Технологическая карта: "Эволюционное учение"
план-конспект урока по биологии на тему
Цель: раскрыть понятия о наследственности, изменчивости, борьбе за существование, естественном отборе как движущих силах эволюции.
Задачи:
- образовательная: рассмотреть основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина;
- развивающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, умения выделять главное, делать выводы;
- воспитательная: патриотическое воспитание – на примере жизни Ч. Дарвина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_evolyutsionnoe_uchenie.docx | 24.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО: Онуфриенко Н. Н.
ОУ: МБОУ «СШ №34»
Предмет: Биология
Класс: 7
Тип урока: открытие нового знания
УМК: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова. «Биология. Разнообразие живых организмов» 7 класс
Технологическая карта
Тема: Эволюционное учение. | |||
Цель: раскрыть понятия о наследственности, изменчивости, борьбе за существование, естественном отборе как движущих силах эволюции. | |||
Задачи:
| |||
Формируемые УУД. Предметные: Применять знания для раскрытия основных причин эволюции животного мира. Делать выводы об историческом развитии мира. Сформировать представления об историческом развитии, причинах разнообразия и многочисленности животного мира. Приводить примеры различных форм борьбы за существование, проявления естественного отбора. Метапредметные: Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения. Личностные: Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений. | |||
Основные понятия: эволюция, наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. | |||
Ресурсы: Учебник с.18-19, электронное приложение «Эволюционное учение», тетрадь-тренажер, презентация. | |||
Организация пространства. | |||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты |
УУД | |||
I. Самоопределение к деятельности Цель. Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | Прозвенел звонок, начинается урок. Ребята, каково ваше настроение на начало урока? Покажите его при помощи цветных смайликов. В конце урока посмотрим, как изменится ваше настроение. Записываем в тетрадях число. | Приветствуют учителя, организуют рабочие места, анализируют правила. Ребята поднимают карточки. | Личностные. Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. Самоопределение, смыслообразование, целеполагание, планирование учебного сотрудничества. |
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | - Наша планета уникальна, потому что на ней есть жизнь. - Почему жизнь на Земле не прекращается? - Живая природа организована очень сложно. Предлагает выполнить тестирование по теме «Организация живой природы». | Отвечают на вопросы. Письменно отвечают на вопросы теста. | Регулятивные, связанные с оцениваем результатов своей работы, самоконтроль, самооценка, как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения. |
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. | - Всегда ли мир организмов был таким, каким существует в наше время? (Демонстрирует слайды 1-3 презентации.) - Что происходило с живыми организмами в процессе исторического развития жизни на Земле? -Каковы причины многообразия органического мира? (Проблемный вопрос) Предлагает сформулировать тему и задачи урока. (слайды 4-5) | Отвечают на вопросы, делают вывод: живые организмы изменялись, их организация усложнялась, появлялись новые организмы. Воспроизводят имеющиеся знания, отвечают на вопросы, выделяют вопрос, который вызвал затруднения. Формулируют тему урока и записывают в тетрадь. Формулируют задачи урока. Планируют свою работу на уроке | Регулятивные. Умение ставить цель, планировать деятельность. Личностные. Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений. |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель: усвоение нового способа действий | Рассказывает, что на протяжении многих лет эти вопросы волновали умы человечества, и в различные исторические эпохи на них по-разному отвечали. Научное объяснение причин многообразия органического мира, его изменения и развития дал во второй половине XIX в. английский учёный Ч. Дарвин. Предлагает заслушать сообщения о жизни и научной деятельности Ч. Дарвина. Организует деятельность обучающихся в парах: - В учебнике на стр. 18 изучите материал о эволюции и движущих силах эволюции. (слайды 6,7), заполнить схему. Во время работы учащихся, по мере необходимости, отвечает на вопросы обучающихся. | Заслушивают сообщения о жизни и научной деятельности Ч. Дарвина. Работают с текстом, иллюстрациями в учебнике. Записывают в тетрадь: Эволюция – это необратимый процесс исторического развития живой природы. Движущие силы эволюции - факторы, оказывающие влияние на развитие живой природы. | Регулятивные. Адекватное понимание информации устного сообщения. Познавательные УУД. Умение работать с информацией, смысловое чтение. Работа по алгоритму. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов. |
Физкультминутка. | Выполняют упражнения. | ||
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель: усвоение нового способа действий | Организует деятельность обучающихся в группах ( работа с учебником, электронным приложением, учебными текстами):
| Работают в группах – 4 группы, каждой группе даётся карточка с вопросом. Готовит группа ответ сообща, отвечает один участник группы. По ходу сообщений составляют конспект и составляют схему «Виды борьбы за существование». | Предметные. Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания; доказывать, что видообразование – результат эволюции. Регулятивные. Саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент. |
V. Включение новых знаний в систему знаний и повторение Цель. Включение нового | Предлагает провести тестирование: 1.Основателем учения об эволюции живой природы является: А) Чарльз Дарвин Б) К. Линней В) В. И. Сукачев Г) А. Тенсли 2. К движущим силам эволюции относят: А) Образование новых видов Б) Естественный отбор В) Факторы среды обитания Г) Имеющиеся у организмов приспособления к среде обитания 3. Одной из причин возникновения вида лисица обыкновенная считается: А) Тропический климат Б) Теплый климат В) Холодный климат Г) Влажный климат 4. Одной из причин возникновения вида лисица корсак считается: А) Тропический климат Б) Теплый климат В) Холодный климат Г) Влажный климат 5.В 1859 году вышла в свет книга Ч. Дарвина А) «Происхождение видов путем естественного отбора» Б) «Происхождение видов путем искусственного отбора» В) «Происхождение видов путем борьбы за существование» | Учащиеся по очереди работают с электронным приложением. Отвечают на вопросы теста. | Регулятивные. Контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами; саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент. |
VI. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Предлагает оценить свое самочувствие и работоспособность и показать с помощью смайлика. | Оценивают свое самочувствие и работоспособность на уроке, дают обоснование своим действиям. | Познавательные. Рефлексия способов условий действия; контроль и самооценка процесса и результат деятельности. Личностные. Адекватное понимание успеха или неуспеха в УУД; следование моральным нормам и этическим требованиям. Коммуникативные . Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений. |
IX. Д/з. | Объясняет выполнение домашнего задания. | Записывают в дневник. § 5, стр. 18-19, термины, отвечать на вопросы стр.19, задания в тетради - тренажере. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» (методическая разработка уроков) по курсу "Биология.Введение в общую биологию и экологию" для 9 класса. Линия Пасечника В.В.
Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).Учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» для 9кл....
ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В 8-Х КЛАССАХ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К УЧЕНИЮ»
В последнее время все больше внимания уделяется применению технологических карт на уроках иностранного языка в разных школах, благодаря чему раскрываются резервы учебного процесса и личности учащихся,...
Технологическая карта занятия "Путешествие в прошлое. Великие ученые естествознания" Интегрированный курс "Естествознание"
Первое занятие интегрированного курса "Естествознание" "Образовательное путешествие в прошлое"...
Технологическая карта занятия "Путешествие в прошлое. Великие ученые естествознания" Интегрированный курс "Естествознание"
Первое занятие интегрированного курса "Естествознание" "Образовательное путешествие в прошлое"...
Технологическая карта занятия "Путешествие в прошлое. Великие ученые естествознания" Интегрированный курс "Естествознание"
Первое занятие интегрированного курса "Естествознание"Образовательное путешествие в прошлое...
Технологическая карта урока химии в 9 классе "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома"
Урок химии в 9 классе...
Технологическая карта Эволюционное учение
Технологическая карта Эволюционное учение...