"Природные соединения углерода в белокаменном строительстве Российского государства"
план-конспект урока по химии (9 класс)
Интегрированный урок комбинированного типа химии и истории "Природные соединения углерода в белокаменном строительстве Российского государства" был проведён в 9 классе слабослышащих и охватывает материал о природных соединениях углерода в Республике Марий Эл, а также исторический материал о белокамнном строительстве в Москве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka.doc | 61 КБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Природные соединения углерода в белокаменном строительстве Российского государства.
Ход урока:
1.Мотивация к учебной деятельности
Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
2.Формулировка темы урока, постановка цели
Подведение детей к формулировке темы и постановке задач урока.
Уч. хим. Сегодня мы проводим интегрированный урок химии и истории. Почему же мы объединили эти уроки? Послушайте, что писал С. Щипачёв в стихотворении «Читая Менделеева»:
Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Всё – от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.
Всё, что вокруг нас – это мир химических соединений. Все в мире взаимосвязано. И сегодня мы проследим это на примере двух школьных предметов – химии и истории.
Уч. хим. В современных городах постройки из разных материлов. Мы проходим мимо и не задумываемся из чего сделано то или иное сооружение.
Уч. ист. Если проследить историю нашего государства, то можно отметить, что строить из камня на Руси начали в Х веке, когда было принято христианство. И все наиболее выдающиеся архитектурные сооружения России выполнены с использованием камня. Каменные здания поражают своим разнообразием: одни – строгие, холодные, другие – светлые и радостные.
Уч. хим. И это не случайно, ведь строительные материалы оказывают большое влияние на восприятие внешнего вида здания. Каждый камень – это химическое соединение, которое имеет свои свойства, и эти свойства обязательно учитываются при постройке зданий.
Уч. хим. Тема нашего урока: «Природные соединения углерода в белокаменном строительстве Российского государства».
3. Основной этап
Дополнение и расширение знаний по химии и истории, развитие умения преобразовывать полученную информацию и ориентироваться в системе знаний.
3.1 Природные соединения углерода
Уч. хим. Химический элемент углерод очень распространён в природе. Давайте вспомним соединения углерода, свойства этих соединений, какие природные соединения углерода встречаются в Марий Эл. Посмотрите на экран и ответьте на представленные вопросы.
А.В каком виде находится С в природе?
Б.В виде каких веществ встречается свободный С?
В.Назовите соединения С?
4.Какие из них природные соединения С?
Г.Входит ли углерод в состав живых организмов?
Д.Какое соединение С – яд, а какое – неопасно?
Е.Какие природные соединения С добывают на территории Марий Эл?
Ж.Какое природное соединение С наиболее широко используется в строительстве?
Уч. хим. Совершенно верно, известняк, мрамор, мел применялся с V-VI в.в. до н.э. как строительный материал.
По формуле, как ни смотри,
Они не рознятся никак.
Всё те же кальций це о три,
Как мрамор, так и известняк.
3.2 Белокаменное строительство Древней Руси XII – XIII веков.
Уч. ист. На Руси известняк начали использовать в строительстве в X веке, с принятием христианства. Особенно большие запасы известняка находились на территории Владимиро – Суздальской земли. Качество известняка, найденного здесь, не имеет аналогов нигде в России. Это проверено временем – архитектурные сооружения Владимирской земли, построенные из известняка, прошли вековые испытания.
Звучат колокола
Уч. ист. Давайте вернемся на много веков назад и поговорим об этом периоде времени. Белокаменное строительство было дорогим за счет очень трудоемкой, сложной добычи, транспортировки и обработки. Это подтверждает пословица конца XIII века «Лепше есть камень долотити, нежели зла жена учити», из шедевра русской литературы «Молении Даниила Заточника». Автор выбрал для своего сравнения самую трудную работу. Князья Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский со всех сторон Руси выискивали мастеров каменных дел. Каменные глыбы с огромным трудом извлекали из земли и распиливали на квадраты. Их них выкладывали стены. Стены были такими толстыми, что им не страшны были ни нападения врагов, ни огонь. Когда стены были готовы, к работе приступали резчики по камню. Мастера вырезали на стенах красивые узоры из растений, птиц и сказочных зверей.
Уч.ист В столице княжества городе Владимире из белого камня была построена крепостная стена с воротами. Крепостная стена во Владимире не сохранилась, а Золотые ворота сохранились до наших дней. (слайд №7)
1.Когда были построены Золотые ворота и почему их так назвали?
2.Что находится над белокаменной аркой ворот?
3.Какую роль играли ворота в истории города Владимира?
Во Владимире находится главный храм Владимиро - Суздальской земли -Успенский собор.(слайд №8)
1.Когда был построен Успенский Собор?
2.Сколько средств выделил Андрей Боголюбский для строительства храма?
3.С каким знаменитым храмом сравнивали Успенский Собор?
4.Какие прославленные русские мастера украшали храм фресками?
5. В каком веке и где был построен точно такой же Собор?
6.Какая знаменитая икона хранится в Успенском Соборе?
Недалеко от Успенского Собора возведен Дмитриевский собор (слайд №9)
1.При каком русском князе был построен Дмитриевский Собор?
2.Чем украшены стены Собора?
3.Сохранился ли Собор до настоящего времени?
Говоря о белокаменных постройках Владимирской земли нельзя не упомянуть о постройках в Боголюбово. (Слайд №10)
1.Кто основал Боголюбово?
2.В каком году была построена первая церковь?
3.Какая легенда существует об основании Боголюбово?
4.Какая часть белокаменных палат сохранилась с ХII века?
Не перестает удивлять своей красотой храм Покрова на Нерли. (слайд №11)
1.Где находится эта церковь?
2.Когда и кем была построена церковь?
3.В честь чего была построен храм Покрова?
4.Когда на Руси празднуют праздник Покрова?
Все владимирские храмы находятся около реки Клязьма. Поэтому они издалека были видны купцам, подплывавшим к городу.
3.3 Физические и химические свойства известняка и его применение
Уч. хим. Вы много знаете о постройках из белого камня, давайте вспомним химическую формулу известняка?
Почему его назвали белым камнем?
Каковы его физические свойства?
Почему в строительстве применялся именно известняк?
Уч. хим. Древние мастера хорошо знали свойства белого камня как строительного материала. Нам же сегодня предстоит вспомнить свойства известняка как химического соединения.
Информационное сообщение ученика. Известняк.
Камень известняк образовался 300-320 млн. лет назад. Представляет осадочную горную породу, состоящую из кальцита-СаСО3. Большинство известняков формировалось в мелководных морских бассейнах путем накопления органических остатков, при одновременном осаждении кальцита. Известняки залегают в виде пластов и встречаются среди отложений всех геологических систем. Он встречается на всех материках, кроме Австралии. Широко распространен по всей территории России. Добывают открытым (карьерным) способом.
Чистый известняк - белого или светло-серого цвета, поэтому его и назвали белым камнем. Примеси окрашивают известняк в черный, желтый, красный цвет. Белый камень - древнейший строительный материал. Он имеет однородную и пористую структуру, прочен, но легко обрабатывается (пилится, режется, шлифуется). Имеет высокую морозостойкость за счет открытости пор друг другу. Белый камень химически стоек, так как покрывается пленкой выветривания, которая предотвращает химическое разрушение камня. Белый камень красив и долговечен, и в наши дни белокаменные храмы являются примером совершенства форм и лаконичности Древней Русской архитектуры.
Уч. хим. Вы расширили свои знания об известняке, давайте напишем уравнения реакции, характерные для известняка.
К доске вызывается ученик.
-К какому классу неорганических соединений относится известняк?
Ответ учеников.
-Какие химические реакции характерны для солей?
Ответ учеников.
-Напишем реакцию обмена с другими солями.
СaCO3 + 2NaСI= CaCI2+ Na2CO3
-Напишем реакцию взаимодействия с кислотными оксидами.
CaCO3+ SiO2= CaSiO3+CO2
Уч. хим. На экскурсии в п. Горняк мы с вами побывали в карьере по добыче известняка. Увидели белый камень, который добывают у нас в республике. Но если в жизни вам встретится камень и у вас будут сомнения известняк это или нет, какую химическую реакцию вы проведёте?
Напишите её сейчас на доске и подтвердите опытным путём.
1 ученик выполняет задание у доски, 2 проводит опыт
CaCO3+2HCI= CaCI2+CO2+H2O
Известняк применялся в древнерусском государстве. А с какого же времени началась добыча известняка на территории республики Марий Эл?
Информационное сообщение ученика. На территории Марий Эл известняк начали добывать со времен императрицы Екатерины II с середины XVIII века. Недалеко от поселка Горняк Сернурского района до сих пор сохранились штольни, из которых крестьяне ручным способом добывали щебень. Перевозили щебень на лошадях тягловой породы, используя при этом специальные приспособления – «тормоза». Местность здесь холмистая, а «тормоза» не давали повозке с щебнем сбить лошадь во время спуска и помогали ей вовремя подъема. Из щебня делали жернова для мельниц, использовали его при строительстве домов и дорог.
В настоящее время, с 1968 года, залежи известняка изучены и разрабатываются предприятием Памашьяльский каменный карьер. Как сказал нам директор предприятия Иванов А.П., известняка на территории Марий Эл хватит еще на тысячи лет.
Уч.ист. В конце XVI века западноевропейские и русские мастера переходят на более дешевое, практичное и надежное кирпичное строительство. Но не смотря на это, широкое использование белого камня не прекратилось. Из него повсеместно строили фундаменты, хозяйственные постройки, вытесывали элементы архитектурного декора (наличники, карнизы, порталы дверей, колонны и пилястры, желоба водосливов, ступени, плиты полов, фасадные плиты) и делали скульптуры. Для этих целей не «боящийся» лежать в земле и прекрасно поддающийся обработке белый камень подходил лучше кирпича.
. Традиция использования белого камня продолжалась до начала ХХ века, когда практически во всех храмах, дворцах и дворянских усадьбах независимо от их стиля использовались белокаменные детали. Красно-кирпичные постройки, украшенные деталями из белого известняка, особенно выразительны, т.к. контраст красного кирпича и белого камня создает гармонию строгости и нарядности.
К сожалению ХХ век не оставил на территории Европейской Росси достойных сооружений из белого камня. Он ограниченно применялся в фундаментах, стенах и безликой отделке. Архитекторы были увлечены металлом, бетоном, стеклом.
В конце ХХ века в Росси началось индивидуальное массовое строительство и вкус к красивым постройкам возвращается. На фасадах новых зданий можно видеть различные облицовочные материалы. А достойных заменителей белого камня для элементов декора фасадов (наличников, капителей, карнизов, поясков и т.д.) практически нет. И здесь белый камень, как старый добрый друг, опять приходит на помощь.
Звучит музыка.
Физкультминутка
4. Закрепление нового
Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности. Пути сохранения памятников архитектуры.
Уч. хим. Живут ли камни?…Жизнь- это непрерывное движение, изменение, развитие, а камень- символ неподвижности, вечного покоя. Из камня воздвигают памятники и целые города на века.
«Человека всегда влечёт к камню»,- говорил известный геохимик, «поэт камня» А.Е.Ферсман. Наша задача сохранить каменные сооружения как можно дольше, ведь у него есть как «друзья», так и «враги».
Уч хим. Окружающая среда влияет на камни. Посмотрите на слайд. Дайте названия кислотам. Какими оксидами они образованы?
Ученики отвечают.
Уч. хим. На здания влияют кислотные дожди, лишайники, мхи. Как избежать разрушений? Есть несколько способов. Посмотрите на слайд.
Уч. хим. Древний способ защиты камня называется - ганозис. Я предлагаю вам сейчас опробовать этот метод практически. Алгоритм опыта на слайде, необходимые материалы перед вами: пчелиный воск, масло, спиртовка, кисточка, химическая посуда, скульптура.
Ученики выполняют опыт.
5. Рефлексия учебной деятельности
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом
6. Домашнее задание
Найти дополнительный материал по применению мрамора и мела
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Автор урока (Ф.И.О.) | Савенко Светлана Борисовна, Бастракова Марина Леонидовна | |||||
Должность | Учитель химии и биологии; учитель истории, обществознания, ОРКСЭ | |||||
Образовательное учреждение | ГБОУ РМЭ «Семёновская школа-интернат» | |||||
Предмет | Химия, история | |||||
Класс | 9 класс слабослышащих | |||||
Тема урока | Природные соединения углерода в белокаменном строительстве Российского государства | |||||
Тип урока | Интегрированный комбинированный | |||||
Организация пространства | Групповая и коллективная работа | |||||
Цель урока | Создание условий для формирования ключевых компетентностей, развитие коммуникативных качеств личности обучающихся, понимания исторического процесса в судьбах людей | |||||
Планируемые результаты | Предметные: Обеспечить усвоение понятий и терминов, раскрыть причины, ход и значение Российской революции 1917 года; составлять характеристику исторических личностей. Личностные: научатся формулировать свою оценку событий и поступков людей с моральной точки зрения. Метапредметные: содействовать развитию способностей учащихся структурировать учебный материал, работать с текстом, анализировать, сравнивать, участвовать в обсуждении; определять цели и задачи урока, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - получат навыки работы с таблицей, текстовым и историческим источниками, устанавливать причинно-следственные связи, уметь выстраивать последовательность событий; готовить сообщение на основе источников разных видов. - расширят навыки работы в группе, участия в коллективном обсуждении проблемы. | |||||
Основные понятия | Двоевластие, Временное правительство, «Корниловский мятеж», большевизация Советов. | |||||
Межпредметные связи | Обществознание, литература | |||||
Ресурсы - основные - дополнительные | Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, ХХ век: Учеб. пособие для 9 кл. общеобразоват. Учреждений. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1997 г. проектор, экран.
| |||||
Этапы урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | |||||
1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цель:проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Подготовка учащихся к уроку. Контролируют готовность к уроку одноклассников. Перед входом в кабинет получают стикеры цвета, которые соответствуют занимаемым местам. | Организую рабочее пространство. Проверяю наличие ресурсов. Проверяю готовность учащихся к уроку, нацеливаю на взаимоконтроль готовности класса к уроку. | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов. Регулятивные: самостоятельно планируют цели деятельности после предварительного обсуждения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | ||
2.Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) Цель:-подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана урока через метод «инфо-угадай-ка»'
| Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои версии, формулируют тему урока, ставят цели, предлагают план изучения темы, записывают в тетрадь. Тема урока: «Великая российская революция 1917 года» Записывают в тетрадь. Проблема: – Почему со временем тема Революции 1917 года продолжает быть актуальной и узнаваемой? Через метод «инфо-угадай-ка» составляют план урока: 1. Причины 2. Основные события 3. Итоги | Уточняю проблему на урок. Уточняю понимание учащимися поставленных целей урока. Вопросы: 1. Кто знает, что изображено на слайде? 2. О чем нам напоминают эти сцены? 3. Как можно назвать тему урока? 4. Какую проблему урока поставим перед собой? Вопрос классу: Что нам нужно узнать, чтобы решить проблему? | Предлагаю по слайдам сформулировать тему урока: Демонстрация картин с изображением событий революции. (слайд 1) Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 | Постановка и формулирование проблемы. Самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблемы поискового характера. | Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ,формулирование проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества в группах. Регулятивные: целеполагание. | |
3. Изучение нового (25 мин) Цель:выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией | 1. Определяют средства достижения цели. 2. Формулируют причины революции. каждая группа оглашает. Сравнивает с эталоном на слайде, ставят себе оценку в оценочный лист 3. Выполняют задания в группах, и по мере необходимости исправляют, дополняют и уточняют озвученные ответы: - Работают в группах: 1-я, работают со словарем, текстом учебника, формулируют и объясняют новые понятия; 2-я, составляют таблицу «Основные события революции 1917 г.» 3-я, составляют план итоги революции. 4. Записывают название терминов в тетрадь 5. Проводят взаимооценку работы групп на уроке. | Организую учебную деятельность учащихся. 2. Предлагаю найти причины революции в тексте учебника на стр. 85-86 3. Организую работу в группах: 1-я, работа с текстом учебника; 2-я, составить таблицу; 3-я, составить план. Организую обсуждение причин, хода и итогов революции 4. Способствую формулировке новых понятий. 5.Организую оценочную деятельность учащихся. | 2. Найти в тексте учебника причины революции. 3. Задания группам: 1 группа: - найти и дать определение новым понятиям: двоевластие, Временное правительство, «Корниловский мятеж», большевизация Советов. 2 группа: - прочитать текст учебника (с.86-91), составить таблицу «Основные события революции 1917 г 3 группа: - прочитать текст учебника (с.93-95) и составить план ответа на вопрос: Каковы итоги Российской революции 1917 г Оценивают работу групп по предложенным критериям (алгоритм оценки учащимся знаком). | Поиск и выделение необходимой информации о причинах, событиях, итогах революции; - анализ текста с целью выявления причин, итогов революции; - установление причинно – следственных связей революции. Делают выводы об исторических фактах. | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Дают ответ, участвуют в обсуждении, обосновывают свою позицию Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений выдвижение гипотез и их обоснование. Ориентируются в тексте учебника; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы; логические– дополняют щественных отношениях в период революции. Преобразовывают полученную информацию, ориентируются в системе знаний. Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - составление плана и последовательности действий. - Осуществление самоконтроля. | |
Физкультминутка | ||||||
IV.Закрепление нового ( 5 мин) Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности. | Формулируют взаимные вопросы и отвечают на них (3-5 вопросов). | Слежу за правильностью формулирования вопросов, направляю ход беседы. | Взаимоконтроль. | Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. | ||
V.Контролирующее задание (7 мин) Цель:осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний | Выполняют тест. Осуществляют: самооценку; взаимопроверку; предварительную оценку. | Контролирую выполнение работы. Осуществляю-индивидуальный контроль. Организую взаимопроверку; проверку выполнения теста | Слайд 5-7 | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе. | ||
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей. | Рассуждают, используя изученный материал. сравнивают цель урока и достигнутые результаты; - отвечают на вопросы, - делают выводы, рассуждают
| Предлагаю высказать свою точку зрения на Великую российскую революцию и сравнить ее с революцией 1905-1907 гг. Учитель задает вопросы: – Какая проблема была у нас в начале урока? –Удалось ли нам решить эту проблему? - Какие вопросы нам пришлось разобрать, чтобы решить нашу проблему? -Полностью ли мы с вами раскрыли эти вопросы? -Значит ситуация в стране развивалась стихийно или она была напралена кем-то? -Могла ли Революция 1917 года пойти по другому сценарию? |
Слайд 8 |
. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. | |
VII. Домашнее задание. | Читают § 12-13, отвечают на вопросы в конце §, | Информирую о домашнем задании | Слайд 9 |
УУД (Универсальные учебные действия):
Коммуникативные УУД:
Целью УУД было научить детей
1 . уметь слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, договариваться с одноклассниками. Уметь оформлять свои мысли в письменной форме.
Познавательные УУД:
1.Уметь проводить сравнение по заданным критериям
2. Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов
3. Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Регулятивные УУД:
1.Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя
2. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Личностные УУД:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Урок был построен в соответствии с его содержанием и поставленными целями и задачами. Время, отведённое на урок, было использовано рационально.
Содержание урока полностью соответствовало требованиям программы. Методы и приемы, используемые мною, полностью соответствовали задачам урока. Методы соответствовали содержанию урока, возрасту и уровню подготовки учащихся.
Я старалась заинтересовать детей, быть выразительной и эмоциональной. Классный коллектив на уроке проявлял активность и интерес к данной теме. Я старалась правильно распределять внимание на уроке, внимательно прислушиваться к ответам учащихся. Организация урока была удовлетворительная, уровень дисциплины хороший. Считаю, что в ходе урока была достигнута поставленная цель и решены задачи.
Мне удалось получить соответствующие результаты обучения, избежать перегрузки и переутомления учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кислородные соединения углерода
Презентация для объяснения темы "Кислородные соединения углерода" в 9 классе....
Презентация к уроку химии в 9 классе "Кислородные соединения углерода"
Если учитель не включает в процессе учебного познания отобранные факты, которые связывают теорию с практикой, с жизнью, знания учащихся оказываются формальными. Предлагаю презентацию к уроку « Кислор...
Урок по теме: "Кислородные соединения углерода"
Урок химии в 9 классе по теме "Кислородные соединения углерода." Урок построен на работе с текстами из художественных произведений, описывающих оксиды углерода, угольную кислоту и её соли....
Дидактический материал по теме: Углерод. Соединения углерода.
Дидактический материал по теме: Углерод. Соединения углерода в 2-х вариантах....
Методическая разработка "Соединения углерода"
Методическая разработка на "Соединения углерода"...
Презентация к уроку химии по теме: "Соединения углерода"
Презентация составлена учителем для объяснения нового материала на уроках химии в 9 классе....
Технологическая карта урока по теме "Кислородные соединения углерода"
Технологическая карта урока разработана по теме "Кислородные соединения углерода" по учебнику О.С.Габриелян для учащихся 9 класса.Разработка урока составлена на основе современных требован...