календарно - тематическое планирование по биологии 5-11 класс к учебникам под редакцией Пасечника
календарно-тематическое планирование по биологии на тему

Мутурнюк Ирина Николаевна

Содержит пояснительную записку. учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, формы и средства контроля и перечень учебно -методических средств обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл b5-11.rar172.67 КБ

Предварительный просмотр:

                          Муниципальное общеобразовательное учреждение

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

____________Лебедева Г.В.

Протокол №     _____

от ______________20__г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора МОУ «Сергиевская СОШ »

________Курилова М.Д.

« ____» ____________20__г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Сергиевская СОШ »

_________  Солошина О.Н

Приказ № _____ от

« ____» ____________20__г.

 «Сергиевская средняя общеобразовательная школа»

Календарно – тематическое планирование  

по биологии

 10 класса

Учитель географии и биологии:    Мутурнюк Ирина Николаевна

2015 -  2016 учебный год

                                           


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии разработана на основе: 1)Государственного образовательного стандарта среднего общего образования по биологии; 2) примерной программы по биологии основного общего образования; 3) авторской программы В.В. Пасечника  (Программы  для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника: Биология. 5-11 классы / авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е изд., - М.: Дрофа, 2010. –  92 с.) в соответствии с  Федеральным компонентом государственного стандарта; 4) инструктивно –методического  письма  «О преподавании предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2015-2016 учебном году». 

В связи с тем, что рабочая программа по биологии на 2015-2016 учебный год в 10 классе разработана на 35 учебных недель, но так как промежуточная аттестация должна быть осуществлена в рамках учебного года, на организацию которой должна быть выделена 1 учебная неделя, мною были внесены следующие изменения в рабочую программу с целью выдачи материала за 34 недели:

В 10 классе:

  • предусмотренный резерв времени (5 часов в 10 классе сокращен на 1 час) используется на проведение обобщающих уроков (2 ч.), а также на изучение материала (2 ч.). При составлении тематического планирования было изменено количество часов, отводимых на изучение блоков. Так на первый блок «Биология как наука. Методы научного познания» в примерной программе отведено 4 ч. В связи с тем, что тема содержит материал описательного характера, требующий в основном воспроизведения, целесообразно использовать только 2 ч., а освободившиеся часы распределить в последующих блоках, содержание, которых более сложное. В результате распределения резервного времени, перераспределения времени, отведенного на блоки, в рабочей программе на блок «Биология как наука. Методы научного познания» определено 2 ч., на блок «Клетка» 11 ч вместо 10 ч, на блок «Организм» 21 ч вместо 19 ч. Рабочая программа рассчитана на 34 часов, по 1 часу в неделю.

Изучение курса биологии по данной программе будет реализовываться на основе учебника Каменского А.А. «Общая биология. 10-11 классы  – М.: Дрофа, 2006.-336 с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ).

Формы занятий, используемые при обучении биологии следующие: ролевые игры, тренинги, проектная деятельность, уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков; уроки совершенствования знаний; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки; лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, эвристическая беседа, тестирование.

Наряду с традиционными лекционными и практическими занятиями  инновационными формами обучения с помощью УММ становятся:

- лабораторные работы с использованием электронных средств обучения;

- исследование возможностей мультимедийных продуктов и ресурсов;

- проведение уроков в период педагогической практики с использованием электронных средств обучения;

- написание рефератов и докладов с использованием ИКТ;


Учебно-тематический план:

№п/п

Разделы

Количество  часов

По авторской программе

По рабочей программе

1

Биология как наука. Методы научного познания.

2

Клетка

10 ч.

 11ч.

3

Организм.

19ч.

21ч.

Итого

33+2 часа резерв

34

Календарно - тематическое планирование курса «Биология» 10 класс (35ч)

п\п

Название раздела и темы

Часы учебного времени

Тема урока

Дата проведения, план

Дата выполнения, факт

Подготовка к ЕГЭ

Примечание

Сетевой класс Белогорья

Биология как наука. Методы научного познания

2

1

1

   Краткая история развития биологии. Методы познания живой природы.

04.09

1.1

2

2

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи.

11.09

1.2

Клетка.

11

3

1

Развитие знаний о клетке. Клеточная теория.   Методы цитологии

18.09

2.1

4

2

Химический состав клетки: неорганические вещества, их роль в клетке и организме человека.

25.09

2.3

5

3

Химический состав клетки: органические вещества (углеводы, липиды).

02.10

2.3

6

4

Химический    состав    клетки:    органические   вещества   (белки-строение,    свойства, функции).

09.10

2.3

7

5

Химический состав клетки: нуклеиновые кислоты. ДНК.

16.10

2.3

8

6

Химический состав клетки: РНК, АТФ.

23.10

2.3

9

7

Строение клетки. Лабораторная   работа   №   1.   Наблюдение   клеток   растений   и   животных   под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

30.10

2.4

10

8

Основные части и органоиды клетки, их функции; эукариотические и прокариотические клетки.

Лабораторная работа 2. Сравнение строения клеток растений и животных. Лабораторная работа №  3.   Приготовление  и  описание  микропрепаратов   клеток растений.

13.11

2.4

11

9

Строение и функции хромосом.

20 .11

2.7

12

10

Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

27.11

3.1

13

11

Обобщающий урок по теме: «Клетка».

04.12

2.4

Организм.

21

14

1

Многообразие организмов. Организм - единое целое.

11.12

4.1

15

2

Обмен веществ и превращения энергии-свойство живых организмов.

18.12

2.5

16

3

Энергетический обмен в клетке.

25.12

2.5

17

4

Повторный инструктаж по ТБ. Особенности обмена веществ растений и бактерий. Фотосинтез, хемосинтез.

15.01

2.5

18

5

Пластический обмен. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

22.01

2.5

19

6

Размножение-   свойство   организмов.   Деление   клетки-   основа   роста,   развития   и размножения организмов. Митоз.

29.01

2.7

20

7

Мейоз. Развитие половых клеток.

05.02

2.7

21

8

Бесполое размножение.

12.02

2.7

22

9

Половое размножение.

19.02

2.7

23

10

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление растений и оплодотворение у животных.

26.02

2.7

24

11

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный период. Постэмбриональный период. Лабораторная работа №4.  Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

04.03

2.7

25

12

Обобщающий урок по теме: « Организм единое целое. Обмен веществ».

11.03

2.5

26

13

Генетика-наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Генетическая терминология и символика.

18.03

2.6

27

14

Моногибридное скрещивание. Лабораторная работа №5. Составление простейших схем скрещивания.

25.03

3.5

28

15

Дигибридное скрещивание.

08.04

3.5

29

16

Сцепленное с полом наследование. Наследование признаков у человека.

Значение генетики для медицины.

15.04

3.4

30

17

Современные представления о гене и геноме.

22.04

3.4

31

18

Практическая работа № 1. Решение элементарных генетических задач.

29.04

3.4

32

19

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Практическая работа №2.  Влияние  источников  мутагенов  в  окружающей  среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

06.05

3.4

33

20

Генетика - теоретическая основа селекции. Селекция.  

13.05

3.8

34

21

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Практическая работа №3. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

20.05

3.9

Формы и средства контроля

Виды контроля

1 полугодие

2 полугодие

Год

итого

практических работ

3

3

3

лабораторных работ

3

2

5

5

Экскурсий

-

-

-

-

Лабораторные работы

Практические работы

Лабораторная   работа   №   1.   Наблюдение   клеток   растений   и   животных   под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

Практическая работа №1

 «Решение генетических задач»

Лабораторная работа 2. Сравнение строения клеток растений и животных»

Практическая  работа №2

«Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможностей последствия их влияния на организм»

Лабораторная работа №  3.   Приготовление  и  описание  микропрепаратов   клеток растений.

Практическая работа №3 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»

 Лабораторная работа №4.  Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства

Лабораторная работа №5. Составление простейших схем скрещивания

Перечень учебно-методических средств обучения:

  1. Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Общая биология. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2006.
  2. АйлаФ., КайгерДж. Современная генетика. Т. 1—3. М.: Мир, 1987.
  3. Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.
  4. Воробьев Ф. И. Эволюционное учение: вчера, сегодня... М.: Просвещение, 1995.
  5. Иорданский Н. Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001.
  6. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. М.: Дрофа, 2008.
  7. Криксунов Е.А., Пасечник В. В. Экология. 10 (11) класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.
  8. КемпП., Арме К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.
  9. Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1995.
  10. Яблоков А. В., Юсуфов А. Г. Эволюционное учение (дарвинизм). 4-е изд. М.: Высшая школа, 1998.

Электронные издания:

  1. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
  2. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
  3. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
  5. Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».

Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

www.edios.ru

www.km.ru/educftion

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Объекты натуральные
  • гербарий «Растительные сообщества»,
  • гербарий «Основные отделы растений»,
  • гербарий к курсу основ общей биологии,
  • набор микропрепаратов по общей биологии,
  • таблица «Развитие растительного и растительного мира»,
  • таблица «Современная система органического мира»,
  1. Оборудование лабораторное
  1. Приборы
  • Лупа (7-10*)
  • Микроскоп учебный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков литературы для 8 класса по учебнику под редакцией Беленького

Данное планирование составлено для учащихся 8 класса со средним уровнем подготовки по предмету. Программа предусматривает творческие и игровые уроки, расширенное и углублённое изучение некоторых разде...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе к учебнику под редакцией В.Я. Коровиной. (68 часов)

Новое календарно-тематическое планирование на 2013-2014 учебный год к урокам литературы в 8 класса к учебнику под редакцией Коровиной В.Я. (68 часов)...

Календарно-тематическое планирование по литературе для 5 класса к учебнику под редакцией В. Я. Коровиной

Календарно-тематическое планирование по литературе для 5 класса к учебнику под редакцией В. Я. Коровиной содержит темы 68 уроков по всем разделам учебной программы....

Календарно-тематическое планирование по литературе для 5 класса к учебнику под редакцией В. Я. Коровиной

Календарно-тематическое планирование по литературе для 6 класса к учебнику под редакций В. Я. Короивной содержит темы 68 уроков по всем разделам, предусмотреным учебной программой....

Календарно-тематическое планирование по литературе для 7 класса к учебнику под редакцией В. Я. Короивной

Календарно-тематическое планирование по литературе для 7 класса к учебнику под редакцией В. Я. Коровиной содержит темы 70 уроков по всем разделам учебной программы....

календарно - тематическое планирование по биологии 5 - 7 класс по учебнику Пасечника

календарно - тематическое планирование по биологии 5 - 7 класс по учебнику Пасечника...