факторы, обеспечивающие скорость ферментативных реакций, характеризовать свойства ферментов, объяснять образование комплекса «фермент-вещество» | Рисунки в учебнике, сообщения о вирусах гриппа, вирусной мозаики табака, чума и тд. | Химия. | Опрос, карточки. | ||||
11. | Вирусы. | Дать понятие о вирусах, их строении и функционировании вирусов, о способах борьбы со СПИДом. | Элементы, входящие в состав вирусной частицы, способы борьбы со СПИДом, особенности строения и функции вирусов, особенности различных вирусных заболеваний и их профилактики. Принадлежность вирусов к живым организмам. | §1.9 * зад. 35-38, подг. К к/р. | Перечислять элементы, входящие в состав вирусной частицы, способы борьбы со СПИДом, характеризовать особенности строения и функции вирусов, особенности различных вирусных заболеваний и их профилактики. Объяснять принадлежность вирусов к живым организмам. | Рисунки в учебнике, сообщения о вирусах гриппа, вирусной мозаики табака, чума и тд. | Сообщения. | |||||
12. | Обобщение и контроль по теме «Молекулярный уровень организации живого.» | К/р., тест. | ||||||||||
1.2 Клеточный уровень (15 часов). | ||||||||||||
13. | Основные положения клеточной теории. | Дать понятие об основных положениях клеточной теории, авторах, о значении клеточной теории для развития биологии. | Великие ученые-микроскописты, основные положения клеточной теории, про- и эукариотические клетки животных и растений. | §2.1 * | Знать фамилии великих ученых-микроскопистов, характеризовать основные положения клеточной теории, приводить сравнения про- и эукариотических клеток, животных и растений. | Таблицы, фотографии, микропрепараты. | Беседа. | |||||
14. | Клеточная мембрана. | Дать понятие о строении и функциях наружной мембраны, пиноцитозе и фагоцитозе. | Строение клеточной мембраны, функции, способы проникновения веществ. | §2.2. | Уметь и знать термины, характеризовать строение клеточной мембраны, функции, способы проникновения веществ. | Таблицы, схемы. | Микробиология. | Фронтальный опрос. | ||||
15. | ЭПС. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы и тд. | Дать понятие о строении ЭПС, рибосом, и др. органоидов, объяснить наличие большого числа митохондрий в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами. | Органоиды клетки, характеризовать строение ЭПС и других органоидов, наличие большого числа митохондрий в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами. | § 2.4,2.5 | Знать и называть органоиды клетки, характеризовать строение ЭПС и других органоидов, объяснять наличие большого числа митохондрий в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами. | Таблицы, схемы. | Микробиология. | Викторина. | ||||
16. | Клеточный центр. Органоиды движения. | Дать понятие об клеточном центре и органоидах движения, объяснить отличительные признаки включений от органоидов клетки, приводить их примеры, выделить признаки примитивности прокариот по сравнению с эукариотами. | Элементы, входящие в состав клеточного центра и органоидов движения, сравнительная характеристика прокариот с эукариотами, признаки примитивности прокариот по сравнению с эукариотами. | §2.6,2.7 | Знать элементы, входящие в состав клеточного центра и органоидов движения, давать сравнительную характеристику прокариот с эукариотами, выделять признаки примитивности прокариот по сравнению с эукариотами. | Таблицы, схемы. | Микробиология. | Опрос. | ||||
17. | Ядро. Хромосомный набор. | Дать понятие о ди- и гаплоидном наборах хромосом, гаметах, гомологичности хромосом и тд. | Строение ядра. | §2.3 | Знать понятии темы, называть и описывать строение ядра. | Микробиология. | С/р. | |||||
18. | Изучение клеток растений и животных. | Дать понятие об особенностях строения растительных и животных клеток, грибной клетки. | Животная и растительная клетка, клетка гриба. | Повт. §2.2-2.7. | Уметь распознавать животную и растительную клетку, клетку гриба. Находить отличительные признаки эукариот, сравнивать строение и делать выводы. | Оборудование к практической работе, таблицы, схемы. | Лабораторная работа №1 «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом. » | |||||
19. | Строение прокариот. | Дать понятие об особенностях строения клеток прокариот. | Органоиды клетки прокариот. | Уметь распознавать органоиды клетки прокариот, сравнивать со строением клеток эукариот и делать выводы. | Оборудование к практической работе, таблицы, схемы. | Карточки. | ||||||
20. | Ассимиляция диссимиляция. Метаболизм. | Дать понятие о б особенностях обмена в клетке, обосновать взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции. | Обмен веществ, ассимиляция и диссимиляция. | §2.8. | Знать определения терминов характеризовать обмен веществ, обосновывать взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции. | Таблицы, схемы. | Фронтальный опрос. | |||||
21. | Энергетический обмен. | Дать понятие об энергетическом обмене , дыхание, биологическом окислении. | Вещества – источники энергии, продукты реакций, строение АТФ. | §2.9 | Знать определение терминов, называть вещества – источники энергии, продукты реакций, описывать строение АТФ. | Химия. | Тест. | |||||
22. | Питание клетки. Гетеротрофы. | Дать понятие о б гетеротрофных организмах, особенностях их питания, пояснить существование растений с гетеротрофным типом питания и организмах со смешанным типом питания. | Типы питания, фазы и продукты фотосинтеза, группы гетеротрофов. | §2.10-2.11 | Знать определения терминов, называть типы питания, фазы и продукты фотосинтеза, группы гетеротрофов. Приводить примеры автотрофов, гетеротрофов и организмов со смешанным типом питания. | Таблицы, схемы. | Химия. | Решение задач. | ||||
23. | Фотосинтез. | Дать понятие о фотосинтезе, его фазах, об автотрофных организмах. | фотосинтез, фазы его, содержание фотолиза, фото- и хемосинтезы. | §2.11 | Называть органы растения, где происходит процесс фотосинтеза, фазы его, анализировать содержание фотолиза, сравнивать фото- и хемосинтезы. | Ботаника. | Фронтальный опрос. | |||||
24. | Хемосинтез. | Дать понятие о хемосинтезе, его течении и значении в природе об автотрофных организмах. | хемосинтез. | §2.11 | Анализировать значение хемосинтеза в природе. | Схемы. Презентации. | География. | |||||
25. | Синтез белков в клетке. | Дать представление о генетическом коде, объяснить сущность процессов транскрипции и трансляции. Обосновать роль ферментов в синтезе белка, матричную функцию ДНК, смысл избыточности генетического кода. | Этапы биосинтеза белка, роль генетического кода, ферментов, матричная функция ДНК, смысл избыточности генетического кода. | §2.13 | Давать определения терминам, называть этапы биосинтеза белка, характеризовать и объяснять роль генетического кода, ферментов, матричную функцию ДНК, смысл избыточности генетического кода. | Таблицы, рисунки, схемы. | Химия. | Составление опорного конспекта. | ||||
26. | Деление клетки. Митоз. | Дать понятие о механизме деления клетки и способах размножения организмов., обосновать биологический смысл митоза. | Фазы митоза, характеризовать механизм деления клетки, биологический смысл митоза. | §2.14, подготовка к к/р. | Давать определения терминам, называть фазы митоза, характеризовать механизм деления клетки, объяснять биологический смысл митоза. | Микроскопы, микропрепараты, учебники. | Фронтальный опрос. | |||||
27. | Контрольно-обобщающий урок по теме «Клеточный уровень организации живого». | Повторить материал по размножению животных по учебнику 6 класса. | к/р. | |||||||||
1.3. Организменный уровень (14 часов). | ||||||||||||
28. | Размножение организмов. Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. | Дать понятие о стадиях гаметогенеза, о мейозе, механизме оплодотворения у растений и млекопитающих, обосновать необходимость большого числа сперматозоидов при наружном оплодотворении. | Стадии гаметогенеза, сущность и стадии мейоза, процесса оплодотворения. Характеристика хромосомного набора соматических и половых клеток. | §3.1,3.2,3.3 | Характеризовать стадии гаметогенеза, сущность и стадии мейоза, процесса оплодотворения. Проводить сравнительную характеристику хромосомного набора соматических и половых клеток. | Таблицы, рисунки, микроскоп. | Фронтальный опрос. | |||||
29. | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Постэмбриональный период. | Дать понятие о периодах онтогенеза, эмбрионального развития, постэмбрионального развития, его особенностях. | Периоды онтогенеза. Процессы, происходящие в каждом из периодов. Постэмбриональный период, примеры прямого и непрямого постэмбрионального развития. | §3.4. | Характеризовать периоды онтогенеза. Процессы, происходящие в каждом из периодов знать процессы, происходящие в постэмбриональный период, приводить примеры прямого и непрямого постэмбрионального развития.. | Таблицы, рисунки, влажные препараты, коллекции. | Генетика. | Тест. | ||||
30. | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Закон чистоты гамет. | Дать понятие о предмете генетике, генетических символах и терминах, о сути гибридологического метода, правиле единообразия гибридов первого поколения, законе чистоты гамет, правиле расщепления. Научить решать задачи на моногибридное скрещивание | Предмет изучения генетики, генетические термины, генетические символы и термины, суть гибридологического метода, правило единообразия гибридов первого поколения, закон чистоты гамет, правило расщепления, решение задач на моногибридное скрещивание | §3.5 | Характеризовать предмет изучения генетики, генетические термины, генетические символы и термины, суть гибридологического метода, правиле единообразия гибридов первого поколения, законе чистоты гамет, правиле расщепления, решать задачи на моногибридное скрещивание | Таблицы, схемы, модели. | Генетика, история. | Опрос по карточкам. | ||||
31. | Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. | Дать понятие о неполном доминировании и практическом применении анализирующего скрещивания. Научит решать задачи на неполное доминирование и анализирующее скрещивание. | Законы наследственности. Генотип и фенотип организмов, практического значения анализирующего скрещивания. Решение задач данного типа. | §3.6 | Характеризовать законы наследственности. Объяснять взаимосвязь генотипа и фенотипа организмов, практического значения анализирующего скрещивания. Решать задачи данного типа. | Таблицы, схемы. | Генетика. | Фронтальный опрос. | ||||
32. | Дигибридное скрещивание. | Дать понятие о дигибридном скрещивании, представление о независимом наследовании генов, научить решать задачи на дигибридное скрещивание. | Сущность закона независимого наследования генов. Решение задач данного типа. Виды взаимодействия аллельных генов. | §3.7 | Характеризовать законы наследственности. Раскрывать сущность закона независимого наследования генов. Решать задачи данного типа. Характеризовать виды взаимодействия аллельных генов. | Таблицы, рисунки. | Генетика. | Решение задач. | ||||
33. | Сцепленное наследование генов. Закон Т. Моргана. | Дать понятие о законе Моргана, обосновать биологическое значение перекреста хромосом, обосновать механизм сцепленного наследования. | Сущность закона Моргана. Механизм сцепленного наследования. | §3.8 | Характеризовать сущность закона Моргана. Объяснять механизм сцепленного наследования. | Таблицы, схемы. | Генетика. | Решение задач. | ||||
34. | Взаимодействие генов. | Дать понятие о различных видах взаимодействия генов. Тренировать в решении задач на различное взаимодействие неаллельных генов | Виды взаимодействия неаллельных генов. Решение задач. | §3.9, сообщение «Наследственные заболевания человека». | Характеризовать законы наследственности, виды взаимодействия неаллельных генов. Решать задачи. | Таблицы. Схемы. | Генетика. | Опрос. | ||||
35. | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | Дать понятие о признаках сцепленных с полом. Решать задачи на сцепленное с полом наследование. | Группы хромосом, механизм наследования признаков, сцепленных с полом. Решение задач на сцепленное с полом наследование. | §3.10 | Характеризовать группы хромосом, механизм наследования признаков, сцепленных с полом. Решать задачи на сцепленное с полом наследование. | Таблицы. Схемы. | ||||||
36. | Модификационная изменчивость. | Дать понятие о модификационной изменчивости, о влиянии внешних условий на проявление тех или иных признаков, дать представление о норме реакции организма на внешние условия. | Свойства живых организмов, наследственность и изменчивость, взаимосвязь генотипа и условий среды. Норму реакции организма на внешние условия. | §3.11 | Характеризовать свойства живых организмов, наследственность и изменчивость, объяснить взаимосвязь генотипа и условий среды. Характеризовать норму реакции организма на внешние условия. | Таблицы. Схемы. | Опрос. | |||||
37. | Л/р. «Выявление изменчивости организмов» | Тренировать в определении изменчивости, о влиянии внешних условий на проявление тех или иных признаков, дать представление о норме реакции организма на внешние условия. | Свойства живых организмов, наследственность и изменчивость, взаимосвязь генотипа и условий среды. Норму реакции организма на внешние условия. | §3.11 | Характеризовать свойства живых организмов, наследственность и изменчивость, объяснять взаимосвязь генотипа и условий среды. Характеризовать норму реакции организма на внешние условия. | Таблицы. Схемы. | Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости организмов» | |||||
38. | Мутационная изменчивость. | Дать понятие о мутациях, их видах, факторах, вызывающие мутации, проводить сравнительную характеристику мутаций различного вида. | Формы изменчивости, основные различия между модификациями и мутациями, виды мутаций и факторы. | §3.12, сообщение «Работы Н.И.Вавилова». | Характеризовать формы изменчивости, выделять основные различия между модификациями и мутациями, перечислять виды мутаций и факторы. Приводить примеры. | Схемы, микроскопы. | Генетика. | С/р. | ||||
39. | Основы селекции. Работы Н.В.Вавилова. | Дать понятие о селекции, объяснить общебиологические свойства, лежащие в основе возникновения новых сортов и пород. | Задачи и значение селекции, объяснять общебиологические свойства, лежащие в основе возникновения новых сортов и пород. Центры происхождения растений. | §3.13 | Характеризовать задачи и значение селекции, объяснять общебиологические свойства, лежащие в основе возникновения новых сортов и пород. Знать центры происхождения растений. | Таблицы, схемы, рисунки. | Селекция, история. | Сообщения. | ||||
40. | Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов. | Дать понятие об основных методах селекции, гибридизации, явлении гетерозиса, объяснить методику, позволяющую преодолеть стерильность межвидовых и родовых гибридов. | Основные методы селекции, гибридизации, явлении гетерозиса, методика, позволяющая преодолеть стерильность межвидовых и родовых гибридов. | §3.14, подготовка к к/р. | Характеризовать основные методы селекции, гибридизации, явлении гетерозиса, объяснить методику, позволяющую преодолеть стерильность межвидовых и родовых гибридов. | Коллекция семян. | Карточки. | |||||
41. | Контрольно-обобщающий урок по теме «Организменный уровень организации живого». | Обобщить полученные знания и навыки. | тест | к/р | ||||||||
1.4 Популяционно-видовой уровень (3 часа). | ||||||||||||
42. | Вид. Критерии вида. | Дать понятие о критериях вида, определение виду, обосновать биологические механизмы, препятствующие обмену генов между видами, объясняя бесплодность межвидовых гибридов. | Вид, его критерии. Биологические механизмы, препятствующие обмену генов между видами, бесплодность межвидовых гибридов. | § 4.1 | Характеризовать вид, его критерии. Раскрывать биологические механизмы, препятствующие обмену генов между видами, объясняя бесплодность межвидовых гибридов. | Таблицы, рисунки. | Беседа. | |||||
43. | Популяция –Экология популяции. Биологическая классификация. | Дать понятие популяция, обосновать роль популяций в экосистеме, характеризовать популяционно-видовой уровни организации живого. Дать понятие об основных систематических категориях, признаках царств живого, | Популяцию, роль популяций в экосистеме, популяционно-видовой уровень организации живого, основные систематические категории, признаки царств живого. | §4.2, 4.3. | Характеризовать популяцию, обосновать роль популяций в экосистеме, характеризовать популяционно-видовой уровни организации живого, основные систематические категории, признаки царств живого, определять таксонометрическую принадлежность организмов . | Фотографии, рисунки, гербарии. | Опрос. | |||||
44. | Л/р. Изучение морфологического критерия вида. | Тренировать в определении морфологического критерия вида. | Особенности морфологического критерия вида, его индивидуальная принадлежность и приспособительный характер. | § 4.1 повт. | Характеризовать особенности морфологического критерия вида, его индивидуальную принадлежность определенному виду живых существ. | Таблицы. Схемы. | География. | Лабораторная работа №3. Изучение морфологического критерия вида. | ||||
1.5 Экосистемный уровень (8 часов). | ||||||||||||
45. | Сообщество, экосистема, биогеоценоз. | Дать понятие о природных сообществах, их свойствах, задачах, компонентах. И их классификации; научить проводить сравнительную характеристику сообществ, экосистем, биогеоценозов. | Сообщества, их, свойства и задачи, сравнительная характеристика сообществ, экосистем, биогеоценозов. | §5.1 | Знать определения, называть сообщества. Характеризовать их, свойства и задачи, проводить сравнительную характеристику сообществ, экосистем, биогеоценозов. | Таблицы, схемы. | Фронтальный опрос. | |||||
46. | Состав и структура сообществ. | Дать понятие о морфологической и пространственной структуре сообществ, о значении видового разнообразия как показателя состояния сообщества; трофической структуре и классификацию групп организмов. | Группы организмов, связи в экосистемах; пространственная и морфологическая структура, цепи питания. | §5.2 | Знать определения, называть группы организмов, перечислять связи в экосистемах; характеризовать пространственную и морфологическую структуру, приводить примеры и составлять цепи питания. | Таблицы, схемы, рисунки. | Экология. | Составление опорных конспектов. | ||||
47. | Потоки вещества и энергии в экосистеме. | Дать понятие о потоках энергии в экосистеме, количественных изменениях энергии в процессе переноса энергии, научить характеризовать пирамиды численности и биомассы. Обосновать непрерывный приток энергии извне как необходимое условие функционирования экосистемы. | Потоки энергии и вещества в экосистеме количественное изменение энергии в процессе переноса ее по пищевым цепям, пирамиды численности и массы. | §5.3 | Знать определения, характеризовать потоки энергии и вещества в экосистеме количественное изменение энергии в процессе переноса ее по пищевым цепям, пирамиды численности и массы. Обосновывать непрерывный приток энергии извне как необходимое условие функционирования экосистемы. | Таблицы, схемы, рисунки. | Экология. | Тест. | ||||
48. | Продуктивность сообщества | Дать понятие о потоках энергии в продуктивности сообщества, продукции, плодородии экосистем. | Продуктивность, продукция, плодородие. | §5.4 | Знать определения, характеризовать чистую, первичную, вторичную продукцию, плодородие экосистем, решать простейшие экологические задачи. | Таблицы, схемы, рисунки. | Экология. | Тест. | ||||
49. | Экологические сукцессии. | Дать понятие об экологической сукцессии, ее природе и механизме, стадиях сукцессии, обосновать значение сукцессии. Дать представление об общем дыхании сообщества. | Виды биогеоценозов, экологическая сукцессия, ее природа и механизмы, стадии сукцессии, ее значение. Характеристика деятельности человека как одном из регулирующих факторах в экосистемах. | §5.5 | Знать термины, называть виды биогеоценозов, характеризовать экологическую сукцессию, ее природу и механизмы, стадии сукцессии, ее значении. Давать характеристику деятельности человека как одному из регулирующих факторах в экосистемах. | Таблицы, схемы, рисунки. | Экология. | Викторина. | ||||
50. | Искусственные биогеоценозы | Показать отличие искусственных экосистем от естественных экосистем. | Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды, типы взаимодействия. | Сообщение о В.И. Вернадском, его учении о биосфере. | Определять отдельные формы взаимодействий в конкретной экосистеме. Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды, типы взаимодействия. | Таблицы, гербарии, объекты, фотографии. | ||||||
51. | Экскурсия в биогеоценоз | Тренировать в описании экосистем, учить определять отдельные формы взаимодействий в конкретной экосистеме. | Формы взаимодействий в конкретной экосистеме. | Отчет по экскурсии | Определять отдельные формы взаимодействий в конкретной экосистеме. Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды, типы взаимодействия. | Экология | Экскурсия | |||||
52. | Контрольно-обощающий урок по теме «Популяционно- видовой и экосистемный уровни организации живого» | Повторить и обобщить знания, полученные по данным темам. | К/р | |||||||||
1.6 Биосферный уровень ( 4 часа). | ||||||||||||
53. | Биосфера. Эволюция биосферы. | Дать понятие о средах жизни живых организмов, особенностях, характеризующие различные среды жизни; приспособленности живых организмов к той или иной среде. Продемонстрировать на примерах особенности приспособления живых организмов к жизни в определенной среде. | Среды жизни и приспособленность организмов. | §6.1 | Знать определения, называть среды жизни и приспособленность организмов; характеризовать среды жизни, особенности различных сред жизни, приспособления живых организмов. Приводить примеры особенности приспособления живых организмов к жизни в определенной среде. | Таблицы, схемы, рисунки. | Экология. | Фронтальный опрос. | ||||
54. | Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. | Дать понятие о б особенностях воздействия живых организмов на среду обитания. Дать общую характеристику круговорота веществ в биосфере, его значении; пояснить последствия разрушения круговорота веществ в биосфере. | Воздействие живых организмов на среду обитания. | §6.2, §6.3. | Знать определения, характеризовать особенности воздействия живых организмов на среду обитания. Знать определения, называть биогенные элементы, перечислять биохимические циклы. | Таблицы, схемы, рисунки. | Химия, экология. | Опрос. | ||||
55. | Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального использования природы. | Дать понятие об исчерпаемых и неисчерпаемых ресурсах природы, об антропогенных факторах воздействия на биоценозы, факторах, вызывающих экологический криз. | Антропогенные факторы, человека в биоценозах, значение природных ресурсов жизни человека. | § 10.2, 10.3 сообщения или буклет об экологических проблемах, связанных с загрязнением окружающей среды. | Знать и называть антропогенные факторы, раскрывать роль человека в биоценозах, анализировать информацию и делать выводы о значении природных ресурсов жизни человека. | Таблицы, схемы, рисунки. | Экология. | С/р. | ||||
56. | Контрольно-обощающий урок по теме «Биосферный популяционно-видовой и экосистемный уровни организации живого» | Повторить и обобщить знания, полученные по данным темам. | К/р | |||||||||
Раздел 2. Эволюция. (7 часов). | ||||||||||||
57. | Развитие эволюционного учения. | Дать понятие об основных положениях теории Ч.Дарвина; обосновать его роль в развитии эволюционного учения; дать историю развития эволюционных идей. | Основные положения теории Ч.Дарвина, общее и различное в эволюционных теориях Ламарка и Дарвина. | §7.1, повт. 3.11,3.12 | Характеризовать основные положения теории Ч.Дарвина , выделять общее и различное в эволюционных теориях Ламарка и Дарвина. | Таблицы, схемы, рисунки. | История, палеонтология. | Фронтальный опрос. | ||||
58. | Изменчивость организмов. | Дать понятие об основной характеристике различных видов изменчивости: ненаследственной и наследственной, их роли в эволюции. Дать представление о генофонде популяции, дрейфе генов. | Виды изменчивости, их роль в эволюции, генофонд,, механизмы, приводящие к изменению генофонда. | §7.2, повт. 3.5,3.7,3.8. | Знать определения, характеризовать виды изменчивости, их роль в эволюции, объяснять, что такое генофонд, объясняя механизмы, приводящие к изменению генофонда. | Таблицы, схемы, рисунки. | Генетика. | Викторина. | ||||
59. | Борьба за существование. Естественный отбор. | Характеризовать борьбу за существование, формы борьбы, роль естественного отбора и его формы. Проводить сравнение стабилизирующего и движущего отборов. Обосновать адаптацию как результат действия естественного отбора. | Формы борьбы за существования. роль естественного отбора и его формы, сравнение стабилизирующего и движущего отборов. Адаптация как результат действия естественного отбора. | §7.3- 7.5, повт. 4.1,4.2. | Знать определения, называть формы борьбы за существования. Характеризовать борьбу за существование, формы борьбы, роль естественного отбора и его формы. Проводить сравнение стабилизирующего и движущего отборов. Обосновать адаптацию как результат действия естественного отбора. | Таблицы, схемы, рисунки. | Фронтальный опрос. | |||||
60. | Видообразование. | Дать характеристику понятия микроэволюция, пояснить основные формы видообразования, приводить примеры. | Процесс микроэволюции, его основные формы, движущий отбор. Изоляция. | §7.7, прочитать 7.6 | Давать определения, характеризовать процесс микроэволюции, его основные формы, приводить примеры; доказывать, что движущему отбору принадлежит решающая роль в процессах видообразования. Характеризовать роль в видообразовании различных механизмов изоляции. | Таблицы, схемы, рисунки. | Викторина. | |||||
61. | Макроэволюция. | Дать понятие о макроэволюции, о доказательствах макроэволюции. Пояснить процессы, являющиеся движущими силами макроэволюции. Приводить примеры. Объяснить главные направления (линии) эволюции по А.Н. Северцову. | Таксонометрические группы. Макроэволюция. Процессы, являющиеся движущими силами макроэволюции. Главные направления (линии) эволюции по А.Н. Северцову. | §7.8 | Давать определения, называть таксонометрические группы. Характеризовать понятие макроэволюции, приводить доказательства. Характеризовать процессы, являющиеся движущими силами макроэволюции. Приводить примеры. Объяснять главные направления (линии) эволюции по А.Н. Северцову. | Коллекции, рисунки, таблицы | Тест. | |||||
62. | Основные закономерности эволюции. | Дать понятие о типах эволюционных изменений (параллелизм, конвергенция, дивергенция), о главных линиях эволюции. Обосновать разницу понятий параллелизм и конвергенция, дать представление о синтаксической теории эволюции. | Типы эволюционных изменений, главные линии эволюции. Понятия параллелизм и конвергенция, сравнение двух линий эволюции (идиоадаптации и дегенерации) | §7.9, подготовка к семинару. | Знать определения, характеризовать типы эволюционных изменений, главные линии эволюции. Объяснять разницу понятий параллелизм и конвергенция, проводить сравнение двух линий эволюции (идиоадаптации и дегенерации) | Коллекции, рисунки, таблицы | Опрос. | |||||
63. | Лабораторная работа «Причины многообразия видов в природе». | Выявить причины многообразия видов нашей местности на основе понятий о типах эволюционных изменений. | Типы эволюционных изменений, главные линии эволюции. Понятия параллелизм и конвергенция, сравнение двух линий эволюции (идиоадаптации и дегенерации) | Отчёт. | Наблюдать и обосновывать, как образовались виды животных и растений. | Оборудование для лабораторной работы. | Геология, палеонтология. | Лабораторная работа №4 «Причины многообразия видов в природе». | ||||
Раздел 3. Возникновение и развитие жизни (7 часов). | ||||||||||||
64. | Гипотезы возникновения жизни. | Дать понятие об основных гипотезах возникновения жизни на Земле (креанизм, различия в подходах религии и науки к объяснению возникновения жизни, самопроизвольного развития, панспермии, биохимической эволюции) | Основные гипотезы возникновения жизни. | §8.1 | Характеризовать основные гипотезы возникновения жизни. | Фотографии, рисунки. | История. | Сообщения. | ||||
65. | Развитие представлений о возникновении жизни на Земле. Современное состояние проблемы. | Дать понятие о гипотезе абиогенного зарождения жизни и ее экспериментальном подтверждении (теория Опарина-Холдейна), объяснить основные этапы развития жизни на Земле. | Этапы развития представлений о возникновении жизни, | §8.2,8.3,8.4 | Называть этапы развития представлений о возникновении жизни, характеризовать основные этапы развития жизни на Земле. | Таблицы, фотографии. | География, история. | |||||
66. | Изучение палеонтологических доказательств эволюции. | Дать понятие о палеонтологических доказательств эволюции. | Палеонтологические доказательства эволюции животных и растпений. | Называть этапы развития представлений о возникновении жизни, характеризовать основные этапы развития жизни на Земле. | Коллекции, гербарии. | География, история. | Лабораторная работа №5 . «Изучение палеонтологических доказательств эволюции». | |||||
67. | Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое. | Дать представление о делении истории Земли на эры, периоды и эпохи. Характеризовать состояние органического мира на протяжении архейской эры, важнейшие ароморфозы архейской, протерозойской и палеозойской эр. Обосновать смену господствующих групп растений и животных. | Состояние органического мира на протяжении архейской эры, важнейшие ароморфозы архейской, протерозойской и палеозойской эр. | §8.5,8.6, сообщение об ароморфозах различных эр. | Характеризовать состояние органического мира на протяжении архейской эры, важнейшие ароморфозы архейской, протерозойской и палеозойской эр. Объяснять смену господствующих групп растений и животных. | Таблицы, фотографии. | География, история. | Викторина. | ||||
68. | Развитие жизни в мезозое и кайнозое. | Характеризовать состояние органического мира на протяжении мезозоя, основные ароморфозы и идиоадаптации мезозоя. Дать характеристику развития жизни в кайнозое, основные направления эволюции растений и животных. Обосновать смену господствующих групп растений и животных. | Состояние органического мира на протяжении мезозоя, основные ароморфозы и идиоадаптации мезозоя, развития жизни в кайнозое, основные направления эволюции растений и животных. | §8.7,8.8 | Характеризовать состояние органического мира на протяжении мезозоя, основные ароморфозы и идиоадаптации мезозоя, развития жизни в кайнозое, основные направления эволюции растений и животных. Объяснять смену господствующих групп растений и животных. | Таблицы, фотографии, коллекции. | География, история. | Тест. | ||||
69. | Экскурсия в краеведческий музей. | Обобщить все знания, полученные при изучении темы, познакомить с доказательствами эволюции на примере ископаемых животных нашего края. | Отчёт. | Экскурсия | ||||||||
70. | Итоговая контрольная работа. | Обобщить и систематизировать знания детей за курс 9 класса. | Тестовая контрольная работа. | К/р. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по литературе. 7 класс. По программе—105 часов , 3 часа в неделю (Автор учебника Г.С. Меркин)
Календарно - тематическое планирование по литературе 7 класс по учебнику Г.С.Меркина. Рассчитан на 105 часов . Из расчета 3 часа в неделю....
Календарно-тематическое планирование по литературе. 8 класс. По программе—105 часов , 3 часа в неделю (Автор учебника Г.С. Меркин)
Календарно-тематическое планирование по литературе. 8 класс. По программе—105 часов , 3 часа в неделю (Автор учебника Г.С. Мерки...
Рабочая программа и каленларно-тематическое планирование по биологии 6 класс ( 1 час в неделю) авторская программа
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, за основу рабочей программы взята программа курса биологии для 5-9 к...
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс программа Никишова 1 час в неделю
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс программа Никишова 1 час в неделю....
Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс, базовый уровень линия Н.И. Сонина кол-во часов на год - 34, кол-во часов в неделю – 1.
Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс, базовый уровень линия Н.И. Сонина кол-во часов на год - 34, кол-во часов в неделю – 1....
Рабочая программа по биологии 10 класс профильный уровень 3 часа в неделю(учебник под редакцией В.К.Шумнова и др.)
Рабочая программа по биологии 10 класс профильный уровень 3 часа в неделю(учебник под редакцией В.К.Шумнова и др.)...
Календарно-тематическое планирование по физике 11 класс (базовый уровень, 2 часа в неделю). В.А. Касьянов.
Календарно-тематическое планирование на 2 часа в неделю к учебнику физика 11 класс, автор В.А. Касьянов....