Программа кружка "Зеленая планета"
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме
Цель программы - дать обучающимся возможность реализовать потребность к самовыражению и творчесту в области экологической деятельности, тем самым создать благоприятную почву для проявления у учащихся мотивации к углублению своих знаний в области биологии и экологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_zelyonaya_planeta.docx | 31.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ФЕДОСЕЕВСКАЯ СОШ
Утверждаю:
___________В.Ф. Мудрая
Программа кружка
«Зелёная планета»
5-6 класс
Рабочую программу составила
учитель биологии и химии
Серова Наталья Юрьевна
2015-2016 уч. год
Пояснительная записка
Курс предназначен для проведения кружковых занятий учащимися 5-6-х классов общеобразовательных учебных заведений, желающих как можно больше узнать о природе и окружающем их мире. Программа рассчитана на 1 год обучения на 35 часов по 1 часу в неделю.
Цель программы- дать обучающимся возможность реализовать потребность к самовыражению и творчеству в области экологической деятельности, тем самым создать благоприятную почву для проявления у учащихся мотивации к углублению своих знаний в области биологии и экологии.
Задачи:
- Образовательные - систематизировать знания учащихся о строении, жизни, развитии, многообразии и значении растений и животных в природе и жизни человека. Продолжить работу по формированию научного мировоззрения, раскрывая связь строения с функцией, с условиями обитания, осуществление экологического и природоохранительного воспитания;
- Развивающие – развивать умение изготавливать наглядные пособия; развивать навыки выращивания комнатных растений и ухода за ними;
- Воспитательные – решать проблему озеленения школы и территории школьного двора, с целью сделать красивой школу.
Срок реализации данной программы:
1 год - 2015-2016 учебный год
Направленность дополнительной образовательной программы –
эколого-биологическая
Новизна программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей. Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений обучающихся.
Педагогическая целесообразность:
- Овладение учащимися знаний о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями
- Формирование на базе этих знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры
- Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека
- Формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия
- Установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле
Воспитание ученика – исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Только в поиске, в ходе самостоятельных исследований развивается мышление ребенка, знания и умения добываются в результате его собственного познавательного труда.
Все это можно решить путем создания условий для формирования устойчивого интереса к предмету и к процессу обучения в целом. При возникновении этих условий ребенок осознает личностную, практическую и социальную значимость учения.
Биология – наука о живой природе. Изучать живое очень трудно, но и интересно.
Занятия кружковой работой дают большие возможности для воспитания и развития личности ребенка. В процессе занятий развивается внимание, наблюдательность, пространственные представления, воображение, сообразительность, фантазия, творчество.
Формы и режим занятий: экскурсии, практические работы, изготовление наглядных пособий, составление сообщений, опытническая работа, работа с литературой, 1 ч в неделю, всего 35 часов.
Ожидаемый результат:
учащиеся
- приобретают углубленные теоретические знания и навыки практической работы с объектами;
- развивают познавательный интерес и мотивацию к естественнонаучной и исследовательской деятельности;
- приобретают устойчивую потребность в самообразовании и саморазвитии;
- приобретают навыки культуры общения, работы и жизни в коллективе;
- приучаются к самостоятельности, ответственности, активности и аккуратности;
- приобщаются к здоровому образу жизни.
Список учащихся посещающих кружок «Зелёная планета»
в 2015-2016 уч. году
№ п/п | Фамилия, имя | Класс |
1 | Алисултанов Заубаир | 6 |
2 | Бахаева Иман | 6 |
3 | Болиевская Елизавета | 5 |
4 | Бурцева Кристина | 5 |
5 | Данильченко Александр | 7 |
6 | Ибраев Ибрагим | 7 |
7 | Карпаева Дарья | 7 |
8 | Качина Диана | 7 |
9 | Магомедов Амир | 6 |
10 | Магомедова Динара | 6 |
11 | Магомедов Джабраил | 7 |
12 | Магомедов Малик | 7 |
13 | Савиных Валентин | 7 |
14 | Ташуев Умар | 7 |
15 | Хомяков Николай | 6 |
Время проведения кружка
Вторник: 14.15. – 15.15.
Место проведения:
Кабинет биологии, территория школьного двора
Тематическое планирование
Тема занятия | Кол-во часов | Из них | |
Теория | Практика | ||
Введение. Техника безопасности во время посещения кружка. | 1 | 1 | - |
Экскурсия по территории сельского поселения. | 1 | - | 1 |
Биологические особенности растений в осенний период. | 2 | 1 | 1 |
Сбор семян с однолетних цветковых растений (бархатцы, астры. декоративный салат, панские и др.) | 2 | 0.5 | 1.5 |
Посадка многолетних цветковых растений (сентябрины, ирисы, дубки). | 2 | 0.5 | 1.5 |
Фасовка семян. Изготовление этикеток | 2 | - | 2 |
Изготовление муляжей овощей и фруктов | 6 | 1 | 5 |
Удивительный мир растений. Древнейшие растения Земли. | 1 | 1 | - |
Удивительный мир растений. Экзотические плоды. | 1 | 1 | - |
Кто такие? Где живут? Определение растений | 1 | - | 1.0 |
Удивительный мир растений. Ядовитые растения. | 1 | 1 | - |
Лекарственные растения. | 2 | 1 | 2 |
Растения красной книги Ростовской области и меры по их охране. | 1 | 1 | - |
Творческие занятия. Изготовления поделок из природного материала. | 4 | 0.5 | 3.5 |
Викторина «Что ты знаешь о растениях?». | 1 | - | 1 |
Занимательная зоология. Шарады и загадки о животных. | 1 | - | 1 |
Охраняемые животные. Животные Красной книги. | 1 | - | 1 |
Что такое экология? Экологические проблемы современности. | 1 | 1 | - |
Методы охраны природы. Природоохранные территории. | 1 | 1 | - |
Забота о растениях. Посадка семян однолетников в открытый грунт. | 2 | - | 2 |
Экологическая акция: «Чистое село - чистая планета» | 1 | - | 1 |
всего | 35 часов |
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Введение. Техника безопасности во время посещения кружка. | 1 | 01.09. |
2 | Экскурсия по территории сельского поселения. | 1 | 08.09. |
3-4 | Биологические особенности растений в осенний период. | 2 | 15.09. 22.09 |
5-6 | Сбор семян с однолетних цветковых растений (бархатцы, астры. декоративный салат, панские и др.) | 2 | 29.09. 06.10. |
7-8 | Посадка многолетних цветковых растений (сентябрины, ирисы, дубки). | 2 | 13.10. 20.10. |
9-10 | Фасовка семян. Изготовление этикеток | 2 | 27.10. 03.11. |
11-15 | Изготовление муляжей овощей и фруктов | 5 | 10.11. 17.11. 24.11. 01.12. 08.12. |
16 | Удивительный мир растений. Древнейшие растения Земли. | 1 | 15.12. |
17 | Удивительный мир растений. Экзотические плоды. | 1 | 22.12. |
18 | Кто такие? Где живут? Определение растений | 1 | 29.12. |
19-20 | Удивительный мир растений. Ядовитые растения. | 2 | 12.01. 19.01. |
21 | Лекарственные растения. | 1 | 26.01. |
22-25 | Растения красной книги Ростовской области и меры по их охране. | 4 | 02.02. 09.02. 16.02. 01.03. |
26 | Творческие занятия. Изготовления поделок из природного материала. | 1 | 15.03. |
27 | Викторина «Что ты знаешь о растениях?». | 1 | 22.03. |
28 | Занимательная зоология. Шарады и загадки о животных. | 1 | 29.03. |
29 | Охраняемые животные. Животные Красной книги. | 1 | 05.04. |
30 | Что такое экология? Экологические проблемы современности. | 1 | 12.04. |
31-32 | Методы охраны природы. Природоохранные территории. | 2 | 19.04. 26.04. |
33-34 | Забота о растениях. Посадка семян однолетников в открытый грунт. | 2 | 10.05. 17.05. |
35 | Экологическая акция: «Чистое село - чистая планета» | 1 | 24.05. |
Итого |
| 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа "Живая планета"по экологическому воспитанию школьников в коррекционной школе
Из общения с природой вы вынесете столько света, ...
ПРОГРАММА "ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ПЛАНЕТА"для начальной школы в рамках ФГОС
программа ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ детей в рамках ФГОС рассчитана на обучающихся начальной школы...
Рабочая программа "Зеленая планета"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса по географии или экологии...
Программа "Зелёная планета"
Экологическое воспитание даёт возможность находить новые пути адаптации детей-инвалидов к социальной среде, окружающей действительности, к взаимоотношениям со сверстниками, приобщению к посильно...
Программа кружка "Планета Книголюбов"
Данная программа предназначена для того, чтобы у каждого ребёнка появился интерес к чтению ,чтобы книга стала помощником и советчиком на протяжении всей жизни и способствовало повышению качества...
Программа кружка: "Планета - наш общий дом!"
Программа экологического кружка для обучающихся 10 класса....
Программа "О планете и не только".
Программа о знакомстве детей дошкольного возраста с миром биологии и экологии....