Рабочая программа по биологии. 7 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (7 класс) на тему
Рабочая программа разработана для обучающихся 7 класса. Линия В.В. Пасечник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_7_klass.doc | 197.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7 пос. Советское руно
Ипатовского района Ставропольского края
Рассмотрено на ШМО ЕГЦ Согласовано Утверждено на заседании
Протокол №1 от 29.08.2015г заместитель по УВР педагогического совета
Руководитель _________Л.А. Сафонова __________Н.И.Гиренко протокол №1 от 31.08.2015г.
приказ №169 от 31.08.2015г.
директор МКОУ СОШ №7
пос. Советское Руно
__________В.И.Калиберда
Рабочая программа учебного курса Биология. Животные.
для 7 класса на 2015-2016 учебный год
Учитель- Калиберда Валентина Ивановна
Всего часов – 70, в неделю – 2 часа
Контрольных работ -6
Лабораторных работ – 14
Экскурсий - 1
Программа основного общего образования по биологии 6-9 классы. Авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова. Москва. Дрофа 2010 г.
Учебник: Биология. Животные. В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Москва. Дрофа. 2013 г.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7 пос. Советское Руно
Ипатовского района Ставропольского края
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании МО учителей ЕГЦ заместитель директора по УВР на заседании педсовета
Протокол №1 Гиренко Наталья Ивановна Протокол №1
от 27.08.2015 __________________ от 31.08.2015
Руководитель ШМО Приказ № 114
_____________Л.А. Сафонова от 30.08.2012
Директор МKОУ СОШ №7
Калиберда Валентина Ивановна
_________________
Рабочая программа учебного курса биологии для 7 класса
на 2015 – 2016учебный год
учитель – Калиберда Валентина Ивановна
Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования по биологии 6 -9 классы, авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова
Москва «Дрофа» 2010 год и государственного образовательного стандарта
Всего уроков -70, в неделю – 2
Лабораторных работ - 14
Контрольных работ – 6
Экскурсий – 1
Программа основного общего образования по биологии 6 – 9 классы
Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова
Москва «Дрофа» 2010 год
Допущено МО РФ
Учебник Биология. Животные. 7 класс
В.В. Латюшин, В.А. Шапкин Москва «Дрофа» 2010
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа ориентирована на использование учебно – методического комплекта:
учебник Биология. Животные. 7 класс В.В. Латюшин, В.А. Шапкин Москва «Дрофа» 2010
Рабочая тетрадь к учебнику Биология. Животные. 7 класс В.В. Латюшин, Е.А.Ламехова Москва «Дрофа» 2013г
Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Латюшин, Г.А. Уфимцева Москва «Дрофа» 2009
Характеристика учебной дисциплины:
В 7 классе учащиеся продолжают знакомство со структурой биологической науки, ее историей и методами исследования, нравственными нормами и принципами отношения к природе.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности животных организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Учащиеся получают представление о многообразии животных и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, отраслей производств, основанных на использовании биологических систем.
Рабочая программа для 7 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные программой.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся. В связи с этим используется рабочая тетрадь на печатной основе.
Срок реализации программы 1 год
Цели и задачи изучения курса биологии в 7 классе:
– обеспечить усвоение учащимися основных положений биологической науки о строении и жизнедеятельности животных; об их индивидуальном и историческом развитии; об их изменениях под влиянием деятельности человека;
– добиться понимания практического значения биологических знаний как научной основы сельскохозяйственного производства, рыбной промышленности и природоохранной деятельности
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, строении, жизнедеятельности, средообразующей роли животных; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры
поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Курс биологии 7 класса состоит из 6 разделов - тем:
Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа)
ТЕМА 1: Многообразие животных (39 часов)
ТЕМА 2: Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (14 ч)
ТЕМА 3 Индивидуальное развитие животных (3 часа)
ТЕМА 4: Развитие животного мира на Земле (3 ч).
ТЕМА 5: Биоценозы (4ч).
ТЕМА 6: Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5ч).
Формы и методы, технологии обучения:
Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая
Методы обучения:
По источнику знаний: словесные, наглядные, практические; (лекция, беседа, самостоятельная работа с текстом учебника)
По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
Результаты обучения
Формы проверки и оценки результатов обучения:
(формы промежуточного, итогового контроля, том числе презентации, защита творческих, проектных, исследовательских работ)
Способы проверки и оценки результатов обучения: устные зачёты, проверочные работы, тестовый контроль, лабораторные работы.
Средства проверки и оценки результатов обучения:
Ключ к тестам, зачётные вопросы, разноуровневые задания, практические работы
Педагогические образовательные технологии: индивидуально-ориентированная, разноуровневая, технология сотрудничества, технология развивающего обучения, проектные методы обучения, исследовательского метода в обучении, технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей учебной программе:
Результаты обучения
Формы проверки и оценки результатов обучения:
(формы промежуточного, итогового контроля, том числе презентации, защита творческих, проектных, исследовательских работ)
Способы проверки и оценки результатов обучения: устные зачёты, проверочные работы, тестовый контроль, практические и лабораторные работы.
Средства проверки и оценки результатов обучения:
Ключ к тестам, зачётные вопросы, разноуровневые задания
В целях реализации учебного плана на изучение биологии в 7 классе отведено 70 часов.
Распределение резервного времени: 5 часов (к теме «Многообразие животных» 34 + 5 часов)
Требования к уровню подготовки:
В результате изучения биологии ученик должен знать
- Признаки животных;
- животных своего региона;
уметь находить:
- в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;
- в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о животных;
объяснять:
- родство, общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека;
- взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
- родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;
проводить простые биологические исследования:
- наблюдать за сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- по результатам наблюдений распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные;
- сравнивать биологические объекты (организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными
- оказания первой помощи при укусах животных;
- соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания домашних животных, ухода за ними.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п урока | Дата прове дения | Тема урока | Практические лабораторные экскурсии | Оборудование | Новые термины | Дом. задание | |
Введение. Общие сведения о животном мире. ( 2 часа ). | |||||||
1/1 | История изучения животных. Методы изучения животных. Правила техники безопасности при проведении лабораторных работ по биологии. | Таб. «Классификация растений», «Классификация животных», рисунки с изображением растений и животных, чучела животных, коллекции насекомых, гербарий, комнатные растения. | Зоология, эволюция, вид, род семейство, отряд, класс, подтип, тип, царство. | С. 4-7, пересказ, отв. на вопросы, выучить классификацию животных, новые термины. | |||
2./2 | Наука зоология, ее структура. Сходства и различия животных и растений. | Таб. и рис. с изображением растений . животных, чучела животных, коллекции, гербарий. | Зоология. Экология, энтомология, зоогеография, ихтиология, орнитология, этология. | С.8-9, пересказ, выучить термины, зад. №6 в раб тетради на с.5 | |||
Многообразие животных 39 часов (34часа+ 5часов из резервного времени) | |||||||
3/1 | Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. | л/р №1 «Знакомство с многообразием водных простейших». | Таб. «Простейшие», микропрепараты эвглены зеленой, инфузории-туфельки, рис. вольвокса. | Циста, раковина. | С.12-15, пересказ, отв. на вопросы, заполнить таб. «Сравнение простейших и одноклеточных водорослей», подготовить сообщение о многообразии простейших. | ||
4./2 | Колониальные организмы. Биологические и экологические особенности простейших. Значение в природе и в жизни человека. | Таб. «Простейшие», микроскопы, микропрепараты «Эвглена зеленая», «Инфузория-туфелька». | Колония | С. 16-19, отв. на вопросы, вып. задание в раб тетр. № 8-10. | |||
5/3 | Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Значение в природе и в жизни человека. | Таб. «Губки», рис учебника. | Скелетные иглы, специализация клеток | С.22-25, пересказ, ответить на вопросы, зад в тетради №6-7 на с.9. | |||
6/4 | Тип Кишечнополостные. Биологические и экологические особенности Строение и образ жизни гидры пресноводной. | Таб. «Простейшие», «Кишечнополостные», «Гидра пресноводная». | Рефлекс, регенерация, радиальная симметрия, энтоднрма, эктодерма. | С.25-27, пересказ,ответить на вопросы, подготовить сообщение о значении кишечнополостных. | |||
7/5 | Многообразие кишечнополостных, их значение в природе и в жизни человека. Исчезающие, охраняемые и редкие виды. | Таб. «Кишечнополостные», рис. с изображением животных данного типа. | Полип, медуза, коралл, сцифоидные, гидроидные. | С. 27-31, ответить на вопросы, вып. зад. в тетради №10-12, подготовить сообщение о значении плоских червей. | |||
8/6 | Тип Плоские черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека. | Таб «Плоские черви. Бычий цепень», «Печеночный сосальщик». | Кожно-мышечный мешок, гермафродит, паразит, хозяин, двусторонняя симметрия. | С. 31-35, пересказ. З. №8 в тетради на с.15. | |||
9/7 | Тип Круглые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека. | Таб. «Плоские черви», «Человеческая аскарида», рис. учебника, влажный препарат аскариды. | Система органов, разнополость. | С. 35-37, пересказ, ответить на вопросы, повторить характеристику плоских червей. | |||
10/8 | Тип Кольчатые черви. Класс многощетинковые. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека. | л/р №2 «Знакомство с многообразием кольчатых червей». | Таб. «Дождевой червь», «Класс Многощетинковые», «Тип плоские черки», «Тип круглые черви», живые дождевые черви. Фильтровальная бумага, лупы, линейка. | Параподии, полихеты. | С. 37-40, пересказ, подготовить сообщение о значении кольчецов. З. №6-10 в тетради на с.17-18. | ||
11/9 | Классы кольчецов. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека. | Л/р №3 «Внешнее строение дождевого червя» | Таб. «Дождевой червь», «Класс Многощетинковые». | Олигохеты, диапауза, гирудин, анабиоз. | С.41-44, пересказ , ответить на вопросы, повторить характеристики плоских и круглых червей, з.№22 в тетради на с.21-22. | ||
12/10 | Тип Моллюски. Среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. | л/р №4 «Особенности строения и жизни моллюсков». | Живые моллюски, влажный препарат «Бззубка», раковины разных двустворчатых моллюсков, таб «Двустворчатые моллюски», Брюхоногие моллюски», «головоногие моллюски». | Мантия, мантийная полость. | С. 45-48, пересказ, з №3,7,12 в тетради. | ||
13/11 | Классы моллюсков. Многообразие моллюсков. Значение в природе и в жизни человека. | Таблицы с изображением моллюсков разных классов, раковины моллюсков, влажные препараты. | Головоногие, брюхоногие, двустворчатые, чернильный мешок, реактивное движение, жемчуг. | С. 48-52, ответить на вопросы, зад.№8,4,14 в тетради на с.25-26. | |||
1/12 | Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека. | Скелет морской звезды, рис., изображающие иглокожих. | Офиуры, голотурии. | С.52-56, ответить на вопросы, выполнить зад. №6-10 в тетради. Повторить характеристики изученных типов. | |||
15/13 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Организм животного, особенности строения и жизнедеятельности». | Все таблицы и наглядные пособия по изученным темам. | |||||
16/14 | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. | л/р №5 «Знакомство с ракообразными». | Оборудование для л/р, таб. «Речной рак», «Класс Паукообразные», «Класс Наскомые». | Хитин, головогрудь, мазаичное зрение, фасеточные глаза. | С.56-58, пересказ, подготовить сообщение о значении и многообразии ракообразных и паукообразных. Выполнить зад. №1-4 в тетради на с.30-31. | ||
17/15 | Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. | Таб. «ракообразные», «Паукообразные», влажные препараты рака и паука-крестовика. | Паутина, легочные мешки, партеногенез. | С. 59-62, пересказ, выполнить зад. №8-10 в тетради на с.32-33. | |||
18/16 | Класс Насекомые. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. | л/р №6 «Изучение представителей отрядов насекомых» | Таб. «Класс Насекомые», «Строение майского жука», коллекции насекомых разных отрядов. | Насекомые | С. 63-65, пересказ, подготовить рассказы о значении насекомых, выполнить зад. №5-6 в тетради на с.35. | ||
19/17 | Отряды насекомых. Таракановые. Уховертки. Поденки. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. | Таблицы и рисунки, изображающие насекомых разных отрядов, коллекции насекомых. | Таракановые, уховертки, поденки, прямокрылые | С.66-70, пересказ, выполнить задание в тетради №7-10 на с.36-37. | |||
20/18 | Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Клопы. Жуки. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. | Таблицы и рисунки с изображением насекомых разных отрядов, коллекции насекомых. | Стрекозы, вши, клопы, жуки. | С.70-77, пересказ, зад. №13-15 в тетради на с.39-40. | |||
21/19 | Отряды насекомых. Бабочки. Равнокрылые. Блохи. Двукрылые. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. | Таблицы и рисунки с изображением насекомых разных отрядов, коллекции насекомых. | Бабочки, равнокрылые, блохи, двукрылые. | С. 77-84, пересказ, зад. № 8-10 в тетради на с.42-43. | |||
22/20 | Отряды насекомых. Перепончатокрылые. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. | Таблицы и рисунки с изображением насекомых разных отрядов, коллекции насекомых. | Перепончатокрылые. | С.85-92, пересказ, зад. №8-9 в тетради на с.44-45. Подготовить сообщение о значении изученных отрядов насекомых. Повторить характеристики классов типа Членистоногие. | |||
23/21 | К/Р по теме «Особенности строения и жизнедеятельности животных типа Членистоногие.» | Таблицы, рисунки, коллекции, влажные препараты животных типа Членистоногие. | |||||
24/22 | Тип Хордовые. Класс Ланцетники. | Чучела птиц, влажный препарат рыб, таблицы, изображающие позвоночных животных. Таб. «Ланцетник». | Хорда, позвоночник, череп. | С.92-96, пересказ, подготовить сообщение о многообразии рыб. Зад. № 14-15 в тетради на с.47. | |||
25/23 | Надкласс Рыбы. Костные и хрящевые рыбы. Многообразие, среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека. Исчезающие, редкие, охраняемые виды. | Л/р №7 «Внешнее строение и передвижение рыб». | Таб. «Внутреннее строение рыбы», модель скелета рыбы. | Плавательный пузырь, боковая линия, костные, хрящевые рыбы. | С. 97-102, пересказ, ответить на вопросы, зад № 2,3,7 в тетради на с.48-49, подготовить сообщение о значении рыб. | ||
26/24 | Класс Хрящевые рыбы. Многообразие, среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека. Исчезающие, редкие, охраняемые виды. | Таб. с изображением акул, скатов | Хемерообразные | С.103-106, ответить на вопросы, зад. в тетради № 3-5, на с.52. | |||
27/25 | Класс Костные рыбы. Многообразие, среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека. Исчезающие, редкие, охраняемые виды. | Таб. с изображением представителей костных рыб пресных водоемов и морей. | Костно-хрящевые, костные. | С.107-115, пересказ, повторить характеристику рыб, подготовить сообщение о многообразии земноводных, зад. № 14-20 на с.55-56. | |||
28/26 | Класс Земноводные или амфибии. Многообразие, среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека. Исчезающие, редкие, охраняемые виды. | Таб. «Земноводные», «Внутреннее строение лягушки», влажный препарат «Развитие лягушки», модель скелета лягушки. | С.115-121, пересказ, ответить на вопросы, зад в тетради № 8-12 на с.58-59. | ||||
29/27 | Класс Пресмыкающиеся или Рептилии. Отряд Чешуйчатые. Многообразие, среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека. Исчезающие, редкие, охраняемые виды. | Таб. «Класс Пресмыкающиеся», «Класс Земноводные», модели скелета лягушки, змеи. | Чешуйчатые. | С.122-128, ответить на вопросы, подготовить сообщения о многообразии и значении пресмыкающихся. Зад.№4, 7 12,13 в тетради на с.60-62. | |||
30/28 | Отряды Черепахи, Крокодилы. Многообразие, среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека. Исчезающие, редкие, охраняемые виды. | Таб. «Класс Пресмыкающиеся», «Класс Земноводные», «Многообразие пресмыкающихся», модели скелета лягушки, змеи. | Черепахи, крокодилы. | С.129-134, пересказ, ответить на вопросы, зад. №7-11 в тетради на с.64. Повторить характеристики рыб, земноводных и пресмыкающихся. | |||
31/29 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Особенности строения и процессов жизнедеятельности рыб, земноводных и пресмыкающихся.» | Все таблицы, рисунки, модели, влажные препараты по данным темам. | |||||
32/30 | Класс Птицы. Общая характеристика. Отряд Пингвины. Многообразие, среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека. Исчезающие, редкие, охраняемые виды. | л/р №8 «Изучение внешнего строения птиц». | Чучело птицы, набор перьев, модель скелета голубя, , таб. «Многообразие птиц», «Археоптерикс», фрагменты фильма о птицах, лупы, препаровальные иглы. | Гнездовые, выводковые, инкубация. | С.134-136, пересказ, ответить на вопросы, зад. №7-10 в тетради на с.66., подготовить сообщения о значении и многообразии птиц. | ||
33/31 | Отряды птиц. Страусообразные. Нандуобразные. Казуарообразные. Гусеобразные. Многообразие, среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека. Исчезающие, редкие, охраняемые виды. | Таб., видеофим,и рисунки с изображением птиц разных отрядов и экологических групп. | Страусообразные, казаурообразные, гусеобразные. Нандуобразные. | С.140-145, пересказ, зад. 35-8 в тетради на с.69, подготовить дополнительные сообщения о птицах, изученных на уроке. | |||
34/32 | Отряды птиц. Дневные хищники, совы, куриные. Многообразие, среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека. Исчезающие, редкие, охраняемые виды. | Таб., видеофильм и рисунки с изображением птиц разных отрядов и экологических групп | Дневные хищники, совы, куриные. | С.145-150, пересказ, ответить на вопросы, зад №4-6 в тетради на с.71-72. | |||
35/33 | Отряд птиц. Воробьинообразные, голенастые. Многообразие, среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека. Исчезающие, редкие, охраняемые виды. | Таб., видеофильм и рисунки с изображением птиц разных отрядов и экологических групп | Воробьинообразные, голенастые. | С. 151-157, пересказ, зад № 6 в тетради на с.74-76. | |||
36/34 | Экскурсия «Изучение многообразия птиц поселка». | Подготовить реферат или проект о видовом разнообразии птиц поселка. | |||||
37/35 | Класс Млекопитающие. Общая характеристика. Отряды Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека. Исчезающие, редкие, охраняемые виды.. | Таблицы, видеофильм и рисунки с изображением отрядов млекопитающих. | Однопроходные, сумчатые, насекомоядные, рукокрылые. | С.157-163, пересказ, подготовить сообщения об этих животных из дополнительной литературы, зад № 1-4 на с. 78-80 втетради. | |||
38/36 | Отряд Грызуны, Зайцеобразные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека. Исчезающие, редкие, охраняемые виды. | Таблицы, видеофильм с изображением животных данных отрядов. | Грызуны, зайцеобразные. | С. 164-170, пересказ, подготовить сообщения о животных из дополнительной литературы. Зад. № 7-11 на с.82-84 в тетради. | |||
39/37 | Отряд Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека. Исчезающие, редкие, охраняемые виды. | Таблицы, видеофильм с изображением животных данных отрядов. | Китообразные, хоботные, ластоногие, хищные. | С. 170-177, пересказ, подготовить сообщения о животных из дополнительной литературы, зад. № 8 на с. 87-91 в тетради. | |||
40/38 | Отряды Парнокопытные, Непарнокопытные, Приматы. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека. Исчезающие, редкие, охраняемые виды. | Таблицы, видеофильм и рисунки с изображением животных данных отрядов. | Парнокопытные, непарнокопытные, приматы. | С. 178-187, пересказ, подготовить сообщения о животных из дополнительной литературы, зад № 4-6 на с. 93-94, № 5 на с. 96 в тетради. | |||
41/39 | К/Р по теме « Класс Птицы. Класс Млекопитающие». | ||||||
Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных. (14 часов ). | |||||||
42/1 | Покровы тела. | Л/р №9 «Изучение особенностей покровов тела». | Таб. «Кожа», рисунки учебника, перья птиц. | Плоский эпителий, кутикула, эпидермис, собственно кожа. | С. 190-193, пересказ, ответить на вопросы, зад. № 1, 7 в тетради на с.96, 97. | ||
43/2 | Опорно-двигательная система и способы передвижения. | Модели скелетов животных разных типов, классов, таблицы и рисунки с изображением скелетов животных. | Наружный, внутренний скелет, осевой скелет, позвоночник, позвонок, скелет конечностей, скелет пояса конечностей, сустав. | С. 193-199, пересказ, выучить термиы, знать отделы, кости скелета и их расположение, зад № 13-15 на с. 100-101 в тетради. | |||
44/3 | Полости тела. | Л/р №10 «Изучение способ передвижения животных». | Модели скелетов животных разных типов, классов, таблицы и рисунки с изображением скелетов животных. | Амебовидной, мышечное, первичная, вторична, смешанная полости. | С. 199-203, пересказ, ответить на вопросы, зад. № 2, 5 в тетради на с.102-103. | ||
45/4 | Органы дыхания и газообмен. | Л/р №11 «Изучение способов дыхания у животных». | Таб. «Органы дыхания», модель органов дыхания. | Газообмен, диффузия, жабры, трахеи, бронхи, легкие, альвеолы, диафрагма, легочные перегородки. | С.204-208, пересказ, выучить термины, знать расположение органов дыхания в организме, зад. № 10, 12 в тетради на с.105-106. | ||
46/5 | Органы пищеварения. | Таб. «Органы пищеварения», рисунки учебника. | С. 209-214, пересказ, ответить на вопросы, знать расположение органов пищеварении, выучить термины, | ||||
47/6 | Обмен веществ и энергии. | Таб. «Органы пищеварения», рисунки учебника. | Ферменты, обмен веществ, превращение энергии. | С. 209-214, пересказ, ответить на вопросы, знать расположение органов пищеварении, выучить термины, зад. № 4, 12 в тетради на с.105-106. | |||
48/7 | Органы кровообращения. | Таблицы с изображением внутреннего строения животных разных систем. групп, модель строения сердца млекопитающего | Сердце, капилляры, артерии, вены, аорта, замкнутая и незамкнутая кровеносная система, плазма. | С. 215-217, ответить на вопросы, выучить новые термины, зад. № 12-16 в тетради на с. 111-112. | |||
49/8 | Кровь. | Таблицы с изображением внутреннего строения животных разных систем. групп, модель строения сердца млекопитающего. | форменные элементы крови: зритроциты, тромбоциты, лейкоциты. | С. 217-219, ответить на вопросы, выучить новые термины, зад. | |||
50/9 | Органы выделения. | Таблицы с изображением внутреннего строения животных разных систем. групп. | Почка, мочеточник, мочевой пузырь, канальцы, моча. | С. 220-223, ответить на вопросы, знать расположение органов выделения в организме, выучить термины, зад. № 5-7 в тетради на с.114-115. | |||
51/10 | Нервная система. Рефлекс. | Л/р №12 «Изучение ответной реакции животных на раздражения». | Таблицы с изображением внутреннего строения животных разных систем. групп, модели головного мозга животных, таб. «Строение головного мозга позвоночных». | Раздражимость, нервная ткань, нервное кольцо, нервный узел, нервы, головной мозг, большие полушария, кора г/м, спинной мозг, рефлекс, | С. 224-227, изучить, ответить на вопросы, выучить термины, зад. № 8-11 в тетради на с.117-118. | ||
52/11 | Нервная система. Инстинкт. | Таблицы с изображением внутреннего строения животных разных систем. групп, модели головного мозга животных, таб. «Строение головного мозга позвоночных». | Раздражимость, нервная ткань, нервное кольцо, нервный узел, нервы, головной мозг, большие полушария, кора г/м, спинной мозг, рефлекс, инстинкт. | С. 227-229, изучить, ответить на вопросы, выучить термины, зад. № 8-11 в тетради на с.117-118. | |||
53/12 | Регуляция деятельности организма. | Коллекции насекомых, модели головного мозга. | нервная регуляция, жидкостная регуляция. | С. 230-232, пересказ, отвечать на вопросы, выучить термины, зад. № 9-11 в тетради на с.120. | |||
54/13 | Органы чувств. | Л/р №13 «Изучение органов чувств животных». | Коллекции насекомых, модели головного мозга. | Глаз, фасеточный глаз, монокулярное зрение, бинокулярное зрение, нервная регуляция, жидкостная регуляция. | С. 232-235, пересказ, отвечать на вопросы, выучить термины, зад. № 9-11 в тетради на с.120. | ||
55/14 | Органы размножения. Продление рода. | Таблицы с изображением внутреннего строения животных разных систем. групп. | Размножение половое и бесполое, половая система, половые органы, гермафродитизм, раздельнополость, яйцеводы, матка, семенники, яичники, семяпроводы, плацента. | С. 236-238, изучить, выучить термины, зад. №9-12 в тетради на с.122. | |||
Индивидуальное развитие животных. (3 часа ). | |||||||
56/1 | Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без превращения. | Таблицы с изображением внутреннего строения животных разных систем. групп, размножение насекомых. | Деление надвое и множественное, размножение половое и бесполое, оплодотворение внешнее и внутреннее, почкование, живорождение. | С. 239-246, изучить, ответить на вопросы, выучить термины, зад. №5-6 в тетради на с.123. №1-3 на. с.124. | |||
57/2 | Периодизация и продолжительность жизни. | Л/р № 14 «Определение возраста животных». | Таблицы и рисунки, изображающие развитие организма. | Половое созревание, периодизация онтогенеза | С. 247-248, изучить, повторить тему «Строение органов и их систем у животных». | ||
58/3 | Контрольная работа по теме «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных». | ||||||
Развитие животного мира на Земле. ( 3 часа ). | |||||||
59/1 | Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. | Таблицы со схемами кровообращения, строения зародышей позвоночных, геохронологическая таблица, рисунки вымерших животных, модели головного мозга, скелеты позвоночных. Портрет Ч.Дарвина, таблицы с изображением популяций животных. | Филогенез, переходные формы, гомологичные органы, рудименты, атавизмы. Наследственность, изменчивость: определенная, неопределенная, борьба за существование, естественный отбор. | С. 250-258, пересказ, ответить а вопросы, знать термины. | |||
60/2 | Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных. | Таблицы и рисунки с изображением животных хордовых разных классов и разных сред обитания, таб. «Основные этапы развития животного мира». | Дивергенция, разновидность, видообразование. | С. 259-261, изучить, ответить на вопросы, зад.№5 в тетради на с.130 | |||
61/3 | Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных. | Геог. карта «Зоогеографические области», «Природные зоны», рисунки животных разных природных зон. | Ареал, виды: эндемик, космополит, реликт, миграции: возрастные, периодические, непериодические. | С.262-266, пересказ, выучить термины, ответить на вопросы, зад. №8-10 в тетради на с.131-132. | |||
Биоценозы ( 4 часа ). | |||||||
62/1 | Естественные и искусственные биоценозы. | Таб. «биоценоз широколиственного леса», «Пресного водоема», коллекции насекомых, гербарий растений, рисунки животных. | Биоценоз, ярусность, продуценты, консументы, редуценты. | С. 268-272, изучить текст, ответить на вопросы, выучить термины, зад. №6-7 в тетради на с.133. | |||
63/2 | Факторы среды и их/3влияние на биоценоз. | Таблицы и рисунки с изображением животных разных сред обитания. | Факторы среды: биотические, абиотические, антропогенные. | С. 272-274, изучить текст, ответить на вопросы, выучить термины, зад. №5-6 в тетради на с.134-135. | |||
64/3 | Цепи питания. Поток энергии. | Таблицы с изображением животных разных биоценозов. | Цепь питания, пищевая пирамида, пирамида биомассы, энергетическая пирамида. | С. 275-277, изучить, ответить на вопросы, выучить термины, зад. №5 в тетради на с.135. | |||
65/4 | Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. | Таблицы с изображением животных разных биоценозов. | Экологическая группа, трофические связи. | С. 278-282, пересказ, отвечать на вопросы, зад. №3-5 в тетради на с.136. | |||
Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов ). | |||||||
66/1 | Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы. | Красная книга России, Ставропольского края, таблицы с изображением животных, занесенных в Красную книгу. | Промысел, промысловые животные. | С. 284-286, пересказ, ответить на вопросы, зад. №3-5 в тетради на с.137. | |||
67/2 | Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. | Таблицы с изображением домашних животных разных пород. | Одомашнивание, отбор, селекция, разведение. | С. 286-290, пересказ, ответить на вопросы, зад. №5-7 в тетради на с.138-139. | |||
68/3 | Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга | Конституция России, карта «Природные ресурсы Российской Федерации» | Мониторинг, биосферный заповедник. | С. 290-292, пересказ, знать термины, зад. №5-7 в тетради на с.139-140. | |||
69/4 | Контрольно-обобщающий урок по темам «Развитие животного мира на Земле», «Биоценозы». | Таблицы с изображением домашних животных разных пород. | Одомашнивание, отбор, селекция, разведение. | С. 284-292, повторить | |||
70/5 | Рациональное использование животных. Воздействие человека и его деятельности на животных. | Летнее задние. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...