Технологическая карта урока биологии
Тема «Изменчивость»
11 класс
Выполнил: учитель биологии
Ильина Оксана Вениаминовна
МКОУ «Любимовская СОШ» Большесолдатского района
Предмет | Биология |
Учитель | Ильина Оксана Вениаминовна |
Класс | 11 |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Технология построения урока | ТРКМ |
Тема | Изменчивость. |
Цели | - Обучающая: изучить и классифицировать понятие «изменчивость», научиться определять различные формы изменчивости.
- Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, привлекать информацию из дополнительных источников; развивать образную память, логическое мышление, культуру речи учащегося.
- Воспитывающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группе, продолжать формировать у обучающихся адекватную оценку собственной работы как индивидуальной, так и в группе.
|
Основные термины, понятия | Наследственность. Изменчивость. Наследственная изменчивость (комбинативная, мутационная, модификационная). Норма реакции. |
Организация пространства |
Формы работы | Ресурсы |
индивидуальная, фронтальная, групповая | Книгопечатная продукция: учебник, рабочая тетрадь, Технические средства обучения ПК, презентация
|
Название урока и его этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД
|
1 | 2 | 3 | 5 |
1.Организационный момент. | Приветствует обучающихся.
Проверка отсутствующих и готовности к уроку. Доброжелательный настрой на урок.
| Самоконтроль готовности к уроку.
|
|
2.Актуализация знаний. Мотивация. | - Осуществляет контроль знаний, полученный на прошлом уроке.
2. Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока: - Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы назовете сами. Очень редко в природе встречаются две совершенно одинаковые особи любых видов организмов – всё живое способно изменяться!» А как называется способность организмов к изменениям в процессе индивидуального развития? - «Знаете ли вы, что....«Согласно археологическим данным, в период неолита люди еще не могли пить молоко животных – в их организме отсутствовал ген, необходимый для усвоения лактозы. Эта способность пришла к нашим предкам позже…
Как вы думаете, какой процесс лежит в основе этого явления? (генетическая мутация). -какие виды изменчивости вам известны? -по каким признакам различаются типы мутации?
3.Учитель предлагает заполнить таблицу ЗХУ в рабочих листах:
| Выполняют задание 1. (приложение). Осуществляют взаимопроверку.
Совещаются в парах. Каждая пара предлагает свой вариант ответа.
Предполагают, что это изменчивость. Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты), которые связаны с формулировкой проблемы. Слушают, строят предположения, высказывают мнения, предлагают версии.
Выдвигают тему урока, формируют цель и задачи.
Определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть).
| -регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности, коммуникативные: -умение воспринимать информацию на слух, -участвовать в коллективном обсуждении проблемы, -учиться обосновывать свое мнение; - выражать свои мысли и идеи. -познавательные: самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; .
|
3.Осмысление содержания | 1. Для решения вопроса, учитель обращает учащихся к тексту параграфа 46, с.163-166 и рекомендует выполнить задание 2 в парах.
2.Предлагает дополнить знания об изменчивости организмов, выполнив задание 3 (карточки), разделившись на группы.
Координирует работу в группах. Корректирует выводы обучающихся по выполнении заданий.
Ожидаемые выводы: - изменчивость проявляется в двух формах фенотипической и наследственной. -признаки модификационной изменчивости проявляются в пределах нормы реакции. Понятие вариационного ряда. -комбинативная и мутационная формы изменчивости наследуются. -комбинативная и мутационная изменчивости различаются по характеру возникновения, значения для организмов.
| Работают в группах над решением учебной задачи. Фиксируют в тетрадях записи, изучают текст учебника методом «Инсерт»(делают пометки на полях), ищут и отбирают, систематизируют информацию. Трансформируют информацию в кластер (задание2, приложение). Проверяют правильность выполнения задания по эталону. Вспоминают основные виды изменчивости организмов.
Воспринимают информацию о нормах реакции, вариативном ряде изменения признаков из презентации.
Находят решение задач, отвечают на вопросы к ним. Обсуждают результаты в группах. Делают выводы о типах изменчивости, их наследовании. | познавательные: - умение работать с учебником; - находить отличия; - составлять схемы-кластеры; - объяснять значения новых слов; - сравнивать и выделять признаки разных типов изменчивости; коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, -развитие умения работать в группе, сообща. - умение учиться обосновывать свое мнение; - выражать свои мысли и идеи.
|
4.Рефлексия | 1. В качестве обобщения и систематизации знаний по теме, рекомендует вернуться к таблице ЗХУ, дополнив ее. 2. Предлагает вернуться к вопросу, поставленному вначале урока: «Согласно археологическим данным, в период неолита люди еще не могли пить молоко животных – в их организме отсутствовал ген, необходимый для усвоения лактозы. Эта способность пришла к нашим предкам позже… «
Как вы думаете, какой процесс лежит в основе этого явления? (мутационная изменчивость). Корректирует выводы обучающихся по теме. 3.Осуществляет контроль знаний. (мини-тест)
-Ну, а теперь подведём итог. Вы выберите начало высказывания и продолжите его. (таблица в приложении). 4.Оцените работу товарища по парте. | Возвращаются к таблице ЗХУ, дополняют ее новыми фактами, сведениями. - предлагают свое обобщение и варианты решения выдвинутой проблемы.
Оценивают правильность своих выводов о изменчивости, ее формах. Делают выводы о полноте и правильности изученного, сравнивают с изложенным в учебнике. Выполняют мини-тест, осуществляют взаимопроверку, оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников на уроке.
По выполнении задания, формируют выводы по результатам работы, фиксируют итоги работы.
Заполняют таблицу, делятся впечатлениями. | коммуникативные: -умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). -умения выражать свои мысли и идеи. - выражать свои мысли и идеи. - познавательные: - умение работать с учебником, систематизировать текстовую информацию. - умение находить отличия; - объяснять значения новых слов; регулятивные: - формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно -развитие самоконтроля, самооценки и взаимооценки. |
5.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | 1) Параграф 46, ответить на вопросы: Что такое изменчивость? Какое значение имеет наследственная изменчивость?
2) Составить таблицу «Сравнительная характеристика типов изменчивости»: признаки | модификационная | комбинативная | мутационная |
Вопросы: *Что представляет собой вариативный ряд? *В чем отличие морфозов от фенокопий? *3) Домашний эксперимент: «Составление вариативного ряда изменчивости признаков семян фасоли». Инструкция: - Для составления вариационного ряда надо измерить размеры, массу семян фасоли.
- Расположить их в порядке увеличения размеров, массы. Надо измерить длину или взвесить объекты, записать данные в порядке их увеличения. Под цифрами записать число семян каждого варианта.
- Выяснить, семена каких размеров (или массы) встречаются чаще, а каких – реже.
- Выявить закономерность.
- Сделать вывод.
| Фиксируют дом. задание в тетрадях. | - познавательные: - продолжение формирования умения работать с учебником, систематизировать текстовую информацию. - умения находить отличительные признаки; - объяснять значения новых слов; регулятивные: - формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. -развитие самоконтроля, самооценки. |
Приложение
Рабочий лист
Фамилия_________________________
Имя _____________________________
Класс ____________________________
Задание №1. У человека ген, вызывающий дальтонизм, локализован в Х-хромосоме. Состояние болезни вызывается рецессивным геном, состояние здоровья – доминантным.
Девушка, имеющая нормальное зрение, отец которой обладал цветовой слепотой, выходит за муж за нормального мужчину, отец которого также страдал цветовой слепотой. Какое зрение можно ожидать у детей от этого брака?(время выполнения- 3 мин.)
Решение:
Самооценка______
Таблица 1. Заполните поля таблицы:
Задание 2. Прочтите текст параграфа на с.163-166. Составьте кластер, используя ключевой термин «Изменчивость» (время выполнения- 10 мин.).
Изменчивость
Самооценка____
Задание 3. Рассмотрите рисунки. Попробуйте определить тип изменчивости организмов на рисунках. Какие признаки отличают разные типы изменчивости? Какую роль, на Ваш взгляд, изменчивость играет в эволюции органического мира? (время выполнения- 10 мин.)
Задание 4. Мини-тест (время выполнения- 5 мин.) |
1.На образование новых видов в природе не влияет: а) мутационная изменчивость б) борьба за существование в) естественный отбор г) модификационная изменчивость
|
2. Способность организмов приобретать новые признаки в процессе жизнедеятельности называется:
а) генетика
б) изменчивость
в) селекция
г) наследственность
3.Изменчивость, которая не затрагивает гены организма и не изменяет наследственный
материал, называется…
а) Генотипической изменчивостью
б) Комбинативной изменчивостью
в) Мутационной изменчивостью
г) Фенотипической изменчивостью
4.Мутации в отличие от модификаций:
а) наследуются
б) не наследуются
в) возникают случайно
г) соответствуют воздействию внешней среды
д) возникают под воздействием радиации
е) всегда являются доминантными
5. Ненаследственную изменчивость называют:
а) неопределенной;
б) определенной;
в) генотипической.
Ответ:_______________ Самооценка _____
3)Самым интересным сегодня на уроке было...
| 4) Самым сложным для меня сегодня было...
| 7)Сегодня я научился...
| 8)Сегодня я задумался....
| 9)Сегодняшний урок показал мне
| 10)На будущее мне надо иметь в виду
|