Рабочая программа по биологии для 5 класса
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Любимовская средняя общеобразовательная школа»
Большесолдатского района Курской области
Рассмотрена на заседании МО учителей естественно- математического цикла Протокол от «6» февраля 2015г. №_3_________ |
Согласована Заместитель директора по УВР _____________/О.И.Алтухова/ от «27» февраля 2015г. | Утверждаю Директор школы ____________/В.И. Алтухов/ Приказ от «3» марта 2015г. № 19/4 |
Рабочая программа
по биологии
для 5 класса
на 2015/2016 учебный год
Составила:
учитель биологии
Ильина Оксана Вениаминовна
с.Любимовка
2015
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 5 классе общеобразовательного учреждения МКОУ «Любимовская СОШ» Большесолдатского района Курской области.
Содержательный статус программы - базовая. Она определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану общеобразовательного учреждения МКОУ «Любимовская СОШ» Большесолдатского района Курской области.
Данная рабочая программа по биологии – 5 класс. «Биология. Бактерии, грибы, растения» построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального образования и авторской рабочей программой (составитель Г. М. Пальдяева, изд-во Дрофа, 2012 г. к УМК под. ред. профессора, доктора пед. наук В.В.Пасечника).
Представленная рабочая программа полностью соответствует авторской программе основного общего образования по биологии под ред. В.В.Пасечника. Срок реализации программы учебного предмета «Биология» 5 класс – один учебный год (35 часов, 1 час в неделю).
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, а также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы. Они определяются социальными требованиями и включают в себя:
- социализацию обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность носителя ее норм, ценностей, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Биологическое образование призвано обеспечить:
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание и воспитание любви к природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-целостному отношению к объектам живой природы.
Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса биологии согласно УМК под. ред. В.В. Пасечника осуществляется последовательно логике от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и межпредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как: умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить учебные эксперименты, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как: умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д. Данная деятельность связана с внеурочной деятельностью учащихся.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции, о человеке как биосоциальном существе. В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность. Решить данную задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и научных идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся и формирования их научного мировоззрения.
Примерная программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:
– многообразие и эволюция органического мира
– биологическая природа и социальная сущность человека
– уровневая организация живой природы
Содержание структурировано в виде трех разделов; «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».
Раздел «Живые организмы» включает в себя сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания и роли в экосистемах.
Рабочая программа по биологии для 5 класса включает в себя часть раздела «Живые организмы» и соответствует содержанию примерной программы (Примерные программы основного общего образования. Биология. Естествознание. Москва «Просвещение»2010).
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В.В.Пасечника. Учебное содержание курса биологии включает:
5 класс – «Бактерии, грибы, растения». 35 часов, 1 час в неделю.
6 класс – «Многообразие покрытосеменных растений». 35 часов. 1 час в неделю.
7 класс – «Животные». 68 часов. 2 часа в неделю.
8 класс – «Человек». 68 часов. 2 часа в неделю.
9 класс – «Введение в общую биологию». 68 часов. 2 часа в неделю.
Такое структурирование курсов биологии сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Оно предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих биологических понятий с 5 класса по 9 класс и сохраняет концентрическую систему предмета. Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать школьников приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету. Реализация программы подкрепляется проектной и исследовательской деятельностью учащихся, (летней практикой, кружковой работой и т.д. другой внеурочной деятельностью, если таковая имеется).
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Учебный предмет «Биология» является обязательной частью естественнонаучных предметов, заявленных как базовые в федеральной части БУПа и в учебном плане любого образовательного учреждения. Примерная программа по биологии для основного общего образования составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане с учетом 25% времени, отводимого на вариативную часть программы, содержание которой формируется авторами рабочих программ. Настоящая рабочая программа по биологии для 5 класса сохраняет содержательный минимум примерной программы, составлена на основе содержания авторской программы УМК «Вертикаль» под. ред. В.В. Пасечника. На освоение программы отводится 1 час в неделю, в год – 35 часов, из них – 3 часа резервного времени, которое в представленной рабочей программе отводится на повторение и обобщение учебного материала и подготовке летних заданий
В соответствии с БУПом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс естествознания (Окружающий мир), включающий интегрированные сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии и географии. По отношению к курсу биологии в 5 классе данный курс является пропедевтическим, в ходе освоения его содержания у учащихся формируются элементарные представления о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии, роли в природе и жизни человека.
Опираясь на эти представления, учитель биологии в 5 классе может приступить к изучению многообразия живой природы и методам биологической науки. В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получат общие представления о структуре биологических наук, ее истории и методах исследования. Познакомятся с царствами живой природы, средами жизни, нравственными нормами и принципами отношения людей к природе. Учащиеся получат сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, расширят знания об их условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Биология, курса «Бактерии, грибы, растения»
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы,
- овладение интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
- сформированность эстетического отношения к живым объектам и любви к природе.
К метапредметным результатам обучения относятся:
- овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений;
- освоение приемов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- формирование приемов работы с разными источниками информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих:
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами обучения являются:
- В ценностно-ориентационной сфере – формирование представлений о биологии как одной из важнейших наук, как важнейшем элементе культурного опыта человечества.
- В познавательной сфере:
- расширение и систематизация знаний о многообразии объектов живой природы, формирование представлений о связях между живыми организмами, выделение существенных признаков живых организмов к процессов;
- определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе, сравнение биологических объектов и процессов;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе, роли оргошпмон в жизни человека;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов растений, съедобных и ядовитых грибов;
- формирование элементарных исследовательских умений, применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной среде, при оказании простейших видов первой медицинской помощи.
- В ценностно-ориентационной сфере – знание основных правил поведения в природе, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
- В сфере трудовой деятельности – знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы), формирование навыков ухода за комнатными и культурными растениями.
- В сфере физической деятельности – освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при простудных заболеваниях.
- В эстетической сфере – овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Основное содержание учебного курса. Биология. Бактерии.
Грибы. Растения
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела (темы) | Количество часов |
Введение | 6 | |
1 | Клеточное строение организмов | 9 |
2 | Царство Бактерии | 2 |
3 | Царство Грибы | 5 |
4 | Царство Растения | 10 |
Резерв | 3 |
Введение (6 часов)
Биология – наука о живой природе. Методы исследования биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природы.
Практические работы: Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии: Многообразие живых организмов, осенние явления в природе.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- о многообразии живой природы;
- царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
- основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
- признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
- экологические факторы;
- основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
- правила работы с микроскопом;
- правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
Учащиеся должны уметь:
- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
- отличать живые организмы от неживых;
- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
- характеризовать среды обитания организмов;
- характеризовать экологические факторы;
- проводить фенологические наблюдения;
- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- составлять план текста;
- владеть таким видом изложения текста, как повествование;
- под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
- получать биологическую информацию из различных источников;
- определять отношения объекта с другими объектами;
- определять существенные признаки объекта.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
- сформировать ответственное отношение к учению;
- сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (9 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации: микропрепаратов растительных тканей.
Лабораторные и практические работы:
- Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с прибором;
- Изучение клеток растений с помощью лупы;
- Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом;
- Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника;
- Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движение цитоплазмы в клетках листа элодеи;
- Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- строение клетки;
- химический состав клетки;
- основные процессы жизнедеятельности клетки;
- характерные признаки различных растительных тканей.
Учащиеся должны уметь:
- определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
- работать с лупой и микроскопом;
- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
- распознавать различные виды тканей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- анализировать объекты под микроскопом;
- сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
- оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
- работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
- сформировать ответственное отношение к учению;
- сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы.
- владеть умением строить рассуждения, сравнивать, делать выводы.
Раздел 2. Царство Бактерии (2 часа)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;
- разнообразие и распространение бактерий;
- роль бактерий в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметъ:
- давать общую характеристику бактериям;
- отличать бактерии от других живых организмов;
- объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
- составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
- сформировать ответственное отношение к учению;
- сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы.
- владеть умением строить рассуждения, сравнивать, делать выводы.
Раздел 3. Царство Грибы (5 часов)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация. Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (плодовые тела трутовиков, ржавчины, головни, спорыньи).
Лабораторные и практические работы:
- Строение плодовых тел шляпочных грибов;
- Строение плесневого гриба мукора. Строение клеток дрожжей.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
- разнообразие и распространение бактерий и грибов;
- роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
- давать общую характеристику бактериям и грибам;
- отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
- отличать съедобные грибы от ядовитых;
- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
- составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
- выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
- уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
- сформировать ответственное отношение к учению;
- сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы.
- владеть умением строить рассуждения, сравнивать, делать выводы.
Раздел 4. Царство Растения (10 часов)
Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений: водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые растения. Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природ! и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания мхов. Строение мхов и и) значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни челочека, и: охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация. Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы:
- Строение зеленых водорослей;
- Строение мха (на примере местных видов);
- Строение спороносящего папоротника;
- Строение хвои и шишек хвойных растений (на примере местных видов).
Экскурсии: Изучение охраняемых растений Курской области. Центрально-Черноземный заповедник им. В.В. Алехина.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- основные методы изучения растений;
- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
- особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
- роль растений в биосфере и жизни человека;
- происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Учащиеся должны уметь:
- давать общую характеристику растительного царства;
- объяснять роль растений биосфере;
- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
- объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны:
- выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
- сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
- оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
- знать правила поведения в природе;
- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
- уметь реализовывать теоретические познания на практике;
- понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
- испытывать любовь к природе;
- признавать право каждого на собственное мнение;
- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
- уметь отстаивать свою точку зрения;
- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
- уметь слушать и слышать другое мнение.
Резервное время -3 часа.
Тематическое планирование
№ п/п | План. дата | Факт. дата | Тема урока | Содержание | Основные виды учебной деятельности | Домашнее задание | |||||||
Практические работы | Лабораторная работа | ||||||||||||
ВВЕДЕНИЕ (6 ч) | |||||||||||||
1 | Биология – наука о живой природе | Биология как наука. Значение биологии | Определяют понятия: «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. оценивают роль биологической науки в жизни общества | § 1 | |||||||||
2 | Методы исследования в биологии | Методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, её получение, анализ и представление результатов. Техника безопасности в кабинете биологии. Демонстрация – приборы и оборудование кабинета биологии | Определение понятий: «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии. | § 2 | |||||||||
3 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого | Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение | Определяют понятия: царств Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. | § 3 | |||||||||
4 | Среды обитания живых организмов | Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания | Определяют понятия: «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу. | § 4 | |||||||||
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы | Анализируют и сравнивают экологические факторы. Обрабатывают навыки работы с текстом учебника. | § 5 | |||||||||
6 | Обобщающий урок | Экскурсия «Осенние явления в жизни растений и животных. Практическая работа: «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе | Готовятся к экскурсии. Заводят дневник наблюдений. Готовят отчеты по результатам практической работы. | ||||||||||
Раздел 1. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (9 ч) | |||||||||||||
7 | Устройство увеличительных приборов | Увеличительные приборы (лупа, световой микроскоп). Правила работы с микроскопом | Лаб. работа № 1: «Рассмотрение строения растения с помощью лупы» | Определяют понятия: «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом. | § 6 | ||||||||
8 | Строение клетки | Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли | Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки | § 7, стр. 34-37 | |||||||||
9 | Приготовление микропрепарата кожицы лука | Лаб. работа № 2: «Строение клеток кожицы чешуи лука» | Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их | Повторить § 7 | |||||||||
10 | Пластиды | Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты | Лаб. работа № 3: «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника | Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки | § 7, стр. 37-40 | ||||||||
11 | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений. | Лаб. работа № 4: «Изучение химического состава клетки» | Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием | § 8 | ||||||||
12 | Жизнедеятель-ность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание) | Жизнедеятельность клетки: питание и дыхание | Лаб. работа № 5: «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом | § 9, стр. 42-44 | ||||||||
13 | Жизнедеятель-ность клетки: рост, развитие Деление клетки | Рост и развитие клеток. Демонстрация: схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений Генетический аппарат, ядро, хромосомы. Демонстрация: схемы и видеоматериалы о делении клетки | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности и объясняют их результаты | Повторить § 9, стр. 42-46 | |||||||||
14 | Растительные ткани | Ткань. Демонстрация: микропрепараты различных растительных тканей | Лаб. работа № 6: «Изучение растительных тканей» | Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микропрепаратом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах | § 10 | ||||||||
15 | Обобщающий урок | Систематизация и обобщение понятий раздела. контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическим материалом. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом | ||||||||||
Раздел 2. ЦАРСТВО БАКТЕРИИ (2 ч) | |||||||||||||
16 | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятель-ность | Бактерии: особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий и их распространение | Выделяют существенные признаки бактерий | § 11 | |||||||||
17 | Роль бактерий в природе и жизни человека | Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека | Определяют понятия: «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека. | § 12 | |||||||||
Раздел 3. ЦАРСТВО ГРИБЫ (5 ч) | |||||||||||||
18 | Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека | Грибы: особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов в природе и жизни человека | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе | § 13 | |||||||||
19 | Шляпочные грибы | Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | § 14 | |||||||||
20 | Плесневые грибы и дрожжи | Лаб. работа № 7: «Особенности строения мукора и дрожжей» | Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением | § 15 | |||||||||
21 | Грибы-паразиты | Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека. Демонстрация: муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.) | Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека | § 16 | |||||||||
22 | Обобщающий урок | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую медицинскую помощь при отравлении ядовитыми грибами | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицу. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы | ||||||||||
Раздел 4. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (10 ч) | |||||||||||||
23 | Ботаника – наука о растениях | Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Демонстрация: гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы | Определяют понятия: «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространённые растения, опасные для человека растения. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием | § 17 | |||||||||
24 | Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания | Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зелёных, бурых и красных водорослей | Лаб. работа № 8: «Строение зелёных водорослей» | Выделяют существенные признаки водорослей. Работают стаблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом | § 18, стр. 93-99 | ||||||||
25 | Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей | Роль зелёных, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей | Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей | § 18, стр. 99-102 | |||||||||
26 | Лишайники | Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека | Определяют понятия: «лишайники», «накипные», «листоватые» и «кустистые» лишайники | § 19 | |||||||||
27 | Мхи | Высшие споровые растения. Отличительные особенности мхов, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека | Лаб. работа № 9: «Строение мха (на местных видах)» | Выделяют признаки высших споровых растений. Сравнивают представителей на гербарных образцах и таблицах. Объясняют роль мхов в природе и жизни человека | § 20 | ||||||||
28 | Папоротники, хвощи, плауны | Высшие споровые растения. Папоротники, хвощи, плауны и их отличительные особенности, Многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана | Лаб.работа № 10: «Строение спороносящего папоротника» | Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают представителей на гербарных образцах и таблицах. Объясняют роль папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека | § 21 | ||||||||
29 | Голосеменные растения | Голосеменные растения: особенности строения, многообразие, распространение, роль в природе использование человеком, охрана. | Лаб.работа № 11: «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)» | Выделяют признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных растений в природе и в жизни человека | § 22 | ||||||||
30 | Покрытосеменные растения | Покрытосеменные растения: особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека | Лаб. работа № 12: «Строение цветкового растения» | Выделяют признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей с использованием гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных растений в природе и жизни человека | § 23 | ||||||||
31 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира | Определяют понятия: «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты» характеризуют основные этапы развития растительного мира | § 24 | |||||||||
32 | Обобщающий урок | Систематизация и обобщение понятий раздела | Сравнивают представителей разных групп растений. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках. Оценивают роль растений в природе и жизни человека | ||||||||||
РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ (3 ч) | |||||||||||||
33 | |||||||||||||
34 | |||||||||||||
35 |
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
В результате обучения биологии в 5 классе ученик научится:
- составлять план текста; владеть таким видом изложения текста как повествование;
- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
- составлять сообщения на основе обобщения материала учебника дополнительной литературы;
- выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
- оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради, работать с текстом и иллюстрациями учебника;
- под руководством учителя проводить наблюдения; оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
- получать биологическую информацию из разных источников;
- определять отношения объекта с другими объектами, определять существенные признаки объекта;
- анализировать состояние объектов под микроскопом, сравнивать объекты (под микроскопом) с их изображением на рисунках и определять их;
- сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее содержание, работать с полученной информацией;
- оценивать с эстетической точки зрения представителей живого мира.
- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «Экологические факторы»; отличать живые организмы от неживых; пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
- характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы; проводить фенологические наблюдения; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;
- определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко» «вакуоли», «пластиды»;
- работать с лупой и микроскопом, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, распознавать основные виды тканей;
- давать общую характеристику царствам Бактерии и Грибы;
- отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
- находить отличия съедобных грибов и ядовитых;
- объяснять роль бактерий и грибов и растений в природе и жизни человека.
- давать общую характеристику растительного царства;
- давать характеристику основных группам растений;
- объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Ученик получит возможность учиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами;
- выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами;
- выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правша отношения к живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур.
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов будут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических). В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:
- стартовой диагностики
- текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
- промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
- текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
- защиты итогового индивидуального проекта.
Система оценки предметных результатов освоения программы с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений будут зафиксированы и проанализированы данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:
- первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
- выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
- выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.
При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
- стартовой диагностики;
- тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;
- творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.
Учебно-методическое обеспечение для реализации программы
- Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник. М.: Дрофа, любое издание после 2012 года.
- Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая тетрадь. М.: Дрофа, любое издание после 2012 года.
- Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: методическое пособие. М.: Дрофа, любое издание после 2012 года.
- Биология. Рабочие программы. 5-9 классы. М.: Дрофа, любое издание.
Нормативные документы
- Концепция ФГОС ООО, под ред. А.М. Кондакова, А.А.Кузнецова. М: Просвещение, 2008.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования, под ред. В.В.Козлова А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009.
- Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Примерная основная образовательная программа ОУ, сост. Е.С.Савинов.
- Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования».
Литература для учителя
- Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник. М.: Дрофа, любое издание после 2012.
- Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая тетрадь. М.: Дрофа, любое издание после 2012.
- Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: методическое пособие. М.: Дрофа, любое издание после 2012.
- Биология. Рабочие программы. 5-9 классы. М.: Дрофа, любое издание.
- Журин А. А., Иванова Т. В. Рыжаков М.В. Учебные планы школ России / под ред. М. В. Рыжакова. М., Дрофа, 2012.
- Гуленкова М.А. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по ботанике. М.: Творческий центр, 2000.
- Биология. Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена в 2004 г. М.: Центр тестирования Минобразования России, 2005.
- Деркачева Н.И., Соловьев А.Г. Биология. ЕГЭ. Методическое пособие для подготовки. М.: Изд-во «Экзамен», 2007.
- ЕГЭ 2011 - 2012: Биология: реальные варианты / авт.-сост. Е.А. Никишова, С.П. Шаталова. М.: АСТ: Астрель, 2007.
- Сборник тестов с разноуровневыми заданиями по разделу биологии «Растения». Тамбов: ТОИПКРО, 1996.
- Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике: для учащихся 5-6 классов. М.: Просвещение, 1985.
- П.Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. «Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные». 6-7 класс: Вопросы. Задания. Задачи. М.: Дрофа, 2010;
- Муртазин Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 1991.
- Парфилова Л. Д. Контрольные и проверочные работы по биологии (к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс) М., Экзамен, 2010.
- Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. М., Просвещение. 1999.
- Интернет-ресурсы.
Литература для обучающихся
- Журнал «Биология для школьников».
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3-х томах: Пер. с англ./ Под ред. Р. Сопера. 2-е изд. Стереотип. М.; Мир, 1996.
- Чебышев Н.В. и др. Биология: Пособие для поступающих в ВУЗы. Том 1, 2. М.: ООО "Издательство Новая Волна", 1998. 413 с.
- Энциклопедия для детей Аванта + Биология. Том 3. М.: Аванта +, 1997.
- Ярыгин В.Н. Биология. М.: Издательство "Медицина", 1987. 446 с.
Электронные издания:
- Открытая Биология 2.6. Издательство «Новый диск», 2005.
- 1С: Репетитор. Биология. ЗАО «1С», 1998-2002 гг. Авторы: к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова.
- Открытая Биология 2.5. ООО «Физикон», 2003. Автор: Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. «Кирилл и Мефодий», 1999-2003 гг. Авторы: академик РНАИ В.Б, Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
- Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену. В.М. Авторы: Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиа.
- СD «Биология. Живой организм: Электронное приложение. 5 класс».
- СD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». М.: Просвещение, 2001.
- Интернет-ресурсы.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
В школе есть кабинет биологии, оснащенный с учетом современных требований к его оформлению и роли в учебном процессе. Кабинет биологии включает оборудование, рабочие места для учащихся и учителя, технические и мультимедийные средства обучения, компьютер, устройства для хранения учебного оборудования.
Оборудование кабинета классифицировано по частоте его использования, разделам курса, видам пособий. Учебное оборудование по биологии включает: натуральные объекты (живые и препарированные растения и животные, их части, органы, влажные препараты, микропрепараты, коллекции, гербарии); приборы и лабораторное оборудование (оптические приборы по физиологии, посуда и принадлежности); средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы, дидактический материал) муляжи и модели (объемные, рельефные, модели-аппликации); экранно-звуковые средства обучения (кино- и видеофильмы транспаранты), в том числе пособия на новых информационных носителях (компакт-диски, компьютерные программы, электронные пособия и пр.).
Специфика курса биологии требует использования оборудования для ознакомления учащихся с живой природой, методами биологической науки. Поэтому лабораторный инструментарий оборудование для проведения наблюдений и постановки опытов, соответствующие инструкции присутствуют в кабинете биологии.
Натуральные объекты – специфический для процесса обучения биологии вид оборудования служащий объектом наблюдений при постановке и демонстрации опытов, проведении лабораторных работ. В зависимости от целей и содержания учебного материала учебное оборудование должно обеспечивать деятельность учащихся как репродуктивного, так и поисково-исследовательского и исследовательского характера, способствовать более эффективному усвоению знаний, формированию исследовательских умений и развитию интереса к биологии.
В кабинете биологии содержатся живые объекты, которые можно использовать в качестве демонстрационного и раздаточного материала, необходимого для проведения наблюдений и постановки простейших опытов.
Живые объекты должны быть неприхотливыми в содержании и уходе, условия содержания – отвечать требованиям техники безопасности и санитарно-гигиеническим нормам. При подборе комнатных растений исходим из возможности их использования на уроках и во внеклассной работе, а также в оформлении интерьера. В кабинете создан каталог комнатных растений, проведена их паспортизация. Из животных рекомендуется содержать простейших, гидр, дождевых червей, моллюсков (прудовики, слизни), мелких ракообразных (дафнии, циклопы), мушек-дрозофил. Желательно наглядные пособия, в том числе живые объекты, использовать не только для иллюстрации учебного материала, но и для доказательства правильности научных рассуждений.
Демонстрационные таблицы на печатной основе – наиболее распространённое и доступное учебное оборудование. Они не требуют для использования сложных приспособлений, несут адаптированную для учащихся научную информацию.
Основная дидактическая функция учебных биологических моделей – демонстрация структуры, существенных свойств, связей и взаимоотношений биологических систем. Учебное моделирование – один из методов познания. В курсе биологии моделирование процессов и явлений позволяет постичь сущность, структуру изучаемого, выделить главное.
Дидактическое назначение экранно-звуковых средств по биологии – формирование специальных биологических понятий. С помощью экранных средств можно показать современные методы научного исследования, достижения науки, демонстрировать биологические процессы и явления, которые нельзя наблюдать непосредственно. Наряду с использованием учебных кинофильмов в процессе обучения биологии целесообразно использовать видеомагнитофон и ОУО, для которых созданы фильмы на основе лучших учебных фильмов прошлых лет. Использование видеофрагментов, анимаций, динамических моделей позволяет сделать учебный процесс более разнообразным, добиться лучшего усвоения учебного материала, привить интерес к биологии.
По различным темам курса биологии следует использовать транспаранты. По своим дидактическим функциям транспаранты (правильнее: таблицы-фолии) аналогичны таблицам на печатной основе эпизодического использования.
Важными средствами обучения биологии в последнее время становятся разнообразные электронные пособия, компьютерные обучающие и контролирующие программы.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии для 5 класса:
- Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник. М.: Дрофа, любое издание после 2012 года.
- Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая тетрадь. М.: Дрофа, любое издание после 2012 года.
- Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: методическое пособие. М.: Дрофа, любое издание после 2012 года.
- Биология. Рабочие программы. 5-9 классы. М.: Дрофа, любое издание.
- Журин А. А., Иванова Т. В., Рыжаков М.В. Учебные планы школ России / под ред. М. В. Рыжакова. М., Дрофа, 2012.
Тематика проектной деятельности учащихся:
- Бактерии – наши друзья или враги?
- Энциклопедия грибов.
- О чем могут рассказать лишайники?
- Растения эпохи динозавров.
- Каталог лекарственных растений Курской области.
- Самая красивая клумба.
- Виртуальный поход в лес.
- Редкие и исчезающие растения Курской области.
- Наблюдение за ростом и развитием растения на примере фасоли.
- Влияние экологических факторов на рост растений на примере лука посевного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....