Методическая разработка урока по теме: Уровни организации живого и основные свойства живых организмов""
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему
Данный урок дает возможность расширить понимание обучающимися свойств живого; показать проявления признаков живого на разных уровнях организации; подчинение системы организации живого закону иерархии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urovni_organizatsii.docx | 20.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Уровни организации живого и основные свойства живых организмов».
Цели: расширить понимание свойств живого; показать проявления признаков живого на разных уровнях организации; подчинение системы организации живого закону иерархии. Продолжить развитие у учащихся умений работать с текстом, составлять схемы и таблицы.
Тип урока: комбинированный.
Методы: беседа с элементами рассказа, самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Оборудование: таблица «Уровни организации живой природы».
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний.
Терминологический диктант:
- Наука, изучающая строение и жизнедеятельность животных.
- Наука о происхождении и изменчивости живых организмов и методах управления ими.
- Наука, изучающая внутреннее строение живых организмов.
- Учение о функциях живых организмов.
- Необратимый процесс исторического развития живого.
- Наука о методах создания новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов.
- Наука, изучающая взаимоотношения живых организмов между собой и с окружающей средой.
- Наука, изучающая строение и жизнедеятельность человека.
- Наука, изучающая внешнее строение живых организмов.
- Наука о клетке.
- Наука о жизни.
Ответы: 1) зоология; 2) генетика; 3) анатомия; 4) физиология; 5) эволюция; 6) селекция; 7) экология; 8) антропология; 9) морфология; 10) цитология; 11) биология.
Вопросы к учащимся: Что изучают в курсе «Общая биология»? Назовите основную задачу общей биологии. Какова роль общей биологии в современном обществе?
Обобщение ответов.
III. Изучение нового материала.
- Основные свойства живых организмов.
Фронтальный опрос на знание ранее пройденных терминов (обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, развитие, раздражимость).
Беседа. Что характерно для живого организма? В чем отличие живой природы от неживой? Что общего между всеми живыми организмами? Перечислите признаки живого.
Признаки живого (запись в тетрадь):
- Клеточное строение – все живые организмы состоят из клеток, исключение составляют вирусы. На клеточном уровне осуществляется превращение веществ и энергии и передача информации.
- Обмен веществ – процесс поглощения из окружающей среды веществ для обеспечения процессов жизнедеятельности и выделение отработанных продуктов метаболизма. (Пример: процессы питания, дыхания).
- Самовоспроизведение (размножение) – воспроизведение себе подобных. Обеспечивает непрерывность и преемственность жизни.
Типы размножения: половое и бесполое.
- Рост – процесс, в результате которого происходит изменение размеров организма (за счет роста и деления клеток).
Типы роста: ограниченный и неограниченный.
- Развитие – процесс, в результате которого происходит качественное изменение организма. Это общее свойство живой и неживой природы. Индивидуальное развитие (онтогенез), в процессе которого проявляются все свойства организма. Историческое развитие (филогенез) – в результате развития органического мира образуются новые виды, этот процесс обеспечивает разнообразие видов живых организмов.
Типы развития: онтогенез (индивидуальное) и филогенез (историческое).
- Движение – перемещение в пространстве. Типы движения: активное, пассивное.
- Раздражимость – способность организма реагировать на изменения окружающей среды.
- Саморегуляция – способность поддерживать функции организма на определенном уровне в условиях постоянно меняющейся среды.
- Наследственность и изменчивость (самостоятельная работа для учащихся: найти определения данных признаков по учебнику, с.10). Наследственность – свойство живых организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение. Изменчивость – свойство живого организма приобретать новые признаки и свойства, отличающие его от родителей.
Беседа с учащимися по вопросу: можно ли по одному признаку сделать вывод , что перед вами живой организм? – Нет. – Почему? Докажите.
Вывод – определить, является ли объект живым организмом, можно только по совокупности нескольких признаков живого.
2. Многообразие живого мира. Уровни организации.
Фронтальный опрос по ранее пройденным терминам: клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция, биоценоз, биогеоценоз, биосфера.
- Что такое клетка?
- Что такое ткань?
- Что такое орган?
- Что образует биосферу?
- Дайте определение природному сообществу, приведите примеры.
Обобщение ответов.
Запись в тетрадь.
- Живая материя существует на разных уровнях организации: организменный уровень (клеточный, организменный), надорганизменный (популяционно-видовой, биоценозный, биогеоценозный, биосферный).
- Каждый последующий уровень включает в себя предыдущий, и, следовательно, зависит от него и таким образом подчиняется закону иерархии.
- Любая биологическая система состоит из отдельных частей, т.е. она дискретна (т.е. система состоит из отдельных частей), но тем не менее образует единое целое.
- Каждому уровню присущи признаки живого.
- Все многообразие живых организмов ученые классифицировали (систематизировали) на империи, царства и другие систематические группы, в зависимости от принадлежности к ним организма.
Задание к классу: приведите пример систематики животного или растения.
Пример: Царство- Животные, тип – Хордовые, класс – Млекопитающие, отряд – Грызуны, семейство – Беличьи, род – Белки, вид – Обыкновенная белка.
IV. Закрепление.
Фронтальная беседа.
Обобщение ответов.
V. Домашнее задание. Конспект урока. Выучить определения всех уровней организации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: «Развитие ядерной энергетики и влияние радиоактивных веществ на живые организмы»
Вашему вниманию предлагаю разработку урока, с использованием компьютерной презентации. Данный урок носит в основном информативный характер, поэтому может проводиться и в разных классах. На этом уроке ...
Методическая разработка урока-конференции "Война все спишет..." (по повести В.Распутина "Живи и помни"
Произведения В.Г.Распутина читаются на одном дыхании, а после прочтения – вопросы, вопросы – к самому себе. Это книга о войне, драма ещё одной жизни. Распутин обнажил ещё одну сторону войны...
урок по теме Уровни организации живой природы"
Тип урока: изучение нового материала Вид урока: урок с использованием презентации Цели урока: 1) сформировать знания об уровнях организации живой природы 2) развитие аналитических способностей на прим...
Методическая разработка урока по теме "Типы взаимодействия организмов"
Предлагаю методическую разработку урока биологии для 11 класса "Типы взаимодействия организмов" и презентацию с соответствующими примерами....
Методическая разработка урока по теме "Формы размножения организмов"
Урок по теме "Формы размножения организмов" изучение полового и бесполого способа размножения живых организмов с использованием презентации....
Методическая разработка урока по теме: "Край, в котором я живу".
конспект урока для учащихся 5 класса о родном крае, посвещённый юбилею Тайшетского района...
Проверочная работа по теме «Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов»
Данный дидактический материал по теме «Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов» рекомендуется для учащихся 9 классов. Материал включает карточки, на которые учащи...