Программа кружка "Зеленая планета"
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме

Серова Наталья Юрьевна

Цель программы - дать обучающимся возможность реализовать потребность к самовыражению и творчесту в области экологической деятельности, тем самым создать благоприятную почву для проявления у учащихся мотивации к углублению своих знаний в области биологии и экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_zelyonaya_planeta.docx31.68 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ФЕДОСЕЕВСКАЯ СОШ

                                                                                                                Утверждаю:                                                                                                                                        

                                                                                                                                                                                                                                                ___________В.Ф. Мудрая

   

Программа кружка

«Зелёная планета»

5-6 класс

Рабочую программу составила

учитель биологии и химии

Серова Наталья Юрьевна

2015-2016 уч. год

Пояснительная записка

Курс предназначен для проведения кружковых занятий учащимися 5-6-х классов общеобразовательных учебных заведений, желающих как можно больше узнать о природе и окружающем их мире. Программа рассчитана на 1 год обучения на 35 часов по 1 часу в  неделю.

Цель программы- дать обучающимся возможность реализовать потребность к самовыражению и творчеству в области экологической деятельности, тем самым создать благоприятную почву  для проявления у учащихся мотивации к углублению своих знаний в области биологии и экологии.

Задачи: 

  1. Образовательные - систематизировать знания учащихся о строении, жизни, развитии, многообразии и значении растений и животных в природе и жизни человека. Продолжить работу по формированию научного мировоззрения, раскрывая связь строения с функцией, с условиями обитания, осуществление экологического и природоохранительного воспитания;
  2. Развивающие – развивать умение изготавливать наглядные пособия;  развивать навыки выращивания комнатных растений и ухода за ними;
  3. Воспитательные – решать проблему озеленения школы  и территории школьного двора, с целью сделать красивой школу.

Срок реализации данной программы:

1 год - 2015-2016 учебный год

  Направленность дополнительной образовательной программы –

эколого-биологическая

 Новизна программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.  Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

 Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений обучающихся.

Педагогическая целесообразность:

  • Овладение учащимися знаний о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями
  • Формирование на базе этих знаний  и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры
  • Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению  физического и нравственного здоровья человека
  • Формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия
  • Установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле

Воспитание ученика – исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения  и нести за них ответственность. Только в поиске, в ходе самостоятельных  исследований развивается мышление ребенка, знания и умения добываются в результате его собственного познавательного труда.

 Все это можно решить  путем создания условий для формирования   устойчивого интереса к предмету и к процессу обучения в целом. При возникновении этих условий ребенок осознает личностную, практическую и социальную  значимость учения.

Биология – наука о живой природе. Изучать живое очень трудно, но и интересно.

Занятия кружковой работой дают большие возможности для воспитания и развития личности ребенка. В процессе занятий развивается внимание, наблюдательность, пространственные представления, воображение, сообразительность, фантазия, творчество.

Формы и режим занятий: экскурсии, практические работы, изготовление наглядных пособий, составление сообщений, опытническая работа, работа с литературой, 1 ч в неделю, всего 35 часов.

Ожидаемый результат:

учащиеся

  • приобретают углубленные теоретические знания и навыки практической работы с объектами;
  • развивают познавательный интерес и мотивацию к естественнонаучной и исследовательской деятельности;
  • приобретают устойчивую потребность в самообразовании и саморазвитии;
  • приобретают навыки культуры общения, работы и жизни в коллективе;
  • приучаются к самостоятельности, ответственности, активности и аккуратности;
  • приобщаются к здоровому образу жизни.

Список учащихся посещающих кружок «Зелёная планета»

        в 2015-2016 уч. году        

№ п/п

Фамилия, имя

Класс

1

Алисултанов Заубаир

6

2

Бахаева Иман

6

3

Болиевская Елизавета

5

4

Бурцева Кристина

5

5

Данильченко Александр

7

6

Ибраев Ибрагим

7

7

Карпаева Дарья

7

8

Качина Диана

7

9

Магомедов Амир

6

10

Магомедова Динара

6

11

Магомедов Джабраил

7

12

Магомедов Малик

7

13

Савиных Валентин

7

14

Ташуев Умар

7

15

Хомяков Николай

6

Время проведения кружка

Вторник: 14.15. – 15.15.

Место проведения:

Кабинет биологии, территория школьного двора

Тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Из них

Теория

Практика

Введение. Техника безопасности во время посещения кружка.

1

1

-

Экскурсия по территории сельского поселения.

1

-

1

Биологические особенности растений в осенний период.

2

1

1

Сбор семян с однолетних цветковых растений (бархатцы, астры. декоративный салат, панские и др.)

2

0.5

1.5

Посадка многолетних цветковых растений (сентябрины, ирисы, дубки).

2

0.5

1.5

Фасовка семян. Изготовление этикеток

2

-

2

Изготовление муляжей овощей и фруктов

6

1

5

Удивительный мир растений. Древнейшие растения Земли.

1

1

-

Удивительный мир растений. Экзотические плоды.

1

1

-

Кто такие? Где живут? Определение растений

1

-

1.0

Удивительный мир растений. Ядовитые растения.

1

1

-

Лекарственные растения.

2

1

2

Растения красной книги Ростовской области и меры по их охране.

1

1

-

Творческие занятия. Изготовления поделок из природного материала.

4

0.5

3.5

Викторина «Что ты знаешь о растениях?».

1

-

1

Занимательная зоология. Шарады и загадки о животных.

1

-

1

Охраняемые животные. Животные Красной книги.

1

-

1

Что такое экология? Экологические проблемы современности.

1

1

-

Методы охраны природы. Природоохранные территории.

1

1

-

Забота о растениях. Посадка семян однолетников в открытый грунт.

2

-

2

Экологическая акция: «Чистое село - чистая планета»

1

-

1

всего

35 часов

Календарно-тематическое планирование

занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1

Введение. Техника безопасности во время посещения кружка.

1

01.09.

2

Экскурсия по территории сельского поселения.

1

08.09.

3-4

Биологические особенности растений в осенний период.

2

15.09.

22.09

5-6

Сбор семян с однолетних цветковых растений (бархатцы, астры. декоративный салат, панские и др.)

2

29.09.

06.10.

7-8

Посадка многолетних цветковых растений (сентябрины, ирисы, дубки).

2

13.10.

20.10.

9-10

Фасовка семян. Изготовление этикеток

2

27.10.

03.11.

11-15

Изготовление муляжей овощей и фруктов

5

10.11.

17.11.

24.11.

01.12.

08.12.

16

Удивительный мир растений. Древнейшие растения Земли.

1

15.12.

17

Удивительный мир растений. Экзотические плоды.

1

22.12.

18

Кто такие? Где живут? Определение растений

1

29.12.

19-20

Удивительный мир растений. Ядовитые растения.

2

12.01.

19.01.

21

Лекарственные растения.

1

26.01.

22-25

Растения красной книги Ростовской области и меры по их охране.

4

02.02.

09.02.

16.02.

01.03.

26

Творческие занятия. Изготовления поделок из природного материала.

1

15.03.

27

Викторина «Что ты знаешь о растениях?».

1

22.03.

28

Занимательная зоология. Шарады и загадки о животных.

1

29.03.

     29

Охраняемые животные. Животные Красной книги.

1

05.04.

    30

Что такое экология? Экологические проблемы современности.

1

12.04.

   31-32

Методы охраны природы. Природоохранные территории.

2

19.04.

26.04.

    33-34

Забота о растениях. Посадка семян однолетников в открытый грунт.

2

10.05.

17.05.

35

Экологическая акция: «Чистое село - чистая планета»

1

24.05.

Итого  

                       

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА "ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ПЛАНЕТА"для начальной школы в рамках ФГОС

программа ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ детей в рамках ФГОС рассчитана на обучающихся начальной школы...

Рабочая программа "Зеленая планета"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса по географии или экологии...

Программа "Зелёная планета"

Экологическое воспитание даёт возможность  находить новые пути адаптации детей-инвалидов к социальной среде, окружающей действительности, к взаимоотношениям со сверстниками, приобщению к посильно...

Программа кружка "Планета Книголюбов"

Данная программа  предназначена для того, чтобы у каждого ребёнка появился интерес к чтению ,чтобы книга стала помощником и советчиком на протяжении всей жизни и способствовало повышению качества...

Программа кружка: "Планета - наш общий дом!"

Программа экологического кружка для обучающихся 10 класса....

Программа "О планете и не только".

Программа о знакомстве детей дошкольного возраста с миром биологии и экологии....