Рабочая программа по биологии для 8 класса
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Программа рассчитана на изучение биологии в 8 классе на базовом уровне в течение 68 часов учебного времени, то есть 2 часа в неделю, и не предполагает углублённого изучения каких-либо тем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по биологии для 8 класса по УМК Д.В.Колесова, Р.Д.Маш, Н.И.Беляева | 259 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каракулинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Составлено в соответствии с
на заседании ШМО государственным
Протокол № _1_от _27.08.2015г. образовательным стандартом
Рук. ШМО______________ общего образования 2004 г.
Принято на заседании
Педагогического совета
Протокол №_1_ от _31.08.2015г.
Утверждено
ПРИКАЗ № 160 от 31.08.2015г.
Директор МБОУ «Каракулинская СОШ
Мухачева Г.В. _________
Рабочая программа
по __________биологии______________________________
для ___________8 – х классов_________________________
Составитель: ____Шаклеина Л.В., учитель биологии________
первой квалификационной категории
Рецензент:_____Князев В.В., учитель химии_______________
высшей квалификационной категории
2015-2016
- Пояснительная записка
Данная рабочая программа по биологии разработана для обучения обучающихся 8 - х классов МБОУ «Каракулинская СОШ» на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г № 1089;
- Федерального базисного учебного плана стандарта, утверждённого приказом Минобразования России от 9 марта 2004 г № 1312;
- Примерной программы по биологии основного общего образования (базовый уровень), размещённой на сайте http://window.edu.ru/library/;
- «Положения о рабочей программе учителя» МБОУ «Каракулинская общеобразовательная средняя школа», утверждённого 8 апреля 2013 г.
За основу взята «Программа по биологии для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника», М.: «Дрофа», 2011г.
Учебно-методический комплект состоит:
- Учебник: Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, Н.И.Беляев, Биология 8 класс. – учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2012г.
- Рабочая тетрадь к учебнику Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, Н.И.Беляев, Биология 8 класс
Программа рассчитана на изучение биологии в 8 классе на базовом уровне в течение 68 часов учебного времени, т.е. 2 урока в неделю и не предполагает углублённого изучения каких-либо тем.
Основные цели курса:
- освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о человеке как биосоциальном существе;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Темы уроков в основном соответствуют Примерной программе по биологии основного общего образования (базовый уровень).
Формы организации учебного процесса: уроки, экскурсия, лабораторные и практические работы, семинары. Используются методы: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках; технологии: развития критического мышления, проблемно-диалогического обучения, ИКТ.
В течение учебного года осуществляется контроль за знаниями учащихся: а) в виде контрольных работ – их 3, б) проверочных работ, в) самостоятельных работ, устного зачета, тестирования в конце учебного года.
При изучении курса проводятся лабораторные работы с целью наблюдения функций органов своего организма, изучения рефлексов. Лабораторные работы носят обучающий характер, не требуют дополнительных учебных часов и не подлежат оцениванию.
II. Календарно-тематическое планирование (учебно-тематический план)
№ раздела п/п | Название раздела | Общее количес тво часов | Контроль | Практические | ||
проверочные | самостоятельные | контрольные | ||||
I. | Введение. Человек как биологический вид | 4 | 1 | |||
II. | Общий обзор организма человека | 4 | 1 | 1 | ||
III. | Опора и движение | 6 | 1 | 1 | 5 | |
IV. | Внутренняя среда организма | 3 | 1 | 1 | ||
V. | Кровообращение и лимфообращение | 6 | 1 | 1 | 4 | |
VI. | Дыхание | 5 | 1 | 3 | ||
VII. | Питание | 6 | 1 | 3 | ||
VIII. | Обмен веществ и превращение энергии | 4 | 1 | 1 | 1 | |
IX. | Выделение продуктов обмена | 2 | 1 | |||
X. | Покровы тела | 3 | ||||
XI. | Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма | 8 | 1 | 1 | 1 | 3 |
XII. | Органы чувств. Анализаторы | 5 | 1 | 3 | ||
XIII. | Психика и поведение человека | 6 | 1 | |||
XIV. | Размножение и развитие человека | 4 | 1 | 1 | ||
XV. | Человек и окружающая среда | 2 | 1 | |||
Итого: | 68 | 7 | 6 | 4 | 27 |
III. Содержание учебного предмета.
- Введение. Человек как биологический вид (4 ч)
Значение знаний о человеке для самопознания и сохранения здоровья. Анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина — науки о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
Человек как биологический вид: место и роль человека в системе органического мира; его сходство с животными и отличия от них.
Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы.
Демонстрации: модели, коллекции, влажные препараты, иллюстрирующие сходство человека и животных; модель «Происхождение человека»; остатки материальной первобытной культуры человека; иллюстрации представителей различных рас человека.
- Общий обзор организма человека (3 ч)
Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Клетки организма человека. Ткани: эпителиальные, мышечные, соединительные, нервная; их строение и функции. Органы и системы органов человека.
Процессы жизнедеятельности организма человека. Понятие о нейро-гуморальной регуляции как основе жизнедеятельности организма. Рефлекс. Рефлекторная дуга.
Демонстрации: таблицы с изображением строения и разнообразия клеток, тканей, органов и систем органов организма человека.
Самонаблюдения: мигательного рефлекса и условий его проявления и торможения; коленного рефлекса и др.
Лабораторная работа:
• Изучение микроскопического строения тканей организма человека.
- Опора и движение (6 ч)
Состав и функции опорно-двигательной системы. Строение и функции скелета человека. Строение и рост костей. Соединения костей.
Строение и функции скелетных мышц. Работа скелетных мышц. Регуляция деятельности мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного развития опорно-двигательной системы. Гладкие мышцы и их роль в организме человека.
Нарушения опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания доврачебной помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.
Демонстрации: скелет и муляжи торса человека, череп, кости конечностей, позвонки, распилы костей; приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.
Самонаблюдения: работы основных мышц, роли плечевого пояса в движениях руки.
Лабораторные работы:
• Изучение микроскопического строения кости.
• Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека.
• Изучение влияния статической и динамической работы на утомление мышц.
Практические работы:
• Выявление плоскостопия (выполняется дома).
• Распознавание на наглядных пособиях органов опорно-двигательной системы.
- Внутренняя среда организма (3 ч)
Транспорт веществ в организме. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость.
Состав и функции крови. Плазма. Форменные элементы. Значение постоянства внутренней среды организма.
Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет и иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Значение работ И. И. Мечникова, Л. Пастера и Э. Дженнера в области иммунитета. Вакцинация.
Демонстрации: таблицы «Состав крови», «Группы крови».
Лабораторная работа:
• Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки).
- Кровообращение и лимфообращение (6 ч)
Органы кровообращения: сердце и сосуды. Сердце, его строение и работа. Понятие об автоматии сердца. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Давление крови. Пульс.
Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь между кровеносной и лимфатической системами.
Сердечно-сосудистые заболевания, их причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении.
Демонстрации: модель сердца и торса человека; таблицы «Кровеносная система», «Лимфатическая система»; опыты, объясняющие природу пульса; приемы измерения артериального давления по методу Короткова; приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Лабораторные работы:
• Измерение кровяного давления.
• Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке.
• Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.
Практическая работа:
• Распознавание на наглядных пособиях органов системы кровообращения.
- Дыхание (5 ч)
Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Строение и работа органов дыхания. Голосовой аппарат. Механизм вдоха и выдоха. Понятие о жизненной емкости легких. Газообмен в легких и тканях.
Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред курения.
Болезни органов дыхания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Реанимация.
Демонстрации: торс человека; таблица «Система органов дыхания»; механизм вдоха и выдоха; приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
Лабораторные работы:
• Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
• Определение частоты дыхания.
Практическая работа:
• Распознавание на наглядных пособиях органов дыхательной системы.
- Питание (6 ч)
Значение питания для жизнедеятельности организма. Продукты питания и питательные вещества как основа жизни. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины и их роль в организме.
Пищеварение. Строение и работа органов пищеварения. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Ферменты и их роль в пищеварении. Пищеварительные железы. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Всасывание.
Регуляция процессов пищеварения. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Приемы оказания первой помощи при пищевых отравлениях.
Демонстрации: торс человека; таблица «Пищеварительная система»; модель «Строение зуба».
Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.
Лабораторные работы:
• Изучение действия ферментов слюны на крахмал.
• Изучение действия ферментов желудочного сока на белки.
Практическая работа:
• Распознавание на наглядных пособиях органов пищеварительной системы.
- Обмен веществ и превращение энергии (4 ч)
Обмен веществ и превращение энергии — необходимое условие жизнедеятельности организма. Понятие о пластическом и энергетическом обмене. Обмен белков, углеводов, жиров, воды и минеральных веществ, его роль в организме. Ферменты и их роль в организме человека. Витамины и их роль в организме. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.
Энергетические затраты и пищевой рацион. Нормы питания. Значение правильного питания для организма. Нарушения обмена веществ.
Демонстрации: таблицы «Витамины», «Нормы питания», «Энергетические потребности организма в зависимости от вида трудовой деятельности».
Практическая работа:
• Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.
- Выделение продуктов обмена (3 ч)
Роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы. Строение и функции почек. Регуляция деятельности мочевыделительной системы. Заболевания органов мочевыделения и их профилактика.
Демонстрации: модель почки, рельефная таблица «Органы выделения».
Практическая работа:
• Распознавание на наглядных пособиях органов мочевыделительной системы.
- Покровы тела (4 ч)
Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции.
Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи. Приемы оказания помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях. Профилактика повреждений кожи. Гигиена кожи.
Демонстрации: рельефная таблица «Строение кожи»; приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах и обморожениях.
Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхностей кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки.
- Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма (8 ч)
Основные понятия эндокринной регуляции. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие гуморальной и нервной регуляции.
Основные понятия нервной регуляции. Значение нервной системы. Строение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Вегетативная нервная система.
Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Демонстрации: таблица «Железы внешней и внутренней секреции»; гортань со щитовидной железой, почки с надпочечниками; таблицы «Строение спинного мозга», «Строение головного мозга», «Вегетативная нервная система»; модель головного мозга человека, черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза.
Лабораторные работы:
• Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.
• Изучение рефлексов продолговатого и среднего мозга.
Практическая работа:
• Штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.
- Органы чувств. Анализаторы (5 ч)
Понятие об анализаторах. Органы чувств как элементы строения анализаторов. Строение и функции зрительного, слухового, вестибулярного и вкусового анализаторов. Мышечное чувство. Осязание. Боль. Нарушения работы анализаторов и их профилактика.
Демонстрации: таблица «Анализаторы»; модели глаза, уха; опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные иллюзии.
Лабораторные работы:
• Изучение строения слухового и зрительного анализаторов (по моделям или наглядным пособиям).
• Изучение изменения размеров зрачка.
- Психика и поведение человека (6 ч)
Высшая нервная деятельность. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.
Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче информации из поколения в поколение.
Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведении человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.
Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Демонстрации: безусловные и условные рефлексы человека по методу речевого подкрепления; двойственные изображения, иллюзии установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления.
- Размножение и развитие человека (4 ч)
Размножение (воспроизведение) человека. Половые железы и половые клетки. Наследование признаков у человека. Роль генетических знаний в планировании семьи. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
Органы размножения. Оплодотворение. Контрацепция. Инфекции, передающиеся половым путем, и их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
Развитие зародыша человека. Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения.
Демонстрации: таблицы «Строение половой системы человека», «Эмбриональное развитие человека», «Развитие человека после рождения».
Лабораторная работа:
• Измерение массы и роста своего организма.
- Человек и окружающая среда (2 ч)
Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.
Демонстрации: таблицы «Природное и социальное окружение человека», «Поведение человека в чрезвычайных ситуациях».
Практическая работа:
• Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека.
IV.Учебная программа
№ учебной недели | Название раздела, темы урока, № урока по порядку, № урока в разделе. | Контроль | Обучающийся должен знать | Обучающийся должен уметь |
| ||||
1. | 1.1.Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его. | Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена и их методы. | Объяснять место и роль чело-века в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды | |
2.2.Систематическое положение человека | Место человека в систе-матике; доказательства животного происхож-дения человека: рудименты, атавизмы. | Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация) | ||
2. | 3.3.Историческое прошлое людей | Австралопитеки, древней-шие люди, древние люди, первые современные люди. | Раскрывать усложнение че-ловека в процессе его эволюции (ископаемого, древнейшего и древнего человека); | |
4.4.Расы человека | Проверочная работа №1 | Характерные расовые признаки. | Доказывать происхождение и единство рас человека; | |
| ||||
3. | 5.1.Строение организма человека. | Органы, системы органов, внутренняя и внешняя среда. | Узнавать по рисункам расположение органов и систем органов. | |
6.2.Клетки организма человека. | Клеточное строение организма; органоиды, развитие, рост, ферменты. | Распознавать на рисунках, таблицах, микропрепаратах органоиды клетки. | ||
4. | 7.3.Ткани. Лабор. работа №1.Изучение микроскопического строения тканей организма человека. | Ткани: эпителиальные, мышечные, соедини-тельные, нервная; меж-клеточное вещество, нейрон. | Распознавать на рисунках, таб-лицах, микропрепаратах типы тканей, работать с микроскопом. | |
8.4.Нейро-гуморальная регуляция - основа жизнедеятельности организма. | Проверочная работа №2 | Рефлекс. Рефлекторная дуга, виды рефлексов, гуморальная регуляция, гормоны. | Приводить примеры рефлексов, называть функции компонентов рефлекторной дуги. | |
Опора и движение (6 ч) | ||||
5. | 9.1.Состав и функции опорно-двигательной системы. Скелет человека. Практич.работа №1.Распознавание на наглядных пособиях органов опорно-двигательной системы. | Отделы скелета, осевой скелет. | Разъяснять процесс регуляции деятельности опорно-двигательной системы, находить на рисунках, таблицах, муляжах основные типы соединений костей, отделов скелета, основных костей и мышц. | |
10.2.Строение и рост костей, типы их соединения. Лабораторн.работы №2,3. Изучение микроскопического строения кости. Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека. | Надкостница, губчатое вещество, типы костей. | |||
6. | 11.3.Мышцы, их строение и функции | Самост. работа №1 | Скелетные мышцы, антагонисты, синергисты. | |
12.4.Работа мышц. Управление движением. Утомление. Лаборат.работа №4. Изучение влияния статической и динамической работы на утомление мышц. | Гиподинамия, тренировочный эффект. | |||
7. | 13.5.Нарушения опорно-двигательной системы. Практическая работа №2.Выявление плоскостопия (выполняется дома). | Осанка, плоскостопие, остеохондроз. Ушиб, перелом, синяк, шина. | ||
14.6.Зачет по теме «Опора и движение» | ||||
Внутренняя среда организма (3 ч) | ||||
15.1.Компоненты внутренней среды организма. | Тканевая жидкость, лимфа. | Перечислять компоненты внутренней среды, органов кроветворения, их функций. | ||
16.2.Кровь. Лаборат.работа №5.Изучение микро-скопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки). | Эритроцит, лейкоцит, гемоглобин, плазма. | |||
17.3.Борьба организма с инфекцией. | Проверочная работа №3 | Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови Иммунитет. | ||
Кровообращение и лимфообращение (6 ч) | ||||
18.1.Органы кровообращения. Практическая работа №3. Распознавание на наглядных пособиях органов системы кровообращения. | Артерии, вены Артериальная, венозная кровь. | Называть транспортные системы организма, их органов, описывать образование тканевой жидкости, движение крови по большому и малому кругам кровообращения, расположение сердца в организме, механизм измерения артериального давления. Узнавать по рисунку органы транспортных систем. | ||
19.2.Сердце, его строение и работа. | Отделы сердца, автоматизм. | |||
20.3.Кровообращение. Лаборат.работы №6,7. Измерение кровяного давления. Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке. | Артериальное давление, пульс. | |||
21.4.Лимфатическая система. | Самост. работа №2 | |||
22.5.Гигиена сердечно-сосудистой системы. Лаборат.работа №8. Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений | Гипертония, гипотония Гематома | |||
23.6.Контрольная работа №1 по теме «Кровообращение и лимфообращение» | ||||
Дыхание (5 ч) | ||||
24.1.Строение дыхательной системы. Практическая работа №4. Распознавание на наглядных пособиях органов дыхательной системы. | Воздухоносные пути, органы дыхания. | Называть этапы дыхания, описывать механизмы газообмена в легких и тканях, приемов первой помощи при нарушениях дыхания. | ||
25.2.Значение и механизм дыхания. Лабор. работы №9,10. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Определение частоты дыхания. | Диффузия газов. | |||
26.3.Регуляция дыхания. | Проверочная работа №4 | Плевра, плевральная полость. | ||
27.4.Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания. | Флюорография. | |||
28.5.Обобщение по теме «Взаимосвязь функций дыхательной и кровеносной систем» | ||||
Питание (6 ч) | ||||
29.1.Питание и пищеварение. Практическая работа №5. Распознавание на наглядных пособиях органов пищеварительной системы. | Пищеварение. Состав пищи: белки, жиры, уг-леводы, вода, минераль-ные соли, витамины | Называть этапы пищеварения, органы пищеварения, находить их на таблице. Описывать строение и расположение органов пищеварения, их функций и условий, способствующих и затрудняющих пищеварение. | ||
30.2.Пищеварение в ротовой полости. Глотание. Лаборат.работа №11. Изучение действия ферментов слюны на крахмал. | Органы пищеварения | |||
31.3.Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Лаборат.работа №12. Изучение действия ферментов желудочного сока на белки. | Проверочная работа №5 | Сфинктер | ||
32.4.Пищеварение в кишечнике. Всасывание. | Тонкий, толстый кишечник | |||
33.5.Регуляция пищеварения. | Фистула | |||
34.6.Гигиена пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. | Желудочно-кишечные заболевания | |||
Обмен веществ и превращение энергии (4 ч) | ||||
35.1.Обмен веществ и энергии - основное свойство живых организмов. | Пластический и энергетический обмен. Ферменты. | Называть основные этапы обмена веществ, перечислять функции органических веществ, значение витаминов в организме. | ||
36.2.Витамины. | Самост. работа №3 | Витамины | ||
37.3.Энерготраты человека и пищевой рацион. Практическая работа №6. Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат. | Рациональное питание. Нормы питания | |||
38.4.Контрольная работа №2 по теме «Пищеварение и обмен веществ» | ||||
Выделение продуктов обмена (2 ч) | ||||
39.1.Выделение. Строение и функции почек. Практическая работа №7. Распознавание на наглядных пособиях органов мочевыделительной системы. | Органы мочевыделительной системы. | Находить на таблице органы выделения. | ||
40.2.Заболевания органов мочевыделения и их профилактика. | Мочекаменная болезнь. | |||
Покровы тела ( 3 ч) | ||||
41.1.Кожа – наружный покровный орган. | Кожа, эпидермис, дерма, гиподерма. | Описывать строение кожи, ее функций, перечислять признаки теплового и солнечного ударов, называть меры помощи при ожогах и охлаждении кожи. | ||
42.2.Терморегуляция организма. Закаливание. | Теплорегуляция, закаливание | |||
43.3.Уход за кожей. Гигиена кожи, одежды и обуви. | Заболевания кожи, угревая сыпь. | |||
Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма (8 ч) | ||||
44.1.Регуляция функций в организме | Рефлекс, рефлекторная дуга, виды рефлексов, гуморальная регуляция, гормоны. | Разъяснять роль нервной системы в регуляции функций организма человека, проводить самонаблюдения, работать с биологическими таблицами, схемами, разъяснять роль отделов головного мозга; роль коры больших полушарий, отделов мозга; работать с муляжами, раздаточным материалом. Определять расположение желез внутренней секреции. Знать меры предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей с подобными нарушениями. | ||
45.2.Общий план строения нервной системы и ее функции | Центральная и периферическая нервная системы. | |||
46.3.Центральная нервная система. Спинной мозг, его строение и функции | Проверочная работа №6 | Серое вещество, белое вещество, восходящие, нисходящие пути. | ||
47.4.Головной мозг. Строение и функции Лаборат. работы №13,14. Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. | Борозды, извилины, кора больших полушарий Передний мозг, большие полушария. | |||
48.5.Соматический и автономный отделы нервной системы. Практическая работа №8. Штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении. | Самост. работа №4 | Соматический и автономный отделы нервной системы | ||
49.6.Железы внутренней секреции и гормоны. | Гипоталамус, гипофиз. | |||
50.7.Нарушение нервно-гуморальной регуляции. | Базедова болезнь, гигантизм. | |||
51.8.Контрольная работа №3 по теме «Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма» | ||||
Органы чувств. Анализаторы (5 ч) | ||||
52.1.Анализаторы. | Анализаторы | Называть структурные компоненты анализатора, функции структур, значение чувств для человека, находить на таблице структуры анализаторов. | ||
53.2.Зрительный анализатор. Строение и функции глаза. Лаборат. работа №15. Изучение строения зрительного анализатора. | Бинокулярное зрение. | |||
54.3.Гигиена зрения. Лаборат. работа №16. Изучение изменения размеров зрачка. | Дальнозоркость, близорукость | |||
55.4.Слуховой анализатор. Лаборат. работа №17. Изучение строения слухового анализатора. | Проверочная работа №7 | Отделы уха | ||
56.5.Органы равновесия, мышечного и кожного чувства, обоняния и вкуса. | Рецепторы равновесия, обоняния и вкуса. | |||
Психика и поведение человека (6 ч) | ||||
57.1.Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности | Высшая нервная деятельность, доминанта. | Приводить примеры врожденных и приобретенных рефлексов, торможения рефлексов, описывать фазы сна, физиологических основ внимания, определять тип своего темперамента. | ||
58.2.Врожденные и приобретенные программы поведения. | Врожденные, приобретенные рефлексы | |||
59.3.Речь и мышление. Познавательные процессы. | Познавательные процессы | |||
60.4.Воля, эмоции, внимание. | Самост. работа №5 | Аффект | ||
61.5.Биологические ритмы. Сон и сновидения. | Биологические ритмы | |||
62.6.Личность. Характер. Темперамент. | Личность. Характер. Темперамент. | |||
Размножение и развитие человека (4 ч) | ||||
63.1.Жизненные циклы. Размножение. | Размножение, оплодотворение. | Перечислять этапы жизненного цикла особи, рефлексы новорожденных, называть функции плаценты, меры профилактики наследственных заболеваний. | ||
64.2.Развитие зародыша и плода. Наследственные и врожденные заболевания. | Онтогенез, филогенез, плацента, наследственные заболевания | |||
65.3.Развитие человека после рождения. Лабораторная работа№18. Измерение массы и роста своего организма. | Индивид, личность | |||
66.4.Обобщение знаний по курсу «Человек и его здоровье». Большой тест. | ||||
Человек и окружающая среда (2 ч) | ||||
67.1.Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. | Социальная и природная среда. | Соблюдать правила поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основу безопасности собственной жизни. | ||
68.2.Практическая работа №9. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека. |
V.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии ученик должен
знать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организма человека;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
- особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;
уметь
находить:
- в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;
- в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;
- в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;
объяснять:
- роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
- роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
- взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
- родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
проводить простые биологические исследования:
- ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
VI.Контрольно-измерительные материалы.
Вид и № контроля | Тема | Ссылка на источник |
Проверочная работа №1 | Введение. Человек как биологический вид | 1. Е.В.Мулловская. КИМы «Биология, 8 класс»/ - М. ВАКО, 2010г. 2.Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, Н.И.Беляев, Рабочая тетрадь к учебнику Биология 8 класс 3.Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, Н.И.Беляев, Тематическое и поурочное планирование к учебнику Биология 8 класс - М. ВАКО, 2010г. |
Проверочная работа №2 | Общий обзор организма человека | |
Самостоятельная работа №1 | Опора и движение | |
Зачет по теме «Опора и движение» | Опора и движение | |
Проверочная работа №3 | Внутренняя среда организма | |
Самостоятельная работа №2 | Кровообращение и лимфообращение | |
Контрольная работа №1 по теме «Кровообращение и лимфообращение» | Кровообращение и лимфообращение | |
Проверочная работа №4 | Дыхание | |
Проверочная работа №5 | Питание | |
Самостоятельная работа №3 | Обмен веществ и превращение энергии | |
Контрольная работа №2 по теме «Пищеварение и обмен веществ» | Обмен веществ и превращение энергии | |
Проверочная работа №6 | Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма | |
Самостоятельная работа №4 | ||
Контрольная работа №3 по теме «Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма» | ||
Проверочная работа №7 | Органы чувств. Анализаторы | |
Самостоятельная работа №5 | Психика и поведение человека |
VII.Учебно-методическое обеспечение.
Список для обучающихся:
Рекомендуемая литература (основная).
1.Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, Н.И.Беляев, Биология 8 класс. – учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2012г.
2. Рабочая тетрадь к учебнику Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, Н.И.Беляев, Биология 8 класс
Рекомендуемая литература (дополнительная).
Список для учителя:
Рекомендуемая литература (основная).
1.Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, Н.И.Беляев, Биология 8 класс. – учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2012г.
- КИМы «Биология, 8 класс»/Авт.-сост. Е.В.Мулловская .- М. ВАКО, 2010г.
- Тематическое и поурочное планирование к учебнику Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, Н.И.Беляев, Биология 8 класс
- Рабочая тетрадь к учебнику Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, Н.И.Беляев, Биология 8 класс
Рекомендуемая литература (дополнительная).
- М.Б.Беркинблит, Задачи по физиологии человека., М.МИРОС, 1995г.
- Колесов Д.В., Хрипкова А.Г., Гигиена и здоровье человека, М. «Просвещение»,1983г.
- Анатомия человека. Как работает ваше тело./Пер. с англ. О.В.Ивановой.- М. «Изд. Мир книги»
Перечень используемых средств обучения (мультимедийные презентации, обучающие программы, электронные пособия, видеофильмы и др.)
1.Электронная версия энциклопедии Кирилла и Мефодия
2.http://window.edu.ru/library/
3.http://www.shishlena.ru/filmi-dlya-urokov/
4.http://easyen.ru/load/biologija/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....