Статья "Организация исследовательской деятельности учащихся при использовании природных объектов Николо- Березовского поселения".
статья по краеведению на тему

Адамова Светлана Алексеевна

        Систематическая научно-исследовательская работа – один из путей творческого восприятия современных наук. Исследовательская деятельность позволяет учащимся выйти в культурное пространство самоопределения. Она основывается на принципах проектирования, где исследовательский проект является движущей формой построения межличностного взаимодействия школьников и научного руководителя, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей научного сообщества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

Адамова Светлана Алексеевна

учитель биологии и химии

МБОУ Николо- Березовской СОШ

Милютинского района

Ростовской области

Организация исследовательской деятельности учащихся

при  использовании  природных объектов Николо- Березовского поселения.

        Систематическая научно-исследовательская работа – один из путей творческого восприятия современных наук. Исследовательская деятельность позволяет учащимся выйти в культурное пространство самоопределения. Она основывается на принципах проектирования, где исследовательский проект является движущей формой построения межличностного взаимодействия школьников и научного руководителя, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей научного сообщества. Исследования завершаются творческой работой, в которой подводятся итоги, делаются выводы, предложения. В течение нескольких лет ученики нашей школы выполняли исследовательские работы по изучению состояния природных объектов на стоянках экологической тропы, на которых проводятся детальные экологические исследования разных направлений. Одно из направлений исследовательской работы учеников в нашей школе связано с изучением экологической обстановки х. Николовка  Милютинского района, выявление источников антропогенного загрязнения окружающей среды, поиск путей решения экологических проблем.

    Эколого-краеведческие исследования по состоянию природных объектов и их отдельных компонентов осуществляется по следующим экологическим объектам (стоянкам, экологическими тропами):

          -Стоянка № 1 – «Школьный дендрарий»

          -Стоянка № 2 – «Река Берёзовая»

          -Стоянка № 3 – «Балка»

          -Стоянка № 4 – «Поле»

          -Стоянка № 5 – «Роща»

          -Стоянка № 6 – «Луг»

          -Стоянка № 7 – «Озеро»

          -Стоянка № 8 – «Корнеев родник»

     Изучение данных объектов очень актуально в наше время, потому что является основой формирования гражданской позиции  человека, базирующейся на реальных знаниях истории, географии  и экологии.

Исследования проводятся по определенному плану.

1. Разработка программ школьных эколого-краеведческих исследований;

2. Экологический мониторинг состояния природных объектов и их отдельных компонентов;

3. Проведение практико-ориентированных мероприятий на данных объектах, с целью поддержания их экологического состояния;

3. Разработка, оформление  и защита исследовательских работ.

4. Рефлексия.

    В начале исследований каждый участвующий в работе ученик выбирает  себе объект исследования – один из природных объектов населённого пункта. В ходе теоретических и практических занятий  собирается  материл для исследовательской работы по определенной теме. Один из самых трудных и важных этапов – окончательное оформление результатов исследования. К исследовательской работе школьника предъявляются по существу те же требования, что и к любой научной статье или отчету. В работах ученики свели полученные результаты в таблицы, провели обсуждение полученных результатов и сделали выводы.

    Качественное выполнение всех этапов исследовательской работы по экологическому мониторингу состояния природного объекта:

- умение сформулировать цель исследования;

- умение пользоваться средствами информации,

- умение поиска, анализа и отбора необходимой информации;

- умение составить программу и план исследования;

- умение обобщать материал;

- умение оформить исследовательскую работу.

      Таким образом, очевидно, что выполнение исследовательской работы ведет к выработке ключевых компетентностей учащихся, а также к достижению личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов согласно требованиям стандартов нового поколения.

     Одной из ключевых составляющих в структуре Стандартов второго поколения является духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.      Представленный опыт работы показывает, что изучение природных объектов своей местности  позволяет воспитывать у учащихся любовь к природе и патриотизм.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. – М.: Российская академия образования, 2011. – 38 с.

2. Громыко Ю. В. Исследование и проектирование в образовании /  Школьные технологии. – 2005.  №2. С. 66.

3. Обухов А.С.  Эффективность применения проектной и исследовательской деятельности в обучении / Школьные технологии. – 2006. - №5. – с. 86-90.

4. Пентин А.Ю.   Исследовательская и проектная деятельность: структура и цели / Школьные технологии.- 2007.- №5. – С.111.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность учащихся в рамках элективного курса как способ развития познавательной самостоятельности учащихся

Элективный курс "Начала исследовательской химии" решает многие образовательные задачи. Одна из них - развитие навыков исследовательской деятельности. Данный материал может быть интересен тем педагогам...

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Обобщение опыта работы учителя химии и биологии Волоховой Ж.А. по теме "Исследовательская деятельность учащихся как средство активизации познавательной активности учащихся".

Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся при изучении биологии....

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы как способ формирования УУД учащихся.

В работе говорится о проектно - исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы как способе формирования УУД ....

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА организации научно-исследовательской деятельности учащихся «Карасунский округ как туристический объект»

Программа организации научно-исследовательской деятельности  «Карасунский округ как туристический объект» предназначена для учащихся 9 классов в рамках Научного гимназического общества «Лига сотв...

Статья "Организация исследовательской деятельности учащихся при использовании объектов зелёной зоны города Кронштадта"

Статья "Организация исследовательской деятельности учащихся при использовании объектов зелёной зоны города Кронштадта"...

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению физических и химических свойств водных объектов

Материал содержит методики организации экологических исследований школьников по изучению водных объектов...