Методическая разработка урока по биологии по теме «ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА-ОСНОВА ЕГО ЦЕЛОСТНОСТИ. КРОВЬ»
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Кандрашкина Ирина Николаевна

Сформировать у учащихся важное общее понятие о внутренней среде организма и дать понятие о составе крови, её функциях, ознакомиться с важнейшим физиологическим понятием «внутренняя среда организма», составом и значением крови, продолжить развитие логического мышления школьников посредством решения познавательных задач, развитие навыков работы в парах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx126.78 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по биологии

по теме «ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА-ОСНОВА ЕГО ЦЕЛОСТНОСТИ. КРОВЬ»

Класс 8

Цель: создать условия для осознания значения крови как важного компонента внутренней среды, показателя состояния здоровья организма человека.

Задачи:

- углубить знания о внутренней среде организма; познакомить с составом крови и функциями её компонентов; ввести ряд биологических понятий: лимфа, тканевая жидкость, плазма, эритроциты, гемоглобин, лейкоциты, тромбоциты, фагоциты.

- продолжить формирование умений учащихся на основе сравнения, обобщения, формулировки выводов об особенностях строения клеток крови; формировать навыки публичного выступления по заранее подготовленной теме; развитие  коммуникативных и информационных компетенций.

- воспитывать культуру речи; бережное отношение к своему здоровью, показать связь изучаемого материала с жизнью; разъяснить значение анализа крови как средства диагностики заболеваний.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский.

Методические приемы:

    логические – постановка проблемы, поиск способов и этапов решения проблемы, обобщение на основе анализа, синтеза и сравнения, формулировка выводов;

    технические – работа с экраном проектора, с дополнительным материалом;

    организационные – работа в группах, постановка вопросов, опора на знания учащихся.

Дидактические средства: мультимедийное оборудование, интерактивная доска; бланки анализов крови, информационные карты для группы, опорные листы для каждого учащегося и задание для мини-исследования.

Этапы  урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Мотивация. Целеполагание.

Почему существование клеток нашего организма связано с жидкой средой?

Внутренняя среда организма, ее компоненты и постоянство внутренней среды (составление схемы «Компоненты внутренней среды» в опорном листе).

III. Создание проблемной ситуации. Пробудить интерес к обозначенной проблеме, наметить поисковую деятельность.

IV. Осознание и осмысление учебного материала. Знакомство с составом крови, функциями клеток крови и с их сущностью (работа в опорных листах).

V. Осмысление результатов занятия. Медицинский консилиум «Общий анализ крови».

VI. Рефлексия. Выставление оценок.

VII. Объяснение домашнего задания.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап.  Приветствие ребят и гостей

II. Актуализация опорных знаний. Мотивация. Целеполагание

Слайд 1: Почему существование клеток нашего организма связано с жидкой средой?

Первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой. Что такое среда? Какая среда окружает наш организм? Без какого компонента внешней среды не может функционировать наш организм? В какой среде существуют клетки нашего организма? Внутренняя среда – совокупность жидкостей.

Итак, тема урока Слайд 2 «Внутренняя среда организма – основа его целостности. Кровь». Задачи урока (формулируют самостоятельно).

Слайд 3 Составление схемы №1  «Компоненты внутренней среды» в опорных листах (Приложение 1)  

Кровь  – первый компонент внутренней среды.

Тканевая жидкость (межклеточное вещество) – второй компонент внутренней среды.

Лимфа – третий компонент внутренней среды.

Арьянкина София:

(Тканевая жидкость – промежуточная среда между кровью и клетками организма. Составляет  около 26% от массы тела.  Именно в ней находятся все клетки тела. Она состоит на 95% из воды и растворенных в ней органических и неорганических  веществ, а также кислорода и углекислого газа. Из тканевой жидкости клетки получают питательные вещества и кислород и выделяют в нее продукты распада и углекислый газ, которые поступают обратно в кровь и ею уносятся.)

Степанов Алексей:

(Лимфа – жидкая соединительная ткань, состоящая из воды с растворенными в ней продуктами жизнедеятельности. Она перемещается по лимфатическим сосудам и лимфатическим капиллярам, которые поглощают избытки тканевой жидкости. Все лимфатические сосуды образуют  лимфатический проток, через который лимфа попадает в кровь).

А можно ли назвать внутреннюю среду организма человека постоянной? Как  по-другому мы называем постоянство внутренней среды? Слайд 4

III. Создание проблемной ситуации

Кровь – удивительная жидкость, самая главная из компонентов внутренней среды, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы, ее приносили в жертву богам. С древних времен интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Значительная кровопотеря при ранении была причиной потери сознания и угасания жизни животного и человека. Доноры своей кровью спасают другие жизни. Можно поставить знак равенства между понятиями «кровь» и «жизнь». Слайд 5

Что такое кровь?  Какие клетки образуют кровь?  От чего зависит цвет крови?

IV. Осознание и осмысление учебного материала

Слайды 6-7. Общее количество крови в организме взрослого человека равно 7% от его веса, по объему это около 4-6 л у взрослого человека и около 3 – 4 л у подростков. Если дать крови отстояться, предварительно приняв меры, препятствующие ее свертыванию, то образуются два резко отличающихся друг от друга слоя.

Верхний слой – слегка желтоватая полупрозрачная жидкость – плазма крови. Она состоит из неорганических (92-90% – вода и различные минеральные соли – 0,9%) и органических веществ: белки – 7%, глюкоза – 0,12%, жиры – 0,8%,  витамины, гормоны и продукты распада.

Нижний слой – осадок темно-красного цвета, который образован форменными элементами – 40-50% – клетками крови: эритроцитами и лейкоцитами, и кровяными пластинками – тромбоцитами.

    Итак, состав крови запишем в виде схемы №2 в опорных листах (Приложение 1).

Слайд 8. В одной популярной книге по физиологии было образно сказано: «В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из каменных гаваней вновь в плавание». Проблемный вопрос: О каком красном море идет речь? О каких кораблях идет речь? Из каких каменных гаваней выходят новые корабли?  

Изучим форменные элементы крови и выясним особенности их строения в связи с выполняемой функцией (работа в группах – 4-5 человек), а также попытаемся ответить на проблемный вопрос.

Работа в группах с информационными ресурсами – учебник и информационная карта (Приложение 2). Заполнение таблицы в опорных листах (Приложение 1)

Слайд 9. Заполните таблицу:

ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КРОВИ

Показатели

Эритроциты

Лейкоциты

Тромбоциты

Рисунок

Строение клетки

Красные кровяные клетки

Лишены ядра, форма двояковогнутого диска

Белые кровяные клетки

Имеют крупное ядро

Кровяные пластинки

Бесцветные, сферические безьядерные тельца

Количество в 1 мм3 крови

4,5-5 млн.

4-9 тыс.

180-320 тыс.

Местообразование

Красный костный мозг

Красный костный мозг, селезенка, лимфатические узлы

Красный костный мозг

Продолжительность жизни

Не более 120 дней

От 1 до нескольких дней

5-8 дней

Функции

Дыхательная

Защитная

Свертывание крови

Слайд 10. Разновидности лейкоцитов, Фагоцитоз

Слайд 11. Ответим на поставленный в ходе урока проблемный вопрос: О каком красном море шла речь? О каких кораблях шла речь? Из каких каменных гаваней выходят новые корабли? 

Слайд 12. Ответ: Красное море – это кровь. Корабли – это эритроциты, часть которых все время погибает, но их количество восстанавливается за счет новых эритроцитов. Каменные гавани – это красный костный мозг.

 

V. Осмысление результатов занятия

Слайд  13. Состав крови является важной характеристикой состояния организма. Кто никогда не сдавал анализ крови? Анализ крови – одно из часто проводимых исследований. При анализе крови должны быть в норме: количество клеток крови, содержание гемоглобина, и др. веществ, а так же СОЭ – скорость оседания эритроцитов. Они оседают с определенной скоростью: у мужчин 2-10 мм/ч, женщин – 2-15 мм/ч. С возрастом изменяется скорость оседания эритроцитов. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) широко используется как важный диагностический показатель.

Слайд  14. Проведем медицинский консилиум «Общий анализ крови»

Каждая группа должна сравнить данные анализов пациентов с нормой кровяных клеток /на  экране/. Определите: болен пациент или нет, и по возможности поставьте предварительный диагноз.

1 группа – Князева Олеся Ивановна, данные анализа крови соответствуют норме, мы считаем, что пациент абсолютно ЗДОРОВ!

2 группа – Павлова Мария Ивановна, в данном анализе  СОЭ /скорость оседания эритроцитов/ превышает норму почти в 3 раза,  мы считаем, что у пациента проходит в организме воспалительный процесс и ему нужно назначить дополнительное исследование, чтобы точно поставить диагноз!

3 группа – Кукушкин Петр Петрович, анализ нашего пациента показывает, что  в 2 раза упал гемоглобин, кол-во эритроцитов также в 2 раза меньше – это наталкивает нас на мысль, что  пациент потерял значительное кол-во крови, т. е  у него малокровие (анемия).

4 группа – Кузнецова Елена Сергеевна, в данном анализе  количество лейкоцитов в 5 раз превышает норму, у пациента проходит в организме воспалительный процесс и ему нужно назначить дополнительное исследование, чтобы точно поставить диагноз!

5 группа – Иванов Иван Иванович, данные анализа крови соответствуют норме, мы считаем, что пациент абсолютно ЗДОРОВ!

6 группа – Волков Никита Сергеевич, в данном анализе  СОЭ /скорость оседания эритроцитов/ превышает норму и составляет 50 мм/ч,  мы считаем, что у пациента злокачественное образование, ему нужно назначить дополнительное исследование, чтобы точно поставить диагноз!

VI. Рефлексия. Выставление оценок

– Что нам удалось установить?

– Что нового узнали?

– Что было интересным?

VII. Объяснение домашнего задания.

Слайд 15

§ 13, тетрадь-практикум

Список литературы:

  1. Кучменко В.С., Сухорукова Л.Н., Цехмистренко Т.А. «Биология. Человек. Культура здоровья» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 2010. - 160с.;
  2. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс. Тетрадь - тренажер.  М.: Просвещение, 2009. - 80с
  3. Федюкович Н.И. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для учащихся 10 – 11(12) кл. общеобразоват. учеб. заведений, учащихся проф.-техн. и сред. спец. учеб. заведений. «Серия «Учебники XXI века" – »остов н/Д.: «Феникс», 2001. – 320 с.: ил.
  4. Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А., Биология человека. В таблицах и схемах. – М. «Издат-школа 2000» – 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по биологии по теме "Индивидуальное развитие организма человека"

Урок обобщения. Цель: обобщие и систематизация знаний обучающихся по теме «Индивидуальное развитие организма человека»; подведение итогов изучения учебного материала....

Методическая разработка урока по биологии по теме "Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся"

Тема: Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся. Тип урока: обобщающийФорма проведения: игровая (разноуровневое обучение, работа вгруппах, обучение в сотрудничестве)...

Методическая разработка урока по биологии по теме "Здоровье кожи".

Данная разработка содержит подробное описание урока и презентацию к нему....

Методическая разработка урока по биологии на тему "Слуховой анализатор" 8 класс

Урок с использованием технологии проблемного обучения и РКМЧП....