Конспект урока по биологии на тему: "Внутренняя среда организма. Кровь." (8 класс)
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Внутренняя среда организма. Кровь»
Цели урока:
Образовательная - сформировать общие понятия: внутренняя среда организма, лимфа, тканевая жидкость, кровь; изучить состав крови; рассмотреть роль компонентов ВС в организме; добиться их правильного и четкого понимания учащимися; научить учащихся сопоставлять фактические сведения таким образом, чтобы прийти к правильному выводу.
Развивающая - формировать умение анализировать, устанавливать связь между элементами содержания ранее изученного материала на уроках биологи и новой информацией полученной из учебника и таблиц; побудить интерес к профессии врача, лаборанта; развивать способности анализировать, делать выводы, логично рассуждать.
Воспитательная — создание позитивного отношения учащихся к изучаемому материалу; вызвать желание связать знания и умения, получаемые на уроках биологии с практическим применением; вырабатывать наблюдательность, учить делать выводы по результатам; способствовать развитию самостоятельности, самоуправлению.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма проведения: комбинированный
Методы обучения:
•объяснительно-иллюстративный - объяснение, демонстрация, работа с учебником;
•проблемный - решение проблемы, сформулированной в виде познавательной задачи;
•частично-поисковый - создание гипотезы, решение задачи путем наблюдения и сравнения;
•исследовательский - самостоятельная поисковая деятельность обучаемых.
Средства обучения: презентация к уроку «Внутренняя среда организма», раздаточный материал: «Рабочий лист», таблица «Форменные элементы крови», таблица «Общий анализ крови: норма и отклонение»
Оборудование: ПК, проектор, экран, магнитная доска
Формы организации познавательной деятельности - индивидуальная, парная
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. -Встаньте(-ем) ровно, расправьте(-им) плечи, мысленно улыбнитесь(-емся) друг другу. Здравствуйте! Садитесь! II. Актуализация изученного материала. Введение в новый раздел. Человек – он ведь тоже природа. Он ведь тоже закат и восход. И четыре в нём времени года И особый в нём музыки ход - Докажите, что человек-часть природы. - Откуда поступают вещества, необходимые для дыхания, питания. -Что происходит с ними в дальнейшем в организме? -Какая в организме должна быть среда, чтобы происходили обменные процессы? -Молодцы! Вы сформулировали тему урока. Это – «Внутренняя среда организма. Значение крови и её состав». Запишите тему и дату урока. -Какие цели поставим перед собой сегодня на уроке? - Что же такое внутренняя сред организма? Это – совокупность жидкостей, принимающих участие в процессах обмена веществ и поддержания постоянства внутренней среды. Внутренняя среда организма Кровь Тканевая (межклеточная) Лимфа жидкость Заполните в рабочих листах схему в задании№2. Давайте рассмотрим как взаимосвязаны между собой компоненты внутренней среды. Кровь, протекая по тонким капиллярам, профильтровывается через стенки в межклеточное пространство под влиянием гидростатического давления, созданного работой сердца, образуя тканевую жидкость. Обтекая клетки тканей, тканевая жидкость теряет часть веществ, которые поступают внутрь клеток, обеспечивая их жизнедеятельность, и обогащается выделениями клеток. Собираясь в лимфатические сосуды, эта оттекающая от тканей жидкость образует лимфу. Протекая через лимфатические узлы, она также несколько изменяется. После этого лимфа вливается в кровяное русло, объединяясь с кровью, и круг циркуляции жидкости замыкается. Жидкости, составляющие внутреннюю среду, обладают постоянным составом – гомеостазом. Гомеостаз – поддержание постоянства внутренней среды организма. Достигается это постоянство благодаря нервной и эндокринной системами, которые «следят» за свойствами и составом внутренней среды и при их изменениях влияют на работу выделительной, пищеварительной, дыхательной и других систем организма таким образом, чтобы эти изменения были устранены. Подводим небольшой итог. Какие выводы можно сделать относительно внутренней среды организма? -В одной книге по физиологии образно сказано: «… каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно, но миллионы кораблей вновь выходят из гаваней в плавание». О какой составляющей внутренней среды идёт речь? Посмотрите видеофрагмент. Какие функции выполняет кровь в организме. ФИЗКУЛЬМИНУТКА Рассмотрим состав крови: плазма и форменные элементы Плазма (60 %) ⁄ \ Органические вещества Неорганические вещества (8 %) (92%) белки, жиры, углеводы вода (91%), соли
функции: - транспорт веществ; - свертывание крови -Ребята, предлагаю поработать самостоятельно с учебником, изучить форменные элементы крови и заполнить таблицу, размещённую на ваших рабочих листах. -Давайте проверим влияет ли форма и размеры эритроцитов на выполняемые функции. Для этого выполним небольшую лабораторную работу «Микроскопическое строение крови». Итак, целью нашей работы будет знакомство со строением эритроцитов человека и лягушки, их сравнение, ответы на вопросы: -Чья кровь больше переносит кислород? Почему? -Какое влияние оказывает алкоголь на клетки крови? Рефлексия. -Выполните задание №5 в рабочих листах. Д/З: п. 14. Напишите сочинение или сказку «Путешествие форменных элементов по организму человека». | Приветствуют учителя - Он относится к царству Животных. Ему характерны признаки живого организма. Из внешней среды (воздух, пища, вода) Например, пища переваривается, усваивается кровью и разносится к органам и тканям. Жидкая, т.к. в ней лучше происходят обменные процессы. Записывают тему и дату урока. Дать определение, что такое внутренняя среда, её состав и значение, более подробно рассмотреть её составляющую – кровь. Записывают определение в тетради Заполняют схему. -Внутренняя среда обеспечивает клетки веществами, необходимыми для их жизнедеятельности, и через неё удаляются продукты распада. -Внутренняя среда имеет относительное постоянство состава и физико-химических свойств. Только при этом условии клетки могут функционировать нормально. - О крови. Функции крови: транспортная, питательная, выделительная, терморегуляторная, защитная, гуморальная регуляция. Учащиеся самостоятельно изучают форменные элементы крови и делают выводы, которые записывают в таблицу. Выполняют лабораторную работу, результаты фиксируют в рабочем листе. Ученица рассказывает она основе презентации о опытах «Влияние алкоголя на изменение состава крови». Находят ошибки в тексте. |
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Дата______________
Тема урока______________________________________
1.Внутренняя среда организма –
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Внутренняя среда организма
______________ _____________
(_________________________) (______________________)
___________________
__________ (__________________________)
форменные элементы:
___________________________
____________________________
_____________________________
3.Заполните таблицу.
№ | Клетки крови | Количество | Особенности строения | Место образования | Функция |
Эритроциты | |||||
Лейкоциты | |||||
Тромбоциты |
4. Лабораторная работа «Микроскопическое строение крови человека и лягушки».
Изучите инструкцию
1.Подготовьте микроскоп к работе.
2. Рассмотрите препарат крови человека, обратите внимание на форму, относительную величину и количество эритроцитов в препарате, на отсутствие ядра в эритроците, зарисуйте 3-4 эритроцита.
3. При том же увеличении микроскопа рассмотрите препарат крови лягушки, обратите внимание на величину, форму и количество эритроцитов в препарате. Зарисуйте 3-4 эритроцита.
4.Сделайте вывод.
Кровь лягушки Кровь человека
Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Найдите ошибки в тексте:
1. Эритроциты.
Эритроциты - красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм3 их 10 млн. Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра. Это клетки шаровидной .формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин - соединение белка и меди .Эритроциты зарождаются в селезенке, а разрушаются в красном костном мозге.Основная функция эритроцитов - транспорт питательных веществ .Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом.
2. Лейкоциты.
Лейкоциты- белые кровяные клетки. Они мельче эритроцитов, имеют нитевидное (амебоидное) тело и хорошо выраженное ядро. В 1 мм3 крови их от 9 до 15 тыс. Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться. Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ питания называется пиноцитозом.
4. Разрушение кровяных телец под влиянием алкоголя.
Цель опыта: показать, что спирт разрушает кровяные тельца.
Оборудование: две пробирки, раствор 0,85% хлорида натрия с 3-4 каплями крови (можно взять из пальца человека), 20% раствор спирта в 0,85% растворе хлорида натрия.
Ход опыта: Раствор крови разделяют на две пробирки по 10 мл. В одну пробирку добавляют 10 мл солевого раствора, а в другую - столько же спиртового раствора. Взбалтывают содержимое и рассматривают на свет. Обращают внимание на прозрачность раствора в спирте. В первой пробирке эритроциты сохранились. Они придают раствору мутный, непрозрачный вид, во второй эритроциты разрушились, гемоглобин из них выходит в раствор и теряет способность транспортировать кислород (фото 4 и 5). Следует пояснить, что лейкоциты под влиянием спирта теряют способность к фагоцитозу и разрушаются.
Вывод. Спиртные напитки вызывают разрушение кровяных телец.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест Внутренняя среда организма. Кровь. 8 класс
Тест составлен в трех вариантах. Можно использовать для текущего контроля знаний....
План-конспект урока по биологии (11класс) на тему: «Приспособленность организмов – результат действия факторов эволюции».
Пояснительная записка. В курсе общей биологии базового уровня 11 класса в теме «Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение» по программе Захарова В....
План-конспект урока по биологии (11класс) на тему: «Приспособленность организмов – результат действия факторов эволюции».
Пояснительная записка. В курсе общей биологии базового уровня 11 класса в теме «Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение» по программе Захарова В....
Методическая разработка урока по биологии "Внутренняя среда организма. Кровь". 8 класс
Данный урок знакомит обучающихся с понятием "внутренняя среда организма, с составом внутренней среды, показывает ее роль в организме. Развивает знания о составе крови и ее функциях, о роли свертывании...
Методическая разработка урока по биологии по теме «ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА-ОСНОВА ЕГО ЦЕЛОСТНОСТИ. КРОВЬ»
Сформировать у учащихся важное общее понятие о внутренней среде организма и дать понятие о составе крови, её функциях, ознакомиться с важнейшим физиологическим понятием «внутренняя среда организма», с...
Конспект урока по биологии на тему:"Формы размножения организмов" (9кл)
Конспект урока отражает значение размножения,формы размножения,их сравнение и значение в эволюции.Позволяет проследить переходные формы и ередование форм у разных видов живых организмов.В ходе у...
План-конспект урока по биологии по теме «Внутренняя среда организма – кровь и остальные компоненты внутренней среды организма»
Познакомить учащихся 8 класса с процессами кроветворения и сворачиваемости крови...