Конспект урока по биологии на тему: "Внутренняя среда организма. Кровь." (8 класс)
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vnutrennyaya_sreda_organizma._krov.docx37.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Внутренняя среда организма. Кровь»

Цели урока:

Образовательная - сформировать общие понятия: внутренняя среда организма, лимфа, тканевая жидкость, кровь; изучить состав крови; рассмотреть роль компонентов ВС в организме; добиться их правильного и четкого понимания учащимися; научить учащихся сопоставлять фактические сведения таким образом, чтобы прийти к правильному выводу.

Развивающая - формировать умение анализировать, устанавливать связь между элементами содержания ранее изученного материала на уроках биологи и новой информацией полученной из учебника и таблиц; побудить интерес к профессии врача, лаборанта; развивать способности анализировать, делать выводы, логично рассуждать.

Воспитательная — создание позитивного отношения учащихся к изучаемому материалу; вызвать желание связать знания и умения, получаемые на уроках биологии с практическим применением; вырабатывать наблюдательность, учить делать выводы по результатам; способствовать развитию самостоятельности, самоуправлению.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма проведения: комбинированный

Методы обучения:

•объяснительно-иллюстративный - объяснение, демонстрация, работа с учебником;

•проблемный - решение проблемы, сформулированной в виде познавательной задачи;

•частично-поисковый - создание гипотезы, решение задачи путем наблюдения и сравнения;

•исследовательский - самостоятельная поисковая деятельность обучаемых.

Средства обучения: презентация к уроку «Внутренняя среда организма», раздаточный материал: «Рабочий лист», таблица «Форменные элементы крови», таблица «Общий анализ крови: норма и отклонение»

Оборудование: ПК, проектор, экран, магнитная доска

Формы организации познавательной деятельности - индивидуальная, парная

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

-Встаньте(-ем) ровно, расправьте(-им) плечи, мысленно улыбнитесь(-емся) друг другу. Здравствуйте! Садитесь!

II. Актуализация изученного материала. Введение в новый раздел.

Человек – он ведь тоже природа.

Он ведь тоже закат и восход.

И четыре в нём времени года

И особый в нём музыки ход

- Докажите, что человек-часть природы.

- Откуда поступают вещества, необходимые для дыхания, питания.

-Что происходит с ними в дальнейшем в организме?

-Какая в организме должна быть среда, чтобы происходили обменные процессы?

-Молодцы! Вы сформулировали тему урока. Это – «Внутренняя среда организма. Значение крови и её состав». Запишите тему и дату урока.

-Какие цели поставим перед собой сегодня на уроке?

- Что же такое внутренняя сред организма?

Это – совокупность жидкостей, принимающих участие в процессах обмена веществ и поддержания постоянства внутренней среды.

Внутренняя среда организма

         Кровь      Тканевая  (межклеточная)      Лимфа

жидкость

Заполните в рабочих листах схему в задании№2.

Давайте рассмотрим как взаимосвязаны между собой компоненты внутренней  среды.

Кровь, протекая по тонким капиллярам, профильтровывается через стенки в межклеточное пространство под влиянием гидростатического давления, созданного работой сердца, образуя тканевую жидкость. Обтекая клетки тканей, тканевая жидкость теряет часть веществ, которые поступают внутрь клеток, обеспечивая их жизнедеятельность, и обогащается выделениями клеток.

Собираясь в лимфатические сосуды, эта оттекающая от тканей жидкость образует лимфу. Протекая через лимфатические узлы, она также несколько изменяется. После этого лимфа вливается в кровяное русло, объединяясь с кровью, и круг циркуляции жидкости замыкается.

Жидкости, составляющие внутреннюю среду, обладают постоянным составом – гомеостазом.

 Гомеостаз – поддержание постоянства внутренней среды организма.

Достигается это постоянство благодаря нервной и эндокринной системами, которые «следят» за свойствами и составом внутренней среды и при их изменениях влияют на работу выделительной, пищеварительной, дыхательной и других систем организма таким образом, чтобы эти изменения были устранены.

Подводим небольшой итог. Какие выводы можно сделать относительно внутренней среды организма?

-В одной книге по физиологии образно сказано: «… каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно, но миллионы кораблей вновь выходят из гаваней в плавание». О какой составляющей внутренней среды идёт речь?

Посмотрите видеофрагмент. Какие функции выполняет кровь в организме.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

Рассмотрим состав крови: плазма и форменные элементы

                                    Плазма  (60 %)

                                       ⁄                \

    Органические вещества       Неорганические вещества

              (8 %)                                         (92%)

белки, жиры, углеводы                   вода (91%), соли  

 

функции: - транспорт веществ;

                 - свертывание крови        

-Ребята, предлагаю поработать самостоятельно с учебником, изучить форменные элементы крови и заполнить таблицу, размещённую на ваших рабочих листах.

-Давайте проверим влияет ли форма и размеры эритроцитов на выполняемые функции. Для этого выполним небольшую лабораторную работу «Микроскопическое строение крови». Итак, целью нашей работы будет знакомство со строением эритроцитов человека и лягушки, их сравнение, ответы на вопросы:

-Чья кровь больше переносит кислород? Почему?

-Какое влияние оказывает алкоголь на клетки крови?

Рефлексия.

-Выполните задание №5 в рабочих листах.

Д/З: п. 14. Напишите сочинение или сказку «Путешествие форменных элементов по организму человека».

Приветствуют учителя

- Он относится к царству Животных. Ему характерны признаки живого организма.

Из внешней среды (воздух, пища, вода)

Например, пища переваривается, усваивается кровью и разносится к органам и тканям.

Жидкая, т.к. в ней лучше происходят обменные процессы.

Записывают тему и дату урока.

Дать определение, что такое внутренняя среда, её состав и значение, более подробно рассмотреть её составляющую – кровь.

Записывают определение в тетради

Заполняют схему.

-Внутренняя среда обеспечивает клетки веществами, необходимыми для их жизнедеятельности, и через неё удаляются продукты распада.

-Внутренняя среда имеет относительное постоянство состава и физико-химических свойств. Только при этом условии клетки могут функционировать нормально.

- О крови.

Функции крови: транспортная, питательная, выделительная, терморегуляторная, защитная, гуморальная регуляция.

Учащиеся самостоятельно изучают форменные элементы крови и делают выводы, которые записывают в таблицу.

Выполняют лабораторную работу, результаты фиксируют в рабочем листе.

Ученица рассказывает она основе презентации  о опытах «Влияние алкоголя на изменение состава крови».

Находят ошибки в тексте.

РАБОЧИЙ ЛИСТ

Дата______________

Тема урока______________________________________

1.Внутренняя среда организма –

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Внутренняя среда организма

                ______________        _____________

(_________________________)                                                        (______________________)

                                                                 ___________________

         __________                                    (__________________________)

                        форменные элементы:

               ___________________________

               ____________________________

               _____________________________

3.Заполните таблицу.

Клетки крови

Количество

Особенности строения

Место образования

Функция

Эритроциты

Лейкоциты

Тромбоциты

4. Лабораторная работа «Микроскопическое строение крови человека и лягушки».

Изучите инструкцию

1.Подготовьте микроскоп к работе.

2. Рассмотрите препарат крови человека, обратите внимание на форму, относительную величину и количество эритроцитов в препарате, на отсутствие ядра в эритроците, зарисуйте 3-4 эритроцита.

3. При том же увеличении микроскопа рассмотрите препарат крови лягушки, обратите внимание на величину, форму и количество эритроцитов в препарате. Зарисуйте 3-4 эритроцита.

4.Сделайте вывод.

                                                                                                             

Кровь лягушки                                            Кровь человека

Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Найдите ошибки в тексте:

1. Эритроциты.

Эритроциты - красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм3 их 10 млн. Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра. Это клетки шаровидной .формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин - соединение белка и меди .Эритроциты зарождаются в селезенке, а разрушаются в красном костном мозге.Основная функция эритроцитов - транспорт питательных веществ .Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом.

2. Лейкоциты.

Лейкоциты- белые кровяные клетки. Они мельче эритроцитов, имеют нитевидное (амебоидное) тело и хорошо выраженное ядро. В 1 мм3 крови их от 9 до 15 тыс. Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться. Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ питания называется пиноцитозом.

4. Разрушение кровяных телец под влиянием алкоголя.

Цель опыта: показать, что спирт разрушает кровяные тельца.

Оборудование: две пробирки, раствор 0,85% хлорида натрия с 3-4 каплями крови (можно взять из пальца человека), 20% раствор спирта в 0,85% растворе хлорида натрия.

Ход опыта: Раствор крови разделяют на две пробирки по 10 мл. В одну пробирку добавляют 10 мл солевого раствора, а в другую - столько же спиртового раствора. Взбалтывают содержимое и рассматривают на свет. Обращают внимание на прозрачность раствора в спирте. В первой пробирке эритроциты сохранились. Они придают раствору мутный, непрозрачный вид, во второй эритроциты разрушились, гемоглобин из них выходит в раствор и теряет способность транспортировать кислород (фото 4 и 5). Следует пояснить, что лейкоциты под влиянием спирта теряют способность к фагоцитозу и разрушаются.

Вывод. Спиртные напитки вызывают разрушение кровяных телец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест Внутренняя среда организма. Кровь. 8 класс

Тест составлен в трех вариантах. Можно использовать для текущего контроля знаний....

План-конспект урока по биологии (11класс) на тему: «Приспособленность организмов – результат действия факторов эволюции».

Пояснительная записка.      В курсе общей биологии базового уровня 11 класса в теме «Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение» по программе Захарова В....

План-конспект урока по биологии (11класс) на тему: «Приспособленность организмов – результат действия факторов эволюции».

Пояснительная записка.      В курсе общей биологии базового уровня 11 класса в теме «Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение» по программе Захарова В....

Методическая разработка урока по биологии "Внутренняя среда организма. Кровь". 8 класс

Данный урок знакомит обучающихся с понятием "внутренняя среда организма, с составом внутренней среды, показывает ее роль в организме. Развивает знания о составе крови и ее функциях, о роли свертывании...

Методическая разработка урока по биологии по теме «ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА-ОСНОВА ЕГО ЦЕЛОСТНОСТИ. КРОВЬ»

Сформировать у учащихся важное общее понятие о внутренней среде организма и дать понятие о составе крови, её функциях, ознакомиться с важнейшим физиологическим понятием «внутренняя среда организма», с...

Конспект урока по биологии на тему:"Формы размножения организмов" (9кл)

Конспект урока отражает значение размножения,формы размножения,их сравнение и значение в эволюции.Позволяет проследить переходные формы и ередование форм у  разных видов живых организмов.В ходе у...