Анализаторы
презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему

Ширнина Марина Борисовна
—Данная презентация - сопровождение урока по теме "Анализаторы. Органы чувств". Использование данной презентации поможет ученикам сформировать понятие о строении и функциях  анализаторов ;увидеть  различия между понятиями «анализатор» и «органы чувств»;
обеспечит —понимание значения совместного действия анализаторов ; поможет провести проверку знаний и рефлексию собственной деятельности  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analizatory.pptx1.09 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анализаторы. Органы чувств. Автор : Ширнина М.Б., учитель биологии КБОУ «Школа дистанционного образования»

Слайд 2

Анализатор - от латинского « sensus » – чувство, ощущение. Э то нервные системы, обеспечивающие восприятие и анализ всех раздражителей, действующих на животных и человека . Учение об анализаторах, или сенсорных системах создал Иван Петрович Павлов в 1909году.

Слайд 3

Анализаторы. Органы чувств. Цели и задачи урока: сформировать понятие о строении и функциях анализаторов и их видов; знать различия между понятиями «анализатор» и «органы чувств»; понимать значение совместного действия анализаторов для проверки достоверности полученной информации ; .

Слайд 4

Анализаторы. Органы чувств. Всю информацию об окружающем нас мире мы получаем благодаря АНАЛИЗАТОРАМ (сенсорным системам).

Слайд 5

Схема понятия «анализатор» раздражители Орган чувств ( рецеп - торы) Центр в коре головного мозга

Слайд 6

Анализатор состоит : Периферический отдел (воспринимающий)- рецепторы- в них происходит преобразование сигналов внешнего мира (свет, звук, температура) в нервные импульсы, Промежуточный отдел (проводящий) - нервный путь, соединяющий органы чувств с центральным отделом, Центральный отдел (корковый)-зоны коры головного мозга, где происходит анализ информации, поступающий от органов чувств и возникает ощущение.

Слайд 7

В зависимости от способа взаимодействия рецептора с раздражителем различают: 1)РЕЦЕПТОРЫ Контактные: -рецепторы кожи -вкусовые 2)РЕЦЕПТОРЫ Дистантные : -зрительные -слуховые -обонятельные

Слайд 8

анализаторы воспринимают Чувство Орган Что воспринимает Зрение Глаз Световые волны Слух Уши Колебания воздуха и жидкости внутреннего уха Вкус Язык Молекулы пищи Обоняние Нос Запах (летучие молекулы) Осязание Кожа Шероховатость поверхности, давление, температуру

Слайд 9

Зрительный анализатор . Зрительный анализатор позволяет опознавать предметы, определять их место в пространстве, следить за перемещениями. До 90% информации мы получаем через зрительный сенсорный канал.

Слайд 10

Анализаторы. Органы чувств. Зрительный анализатор: рецепторы сетчатки, зрительный нерв, зрительная зона коры. В первичных чувствительных зонах- анализ ощущений, во вторичных зонах – формирование образов.

Слайд 11

Анализаторы. Органы чувств. Зрительный анализатор состоит из трех частей: рецепторы сетчатки глаза, зрительный нерв, зрительная зона коры больших полушарий головного мозга.

Слайд 12

Анализаторы. Органы чувств. С помощью слуха можно воспринимать информацию на значительном расстоянии. Для человека с этим анализатором связана членораздельная речь.

Слайд 13

Анализаторы. Органы чувств. Звуковые колебания через органы среднего и внутреннего уха достигают слуховых рецепторов. Нервные импульсы по слуховому нерву передаются в слуховую зону коры в височной доле головного мозга. Там звуки опознаются, анализируются , оцениваются. Слуховые центры

Слайд 14

Анализаторы. Органы чувств. Как называется анализатор? Где находятся его составные части? Какие вещества способны вызывать у нас ощущение запаха?

Слайд 15

Анализаторы. Органы чувств. Обонятельный анализатор: рецепторы полости носа; обонятельный нерв; обонятельная зона коры височной доли головного мозга .

Слайд 16

Анализаторы. Органы чувств. Как называется анализатор? Где находятся его составные части? Почему мы не можем ощущать вкус сухой пищи?

Слайд 17

Анализаторы. Органы чувств. Вкусовой анализатор: рецепторы на языке; вкусовой нерв; вкусовая зона коры височной доли головного мозга .

Слайд 18

Анализаторы. Органы чувств. Где находятся части осязательного анализатора? Какую информацию мы можем получить с их помощью? Как Вы думаете, различные ощущения вызывают раздражение разных или одинаковых рецепторных клеток?

Слайд 19

Анализаторы. Органы чувств. Осязательный анализатор: рецепторы кожи; осязательный нерв; осязательная зона коры теменной доли головного мозга .

Слайд 20

Анализаторы. Органы чувств. Разные анализаторы взаимно дополняют и уточняют друг друга.

Слайд 21

Анализаторы. Органы чувств. Операции на мозге ведутся под местным наркозом. Больной находится в сознании, и с ним можно общаться. Чтобы не повредить здоровые ткани, приходится раздражать участки мозга специальными электродами – тестерами. Во время операции больной «слышал» речь своих сослуживцев, обсуждавших профессиональные дела. Какие участки мозга раздражал хирург? В какой доле переднего мозга они находятся? Больной видел светящиеся точки. Какие участки мозга раздражал хирург? В каком полушарии они находятся?

Слайд 22

Анализаторы. Органы чувств. На рисунке изображены зрительные анализаторы здорового человека и больных. Определите, кто из пациентов здоров и какая часть зрительного анализатора повреждена у каждого больного. Б А В Г

Слайд 23

ПРОВЕРЬ себя 1. Анализатор -это 1) глаз 2) системы, обеспечивающие восприятие и анализ всех раздражителей 3) орган чувств 4) ухо 2 . Зрительные рецепторы у человека расположены в 1) хрусталике 2) стекловидном теле 3) сетчатке 4) зрительном нерве 3. Нервные импульсы в органе слуха человека возникают 1) в улитке 2) в среднем ухе 3) на барабанной перепонке 4) на перепонке овального окна 4. К возникновению близорукости может привести 1) повышение уровня обмена веществ 2) чтение текста лежа 3) повышенная возбудимость нервной системы 4) чтение текста на расстоянии 30—35 см от глаз 5.В какой доле коры больших полушарий головного мозга находится зрительная зона у человека? 1)затылочной 2)височной 3)лобной 4)теменной 6.Проводниковая часть зрительного анализатора 1)сетчатка 2) зрачок 3)зрительный нерв 4) зрительная зона коры головного мозга 7 . В какую область коры больших полушарий поступают нервные импульсы от рецепторов слуха? 1)затылочную ; 2) теменную; 3) височную; 4) лобную

Слайд 24

Подведи итог Знал Что узнал на уроке Хочу еще узнать больше


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

зрительный анализатор

Данный урок  моделирован по технологии развития критического мышления. Одна из основных целей технического мышления – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать и передавать информацию, ...

Зрительный анализатор

Проведения  уроков с РВГ проходит по технологии РКМЧП, которая позволяет разнообразить совместную работу детей, обеспечить индивидуально-ориентированный подход к групповой работе. Учащиеся ...

Анализаторы. Зрительный анализатор (строение). Предупреждение глазных болезней, травм глаз

Маршрутный лист к уроку по теме «Анализаторы. Зрительный анализатор (строение). Предупреждение глазных болезней, травм глаз». I.  При работе с текстом мультипроектора выполните за...

Обобщающий урок по теме «Анализаторы. Взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов»

Цель урока:  повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся об особенностях восприятия человеком окружающей среды с помощью анализаторов.Тип урока: систематизации и обобщения изученного ...

Презентация "Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов"

Презентация "Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов"...

урок "Анализаторы. Слуховой анализатор"

Открытый урок"Анализаторы. Слуховой анализатор"...

План конспект урока по биологии в 8 классе на тему: «Анализаторы. Зрительный анализатор»

Разработка урока  по технологии "Развитие критического мышления" в  рамках проекта Преобразование обучения в XXI веке: развитие культуры мышления. Критическое мышлен...