технологическая карта урока по теме : "Изменчивость" в 11 классе
план-конспект урока по биологии (11 класс)

Ильина Оксана Вениаминовна

Технологическая карта разработана в качестве апробации  технологии в рамках внедрения ФГОС. УМК В. В. Пасечника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_klass.doc365.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии

Тема «Изменчивость»

11 класс

Выполнил: учитель биологии

Ильина Оксана Вениаминовна

МКОУ «Любимовская СОШ» Большесолдатского района

Предмет

Биология

Учитель

Ильина Оксана Вениаминовна

Класс

11

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Технология построения урока

ТРКМ        

Тема

Изменчивость.

Цели

  1. Обучающая: изучить и классифицировать понятие «изменчивость», научиться определять различные формы изменчивости.
  2. Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, привлекать информацию из дополнительных источников; развивать образную память, логическое мышление, культуру речи учащегося.
  3. Воспитывающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группе, продолжать формировать у обучающихся адекватную оценку собственной работы как индивидуальной, так и в группе.

Основные термины, понятия

Наследственность. Изменчивость. Наследственная изменчивость (комбинативная, мутационная, модификационная). Норма реакции.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

индивидуальная, фронтальная, групповая

Книгопечатная продукция:  учебник, рабочая тетрадь,    

Технические средства обучения ПК, презентация

Название урока

и его этапы

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1

2

3

5

1.Организационный момент.

Приветствует обучающихся.

Проверка отсутствующих и    готовности к уроку. Доброжелательный настрой на урок.

Самоконтроль готовности к уроку.

 

2.Актуализация знаний.

 Мотивация.

  1. Осуществляет контроль знаний, полученный на прошлом уроке.

       2. Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока:

- Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы назовете сами. Очень редко в природе встречаются две совершенно одинаковые особи любых видов организмов – всё живое способно изменяться!»

 А как называется способность организмов к изменениям в процессе индивидуального развития?

- «Знаете ли вы, что....«Согласно археологическим данным, в период неолита люди еще не могли пить молоко животных – в их организме отсутствовал ген, необходимый для усвоения лактозы. Эта способность пришла к нашим предкам позже…

Как вы думаете, какой процесс лежит в основе этого явления? (генетическая мутация).

-какие виды изменчивости вам известны?

-по каким признакам различаются типы мутации?

3.Учитель предлагает заполнить таблицу ЗХУ в рабочих листах:

Знаю

Хочу узнать

Узнали

 Выполняют задание 1. (приложение).

Осуществляют взаимопроверку.

Совещаются в парах. Каждая пара предлагает свой вариант ответа.

Предполагают, что это изменчивость.

Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты), которые связаны с формулировкой проблемы.

Слушают, строят предположения, высказывают мнения, предлагают версии.

Выдвигают тему урока, формируют цель и задачи.

Определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть).

-регулятивные: самостоятельно  определять цель учебной деятельности,

коммуникативные: -умение воспринимать информацию на слух,

-участвовать в коллективном обсуждении проблемы,

-учиться обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

-познавательные: самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

.

3.Осмысление содержания

             1. Для решения вопроса, учитель обращает учащихся к тексту параграфа 46, с.163-166 и рекомендует выполнить задание 2 в парах.

            2.Предлагает дополнить знания об изменчивости организмов, выполнив задание 3 (карточки), разделившись на группы.

Координирует работу в группах.

Корректирует выводы обучающихся по выполнении заданий.

Ожидаемые выводы:

- изменчивость проявляется в двух формах фенотипической и наследственной.

-признаки модификационной изменчивости проявляются в пределах нормы реакции. Понятие вариационного ряда.

-комбинативная  и мутационная формы изменчивости наследуются.

-комбинативная и мутационная изменчивости различаются по характеру возникновения, значения для организмов.

Работают в группах над решением учебной задачи.

Фиксируют в тетрадях записи, изучают текст учебника методом «Инсерт»(делают пометки на полях), ищут и отбирают, систематизируют информацию.

Трансформируют информацию в кластер (задание2, приложение).

Проверяют правильность выполнения задания по эталону. Вспоминают основные виды изменчивости организмов.

Воспринимают информацию о нормах реакции, вариативном ряде изменения признаков из презентации.

Находят решение задач, отвечают на вопросы к ним. Обсуждают результаты в группах. Делают выводы о типах изменчивости, их наследовании.

познавательные: 

- умение работать  с учебником;

- находить отличия;

- составлять схемы-кластеры;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки разных типов изменчивости;

коммуникативные:

участвовать в коллективном обсуждении проблемы,

-развитие умения  работать в группе, сообща.

- умение учиться обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

4.Рефлексия

    1. В качестве обобщения и систематизации знаний по теме, рекомендует вернуться к таблице ЗХУ, дополнив ее.

 2. Предлагает вернуться к вопросу, поставленному вначале урока:

«Согласно археологическим данным, в период неолита люди еще не могли пить молоко животных – в их организме отсутствовал ген, необходимый для усвоения лактозы. Эта способность пришла к нашим предкам позже… «

Как вы думаете, какой процесс лежит в основе этого явления? (мутационная изменчивость).

Корректирует выводы обучающихся по теме.

      3.Осуществляет контроль знаний. (мини-тест)

-Ну, а теперь подведём итог. Вы выберите начало высказывания и продолжите его. (таблица в приложении).

       4.Оцените работу товарища по парте.

Возвращаются к таблице ЗХУ, дополняют ее новыми фактами, сведениями.

- предлагают свое обобщение и варианты решения выдвинутой проблемы.

Оценивают правильность своих выводов о изменчивости, ее формах.

Делают выводы о полноте и правильности изученного, сравнивают с изложенным в учебнике.

Выполняют мини-тест, осуществляют взаимопроверку, оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников на уроке.

По выполнении задания, формируют выводы по результатам работы, фиксируют итоги работы.

Заполняют таблицу, делятся впечатлениями. 

коммуникативные: 

-умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

-умения выражать свои мысли и идеи.

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные: 

- умение работать  с учебником, систематизировать текстовую информацию.

- умение находить отличия;

- объяснять значения новых слов;

регулятивные:

- формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

-развитие самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

5.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1) Параграф 46, ответить на вопросы:

Что такое изменчивость?

Какое значение имеет наследственная изменчивость?

2) Составить таблицу «Сравнительная характеристика типов изменчивости»:

признаки

модификационная

комбинативная

мутационная

Вопросы:

*Что представляет собой вариативный ряд?

*В чем отличие морфозов от фенокопий?

*3) Домашний эксперимент: «Составление вариативного ряда изменчивости признаков семян фасоли».

Инструкция:

  1. Для составления вариационного ряда надо измерить размеры, массу семян фасоли.
  2. Расположить их в порядке увеличения размеров, массы. Надо измерить длину или взвесить объекты, записать данные в порядке их увеличения. Под цифрами записать число семян каждого варианта.
  3. Выяснить, семена каких размеров (или массы) встречаются чаще, а каких – реже.
  4. Выявить закономерность.
  5. Сделать вывод.

Фиксируют дом. задание в тетрадях.

- познавательные: 

- продолжение формирования умения работать  с учебником, систематизировать текстовую информацию.

- умения находить отличительные признаки;

- объяснять значения новых слов;

регулятивные:

- формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

-развитие самоконтроля, самооценки.



Приложение

Рабочий лист

Фамилия_________________________

Имя _____________________________

Класс ____________________________

Задание №1. У человека ген, вызывающий дальтонизм, локализован в Х-хромосоме. Состояние болезни вызывается рецессивным геном, состояние здоровья – доминантным.

Девушка, имеющая нормальное зрение, отец которой обладал цветовой слепотой, выходит за муж за нормального мужчину, отец которого также страдал цветовой слепотой. Какое зрение можно ожидать у детей от этого брака?(время выполнения- 3 мин.)

Решение:

Самооценка______

Таблица 1. Заполните поля таблицы:

Знаю

Хочу узнать

Узнали

Задание 2. Прочтите текст параграфа на с.163-166. Составьте кластер, используя ключевой термин «Изменчивость» (время выполнения- 10 мин.).

Изменчивость

Самооценка____                                    

Задание 3. Рассмотрите рисунки. Попробуйте определить тип изменчивости организмов на рисунках. Какие признаки отличают разные типы изменчивости? Какую роль, на Ваш взгляд, изменчивость  играет в эволюции органического мира?   (время выполнения- 10 мин.)

Задание 4. Мини-тест (время выполнения- 5 мин.)

1.На образование новых видов в природе не влияет:

а) мутационная изменчивость

б) борьба за существование

в) естественный отбор

г) модификационная изменчивость

2. Способность организмов приобретать новые признаки в процессе жизнедеятельности называется:

а) генетика

б) изменчивость          

в) селекция          

г) наследственность

3.Изменчивость, которая не затрагивает гены организма и не изменяет наследственный

материал, называется… 
а) Генотипической изменчивостью

б) Комбинативной изменчивостью

в) Мутационной изменчивостью

г) Фенотипической изменчивостью

4.Мутации в отличие от модификаций:

а) наследуются                                                    

б) не наследуются                      

в) возникают случайно                                            

г) соответствуют воздействию внешней среды

д) возникают под воздействием радиации          

е) всегда являются доминантными

5. Ненаследственную изменчивость называют:

а) неопределенной;                    

б) определенной;                    

в) генотипической.

Ответ:_______________                                                                                                     Самооценка _____

3)Самым интересным сегодня на уроке было...

4) Самым сложным для меня сегодня было...

7)Сегодня я научился...

8)Сегодня я задумался....

9)Сегодняшний урок показал мне

10)На будущее мне надо иметь в виду



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока алгебры в 7 классе по теме "Раскрытие скобок", презентация к уроку алгебры в 7 классе по теме "Раскрытие скобок"

«Раскрытие скобок». Этот материал является подготовительным для решения уравнений новым способом, по программе на его усвоение отводится три часа. Данный урок первый. Нужно изучить и научиться примен...

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...

Технологическая карта урока по теме «Треугольники» Урок в 5 классе по теме «Треугольники и их виды» Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Г.В. Дорофеев,И.Ф.Шарыгин и др.

Технологическая карта урока по теме «Треугольники»  Урок в 5 классе по теме «Треугольники и их виды» Учебник: Математика.  5 класс: учеб. для общеобразоват. организац...

технологическая карта урока по теме "Географическая карта и ее масштаб" 6 класс

Технологическая карта урока по географии 6 класс по теме "Географическая карта и ее масштаб"...