Мультимедийный урок по биологии.
презентация к уроку по биологии (5, 6 класс) на тему
Мультимедийный урок по биологии "Плесневые грибы и дрожжи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
refleksiya_na_uroke.docx | 11.38 КБ |
o_bezopasnosti.rar | 2.98 МБ |
navodnenie.rar | 554.81 КБ |
adaptirovannaya_obrazovatelnaya_programma_dlya_rebyonka_s_ovz.rar | 56.04 КБ |
shchurihinaff.rar | 2.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Рефлексия на уроке.
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
Предварительный просмотр:
НАВОДНЕНИЕ: ПОДГОТОВКА К РЕАГИРОВАНИЮ.
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К НАВОДНЕНИЮ.
- если ваш район часто страдает от наводнений, изучите т запомните границы возможного затопления;
- изучите возвышенные, редко затапливаемые места, расположенные в непосредственной близости от места проживания и кратчайшие пути движения к ним в случае внезапно и бурно развивающегося наводнения;
- запомните места хранения лодок, плотов и строительных материалов для их изготовления;
- заранее составьте перечень документов, имущества и медикаментов, вывозимых при эвакуации;
- при непосредственной угрозе наводнения заранее ценности, документы, необходимые теплые вещи, запас продуктов, воды и медикаменты;
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ВО ВРЕМЯ НАВОДНЕНИЯ.
- предупредите соседей и помогите детям, старикам, инвалидам;
- постоянно слушайте радио, чтобы получить известия о развитии бедствия;
- по сигналу оповещения об угрозе наводнения и об эвакуации в установленном порядке выходите (выезжайте) из опасной зоны в назначенный безопасный район или на возвышенные участки местности, захватив с собой документы, ценности, необходимые вещи и двухсуточный запас не портящихся продуктов питания;
- перед уходом из дома выключите электричество и газ, погасите огонь в отопительных печах, закрепите все плавучие предметы, находящиеся вне зданий, или разместите их в подсобных помещениях. Если позволяет время, ценные домашние вещи переместите на верхние этажи или на чердак жилого дома. Закройте окна и двери, при необходимости и наличии времени забейте снаружи досками (щитами) окна и двери первых этажей;
- берите с собой только то, что абсолютно необходимо (аптечку первой помощи, еду, документы, медикаменты);
- поставьте в доме питьевую воду в герметичной таре, она понадобится после возвращения;
- в конечном пункте эвакуации зарегистрируйтесь;
- при отсутствии или невозможности организованной эвакуации, до прибытия помощи или спада воды, находитесь на верхних этажах и крышах зданий, на деревьях или других возвышающихся предметах;
- постоянно подавайте сигнал бедствия: днем - вывешиванием или размахиванием хорошо видимым (ярким или белым полотнищем, подбитым к древку), а в темное время – световым сигналом и периодически голосом;
- при приближении спасателей спокойно, без паники и суеты, с соблюдением мер предосторожности, переходите в плавательное средство. При этом неукоснительно соблюдайте требование спасателей, не допускайте перегрузки плавсредств;
- во время движения не покидайте установленных мест, не садитесь на борта, строго выполняйте требования экипажа;
- самостоятельно выбираться из затопленного района рекомендуется только при наличии таких серьезных причин, как необходимость оказания медицинской помощи пострадавшим, при угрозе затопления верхних этажей (чердака). При этом необходимо иметь надежное плавательное средство и знать направление движения. В ходе самостоятельного выдвижения не прекращайте подавать сигнал бедствия;
- оказывайте помощь людям, плывущим в воде и утопающим;
- если вода продолжает прибывать, а скорость потока увеличивается – закрепитесь за прочные предметы;
- внезапно оказавшись в воде, сбросьте с себя стесняющую движение одежду и обувь, однако в холодной воде нельзя раздеваться слишком сильно;
- плывите только по течению под углом к его направлению, приближаясь к намеченному пункту;
- если вы в машине: избегайте езды по залитой дороге. Если вы оказались в зоне затопления, а машина сломалась, покиньте ее и вызовите помощь;
ЕСЛИ ТОНЕТ ЧЕЛОВЕК:
- бросьте тонущему человеку плавучий предмет, ободрите его, позовите на помощь;
- добираться вплавь к тонущему, чтобы оказать ему помощь, можно только в том случае, если вы уверены в своих силах;
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ НАВОДНЕНИЯ.
- перед тем, как войти в здание проверьте, не угрожает ли оно обрушение или падением какого-либо предмета;
- проветрите здание (для удаления накопившихся газов);
- не включайте электроосвещение, не пользуйтесь источниками открытого огня, не зажигайте спичек до полного проветривания помещения и проверки исправности системы газоснабжения;
- не пользуйтесь электричеством, газом, водопроводом и канализацией до тех пор, пока не убедитесь в их исправности;
- не ешьте пищевые продукты, которые были в контакте с водой;
- водой из колодцев можно будет пользоваться только после их очистки и проверки качества воды специалистами;
- особую опасность представляют трупы погибших во время наводнения животных: они могут стать источником эпидемий, поэтому их следует обходить стороной. Уборкой трупов животных должны заниматься только специально оснащенные и экипированные группы.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА.
ПРАВИЛА ПОДАЧИ СПАСАТЕЛЬНОГО КРУГА.
Взявшись одной рукой за спасательный круг, второй сделать 2-3 круговых размаха вытянутой рукой и бросить круг плашмя в сторону утопающего, так чтобы он упал справа или слева от утопающего на расстоянии 0,5-1 м..
При бросании спасательного круга с малого катера или шлюпки необходимо отвести его как можно дальше за спину и с размаха бросить утопающему.
Бросать спасательный круг прямо на утопающего не рекомендуется, так как он может ударить пострадавшего по голове или перелететь через него. Иногда к спасательному кругу прикрепляют конец Александрова, с помощью которого пострадавшего подтягивают к берегу или шлюпке (катеру).
ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ СПАСАТЕЛЬНЫМ НАГРУДНИКОМ
На спасательных станциях и постах нагрудники применяют как в летнее так и в зимнее время для оказания помощи людям, терпящим бедствие на воде или провалившемся под лед. Нагрудник должен плотно прилегать под мышками. Если нагрудник одет правильно, то голова человека, потерявшего сознание, будет находиться над водой. Петлю спасательного нагрудника необходимо надеть через голову на шею, затем обернуть его вокруг туловища, лямки перекрестить сзади и завязать на груди рифовым узлом. При плавании в нагруднике туловище надо слегка наклонить вперед.
ПРАВИЛА ПОДАЧИ СПАСАТЕЛЬНЫХ ШАРОВ.
Взять одной рукой спасательные шары, другой трос, скрепляющий их. Сделать 2-3 круговых размаха и на вытянутой руке бросить их в направлении пострадавшего так, чтобы они оказались справа или слева от него. При необходимости к спасательным шарам прикрепляют конец Александрова с помощью которого пострадавшего подтягивают к берегу или шлюпке (катеру).
ПОДАЧА И ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ КОНЦОМ АЛЕКСАНДРОВА.
Прежде чем бросить конец, необходимо надеть малую петлю на левую руку и взять в нее бухту троса, а в правую петлю и 4-5 шлангов «конца». Сделать 2-3 круговых размаха вытянутой рукой и бросит конец по направлению к утопающему. Пострадавший должен надеть петлю через голову под руки и держаться руками за поплавок. Спасатель осторожно без рывков подтягивает пострадавшего к берегу, катеру или шлюпке. Конец можно бросить на расстояние до 25 метров.
УЧИТЕСЬ ПЛАВАТЬ.
ЗНАЙТЕ: Обучение плаванию начинается на суше и продолжается сначала на мелководье, а затем на глубине по пояс.
Упражнения на суше.
- Подтягивание вверх с подъемом на носки.
- Вращение рук вперед, затем назад («мельница»).
- Исходное положение – упор лежа; сгибание и разгибание туловища.
- Лежа на животе, руки в стороны, плечи подняты как можно выше; движения руками вверх-вниз («птица машет крыльями»).
- Лежа на животе, прогнувшись и захватив руками ноги за стопы; перекатывание с бедер на живот и обратно.
- Сидя с опорой руками сзади; попеременные движения прямыми ногами вверх-вниз.
- Лежа на животе, прогнувшись и вытянув руки вперед; попеременные движения прямыми ногами вверх-вниз.
- Лежа на животе, руки у бедер, голова приподнята; сильным выдохом через рот (с несколькими вытянутыми губами) отбросить воздушный шар подальше.
Упражнения на мелководье.
- «Краб-носильщик». Ребенок опирается на руки и на ноги, взрослый кладет ему на живот небольшую гальку или другой не слишком легкий, но и не слишком тяжелый предмет. Необходимо пройти по дну, не уронив камешек в воду.
- «Тюлень отдыхает». Ребенок опираясь о дно руками, ложиться животом на большой мяч и вытягивает ноги. Затем «тюлень» должен выполнить несколько движений:
- шлепнуть 2-3 раза стопами расслабленных ног («задними ластами») по воде;
- поочередно вытянуть вдоль тела одну руку («переднюю ласту»), а затем другую;
- попытаться вытянуть вдоль тела левую, а потом правую руки (одновременно), сохраняя равновесие; «перешагивая» руками, сползти с мяча в воду.
- То же упражнение, но на спине.
- Лежа в воде на груди с зажатым между бедрами надувным кругом (или без него); передвижение вперед и назад, опираясь на руки.
- То же упражнение, но на спине.
Упражнение на глубине по пояс.
- Окунание с головой. Ребенок и взрослый становятся лицом друг к другу. Берутся за руки и поочередно делают выдох-вдох, задерживают дыхание и приседают од воду на 3-5 секунд.
- поднвривание под надувной круг.
- «Поплавок». Ребенок, стоя на дне, приседает, группируется и замирает в этом положении на 5-7 секунд (обычно вода плавно отрывает ребенка от дна, и он всплывает к поверхности).
- «Кипяток в котле». Взрослый держит круг на поверхности воды, ребенок подныривает под него и выполняет выдох в воду таким образом, чтобы воздушные пузыри всплывали внутри круга и вода в «котле» бурлила.
- Соскок в воду. Ребенок делает соскок в воду вниз ногам с высоты 20-25 см.
- Скольжение на груди с помощью взрослых. Ребенок ложиться в воде грудью и бедрами на руки взрослого и вытягивает руки вперед; сделав вдох, он опускает лицо в воду, после чего взрослый перемещается вместе с ребенком вперед, имитируя скольжение, а затем плавно подталкивает ребенка вперед, давая ему возможность проскользить самостоятельно.
- Скольжение на спине с помощью взрослых.
- Самостоятельное скольжение на груди. Ребенок, стоя на дне, приседает, наклоняется вперед, медленно отталкивается от дна и скользит по поверхности воды, оставляя руки у бедер.
- То же, но скольжение на спине
Начальное освоение техники плавания вольным стилем.
- Плавание за счет движения ног с опорой вытянутыми вперед пуками о надувной круг.
- Плавания за счет движения с надувным кругом, зажатым между бедрами.
- Плавание за счет движения ног с опорой одной вытянутой рукой о надувной круг (другая у бедра); выполнение выдоха – при повороте головы в сторону.
- Плавание за счет движения ног и гребков одной рукой (другая вытянута вперед и опирается о надувной круг) в согласовании с дыханием.
Положение тела.
При плавании кролем на груди тело пловца свободно лежит на поверхности воды в горизонтальном положении, лицо опущено в воду. Для вдоха пловец поворачивает голову в сторону.
Движения ног.
Свободно выпрямленные ноги поочередно и без напряжения совершают движения снизу вверх и сверху вниз. При движении снизу вверх ноги выпрямлены, при движении сверху вниз слегка сгибаются в колене; носки повернуты несколько внутрь к осевой линии тела. Ширина размаха ног составляет около 35 см. При правильной работе ног на поверхности воды показываются только пятки, движения ног оставляют на поверхности воды равномерный пенистый след.
Движения рук.
Основную движущую силу при плавании кролем создают руки.
Рассмотрим движение одной руки из исходного положения - рука вытянута вперед. Из этого положения рука свободно опускается вниз, слегка сгибается в локте, производит гребок (кисть проходит параллельно туловищу на уровне его середины). К середине гребка движение руки постепенно ускоряется, гребок заканчивается у бедра при полном выпрямлении руки. Во время гребка пальцы рук соединены и немного согнуты (в положении "лодочки" или "чашечки"), чтобы кисть лучше захватывала воду. Закончив гребок, руку мягко вынимают из воды. При этом локоть показывается из воды раньше, чем кисть. Затем руку быстро проносят вперед по воздуху; мышцы рук в это время расслаблены. Против одноименного плеча вытянутая вперед рука погружается в воду. Сперва в воду входит кисть с направленными вперед пальцами, затем предплечье и плечо. Рука свободно вытягивается вперед. Снова начинается гребок.
Точно так же работает и другая рука. Руки поочередно то гребут, то проносятся по воздуху. В тот момент, когда гребущая рука подходит к вертикальному положению, другая рука начинает погружаться в воду после проноса. Таким образом, при плавании кролем на груди руки пловца большую часть времени находятся под водой. Они как бы догоняют друг друга, так как по окончании гребка руки проносятся по воздуху в исходное положение быстрее, чем совершается гребок другой рукой. Этим обеспечивается так называемый наплыв в плавании, увеличивается поступательное движение пловца вперед.
Согласование движений рук и ног. Ноги при плавании способом кроль на груди работают чаще, чем руки. За один гребок (одним гребком считается выполнение подводного движения и правой и левой рукой, т.е. если гребок начался, когда левая рука была впереди, а правая заканчивала движение назад, то гребок закончится, когда левая рука опять вернется вперед) ноги успевают сделать 6 ударов.
Дыхание. Для вдоха при плавании кролем на груди голову поворачивают в сторону так, чтобы рот оказался на поверхности воды. Поворачивать голову можно в любую сторону (но желательно на каждый третий гребок). Когда левая (правая) рука занимает при гребке вертикальное положение, голова поворачивается влево (вправо) настолько, чтобы рот оказался над водой. Вдох совершается через рот. Затем голова возвращается в исходное положение, начинается выдох в воду. Он должен быть полным, равномерным, производиться через нос и рот одновременно и продолжаться до того момента, когда рука вновь подойдет к вертикальному положению, а голова повернется на вдох.
Основные техники плавания брасом.
Брасс характеризуется одновременными и симметричными движениями рук и ног. Весь цикл движений рук осуществляется в воде.
Каждый цикл движений в этом способе состоит из одного движения рук, одного движения ног, одного вдоха и одного выдоха в воду.
Положение тела.
При плавании брассом тело пловца расположено у поверхности воды в выпрямленном положении, а голова опущена лицом в воду. Однако в периоды выполнения гребков руками и ногами, а также в момент выполнения вдоха положение тела и углы атаки непрерывно меняются. В зависимости от положения тела различают два варианта техники плавания брассом.
В первом варианте угол атаки тела и величина его изменения внутри цикла незначительны (2-10°).
Во втором - угол атаки и его изменения внутри цикла значительно больше (8-20°).
Оба варианта техники являются эффективными и применяются для достижения высоких спортивных результатов. В первом случае положение тела создает наилучшую обтекаемость, обеспечивает небольшое колебание тела в цикле движений, способствует увеличению продвигаемости тела при выполнении рабочих движений ног. Во втором случае положение тела обеспечивает более равномерное действие силы тяги внутри цикла, повышает эффективность выведения рук вперед, уменьшает колебание тела в период выполнения вдоха.
Движения ног.
В брассе ноги выполняют подготовительное движение (подтягивание), рабочее движение (отталкивание) и скольжение (небольшая пауза).
Подготовительное движение. В исходном положении ноги вытянуты и соединены, носки оттянуты. Из этого положения обе ноги одновременно плавно сгибаются в коленных и тазобедренных суставах, при этом бедра удерживаются у поверхности воды. Затем бедра начинают опускаться вниз, колени симметрично разводятся в стороны примерно на ширину таза и одновременно немного опускаются вниз, а стопы продолжают движение непосредственно около поверхности воды по направлению к туловищу. Далее ноги продолжают сгибаться в тазобедренных суставах, а стопы по мере подтягивания расходятся в стороны на ширину таза. Подготовительное движение заканчивается разведением коленей в стороны на ширину линии плеч и поворотом голеней и стоп наружу с одновременным тыльным сгибанием стоп (стопа берется "на себя"). Наилучшим окончанием подготовительного движения считается такое, при котором угол между бедром и туловищем будет примерно равен 125-140°, а угол между бедром и голенью -35-50° (голень принимает вертикальное положение) и при условии, что стопа не поднимается из воды. Такое положение ног обеспечивает эффективность последующего рабочего движения. Поскольку подтягивание ног создает дополнительное сопротивление движению пловца вперед, выполнять его следует с умеренной скоростью.
Рабочее движение начинается последовательным, ускоренным и энергичным разгибанием ног в тазобедренных и коленных суставах. Голени и стопы совершают при этом захлестывающее круговое движение, отталкиваясь от воды. В первой половине рабочего движения стопы движутся в стороны-назад. По мере выпрямления ног в коленных суставах они смыкаются у средней линии тела. Основными гребущими поверхностями во время выполнения рабочего движения будут внутренние поверхности стопы и голени, которые, отталкивая воду назад, создают значительную силу тяги, продвигающую тело пловца вперед. Это происходит потому, что одновременные разгибания в бедре и колене позволяют стопам двигаться назад, а не вниз и создавать реактивные гидродинамические силы, направленные вперед. Рабочее движение заканчивается выпрямлением ног и вытягиваем носков.
Скольжение. Во время скольжения прямые, но ненапряженные ноги поднимаются к поверхности, соединяются и занимают горизонтальное положение.
Движение рук.
При плавании брассом движения рук имеют важное значение. Цикл движений рук состоит из рабочего (захват и основная фаза гребка) и подготовительного (выведение рук в исходное положение) движений. Продолжительность общего цикла движений рук составляет 1,00-1,10 с.
Захват. В исходном положении обе руки вытянуты и соединены, ладони повернуты вниз и несколько обращены наружу. Кисти находятся под поверхностью воды на глубине 10-20 см. Из этого положения прямые руки начинают плавно двигаться вперед, в стороны и вниз, одновременно ладони поворачиваются наружу, кисти немного сгибаются в лучезапястных суставах, а локти находятся вверху (выше кистей). Когда угол между поверхностью воды и предплечьем составит примерно 15-20°, а кисти будут находиться на глубине 20-25 см от поверхности воды, фаза захвата заканчивается. Продолжительность фазы составляет 0,08-0,11 с (8-11% от времени полного цикла).
Основная часть гребка. Эта фаза гребка начинается в момент смены направления движения кистей, вызванного сгибанием рук и вращением предплечий в локтевых суставах. Кисти движутся в стороны-вниз-назад. Когда угол сгибания рук в локтевых суставах составит примерно 120°, а предплечье будет находиться под углом 50-70° к поверхности воды, первая часть гребка руками закончится - ладони и внутренние поверхности предплечий осуществили подтягивание. В заключительной части гребка кисти и предплечья мощно отталкиваются от воды, двигаясь в направлении назад-внутрь по крутой траектории. При этом они сохраняют небольшой положительный угол атаки. Это. движение выполняется с ускорением. Оно обеспечивает появление большого давления воды на гребущих поверхностях рук. Продолжительность этой фазы составляет 0,40-0,50 с (35-45% от времени полного цикла движений рук).
Подготовительное движение. Сразу после завершения гребка кисти рук быстрым, но плавным движением выводятся в исходное положение. Для этого в конце гребка руки сгибаются в локтевых суставах до угла 90-100°, локти опускаются вниз, а кисти поднимаются вверх до их уровня (по горизонтали) и несколько выходят вперед (руки подводятся под грудь). Затем обращенные внутрь ладонями кисти движутся вперед - руки выпрямляются в локтевых суставах и принимают исходное положение. Продолжительность подготовительного движения составляет 0,45-0,60 с (40-55% от времени цикла движений рук).
Дыхание.
Для выполнения вдоха пловцу необходимо поднять голову так, чтобы рот оказался над водой. Такое положение головы зависит от положения плечевого пояса. Наиболее высокое положение плечевого пояса наблюдается в конце гребка руками. Именно в этот момент и выполняется вдох. Затем голова опускается лицом в воду и после небольшой паузы начинается выдох через рот и нос и продолжается все остальное время цикла.
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Щурихина Фларида Фасхетдиновна
(МБОУ СОШ №8, Нефтеюганск,
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Адаптированная образовательная программа для ребёнка с ОВЗ
по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПК, реализуемой в рамках обучающих мероприятий Государственной программы «Доступная среда»
2015 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение (обоснование актуальности, определение цели, задач, методов и практической значимости представленной работы);
2. Основная часть:
2.1 Теоретические аспекты изучаемой проблемы.
2.2.Практические аспекты деятельности педагогических кадров (опыт работы МБОУ «СОШ №8», учителя химии и биологии).
3. Заключение.
4. Список использованной литературы.
1.Введение
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") установлено: « … содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».
Актуальность введения адаптированной программы.
В настоящее время огромное количество детей относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К их числу относятся дети с нарушениями восприятия (неслышащие и слабослышащие, незрячие и слабовидящие), дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, умственно отсталые (в том числе и глубоко умственно отсталые) дети и дети с задержкой психического развития, дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, дети с тяжелыми нарушениями речи, а также дети со сложными, комбинированными недостатками в развитии.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Главной целью адаптивной школы является самореализация выпускников в социальном включении. Речь идет не просто об их пассивной интеграции в окружающий мир, а о том, что молодые люди с ограниченными возможностями здоровья являются равноправными членами нашего общества, достойными не только жалости и сострадания, а равноправного партнерского отношения. Актуальность тематики данных методических рекомендаций объясняется тем, что для получения общего образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях должны разрабатываться соответствующие адаптированные основные общеобразовательные программы (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.
Цель работы: создание методического обеспечения, организационных документов, определяющих структуру и содержание адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ.
Задачи:
- оказание помощи специалистам в разработке адаптированной образовательной программы для разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательных учреждений всех уровней;
- ознакомление со структурой адаптированной образовательной программы, механизмами ее разработки, процедурами перевода обучающегося с ограниченными возможностями здоровья на обучение по Программе, с организацией итогового и промежуточного контроля.
2. Основная часть
2.1. Теоретические аспекты составления адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ
1.Общие положения.
АОП разрабатывается самостоятельно образовательной организацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.
Необходимым этапом является адаптация общеобразовательной программы, которая осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации инвалида и включает такие направления деятельности как анализ и подбор содержания; изменение структуры и временных рамок; использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности. Анализируются требования государственного образовательного стандарта, содержание примерных программ, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Учитываются особенности психофизического развития лиц с ОВЗ (по представленным родителями документам). Проектируются необходимые структурные составляющие адаптированной образовательной программы и определяются временные границ освоения АОП. При проектировании АОП указывается отрезок времени, покрываемый реализацией содержания Программы. При этом необходимо обратить внимание на четкое формулирование цели АОП и определение круга задач, конкретизирующих цель адаптированной образовательной программы.
1.Определение содержания АОП. Проектирование содержания АОП должно включать в себя содержательное наполнение образовательного, коррекционного и воспитательного компонентов.
Содержательное наполнение каждого из компонентов зависит от его целевого назначения. Особое внимание при проектировании содержания АОП следует уделить описанию тех способов и приемов, посредством которых лица с ОВЗ будут осваивать содержание образования.
2.Планирование форм реализации АОП.
Реализация АОП может, осуществляется с использованием различных форм, в том числе с использованием дистанционных технологий и электронного обучения.
3.Планирование участия в реализации АОП различных специалистов (воспитателей, психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования и др.). Особое внимание следует обратить на возможность включения в реализацию АОП родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ, или группы обучающихся с ОВЗ со схожими нарушениями развития.
4. Определение форм и критериев мониторинга результатов освоения адаптированной образовательной программы. Следует предусмотреть критерии промежуточной и итоговой оценки результативности освоения АОП.
Педагогический совет общеобразовательного учреждения ежегодно утверждает АОП для обучающихся с ОВЗ и (или) группы обучающихся с ОВЗ.
Условия реализации АОП.
Реализация АОП должна предусматривать создание в образовательной организации специальных условий, которые должны быть применимы к конкретной категории лиц с ОВЗ. При реализация АОП необходимо создавать условия:
учет особенностей ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных методов и средств обучения, компенсации и коррекции нарушений развития (информационно-методических, технических);
реализация коррекционно-педагогического процесса педагогами и педагогами-психологами соответствующей квалификации, его психологическое сопровождение специальными психологами;
предоставление обучающемуся с ОВЗ медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи;
привлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс.
К реализации АОП в образовательной организации должны быть привлечены тьюторы, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи.
Для реализации инклюзивного образовательного процесса необходимо применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы, а также адаптация содержания учебного материала. Важным компонентом является создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе, организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей, организация программ дополнительного образования, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы, а также использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.
В рамках реализации адаптированной образовательной программы образовательное учреждение обеспечено удовлетворяющими особым образовательным потребностям детей с ОВЗ учебниками, в том числе, учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, соответствующей учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы. Библиотека образовательного учреждения должна быть укомплектована общими и специализированными для детей с ОВЗ печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а также иметь фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы должен включать детскую художественную и научно- популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования.
Структура и содержание АОП.
Адаптированная образовательная программа (далее АОП) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (лица с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с нарушениями речи, интеллекта, расстройствами аутистического спектра), детей инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
- Структура и содержание АОП ребенка с нарушением зрения
Адаптированная образовательная программа разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы в соответствии с особыми образовательными потребностями конкретной категории обучающихся с нарушениями зрения - слепых, слабовидящих. Адаптированная образовательная программа строится на базе основной образовательной программы (ООП) и в соответствии с особенностями и соответствующими им особыми образовательными потребностями ребенка с нарушением зрения и учитывает: разнообразные проблемы речевого развития; специфику формирования и реализации мыслительной деятельности; специфические проблемы памяти; ослабленную познавательную активность; нарушения в становлении и развитии всех компонентов моторной сферы (в том числе для формирования навыков письма, чтения); ограниченное и замедленное восприятие, снижение скорости переработки всех видов информации; пробелы в знаниях об окружающем мире и межличностных отношениях; отклонения от нормы в развитии личности (навыки социального поведения и коммуникации, самоидентификация и самооценка и др.).
Содержание учебных пособий для обучения учащихся с крушениями зрения и с сохранным интеллектом практически не отличается от содержания таких же пособий для обычных учащихся, однако в оформлении учебников и учебных пособий имеется определенная специфика. Тексты в учебниках для слепых напечатаны рельефноточечным шрифтом по системе Брайля и снабжены рельефными рисунками, чертежами, схемами. Для слепых, имеющих остаточное зрение, необходимы учебники, сочетающие рельефную и цветную печать. В учебниках для слабовидящих используется более крупный плоскопечатный шрифт и используются адаптированные цветные иллюстрации.
Адаптированная образовательная программа обучения на основе рекомендаций ПМПК предусматривает, таким образом, корректировку как самого учебного процесса (сроки, содержание учебного плана, формы и методы обучения), так и корректировку критериев и условий определения результатов обучения для каждого учащегося с нарушением зрения.
Программа по формированию естествоведческих знаний должна содержать большое количество предметных уроков, экскурсий и практических занятий для обогащения зрительного и предметнопрактического опыта детей и формирования необходимых представлений об окружающей их действительности. Важно включить в содержание обучения для детей с нарушениями зрения изучение специальных приемов и способов ориентирования и выполнения правил дорожного движения для обеспечения безопасного передвижения по улицам. Особое внимание должно быть уделено формированию умений выделять элементарные сигнальные признаки предметов и объектов живой и неживой природы при помощи осязания, слуха, обоняния, остаточного зрения. Для этого должно быть увеличено учебное время для проведения опытов, наблюдений, практических работ, экскурсий.
- Структура и содержание АОП ребенка с нарушением слуха
Для детей с нарушением слуха, обучающихся в образовательной организации совместно со слышащими сверстниками разрабатывается адаптированная индивидуальная программа - документ, который отражает специальные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с нарушением слуха на разных ступенях получения образования.
При разработке программы необходимо учитывать характер особых образовательных потребностей ребенка в зависимости от степени потери слуха, уровня слухового восприятия, особенностей восприятия и воспроизведения речи, специфики психического развития, а также его потенциальных возможностей.
При адаптации образовательной программы для определения возможностей и трудностей при освоении учебного материала необходимо провести обследование уровня сформированности общих, математических и пространственных представлений; особое внимание обращается на уровень речеслухового восприятия и речевого развития глухого/ слабослышащего ребенка, а также его коммуникативные возможности.
- Структура и содержание адаптированной образовательной программы ребенка с тяжелыми нарушениями речи
Адаптированная образовательная программа (АОП) для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования строится на базе основной образовательной программы общеобразовательной организации и в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка с речевыми нарушениями: структурой речевого дефекта, своеобразием в развитии высших психических функций, проблемами моторной сферы, трудностями коммуникации и межличностных отношений, снижением скорости переработки и хранения вербальной информации. Адаптированная барограмма должна быть направлена на формирование общей культуры, .духовно-нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, устранение речевой патологии, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Структура адаптированной образовательной программы может содержать следующие модули: индивидуальный учебный план ребенка с речевыми нарушениями, включающий специальные методы, приемы и средства обучения; обязательную часть адаптированной образовательной программы,
Недостаточный лингвистический опыт у детей с тяжелыми нарушениями речи не позволяет им усвоить материал учебных дисциплин без дополнительной подготовки и создания специальных условий, направленных на преодоление имеющегося речеязыкового дефицита и обогащение речевого опыта в разных формах речевой деятельности.
Необходимо тщательно отбирать и комбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов; использовать опорные сигналы, алгоритмы, образцы выполнения задания.
При структурировании учебного материала важно выделять существенное и опустить второстепенное.
- Структура и содержание адаптированной образовательной программы ребенка с расстройствами аутистического спектра
Основные задачи адаптированной образовательной программы:
- определение особых образовательных потребностей детей с РАС;
- определение специфики организации образовательного процесса для детей с РАС в соответствии возрастными, типичными (свойственными в цепом детям этой категории) и индивидуальными особенностями психофизического развития;
- определение критериев оценки динамики освоения адаптированной образовательной программы для детей с РАС;
- создание специальных условий, способствующих освоению детьми с РАС основной образовательной программы НОО и их социальной адаптации в образовательном учреждении;
- индивидуализация учебно-воспитательного процесса, в том числе посредством использования дополнительных образовательных программ и обеспечения школьнику с РАС дополнительных образовательных коррекционных услуг, участия команды специалистов психологопедагогического сопровождения;
- разработка и реализация индивидуальных учебных планов;
- поддержка развития коммуникативных навыков и создание условий для включения ребенка с РАС в социум (в том числе посредством внеклассной работы)
- мониторинг достижений планируемых результатов;
- оказание консультативной и методической помощи семьям по вопросам обучения, воспитания, социализации детей с РАС.
- Структура и содержание АОП ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Для организации оптимального психолого-педагогического сопровождения ребёнка с НОДА в образовательном процессе, группа детей с двигательными нарушениями характеризуется вариативными сочетаниями двигательных, познавательный и речевых нарушений, что необходимо учитывать при организации обучения этих детей и определении его содержания. В связи с этим типология должна быть ориентирована на оценку возможностей детей осваивать образовательные программы и прогнозировать динамику их развития.
1 группа. Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с ортопедическими средствами, имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь.
2 группа. Дети с легким дефицитом познавательных и социальных способностей, передвигающиеся при помощи ортопедических средств или лишенные возможности самостоятельного передвижения, имеющие нейросенсорные нарушения в сочетании с ограничениями манипулятивной деятельности и дизартрическими расстройствами разной степени выраженности.
3 группа. Дети с двигательными нарушениями разной степени выраженности и с легкой и средней степенью интеллектуальной недостаточности, осложненными нейросенсорными и дизартрическими нарушениями, системным недоразвитием речи и системное недоразвитие.
4 группа. Дети с тяжёлыми опорно-двигательными нарушениями неврологического генеза, которые приводят полной или почти полной зависимости от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании и предметной деятельности.
Для успешной интеграции в общеобразовательную школу дети с НОДА, помимо организации доступной среды, нуждаются в организации специальной помощи. Успешно интегрироваться в общеобразовательную среду могут дети 1 и 2 группы с НОДА.
Ребенок с НОДА (особенно с ДЦП) требует от учителя больше внимания, в случае выраженных двигательных нарушений, чем традиционно развивающийся, поэтому наполняемость класса, где обучается ребенок с нарушением ОДА, должна быть меньше. Структура и содержание адаптированной образовательной программы ребенка с нарушением интеллектуального развития
В группу детей с нарушением интеллектуального развития входят дети с задержкой психического развития (ЗПР) и умственно отсталые дети. Дети с ЗПР, имеющие незначительные нарушения развития, легко включаются в инклюзивное образование.
Адаптированная образовательная программа для школьников с ЗПР.
Цель адаптированной программы для детей с задержкой психического развития: изменение образовательной программы в зависимости от актуального состояния здоровья, индивидуальных психофизических возможностей и особенностей ребенка с ЗПР, создание условий для коррекции нарушений и социальной адаптации.
Задачи программы:
- своевременное выявление детей с трудностями в адаптации, обусловленными задержкой психического развития;
- определение особых образовательных потребностей детей с ЗПР;
- определение особенностей организации образовательного процесса для детей с ЗПР в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка структурой нарушения развития и степенью его выраженности создание условий, способствующих освоению детьми с ЗПР основной образовательной программы НОО и их интеграции в образовательном учреждении;
- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медикопедагогической помощи детям с задержкой психического развития с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с ЗПР;
- обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
- реализация системы мероприятий и социальной адаптации детей с ЗПР;
- оказание консультативной и методической помощи родителям детей с ЗПР по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
2.2.Практические аспекты деятельности педагогических кадров (опыт работы МБОУ «СОШ №8» г. Нефтеюганска, учителя химии и биологии)
В МБОУ «СОШ №8» города Нефтеюганска ХМАО обучается 66 учащихся с ОВЗ: из них с нарушением слуха – 7 учащихся, с нарушением зрения – 8, с ДЦП - 8, с ЗПР – 27 учащихся, с другими нарушениями – 6. По форме обучения: 36 учащихся – в классах для обучающихся с ОВЗ, 12 – в общеобразовательных классах, 18 – на дому.
Учителю химии и биологии, работающему в среднем звене с детьми с ОВЗ также необходимо определять и виды деятельности учащихся, и особенности организации учебно-воспитательного процесса в классах средней и старшей ступеней. Что необходимо учитывать учителю химии и биологии при работе с детьми с ЗПР?
Виды деятельности школьника: индивидуальная и коллективная учебная деятельность; проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта, социальная деятельность, творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самосознание, спортивная деятельность Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности: научиться самостоятельно планировать учебную работу, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности совместно с педагогом, научиться осуществлять контроль и оценку собственного участия в разных видах деятельности, выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности; научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства, научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.
Задачи, решаемые педагогами: реализовать образовательную программу основной школы в разнообразных организационно-учебных формах, подготовить учащихся к выбору профессии, организовать систему социальной жизнедеятельности создать пространство для реализации подростков, проявления инициативных действий.
Алгоритм деятельности учителя по составлению рабочей программы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребёнка с задержкой психического развития.
1. Осуществление педагогической диагностики, на основе которой со-ставляется рабочая программа. Изучаются не только достижения предметных результатов, но и состояние метапредметных и личностных УУД, особенности психофизического статуса и эмоционально-волевой сферы ребёнка (темп, работоспособность, способы преодоления истощения, мотивация, адекватность эмоционального реагирования). В пояснительной записке к рабочей программе обозначаются особые образовательные потребности детей, обучающихся в данном классе (в организации учебного процесса с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков ребёнком с ЗПР, в обеспечении непрерывного контроля над становлением учебно-познавательной деятельности ребёнка, постоянном стимулировании познавательной активности, постоянной помощи в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний и др.).
2. Определение цели и задач помощи ребенку с ЗПР в освоении того или иного учебного предмета (это не обязательно должны быть все предметы). Для многих учащихся учебные программы по физической культуре, музыке, ИЗО не нуждаются в адаптации.
3. Анализ образовательной программы по предмету (предметной области) с целью выделения наиболее важных, существенных дидактических единиц, универсальных учебных действий, обязательных для освоения ребенком с ЗПР.
Составление календарно-тематического планирования по предмету с выделением в каждой теме дидактических единиц, универсальных учебных действий, предполагаемых к обязательному усвоению, что предполагает сопоставление материала той или иной темы с программами для детей с задержкой психического развития.
4. Определение цели и задач урока в соответствии с предполагаемым уровнем освоения данной темы детьми с обычным развитием и ребенком с ЗПР.
5. Определение характерных для учебного курса форм организации деятельности учащихся с учётом организации взаимодействия детей: групповая, парная, индивидуальная; проектная, игровая деятельность; самостоятельная, совместная деятельность; экскурсия, практикум, лабораторная работа и т.д.
Основные аспекты построения и реализации рабочих программ по предметам в условиях обучения детей с задержкой психического развития.
1. Реализация коррекционной направленности обучения:
• выделение существенных признаков изучаемых явлений (умение анализировать, выделять главное в материале);
• опора на объективные внутренние связи, содержание изучаемого материала (в рамках предмета и нескольких предметов);
• соблюдение в определение объёма изучаемого материала, принци-пов необходимости и достаточности;
• введение в содержание учебных программ коррекционных разделов для активизации познавательной деятельности;
• учет индивидуальных особенностей ребенка, т. е. обеспечение лич-ностно-ориентированного обучения;
• практико-ориентированная направленность учебного процесса;
• связь предметного содержания с жизнью;
• проектирование жизненных компетенций обучающегося;
• включение всего класса в совместную деятельность по оказанию помощи друг другу;
• привлечение дополнительных ресурсов (специальная индивидуальная помощь, обстановка, оборудование, другие вспомогательные средства).
2. Увеличение времени, планируемого на повторение и пропедевтическую работу. Учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам, ориентируясь на используемый УМК, с учётом особых образовательных по-требностей детей с ЗПР.
3. Проектирование наряду с основными образовательными задачами индивидуальных образовательных задач для детей с ЗПР. В пояснительной записке определяются цель и задачи изучаемого предмета и описываются коррекционные возможности предмета. Обязательным разделом рабочей программы является планирование коррекционной работы по предмету, которая предусматривает:
• восполнение пробелов в знаниях;
• подготовку к усвоению и отработку наиболее сложных разделов программы;
• развитие высших психических функций и речи обучающихся.
4. Использование приёмов коррекционной педагогики на уроках:
• наглядные опоры в обучении; алгоритмы, схемы, шаблоны;
• поэтапное формирование умственных действий;
• опережающее консультирование по трудным темам, т.е. пропедевтика;
• безусловное принятие ребёнка, игнорирование некоторых негативных поступков;
• обеспечение ребёнку успеха в доступных ему видах деятельности.
В рабочей программе отмечаются требования к уровню подготовки учащихся по предмету в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Для детей с задержкой психического развития следует разработать дифференцированную оценку результатов деятельности. Учебные достижения ребёнка с ЗПР сопоставляются с его предшествующими достижениями.
Рекомендации по адаптации учебного материала и составлению рабочих программ по биологии и химии.
Биология
Содержание учебного материала по биологии, темп обучения, как правило, оказываются непосильными для многих учащихся с задержкой психического развития. Они не могут выделить существенные признаки, характеризующие объекты и явления, с большим трудом связывают взаимообратные понятия и явления, не объединяют их в пары, воспринимая их обособленно. Учащиеся не могут полно и самостоятельно использовать полученные на уроках биологии знания в практической деятельности. При планировании учебного процесса по биологии для таких детей необходимо определять базовые элементы содержания учебного материала и способы контроля знаний, регулировать темп обучения. Контролирующие задания для учащихся с ЗПР не должны содержать большой текстовый формат; задания должны иметь предлагаемые ответы воспроизводящего (репродуктивного) характера (часть А с выбором одного верного ответа из 3-4 предлагаемых вариантов).
Особое внимание следует обратить на формирование знаний и умений, необходимых в практической деятельности. При организации занятий следует исходить из индивидуальных возможностей детей – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий.
Требования к тестам по биологии для учащихся с ЗПР:
- каждый пункт теста содержит не более трех вариантов ответа, так как учащиеся не способны сопоставлять и удерживать в памяти большой объем информации;
- вопросы теста предусматривают знание фактического материала темы и умение сравнивать, логически мыслить на несложном уровне;
- в основном предусматривается один ответ на предъявленные варианты, редко – несколько ответов;
- тесты применяются на обобщающих уроках по отдельным изученным темам, могут использоваться при подготовке учащихся к урокам.
Ведущими методами работы в области биологии являются методы есте-ственных наук: наблюдение в природе, наблюдения в классе, экскурсии, опыты, практические работы, развивающие у детей с ЗПР навыки наблюдения и описания объектов и сравнения их признаков. Для детей с ЗПР особенно важно любую информацию подкреплять наглядной демонстрацией. С помощью таблиц мы можем научить учащихся с задержкой психического развития выявлять те или иные закономерности, разбираться в них, находить главное, выделять это главное из целого ряда фактов. Таблицы, используемые для учащихся с ЗПР, должны быть легко обозримыми, простыми и наглядными, не перегруженными излишними деталями. Для учащихся с задержкой психического развития таблицы даются с частичным заполнением граф.
Химия
К работе по новому образовательному стандарту (ФГОС ООО) учителя химии приступят через три года (в 2017/2018 учебном году), до этого времени будет действовать Стандарт 2004 г. (ФК ГОС), в тексте которого курсивом выделен материал, подлежащий изучению, но не вошедший в Требования к уровню подготовки учеников. Для учащихся с задержкой психического развития (ЗПР) этот материал может быть исключен из программы курса химии или даваться в ознакомительном порядке.
Обучение предмету «Химия» детей с задержкой психического развития ведётся на основе тех же авторских и примерных программ и тех же УМК, что и в общеобразовательных классах. В городе Нефтеюганске учителя химии в настоящее время работают по УМК О.С. Габриеляна.
Изучение химии в школе, в том числе и детьми с ЗПР, направлено на достижение следующих целей:
• освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
• овладение умениями наблюдать химические явления, проводить хи-мический эксперимент, производить простейшие расчеты на основе химиче-ских формул и уравнений химических реакций;
• развитие познавательного интереса, способности самостоятельно приобретать знания;
• воспитание отношения к химии как к одному из разделов естественных наук;
• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, предупреждения явлений, наносимых вред здоровью человека и окружающей среде.
В связи с трудностями, возникающими у детей с ЗПР при изучении химии, в рабочую программу учителя должны быть внесены изменения. Так, в программе должно быть выделено дополнительное время для изучения наиболее важных вопросов, повторения пройденного материала, отработки навыков написания химических формул и уравнений за счет того, что наиболее трудные темы даются в ознакомительном порядке, а некоторые лабораторные опыты и практические работы выполняются виртуально или заменяются на демонстрацию ЦОР.
Дополнительное время, например, отводится на изучение темы «Соединения химических элементов», так как она подготавливает переход к последующей важной теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов». В рабочую программу можно не включать не обязательные для изучения вопросы, поскольку они являются чрезвычайно трудными для понимания этой категорией учащихся и не влияют на усвоение курса химии. Например, такие вопросы, как «Понятие о химическом анализе и синтезе», «Атомная единица массы».
В ознакомительном порядке можно рассматривать темы, выделенные курсивом в ФК ГОС, а также в Примерной программе основного общего образования по химии. Ряд тем, изучаемых ознакомительно на начальных этапах обучения предмету, станут обязательными в старших классах. Это темы «Типы кристаллических решеток», «Амфотерность оксида и гидроксида алюминия», «Гидроксиды и соли железа (II и III)», «Молярный объем газов», «Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы», «Сернистая и сероводородная кислоты и их соли».
При составлении рабочей программы по химии для обучения детей с ЗПР необходимо ориентироваться на психолого-педагогические особенности обучаемых и избегать перегрузки рабочих программ излишним теоретическим материалом, в первую очередь, материалом, не обязательным для изучения. Учебный материал необходимо отбирать таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.
Большое значение для полноценного усвоения учебного материала по химии приобретают межпредметные связи с такими дисциплинами, как природоведение, география, физика, биология. Позволяя рассматривать один и тот же учебный материал с разных точек зрения, межпредметные связи способствуют его лучшему осмыслению, более прочному закреплению полученных знаний и практических умений.
Для организации процесса обучения желательно применять различные формы учебных занятий: беседы, интегрированные уроки, практикумы, экскурсии, групповую работу, деловые игры. В качестве предпочтительных форм контроля знаний, умений и навыков использовать контрольные работы, тесты, химические диктанты, самостоятельные работы.
Важно при работе с детьми с ЗПР включать в содержание программы вопросы здоровьесбережения, материал по профилактике употребления психоактивных веществ, пропаганде здорового образа жизни.
При проведении уроков рекомендуется:
• больше времени отводить вопросам использования химических веществ в быту и безопасного обращения с ними;
• включать максимально возможное количество демонстраций, так как именно демонстрационный эксперимент способствует развитию познавательного интереса у детей с задержкой психического развития;
• при планировании практических работ и лабораторных опытов ис-ключать те из них, которые требуют использования концентрированных кис-лот, щелочей, формальдегида, спирта, ввиду их высокой токсичности и опасности для здоровья.
В связи с особенностями поведения и деятельности учащихся с ЗПР (расторможенность, неорганизованность) необходим строжайший контроль за соблюдением правил техники безопасности при проведении лабораторных и практических работ.
Рабочая программа курса химии разрабатывается на основе авторской программы с учетом примерной. При составлении рабочей программы учитель может вносить свои дополнения и изменения в авторскую программуВысвободившее время можно использовать для систематизации и обобщения или при изучении последующих более значимых и сложных тем.
Конкретные требования к уровню подготовки выпускников желательно указать для каждого урока и включить в поурочное планирование.
3. Заключение
Адаптированная образовательная программа – документ, определяющий специфику освоения содержания образовательного стандарта на основе рекомендаций городской психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, комплексной диагностики особенностей личности ребенка, ожиданий родителей с целью создания условий для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания. АОП составляется для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, получающих образование в различных формах обучения (очное, индивидуальное обучение на дому, а также индивидуальное обучение на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
АОП направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, а также соматическими заболеваниями (при условии сохранности интеллектуальной сферы) по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его заболевания, познавательных потребностей и интересов.
4. Список использованной литературы.
1.Баранова Ю.Ю., Солодкова М.И., Яковлева Г.В. Программа коррекционной работы. Рекомендации по разработке. Начальная школа. ФГОС. М.: Просвещение, 2014.
2. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений.- М, 2002.
3.Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального школьного образования детьми с ОВЗ // Альманах, 2010. - №14
4.Специальная педагогика: Учеб. пос. для студ. высш. учеб, заведений: В 3 т. / Под ред. Н. М. Назаровой. - Т. 3. Педагогические системы специального образования / Н. М. Назарова и др. - М.: Академия, 2008.
5.Тупоногов Б.К. Организация коррекционно-педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих.- Изд. «Владос», М., 2011.
Подписи к слайдам:
урока
Деятельность
учителя
Деятельность ученика
Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.
Фронтальная беседа по вопросам о царстве грибов.
-
Вы
уже познакомились с общими
признаками грибов и шляпочными грибами. Скажите,
пожалуйста
:
-
Почему грибы принято выделять в отдельное царство?
-
Какие признаки характерны для грибов, сближающих их с царством растений?
-
Какие признаки характерны для грибов, сближающих их с царством животных?
-
Объясните
значение
слов:
мицелий
,
симбиоз
,
микориза
Учащиеся
отвечают на вопросы:
-
имеют ряд признаков, характерных для представителей царства растений, а так же некоторые признаки, характерные для представителей
царства
животных;
-
прикрепленный образ жизни, неограниченный рост в течении жизни, верхушечный рост;
-наличие хитина в клеточных стенках, не имеют
хлорофилла
3. К этой группе грибов относятся и
дрожжи
.
Это одноклеточные организмы, обладающими всеми основными свойствами грибов. Тем не менее дрожжи не образуют мицелия. Дрожжей известно около 500 видов.
Это одноклеточный организм, в форме шарика или овала. Отдельные клетки дрожжей соединены в ветвящиеся цепочки причудливой формы.
Дрожжи размножаются в
результате почкования
.
Задание: дадим характеристику дрожжей в соответствии с той же таблицей, находя информацию в характеристике плесневых грибов и дрожжей.
-
Выполним
л
абораторную
работу:
«Приготовление культуры дрожжей и наблюдение за дрожжевыми клетками»
(смотри инструкцию
по выполнению работы)
(культура дрожжей выращена учителем заранее при подготовке к уроку)
О значении дрожжей узнаем посмотрев
видеоролик
«Использование дрожжей»
Учащиеся в парах заполняют таблицу о дрожжах
Учащиеся
выполняют лабораторную
работу
в группах, делают записи, выводы.
Просмотр
видеоролика
Тест «Грибы»:
1.Грибы выделяют в
а) род; б) семейство; в) царство; г) порядок
2.Признаком грибов, сближающим их с царством растений, является
:
а) гетеротрофный способ питания;
б) верхушечный рост мицелия;
в) наличие мочевины в качестве промежуточного продукта
метаболизма;
г) наличие хитина в клеточных стенках
3. Плодовое тело шляпочного гриба образовано:
а) шляпкой и мицелием:
б) ножкой и мицелием;
в) шляпкой и ножкой;
г) микоризой и спорангием
4. К грибам, получающим органические вещества из корней деревьев относятся:
а)
мукор
;
б)
пеницилл
;
в) дрожжи;
г) подберезовик
5. Какого способа добывания пищи среди грибов не встречается?
а) сапрофиты;
б) паразиты;
в) хищные;
г) фотосинтезирующие
Деление дрожжевого гриба
Тип урока:
изучение нового материала
Цель урока:
изучить особенности строения, процессы жизнедеятельности и значение плесневых грибов и дрожжей
Задачи:
Образовательная:
расширить знания учащихся о царстве грибов,
об их разнообразии;
познакомить их с отличительными особенностями,
строением и способом питания плесневых грибов,
дрожжей
Развивающая
: развивать умения распознавать плесневые грибы,
дрожжи,
продолжить формировать навык работы с натуральными объектами,
навык выполнения биологического рисунка
Воспитывающая:
раскрыть значение грибов в природе,
жизни и хозяйственной деятельности человека
Ключевые слова и понятия:
плесневые грибы, дрожжи,
пеницилл
,
мукор
, грибы-сапрофиты,
гифы, почкование, спорангий, мицелий
Физкультминутка. Грибная зарядка.
Текст зарядки
Упражнения для снятия общего утомления
Все грибы сели на поляне.
Пошел дождик.
Выросли грибы.
Посмотрели, не идет ли грибник.
Увидели грибника, спрятались грибы.
Ушел грибник.
Снова выросли грибы.
Обрадовались, улыбнулись друг другу.
А мы с вами продолжаем работать.
И. п. – основная стойка.
1. – присесть, руки вперед .
2. – руки сомкнуть над головой.
3. и.п. – выдох.
При выполнении, тянуться вверх.
4,5. - подъем на носки, руки вверх, вдох.
6,7. – присесть, руки в стороны, выдох
8.– и.п.
В ходе урока формируются у учащихся:
- коммуникативные компетентности (умение организовать работу в группе)
- информационные (умение работать с текстом и выбрать нужную информацию)
- учебно-познавательные (умение ставить цель, найти ответ на вопрос, провести рефлексию)
- общекультурные (при работе на уроке слушали сообщения и принимали точки зрения всех). В ходе урока учитель управляет деятельностью детей, способствует развитию логического мышления, умения сравнивать, делать выводы. Содержание урока способствует развитию специальных биологических понятий и общекультурных навыков учащихся.
Цели урока достигнуты, реализованы, так как дети смогли сравнить плесневые грибы, найти сходство и различие в строении и жизнедеятельности грибов.
Этапы урока
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся
Мотивация учебной деятельности
Учитель
приветствуе
т
учащихся и
организует учащихся на работу
Сегодня на уроке присутствуют гости, поздороваемся с ними и активно поработаем,
чтобы всем, кто пришел к нам было интересно на нашем уроке.
Наш урок будет посвящён открытию нового знания, но перед эти проверим домашнее задание (повторите его)
Учащиеся настраиваются на рабочий лад
Ход урока:
2.Гриб
пеницилл
.
В наших домах можно обнаружить еще один гриб.
Этот гриб может обитать на продуктах питания и на почве. Мицелий
пеницилла
в отличие от
мукора
состоит не из одной клетки, а разделен перегородками на отдельные клетки. Клетки
пеницилла
одноядерные. Отдельные гифы, как и у
мукора
, поднимаются вертикально вверх, образуя
на концах особые разветвления в виде кисточек. Эти разветвления заканчиваются цепочками спор, которые по мере созревания отделяется и разносится током воздуха.
Задание: давайте охарактеризуем
пеницилл
, заполнив таблицу, используя характеристика плесневых грибов и дрожжей.
Некоторые виды этого гриба специально разводят в лабораториях для медицинских целей. Дело в том, что в клетках некоторых видов
пеницилла
содержатся вещества, убивающие или подавляющие жизнедеятельность болезнетворных бактерий.
Из этого гриба изготавливают лекарство пенициллин, который являются антибиотиком.
Учащиеся в парах записывают
в таблицу сведения
Сообщение учащегося на тему:
«История открытия пенициллин»
Плесневые грибы
Лабораторная работа.
Тема:
«Приготовление культуры дрожжей и наблюдение за дрожжевыми клетками».
Цели
:
-познакомиться со строением дрожжей,
-продолжить формировать навык работы с натуральными объектами;
н
авык выполнения биологического рисунка.
Оборудование
:
к
ультура дрожжей, пипетки, предметные и покровные стекла, микроскоп.
Ход работы:
1. Из полученной культуры возьмите 1 мл раствора и развести его в кипяченой дистиллированной воде в соотношении 1:10.
2. Каплю раствора поместите на предметное стекло, накройте предметным стеклом.
3. Рассмотрите препарат под микроскопом, найдите дрожжевую клетку,
зарисуйте ее в тетради.
4. Наблюдайте за размножением дрожжей - образованием почки на материнской клетки.
5.Рассмотрите микропрепарат при малом и большом увеличении.
6
.Зарисуйте клетки дрожжей.
7
.Сделайте вывод.
В ходе урока используются различные формы: в начале урока использована фронтальная беседа; на этапе осмысления – групповая работа с микроскопами, так как она является оптимальной для данного содержания урока. В ходе урока предусмотрена смена деятельности, что необходимо для детей данного возраста и это позволяет не допустить перенапряжения учащихся, что
положительно отражается на здоровье: просмотр видеоролика, работа с текстом, практическая работа с микроскопом, физкультминутка.
Учащиеся активны на уроке, работоспособны на всех этапах.
Содержание урока отработано в соответствии с программой и задачами темы, с учетом возрастных особенностей детей данного класса и предполагаемыми учителем возможностями.
Эффективности работы на уроке способствует соблюдение принципов обучения, воспитания и развития: принципа сознательности и активности, принципа наглядности; принципа систематичности и последовательности, принципа связи с практикой.
Используется принцип доступности и научности.
Объем материала большой, но соответствовал программным требованиям.
При изложении материала присутствует логика, последовательность, эмоциональность.
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ УРОК
ПО БИОЛОГИИ
«Плесневые
грибы и дрожжи
»
Щурихина
Фларида
Фасхетдиновна
Учитель химии
и биологии
МБОУ СОШ №8
г
. Нефтеюганск
2015 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
Спасибо за внимание
Самоанализ урока
Пеницилл
Использование дрожжей
Этапы урока:
1. Мотивация учебной деятельности.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.
2.1. Фронтальная беседа по вопросам о царстве грибов.
2.2. Контроль знаний – тест. Самоконтроль.
3. Построение выхода из затруднения.
3.1. Формулирование проблемы урока. 3.1.1.Презентация учащегося «Грибы в наших квартирах».3.1.2. Определение темы и целей урока.
4. Реализация учебной задачи - изучение нового материала.
4.1. Характеристика плесневых грибов и дрожжей.
4.2. Лабораторная работа: «Строение плесневых грибов». Физкультминутка.
4.3. Презентация учащегося: «История открытия пенициллина»
4.4. Лабораторная работа
:
«Приготовление культуры дрожжей и наблюдение за дрожжевыми клетками»
4.5. Видеоролик: «Использование дрожжей»
5. Закрепление нового материала. Сравнительная характеристика и выводы.
6
. Итог урока.
7. Домашнее задание.
8. Рефлексия учебной деятельности.
Реализация учебной задачи - изучение нового материала
1.Гриб
мукор
наиболее часто можно обнаружить на старом хлебе, особенно если он некоторое время находился во влажном теплом
месте.
П
одтверждением этого является
результат опыта, заложенного
нами на прошлом уроке
.
-Что
мы
наблюдаем? -Как
вы думаете, что это такое
?
Если мы дальше будем наблюдать за грибом, то заметим, что через некоторое время цвет гриба изменится. Он потемнеет. -Почему?
-Как вы думаете, как распространяются эти споры?
Попав в благоприятные условия (тепло, определенная влажность), споры прорастают, в результате чего образуется новый мицелий.
Задание: давайте дадим характеристику
мукора
, заполнив таблицы (таблица на листочках у каждой пары учащихся), для этого используем
используем
листы, где приведена
характеристика плесневых грибов и дрожжей
.
А теперь выполним
лабораторную работу:
«Плесневый гриб
мукор
»
(смотри
инструкцию
по выполнению лабораторной работы)
Проводится
физкультминутка
-На хлебе появился пушистый белый налет.
-Это гриб
мукор
-Это начнут появляться и созревать споры
-При помощи ветра
Учащиеся в парах
записывают характеристику в таблицу.
Учащиеся
выполняют лабораторную
работу
в группах,
делают выводы, записи, рисунки в тетрадь.
Лабораторная работа.
Тема
: «Строение плесневых грибов»
Цели
:
-познакомиться со строением плесневых грибов,
-продолжить формировать навык работы с натуральными объектами;
н
авык выполнения биологического рисунка.
Оборудование
:
к
ультура
мукора
, препаровальные иглы, пипетки, предметные и покровные стекла, микроскоп, лупа.
Ход работы:
1. Рассмотрите внешнее строение гриба
мукора
с помощью лупы. Найдите головки со спорами, определите, где расположен мицелий.
2. Приготовьте микропрепарат, для этого:
а) при помощи
препаровальной
иглы перенесите несколько нитей грибы на сухое предметное стекло;
б) капните каплю воды на предметное стекло и накройте препарат покровным стеклом;
в) аккуратно удалите лишний воздух из под покровного стекла.
3.Рассмотрите микропрепарат при малом и большом увеличении.
4.Зарисуйте внешний вид
мукора
.
5.Сделайте вывод.
Самоанализ урока:
Урок по теме: «Плесневые
грибы и дрожжи»
является третьим в теме.
Цель урока:
изучить особенности строения и процессы
жизнедеятельности, значение плесневых грибов и дрожжей
Тип урока:
изучение нового материала.
Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока и цель, проводят рефлексию в конце урока.
В ходе урока использовано несколько информационных источников: видеоролик, сообщения, статья из справочника по биологии, микропрепараты, цифровые ресурсы. В качестве источника получения знаний использовались словесные, наглядные и практические методы, метод наблюдения. Использованные методы обучения очень эффективны.
Словесные – для актуализации знаний на этапе формулирования темы и работе с текстом. Практические – на этапе осмысления при работе с микроскопом и при закладке опыта. Наглядные – просмотр ролика.
Совершенствуется умения работы с микроскопом.
Исследовательский метод, когда учащиеся должны были работать с текстом - выбрать информацию и работу микроскопом – наблюдение за делением дрожжей. Методы обучения обеспечивают поисковый и творческий характер познавательной деятельности.
Оборудование:
муляжи плодовых тел шляпочных грибов, таблицы:
"Строение шляпочного гриба"
"Плесневые грибы и Дрожжи"
натуральные объекты - колонии плесневых грибов на различных субстратах,
культура дрожжей,
культура
мукора
, препаровальные иглы, пипетки, лупа,
предметные и покровные стекла, микроскоп,
компьютер,
мультимедийный
проектор, экран, указка
;
презентация с гиперссылками «Плесневые грибы»
«Уроки
биологии 6 класс».
Мультимедийное
приложение к урокам
(компакт-диск
) – издательство «Глобус».
Использованная литература:
Биология. 5 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику
В.В. Пасечника "Биология. 5 класс".
Биология. 5 класс.: учебник для общеобразовательных
учреждений / В.В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2012.
Тесты по биологии: 6 класс: к учебнику В.В. Пасечника "Биология. Бактерии,
грибы, растения. 6 класс" / Е.М.
Бенуж
. М: Издательство "Экзамен", 2008.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Итог
урока
Учитель оценивает
работу учащихся и выставляет отметки, тетради учащихся берёт на проверку.
Инструктаж
домашнего задания
Подготовить
ответы
на вопросы
§15, стр.
85. Задание
для
учащихся
с более ответственным подходом к учению
:
подготовить сообщен
ие о грибах-паразитах
Учащиеся записывают домашнее задание в дневник
Рефлексия
учебной деятельности
Учитель
предлагает
закончить начатое предложение начатое
в
карточке
для рефлексии
Учащиеся отвечают
Представители
Биологические особенности
Значение в природе и жизни человека
Мукор
Мицелий представлен крупной сильно разветвленной клеткой со множеством ядер. Размножается участками мицелия и спорами. Споры образуются в головчатых спорангиях
Участвует в разложении растительных остатков. Наносит большой ущерб хозяйственной деятельности человека, портя продукты питания при хранении
Пеницилл
Мицелий многоклеточный, ветвистый. Размножается участками мицелия и спорами. Споры образуются на веточках
спорангиеносцев
Вызывают порчу продуктов при хранении. Используются для получения антибиотиков (пенициллин)
Дрожжи
Мицелий состоит из овальных или вытянутых палочковидных одноядерных клеток. Обитают в средах, содержащих сахар. Размножаются почкованием и спорами
Участвуют в разложении органических соединений, вызывая брожение. Используются в хлебопечении, кондитерской промышленности, в производстве кормовых продуктов, белков, витаминов. Являются объектами изучения биохимиков и генетиков
Плесневые грибы, дрожжи.
Б
ыло интересно…
Б
ыло трудно…
Я
выполнял задания (какие)…
Т
еперь я могу…
Я
приобрел…
6.
Я
научился…
7.
М
еня удивило…
8. С
егодня я узнал…
9. У
рок дал мне для жизни…
Рефлексия учебной деятельности:
Построение выхода из затруднения
-Вы испытали затруднение при выполнении задания
№4. Почему?
-О
братим
внимание на то, что грибы бывают не только
шляпочными
. В этом задании были перечислены
грибы
, которые каждый день живут рядом с нами. Кто же они?
Сообщение учащегося на тему: «Грибы в наших квартирах»
-
Какие не шляпочные грибы
вы можете назвать?
Действительно, среди плесневых грибов наиболее
известны гриб
мукор
и
пеницилл
.
-Потому что не изучали
мукор
,
пенициллин.
Ученик выступает с сообщением
Плесневые
грибы:
мукор
,
пеницилл
Учитель сообща
с учащимися определяют
тему урока. Вместе с учащимися определяют цели урока.
Мукор
гифы
спорангии
Помощь учителя на уроке при выполнении лабораторной работы
Методы обучения:
о
бъяснительно
-
иллюстративный; частично-поисковый; экспериментальный; наблюдение
Формы обучения:
фронтальная, коллективная, групповая, работа в парах, индивидуальная
Планируемые результаты обучения
у
чащиеся должны знать:
— особенности строения плесневых грибов;
— процессы жизнедеятельности плесневых грибов;
— условия и особенности среды обитания плесневых грибов;
— историю получения пенициллина;
— использование плесневых грибов человеком.
у
чащиеся должны уметь:
— различать грибы
мукор
и
пеницилл
;
— закладывать опыты и проводить наблюдения за развитием плесневых грибов
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Тестовая работа.
(
5 заданий,
в каждом
по одному
правильному ответу).
Правильные ответы:
1-в, 2-б, 3-в, 4-г, 5-г.
- С какими трудностями вы столкнулись, выполняя
тест?
Учащиеся
р
аботают по карточкам
Самопроверка.
Учащиеся
говорят о затруднении в выполнении №4
Закрепление
-
Применяя записанную вами в
таблице
информацию,
дадим
с
равнительную характеристику
грибов.
Учащиеся
сравнивают
мукор
,
пеницилл
, дрожжи, находят сходство и различие.
Проверяют правильность заполнения таблицы по образцу.
На основе таблицы
и лабораторных работ делают выводы:
о количестве клеток
о местонахождении спор
о способах размножения
(сначала
на материнской клетке появляется бугорок, который постепенно увеличивается в размерах. Затем
делится
ядро материнской клетки. Часть ядра остается в материнской клетке, а часть отправляется в новую дочернюю клетку. Новая молодая клетка от материнской может отделиться или остаться рядом с ней. Так образуются длинные разветвленные
цепочки)
Среда обитания
Строение
Способ питания
Размножение
МУКОР
Старый хлеб, фрукты, овощи, варенье
Грибница – одна сильно разросшаяся клетка с большим количеством ядер.
Нити мицелия тонкие, бесцветные
Сапрофит
Споры
Шарообразные расширения
ПЕНИЦИЛЛ
Продукты питания, почва
Мицелий – отдельные клетки
с одним ядром
Сапрофит
Споры, гифы заканчиваются кисточками
ДРОЖЖИ
Питательная среда, богатая сахаром
Одноклеточный организм в виде шарика
Сапрофит
Почкование
Сравните плесневые грибы
мукор
пеницилл
Учащиеся выполняют лабораторную работу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мультимедийный урок-соревнование "Страны и континенты"
Данный урок разработан в качестве обобщающего для уч-ся 6 класса школ с углубленным изучением английского языка по курсу Верещагиной И.Н.Урок включает в себя работу с мультимедийной картой "Страны и к...
Конспект мультимедийного урока по теме: "Shakespeare\'s Land" с использованием презентации "Уильям Шекспир"
Конспект урока для 7 класса с использованием презентации "Уильям Шекспир"....
Мультимедийный урок Двигатель внутренего сгорания
Мультимедийная разработка урока по общему устройству ДВС.Материал изучается на первом году обучения в 10-м классе по программе подготовки водителей категорий "В" и "С". Кратко представлены устройство,...
Мультимедийный урок математики по теме "площадь прямоугольника"
Урок посвященный теме "площадь прямоугольника" с презентацией...
Мультимедийный урок по биологии в 8 классе, обратный лист связи
Урок построен по новым требованиям ФГОС...
конспект урока по биологии 8 класс с мультимедийной презентацией "Пищеварительная система"
Урок-обобщение по пищеварительной системе...
План конспект мультимедийного урока по биологии в 6 классе по теме "Плесневые грибы"
Урок биологии по теме "Плесневые грибы" проводится на основе презентации, предназначенной для интерактивной доски. Урок проводится с использованием практических методов, в частности лаборато...