Технологическая карта: "Эволюционное учение"
план-конспект урока по биологии на тему

Цель: раскрыть понятия о наследственности, изменчивости, борьбе за существование, естественном отборе как движущих силах эволюции.

Задачи:

  • образовательная: рассмотреть основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина;
  • развивающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, умения выделять главное, делать выводы;
  • воспитательная: патриотическое воспитание – на примере жизни Ч. Дарвина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_evolyutsionnoe_uchenie.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО: Онуфриенко Н. Н.

ОУ:  МБОУ «СШ №34»

Предмет: Биология

Класс: 7

Тип урока: открытие нового знания

УМК: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова. «Биология. Разнообразие живых организмов» 7 класс

Технологическая карта

Тема:  Эволюционное учение.

Цель: раскрыть понятия о наследственности, изменчивости, борьбе за существование, естественном отборе как движущих силах эволюции.

Задачи:

  • образовательная: рассмотреть основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина;
  • развивающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, умения выделять главное, делать выводы;
  • воспитательная: патриотическое воспитание – на примере жизни Ч. Дарвина.

Формируемые УУД.

Предметные: Применять знания для раскрытия основных причин эволюции животного мира. Делать выводы об историческом развитии мира.

Сформировать представления об историческом развитии, причинах разнообразия и многочисленности животного мира. Приводить примеры различных форм борьбы за существование, проявления естественного отбора.

Метапредметные: Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.

Личностные: Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.

Основные понятия: эволюция, наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

Ресурсы: Учебник с.18-19, электронное приложение «Эволюционное учение», тетрадь-тренажер, презентация.

Организация пространства.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

УУД

I.  Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Прозвенел звонок, начинается урок.

Ребята,  каково ваше настроение на начало урока? Покажите его при помощи цветных смайликов.

В конце урока посмотрим, как изменится ваше настроение.

Записываем  в тетрадях число.

Приветствуют учителя, организуют рабочие места, анализируют правила.

Ребята поднимают карточки.

Личностные. Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Самоопределение, смыслообразование, целеполагание, планирование учебного сотрудничества.

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

- Наша планета уникальна, потому что на ней есть жизнь.

- Почему жизнь на Земле не прекращается?

- Живая природа организована очень сложно.

Предлагает выполнить тестирование по теме «Организация живой природы».

Отвечают на вопросы.

Письменно отвечают на вопросы теста.

Регулятивные, связанные с оцениваем результатов своей работы, самоконтроль, самооценка, как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.  

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

- Всегда ли мир организмов был таким, каким существует в наше время?  (Демонстрирует слайды 1-3 презентации.)

- Что происходило с живыми организмами в процессе исторического развития жизни на Земле?

-Каковы причины многообразия органического мира?  (Проблемный вопрос)

Предлагает сформулировать тему и задачи урока. (слайды 4-5)

 Отвечают на вопросы, делают вывод: живые организмы изменялись, их организация усложнялась, появлялись новые организмы.

Воспроизводят имеющиеся знания, отвечают на вопросы, выделяют вопрос, который вызвал затруднения.

Формулируют тему урока и записывают в тетрадь. Формулируют  задачи урока. Планируют свою работу на уроке

Регулятивные.

Умение ставить цель, планировать деятельность.

Личностные.

Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель:   усвоение нового способа действий

Рассказывает, что на протяжении многих лет эти вопросы волновали умы человечества, и в различные исторические эпохи на них по-разному отвечали. Научное объяснение причин многообразия органического мира, его изменения и развития дал во второй половине XIX в. английский учёный Ч. Дарвин. Предлагает заслушать сообщения о жизни и научной деятельности Ч. Дарвина.

Организует деятельность обучающихся в парах:

- В учебнике на стр. 18 изучите материал о эволюции и движущих силах эволюции. (слайды 6,7), заполнить схему. Во время работы учащихся, по мере  необходимости, отвечает на вопросы обучающихся.

Заслушивают сообщения о жизни и научной деятельности Ч. Дарвина.

Работают с текстом, иллюстрациями в  учебнике. Записывают в тетрадь:

Эволюция –  это необратимый процесс исторического развития живой природы.

Движущие силы эволюции - факторы, оказывающие влияние на развитие живой природы.

Регулятивные.

Адекватное понимание информации устного сообщения.

Познавательные УУД.

Умение работать с информацией, смысловое чтение. Работа по алгоритму.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов.

Физкультминутка.

Выполняют упражнения.

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель:   усвоение нового способа действий

Организует деятельность обучающихся в группах   ( работа с учебником, электронным приложением, учебными текстами):

  1. Что такое наследственность и изменчивость? Приведите примеры.
  2. Что такое борьба за существование? Какие виды борьбы за существование вы знаете?
  3. Что такое естественный отбор? Объясните, как формируются приспособления?
  4. В результате чего происходит образование новых видов? Докажите на примерах.

Работают  в группах – 4 группы, каждой группе даётся карточка с вопросом. Готовит группа ответ сообща, отвечает один участник группы. По ходу сообщений составляют конспект и составляют схему  «Виды борьбы за существование».

Предметные. Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания; доказывать, что видообразование – результат эволюции.

Регулятивные. Саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент.

V. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

Предлагает провести тестирование:

1.Основателем учения об эволюции живой природы является:

А) Чарльз Дарвин

Б) К. Линней        

В) В. И. Сукачев

Г) А. Тенсли

2. К движущим силам эволюции относят:

А) Образование новых видов

Б) Естественный отбор

В) Факторы среды обитания

Г) Имеющиеся у организмов приспособления к среде обитания

3. Одной из причин возникновения вида лисица обыкновенная считается:

А) Тропический климат

Б) Теплый климат

В) Холодный климат

Г) Влажный климат

4. Одной из причин возникновения вида лисица корсак считается:

А) Тропический климат

 Б) Теплый климат

В) Холодный климат

Г) Влажный климат

5.В 1859 году вышла в свет книга Ч. Дарвина

А) «Происхождение видов путем естественного отбора»

Б) «Происхождение видов путем искусственного отбора»

В) «Происхождение видов путем борьбы за существование»

Учащиеся по очереди работают с электронным приложением.

Отвечают на вопросы теста.

Регулятивные. Контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами; саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент.

VI. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 

Предлагает оценить свое самочувствие и работоспособность и показать с помощью смайлика.

Оценивают свое самочувствие и работоспособность на уроке, дают обоснование своим действиям.

Познавательные. Рефлексия способов условий действия; контроль и самооценка процесса и результат деятельности.

Личностные.  Адекватное понимание успеха или неуспеха в УУД; следование моральным нормам и этическим требованиям.

Коммуникативные . Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.

IX. Д/з.

Объясняет выполнение домашнего задания.

Записывают в дневник.

§ 5, стр. 18-19, термины, отвечать на вопросы стр.19, задания в тетради - тренажере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» (методическая разработка уроков) по курсу "Биология.Введение в общую биологию и экологию" для 9 класса. Линия Пасечника В.В.

Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).Учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» для 9кл....

ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В 8-Х КЛАССАХ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К УЧЕНИЮ»

В последнее время все больше внимания уделяется применению технологических карт на уроках иностранного языка в разных школах, благодаря чему раскрываются резервы учебного процесса и личности учащихся,...

Технологическая карта занятия "Путешествие в прошлое. Великие ученые естествознания" Интегрированный курс "Естествознание"

Первое занятие интегрированного курса "Естествознание" "Образовательное путешествие в прошлое"...

Технологическая карта занятия "Путешествие в прошлое. Великие ученые естествознания" Интегрированный курс "Естествознание"

Первое занятие интегрированного курса "Естествознание" "Образовательное путешествие в прошлое"...

Технологическая карта занятия "Путешествие в прошлое. Великие ученые естествознания" Интегрированный курс "Естествознание"

Первое занятие интегрированного курса "Естествознание"Образовательное путешествие в прошлое...

Технологическая карта Эволюционное учение

Технологическая карта Эволюционное учение...