Рабочая программа по биологии для 5 класса
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме

Ильина Оксана Вениаминовна

 Программа разработана к учебнику В. В. Пасечника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5biologiya.doc272.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Любимовская средняя общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области

 

Рассмотрена

на заседании МО

учителей естественно- математического цикла

Протокол от «6» февраля  2015г.

№_3_________                                                  

 

Согласована

Заместитель директора по УВР    

_____________/О.И.Алтухова/

 от  «27» февраля 2015г.

 Утверждаю

Директор школы

____________/В.И. Алтухов/

Приказ от  «3» марта 2015г.

№  19/4

           

Рабочая программа

по биологии

для  5 класса

на 2015/2016 учебный год

                                                                                             

                                                                                                     Составила:                                                                                                                                                                                                  

                                                                                                     учитель биологии

                                                                                                     Ильина Оксана Вениаминовна                                                                                                                                                                                                      

с.Любимовка

 2015

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 5 классе общеобразовательного учреждения МКОУ «Любимовская СОШ» Большесолдатского района Курской области.

Содержательный статус программы - базовая. Она определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану общеобразовательного учреждения МКОУ «Любимовская СОШ» Большесолдатского района Курской области.

Данная рабочая программа по биологии – 5 класс. «Биология. Бактерии, грибы, растения» построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального образования и авторской рабочей программой (составитель Г. М. Пальдяева, изд-во Дрофа, 2012 г. к УМК под. ред. профессора, доктора пед. наук В.В.Пасечника).

Представленная рабочая программа полностью соответствует авторской программе основного общего образования по биологии под ред. В.В.Пасечника. Срок реализации программы учебного предмета «Биология» 5 класс – один учебный год (35 часов, 1 час в неделю).

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, а также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы. Они определяются социальными требованиями и включают в себя:

  • социализацию   обучаемых   как   вхождение   в   мир   культуры   и   социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность носителя  ее  норм,  ценностей,  осваиваемых  в  процессе  знакомства  с   миром  живой природы;
  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни  во  всех  проявлениях,  здоровья  своего и других людей;  экологическое сознание и воспитание любви к природе;
  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-целостному отношению к объектам живой природы.

Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса биологии согласно УМК под. ред. В.В. Пасечника осуществляется последовательно логике от общего к частному с учетом реализации  внутрипредметных и межпредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как: умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить учебные эксперименты, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как: умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д. Данная деятельность связана с внеурочной деятельностью учащихся.

Общая характеристика учебного предмета, курса

Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции, о человеке как биосоциальном существе. В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность. Решить данную задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и научных идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся и формирования их научного мировоззрения.

Примерная программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:

– многообразие и эволюция органического мира

– биологическая природа и социальная сущность человека

– уровневая организация живой природы

Содержание структурировано в виде трех разделов; «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».

Раздел «Живые организмы» включает в себя сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания и роли в экосистемах.

Рабочая  программа по биологии для 5 класса включает в себя часть раздела «Живые организмы» и соответствует содержанию примерной программы (Примерные программы основного общего образования. Биология. Естествознание. Москва «Просвещение»2010).

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В.В.Пасечника. Учебное содержание курса биологии включает:        

5 класс – «Бактерии, грибы, растения». 35 часов, 1 час в неделю.

6 класс – «Многообразие покрытосеменных растений». 35 часов. 1 час в неделю.

7 класс – «Животные». 68 часов. 2 часа в неделю.

8 класс – «Человек». 68 часов. 2 часа в неделю.

9 класс – «Введение в общую биологию». 68 часов. 2 часа в неделю.

Такое структурирование курсов биологии сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Оно предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих биологических понятий с 5 класса по 9 класс и сохраняет концентрическую систему предмета. Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать школьников приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету. Реализация программы подкрепляется проектной и исследовательской деятельностью учащихся, (летней практикой, кружковой работой и т.д. другой внеурочной деятельностью, если таковая имеется).

Место учебного предмета, курса в учебном плане

Учебный предмет «Биология» является обязательной частью естественнонаучных предметов, заявленных как базовые в федеральной части БУПа и в учебном плане любого образовательного учреждения. Примерная программа по биологии для основного общего образования составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане с учетом 25% времени, отводимого на вариативную часть программы, содержание которой формируется авторами рабочих программ. Настоящая рабочая программа по биологии для 5 класса сохраняет содержательный минимум примерной программы, составлена на основе содержания авторской программы УМК «Вертикаль» под. ред. В.В. Пасечника. На освоение программы отводится 1 час в неделю, в год – 35 часов, из них  – 3 часа резервного времени, которое в представленной рабочей программе отводится на повторение и обобщение учебного материала и подготовке летних заданий

В соответствии с БУПом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс естествознания (Окружающий мир), включающий интегрированные сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии и географии. По отношению к курсу биологии в 5 классе данный курс является пропедевтическим, в ходе освоения его содержания у учащихся формируются элементарные представления о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии, роли в природе и жизни человека.

Опираясь на эти представления, учитель биологии в 5 классе может приступить к изучению многообразия живой природы и методам биологической науки. В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получат общие представления о структуре биологических наук, ее истории и методах исследования. Познакомятся с царствами живой природы, средами жизни, нравственными нормами и принципами отношения людей к природе. Учащиеся получат сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, расширят знания об их условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Биология, курса «Бактерии, грибы, растения»

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы,
  • овладение интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
  • сформированность эстетического отношения к живым объектам и любви к природе.

К метапредметным результатам обучения относятся:

  • овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений;
  • освоение приемов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
  • формирование приемов работы с разными источниками информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих:
  • развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметными результатами обучения являются:

  • В ценностно-ориентационной сфере – формирование представлений о биологии как одной из важнейших наук, как важнейшем элементе культурного опыта человечества.
  • В познавательной сфере:
  • расширение и систематизация знаний о многообразии объектов живой природы, формирование представлений о связях между живыми организмами, выделение существенных признаков живых организмов к процессов;
  • определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе, сравнение биологических объектов и процессов;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе, роли оргошпмон в жизни человека;
  • различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов растений, съедобных и ядовитых грибов;
  • формирование элементарных исследовательских умений, применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной среде, при оказании простейших видов первой медицинской помощи.
  • В ценностно-ориентационной сфере – знание основных правил поведения в природе, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
  • В сфере трудовой деятельности – знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы), формирование навыков ухода за комнатными и культурными растениями.
  • В сфере физической деятельности – освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при простудных заболеваниях.
  • В эстетической сфере – овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Основное содержание учебного курса. Биология. Бактерии.

 Грибы. Растения

Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела (темы)

Количество часов

Введение

6

1

Клеточное строение организмов

9

2

Царство Бактерии

2

3

Царство Грибы

5

4

Царство Растения

10

Резерв

3

 Введение (6 часов)

Биология – наука о живой природе. Методы исследования биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природы.

Практические работы: Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии: Многообразие живых организмов, осенние явления в природе.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • о многообразии живой природы;
  • царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
  • основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
  • признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
  • экологические факторы;
  • основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
  • правила работы с микроскопом;
  • правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

  • определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
  • отличать  живые организмы от неживых;
  • пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
  • характеризовать среды обитания организмов;
  • характеризовать экологические факторы;
  • проводить фенологические наблюдения;
  • соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • составлять план текста;
  • владеть таким видом изложения текста, как повествование;
  • под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
  • под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
  • получать биологическую информацию из различных источников;
  • определять отношения объекта с другими объектами;
  • определять существенные признаки объекта.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

  • сформировать ответственное отношение к учению;
  • сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (9 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации: микропрепаратов растительных тканей.

Лабораторные и практические работы:

  1. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с прибором;
  2. Изучение клеток растений с помощью лупы;
  3. Приготовление    препарата   кожицы   чешуи    лука,    рассматривание   его    под микроскопом;
  4. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника;
  5. Приготовление    препарата   и   рассматривание    под   микроскопом   движение цитоплазмы в клетках листа элодеи;
  6. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • строение клетки;
  • химический состав клетки;
  • основные процессы жизнедеятельности клетки;
  • характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

  • определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
  • работать с лупой и микроскопом;
  • готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
  • распознавать различные виды тканей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать объекты под микроскопом;
  • сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
  • оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
  • работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

  • сформировать ответственное отношение к учению;
  • сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы.
  • владеть умением строить рассуждения, сравнивать, делать выводы.

Раздел 2. Царство Бактерии (2 часа)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. 

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;
  • разнообразие и распространение бактерий;
  • роль бактерий в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметъ:

  • давать общую характеристику бактериям;
  • отличать бактерии от других живых организмов;
  • объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
  • составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

  • сформировать ответственное отношение к учению;
  • сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы.
  • владеть умением строить рассуждения, сравнивать, делать выводы.

Раздел 3. Царство Грибы (5 часов)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация. Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (плодовые тела трутовиков, ржавчины, головни, спорыньи).

Лабораторные и практические работы:

  1. Строение плодовых тел шляпочных грибов;
  2. Строение плесневого гриба мукора. Строение клеток дрожжей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
  • разнообразие и распространение бактерий и грибов;
  • роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

  • давать общую характеристику бактериям и грибам;
  • отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
  • отличать съедобные грибы от ядовитых;
  • объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
  • составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
  • выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
  • уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

  • сформировать ответственное отношение к учению;
  • сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы.
  • владеть умением строить рассуждения, сравнивать, делать выводы.

Раздел 4. Царство Растения (10 часов)

Растения.   Ботаника – наука  о   растениях.   Методы  изучения  растений.   Общая характеристика растительного  царства.  Многообразие  растений,  их  связь  со  средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений: водоросли, мхи,  хвощи,   плауны,   папоротники,   голосеменные,   цветковые   растения.   Водоросли. Многообразие  водорослей.  Среда обитания  водорослей.  Строение  одноклеточных  и многоклеточных водорослей.  Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природ! и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания мхов. Строение мхов и и) значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни челочека, и: охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений.  Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация. Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений. 

Лабораторные и практические работы:

  1. Строение зеленых водорослей;
  2. Строение мха (на примере местных видов);
  3. Строение спороносящего папоротника;
  4. Строение хвои и шишек хвойных растений (на примере местных видов).

Экскурсии:   Изучение   охраняемых   растений   Курской   области.   Центрально-Черноземный заповедник им. В.В. Алехина.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • основные методы изучения растений;
  • основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
  • особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
  • роль растений в биосфере и жизни человека;
  • происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Учащиеся должны уметь:
  • давать общую характеристику растительного царства;
  • объяснять роль растений биосфере;
  • давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
  • объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны:

  • выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
  • сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
  • оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
  • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

  • знать правила поведения в природе;
  • понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
  • уметь реализовывать теоретические познания на практике;
  • понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
  • испытывать любовь к природе;
  • признавать право каждого на собственное мнение;
  • проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
  • уметь отстаивать свою точку зрения;
  • критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
  • уметь слушать и слышать другое мнение.

Резервное время -3 часа.


Тематическое планирование

п/п

План.

дата

Факт.

 дата

Тема урока

Содержание  

Основные виды учебной  

деятельности

Домашнее задание

Практические работы

Лабораторная работа

ВВЕДЕНИЕ (6 ч)

1

Биология – наука о живой природе

Биология как наука. Значение биологии

 Определяют понятия: «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. оценивают роль биологической науки в жизни общества

§ 1

2

Методы исследования в биологии

Методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, её получение, анализ и представление результатов. Техника безопасности в кабинете биологии.

Демонстрация – приборы и оборудование кабинета биологии

Определение понятий: «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии.

§ 2

3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого

Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение

Определяют понятия: царств Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение.

§ 3

4

Среды обитания живых организмов

Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания

Определяют понятия: «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу.

§ 4

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Обрабатывают навыки работы с текстом учебника.

§ 5

6

Обобщающий урок

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений и животных.  

Практическая работа: «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе

Готовятся к экскурсии. Заводят дневник наблюдений. Готовят отчеты по результатам практической работы.

Раздел 1. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (9 ч)

7

Устройство увеличительных приборов

Увеличительные приборы (лупа, световой микроскоп). Правила работы с микроскопом

Лаб. работа № 1: «Рассмотрение строения растения с помощью лупы»

Определяют понятия: «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом.

§ 6

8

Строение клетки

Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

§ 7, стр. 34-37

9

Приготовление микропрепарата кожицы лука

Лаб. работа № 2: «Строение клеток кожицы чешуи лука»

Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их

Повторить § 7

10

Пластиды

Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты

Лаб. работа № 3: «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

§ 7, стр. 37-40

11

Химический состав  клетки: неорганические и органические вещества

Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений.

Лаб. работа № 4: «Изучение химического состава клетки»

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием

§ 8

12

Жизнедеятель-ность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)

Жизнедеятельность клетки: питание и дыхание

Лаб. работа № 5: «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом

§ 9, стр. 42-44

13

Жизнедеятель-ность клетки: рост, развитие Деление клетки

Рост и развитие клеток.

Демонстрация: схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений

Генетический аппарат, ядро, хромосомы.

Демонстрация: схемы и видеоматериалы о делении клетки

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности и объясняют их результаты

Повторить § 9, стр. 42-46

14

Растительные ткани

Ткань.

Демонстрация: микропрепараты различных растительных тканей

Лаб. работа № 6: «Изучение растительных тканей»

Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микропрепаратом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах

§ 10

15

Обобщающий урок

Систематизация и обобщение понятий раздела. контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическим материалом. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом

Раздел 2. ЦАРСТВО БАКТЕРИИ (2 ч)

16

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятель-ность

Бактерии: особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий и их распространение

Выделяют существенные признаки бактерий

§ 11

17

Роль бактерий в природе и жизни человека

Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека

Определяют  понятия: «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека.

§ 12

Раздел 3. ЦАРСТВО ГРИБЫ (5 ч)

18

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека

Грибы: особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов в природе и жизни человека

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе

§ 13

19

Шляпочные грибы

Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при  отравлении ядовитыми грибами

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

§ 14

20

Плесневые грибы и дрожжи

Лаб. работа № 7: «Особенности строения мукора и дрожжей»

Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением

§ 15

21

Грибы-паразиты

Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека.

Демонстрация: муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.)

Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

§ 16

22

Обобщающий урок

Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую медицинскую помощь при отравлении ядовитыми грибами

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицу. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения  материала учебника и дополнительной литературы

Раздел 4. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (10 ч)

23

Ботаника – наука о растениях

Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере.

Демонстрация: гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы

Определяют понятия: «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространённые растения, опасные для человека растения. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием

§ 17

24

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зелёных, бурых и красных водорослей

Лаб. работа № 8: «Строение зелёных водорослей»

Выделяют существенные признаки водорослей. Работают стаблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом

§ 18, стр. 93-99

25

Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей

Роль зелёных, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей

Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей

§ 18, стр. 99-102

26

Лишайники

Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека

Определяют понятия: «лишайники», «накипные», «листоватые» и «кустистые» лишайники

§ 19

27

Мхи

Высшие споровые растения. Отличительные особенности мхов, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека

Лаб. работа № 9: «Строение мха (на местных видах)»

Выделяют  признаки высших споровых растений. Сравнивают представителей на гербарных образцах и таблицах. Объясняют роль мхов в природе и жизни человека

§ 20

28

Папоротники, хвощи, плауны

Высшие споровые растения. Папоротники, хвощи, плауны и их отличительные особенности, Многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана

Лаб.работа № 10: «Строение спороносящего папоротника»

Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают представителей на гербарных образцах и таблицах. Объясняют роль папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека

§ 21

29

Голосеменные растения

Голосеменные растения: особенности строения, многообразие,  распространение, роль в природе использование человеком, охрана.

Лаб.работа № 11: «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»

Выделяют признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных растений в природе и в жизни человека

§ 22

30

Покрытосеменные растения

Покрытосеменные растения: особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека

Лаб. работа № 12: «Строение цветкового растения»

Выделяют признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей с использованием гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных растений в природе и жизни человека

§ 23

31

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира

Определяют понятия: «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты» характеризуют основные этапы развития растительного мира

§ 24

32

Обобщающий урок

Систематизация и обобщение понятий раздела

Сравнивают представителей разных групп растений. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках. Оценивают роль растений в природе и жизни человека

РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ (3 ч)

33

34

35


Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

В результате обучения биологии в 5 классе ученик научится:

  • составлять план текста; владеть таким видом изложения текста как повествование;
  • работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
  • составлять сообщения на основе обобщения материала учебника дополнительной литературы;
  • выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
  • оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради, работать с текстом и иллюстрациями учебника;
  • под руководством учителя проводить наблюдения; оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
  • получать биологическую информацию из разных источников;
  • определять отношения объекта с другими объектами, определять существенные признаки объекта;
  • анализировать состояние объектов под микроскопом, сравнивать объекты (под микроскопом) с их изображением на рисунках и определять их;
  • сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
  • находить     информацию     о     растениях     в     научно-популярной     литературе, биологических    словарях    и    справочниках,    анализировать    и    оценивать    ее содержание, работать с полученной информацией;
  • оценивать с эстетической точки зрения представителей живого мира.
  • определять   понятия   «биология»,    «экология»,    «биосфера»,    «царства   живой природы»,  «Экологические факторы»; отличать живые организмы от неживых; пользоваться     простыми      биологическими     приборами,      инструментами     и оборудованием;
  • характеризовать среды обитания организмов;   характеризовать   экологические факторы;  проводить фенологические  наблюдения; соблюдать  правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;
  • определять понятия:  «клетка»,  «оболочка»,  «цитоплазма»,  «ядро»,  «ядрышко» «вакуоли», «пластиды»;
  • работать с лупой и микроскопом, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, распознавать основные виды тканей;
  • давать общую характеристику царствам Бактерии и Грибы;
  • отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
  • находить отличия съедобных грибов и ядовитых;
  • объяснять роль бактерий и грибов и растений в природе и жизни человека.
  • давать общую характеристику растительного царства;
  • давать характеристику основных группам растений;
  • объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Ученик получит возможность учиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
  • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами;
  • выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
  • ориентироваться  в  системе  моральных  норм  и  ценностей  по  отношению  к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое  сознание,   эмоционально-ценностное   отношение   к   объектам   живой природы);
  • находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
  • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами;
  • выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
  • осознанно соблюдать основные принципы и правша отношения к живой природе;
  • ориентироваться  в  системе  моральных  норм  и  ценностей по  отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое  сознание,   эмоционально-ценностное   отношение   к   объектам   живой природы);
  • находить   информацию   о  живых  объектах  в  научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур.

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов будут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических). В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:

  • стартовой диагностики
  • текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
  • промежуточных  и  итоговых комплексных работ на межпредметной основе направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
  • текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний,  их   самостоятельному  пополнению,   переносу  и  интеграции;   способности  к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
  • защиты итогового индивидуального проекта.

Система оценки предметных результатов освоения программы с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений будут зафиксированы и проанализированы данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:

  • первичному ознакомлению,   отработке  и  осознанию  теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
  • выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
  • выявлению  и  анализу существенных  и устойчивых  связей  и  отношений между объектами и процессами.

При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:

  • стартовой диагностики;
  • тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;
  • творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.

Учебно-методическое обеспечение для реализации программы

  1. Пасечник В. В.  Биология.  Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник.  М.: Дрофа, любое издание после 2012 года.
  2. Пасечник  В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая тетрадь. М.: Дрофа, любое издание после 2012 года.
  3. Пасечник  В. В.  Биология.  Бактерии,  грибы,  растения.  5  класс:  методическое пособие. М.: Дрофа, любое издание после 2012 года.
  4. Биология. Рабочие программы. 5-9 классы. М.: Дрофа, любое издание.

Нормативные документы

  1. Концепция ФГОС ООО, под ред. А.М. Кондакова, А.А.Кузнецова. М: Просвещение, 2008.
  2. Фундаментальное ядро содержания общего образования, под ред. В.В.Козлова А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009.
  3. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  4. Примерная основная образовательная программа ОУ, сост. Е.С.Савинов.
  5. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования».

Литература для учителя

  1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник. М.: Дрофа, любое издание после 2012.
  2. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая тетрадь. М.: Дрофа, любое издание после 2012.
  3. Пасечник В.  В.   Биология.  Бактерии, грибы, растения. 5 класс: методическое пособие. М.: Дрофа, любое издание после 2012.
  4. Биология. Рабочие программы. 5-9 классы.  М.: Дрофа, любое издание.
  5. Журин А. А., Иванова Т. В. Рыжаков М.В. Учебные планы школ России / под ред. М. В. Рыжакова.  М., Дрофа, 2012.
  6. Гуленкова М.А. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по ботанике.  М.: Творческий центр, 2000.
  7. Биология. Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена в 2004 г. М.: Центр тестирования Минобразования России, 2005.
  8. Деркачева Н.И., Соловьев А.Г. Биология. ЕГЭ. Методическое пособие для подготовки.  М.: Изд-во «Экзамен», 2007.
  9. ЕГЭ 2011 - 2012: Биология: реальные варианты / авт.-сост. Е.А. Никишова, С.П. Шаталова. М.: АСТ: Астрель, 2007.
  10. Сборник тестов с разноуровневыми заданиями по разделу биологии «Растения». Тамбов: ТОИПКРО, 1996.
  11. Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике: для учащихся 5-6 классов. М.: Просвещение, 1985.
  12. П.Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. «Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные». 6-7 класс: Вопросы. Задания. Задачи. М.: Дрофа, 2010;
  13. Муртазин Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 1991.
  14. Парфилова Л. Д. Контрольные и проверочные работы по биологии (к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс) М., Экзамен, 2010.
  15. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов.  М., Просвещение. 1999.
  16. Интернет-ресурсы.

Литература для обучающихся

  1. Журнал «Биология для школьников».
  2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3-х томах: Пер. с англ./ Под ред. Р. Сопера. 2-е изд. Стереотип.  М.; Мир, 1996.
  3. Чебышев Н.В. и др. Биология: Пособие для поступающих в ВУЗы. Том 1, 2.  М.: ООО "Издательство Новая Волна", 1998.  413 с.
  4. Энциклопедия для детей Аванта + Биология. Том 3. М.: Аванта +, 1997.
  5. Ярыгин В.Н. Биология. М.: Издательство "Медицина", 1987. 446 с.

Электронные издания:

  1. Открытая Биология 2.6. Издательство «Новый диск», 2005.
  2. 1С: Репетитор. Биология. ЗАО «1С», 1998-2002 гг. Авторы: к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова.
  3. Открытая Биология 2.5. ООО «Физикон», 2003. Автор: Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. «Кирилл и Мефодий», 1999-2003 гг. Авторы: академик РНАИ В.Б, Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
  5. Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену. В.М. Авторы: Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиа.
  6. СD «Биология. Живой организм: Электронное приложение. 5 класс».
  7. СD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». М.: Просвещение, 2001.
  8. Интернет-ресурсы.

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

В школе   есть   кабинет   биологии, оснащенный с учетом современных требований к его оформлению и роли в учебном процессе. Кабинет биологии включает оборудование, рабочие места для учащихся и учителя, технические и мультимедийные средства обучения, компьютер, устройства для хранения учебного оборудования.

Оборудование кабинета классифицировано по частоте его использования, разделам курса,  видам пособий. Учебное оборудование по биологии включает: натуральные объекты (живые и препарированные растения и животные, их части, органы, влажные препараты, микропрепараты, коллекции, гербарии); приборы и лабораторное оборудование (оптические приборы по физиологии, посуда и принадлежности); средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы, дидактический материал) муляжи и модели (объемные, рельефные, модели-аппликации); экранно-звуковые средства обучения (кино- и видеофильмы транспаранты), в том числе пособия на новых информационных носителях (компакт-диски, компьютерные программы, электронные пособия и пр.).

Специфика курса биологии требует использования оборудования для ознакомления учащихся с живой природой, методами биологической науки. Поэтому лабораторный инструментарий оборудование для проведения наблюдений и постановки опытов, соответствующие инструкции присутствуют в кабинете биологии.

Натуральные объекты – специфический для процесса обучения биологии вид оборудования служащий объектом наблюдений при постановке и демонстрации опытов, проведении лабораторных работ. В зависимости от целей и содержания учебного материала учебное оборудование должно обеспечивать деятельность учащихся как репродуктивного, так и поисково-исследовательского и исследовательского характера, способствовать более эффективному усвоению знаний, формированию исследовательских умений и развитию интереса к биологии.

В кабинете биологии содержатся живые объекты, которые можно использовать в качестве демонстрационного и раздаточного материала, необходимого для проведения наблюдений и постановки простейших опытов.

Живые объекты должны быть неприхотливыми в содержании и уходе, условия содержания – отвечать требованиям техники безопасности и санитарно-гигиеническим нормам. При подборе комнатных растений исходим из возможности их использования на уроках и во внеклассной работе, а также в оформлении интерьера. В кабинете создан каталог комнатных растений, проведена их паспортизация. Из животных рекомендуется содержать простейших, гидр, дождевых червей, моллюсков (прудовики, слизни), мелких ракообразных (дафнии, циклопы), мушек-дрозофил. Желательно наглядные пособия, в том числе живые объекты, использовать не только для иллюстрации учебного материала, но и для доказательства правильности научных рассуждений.

Демонстрационные таблицы на печатной основе – наиболее распространённое и доступное учебное оборудование. Они не требуют для использования сложных приспособлений, несут адаптированную для учащихся научную информацию.

Основная дидактическая функция учебных биологических моделей – демонстрация структуры, существенных свойств, связей и взаимоотношений биологических систем. Учебное моделирование – один из методов познания. В курсе биологии моделирование процессов и явлений позволяет постичь сущность, структуру изучаемого, выделить главное.

Дидактическое назначение экранно-звуковых средств по биологии – формирование специальных биологических понятий. С помощью экранных средств можно показать современные методы научного исследования, достижения науки, демонстрировать биологические процессы и явления, которые нельзя наблюдать непосредственно. Наряду с использованием учебных кинофильмов в процессе обучения биологии целесообразно использовать видеомагнитофон и ОУО, для которых созданы фильмы на основе лучших учебных фильмов прошлых лет. Использование видеофрагментов, анимаций, динамических моделей позволяет сделать учебный процесс более разнообразным, добиться лучшего усвоения учебного материала, привить интерес к биологии.

По различным темам курса биологии следует использовать транспаранты. По своим дидактическим функциям транспаранты (правильнее: таблицы-фолии) аналогичны таблицам на печатной основе эпизодического использования.

Важными средствами обучения биологии в последнее время становятся разнообразные электронные пособия, компьютерные обучающие и контролирующие программы.

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии для 5 класса:

  1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник. М.: Дрофа, любое издание после 2012 года.
  2. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая тетрадь.  М.: Дрофа, любое издание после 2012 года.
  3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: методическое пособие. М.: Дрофа, любое издание после 2012 года.
  4. Биология. Рабочие программы. 5-9 классы. М.: Дрофа, любое издание.
  5. Журин А. А.,  Иванова  Т.  В.,  Рыжаков М.В. Учебные планы школ России / под ред. М. В. Рыжакова. М., Дрофа, 2012.

Тематика проектной деятельности учащихся:

  1. Бактерии – наши друзья или враги?
  2. Энциклопедия грибов.
  3. О чем могут рассказать лишайники?
  4. Растения эпохи динозавров.
  5. Каталог лекарственных растений Курской области.
  6. Самая красивая клумба.
  7. Виртуальный поход в лес.
  8. Редкие и исчезающие растения Курской области.
  9. Наблюдение за ростом и развитием растения на примере фасоли.
  10. Влияние экологических факторов на рост растений на примере лука посевного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....