Методическая разработка урока по биологии по теме «ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА-ОСНОВА ЕГО ЦЕЛОСТНОСТИ. КРОВЬ»
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Сформировать у учащихся важное общее понятие о внутренней среде организма и дать понятие о составе крови, её функциях, ознакомиться с важнейшим физиологическим понятием «внутренняя среда организма», составом и значением крови, продолжить развитие логического мышления школьников посредством решения познавательных задач, развитие навыков работы в парах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 126.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по биологии
по теме «ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА-ОСНОВА ЕГО ЦЕЛОСТНОСТИ. КРОВЬ»
Класс 8
Цель: создать условия для осознания значения крови как важного компонента внутренней среды, показателя состояния здоровья организма человека.
Задачи:
- углубить знания о внутренней среде организма; познакомить с составом крови и функциями её компонентов; ввести ряд биологических понятий: лимфа, тканевая жидкость, плазма, эритроциты, гемоглобин, лейкоциты, тромбоциты, фагоциты.
- продолжить формирование умений учащихся на основе сравнения, обобщения, формулировки выводов об особенностях строения клеток крови; формировать навыки публичного выступления по заранее подготовленной теме; развитие коммуникативных и информационных компетенций.
- воспитывать культуру речи; бережное отношение к своему здоровью, показать связь изучаемого материала с жизнью; разъяснить значение анализа крови как средства диагностики заболеваний.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский.
Методические приемы:
логические – постановка проблемы, поиск способов и этапов решения проблемы, обобщение на основе анализа, синтеза и сравнения, формулировка выводов;
технические – работа с экраном проектора, с дополнительным материалом;
организационные – работа в группах, постановка вопросов, опора на знания учащихся.
Дидактические средства: мультимедийное оборудование, интерактивная доска; бланки анализов крови, информационные карты для группы, опорные листы для каждого учащегося и задание для мини-исследования.
Этапы урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. Мотивация. Целеполагание.
Почему существование клеток нашего организма связано с жидкой средой?
Внутренняя среда организма, ее компоненты и постоянство внутренней среды (составление схемы «Компоненты внутренней среды» в опорном листе).
III. Создание проблемной ситуации. Пробудить интерес к обозначенной проблеме, наметить поисковую деятельность.
IV. Осознание и осмысление учебного материала. Знакомство с составом крови, функциями клеток крови и с их сущностью (работа в опорных листах).
V. Осмысление результатов занятия. Медицинский консилиум «Общий анализ крови».
VI. Рефлексия. Выставление оценок.
VII. Объяснение домашнего задания.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап. Приветствие ребят и гостей
II. Актуализация опорных знаний. Мотивация. Целеполагание
Слайд 1: Почему существование клеток нашего организма связано с жидкой средой?
Первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой. Что такое среда? Какая среда окружает наш организм? Без какого компонента внешней среды не может функционировать наш организм? В какой среде существуют клетки нашего организма? Внутренняя среда – совокупность жидкостей.
Итак, тема урока Слайд 2 «Внутренняя среда организма – основа его целостности. Кровь». Задачи урока (формулируют самостоятельно).
Слайд 3 Составление схемы №1 «Компоненты внутренней среды» в опорных листах (Приложение 1)
Кровь – первый компонент внутренней среды.
Тканевая жидкость (межклеточное вещество) – второй компонент внутренней среды.
Лимфа – третий компонент внутренней среды.
Арьянкина София:
(Тканевая жидкость – промежуточная среда между кровью и клетками организма. Составляет около 26% от массы тела. Именно в ней находятся все клетки тела. Она состоит на 95% из воды и растворенных в ней органических и неорганических веществ, а также кислорода и углекислого газа. Из тканевой жидкости клетки получают питательные вещества и кислород и выделяют в нее продукты распада и углекислый газ, которые поступают обратно в кровь и ею уносятся.)
Степанов Алексей:
(Лимфа – жидкая соединительная ткань, состоящая из воды с растворенными в ней продуктами жизнедеятельности. Она перемещается по лимфатическим сосудам и лимфатическим капиллярам, которые поглощают избытки тканевой жидкости. Все лимфатические сосуды образуют лимфатический проток, через который лимфа попадает в кровь).
А можно ли назвать внутреннюю среду организма человека постоянной? Как по-другому мы называем постоянство внутренней среды? Слайд 4
III. Создание проблемной ситуации
Кровь – удивительная жидкость, самая главная из компонентов внутренней среды, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы, ее приносили в жертву богам. С древних времен интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Значительная кровопотеря при ранении была причиной потери сознания и угасания жизни животного и человека. Доноры своей кровью спасают другие жизни. Можно поставить знак равенства между понятиями «кровь» и «жизнь». Слайд 5
Что такое кровь? Какие клетки образуют кровь? От чего зависит цвет крови?
IV. Осознание и осмысление учебного материала
Слайды 6-7. Общее количество крови в организме взрослого человека равно 7% от его веса, по объему это около 4-6 л у взрослого человека и около 3 – 4 л у подростков. Если дать крови отстояться, предварительно приняв меры, препятствующие ее свертыванию, то образуются два резко отличающихся друг от друга слоя.
Верхний слой – слегка желтоватая полупрозрачная жидкость – плазма крови. Она состоит из неорганических (92-90% – вода и различные минеральные соли – 0,9%) и органических веществ: белки – 7%, глюкоза – 0,12%, жиры – 0,8%, витамины, гормоны и продукты распада.
Нижний слой – осадок темно-красного цвета, который образован форменными элементами – 40-50% – клетками крови: эритроцитами и лейкоцитами, и кровяными пластинками – тромбоцитами.
Итак, состав крови запишем в виде схемы №2 в опорных листах (Приложение 1).
Слайд 8. В одной популярной книге по физиологии было образно сказано: «В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из каменных гаваней вновь в плавание». Проблемный вопрос: О каком красном море идет речь? О каких кораблях идет речь? Из каких каменных гаваней выходят новые корабли?
Изучим форменные элементы крови и выясним особенности их строения в связи с выполняемой функцией (работа в группах – 4-5 человек), а также попытаемся ответить на проблемный вопрос.
Работа в группах с информационными ресурсами – учебник и информационная карта (Приложение 2). Заполнение таблицы в опорных листах (Приложение 1)
Слайд 9. Заполните таблицу:
ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КРОВИ
Показатели | Эритроциты | Лейкоциты | Тромбоциты |
Рисунок | |||
Строение клетки | Красные кровяные клетки Лишены ядра, форма двояковогнутого диска | Белые кровяные клетки Имеют крупное ядро | Кровяные пластинки Бесцветные, сферические безьядерные тельца |
Количество в 1 мм3 крови | 4,5-5 млн. | 4-9 тыс. | 180-320 тыс. |
Местообразование | Красный костный мозг | Красный костный мозг, селезенка, лимфатические узлы | Красный костный мозг |
Продолжительность жизни | Не более 120 дней | От 1 до нескольких дней | 5-8 дней |
Функции | Дыхательная | Защитная | Свертывание крови |
Слайд 10. Разновидности лейкоцитов, Фагоцитоз
Слайд 11. Ответим на поставленный в ходе урока проблемный вопрос: О каком красном море шла речь? О каких кораблях шла речь? Из каких каменных гаваней выходят новые корабли?
Слайд 12. Ответ: Красное море – это кровь. Корабли – это эритроциты, часть которых все время погибает, но их количество восстанавливается за счет новых эритроцитов. Каменные гавани – это красный костный мозг.
V. Осмысление результатов занятия
Слайд 13. Состав крови является важной характеристикой состояния организма. Кто никогда не сдавал анализ крови? Анализ крови – одно из часто проводимых исследований. При анализе крови должны быть в норме: количество клеток крови, содержание гемоглобина, и др. веществ, а так же СОЭ – скорость оседания эритроцитов. Они оседают с определенной скоростью: у мужчин 2-10 мм/ч, женщин – 2-15 мм/ч. С возрастом изменяется скорость оседания эритроцитов. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) широко используется как важный диагностический показатель.
Слайд 14. Проведем медицинский консилиум «Общий анализ крови»
Каждая группа должна сравнить данные анализов пациентов с нормой кровяных клеток /на экране/. Определите: болен пациент или нет, и по возможности поставьте предварительный диагноз.
1 группа – Князева Олеся Ивановна, данные анализа крови соответствуют норме, мы считаем, что пациент абсолютно ЗДОРОВ!
2 группа – Павлова Мария Ивановна, в данном анализе СОЭ /скорость оседания эритроцитов/ превышает норму почти в 3 раза, мы считаем, что у пациента проходит в организме воспалительный процесс и ему нужно назначить дополнительное исследование, чтобы точно поставить диагноз!
3 группа – Кукушкин Петр Петрович, анализ нашего пациента показывает, что в 2 раза упал гемоглобин, кол-во эритроцитов также в 2 раза меньше – это наталкивает нас на мысль, что пациент потерял значительное кол-во крови, т. е у него малокровие (анемия).
4 группа – Кузнецова Елена Сергеевна, в данном анализе количество лейкоцитов в 5 раз превышает норму, у пациента проходит в организме воспалительный процесс и ему нужно назначить дополнительное исследование, чтобы точно поставить диагноз!
5 группа – Иванов Иван Иванович, данные анализа крови соответствуют норме, мы считаем, что пациент абсолютно ЗДОРОВ!
6 группа – Волков Никита Сергеевич, в данном анализе СОЭ /скорость оседания эритроцитов/ превышает норму и составляет 50 мм/ч, мы считаем, что у пациента злокачественное образование, ему нужно назначить дополнительное исследование, чтобы точно поставить диагноз!
VI. Рефлексия. Выставление оценок
– Что нам удалось установить?
– Что нового узнали?
– Что было интересным?
VII. Объяснение домашнего задания.
Слайд 15
§ 13, тетрадь-практикум
Список литературы:
- Кучменко В.С., Сухорукова Л.Н., Цехмистренко Т.А. «Биология. Человек. Культура здоровья» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 2010. - 160с.;
- Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс. Тетрадь - тренажер. М.: Просвещение, 2009. - 80с
- Федюкович Н.И. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для учащихся 10 – 11(12) кл. общеобразоват. учеб. заведений, учащихся проф.-техн. и сред. спец. учеб. заведений. «Серия «Учебники XXI века" – »остов н/Д.: «Феникс», 2001. – 320 с.: ил.
- Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А., Биология человека. В таблицах и схемах. – М. «Издат-школа 2000» – 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока по биологии на тему "Генетика пола и наследование,сцепленное с полом"
мультимедийный урок...
Методическая разработка урока по биологии по теме "Индивидуальное развитие организма человека"
Урок обобщения. Цель: обобщие и систематизация знаний обучающихся по теме «Индивидуальное развитие организма человека»; подведение итогов изучения учебного материала....
Методическая разработка урока по биологии по теме "Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся"
Тема: Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся. Тип урока: обобщающийФорма проведения: игровая (разноуровневое обучение, работа вгруппах, обучение в сотрудничестве)...
Методическая разработка урока по биологии по теме "Здоровье кожи".
Данная разработка содержит подробное описание урока и презентацию к нему....
Методическая разработка урока по биологии на тему "Слуховой анализатор" 8 класс
Урок с использованием технологии проблемного обучения и РКМЧП....
План-конспект урока по биологии по теме «Внутренняя среда организма – кровь и остальные компоненты внутренней среды организма»
Познакомить учащихся 8 класса с процессами кроветворения и сворачиваемости крови...