Методическая разработка урока по теме: Уровни организации живого и основные свойства живых организмов""
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему
Данный урок дает возможность расширить понимание обучающимися свойств живого; показать проявления признаков живого на разных уровнях организации; подчинение системы организации живого закону иерархии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Уровни организации живого и основные свойства живых организмов».
Цели: расширить понимание свойств живого; показать проявления признаков живого на разных уровнях организации; подчинение системы организации живого закону иерархии. Продолжить развитие у учащихся умений работать с текстом, составлять схемы и таблицы.
Тип урока: комбинированный.
Методы: беседа с элементами рассказа, самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Оборудование: таблица «Уровни организации живой природы».
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний.
Терминологический диктант:
- Наука, изучающая строение и жизнедеятельность животных.
- Наука о происхождении и изменчивости живых организмов и методах управления ими.
- Наука, изучающая внутреннее строение живых организмов.
- Учение о функциях живых организмов.
- Необратимый процесс исторического развития живого.
- Наука о методах создания новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов.
- Наука, изучающая взаимоотношения живых организмов между собой и с окружающей средой.
- Наука, изучающая строение и жизнедеятельность человека.
- Наука, изучающая внешнее строение живых организмов.
- Наука о клетке.
- Наука о жизни.
Ответы: 1) зоология; 2) генетика; 3) анатомия; 4) физиология; 5) эволюция; 6) селекция; 7) экология; 8) антропология; 9) морфология; 10) цитология; 11) биология.
Вопросы к учащимся: Что изучают в курсе «Общая биология»? Назовите основную задачу общей биологии. Какова роль общей биологии в современном обществе?
Обобщение ответов.
III. Изучение нового материала.
- Основные свойства живых организмов.
Фронтальный опрос на знание ранее пройденных терминов (обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, развитие, раздражимость).
Беседа. Что характерно для живого организма? В чем отличие живой природы от неживой? Что общего между всеми живыми организмами? Перечислите признаки живого.
Признаки живого (запись в тетрадь):
- Клеточное строение – все живые организмы состоят из клеток, исключение составляют вирусы. На клеточном уровне осуществляется превращение веществ и энергии и передача информации.
- Обмен веществ – процесс поглощения из окружающей среды веществ для обеспечения процессов жизнедеятельности и выделение отработанных продуктов метаболизма. (Пример: процессы питания, дыхания).
- Самовоспроизведение (размножение) – воспроизведение себе подобных. Обеспечивает непрерывность и преемственность жизни.
Типы размножения: половое и бесполое.
- Рост – процесс, в результате которого происходит изменение размеров организма (за счет роста и деления клеток).
Типы роста: ограниченный и неограниченный.
- Развитие – процесс, в результате которого происходит качественное изменение организма. Это общее свойство живой и неживой природы. Индивидуальное развитие (онтогенез), в процессе которого проявляются все свойства организма. Историческое развитие (филогенез) – в результате развития органического мира образуются новые виды, этот процесс обеспечивает разнообразие видов живых организмов.
Типы развития: онтогенез (индивидуальное) и филогенез (историческое).
- Движение – перемещение в пространстве. Типы движения: активное, пассивное.
- Раздражимость – способность организма реагировать на изменения окружающей среды.
- Саморегуляция – способность поддерживать функции организма на определенном уровне в условиях постоянно меняющейся среды.
- Наследственность и изменчивость (самостоятельная работа для учащихся: найти определения данных признаков по учебнику, с.10). Наследственность – свойство живых организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение. Изменчивость – свойство живого организма приобретать новые признаки и свойства, отличающие его от родителей.
Беседа с учащимися по вопросу: можно ли по одному признаку сделать вывод , что перед вами живой организм? – Нет. – Почему? Докажите.
Вывод – определить, является ли объект живым организмом, можно только по совокупности нескольких признаков живого.
2. Многообразие живого мира. Уровни организации.
Фронтальный опрос по ранее пройденным терминам: клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция, биоценоз, биогеоценоз, биосфера.
- Что такое клетка?
- Что такое ткань?
- Что такое орган?
- Что образует биосферу?
- Дайте определение природному сообществу, приведите примеры.
Обобщение ответов.
Запись в тетрадь.
- Живая материя существует на разных уровнях организации: организменный уровень (клеточный, организменный), надорганизменный (популяционно-видовой, биоценозный, биогеоценозный, биосферный).
- Каждый последующий уровень включает в себя предыдущий, и, следовательно, зависит от него и таким образом подчиняется закону иерархии.
- Любая биологическая система состоит из отдельных частей, т.е. она дискретна (т.е. система состоит из отдельных частей), но тем не менее образует единое целое.
- Каждому уровню присущи признаки живого.
- Все многообразие живых организмов ученые классифицировали (систематизировали) на империи, царства и другие систематические группы, в зависимости от принадлежности к ним организма.
Задание к классу: приведите пример систематики животного или растения.
Пример: Царство- Животные, тип – Хордовые, класс – Млекопитающие, отряд – Грызуны, семейство – Беличьи, род – Белки, вид – Обыкновенная белка.
IV. Закрепление.
Фронтальная беседа.
Обобщение ответов.
V. Домашнее задание. Конспект урока. Выучить определения всех уровней организации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: «Развитие ядерной энергетики и влияние радиоактивных веществ на живые организмы»
Вашему вниманию предлагаю разработку урока, с использованием компьютерной презентации. Данный урок носит в основном информативный характер, поэтому может проводиться и в разных классах. На этом уроке ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/16/picture-112505-1523885559.jpg)
Методическая разработка урока-конференции "Война все спишет..." (по повести В.Распутина "Живи и помни"
Произведения В.Г.Распутина читаются на одном дыхании, а после прочтения – вопросы, вопросы – к самому себе. Это книга о войне, драма ещё одной жизни. Распутин обнажил ещё одну сторону войны...
урок по теме Уровни организации живой природы"
Тип урока: изучение нового материала Вид урока: урок с использованием презентации Цели урока: 1) сформировать знания об уровнях организации живой природы 2) развитие аналитических способностей на прим...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/18/picture-206507-1361187307.jpg)
Методическая разработка урока по теме "Типы взаимодействия организмов"
Предлагаю методическую разработку урока биологии для 11 класса "Типы взаимодействия организмов" и презентацию с соответствующими примерами....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/12/picture-202036-1360652228.jpg)
Методическая разработка урока по теме "Формы размножения организмов"
Урок по теме "Формы размножения организмов" изучение полового и бесполого способа размножения живых организмов с использованием презентации....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/09/picture-306514-1381273335.jpg)
Методическая разработка урока по теме: "Край, в котором я живу".
конспект урока для учащихся 5 класса о родном крае, посвещённый юбилею Тайшетского района...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/03/picture-155621-1354509623.jpg)
Проверочная работа по теме «Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов»
Данный дидактический материал по теме «Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов» рекомендуется для учащихся 9 классов. Материал включает карточки, на которые учащи...