Методическая разработка урока по биологии по теме "Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся"
методическая разработка (биология, 6 класс) по теме

Тема: Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся.

 

Тип урока: обобщающий

Форма проведения: игровая (разноуровневое обучение, работа в

группах, обучение в сотрудничестве)

Методы обучения: частично поисковый, проблемный.

Цель: привести знания учащихся в систему и выявить уровень усвоения изученного материала, установить признаки сходства и различия в особенностях строения и процессов жизнедеятельности, земноводных как первых наземных животных и пресмыкающихся как настоящих наземных животных.

Задачи:

Общеобразовательные  -   систематизация,   повторение,   проверка   и закрепление   полученных  знаний,   усвоение  основных  биологических понятий, формирование учебных умений;

Развивающие - формирование логического мышления, навыков устной речи, четкости    ответов,    памяти,    изложения    последовательной информации, интереса к предмету;

Воспитательные - формирование познавательной   деятельности, формирование  чувства коллективизма, сотрудничества, ответственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_1.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Дусеева А.Б., учитель биологии школы-гимназии №17 г.Актобе

Тема: Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся.

Тип урока: обобщающий

Форма проведения: игровая (разноуровневое обучение, работа в

группах, обучение в сотрудничестве)

Методы обучения: частично поисковый, проблемный.

Цель: привести знания учащихся в систему и выявить уровень усвоения изученного материала, установить признаки сходства и различия в особенностях строения и процессов жизнедеятельности, земноводных как первых наземных животных и пресмыкающихся как настоящих наземных животных.

Задачи:

Общеобразовательные  -   систематизация,   повторение,   проверка   и закрепление   полученных  знаний,   усвоение  основных  биологических понятий, формирование учебных умений;

Развивающие - формирование логического мышления, навыков устной речи, четкости    ответов,    памяти,    изложения    последовательной информации, интереса к предмету;

Воспитательные - формирование познавательной   деятельности, формирование  чувства коллективизма, сотрудничества, ответственности.

Ход урока

1.   Организационный момент.

А) подготовка учащихся к уроку; Б) проверка отсутствующих.

2.   Сообщение цели и задач урока. Вступительное слово учителя.

3. Игровой этап.

1  тур

а) Образ жизни земноводных;

б) Внешнее строение земноводных в связи со средой обитания;

в) Скелет земноводных.

2 тур

Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности земноводных.

З тур

Особенности строения и процессов жизнедеятельности рептилий в связи со средой их обитания. Многообразие пресмыкающихся.

4. Подведение итогов урока.

1тур. Особенности внешнего строения земноводных

1) Образ жизни земноводных

10 баллов. Когда лягушки бывают активными?

30 баллов. Почему лягушка не может жить в сухих местах?

50 баллов. Какое значение в жизни лягушки имеет слизь, покрывающая кожу?

100 баллов. От каких факторов зависит активность лягушки?

2)  Внешнее строение земноводных.

10 баллов. Какие особенности внешнего строения лягушки связаны с жизнью в воде?

30 баллов. Какую роль играют передние и задние конечности лягушки?

50 баллов. Как приспособленность лягушки к жизни на суше выражается во внешнем строении лягушки?

100 баллов. Почему мышцы задних конечностей лягушки развиты значительно лучше, чем мышцы передних конечностей?

3) Скелет лягушки

10 баллов. Назвать основные отделы скелета лягушки.

30 баллов. Сколько и какие отделы различаются в позвоночнике лягушки?

50 баллов. Какими костями представлены пояса передних и задних конечностей?

100 баллов. Назвать кости задних и передних конечностей.

2 тур. Внутреннее строение и процессы жизнедеятельности земноводных.

10 баллов. Строение пищеварительной системы земноводных.

30 баллов. Какое дыхание характерно для земноводных?

50 баллов. Каковы особенности нервной системы лягушки?

100 баллов. Каково строение и значение кровеносной системы земноводных. В чем отличие от кровеносной системы рыб?

10 баллов. Как происходит питание и пищеварение у земноводных?

30 баллов. Почему для дыхания лягушек служат и легкие, и кожа?

 50 баллов. В чем особенность строения икры лягушек?

100 баллов. Каковы особенности развития земноводных?

10 баллов. Чем представлены органы выделения у лягушек?

30 баллов. Каково строение сердца лягушки?

50 баллов. Почему взрослая лягушка, у которой нет жабр, не задыхается?

100 баллов. В чем сходство размножения рыб и земноводных?

10 баллов. Какие органы чувств помогают лягушке ориентироваться?

30 баллов. Как происходит дыхание у личинок лягушки?

50 баллов. Чем отличается сердце лягушки от сердца рыб?

100 баллов. Какие особенности внешнего и внутреннего строения головастика сближают их с рыбами?

3 тур. Особенности строения и процессы жизнедеятельности пресмыкающихся в связи со средой обитания.

10 баллов. С какой особенностью строения тела связано название класса

Пресмыкающиеся?

30 баллов. Что таксе аутотомия. Каково значение аутотомии?

50 баллов. В зеленой траве он зеленый. В высохшей и пожелтевшей – он желтоватый, на стволе дерева он имеет цвет коры или листьев. О каком животном идет речь? Какое значение имеет  такая особенность к жизни?

100 баллов. Чем объясняется более сложное, по сравнению с дыхательной системой лягушки, строение дыхательной системы ящерицы?

10 баллов. Какие приспособления имеются у водных пресмыкающихся?

30 баллов. Что общего в строении тела земноводных и рептилий?

50 баллов. Почему ящерицы и другие мелкие животные, обитающие в пустынях, в самое жаркое время суток часто забираются на верхушки кустарников.

100 баллов. Чем развитие пресмыкающихся отличается от развития земноводных?

10 баллов. С чем связана линька пресмыкающихся?

30 баллов. Что общего и чем отличается скелет земноводных от скелета Пресмыкающихся?

50 баллов. Почему крокодилов откосят к классу Рептилий, а не к классу Земноводных?

100 баллов. Как окончательный переход пресмыкающихся только к легочному дыханию повлиял на строение сердца?

10 баллов. Почему лягушки и ящерицы имеют различное строение кожи?

30 баллов. Какую роль играет грудная клетка пресмыкающихся, у всех ли она имеется?

50 баллов. Однажды в холодный осенний день из Вьетнама в адрес российского зооцентра прибыл редкий живой груз - несколько удавов. Принимающий животных специалист без опаски осматривал каждое животное. Таможенники решили, что зоолог загипнотизировал змей, так как они вели себя очень спокойно. В чем ошибка таможенников? Дайте правильное объяснение поведению удавов.

100 баллов. Назвать отряды Пресмыкающихся и их представителей. Что для них характерно?

  1. Подведение итогов урока и выставление оценок учащимся.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-викторина «Обобщение и повторение материала по темам «Надкласс Рыбы, Класс Земноводные и Класс Пресмыкающиеся»

Урок-викторина    «Обобщение и повторение  материала по темам «Надкласс Рыбы, Класс Земноводные и Класс Пресмыкающиеся»Цель урока:повторение и обобщение знаний по темам:«Над...

Урок по биологии в 7 классе "Класс Земноводные"

Урок по биологии в 7 классе "Класс Земноводные" с использованием интерактивной доски....

Презентация по биологии для учащихся 7 класса по теме "Класс Пресмыкающиеся"

Презентация к курсу биологии для учащихся 7 класса по теме "Тип Хордовые. Подтип Черепные. Класс Пресмыкающиеся (Рептилии)"...

Методическая разработка урока по биологии «Селекция растений». (9 класс)

Методическая разработка урока по биологии «Селекция растений». (9 класс)...

Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"

Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...

Методическая разработка урока по биологии "Грибы-гетеротрофы" 5 класс

Разработка урока по биологии "Грибы-гетеротрофы" 5 класс...