Рабочая программа по биологии для 8 класса
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Шаклеина Лейда Владиславовна

Программа рассчитана на изучение биологии в 8 классе на базовом уровне в течение 68 часов учебного времени, то есть 2 часа в неделю, и не предполагает углублённого изучения каких-либо тем. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Каракулинская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено                                                                                                Составлено в соответствии с

на заседании ШМО                                                                                        государственным

Протокол № _1_от _27.08.2015г.                                                                                      образовательным стандартом

Рук. ШМО______________                                                                                общего образования 2004 г.

                                                                 

Принято на заседании

Педагогического совета

Протокол №_1_ от _31.08.2015г.

        

Утверждено

ПРИКАЗ № 160 от 31.08.2015г.

Директор МБОУ «Каракулинская СОШ

Мухачева Г.В.  _________

                                                                        

                                                                                     

                                                                                Рабочая программа

                                                     по __________биологии______________________________

                                                     для ___________8 – х классов_________________________

Составитель: ____Шаклеина Л.В., учитель биологии________

                                           первой квалификационной категории

Рецензент:_____Князев В.В., учитель химии_______________

                                           высшей квалификационной категории

2015-2016

  1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа по биологии разработана для обучения обучающихся 8 - х  классов  МБОУ «Каракулинская СОШ» на основе:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г № 1089;
  • Федерального базисного учебного плана стандарта, утверждённого приказом Минобразования России от 9 марта 2004 г № 1312;
  • Примерной программы по биологии основного  общего образования (базовый уровень), размещённой на сайте http://window.edu.ru/library/;
  •  «Положения о рабочей программе учителя» МБОУ «Каракулинская  общеобразовательная средняя школа», утверждённого 8 апреля 2013 г.

         За основу взята «Программа по биологии для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника», М.: «Дрофа», 2011г.  

    Учебно-методический комплект состоит:

  1. Учебник: Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, Н.И.Беляев, Биология 8 класс. – учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2012г.
  2. Рабочая тетрадь к учебнику Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, Н.И.Беляев, Биология 8 класс

Программа рассчитана на изучение биологии в 8 классе на базовом уровне в течение 68 часов учебного времени, т.е. 2 урока в неделю и не предполагает углублённого изучения каких-либо тем.

 Основные цели курса:

  1. освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы;  о человеке как биосоциальном существе;
  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов  жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  5. формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для  заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

              Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

         Темы уроков в основном соответствуют Примерной программе по биологии основного  общего образования (базовый уровень).  

        Формы  организации учебного процесса: уроки, экскурсия, лабораторные и практические работы, семинары. Используются методы: сравнение объектов,  анализ, оценка, поиск информации в различных источниках; технологии: развития критического мышления, проблемно-диалогического обучения, ИКТ.

    В течение учебного года осуществляется контроль за знаниями учащихся: а) в виде контрольных работ – их 3, б) проверочных работ, в) самостоятельных работ,  устного зачета, тестирования в конце учебного года.

При изучении курса проводятся лабораторные работы с целью наблюдения функций органов своего организма, изучения рефлексов.   Лабораторные работы носят обучающий характер, не требуют дополнительных учебных часов и не подлежат оцениванию.

 

    

II. Календарно-тематическое планирование (учебно-тематический план)

№ раздела п/п

Название раздела

Общее количес

тво часов

Контроль

Практические

проверочные

самостоятельные

контрольные

I.

Введение. Человек как биологический вид

4

1

II.

Общий обзор организма человека

4

1

1

III.

Опора и движение

6

1

1

5

IV.

Внутренняя среда организма

3

1

1

V.

Кровообращение и лимфообращение

6

1

1

4

VI.

Дыхание

5

1

3

VII.

Питание

6

1

3

VIII.

Обмен веществ и превращение энергии

4

1

1

1

IX.

Выделение продуктов обмена

2

1

X.

Покровы тела

3

XI.

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма

8

1

1

1

3

XII.

Органы чувств. Анализаторы

5

1

3

XIII.

Психика и поведение человека

6

1

XIV.

Размножение и развитие человека

4

1

1

XV.

Человек и окружающая среда

2

1

Итого:

68

7

6

4

27

III. Содержание учебного предмета.

  1. Введение. Человек как биологический вид (4 ч) 

      Значение знаний о человеке для самопознания и сохранения здоровья. Анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина — науки о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
      Человек как биологический вид: место и роль человека в системе органического мира; его сходство с животными и отличия от них.
      Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы.
      
Демонстрации: модели, коллекции, влажные препараты, иллюстрирующие сходство человека и животных; модель «Происхождение человека»; остатки материальной первобытной культуры человека; иллюстрации представителей различных рас человека.

  1. Общий обзор организма человека (3 ч)

      Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Клетки организма человека. Ткани: эпителиальные, мышечные, соединительные, нервная; их строение и функции. Органы и системы органов человека.
      Процессы жизнедеятельности организма человека. Понятие о нейро-гуморальной регуляции как основе жизнедеятельности организма. Рефлекс. Рефлекторная дуга.

      Демонстрации: таблицы с изображением строения и разнообразия клеток, тканей, органов и систем органов организма человека.
      
Самонаблюдения: мигательного рефлекса и условий его проявления и торможения; коленного рефлекса и др.
      
Лабораторная работа:

      • Изучение микроскопического строения тканей организма человека.

  1.  Опора и движение (6 ч)

      Состав и функции опорно-двигательной системы. Строение и функции скелета человека. Строение и рост костей. Соединения костей.
      Строение и функции скелетных мышц. Работа скелетных мышц. Регуляция деятельности мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного развития опорно-двигательной системы. Гладкие мышцы и их роль в организме человека.
      Нарушения опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания доврачебной помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.
      
Демонстрации: скелет и муляжи торса человека, череп, кости конечностей, позвонки, распилы костей; приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.

      Самонаблюдения: работы основных мышц, роли плечевого пояса в движениях руки.
      
Лабораторные работы:

      • Изучение микроскопического строения кости.

      • Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека.

      • Изучение влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

      Практические работы:

      • Выявление плоскостопия (выполняется дома).

      • Распознавание на наглядных пособиях органов опорно-двигательной системы.

  1.  Внутренняя среда организма (3 ч)

      Транспорт веществ в организме. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость.
      Состав и функции крови. Плазма. Форменные элементы. Значение постоянства внутренней среды организма.
      Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет и иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Значение работ И. И. Мечникова, Л. Пастера и Э. Дженнера в области иммунитета. Вакцинация.

      Демонстрации: таблицы «Состав крови», «Группы крови».

      Лабораторная работа:

      • Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки).

  1. Кровообращение и лимфообращение (6 ч)

      Органы кровообращения: сердце и сосуды. Сердце, его строение и работа. Понятие об автоматии сердца. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Давление крови. Пульс.
      Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь между кровеносной и лимфатической системами.
      Сердечно-сосудистые заболевания, их причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении.

      Демонстрации: модель сердца и торса человека; таблицы «Кровеносная система», «Лимфатическая система»; опыты, объясняющие природу пульса; приемы измерения артериального давления по методу Короткова; приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
      
Лабораторные работы:

      • Измерение кровяного давления.

      • Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке.

      • Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.

      Практическая работа:

      • Распознавание на наглядных пособиях органов системы кровообращения.

  1.  Дыхание (5 ч)

      Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Строение и работа органов дыхания. Голосовой аппарат. Механизм вдоха и выдоха. Понятие о жизненной емкости легких. Газообмен в легких и тканях.
      Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред курения.
      Болезни органов дыхания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Реанимация.
      
Демонстрации: торс человека; таблица «Система органов дыхания»; механизм вдоха и выдоха; приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

      Лабораторные работы:

      • Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.

      • Определение частоты дыхания.

      Практическая работа:

      • Распознавание на наглядных пособиях органов дыхательной системы.

  1. Питание (6 ч)

      Значение питания для жизнедеятельности организма. Продукты питания и питательные вещества как основа жизни. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины и их роль в организме.
      Пищеварение. Строение и работа органов пищеварения. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Ферменты и их роль в пищеварении. Пищеварительные железы. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Всасывание.
      Регуляция процессов пищеварения. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Приемы оказания первой помощи при пищевых отравлениях.

      Демонстрации: торс человека; таблица «Пищеварительная система»; модель «Строение зуба».

      Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.

      Лабораторные работы:

      • Изучение действия ферментов слюны на крахмал.

      • Изучение действия ферментов желудочного сока на белки.

      Практическая работа:

      • Распознавание на наглядных пособиях органов пищеварительной системы.

  1. Обмен веществ и превращение энергии (4 ч)

      Обмен веществ и превращение энергии — необходимое условие жизнедеятельности организма. Понятие о пластическом и энергетическом обмене. Обмен белков, углеводов, жиров, воды и минеральных веществ, его роль в организме. Ферменты и их роль в организме человека. Витамины и их роль в организме. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.
      Энергетические затраты и пищевой рацион. Нормы питания. Значение правильного питания для организма. Нарушения обмена веществ.
      
Демонстрации: таблицы «Витамины», «Нормы питания», «Энергетические потребности организма в зависимости от вида трудовой деятельности».

      Практическая работа:

      • Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.

  1.  Выделение продуктов обмена (3 ч)

      Роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы. Строение и функции почек. Регуляция деятельности мочевыделительной системы. Заболевания органов мочевыделения и их профилактика.
      
Демонстрации: модель почки, рельефная таблица «Органы выделения».

      Практическая работа:

      • Распознавание на наглядных пособиях органов мочевыделительной системы.

  1.  Покровы тела (4 ч)

      Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции.
      Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи. Приемы оказания помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях. Профилактика повреждений кожи. Гигиена кожи.

      Демонстрации: рельефная таблица «Строение кожи»; приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах и обморожениях.
      
Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхностей кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки.

  1.  Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма (8 ч)

      Основные понятия эндокринной регуляции. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие гуморальной и нервной регуляции.

      Основные понятия нервной регуляции. Значение нервной системы. Строение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Вегетативная нервная система.
      Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

      Демонстрации: таблица «Железы внешней и внутренней секреции»; гортань со щитовидной железой, почки с надпочечниками; таблицы «Строение спинного мозга», «Строение головного мозга», «Вегетативная нервная система»; модель головного мозга человека, черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза.

      Лабораторные работы:

      • Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.
      • Изучение рефлексов продолговатого и среднего мозга.

      Практическая работа:

      • Штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.

  1. Органы чувств. Анализаторы (5 ч)

      Понятие об анализаторах. Органы чувств как элементы строения анализаторов. Строение и функции зрительного, слухового, вестибулярного и вкусового анализаторов. Мышечное чувство. Осязание. Боль. Нарушения работы анализаторов и их профилактика.
      
Демонстрации: таблица «Анализаторы»; модели глаза, уха; опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные иллюзии.
      
Лабораторные работы:

      • Изучение строения слухового и зрительного анализаторов (по моделям или наглядным пособиям).
      • Изучение изменения размеров зрачка.

  1. Психика и поведение человека (6 ч)

      Высшая нервная деятельность. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.
      Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче информации из поколения в поколение.

      Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведении человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.

      Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
      
Демонстрации: безусловные и условные рефлексы человека по методу речевого подкрепления; двойственные изображения, иллюзии установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления.

  1. Размножение и развитие человека (4 ч) 

      Размножение (воспроизведение) человека. Половые железы и половые клетки. Наследование признаков у человека. Роль генетических знаний в планировании семьи. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
      Органы размножения. Оплодотворение. Контрацепция. Инфекции, передающиеся половым путем, и их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

      Развитие зародыша человека. Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения.
      
Демонстрации: таблицы «Строение половой системы человека», «Эмбриональное развитие человека», «Развитие человека после рождения».
      
Лабораторная работа:

      • Измерение массы и роста своего организма.

  1. Человек и окружающая среда (2 ч) 

      Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.
      
Демонстрации: таблицы «Природное и социальное окружение человека», «Поведение человека в чрезвычайных ситуациях».
      
Практическая работа:

      • Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека.

IV.Учебная программа

№ учебной недели

Название раздела, темы урока, № урока по порядку, № урока в разделе.

Контроль

Обучающийся должен знать

Обучающийся должен уметь

  1. Введение. Человек как биологический вид (4 ч)

1.

1.1.Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его.

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена и их методы.

Объяснять  место и роль чело-века в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды

2.2.Систематическое положение человека

Место человека в систе-матике; доказательства животного происхож-дения человека: рудименты, атавизмы.

Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация)

2.

3.3.Историческое прошлое людей

Австралопитеки, древней-шие люди, древние люди, первые современные люди.

Раскрывать усложнение че-ловека в процессе его эволюции (ископаемого, древнейшего и древнего человека);

4.4.Расы человека

Проверочная работа №1

Характерные расовые признаки.

Доказывать происхождение и единство рас человека;
распознавать на таблицах, рисунках расы человека.

  1. Общий обзор организма человека (4 ч)

3.

5.1.Строение организма человека.

Органы, системы органов, внутренняя и внешняя среда.

Узнавать по рисункам  расположение органов и систем органов.

6.2.Клетки организма человека.

Клеточное строение организма; органоиды, развитие, рост, ферменты.

Распознавать на рисунках, таблицах, микропрепаратах органоиды клетки.

4.

7.3.Ткани. Лабор. работа №1.Изучение микроскопического строения тканей организма человека.

Ткани: эпителиальные, мышечные, соедини-тельные, нервная; меж-клеточное вещество, нейрон.

Распознавать на рисунках, таб-лицах, микропрепаратах типы тканей,   работать с микроскопом.

8.4.Нейро-гуморальная регуляция - основа жизнедеятельности организма.

Проверочная работа №2

Рефлекс. Рефлекторная дуга, виды рефлексов, гуморальная регуляция, гормоны.

Приводить примеры рефлексов, называть функции компонентов рефлекторной дуги.

Опора и движение (6 ч)

5.

9.1.Состав и функции опорно-двигательной системы. Скелет  человека.

Практич.работа №1.Распознавание на наглядных пособиях органов опорно-двигательной системы.

Отделы скелета, осевой скелет.

Разъяснять процесс регуляции деятельности опорно-двигательной системы, находить на рисунках, таблицах, муляжах  основные типы соединений костей, отделов скелета, основных костей и мышц.

10.2.Строение и рост костей, типы их соединения. Лабораторн.работы №2,3. Изучение микроскопического строения кости.

Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека.

Надкостница, губчатое вещество, типы костей.

6.

11.3.Мышцы, их строение и функции

Самост. работа

№1

Скелетные мышцы, антагонисты, синергисты.

12.4.Работа мышц. Управление движением. Утомление. 

Лаборат.работа №4. Изучение влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

Гиподинамия, тренировочный эффект.

7.

13.5.Нарушения опорно-двигательной системы.

Практическая работа №2.Выявление плоскостопия (выполняется дома).

Осанка, плоскостопие, остеохондроз.

Ушиб, перелом, синяк, шина.

14.6.Зачет  по теме «Опора и движение»

Внутренняя среда организма (3 ч)

15.1.Компоненты внутренней среды организма.

Тканевая жидкость, лимфа.

Перечислять компоненты внутренней среды, органов кроветворения, их функций.

16.2.Кровь. 

Лаборат.работа №5.Изучение микро-скопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки).

Эритроцит, лейкоцит, гемоглобин, плазма.

17.3.Борьба организма с инфекцией.

Проверочная работа №3

Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови Иммунитет.

Кровообращение и лимфообращение (6 ч)

18.1.Органы кровообращения.

 Практическая работа №3. 

Распознавание на наглядных пособиях органов системы кровообращения.

Артерии, вены

Артериальная, венозная кровь.

Называть транспортные системы организма, их органов, описывать образование тканевой жидкости, движение крови по большому и малому кругам кровообращения, расположение сердца в организме, механизм измерения артериального давления. Узнавать по рисунку органы транспортных систем.

19.2.Сердце, его строение и работа.

Отделы сердца, автоматизм.

20.3.Кровообращение. 

Лаборат.работы №6,7.

Измерение кровяного давления.

Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке.

Артериальное давление, пульс.

21.4.Лимфатическая система.

Самост. работа

№2

22.5.Гигиена сердечно-сосудистой системы.

Лаборат.работа №8. Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений

Гипертония, гипотония

Гематома

23.6.Контрольная работа №1 по теме «Кровообращение и лимфообращение»

Дыхание (5 ч)

24.1.Строение дыхательной системы.

Практическая работа №4.

    Распознавание на наглядных пособиях органов дыхательной системы.

Воздухоносные пути, органы дыхания.

Называть этапы дыхания, описывать механизмы газообмена в легких и тканях, приемов первой помощи при нарушениях дыхания.

25.2.Значение и механизм дыхания.

Лабор. работы №9,10.

       Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.

       Определение частоты дыхания.

Диффузия газов.

26.3.Регуляция дыхания.

Проверочная работа №4

Плевра, плевральная полость.

27.4.Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания.

Флюорография.

28.5.Обобщение по теме «Взаимосвязь функций дыхательной и кровеносной систем»

Питание (6 ч)

29.1.Питание и пищеварение.

Практическая работа №5.

     Распознавание на наглядных пособиях органов пищеварительной системы.

Пищеварение. Состав пищи: белки, жиры, уг-леводы, вода, минераль-ные соли, витамины

Называть этапы пищеварения, органы пищеварения, находить их на таблице. Описывать строение и расположение органов пищеварения, их функций и условий, способствующих и затрудняющих пищеварение.

30.2.Пищеварение в ротовой полости. Глотание. 

Лаборат.работа №11.

Изучение действия ферментов слюны на крахмал. 

Органы пищеварения

31.3.Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке.

Лаборат.работа №12.

Изучение действия ферментов желудочного сока на белки.

Проверочная работа №5

Сфинктер

32.4.Пищеварение в кишечнике. Всасывание.

Тонкий, толстый кишечник

33.5.Регуляция пищеварения.

Фистула

34.6.Гигиена пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.

Желудочно-кишечные заболевания

Обмен веществ и превращение энергии (4 ч)

35.1.Обмен веществ и энергии  - основное свойство живых организмов.

Пластический и энергетический обмен. Ферменты.

Называть основные этапы обмена веществ, перечислять функции органических веществ, значение витаминов в организме.

36.2.Витамины.

Самост. работа

№3

Витамины

37.3.Энерготраты человека и пищевой рацион.

 Практическая работа №6. 

  Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.

Рациональное питание. Нормы питания

38.4.Контрольная работа №2 по теме «Пищеварение и обмен веществ»

Выделение продуктов обмена (2 ч)

39.1.Выделение. Строение и функции почек.

Практическая работа №7.

  Распознавание на наглядных пособиях органов мочевыделительной системы.

Органы мочевыделительной системы.

Находить на таблице органы выделения.

40.2.Заболевания органов мочевыделения и их профилактика.

Мочекаменная болезнь.

Покровы тела ( 3 ч)

41.1.Кожа – наружный покровный орган.

Кожа, эпидермис, дерма, гиподерма.

Описывать строение кожи, ее функций, перечислять признаки теплового и солнечного ударов, называть  меры помощи при ожогах и охлаждении кожи.

42.2.Терморегуляция организма. Закаливание.

Теплорегуляция, закаливание

43.3.Уход за кожей. Гигиена кожи, одежды и обуви.

Заболевания кожи, угревая сыпь.

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма (8 ч)

44.1.Регуляция функций в организме

Рефлекс, рефлекторная дуга, виды рефлексов, гуморальная регуляция, гормоны.

Разъяснять роль нервной системы в регуляции функций организма человека,

проводить самонаблюдения,

работать с биологическими таблицами, схемами,

 разъяснять роль отделов головного мозга; роль коры больших полушарий, отделов мозга; работать с муляжами, раздаточным материалом.

Определять расположение желез внутренней секреции.

Знать меры предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей с подобными нарушениями.

45.2.Общий план строения нервной системы и ее функции

Центральная и периферическая нервная системы.

46.3.Центральная нервная система. Спинной мозг, его строение и функции

Проверочная работа №6

Серое вещество, белое вещество, восходящие, нисходящие пути.

47.4.Головной мозг. Строение и функции

Лаборат. работы №13,14.

   Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.
   Изучение рефлексов продолговатого и среднего мозга.

Борозды, извилины, кора больших полушарий

Передний мозг, большие полушария.

48.5.Соматический и автономный отделы нервной системы. 

Практическая работа №8.

 Штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.

Самост. работа

№4

Соматический и автономный отделы нервной системы

49.6.Железы внутренней секреции и гормоны.

Гипоталамус, гипофиз.

50.7.Нарушение нервно-гуморальной регуляции.

Базедова болезнь, гигантизм.

51.8.Контрольная работа №3 по теме «Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма»

Органы чувств. Анализаторы (5 ч)

52.1.Анализаторы.

Анализаторы

Называть структурные компоненты анализатора, функции структур, значение чувств для человека, находить на таблице структуры анализаторов.

53.2.Зрительный анализатор. Строение и функции глаза.

 Лаборат. работа №15. Изучение строения  зрительного анализатора.

Бинокулярное зрение.

 54.3.Гигиена зрения. 

Лаборат. работа №16.

Изучение изменения размеров зрачка.

Дальнозоркость, близорукость

55.4.Слуховой анализатор.

 Лаборат. работа №17. Изучение строения слухового анализатора.

Проверочная работа №7

Отделы уха

56.5.Органы равновесия, мышечного и кожного чувства, обоняния и вкуса.

Рецепторы равновесия, обоняния и вкуса.

Психика и поведение человека (6 ч)

57.1.Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности

Высшая нервная деятельность, доминанта.

Приводить примеры врожденных и приобретенных рефлексов, торможения рефлексов, описывать фазы сна, физиологических основ внимания, определять тип своего темперамента.

58.2.Врожденные и приобретенные программы поведения.

Врожденные, приобретенные рефлексы

59.3.Речь и мышление. Познавательные процессы.

Познавательные процессы

60.4.Воля, эмоции, внимание.

Самост. работа

№5

Аффект

61.5.Биологические ритмы. Сон и сновидения.

Биологические ритмы

62.6.Личность. Характер. Темперамент.

Личность. Характер. Темперамент.

Размножение и развитие человека (4 ч)

63.1.Жизненные циклы. Размножение.

Размножение, оплодотворение.

Перечислять этапы жизненного цикла особи, рефлексы новорожденных, называть функции плаценты, меры профилактики наследственных заболеваний.

64.2.Развитие зародыша и плода.

Наследственные и врожденные заболевания.

Онтогенез, филогенез, плацента, наследственные заболевания

65.3.Развитие человека после рождения. Лабораторная работа№18.

  Измерение массы и роста своего организма.

Индивид, личность

66.4.Обобщение знаний по курсу «Человек и его здоровье». Большой тест.

Человек и окружающая среда (2 ч)

67.1.Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.

Социальная и природная среда.

Соблюдать правила поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основу безопасности собственной жизни.

68.2.Практическая работа №9.  Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека.

V.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии ученик должен

знать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организма человека;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
  • особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;

уметь

находить:

  • в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;
  • в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;
  • в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;

объяснять:

  • роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
  • роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
  • взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
  • родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

проводить простые биологические исследования:

  • ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

VI.Контрольно-измерительные материалы.

Вид и № контроля

Тема

Ссылка на источник

Проверочная работа №1

Введение. Человек как биологический вид

1. Е.В.Мулловская. КИМы «Биология, 8 класс»/ - М. ВАКО, 2010г.

2.Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, Н.И.Беляев,

 Рабочая тетрадь к учебнику Биология 8 класс

3.Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, Н.И.Беляев,

Тематическое и поурочное планирование к учебнику  Биология 8 класс - М. ВАКО, 2010г.

Проверочная работа №2

Общий обзор организма человека

Самостоятельная работа №1

Опора и движение

Зачет  по теме «Опора и движение»

Опора и движение

Проверочная работа №3

Внутренняя среда организма

Самостоятельная работа №2

Кровообращение и лимфообращение

Контрольная работа №1 по теме «Кровообращение и лимфообращение»

Кровообращение и лимфообращение

Проверочная работа №4

Дыхание

Проверочная работа №5

Питание

Самостоятельная работа №3

Обмен веществ и превращение энергии

Контрольная работа №2 по теме «Пищеварение и обмен веществ»

Обмен веществ и превращение энергии

Проверочная работа №6

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма

Самостоятельная работа №4

Контрольная работа №3 по теме «Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма»

Проверочная работа №7

Органы чувств. Анализаторы

Самостоятельная работа №5

Психика и поведение человека

VII.Учебно-методическое обеспечение.

Список для обучающихся:

Рекомендуемая литература (основная).

         1.Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, Н.И.Беляев, Биология 8 класс. – учебник для общеобразовательных учебных                                              заведений. –  М.: Дрофа, 2012г.

 2. Рабочая тетрадь к учебнику Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, Н.И.Беляев, Биология 8 класс

Рекомендуемая литература (дополнительная).

Список для учителя:

Рекомендуемая литература (основная).

      1.Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, Н.И.Беляев, Биология 8 класс. – учебник для общеобразовательных учебных                                              заведений. –  М.: Дрофа, 2012г.

  1. КИМы «Биология, 8 класс»/Авт.-сост. Е.В.Мулловская .- М. ВАКО, 2010г.
  2. Тематическое и поурочное планирование к учебнику Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, Н.И.Беляев, Биология 8 класс
  3. Рабочая тетрадь к учебнику Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, Н.И.Беляев, Биология 8 класс

Рекомендуемая литература (дополнительная).

  1. М.Б.Беркинблит, Задачи по физиологии человека., М.МИРОС, 1995г.
  2. Колесов Д.В., Хрипкова А.Г., Гигиена и здоровье человека, М. «Просвещение»,1983г.
  3. Анатомия человека. Как работает ваше тело./Пер. с англ. О.В.Ивановой.- М. «Изд. Мир книги»

Перечень используемых средств обучения (мультимедийные презентации, обучающие программы, электронные пособия, видеофильмы и др.)

1.Электронная версия энциклопедии Кирилла и Мефодия

2.http://window.edu.ru/library/

3.http://www.shishlena.ru/filmi-dlya-urokov/

4.http://easyen.ru/load/biologija/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....