Рабочая программа по биологии для 5 класса.
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа разработана для учебного комплекта под редакцией Суховой Т.С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_2015-2016_rabochaya_programma_po_biologii_dlya_5_klassa2015-2015.doc | 252.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Российская гимназия при Государственном Русском музее
Центрального района Санкт-Петербурга
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей _________________ «___»______ 20__ г. Протокол № Председатель МО _______________ | СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР ___________________ ___________________ «____»________ 20__ г. | Рекомендована к использованию Педагогическим советом Протокол от _________ № _______ | «УТВЕРЖДАЮ» Приказ от ___________ № ____ Директор ГБОУ гимназия при ГРМ
_____________________ Л.Х. Бельгушева |
Рабочая программа
по предмету
«Биология»
для 5 класса
на 2015-2016 учебный год
Срок реализации программы 1 год
Учитель Чернышёва Елена Юрьевна
(ФИО)
Санкт-Петербург
2015
Содержание рабочей программы по биологии для 5 класса на 2015-2016 учебный год.
1.Пояснительная записка.
2.Общая характеристика учебного предмета.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане.
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета биологии.
5. Содержание курса биологии для 5 класса с примерным распределением часов.
6. Описание учебно-методического комплекса и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
7. Планируемые результаты изучения учебного предмета биология.
8. Тематическое планирование.
Рабочая программа по биологии для 5 класса.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе:
- Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Примерной государственной программы ФГОС Биология 5-9 классы, авторы: И.Н. Пономарёва, В.С.Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С.Сухова;
- Положения о Рабочей программе учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) ГБОУ гимназии при ГРМ приказ № от
Предлагаемая программа соответствует положениям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, Фундаментальному ядру содержания общего образования, примерной программе по биологии. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
Программа обеспечена учебником Т.С.Сухова, В.И.Строганов. Биология: 5-6классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Вентана – Граф, 2013.-176с.: ил. Данный учебник входит в систему учебно – методических комплектов «Алгоритм успеха» (авторы: И.Н.Понаморёва, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко,В.Н. Константинов, В.Г.Бабенко, Р.Д. Маш, А.Г.Драгомилов, Т.С.Сухова и др.). Авторы вводят учащихся 5-6 классов в мир общебиологических понятий через установление общих признаков жизни с учётом сложных взаимоотношений организмов со средой обитания. Методический аппарат учебника предлагает школьникам деятельное участие в учебном процессе и соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.).
На изучение биологии в 5 классе отводится 1 час в неделю (34 ч в год). Программный материал рассчитан на 28 часов и 6 часов резервного времени. Экскурсии и практические работы проводятся за счёт резервного времени.
Цели обучения:
- Освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- Овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы; умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и биологические эксперименты;
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- Воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- Использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни. Для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
Задачи обучения
- Формирование целостной научной картины мира;
- Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;
- Овладение научным подходом к решению различных задач;
- Овладение научным подходом к решению различных задач;
- Овладение умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы, оценивать полученные результаты.
Общая характеристика курса биологии.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, о человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
- формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной картины мира;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Предлагаемая программа по биологии включает в себя следующие содержательные линии:
- многообразие и эволюция органического мира;
- биологическая природа и социальная сущность человека;
- структурно-уровневая организация живой природы;
- ценностное и культурное отношение к природе;
- практико-ориентированная сущность биологических знаний.
Место предмета.
Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения составляет 274 часа, из них 35 (1 час в неделю) в 5 классе, 35 (1час в неделю) в 6 классе, по 68 (2 часа в неделю) в 7-9 классах.
В соответствии с базисным учебным (общеобразовательным) планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Содержание курса обучения.
Отличие живого от неживого.
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Правила работы с биологическими приборами и инструментами. Отличительные признаки живых организмов. Особенности химического состава живых организмов: органические и неорганические вещества; их роль в организме. Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Рост и развитие организмов. Размножение. Раздражимость. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Биология как наука. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.
Клеточное строение организмов.
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. Многообразие клеток. Органоиды клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли, хромосомы. Устройство увеличительных приборов и правил работы с ними. Приготовление микропрепаратов. Изучение клеток растений и животных на микропрепаратах и их описание. Клетки, ткани и органы. Изучение одноклеточных и многоклеточных организмов. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.
Лабораторные и практические работы.
- Знакомство с микроскопом.
- Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха.
- Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов.
Опыты, выполняемые в домашних условиях.
Выращивание плесени на хлебе.
Жизнедеятельность организмов.
Рост и развитие организмов. Размножение организмов. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Изучение органов цветкового растения. Вегетативное размножение комнатных растений. Процессы жизнедеятельности растений: питание, фотосинтез. Питание животных. Приспособления живых организмов к различным средам обитания. Взаимосвязь организмов и окружающей среды. Роль питания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности. Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Пищевые связи в экосистеме. Среда- источник веществ и энергии. Роль дыхания в жизнедеятельности клеток и организма. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.
Лабораторные и практические работы.
1.Изучение строения семян фасоли.
2.Рассматривание корней растений.
3. Уход за комнатными растениями и аквариумными рыбками.
4. Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе.
Опыты, выполняемые в домашних условиях.
- Изучение испарения воды листьями.
- Изучение направления роста корня.
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса.
В результате освоения курса биологии 5 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
- Постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
- Осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы (умения доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы);
- Оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- Оценка экологического риска взаимоотношений человека и природы;
- Формирование экологического мышления: умения оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- Составлять индивидуально и в группе план решения проблемы (выполнения проекта);
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
- Выявлять причины и следствия простых явлений;
- Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для логических операций;
- Строить рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей;
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- Составлять тезисы, различные виды планов;
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т.д.);
- Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
- В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- Учиться критически относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- Понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательство(аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
- Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
- Приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения, приспособлений животных к условиям среды обитания, изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- Описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
- Сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
- Описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- Использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- Находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- Кратко пересказывать доступный по объёму текст естественнонаучного характера, выделять его главную мысль;
- Пользоваться приборами для проведения опытов и наблюдений, простейших исследований.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями; травматизма, стрессов, вредных привычек ( курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- Выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Технологии
Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, дифференцированного обучения, индивидуально-личностного обучения, информационно-коммуникационные, составления алгоритма выполнения задания, обобщения и систематизации знаний, развития исследовательских навыков.
Формы контроля
Стартовый, промежуточный (два раза в год), итоговый контроль в виде тестов, контрольных работ. Текущий контроль в формате самостоятельных, лабораторных, практических и проверочных работ, тестов, опроса.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения.
Библиотечный фонд
- Учебники федерального перечня, в которых реализована данная программа (Биология. 5-6 класс, авт. Т.С.Сухова, В.А.Строганов).
Материально-техническое обеспечение учебного процесса.
Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляется как урочная, так и внеурочная форма учебно-воспитательной деятельности с учащимися. Оснащение должно соответствовать Перечню оборудования кабинета биологии, включать различные типы средств обучения. Значительную роль играют учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы, экскурсионное оборудование.
Лабораторный инструментарий необходим как для урочных занятий, так и для проведения наблюдений и исследований в природе, постановки и выполнения опытов, в целом для реализации научных методов изучения живых организмов.
Натуральные объекты используются как при изучении нового материала, так и при проведении исследовательских работ, подготовке проектов, обобщении и систематизации, построении выводов с учётом выполненных наблюдений. Живые объекты следует содержать в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и правилами техники безопасности.
Учебные модели служат для демонстрации структуры и взаимосвязей различных биологических систем и для реализации моделирования как процесса изучения и познания, развивающего активность и творческие способности обучающихся.
В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: аппаратура для записей и воспроизведения аудио- видеоинформации, компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, коллекция медиаресурсов, электронные приложения к учебникам, обучающие программы, выход в Интернет.
Использование экранно-звуковых и электронных средств обучения позволяет активизировать деятельность обучающихся, получать более качественные результаты обучения; формировать ИКТ-компетентность, способствующую успешности в учебной деятельности: при подготовке к ЕГЭ обеспечивать самостоятельность в овладении содержанием курса биологии, в формировании универсальных учебных действий, в построении индивидуальной образовательной программы.
Комплекты печатных демонстрационных пособий (таблицы, транспаранты, портреты выдающихся учёных-биологов) по всем разделам школьной биологии находят широкое применение в обучении биологии.
Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ Она может быть использована как учителем, так и обучающимися в ходе самостоятельной подготовки к итоговой проверке и самопроверке знаний по изученному курсу.
Использование наглядных учебных пособий, технических средств осуществляется комплексно, что позволяет реализовать дидактические принципы наглядности и доступности, достигать поставленных целей и задач, планируемых результатов освоения основных образовательных программ.
Планируемые результаты изучения курса биологии
Система планируемых результатов ( личностных, метапредметных и предметных) – в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.
В структуре планируемых результатов выделяются:
- Ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего образования, отражающие такие общие цели, как формирование ценностно- смысловых установок, развитие интереса; целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами предметов;
- Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи в блоках «Выпускник научиться» и «Выпускник получит возможность научиться», приводятся к каждому разделу учебной программы.
Раздел 1.
Живые организмы.
Выпускник научиться:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений, домашних животных;
- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы ( признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Раздел 2
Человек и его здоровье
Выпускник научиться:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;
- применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведении наблюдений за состоянием собственного организма;
- выделять эстетические достоинства человеческого тела;
- реализовывать установки здорового образа жизни;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
- находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Раздел 3.
Общие биологические закономерности.
Выпускник научиться:
- характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;
- применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;
- использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе;
- приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
- выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
- аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.
Тематическое планирование для 5 класса на 2015-2016 учебный год
Тема урока | Содержание | Практика | Контроль | Планируемые результаты | Сроки |
Строение и жизнедеятельность живых организмов.
Тема 1. Живая и неживая природа. (7часов)
1 | Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем. | Для изучения природы используют многочисленные методы: наблюдение, опыт, измерение, описание и т.д. Работа с учебником и тетрадью (с.3): письменное выполнение задания, апробация использования измерительных приборов и лабораторного оборудования на практике; работа с учебником (с.5): описание природного объекта. | Демонстрация опытов, описание явлений. | Фронтальный опрос, проверка домашнего задания. | Личностные: постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение; осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познания на основе достижений науки. Регуляторные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно, осознавать качество и уровень усвоения. Логические: сравнение методов изучения живой и неживой природы. Познавательные: умение первичной обработки информации - работа с терминами, извлекать необходимую информацию из прочитанного текста. Предметные: Научиться различать оборудование для научных исследований; проводить простейшие измерения природных объектов. Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов, владеть монологической и диалогической формами речи. | 1-я неделя сентябрь 03.09.15 |
2 | Живая и неживая природа. Различие тел живой и неживой природы. | При описании тел живой и неживой природы используют одинаковые характеристики: массу, форму, размеры, цвет. Тела живой природы, то есть живые организмы имеют не только общие, но и отличительные признаки. | Текущий. | Предметные: выявлять общие признаки тел живой и неживой природы, свидетельствующие о единстве природы; проводить анализ рисунков, предлагающих поисковую задачу; обосновывать свою точку зрения. Регулятивные: извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний; под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание, наблюдения, выводы. Коммуникативные: сотрудничество, выслушивание мнения других, ведение дискуссии. Познавательные: оценивать с эстетической точки зрения объекты живой и неживой природы, уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, выделять отличительные признаки тел живой природы. | 2-я неделя сентября 10.09.15 | |
3 | Органические и неорганические вещества, содержащиеся в живых организмах. | Органические и неорганические вещества входят в состав организмов и обеспечивают их нормальную жизнедеятельность | Опыт: «Наличие жира в составе семян». Опыт: «Обнаружение крахмала с помощью йода». Работа с учебником (с12): формирование представления о проведении и оформлении опыта; работа с учебником (с13,14): преобразование информации в схему и таблицы. | Проверка домашнего задания; тестирование | Познавательные: работать с текстом и иллюстрациями учебника; сравнивать вещества разных групп; делать выводы на основе сравнения, находить информацию в научно – популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её. Регуляторные: оценивать разные точки зрения, осваивать разные виды деятельности и формы сотрудничества. Предметные: Научится сравнивать органические и неорганические вещества; проводить опыты. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: Формирование у учащихся устойчивой мотивации к исследовательской деятельности. | 3-я неделя сентября 17.0915 |
4 | Отличительные признаки живых организмов. | Свойства живого. Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм –единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого. | Личностные: развитие эстетического сознания. Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства для её осуществления; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других учащихся, исходя из имеющихся критериев. Познавательные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства для её осуществления. структурирование знаний; осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной или письменной форме; рефлексия способов и условий действия; сравнение и классификация объектов природы. Коммуникативные: умение достигать взаимопонимания с другими людьми; умение подчиняться решению группы ради успеха общего дела. Предметные: Научиться проводить опыты и наблюдения с живыми организмами, характеризовать органы живого организма и их функции, используя рисунок учебника, формулировать выводы о значении взаимодействия органов живого организма. | 4-янеделя сентября 24.09.15 | ||
5 | Экскурсия №1 «Живая и неживая природа». | Цель экскурсии: сравнить объекты, относящиеся к живой и неживой природе. | Оформить отчёт об экскурсии. | Личностные: постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение; осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познания на основе достижений науки. Регуляторные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того , что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно, осознавать качество и уровень усвоения. Логические: сравнение методов изучения живой и неживой природы. Познавательные: умение первичной обработки информации - работа с терминами, извлекать необходимую информацию из прочитанного текста. Предметные: Научиться различать оборудование для научных исследований; проводить простейшие измерения природных объектов. Коммуникативные: Добывать недостающую информацию с помощью вопросов, владеть монологической и диалогической формами речи. | 5-я неделя сентября-1неделя октября 01.10.15 | |
6 | Практическая работа «Красота и гармония в природе» | Цель работы: обратить внимание на красоту и гармонию во внешнем облике живых организмов. | Оформить работу. | Личностные: постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение; осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познания на основе достижений науки. Регуляторные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно, осознавать качество и уровень усвоения. Логические: сравнение методов изучения живой и неживой природы. Познавательные: умение первичной обработки информации - работа с терминами, извлекать необходимую информацию из прочитанного текста. Предметные: Научиться различать оборудование для научных исследований; проводить простейшие измерения природных объектов. Коммуникативные: Добывать недостающую информацию с помощью вопросов, владеть монологической и диалогической формами речи. | 2-я неделя октября 08.10.15 |
7 | Обобщающий урок по теме «Отличие живого от неживого». Тестовый контроль знаний. | Подведение итогов. Выполнение различных заданий. Закрепление материала по теме. | Предметные: Объяснять значение понятий: живой организм, свойства живого, биология; Обсуждать результаты собственных наблюдений и исследований с одноклассниками и учителем; Использовать рисунок как источник информации. Личностные: постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение; осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познания на основе достижений науки. Регуляторные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, а также, осознавать качество и уровень усвоения Логические: сравнение методов изучения живой и неживой природы. Познавательные: умение первичной обработки информации - работа с терминами, извлекать необходимую информацию из прочитанного текста. Коммуникативные: Добывать недостающую информацию с помощью вопросов, владеть монологической и диалогической формами речи. | 3-я неделя октября 15.09.15 |
Тема 2. Клеточное строение организмов. (5 часов)
8 | Клеточное строение - общий признак живых организмов. | Клеточное строение - общий признак живых организмов. Вирусы – неклеточная форма жизни. Процессы, протекающие в живой клетке, определяют жизнедеятельность всего организма. | Работа с учебником (с.19,20): чтение и обсуждение материала учебника; работа с учебником (с.21-23) и иллюстрациями (рис.16): формирование представления о частях клетки, их строении и функциях | Текущий. | Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства для её осуществления. Предметные: Научится сравнивать объекты живой природы на рисунках. Познавательные: Уметь формулировать проблему, извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов, сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника. Коммуникативные: Уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли. Личностные: Формирование у учащихся нравственно-этического оценивания места человека в окружающем мире. | 4-я неделя октября 22.10.15 |
9 | Живое и неживое под микроскопом. Строение животной клетки. | Выполнение лабораторной работы и оформление результатов. | Лабораторная работа №2 « Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и клеток зелёного листа». | Проверка отчета лабораторной работы. | Регуляторные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства для её осуществления; сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника. Личностные: Формирование у учащихся устойчивой мотивации к исследовательской деятельности. Предметные: Научиться готовить микропрепарат и работать с микроскопом. Познавательные: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; анализировать объекты с целью выделения признаков; сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника. Коммуникативные: Распределять роли в парах во время работы с микроскопом. | 5-я неделя октября 29.10.15 |
10 | Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом | Выполнение лабораторной работы и оформление результатов. | Лабораторная работа №3 «Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов». | Проверка отчета лабораторной работы. | Регуляторные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства для её осуществления. Предметные: Научиться готовить микропрепарат и работать с микроскопом. Познавательные: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; анализировать объекты с целью выделения признаков; сопоставлять биологический текст с иллюстрациями Личностные: учебника. Формирование у учащихся устойчивой мотивации к исследовательской деятельности. Коммуникативные: Распределять роли в парах во время работы с микроскопом. | 2-я неделя ноября (9.11-14.11) 12.11.15 |
11 | Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов». | Обобщение и закрепление изученного материала по данной теме. Подведение итогов. | Работа с учебником, формирование представлений о разных типах заданий и способах их выполнения; индивидуальная проверка уровня знаний о клеточном строении живых организмов. | Тест. | Регуляторные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства для её осуществления. Предметные: Научиться находить клетки на рисунке; сравнивать строение клетки растений и животных. Познавательные: Искать и выделять необходимую информацию; извлекать необходимую информацию из прочитанного текста. Коммуникативные: Уметь с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли. Личностные: Формирование у учащихся устойчивой мотивации к применению сравнительного анализа биологических объектов. | 3-я неделя ноября (16.11-21.11) 19.11. 15 |
12 | Контрольная работа по теме «Строение и жизнедея- тельность живых организмов» | Контроль качества знаний. | Выполнение заданий. | Контрольная работа. | Регуляторные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства для её осуществления. Предметные: Научиться находить клетки на рисунке; сравнивать строение клетки растений и животных. Познавательные: Искать и выделять необходимую информацию; извлекать необходимую информацию из прочитанного текста. Коммуникативные: Уметь с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли. Личностные: Формирование у учащихся устойчивой мотивации к применению сравнительного анализа биологических объектов | 4-я неделя ноября (23.11-28.11) 26.11..15 |
Тема 3. Размножение живых организмов. (5часов)
13 | Размножение живых организмов. | Все живые организмы размножаются. Различают две формы размножения – половое и бесполое. | Опыт, выполняемый в домашних условиях «Выращивание плесени на хлебе». | Текущий. | Предметные: Научиться рассказывать о размножении живых организмов по рисункам Познавательные: Сопоставлять текст с иллюстрациями учебника; преобразовывать текстовую информацию в схему. Регулятивные: Изучать материал через включение в новые виды деятельности; в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Коммуникативные: Уметь с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли. Личностные: Формирование у учащихся умения осуществлять нравственно-этическое оценивание места человека в окружающем мире. | 5-я неделя ноября -1-я неделя декабря (30..-05.12) 03.12.15 |
14 | Размножение животных. | Наличие половых клеток у животных, количество особей, участвующих в размножении. | Работа с иллюстрациями учебника (с.41, рис.31): изучение особенностей полового и бесполого размножения животных; работа с тетрадью и учебником (с.42): заполнение таблицы, составление схемы полового и бесполого размножения животных. | Текущий. | Предметные: Научится составлять схемы полового и бесполого размножения организмов. Познавательные: Искать и выделять необходимую информацию; преобразовывать информацию из одного вида в другой ( текст в таблицу). Регулятивные: Определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. Коммуникативные: Владеть монологической и диалогической формами речи. Личностные: Формирование у учащихся умения сравнивать на примере изучения разных способов размножения организмов. | 2-я неделя декабря (7.12-12.12) 10.12.15 |
15 | Размножение растений (без помощи семян) | Растения могут размножаться с помощью частей тела. | Текущий. | Предметные: Научится проводить простые опыты и наблюдения по бесполому размножению растений. Познавательные: Искать и выделять необходимую информацию; сопоставлять текст с иллюстрациями учебника. Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения. Коммуникативные: Распределять роли в парах во время выполнения опытов и наблюдений. Личностные: Формирование у учащихся научной картины мира, формирование умений сравнивать и находить взаимосвязи, на примере изучения строения и функций биологических объектов, формирование понимания взаимосвязи. | 3-я неделя декабря (14.12-19.12) 17.12.15 | |
16 | Размножение растений при помощи семян. | В семени покрытосеменных растений находится защищённый кожурой зародыш с запасом питательных веществ. Из зародыша развивается новое растение. | Работа с учебником (с.44): знакомство с семенным размножением растений; обсуждение проведения опыта по проращиванию семян; выполнение лаб. работы №4 (знакомство с частями строения семян). | Текущий. | Предметные: Научиться проводить простые опыты и наблюдения по семенному размножению растений. Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи; преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу). Регулятивные: Прогнозирование- предвосхищение результата и уровня усвоения, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него. Коммуникативные: Уметь строить алгоритм действий по совместному выполнению заданий. Личностные: Формирование понимания взаимосвязи между результатом учения и тем, ради чего оно осуществляется, на примере практической работы по выращиванию растений. | 4-я неделя декабря (21.12-26.12) 24.12.15 |
17 | Обобщающий урок по теме «Размножение живых организмов». | Закрепление и обобщения материала по данной теме. | Работа с учебником (параграф 16): выполнение заданий; индивидуальная проверка качества знаний о способах размножения организмов. | Тест. | Предметные: Научиться составлять схемы полового и бесполого размножения организмов. Познавательные: Искать и выделять необходимую информацию; сопоставлять текст с иллюстрациями учебника; преобразовывать информацию в схему. Регулятивные: Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: Задавать вопросы о недостающей информации не только учителю, но и друг другу. Личностные: Формирование у учащихся умения устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; формирование умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. | 2-я неделя января (11.01-16.01) 14.01.16 |
Тема 4. Питание и дыхание живых организмов. (14 часов).
18 | Питание растений. Роль листьев в питании растений. | Растение кормит себя само, образуя органические вещества из неорганических. Человек и животные питаются органическими веществами, которые создали растения. | Работа с учебником: знакомство с опытом Гельмонта; проведение демонстрационных и индивидуальных опытов и наблюдений; выявление веществ, необходимых растению для жизни | Текущий. | Предметные: Научиться проводить простые опыты и наблюдения за питанием растения. Познавательные: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать причинно – следственные связи. Регулятивные: Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: Слушать друг друга, задавать вопросы, точно выражать свои мысли. Личностные: Формирование научной картины мира. | 3-я неделя января (18.01-23.01) 21.01.16. |
19 | Роль корней в питании растений. | Знакомство с корневыми системами, выполнение лабораторной работы, оформление результатов. Роль корней в минеральном питании растений. | Лабораторная работа №5 «Рассматривание корней растений». Опыт «Определение наличия в почве минеральных веществ». | Текущий. | Предметные: Научиться проводить простые опыты и наблюдения за питанием растения. Познавательные: Извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов; сопоставлять текст с иллюстрациями учебника. Регулятивные: Составлять план и последовательность действий; изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Коммуникативные: Распределять роли в группах сотрудничества по выполнению опытов и наблюдений. Личностные: Формирование научной картины мира. | 4-я неделя января (25.01-30.01) 28.01.16 |
20 | Питание различных животных. | Классификация животных по типу питания. Пища для животных, выведение продуктов обмена веществ. Различные виды ротовых аппаратов животных. | Практическая работа №4 «Подкармливание птиц зимой». | Проверка домашнего задания. | Предметные: Научиться сравнивать строение органов животных по рисункам; выявлять сходство строения организмов и процесса пищеварения у разных животных. Познавательные: Уметь сравнивать способы питания животных. Регулятивные: Работать по плану, сверять свои действия с целью; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: Владеть диалогической формой речи. Личностные: Формирование у учащихся нравственно- этического оценивания своего места в окружающем мире. | 1-я неделя февраля (01.02-06.02) 04.02.16 |
21 | Питание паразитов. | Виды паразитических организмов. Способы их питания. Вред, который наносят паразиты растениям, животным и человеку. Меры борьбы с паразитами | Работа с иллюстрацией учебника (с.62, рис.54): выявление питания паразитов и связи их с организмом хозяина; работа с учебником (с.64): чтение рассказа и ответ на вопрос о значении паразитов в природе. | Текущий. | Предметные: Научиться выявлять сходство строения организмов и процесса пищеварения у паразитов разных царств организмов. Познавательные: Преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу). Регулятивные: Ставить учебную задачу. Коммуникативные: Искать и собирать информацию с помощью постановки вопросов. Личностные: Формирование нравственно – этического оценивания своего места в окружающем мире | 2-я неделя февраля (08.02-13.02) 11.02.15 |
22 | Обобщающий урок по теме «Питание организмов». | Закрепление и обобщение материала по данной теме. | Работа с учебником (с.84,85): выполнение заданий; обсуждение выполнения заданий | Текущий. | Предметные: Научиться находить различия в питании растений и животных; объяснять причины этих различий. Познавательные: Извлекать необходимую информацию из прочитанного текста. Регулятивные: Ставить учебную задачу. Коммуникативные: Уметь с достаточной полнотой и четкостью выражать свои мысли. Личностные: Формирование основ экологической культуры. | 3-я неделя февраля (15.02-20.02) 18.02.16 |
23 | Значение минеральных веществ в жизни животных и человека. | Растения добывают минеральные соли из почвы. Человек и животные получают их с пищей и водой. Примеры минеральных веществ и их роль в жизнедеятельности организмов. | Работа с учебником (табл.4, с.66): выявление значения минеральных веществ для жизнедеятельности живых организмов; работа с иллюстрациями учебника (с.66-68): анализ путей попадания ядовитых веществ в организм человека. | Текущий. | Предметные: Научиться рассказывать о минеральных веществах, необходимых для живых организмов. Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться в своей системе знаний, анализировать и выделять существенные признаки Регулятивные: Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Коммуникативные: Уметь задавать вопросы о недостающей информации, излагать грамотно свои мысли. Личностные: Формирование у учащихся устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни, к соблюдению гигиенических норм; формирование умения соотносить свои поступки с принятыми этическими принципами. | 4-я неделя февраля (22.02-27.02) 1-я неделя марта (29.02-05.03) 25.02.16 |
24 | Вода, значение воды в жизни животных и человека. | Вода входит в состав всех живых организмов на Земле. В воде растворяются как необходимые для жизни, вещества так и вредные. Удаляемые из организма вещества. | Опыт, выполняемый в домашних условиях «Изучение испарения воды листьями». Опыт на уроке «Определение наличия воды в семенах». Опыт на уроке «Определения воды в клубнях картофеля». Опыт на уроке «Определение наличия воды в слюне». | Проверка домашнего задания, тест | Предметные: Уметь рассказывать о свойствах воды и ее значении. Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться в своей системе знаний., анализировать и выделять существенные признаки Регулятивные: Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Коммуникативные: Уметь задавать вопросы о недостающей информации, излагать грамотно свои мысли. Личностные: формирование у учащихся устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни, к соблюдению гигиенических норм; формирование умения соотносить свои поступки с принятыми этическими принципами. | 2-я неделя марта (07.03-12.03) 03.03.16 |
25 | Значение процессов питания для растений и животных. | Жизнь на Земле существует благодаря энергии Солнца, но преобразовать её, сделав доступной для животных и человека, могут только зелёные растения. Пища источник энергии. Чем больше двигается животное или человек, тем больше ему нужно пищи. | Работа с иллюстрациями учебника (с.74, рис.64): выявление роли растений в преобразовании энергии Солнца и превращение её в доступную для животных и человека форму; работа с заданиями учебника (с.75): составление характеристики использования органических веществ живыми организмами. | Тест. | Предметные: Научиться рассказывать о преобразовании энергии Солнца и роли фотосинтеза. Познавательные: Оформлять результаты выданных заданий в тетради; работать с текстом учебника и иллюстрациями, делать выводы. Регулятивные: Работать по плану и сравнивать свои действия с целью, составлять план текста. Коммуникативные: Ведение дискуссии, умение выслушивать других, организация совместной деятельности. Личностные: формирование у учащихся устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни, к соблюдению гигиенических норм; формирование умения соотносить свои поступки с принятыми этическими принципами. | 3-я неделя марта (14.03-19.03) 10.03.16 |
26 | Способы добывания энергии для жизни. | Понятие о цепях питания и перераспределении энергии между организмами. | Предметные: Уметь называть источники энергии для живых организмов. Познавательные: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль т оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: Постановка учебной задачи; в диалоге учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев Коммуникативные: Уметь задавать вопросы учителю и учащимся, уметь ясно выражать свои мысли устно и письменно. Личностные: формирование у учащихся устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни, к соблюдению гигиенических норм; формирование умения соотносить свои поступки с принятыми этическими принципами. | 5-я неделя марта (28.03-02.04) 17.03.16 | ||
27 | Значение запасания питательных веществ в жизни организмов. | Причины запасания питательных веществ, запасные вещества растений, животных и грибов. | Фронтальная беседа о необходимости питательных веществ для роста, движения, поддержания жизнедеятельности и питания зародыша; работа с иллюстрациями учебника ( с.80-82, рис.71-74). | Текущий. | Предметные: Уметь называть запасные органические вещества. Познавательные: Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; смысловое чтение, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; сравнение объектов по выделенным признакам. Регулятивные: Работать по плану, составлять план текста, определять цель деятельности. Коммуникативные: Аргументировать свое решение в ходе решения творческой задачи. Личностные: Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познания на основе достижений науки. | 2-я неделя апреля (04.04-09.04) 31.03.16 |
28 | Дыхание организмов. | Понятие газообмена. Кислород и питательные вещества постоянно расходуются каждой клеткой для получения необходимой для жизни энергии. | Текущий. | Предметные: Понимать значение дыхания у живых организмов. Познавательные: Устанавливание причинно – следственных связей. Регулятивные: Составлять план решения проблемы. Коммуникативные: Самостоятельно организовывать взаимодействие в группе. Личностные: Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познания на основе достижений науки. | 3-я неделя апреля (11.04-16.04) 07.04.16 | |
29 | Обобщающий урок по теме «Питание организмов». | Обобщение материала, выполнение разнообразных заданий. | Текущий. | Предметные: Уметь рассказывать о строении и жизнедеятельности живых организмов. Познавательные: Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления. Регулятивные: Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно. Коммуникативные: Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми других позиций. Личностные: Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познания на основе достижений науки. | 4-я неделя апреля (18.04-23.04) 14.04.16 | |
30 | Контрольная работа по теме «Питание живых организмов». | Контроль качества знаний. | Контрольная работа. | 5-я неделя апреля (25.04-30.04) 21. 04. 16 | ||
31 | Работа над ошибками. | Работа над ошибками. | 1-я неделя мая 28.04.16 |
Резервные уроки (3часа)
32 | Резервный урок. | 2-я неделя мая 05.05.16 | ||||
33 | Резервный урок. | 3-я неделя мая 12.05.16 | ||||
34 | Резервный урок. | 4-я неделя Мая 19.05.16 |
Тематическое планирование учебного материала
№ по порядку | Тема | Количество часов |
1. | Отличие живого от неживого. | 7 часов |
2. | Клеточное строение живых организмов. | 5 часов |
3. | Размножение живых организмов. | 5 часов |
4. | Питание и дыхание живых организмов. | 14 часов |
5. | Резервные уроки. | 3 часа |
Лабораторные работы: №1 «Знакомство с микроскопом и правилами работы с микроскопом». №2. «Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и клеток зелёного листа». №3. «Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов». №4. «Изучение строения семени фасоли». №5. «Рассматривание корней растений». Практическая работа «Красота и гармония в природе». Экскурсия «Живая и неживая природа. Контрольные работы | 2 |
Список литературы.
- Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
- Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: ( электронный документ).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.1010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621-10).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.1011 № МД 1552/ 03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества учащихся».
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.
- Приоритетный национальный проект «Образование»6 (Электронный документ).
- Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования: (Электронный документ).
- Сухова Т.С., Строганов В.И. Биология. 5-6 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2013.
- Сухова Т.С., Строганов В.И. Биология. 5-6 классы: Методическое пособие. М.: Вентана-Граф, 2013.
- Сухова Т.С., Строганов В.И. Биология. 5-6 классы: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: В 2ч. М.: Вентана-Граф, 2013.
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-1015 гг. (электронный документ)
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.:Просвещение, 2010.
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / Под ред. А.Г.Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования. /Под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. М.: Просвещение, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....