Тема урока: "Разнообразие живого"
учебно-методический материал по биологии (5 класс) на тему
Тема урока: "Разнообразие живого" 5 класс; учебник УМК "Живой организм"А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.
Цели:
- создать условия для осознания и осмысления материала о разнообразии организмов на Земле;
- познакомить с основными царствами живой природы.
Задачи:
-помочь в систематизации знаний учащихся о разнообразии живых организмов на Земле и понять причину их разнообразия;
- способствовать осознанию существенных признаков различных царств живой природы;
- способствовать обучению школьников умению сравнения и обобщения изучаемых объектов;
- развивать эстетическое отношение к объектам живой природы;
- воспитывать культуру учебного труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka.docx | 32.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
«Разнообразие живого»
Цели:
- создать условия для осознания и осмысления материала о разнообразии организмов на Земле;
- познакомить с основными царствами живой природы.
Задачи:
-помочь в систематизации знаний учащихся о разнообразии живых организмов на Земле и понять причину их разнообразия;
- способствовать осознанию существенных признаков различных царств живой природы;
- способствовать обучению школьников умению сравнения и обобщения изучаемых объектов;
- развивать эстетическое отношение к объектам живой природы;
- воспитывать культуру учебного труда.
Оборудование: учебники, тетради, электронное приложение, комнатные растения, гербарные экземпляры, муляжи, коллекции.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Работа по карточкам с взаимопроверкой.
Проверочная работа «Развитие жизни на Земле»
Выберите один правильный ответ.
1. Жизнь на планете зародилась:
1. в океане
2. в горах
3. в лесу
4. в пещере
2. Первые живые организмы на планете появились:
1. 7 млрд лет назад
2. 3,5 млн лет назад
3. 500 млн лет назад
4. 3,5 млрд лет назад
3. Наука, изучающая ископаемые останки вымерших организмов называется:
1. эволюция
2. палеонтология
3. экология
4. биосфера
4. Период расцвета динозавров в истории Земли:
1. каменноугольный
2. меловой
3. юрский
4. пермский
5. Слово динозавр в переводе с греческого языка обозначает:
1. плечистый ящер
2. ящер - разбойник
3. ужасный ящер
4. трехрогий ящер
Заслушивание сообщений учащихся о динозаврах
3. Определение темы урока, актуализация изученного материала, самоопределение к деятельности.
Уч. Посмотрите в окно. Что мы можем там увидеть? (ответы уч-ся). А теперь закройте глаза и представьте других живых существ, которых вы знаете. Перед вами пройдут крокодилы, тигры, обезьяны, страусы, киты и т.д. Что и говорить, удивительно разнообразна живая природа. По подсчетам ученых на нашей Земле обитает свыше 2,5 миллиарда изученных видов животных и еще больше не изученных.
Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока?
Правильно. Разнообразие живого – тема урока (Записать на доске)
Ребята, разбейте свою тетрадочку визуально пополам на два столбика и подпишите их
я знаю | я узнал |
В первом столбике запишите то, что вы знаете о разнообразии животных. А второй столбик оставьте пустым - заполним его в конце урока. Несколько человек зачитывают свои записи. А что бы вам хотелось узнатьна сегодняшнем уроке?
Предполагаемые ответы уч-ся:
- На какие группы делятся все организмы?
- Чем они отличаются друг от друга?
4. Изучение нового материала. Учебно-познавательная деятельность.
- Ребята, а как же разобраться во всем этом многообразии? Может быть, вы знаете ученых, которые этим занимались? (Линней). Да и сегодня, есть такие ученые, и даже целая наука, она называется систематика. Систематика занимается изучением многообразия и классификацией живых организмов.
Работа в группах. Предлагаю вам побыть в роли таких ученых и распределить живые организмы, которых вы видите по группам.
- Итак, по каким признакам вы распределяли организмы?
- Сколько групп у вас получилось?
Вы правильно распределили живые организмы. Эти группы очень большие и многочисленные. Их называют – Царства:В некотором царстве, в некотором государстве жили – были….Нет – нет, что это я?
….Каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас…. Это четыре царства живой природы – давайте познакомимся с ними поближе и дадим им названия.
Царство бактерий Царство грибов Царство растений
Царство животных
Работа с электронным приложением к уроку (0.5 мин)
Слайд №5
Но царства это не основная единица классификации. А какая же основная? Ответьте на этот вопрос поработав с учебником.Найдите в учебнике на стр.58 определение понятия вид и запишите себе в тетради.
Работа с учебником
- Основной единицей в классификации является – вид.
- Сходные виды объединяются в рода, рода в семейства, семейства в классы, классы в типы, типы в царства.
Схема на доске:
Вид ----- род---- семейство---- класс-----тип------царство
Работа на доске и в тетрадях
Давайте выделим основные отличительные особенности каждого царства и составим кластер:
- А много ли вам известно о представителях этих царств?
Для того что бы познакомиться с ними получше прочтите полученные тексты и расскажите нам о прочитанном.
(Уч-ся получают печатные материалы. Изучают их. Готовят выступления.)
1. Что вам известно о бактериях? Они состоят из одной клетки и не имеют ядра.
2. Что вы знаете о грибах? У них есть признаки и животных и растений.
3. Что вам известно о растениях? Они могут сами себе изготавливать пищу.
4. А о животных? Они используют готовые питательные вещества.
5. Оценочно-рефлексивная деятельность с использованием ИКТ
Слайд №8
Работа с таблицей «Я знаю-Я узнал»
6. Домашнее задание
Стр 57-59: ответить на вопросы.
Подготовить сообщение об одном организме из любого царства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок: географии. Землеведение. 5 класс. (ФГОС) Тема урока: Разнообразие горных пород.
Тема урока: Разнообразие горных пород.Тип урока: открытие новых знаний ( деятельностный метод обучения)Основные цели: сформировать знания о разнообразии горных породах и их происхождении;продолжить ...
Урок « Разнообразие живых организмов».
Конспект урока в 6 классе в соответствии требованиями ФГОС...
Тема урока: ″Значение живых организмов в природе и жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по теме 2 Многообразие живых организмов″
Цели урока:Содержательная (предметные результаты):- формировать умение объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека;Деятельностная:- формирование у учащихся умений реализовать ...
Технологическая карта урока "Разнообразие живого"
Класс: 5 УМК: Сонин Н.И., Плешаков А.А.Предмет: БиологияТема: Разнообразие живогоТип урока: Урок «Открытия» нового знания...
Методическая разработка урока по теме: Уровни организации живого и основные свойства живых организмов""
Данный урок дает возможность расширить понимание обучающимися свойств живого; показать проявления признаков живого на разных уровнях организации; подчинение системы организации живого закону иерархии....
Технологическая карта к уроку биологии 5 класс. Тема урока Разнообразие живой природы
Технология урока направлена на реализацию системно-деятельностного подхода...
Технологическая карта урока географии в 5 классе Тема урока: «Разнообразие горных пород»
Технологическая карта урока географиив 5 классе Тема урока: «Разнообразие горных пород»...