Рабочая программа по биологии. 11 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (11 класс) на тему
Рабочая программа разработана для обучающихся 11 класса. Линия В.В. Пасечник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_11_kl._sosh7_2014g.doc | 254 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7 пос. Советское Руно
Ипатовского района Ставропольского края
Рассмотрено на ШМО ЕГЦ Согласовано Утверждено на заседании
Протокол №1 от 29.08.2015г заместитель по УВР педагогического совета
Руководитель __________Н.И.Гиренко протокол №1 от 31.08.2015г.
______________Л.А. Сафонова приказ №169 от 31.08.2015г.
директор МКОУ СОШ №7
пос. Советское Руно
__________В.И.Калиберда
Рабочая программа учебного курса биологии для 11 класса «Биология 10-11 классы»
среднего общего образования на 2015-2016 учебный год
Учитель – Калиберда Валентина Ивановна
Всего часов – 70, в неделю – 2 часа
Контрольных работ – 5
Лабораторных работ – 8
Программа среднего общего образования по биологии 6-11 классы
Автор: В.В.Пасечник. Москва. Дрофа.2010г.
Учебник: Общая биология. А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник. Москва. Дрофа. 2011г
2015 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы для общеобразовательных учреждений: Биология к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника, автор – составитель Г.М.Пальдяева. Москва: Дрофа, 2010.
Программа соответствует обязательному минимуму содержания для основной школы и требованиям к уровню подготовки.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология». Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых, направлено на сохранение окружающей среды и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодёжи.
Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в классах среднего звена, а также приобретённых на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.
В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по каждому разделу. В конце каждого раздела обозначены межпредметные связи курса «Общая биология» с другими изучаемыми предметами.
В результате изучения предмета учащиеся старших классов приобретают знания об особенностях жизни как формах существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации; о фундаментальных понятиях, связанных с биологическими системами; о сущности процессов обмена веществ, онтоге6нгза, наследственности и изменчивости, об основных теориях биологии – клеточной, хромосомной, эволюционной, теории наследственности; об основных областях применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.
Учащиеся научатся пользоваться общебиологическими закономерностями для объяснения вопросов происхождения и развития жизни на Земле; давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; решать генетические задачи; работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять планы, конспекты, писать рефераты; владеть языком предмета.
Содержание курса направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
• овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;
• воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
В соответствии с учебным планом МКОУ СОШ №7 на изучение биологии в 11 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год соответственно. Увеличение количества часов предусматривается по темам «Основы учения об эволюции», Антропогенез», «Основы экологии», «Эволюция биосферы и человек». Учащиеся 11 класса ежегодно сдают экзамены по биологии по выбору, поэтому требуется дополнительное время, чтобы отработать задания, входящие в тесты ЕГЭ.
Данная программа реализуется с помощью учебника: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – Москва. Дрофа, 2012г.
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в кабинете биологии, в окружающей среде, правил здорового образа жизни.
Результаты изучения курса «Общая биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.
Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:
- текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы);
- аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, контрольные работы);
- аттестация по итогам года ( тестирование в форме ЕГЭ);
- формы учета достижений (урочная деятельность, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах и т.д.)
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий, спецкурс. Организация сопровождения учащихся направлена на:
- создание оптимальных условий обучения;
- исключение психотравмирующих факторов;
- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
- развитие положительной мотивации к освоению программы;
- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
В основе осуществления целей образовательной программы обучения используется личностно-ориентированные, гуманно-личностные, информационные технологии, развивающее обучение, учебно-поисковая деятельность.
Содержание программы.
Эволюционное учение
Развитие Дарвинизма. Вид, его критерии. Популяции. Генетический состав популяции. Борьба за существование. Естественный отбор. Видообразование. Макроэволюция. Главные направления эволюции.
Обучающиеся должны знать: что такое биологический вид, популяция; как полезные изменения закрепляются в популяции под действием естественного отбора, как происходит накопление различий между популяциями одного вида и их изоляция друг от друга; как происходит образование новых видов; что такое микро- и макроэволюция, каковы основные закономерности этих процессов.
Обучающиеся должны уметь: объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, общность происхождения и эволюцию растений и животных; выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания; сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения; классифицировать биологические объекты.
Антропогенез
Положение человека в системе животного мира. Стадии антропогенеза. Движущие силы антропогенеза. Прародина человека. Расы.
Обучающиеся должны знать: систематическое положение человека; основные этапы антропогенеза; о роли биологических и социальных факторов в эволюции человека; о человеческих расах.
Обучающиеся должны уметь: определять принадлежность человека к определённым систематическим группам, родство человека с млекопитающими животными; характеризовать стадии и движущие силы антропогенеза; сравнивать расы человека.
Основы экологии
Экология как наука. Среда обитания организмов и её факторы. Основные типы экологических взаимодействий. Экологические характеристики популяции. Динамика популяции. Экологические сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществах. Пищевые цепи. Экологические пирамиды. Загрязнения окружающей среды. Основы рационального природопользования.
Обучающиеся должны знать: что изучает экология; в чём значение факторов среды; какую роль играют условия внешней среды и внутренние свойства популяционной группы; о различных типах взаимодействия организмов; о составе и свойствах экосистемы; о потоках энергии и круговороте веществ.
Обучающиеся должны уметь: характеризовать взаимосвязи организмов и окружающей среды; выявлять приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; анализировать воздействие факторов окружающей среды, пищевые цепи и экологические пирамиды; оценивать последствия деятельности человека на окружающую среду.
Эволюция биосферы и человек
Гипотезы о происхождении жизни. Современные представления о происхождении жизни. Основные этапы развития жизни на Земле. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу.
Обучающиеся должны знать: об основных гипотезах происхождения жизни; об основных этапах эволюции биосферы; о месте и роли человека в биосфере.
Обучающиеся должны уметь: характеризовать биологическое разнообразие биосферы; анализировать гипотезы и представления о происхождении жизни, этапы развития жизни; оценивать антропогенное воздействие на биосферу.
Методические пособия и дополнительная литература :
- Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии 10-11 классы. Составители: М.М.Боднарук, Н.В.Ковылина. Волгоград, «Учитель», 2008г.
- Биология. Интерактивные дидактические материалы 6-11 классы. Москва. «Планета», 2014г.
- Биология. 6-11 классы. Конспекты уроков. Семинары. Конференции. Составители: И.Н.Фасевич, Е.Н.Поцелуйко и др. Волгоград, «Учитель», 2012г.
- Тесты, зачеты, блицопросы по биологии. 10-11 классы. И.Р.Мухамеджанов. Москва, «ВАКО», 2009г.
- Контрольно-измерительные материалы. Биология. 11 класс.Москва. «ВАКО», 2013г.
- Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии 10-11 классы. Составители: М.М.Боднарук, Н.В.Ковылина. Волгоград, «Учитель», 2008г.
- Биология. 6-11 классы. Конспекты уроков. Семинары. Конференции. Составители: И.Н.Фасевич, Е.Н.Поцелуйко и др. Волгоград, «Учитель», 2007г.
- Тесты, зачеты, блицопросы по биологии. 10-11 классы. И.Р.Мухамеджанов. Москва, «ВАКО», 2009г.
- Г.С.Калинова, Г.А.Воронина биология. Практикум ЕГЭ 2013. Москва. «ЭКЗАМЕН», 2013 г.
- Н.А.Богданов Биология ЕГЭ. Практикум 3(С). . Москва. «ЭКЗАМЕН», 2011 г.
- О.В.Гончаров Генетика. Задачи. Саратов ОАО «Издательство «Лицей», 2008 г.
- Н.А.Соколова, А.С.Маклакова. Биология ЕГЭ. Полный курс А.В.С. Москва. «ЭКЗАМЕН», 2011г.
- Г.И.Лернер биология, полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Москва. АСТ, Астрель, 2009г.
- А.А.Кириленко биология. Сборник задач по генетике. Легион Ростов-на-Дону, 2012г.
- Г.С.Калинова, Р.А. Петросова и др. Биология. Решение сложных заданий. «Интеллект-Центр», 2010 г.
- Биология. Единый государственный экзамен. Москва. «Интеллект-Центр», 2014 г.
Учебно-тематический план
Тема | Кол-во часов | Из них лабораторные работы |
1.Вид | 41 | 4 |
1.1. История эволюционных идей. | 5 | 3 |
1.2. Современное эволюционное учение | 18 | |
1.3. Происхождение жизни на Земле. | 12 | |
1.4. Происхождение человека. | 6 | 1 |
2. Экосистемы | 27 | 4 |
2.1. Экологические факторы | 12 | 1 |
2.2. Структура экосистем. | 10 | 3 |
2.3. Биосфера – глобальная экосистема. | 3 | |
2.4. Биосфера и человек. | 2 | |
3. Контрольно-обобщающие | 2 | |
Итого | 70 | 8 |
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения биологии выпускник должен
знать /понимать
• основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
• строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
• сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
• вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
• биологическую терминологию и символику;
уметь
• объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
• решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
• описывать особей видов по морфологическому критерию;
• выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
• сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
• анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
• изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
• находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Дата прове-дения | Тема урока | Лабораторные и практические работы. | Оборудование | Понятия и термины | Домашнее задание |
Вид ( 41 час ) | ||||||
История эволюционных идей ( 5 часов) | ||||||
1/1 | История эволюционных идей .Развитие биологии в додарвиновский период. | с. 186-1887, подготовить рассказ об ученых, которые внесли свой вклад в развитие биологии в додарвиновский период. | ||||
2/2 | Значение работ К.Линнея. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. | Портрет К.Линнея. Портрет Ж.Б.Ламарка, табл. «Развитие жизни на Земле». | Иерархичность, бинарная номенклатура. Основные положения первой теории эволюции. | с. 187, подготовить дополнительный материал о заслугах К. Линнея и о развитии биологии в додарвиновский период с. 188-189, изучить материал, записать в тетради заслуги Ж.Б.Ламарка. | ||
3/3 | Вводная контрольная работа. | |||||
4/4 | Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории Ч.Дарвина в формировании современной естественнонаучной картины мира. | Портреты ученых, табл. «Развитие жизни на Земле». | Принцип корреляции, теория катастроф. | Изучить материал на с. 189-190, подготовить дополнительный материал о Ч.Дарвине | ||
5/5 | Ч.Дарвин и основные положения его теории. | Портрет Ч.Дарвина, К.ДЛиннея, Ж.Б.Ламарка | Искусственный отбор, методический, естественный отбор | Изучить материал на с.190-194, ответить на вопросы .. | ||
Современное эволюционное учение (18 часов) | ||||||
6/1 | Вид, его критерии и структура. | Таблицы и рисунки с изображение разных видов растений и животных, гербарий растений разных видов, произрастающих в нашей местности. | Вид, критерий, морфологический, генетический, физиологический, географический, экологический, популяция. | Изучить материал на с. 195-198, ответить на вопросы, потренироваться составлять характеристику видов растений и животных. | ||
7/2 | Изучение морфологического критерия вида. | Л/р №1 «Описание особей вида по морфологическому критерии». | Гербарий растений 2-3 вида одного рода. | Запомнить критерии вида и их характеристику, вид, популяция. | Повторить о видах, их структуре, критериях. | |
8/3 | Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. | Гербарий растений с измененными признаками. | Популяция, закон Харди-Вайнберга, микроэволюция. | Изучить материал на с.198-200, ответить на вопросы: можно ли любую группу особей считать популяцией? Что свидетельствует о его единстве? Почему популяция-единица эволюции? | ||
9/4 | Генетический состав популяций. Синтетическая теория эволюции. | Портрет С.С.Четверикова, презентация «генетический состав популяции» | Изменчивость генофонда | Изучить материал на с. 200-202, ответить на вопросы. Подготовить материал о С.С.Четверикове | ||
10/5 | Изменение генофонда популяций | Презентация «Изменение генофонда популяций» | Генетическое равновесие, природные катастрофы, дрейф генов | Изучить материал на с.203-205, ответить на вопросы. | ||
11/6 | Борьба за существование, ее формы. | Таб. «Формы борьбы за существование», презентация «Формы борьбы за существование» | Формы борьбы: внутривидовая, межвидовая, с неблагоприятными условиями. | Изучить материал на с. 205-207уметь характеризовать формы борьбы и приводить примеры. | ||
12/7 | Естественный отбор и его формы. Творческая роль отбора. | Презентация «Естественный отбор и его формы» | Биологическая адаптация, формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий, дизруптивный | Изучить материал на с. 208-214, уметь характеризовать формы естественного отбора, приводить примеры. | ||
13/8 | Л/р №2 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания». | Табл., изображаю-щие приспсоблен-ность организмов, коллекции насекомых, гербарий растений. Коллекции насекомых, виды защитных окрасок у животных, гербарий с аналогичными органами защиты растений от поедания животными, табл. С изображением животных и растений разных мест обитания, коллекции семян и плодов. | Биологические адаптации: мимикрия, маскировка, покровительственная окраска, предостерегающая окраска | Повторить материал на с. 208-214, подготовить презентации по теме «Формы приспособленности организмов». | ||
14/9 | Изолирующие механизмы. | Презентация «Изолирующие механизмы.» | Экологическая изоляция, этологическая изоляция, изолирующие механизмы: предзиготические, постзиготические. | Изучить материал на с.214-217, ответить на вопросы, выучить термины. | ||
15/10 | Видообразование как результат эволюции. Способы пути видообразования. | Табл. «Виды и видообразование», презентация «Видообразование, его способы» | Аллопатрическое, симпатрическое | Изучить материал на с.218-222, выучить термины, уметь приводить примеры. Подготовиться к к/р | ||
16/11 | Контрольная работа №1 по темам «История эволюции», «Микроэволюция» | |||||
17/12 | Л\Р №3 «Выявление изменчивости у особей одного вида» | Гербарий растений | Повторить материал о видообразовании | |||
18/13 | Макроэволюция, ее доказательства. | Таблицы и рисунки по данной теме, коллекции насекомых, гербарий растений. | Доказательства: палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические, филогенетические ряды, переходные формы. | Изучить материал на с.222-227, пересказ, ответить на вопросы, выучить термины. | ||
19/14 | Система растений и животных – отображение эволюции. Принципы современной классификации. | Табл. «Классификация животных», «Классификация растений». | Биноминальное название | Изучить материал на с.227-229, пересказ, ответить на вопросы, выучить классификацию растений и животных. | ||
20/15 | Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Пути достижения биологического прогресса. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и регресс. Причины вымирания видов. | «Схема кровообращения позвоночных», «схема строения головного мозга позвоночных», гербарий растений. | Конвергенция, дивергенция., параллелизм. | Изучить материал на с. 230-232, выучить термины, ответить на вопросы. | ||
21/16 | Пути достижения биологического прогресса | Табл. «Ароморфоз и идиоадаптации у растений и животных», презентация «Главные направления эволюции» | Арогенез (ароморфоз), аллогенез (идиоадаптация), катагенез (общая дегенерация). | Изучить материал на с. 232-236, выучить термины, ответить на вопросы. | ||
22/17 | Обобщение по теме «Учение об эволюции органического мира». | Все таблицы, коллекции, гербарий, комнатные растения, применяемые на уроках по данной теме. | Все термины и понятия по данной теме. | Повторить тему «Учение об эволюции», подготовиться к к\р. | ||
23/18 | Контрольная работа №2 по теме «Учение об эволюции органического мира». | |||||
Происхождение жизни на Земле (12 часов) | ||||||
24/1 | Развитие представлений о возникновении жизни на Земле. Гипотезы о происхождении жизни на Земле. | Гипотеза самопроизвольного зарождения, гипотеза панспермии, гипотеза биохимической эволюции, коацерваты, пробионты. | Изучить материал на с.344-348, составить план рассказа и записать в тетрадь. | |||
25/2 | Современные представления о возникновении жизни. | Абиогенез | С. 349-351, запомниь термины, ответить на вопросы. | |||
26/3 | Основные этапы развития жизни на Земле. Химический этап эволюции. Этап предбиологической эволюции. | Гипотеза биопоэза | С. 352-353, пересказ, ответить на вопросы. | |||
27/4 | Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Начальные этапы биологической эволюции. | Теория гастреи, гипотиза фагоцителлы. | С. 353-355, составить рассказ конспекта, запомнить термины | |||
28/5 | Происхождение и начальные этапы жизни на Земле. | Термины и понятия по данной теме. | Повторить тему. | |||
29/6 | Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Жизнь в водной среде. | Табл. «развитие жизни на земле», геохронологическая таблица. | Эукариоты, диплоидность. | Подготовить презентацию «Развитие жизни в архее и протерозое» | ||
30/7 | Развитие жизни в палеозойскую эру. | Геохронологическая таблица «Развитие жизни на Земле». | Псилофиты, двоякодышащие, кистеперые, лучеперые рыбы. | Продолжить заполнение таблицы «Развитие жизни на Земле», выделить основные ароморфозы раннего палеозоя. | ||
31/8 | Развитие жизни в позднем палеозое. | Таблица «Развитие жизни на Земле». | Продолжить заполнение таблицы «Развитие жизни на Земле», выделить основные ароморфозы палеозоя. | |||
32/9 | Развитие жизни в мезозойскую эру. | Таблица «Развитие жизни на Земле». | Продолжить заполнение таблицы «Развитие жизни на Земле», выделить основные, выделить ароморфозы мезозоя. | |||
33/10 | Развитие жизни в кайнозойскую эру. | Таблица «Развитие жизни на Земле» | Продолжить заполнение таблицы «Развитие жизни на Земле», выделить основные. Выделить ароморфозы кайнозоя. | |||
34/11 | Обобщение по теме «Развитие жизни на Земле». | Таб. по данной теме | Термины и понятия темы | Повторить тему «Развитие жизни на Земле»., подготовиться к к/р. | ||
35/12 | Контрольная работа №3 по теме «Происхождение жизни на Земле» | |||||
Происхождение человека ( 6 часов) | ||||||
36/1 | Антропология – наука о происхождении и эволюции человека. Положение человека в системе животного мира. Гипотезы происхождения человека. | Л/р № 4 « Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека» | Таб. «Происхождение человека». | Антропология | Изучить текст на с.266-270, пересказ, ответить на вопросы, выучить классификацию человека | |
37/2 | Основные стадии антропогенеза. | Таб. «Происхождение человека», «Стадии антропогенеза» | Дриопитеки, австралопитеки, человек умелый, палеонтропы, неандертальцы, кроманьонцы. | С. 270-276, пересказ, ответить на вопросы. Заполнить таблицу «Стадии развития человека». | ||
38/3 | Движущие силы антропогенеза. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. | Таб. «Эволюция человека», презентация «Движущие силы антропогенеза» | Социальные факторы антропогенеза.. | Изучить материал на с.277-280, пересказ, ответить на вопросы. | ||
39/4 | Прародина человека. | Презентация | Изучить материал на с.280-284, ответить на вопросы. | |||
40/5 | Современный этап эволюции человека. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества. | Таб. «Человеческие расы», рисунки | Монголоидная, негроидная, европеоидная расы. | Изучить материал на с. 285-289, Повторить тему «Происхождение человека». | ||
41/6 | Обобщение знаний по теме «Происхождение человека» | Таблицы, презентации | Термины всей темы | Повторить тему «Происхождение человека» | ||
Экосистемы ( 27 часов ). | ||||||
Экологические факторы (12часов) | ||||||
42/1 | Что изучает экология, ее задачи и развитие. Значение экологических знаний для современного человека. | Таб. «Биосфера», презентация «Раделы экологии». | Экология | Изучить материал на с.492-494, Ответить на вопросы, уметь пересказать, выучить термины. | ||
43/2 | Среда обитания организмов. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. | Таб. «Биосфера», презентация «Экологические факторы» | Антропогенные, абиотические, биотические, толерантность | С. 495-497, знать термины, ответить на вопросы. | ||
44/3 | Л/р №5 «Выявление черт приспособленности организмов к воздействиям экологических факторов.» | Гербарий, комнатные растения, рис. И таб. с изображением организмов разных мест обитания | Цепи питания, сети питания, экологическая пирамида, экологическая ниша. | Повторить материал на с. 495-497. | ||
45/4 | Лимитирующие факторы адаптация организмов. Биологические ритмы. | Таб. «Биосфера», рисунки и схемы учебника. | Лимитирующие факторы, адаптация, миграция, биоритмы. | Изучить материал на с. 497-499, отвечать на вопросы, подготовить дополнительный материал по адаптации организмов | ||
46/5 | Местообитание и экологические ниши. | Рисунки и схемы учебника, презентация «Экологические ниши» | Экологическая ниша | Изучить материал на с.299-302, Отвечать на вопросы, | ||
47/6 | Межвидовые отношения. Типы экологических взаимодействий. Симбиоз, нейтрализм. | Рисунки, схемы учебника, презентация. | Симбиоз, мутуализм, комменсализм, аменсализм, протокооперация, нейтрализм. | Изучить материал на с.303-306, ответить на вопросы, выучить термины, приводить примеры. | ||
48/7 | Типы экологических взаимодействий. Хищничество, паразитизм, конкуренция. | Рисунки, схемы учебника, презентация. | Хищничество, паразитизм, конкуренция. | Изучить материал на с.306-308, отвечать на вопросы, выучить термины, подготовить презентацию. | ||
49/8 | Конкурентные взаимодействия.. | Рисунки и схемы учебника презентация, фрагменты видеофильма. | Внутривидовая конкуренция межвидовая, | Изучить текст на с. 308-311, отвечать на вопросы, уметь приводить примеры на примерах местных растений и животных. | ||
50/9 | Основные экологические характеристики популяций. | Таблицы и рисунки с изображением растений и животных разных мест обитания, презентация | Демографические показатели: плотность, рождаемость, смертность. | Изучить материал на с.312-315, отвечать на вопросы. | ||
51/10 | Динамика популяции. | Таблицы и рисунки с изображением растений и животных разных мест обитания, презентация | Динамика популяции | Изучить материал на с. 315-317, пересказ, ответить на вопросы. | ||
52/11 | Смена биоценозов. | Таб. «Смена биоценозов», рис. Учебника | Видовое разнообразие. | Изучить материал на с. 545-547, повторить терминологию на с. 547-548. | ||
53/12 | Контрольная работа №4 по теме «экологические факторы» | |||||
Структура экосистем (10 часов) | ||||||
54/1 | Экологические собщетва. Биоценоз. Экосиситема, ее классификация. | Таб. С изображением раздичных биоценозов, экосистем, презентация. | Биоценоз, экосистема, агробиоценоз. | Изучить текст на с.318-320, пересказ, ответить на вопросы, выучить определения. | ||
55/2 | Сравнение искусственных и естественных экосистем. | л/р №6 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности» | Табл. С изображением экосистем естественны и искусственных, презентация. | Агроэкосистема, | Изучит текст на с. 320-323, ответьт на вопросы пересказ оформить лабораторную работу. | |
56/3 | Структура сообщества. Видовая, пространственная, структура экосистем. | Таблицы «биоценоз пресного водоема», «Биоценоз дубравы», презентация, | Структура сообществ: морфологическая, видовая, трофическая. | Изучить материал на с.324-327, пересказ, ответить на вопросы, знать характеристику структур сообществ. | ||
57/4 | Взаимосвязь организмов в сообществах. | Табл. с изображением экосистем естественны и искусственных, презентация. | Пищевая цепь автотрофы, гетеротрофы, кнсументы, редуценты, продуценты | Изучить материал на с.327—328, пересказ, ответить на вопросы, знать определения. | ||
58/5 | Пищевые цепи. | Л\р №7 «Составление схем пищевых цепей» | Презентация «Пищевые цепи», табл. С изображением искусственных и естетсвенных экосистем. | Дедтрит, пастбищная пищевая цепь, детритная пищевая цепь, | Изучить материал на с328-331, отвечать на вопросы, уметь составлять пищевые цепи. | |
59/6 | Экологические пирамиды. | Таб. и рис. с изображением природных сообществ | Пирамида биомассы, пирамида численности. | Изучить материал на с.333-334, отвечать на вопросы. | ||
60/7 | Причины устойчивости и смены экосистем. Экологическая сукцессия. | Таб. и рис. с изображением природных сообществ, «Смена экосистемы». | Сукцессия. | Изучить материал на с334-337 пересказ, ответить на вопросы. | ||
61/8 | Влияние загрязнений на живые организмы. | Л\р №8«Выявление антропогенных изменений в экосистемах поселка Советское Руно» | Презентация, фрагменты видеофильма «Планета в опасности» | Изучить материал на с. 337-339, отвечать на вопросы, оформить л/р. | ||
62/9 | Основы рационального природоиспользования. | Презентация | Природные ресурсы | Изучить материал на с.339-342, отвечать на вопросы, пересказ. | ||
63/10 | Обобщение по теме «Структура экосистем» | Таблицы, рисунки, фрагменты видеофильмов | Все термины темы | Повторить материал на с 324-342. | ||
Биосфера – глобальная экосистема (3 часа) | ||||||
64/1 | Биосфра – глобальная экосистема, ее структура, основные этапы развития. Учение В.И.Вернадского о бмосфере. | Таб. «Биомфера», портрет В.И.Вернадского. | Биосфера, | Изучить материал на с.356-3360, отвечать на вопросы, пересказ. | ||
65/2 | Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. | Таб. «Биомфера», презентация | Биомасса | Подготовить материал по теме «Роль живых организмов в биосфере» | ||
66/3 | Биологический круговорот. | Презентация «Круговорот химических элементов в биосфере» | Биологический круговорот | Подготовить материал по теме «Круговорот азота», «Круговорот углерода», «Круговорот фосфора». Подготовиться к к/р. | ||
Контрольная работа по темам «Структура экосистем», «биосфера – глобальная экосистема» | ||||||
Биосфера и человек (2 часа) | ||||||
67/1 | Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. | Презентации | Экологический кризис | Изучить материал на с.361-363, подготовить материал об экологических проблемах в Ставропольском крае. | ||
68/2 | Правила поведения в природной среде | Рис., выставка фотографий природы нашего края, Красная книга растений и животных Ставропольского края. | Повторить материал по теме «Бисфера – глобальная экосистема», «Биосфера и человек». | |||
Заключение по курсу «Общая биология» (2 часа) | ||||||
69/1 | Итоговое контрольное тестирование №5 | |||||
70/2 | Роль биологии в будущем. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...