Природный фактор в планировании и строительстве марийских поселений
презентация урока для интерактивной доски по биологии на тему
планировка и строительство марийских поселений основаны на учете природных условий функциональных значений построек с широким использованием народных примет и магических обрядов. Традиции и обычаи строительства марийских поселений необходимо сохранять в современной культуре, т. к. они имеют большую практическую ценность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodnyy_faktor_v_planirovanii_i_stroitelstve_mariyskih_poseniy.pptx | 1.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: используя опубликованные материалы Марийского научно-исследовательского института языка, литературы, и истории им. В. М. Васильева при правительстве РМЭ, показать тесную взаимосвязь марийских поселений с природой, с окружающим природным ландшафтом.
Актуальность: планировка и строительство марийских поселений основаны на учете природных условий функциональных значений построек с широким использованием народных примет и магических обрядов. Традиции и обычаи строительства марийских поселений необходимо сохранять в современной культуре, т. к. они имеют большую практическую ценность.
Материалы и методы исследования: Опубликованные материалы марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории им. В. М. Васильева при правительстве РМЭ Посещение этнографического музея под открытым небом в г. Козьмодемьянске. Работа проводила с июня 2010 г. по сентябрь 2011г.
Приметы и обряды марийцев, связанные с выбором места для строительства усадьбы. Орешник. Если на новом месте орешник ломается, то место пригодно для постройки жилья, если гнется - не годится.
Талые воды. Если скапливались талые воды, то оно считалось не пригодным.
Перья птиц. Если при не обнаружении в воде перьев какой-нибудь птицы - это место считалось хорошим, а если находили щепку, тогда - не пригодным.
Муравьи. Если под утром под оставленным на ночь лубком находили муравьёв, место тоже считалось пригодным для строительства (муравьи в этом случае символизировали качество трудолюбия).
Котёл. Для устройства колодца при отсутствие естественного вводного источника пользовались традиционным способом определения грунтовых вод: на ночь в земле оставляли опрокинутый котел, если утром на дне его обнаруживали капельки воды, то считалось, что грунтовые воды, находятся неглубоко.
Деревья – композиционный центр марийских усадеб. В рощах проходили моления и жертвоприношения.
Береза давала человеку положительную биоэнергию .
У дуба просили помощи.
Осина - отрицательная биоэнергия .
Обряды марийцев, соблюдающие перед рубкой деревьев для строительства дома и во время строительства. Если основной корень ели обращен на юг, то дерево пригодно для постройки дома.
Лес рубили на новолуние в конце ноября – начала декабря.
Клали серебряные монеты.
Угощали строителей.
Растительный и зооморфный орнамент в оформлении жилища. Образы коня, утки, гуся.
Образы птиц.
Хвойная ветка.
Листья.
Роль бани в жизни марийцев. Народная медицина.
Свадебные обряды.
Рождение детей.
Узыпка .
Выводы по работе. Изучение опубликованных материалов позволили выявить характерные особенности поселений и жилищ хозяйственных и культурных построек в тесной связи с природой. Поселения и жилища, культовые сооружения являются важнейшей частью материальной и духовной культуры народа. Народные зодчие, исходя из местных природных условий, выработали устойчивые приемы архитектурно-планированных решений сельский поселений и усадеб. Природа для мари на мастерская, а храм, она существует для того, чтобы ее переживали, восторгались ею, извлекали удовольствие от общения с ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факторы идеологической «обработки» японских военнопленных и интернированных в период строительства БАМА 1945-1956 гг. Печатн В кн.: Вестник Тихоокеанского университета № 2(13) /ТОГУ, Хабаровск, 2009
© Калугина С. А., 2009ФАКТОРЫ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЯПОНСКИХ ВОЕННОПЛЕННЫХ И ИНТЕРНИРОВАННЫХ В ПЕРИОД СТРОИТЕЛЬСТВА БАМА 1945–1956 ГГ. Отражены особенности факторов идеологической «обрабо...
План-сценарий интегрированного урока-игры "Природно-климатические условия России как фактор победы в Великой Отечественной войне "
Предлагаемый урок может быть проведен как бинарный (история+география, география+краеведение в Петербурге) или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели в параллели 8-х классов. Его ...
Статья "Организация исследовательской деятельности учащихся при использовании природных объектов Николо- Березовского поселения".
Систематическая научно-исследовательская работа – один из путей творческого восприятия современных наук. Исследовательская деятельность позволяет учащимся выйти в культурно...
Особо охраняемые природные территории Ульяновской области, Майнского района, Выровского поселения
В методической разработке рассматривается методика организации занятия по изучению особо охраняемых природных территорий своего края....
"Природные соединения углерода в белокаменном строительстве Российского государства"
Интегрированный урок комбинированного типа химии и истории "Природные соединения углерода в белокаменном строительстве Российского государства" был проведён в 9 классе слабослышащих и ...
«Природные факторы, влияющие на здоровье человека»
Здоровье человека всегда было связано с состоянием окружающей природной среды. Давайте рассмотрим...
Конспект урока биологии 9 класс "Влияние природных факторов на организм человека"
Урок с применением элементов технологии критического мышления....