Рабочая программа по биологии. 7 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (7 класс) на тему

Калиберда Валентина Ивановна

Рабочая программа разработана для обучающихся 7 класса. Линия В.В. Пасечник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biologii_7_klass.doc197.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7 пос. Советское руно

 Ипатовского района Ставропольского края

Рассмотрено на ШМО ЕГЦ                                         Согласовано                                              Утверждено на заседании

Протокол №1 от 29.08.2015г                                   заместитель по УВР                                      педагогического совета

Руководитель _________Л.А. Сафонова             __________Н.И.Гиренко                                 протокол №1 от 31.08.2015г.    

                                                                                                                                                            приказ №169  от 31.08.2015г.

                                                                                                                                                            директор МКОУ СОШ №7

                                                                                                                                                            пос. Советское Руно

                                                                                                                                                             __________В.И.Калиберда

   

Рабочая программа учебного курса  Биология.  Животные.

 для 7 класса на 2015-2016 учебный год  

                                                                           Учитель- Калиберда Валентина Ивановна

Всего часов – 70,   в неделю – 2 часа

Контрольных работ -6

Лабораторных работ – 14

Экскурсий  - 1

Программа основного общего образования по биологии 6-9 классы. Авторы  В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова.     Москва. Дрофа 2010 г.

Учебник: Биология. Животные. В.В. Латюшин, В.А. Шапкин.   Москва. Дрофа. 2013 г.

                                                         

                                                       

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7 пос. Советское Руно

Ипатовского района Ставропольского края

 

               Рассмотрено                                              Согласовано                                                  Утверждено

           на заседании МО учителей ЕГЦ               заместитель директора  по УВР                 на заседании педсовета

           Протокол №1                                              Гиренко Наталья Ивановна                        Протокол №1

           от 27.08.2015                                                __________________                                 от 31.08.2015

           Руководитель   ШМО                                                                                                       Приказ № 114

          _____________Л.А. Сафонова                                                                                          от 30.08.2012

                                                                                                                                                        Директор МKОУ СОШ №7

                                                                                                                                                        Калиберда Валентина Ивановна

                                                                                                                                                          _________________

Рабочая программа  учебного курса биологии  для 7 класса

на 2015 – 2016учебный год

учитель – Калиберда Валентина Ивановна

Рабочая программа  составлена на основе программы основного общего образования по биологии 6 -9 классы,             авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова

Москва    «Дрофа» 2010 год и государственного образовательного стандарта

          Всего уроков -70, в неделю – 2

           Лабораторных работ - 14

           Контрольных работ – 6

           Экскурсий – 1

           Программа основного общего образования по биологии 6 – 9 классы

           Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова

           Москва «Дрофа» 2010 год

           Допущено МО РФ

          Учебник  Биология. Животные. 7 класс  

           В.В. Латюшин, В.А. Шапкин     Москва «Дрофа» 2010

 

                                                                      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа ориентирована на использование учебно – методического комплекта:

                                  учебник  Биология. Животные. 7 класс  В.В. Латюшин, В.А. Шапкин  Москва «Дрофа» 2010

             Рабочая тетрадь  к учебнику Биология. Животные. 7 класс  В.В. Латюшин, Е.А.Ламехова  Москва «Дрофа» 2013г

             Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Латюшин, Г.А. Уфимцева Москва «Дрофа» 2009

                                                                 

                                                                          Характеристика учебной дисциплины:

В 7 классе учащиеся продолжают знакомство со  структурой биологической науки,  ее историей и методами исследования, нравственными  нормами и принципами отношения   к природе.

Учащиеся   должны   усвоить  и   применять   в   своей   деятельности   основные   положения биологической науки о строении и жизнедеятельности животных организмов, их индивидуальном   и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться  принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Учащиеся получают представление о многообразии животных и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, отраслей производств, основанных на использовании биологических систем.

Рабочая программа для 7 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные программой.

 Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся. В связи с этим используется рабочая тетрадь на печатной основе.

Срок реализации программы 1 год

                                                Цели и задачи изучения курса биологии  в 7 классе:

– обеспечить усвоение учащимися основных положений биологической науки о строении и жизнедеятельности животных; об их индивидуальном и историческом развитии; об их изменениях под влиянием деятельности человека;

– добиться понимания практического значения биологических знаний как научной основы сельскохозяйственного производства, рыбной промышленности и природоохранной деятельности

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, строении, жизнедеятельности, средообразующей роли животных; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях  в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры

поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

                              Курс биологии 7 класса состоит из 6 разделов - тем:

 Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа)

ТЕМА 1: Многообразие животных (39 часов)

ТЕМА 2: Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (14 ч)

ТЕМА 3  Индивидуальное развитие животных (3 часа)

ТЕМА 4: Развитие животного мира на Земле (3 ч).

ТЕМА 5: Биоценозы (4ч).

ТЕМА 6: Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5ч).

                                                Формы и методы, технологии обучения:

Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая

Методы обучения:

По источнику знаний: словесные, наглядные, практические; (лекция, беседа, самостоятельная работа с текстом учебника)

По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;

По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.

Результаты обучения

Формы проверки и оценки результатов обучения:

 (формы промежуточного, итогового контроля, том числе презентации, защита творческих, проектных, исследовательских работ)

Способы проверки и оценки результатов обучения: устные зачёты, проверочные работы, тестовый контроль, лабораторные работы.

Средства проверки и оценки результатов обучения:

Ключ к тестам, зачётные вопросы, разноуровневые задания, практические работы

Педагогические образовательные технологии: индивидуально-ориентированная, разноуровневая, технология сотрудничества, технология развивающего обучения, проектные методы обучения, исследовательского метода  в обучении, технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых  и другие   видов обучающих игр, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии.

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей учебной программе:

Результаты обучения

Формы проверки и оценки результатов обучения:

 (формы промежуточного, итогового контроля, том числе презентации, защита творческих, проектных, исследовательских работ)

Способы проверки и оценки результатов обучения: устные зачёты, проверочные работы, тестовый контроль, практические и лабораторные работы.

Средства проверки и оценки результатов обучения:

Ключ к тестам, зачётные вопросы, разноуровневые задания

         В целях реализации учебного плана на изучение биологии в 7 классе отведено 70 часов.

Распределение резервного времени: 5 часов (к теме «Многообразие животных» 34 + 5 часов)

                                                      Требования к уровню подготовки:

В результате изучения биологии ученик должен знать

  • Признаки животных;
  • животных своего региона;

уметь находить:

  • в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;
  • в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о животных;

         объяснять:

  • родство, общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека;
  • взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
  • родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;

          проводить простые биологические исследования:

  • наблюдать за сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • по результатам наблюдений распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные;
  • сравнивать биологические объекты (организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными
  • оказания первой помощи при укусах животных;
  • соблюдения правил поведения в окружающей среде;

         выращивания домашних животных, ухода за ними.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п урока

Дата прове

дения

Тема урока

Практические

лабораторные экскурсии

Оборудование

Новые термины

Дом. задание

Введение. Общие сведения о животном мире. ( 2 часа ).

1/1

История изучения животных. Методы изучения животных.

Правила техники безопасности при проведении лабораторных работ по биологии.

Таб. «Классификация растений», «Классификация животных», рисунки с изображением растений и животных, чучела животных, коллекции насекомых, гербарий, комнатные растения.

Зоология, эволюция,  вид, род семейство, отряд, класс, подтип, тип, царство.

С. 4-7, пересказ, отв. на вопросы, выучить классификацию животных, новые термины.

2./2

Наука зоология, ее структура. Сходства и различия животных и растений.

Таб. и рис. с изображением растений . животных, чучела животных, коллекции, гербарий.

Зоология. Экология, энтомология, зоогеография, ихтиология, орнитология, этология.

С.8-9, пересказ, выучить термины, зад. №6 в раб тетради на с.5

Многообразие животных 39 часов (34часа+ 5часов из резервного времени)

3/1

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение.

л/р №1 «Знакомство с многообразием водных  простейших».

Таб. «Простейшие», микропрепараты эвглены зеленой, инфузории-туфельки, рис. вольвокса.

Циста, раковина.

С.12-15, пересказ, отв. на вопросы, заполнить таб. «Сравнение простейших и одноклеточных водорослей», подготовить сообщение о многообразии простейших.

4./2

Колониальные организмы. Биологические и экологические особенности простейших. Значение в природе и в жизни человека.

Таб. «Простейшие», микроскопы, микропрепараты «Эвглена зеленая», «Инфузория-туфелька».

Колония

С. 16-19, отв. на вопросы,  вып. задание в раб тетр. № 8-10.

5/3

Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Значение в природе и в жизни человека.

Таб. «Губки», рис учебника.

Скелетные иглы, специализация клеток

С.22-25, пересказ, ответить на вопросы, зад в тетради №6-7 на с.9.

6/4

Тип Кишечнополостные. Биологические и экологические особенности Строение и образ жизни гидры пресноводной.

Таб. «Простейшие», «Кишечнополостные»,

«Гидра пресноводная».

Рефлекс, регенерация, радиальная симметрия, энтоднрма, эктодерма.

С.25-27, пересказ,ответить на вопросы, подготовить сообщение о значении кишечнополостных.

7/5

Многообразие кишечнополостных, их значение в природе и в жизни человека. Исчезающие, охраняемые и редкие виды.

Таб. «Кишечнополостные», рис. с изображением животных данного типа.

Полип, медуза, коралл, сцифоидные, гидроидные.

С. 27-31, ответить на вопросы, вып. зад. в тетради №10-12, подготовить сообщение о значении плоских червей.

8/6

Тип Плоские черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека.

Таб «Плоские черви. Бычий цепень», «Печеночный сосальщик».

Кожно-мышечный мешок, гермафродит, паразит, хозяин, двусторонняя симметрия.

С. 31-35, пересказ. З. №8 в тетради на с.15.

9/7

Тип Круглые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека.

Таб. «Плоские черви», «Человеческая аскарида»,  рис. учебника, влажный препарат аскариды.

Система органов, разнополость.

С. 35-37, пересказ, ответить на вопросы, повторить характеристику плоских червей.

10/8

Тип Кольчатые черви. Класс многощетинковые.

Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека.

 л/р №2 «Знакомство с многообразием кольчатых червей».

Таб. «Дождевой червь», «Класс Многощетинковые», «Тип плоские черки», «Тип круглые черви», живые дождевые черви. Фильтровальная бумага, лупы, линейка.

Параподии, полихеты.

С. 37-40, пересказ, подготовить сообщение о значении кольчецов. З. №6-10 в тетради на с.17-18.

11/9

Классы кольчецов. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека.

Л/р №3 «Внешнее строение дождевого червя»

Таб. «Дождевой червь», «Класс Многощетинковые».

Олигохеты, диапауза, гирудин, анабиоз.

С.41-44, пересказ , ответить на вопросы, повторить характеристики плоских и круглых червей, з.№22 в тетради на с.21-22.

12/10

Тип Моллюски. Среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности.

л/р №4 «Особенности строения и жизни моллюсков».

Живые моллюски, влажный препарат «Бззубка», раковины разных двустворчатых моллюсков, таб «Двустворчатые моллюски», Брюхоногие моллюски», «головоногие моллюски».

Мантия, мантийная полость.

С. 45-48, пересказ, з №3,7,12 в тетради.

13/11

Классы моллюсков. Многообразие моллюсков. Значение в природе и в жизни человека.

Таблицы с изображением моллюсков разных классов, раковины моллюсков, влажные препараты.

Головоногие, брюхоногие, двустворчатые, чернильный мешок, реактивное движение, жемчуг.

С. 48-52, ответить на вопросы, зад.№8,4,14 в тетради на с.25-26.

1/12

Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека.

Скелет морской звезды, рис., изображающие иглокожих.

Офиуры, голотурии.

С.52-56, ответить на вопросы, выполнить зад. №6-10 в тетради. Повторить характеристики изученных типов.

15/13

Контрольно-обобщающий урок по теме «Организм животного, особенности строения и жизнедеятельности».

Все таблицы и наглядные пособия по изученным темам.

16/14

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

л/р №5 «Знакомство с ракообразными».

Оборудование для л/р, таб. «Речной рак», «Класс Паукообразные», «Класс Наскомые».

Хитин, головогрудь, мазаичное зрение, фасеточные глаза.

С.56-58, пересказ, подготовить сообщение о значении и многообразии ракообразных и паукообразных. Выполнить зад. №1-4 в тетради на с.30-31.

17/15

Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Таб. «ракообразные», «Паукообразные», влажные препараты рака и паука-крестовика.

Паутина, легочные мешки, партеногенез.

С. 59-62, пересказ, выполнить зад. №8-10 в тетради на с.32-33.

18/16

Класс Насекомые. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

л/р №6 «Изучение представителей отрядов насекомых»

Таб. «Класс Насекомые», «Строение майского жука», коллекции насекомых разных отрядов.

Насекомые

С. 63-65, пересказ, подготовить рассказы о значении насекомых, выполнить зад. №5-6 в тетради на с.35.

19/17

Отряды насекомых. Таракановые. Уховертки. Поденки. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Таблицы и рисунки, изображающие насекомых разных отрядов, коллекции насекомых.

Таракановые, уховертки, поденки, прямокрылые

С.66-70, пересказ, выполнить задание в тетради №7-10 на с.36-37.

20/18

Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Клопы. Жуки.  Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Таблицы и рисунки с изображением насекомых разных отрядов, коллекции насекомых.

Стрекозы, вши, клопы, жуки.

С.70-77, пересказ, зад. №13-15 в тетради на с.39-40.

21/19

Отряды насекомых. Бабочки. Равнокрылые. Блохи. Двукрылые. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Таблицы и рисунки с изображением насекомых разных отрядов, коллекции насекомых.

Бабочки, равнокрылые, блохи, двукрылые.

С. 77-84, пересказ, зад. № 8-10 в тетради на с.42-43.

22/20

Отряды насекомых. Перепончатокрылые. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Таблицы и рисунки с изображением насекомых разных отрядов, коллекции насекомых.

Перепончатокрылые.

С.85-92, пересказ, зад. №8-9 в тетради на с.44-45. Подготовить сообщение о значении изученных отрядов насекомых. Повторить характеристики классов типа Членистоногие.

23/21

К/Р по теме «Особенности строения и жизнедеятельности животных типа Членистоногие.»

Таблицы, рисунки, коллекции, влажные препараты животных типа Членистоногие.

24/22

Тип Хордовые. Класс Ланцетники.

Чучела птиц, влажный препарат рыб, таблицы, изображающие позвоночных животных.

Таб. «Ланцетник».

Хорда, позвоночник, череп.

С.92-96, пересказ, подготовить сообщение о многообразии рыб. Зад. № 14-15 в тетради на с.47.

25/23

Надкласс Рыбы. Костные и хрящевые  рыбы.  Многообразие, среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека. Исчезающие, редкие, охраняемые виды.

Л/р №7 «Внешнее строение и передвижение рыб».

Таб. «Внутреннее строение рыбы», модель скелета рыбы.

Плавательный пузырь, боковая линия, костные, хрящевые рыбы.

С. 97-102, пересказ, ответить на вопросы, зад № 2,3,7 в тетради на с.48-49, подготовить сообщение о значении рыб.

26/24

Класс Хрящевые рыбы. Многообразие, среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека. Исчезающие, редкие, охраняемые виды.

Таб. с изображением акул, скатов

Хемерообразные

С.103-106, ответить на вопросы, зад. в тетради № 3-5, на с.52.

27/25

Класс Костные рыбы. Многообразие, среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека. Исчезающие, редкие, охраняемые виды.

Таб. с изображением представителей костных рыб пресных водоемов и морей.

Костно-хрящевые, костные.

С.107-115, пересказ, повторить характеристику рыб, подготовить сообщение о многообразии земноводных, зад. № 14-20 на с.55-56.

28/26

Класс Земноводные или амфибии. Многообразие, среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека. Исчезающие, редкие, охраняемые виды.

Таб. «Земноводные», «Внутреннее строение лягушки», влажный препарат «Развитие лягушки», модель скелета лягушки.

С.115-121, пересказ, ответить на вопросы, зад в тетради № 8-12 на с.58-59.

29/27

Класс Пресмыкающиеся или Рептилии. Отряд Чешуйчатые. Многообразие, среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека. Исчезающие, редкие, охраняемые виды.

Таб. «Класс Пресмыкающиеся», «Класс Земноводные», модели скелета лягушки, змеи.

Чешуйчатые.

С.122-128, ответить на вопросы, подготовить сообщения о многообразии и значении пресмыкающихся. Зад.№4, 7 12,13 в тетради на с.60-62.

30/28

Отряды Черепахи, Крокодилы. Многообразие, среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека. Исчезающие, редкие, охраняемые виды.

Таб. «Класс Пресмыкающиеся», «Класс Земноводные», «Многообразие пресмыкающихся», модели скелета лягушки, змеи.

Черепахи, крокодилы.

С.129-134, пересказ, ответить на вопросы, зад. №7-11 в тетради на с.64. Повторить характеристики рыб, земноводных и пресмыкающихся.

31/29

Контрольно-обобщающий урок по теме «Особенности строения и процессов жизнедеятельности рыб, земноводных и пресмыкающихся.»

Все таблицы, рисунки, модели, влажные препараты  по данным темам.

32/30

Класс Птицы. Общая характеристика. Отряд Пингвины. Многообразие, среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека. Исчезающие, редкие, охраняемые виды.

л/р №8 «Изучение внешнего строения птиц».

Чучело птицы, набор перьев, модель скелета голубя, , таб. «Многообразие птиц», «Археоптерикс», фрагменты фильма о птицах, лупы, препаровальные иглы.

Гнездовые, выводковые, инкубация.

С.134-136, пересказ, ответить на вопросы, зад. №7-10 в тетради на с.66., подготовить сообщения о значении и многообразии птиц.

33/31

Отряды птиц. Страусообразные. Нандуобразные. Казуарообразные. Гусеобразные. Многообразие, среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека. Исчезающие, редкие, охраняемые виды.

Таб., видеофим,и рисунки с изображением птиц разных отрядов и экологических групп.

Страусообразные, казаурообразные, гусеобразные. Нандуобразные.

С.140-145, пересказ, зад. 35-8 в тетради на с.69, подготовить дополнительные сообщения о птицах, изученных на уроке.

34/32

Отряды птиц. Дневные хищники, совы, куриные. Многообразие, среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека. Исчезающие, редкие, охраняемые виды.

Таб., видеофильм и рисунки с изображением птиц разных отрядов и экологических групп

Дневные хищники, совы, куриные.

С.145-150, пересказ, ответить на вопросы, зад №4-6 в тетради на с.71-72.

35/33

Отряд птиц. Воробьинообразные, голенастые. Многообразие, среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека. Исчезающие, редкие, охраняемые виды.

Таб., видеофильм и рисунки с изображением птиц разных отрядов и экологических групп

Воробьинообразные, голенастые.

С. 151-157, пересказ, зад № 6 в тетради на с.74-76.

36/34

Экскурсия «Изучение многообразия птиц поселка».

Подготовить реферат или проект  о видовом разнообразии птиц поселка.

37/35

Класс Млекопитающие. Общая характеристика. Отряды Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека. Исчезающие, редкие, охраняемые виды..

Таблицы, видеофильм и рисунки с изображением отрядов млекопитающих.

Однопроходные, сумчатые, насекомоядные, рукокрылые.

С.157-163, пересказ, подготовить сообщения об этих животных из дополнительной литературы, зад № 1-4 на с. 78-80 втетради.

38/36

Отряд Грызуны, Зайцеобразные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека. Исчезающие, редкие, охраняемые виды.

Таблицы, видеофильм с изображением животных данных отрядов.

Грызуны, зайцеобразные.

С. 164-170, пересказ, подготовить сообщения о животных из дополнительной литературы. Зад. № 7-11 на с.82-84 в тетради.

39/37

Отряд Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека. Исчезающие, редкие, охраняемые виды.

Таблицы, видеофильм с изображением животных данных отрядов.

Китообразные, хоботные, ластоногие, хищные.

С. 170-177, пересказ, подготовить сообщения о животных из дополнительной литературы, зад. № 8 на с. 87-91 в тетради.

40/38

Отряды Парнокопытные, Непарнокопытные, Приматы. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека. Исчезающие, редкие, охраняемые виды.

Таблицы, видеофильм и рисунки с изображением животных данных отрядов.

Парнокопытные, непарнокопытные, приматы.

С. 178-187, пересказ, подготовить сообщения о животных из дополнительной литературы, зад № 4-6 на с. 93-94, № 5 на с. 96 в тетради.

41/39

К/Р по теме « Класс Птицы. Класс Млекопитающие».

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных. (14 часов ).

42/1

Покровы тела.

Л/р №9 «Изучение особенностей покровов тела».

Таб. «Кожа», рисунки учебника, перья птиц.

Плоский эпителий, кутикула, эпидермис, собственно кожа.

С. 190-193, пересказ, ответить на вопросы, зад. № 1, 7 в тетради на с.96, 97.

43/2

Опорно-двигательная система и способы передвижения.

Модели скелетов животных разных типов, классов, таблицы и рисунки с изображением скелетов животных.

Наружный, внутренний скелет, осевой скелет, позвоночник, позвонок, скелет конечностей, скелет пояса конечностей, сустав.

С. 193-199, пересказ, выучить термиы, знать отделы, кости скелета и их расположение, зад № 13-15 на с. 100-101 в тетради.

44/3

Полости тела.

Л/р №10 «Изучение способ передвижения животных».

Модели скелетов животных разных типов, классов, таблицы и рисунки с изображением скелетов животных.

Амебовидной, мышечное, первичная, вторична, смешанная полости.

С. 199-203, пересказ, ответить на вопросы, зад. № 2, 5 в тетради на с.102-103.

45/4

Органы дыхания и газообмен.

Л/р №11 «Изучение способов дыхания у животных».

Таб. «Органы дыхания», модель органов дыхания.

Газообмен, диффузия, жабры, трахеи, бронхи, легкие, альвеолы, диафрагма, легочные перегородки.

С.204-208, пересказ, выучить термины, знать расположение органов дыхания в организме, зад. № 10, 12 в тетради на с.105-106.

46/5

Органы пищеварения.

Таб. «Органы пищеварения», рисунки учебника.

С. 209-214, пересказ, ответить на вопросы, знать расположение органов пищеварении, выучить термины,

47/6

Обмен веществ и энергии.

Таб. «Органы пищеварения», рисунки учебника.

Ферменты, обмен веществ, превращение энергии.

С. 209-214, пересказ, ответить на вопросы, знать расположение органов пищеварении, выучить термины, зад. № 4, 12 в тетради на с.105-106.

48/7

Органы кровообращения.

Таблицы с изображением внутреннего строения животных  разных систем. групп, модель строения сердца млекопитающего

Сердце, капилляры, артерии, вены, аорта, замкнутая и незамкнутая кровеносная система, плазма.

С. 215-217, ответить на вопросы, выучить новые термины, зад. № 12-16 в тетради на с. 111-112.

49/8

Кровь.

Таблицы с изображением внутреннего строения животных  разных систем. групп, модель строения сердца млекопитающего.

форменные элементы крови: зритроциты, тромбоциты, лейкоциты.

С. 217-219, ответить на вопросы, выучить новые термины, зад.

50/9

Органы выделения.

Таблицы с изображением внутреннего строения животных  разных систем. групп.

Почка, мочеточник, мочевой пузырь, канальцы, моча.

С. 220-223, ответить на вопросы, знать расположение органов выделения в организме, выучить термины, зад. № 5-7 в тетради на с.114-115.

51/10

Нервная система. Рефлекс.

Л/р №12 «Изучение ответной реакции животных на раздражения».

Таблицы с изображением внутреннего строения животных  разных систем. групп, модели головного мозга животных, таб. «Строение головного мозга позвоночных».

Раздражимость, нервная ткань, нервное кольцо, нервный узел, нервы, головной мозг, большие полушария, кора г/м, спинной мозг, рефлекс,

С. 224-227, изучить, ответить на вопросы, выучить термины, зад. № 8-11 в тетради на с.117-118.

52/11

Нервная система. Инстинкт.

Таблицы с изображением внутреннего строения животных  разных систем. групп, модели головного мозга животных, таб. «Строение головного мозга позвоночных».

Раздражимость, нервная ткань, нервное кольцо, нервный узел, нервы, головной мозг, большие полушария, кора г/м, спинной мозг, рефлекс, инстинкт.

С. 227-229, изучить, ответить на вопросы, выучить термины, зад. № 8-11 в тетради на с.117-118.

53/12

Регуляция деятельности организма.

Коллекции насекомых, модели головного мозга.

нервная регуляция, жидкостная регуляция.

С. 230-232, пересказ, отвечать на вопросы, выучить термины, зад. № 9-11 в тетради на с.120.

54/13

Органы чувств.

Л/р №13 «Изучение органов чувств животных».

Коллекции насекомых, модели головного мозга.

Глаз, фасеточный глаз, монокулярное зрение, бинокулярное зрение, нервная регуляция, жидкостная регуляция.

С. 232-235, пересказ, отвечать на вопросы, выучить термины, зад. № 9-11 в тетради на с.120.

55/14

Органы размножения. Продление рода.

Таблицы с изображением внутреннего строения животных  разных систем. групп.

Размножение половое и бесполое, половая система, половые органы, гермафродитизм, раздельнополость, яйцеводы, матка, семенники, яичники, семяпроводы, плацента.

С. 236-238, изучить, выучить термины, зад. №9-12 в тетради на с.122.

Индивидуальное развитие животных.   (3 часа ).

56/1

Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без превращения.

Таблицы с изображением внутреннего строения животных  разных систем. групп, размножение насекомых.

Деление надвое и множественное, размножение половое и бесполое, оплодотворение внешнее и внутреннее, почкование, живорождение.

С. 239-246, изучить, ответить на вопросы, выучить термины, зад. №5-6 в тетради на с.123. №1-3 на. с.124.

57/2

Периодизация и продолжительность жизни.

Л/р № 14 «Определение возраста животных».

Таблицы и рисунки, изображающие развитие организма.

Половое созревание, периодизация онтогенеза

С. 247-248, изучить, повторить тему «Строение органов и их систем у животных».

58/3

Контрольная работа по теме «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных».

Развитие животного мира на Земле.  ( 3 часа ).

59/1

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира.

Таблицы со схемами кровообращения, строения зародышей позвоночных, геохронологическая таблица, рисунки вымерших животных, модели головного мозга, скелеты позвоночных.

Портрет Ч.Дарвина, таблицы с изображением популяций животных.

Филогенез, переходные формы, гомологичные органы, рудименты, атавизмы. Наследственность, изменчивость: определенная, неопределенная, борьба за существование, естественный отбор.

С. 250-258,  пересказ, ответить а вопросы, знать термины.

60/2

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

Таблицы и рисунки с изображением животных хордовых разных классов и разных сред обитания, таб. «Основные этапы развития животного мира».

Дивергенция, разновидность, видообразование.

С. 259-261, изучить, ответить на вопросы, зад.№5 в тетради на с.130

61/3

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

Геог. карта «Зоогеографические области», «Природные зоны», рисунки животных разных природных зон.

Ареал, виды: эндемик, космополит, реликт, миграции: возрастные, периодические, непериодические.

С.262-266, пересказ, выучить термины, ответить на вопросы, зад. №8-10 в тетради на с.131-132.

Биоценозы  ( 4 часа ).

62/1

Естественные и искусственные биоценозы.

Таб. «биоценоз широколиственного леса», «Пресного водоема», коллекции насекомых, гербарий растений, рисунки животных.

Биоценоз, ярусность, продуценты, консументы, редуценты.

С. 268-272, изучить текст, ответить на вопросы, выучить термины, зад. №6-7 в тетради на с.133.

63/2

Факторы среды и их/3влияние на биоценоз.

Таблицы и рисунки с изображением животных разных сред обитания.

Факторы среды: биотические, абиотические, антропогенные.

С. 272-274, изучить текст, ответить на вопросы, выучить термины, зад. №5-6 в тетради на с.134-135.

64/3

Цепи питания. Поток энергии.

Таблицы с изображением животных разных биоценозов.

Цепь питания, пищевая пирамида, пирамида биомассы, энергетическая пирамида.

С. 275-277, изучить, ответить на вопросы, выучить термины, зад. №5 в тетради на с.135.

65/4

Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Таблицы с изображением животных разных биоценозов.

Экологическая группа, трофические связи.

С. 278-282, пересказ, отвечать на вопросы, зад. №3-5 в тетради на с.136.

Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов ).

66/1

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.

Красная  книга России, Ставропольского края, таблицы с изображением животных, занесенных в Красную книгу.

Промысел, промысловые животные.

С. 284-286, пересказ, ответить на вопросы, зад. №3-5 в тетради на с.137.

67/2

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Таблицы с изображением домашних животных разных пород.

Одомашнивание, отбор, селекция, разведение.

С. 286-290, пересказ, ответить на вопросы, зад. №5-7 в тетради на с.138-139.

68/3

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга

Конституция России, карта «Природные ресурсы Российской Федерации»

Мониторинг, биосферный заповедник.

С. 290-292, пересказ, знать термины, зад. №5-7 в тетради на с.139-140.

69/4

 Контрольно-обобщающий урок по темам «Развитие животного мира на Земле», «Биоценозы».

Таблицы с изображением домашних животных разных пород.

Одомашнивание, отбор, селекция, разведение.

С. 284-292, повторить

70/5

Рациональное использование животных.

Воздействие человека и его деятельности на животных.

Летнее задние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...