Рабочая программа и календарно-тематическое планирование Биология 9 класс УМК Н.И.Сонин
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Юрова Галина Степановна

Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах основной  школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин в основной школе, начатой в 5 классе учебником « Природоведение» А.А. Плешаков. Н.И. Сонин и продолженных в 6,  7, 8 классах.

Планирование составлено на основе авторской программы курса «Общая биология» для 9-го класса. Авторы: В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова, Н.И. Сонин. Москва, Дрофа, 2008 г.

Данная программа рассчитана на 68 часов 2 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_9_klass_2011-2012.doc82.5 КБ
Microsoft Office document icon 9_ktp.doc183.5 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс Общая биология

  1. Пояснительная записка

Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах основной  школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин в основной школе, начатой в 5 классе учебником « Природоведение» А.А. Плешаков. Н.И. Сонин и продолженных в 6,  7, 8 классах.

Планирование составлено на основе авторской программы курса «Общая биология» для 9-го класса. Авторы: В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова, Н.И. Сонин. Москва, Дрофа, 2008 г.

Данная программа рассчитана на 68 часов 2 часа в неделю. 5 часов резервного времени распределены на увеличение количества часов на изучение следующих тем:

Тема

Увеличение количества часов на

Тема 2.1. Химическая организация  клетки.

2

Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.

1

Тема 2.3.  Строение и функции клеток.

2

п/п

Разделы, темы

Количество часов

  авторская программа

Рабочая  программа

Введение

1

1

Раздел 1 Эволюция живого мира на Земле

21

21

1

Тема 1.1 Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.

2

2

2

Тема 1.2 Развитие биологии в додарвиновский период.

2

2

3

Тема 1.3 Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора.

5

5

4

Тема 1.4 Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.

2

2

5

Тема 1.5 Микроэволюция

2

2

6

Тема 1.6  Биологические последствия адаптации. Макроэволюция.

3

3

7

Тема 1.7 Возникновение   жизни на Земле.

2

2

8

Тема 1.8 Развитие жизни на Земле.

3

3

Раздел 2 Структурная организация живых организмов.

10

15

9

Тема 2.1: Химическая организация  клетки.

2

4

10

Тема 2.2 Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.

3

4

11

Тема 2.3 :  Строение и функции клеток.

5

7

Раздел  3 Размножение и индивидуальное развитие организмов.

5

5

12

Тема 3.1 Размножение организмов.

2

2

13

Тема 3.2 Индивидуальное развитие организмов(онтогенез).

3

3

Раздел 4 Наследственность и изменчивость.

20

20

14

Тема 4.1 Закономерности наследования признаков.

10

10

15

Тема 4.2 Закономерности изменчивости.

6

6

16

Тема 4.3 Селекция растений, животных, микроорганизмов.

4

4

 Раздел 5 .Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

5

5

17

Тема 5.1 Биосфера , ее структура и функции.

3

3

18

Тема 5.2 Биосфера и человек

2

2

19

Заключение

1

1

ИТОГО : часов

63+7

68

2. Содержание обучения, перечень практических работ, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с  авторской программой по предмету.

3. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

Основная литература

  1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., И.Б. Агафонова,  Н.И. Сонин.  Биология. Общие закономерности: учебник для 9 классов средней школы. Москва, Дрофа 2009-2013 г.
  2. Рабочая тетрадь к учебнику Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., И.Б. Агафоновой,  Н.И. Сонина.  Биология. Общие закономерности. 9 класс.

Дополнительная литература

1. ГИА – 2013. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс /ФИПИ авторы-составители: В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов – М.: Астрель, 2013.

2. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Биология /ФИПИ авторы-составители: В.С. Рохлов, А.В. Теремов – М.: Эксмо,2013.

3. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2013 /ФИПИ авторы-составители: Г.И. Лернер, В.С. Рохлов

4. Биологический энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия. 1989 г

5. Мамонтов С.Г. Биология: пособие для поступающих в вузы. М., Высшая школа 2003.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей естественнонаучного цикла

от 19.08.2013г     №  

________  Пасхина О.Н.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________Г. С. Юрова                

                                                                 

     19.08.2013г    

Муниципальное образование Белореченский район

поселок Первомайский

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16

УТВЕРЖДЕНО

                                                               решением педагогического совета

 от 19 августа 2013 года протокол № 12

                                                                Председатель _______ О.В. Приезжих

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По    биологии

Ступень обучения (класс)       основное общее образование    9 класс 

Количество часов      68               

Учитель    Юрова Г.С.

Программа разработана на основе авторской программы курса «Общая биология» для 9-го класса. Авторы В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова. Н.И. Сонин. Москва, Дрофа, 2008 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР Г. С. Юрова            __________                                              «____»  августа  2013 г

Муниципальное образование Белореченский район

поселок Первомайский

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по биологии

Класс    9 

Учитель               Юрова Г.С.

Количество часов: всего __68__ часов; в неделю ___2_____ часов;

Планирование составлено на основе рабочей программы Юровой Г.С., учителя биологии,    утвержденной решением педсовета  МБОУ СОШ 16

протокол от 19.08.13 г. №12



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               №

№ ур  

 Тема урока

Кол-во часов по разделу

Кол-во  часов по теме

Дата

Оборудование

Домашнее задание

план

факт

Введение

1

1

1

Введение. Место  курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин.

1

02.09.

2013г

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

Стр. 3 – 6

Раздел I. Эволюция живого мира на Земле

21

 Тема I.1.: Многообразие живого мира.

Основные свойства живых организмов.

2

2

1

Единство химического состава живой материи. Клеточное строение организмов

1

06.09

3

2

 Царства живой природы.  Видовое разнообразие

1

09.09.

Структура царств живой природы

гл. 1

Тема 1.2.: Развитие биологии в додарвиновский период.

2

4

1

Развитие биологии в додарвиновский период.

1

13.09

Коллекция «Классификация растений и животных»

п. 1

5

2

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.

1

16.09

Коллекция «Формы сохранности растений и животных»

П. 2

1.3.  Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора

5

6

1

Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук.

1

20.09

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

П. 3

7

2

Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. Лабораторная работа*№ 1  Изучение результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.  

1

23.09

Гербарий «Сельскохозяйственные растения России», коллекция «Плоды сельскохозяйственных растений»

П. 4

8

3

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.

1

27.10

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

П. 5

9

4

Вид – элементарная эволюционная единица. Лабораторная работа* № 1 Изучение изменчивости, критериев вида на сортах культурных растений.  

1

30.09

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

П. 6, П. 7

10

5

Борьба за существование и естественный отбор

1

04.10

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

1.4  Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

2

11

1

Приспособительные особенности.

Лабораторная  работа* № 2. Изучение приспособленности организмов к среде обитания

07.10

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

12

2

Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

11.10

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

1.5  Микроэволюция

2

13

1

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы.

1

14.10

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

П. 9 - 10

14

2

Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования.

1

18.10

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

П. 11

1.6 Биологические последствия адаптации. Макроэволюция

3

15

1

 Главные направления эволюционного процесса.

1

21.10

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

П. 12 - 13

16

2

Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.

1

25.10

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

17

3

Результаты эволюции. Обобщающий урок по теме: «Общие закономерности развития живой природы»

1

28.10

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

Повторить п. 1 – 13.

 1.7: Возникновение  жизни на Земле.

2

18

1

Химический, предбиологический , биологический  и социальный этапы развития живой материи.

1

01.11

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

П. 14

19

2

Филогенетические связи в живой природе, естественная классификация живых организмов.

1

11.11

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера, древо эволюции

П. 15

1.8: Развитие жизни на Земле

3

20

1

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры.

1

15.11

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

П. 16

21

2

Развитие жизни на Земле в палеозойскую,  мезозойскую и кайнозойскую эры.

1

18.11

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

П. 17

22

3

Происхождение человека. Свойства человека как биологического вида.

1

22.11

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

П. 18

Раздел№2. Структурная организация живых организмов

10+5

Тема 2.1.: Химическая организация живых организмов.

2+2

23

1

Элементный состав клетки. Неорганические молекулы живого вещества.

1

25.11

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

П. 21, с. 103 - 107

24

2

Органические молекулы. Биологические полимеры — белки.

1

29.11

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

П. 22, с. 107 - 110

25

3

Углеводы. Жиры.  Строение и биологическая роль.

1

02.12

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

26

4

ДНК — молекулы наследственности. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.

1

06.12

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

Тема 2.2.: Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.

3+1

27

1

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пино- и фагоцитоз.

1

09.12

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

С. 113

28

2

 Биосинтез белков в клетке.

1

13.12

Молекула белка

П. 23

29

3

Биосинтез жиров и углеводов в клетке.

1

16. 12

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

П. 24

30

4

Обобщающий урок по темам: 2.1, 2.2

1

20.12

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

Тема 2.3.: Строение и функции клеток.

5+2

31

1

Прокариотической   клетки: форма и размеры.  Место и роль прокариот в биоценозах.

1

23.12

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

П. 25

32

2

Эукариотическая клетка. Общие принципы организации клеток.

1

27.12

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

П. 26,

п. 29

33

3

Лабораторная работа№3: «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом».

1

30.12

Микроскопы, микропрепараты

34

4

Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельностью клетки.

1

13.01

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

П. 26,

35

5

Деление клеток. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления .

1

17.01

Микроскопы, микропрепараты

П. 26,

36

6

Клеточная теория строения организмов.

1

20.01

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

п. 27

37

7

Обобщающий урок по теме: «Химическая организация живых организмов»

1

24.01

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

Раздел№3. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

5

Тема 3.1:  Размножение организмов.

2

38

1

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных.

1

27.01

П. 30

39

2

Половое размножение животных и растений. Оплодотворение.

1

31.01

Торс человека; Модели цветков капусты, картофеля, тюльпана, гороха, яблони.

П. 31

Тема 3.2: Индивидуальное  развитие организмов (онтогенез).

3

40

1

Эмбриональный период развития.

1

03.02

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

П. 32

41

2

 Постэмбриональный период  развития. Формы постэмбрионального периода развития.

1

07.02

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

П. 33

42

3

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

1

10.02

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

П. 34

Раздел№4. Наследственность и изменчивость организмов

20

Тема 4.1: Закономерности наследования признаков

10

43

1

Гибридологический метод изучения наследственности.

1

14.02

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

П. 35

44

2

Закон доминирования – первый закон Менделя

1

17.02

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

П. 35

45

3

Второй закон Менделя (закон расщепления)

1

21.02

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

П. 35

46

4

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

1

28.02

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

П. 35

47

5

Сцепленное наследование

1

01.03

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

П. 35

48

6.

Анализирующее скрещивание.

Решение генетических задач.

1

03.03

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

П. 35

49

7

Генетическое определение пола.

1

07.03

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

П. 36

50

8

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных генов в определении признаков

1

10.03

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

П. 37

51

9

Лабораторная работа №4: «Решение генетических задач. Составление родословных»

1

14.03

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

п.38

52

10

 Обобщающий урок по теме «Закономерности наследования признаков»

1

17.03

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

П. 39

Тема 4.2: Закономерности изменчивости

6

53

1

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации.

1

21.03

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

П. 40,  41

54

2

Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии.

1

04.04

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

П. 41

55

3

Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

1

07.04

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

П. 42

56

4

Фенотипическая, или модификационная изменчивость.

1

11.04

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

П. 42

57

5

Лабораторная работа №5: «Построение вариационной кривой»

1

14.04

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

П. 42

58

6

Обобщающий урок по теме «Закономерности изменчивости»

1

18.04

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

Повторить

П. 40-42

4.3 Селекция растений, животных и микроорганизмов

4

59

1

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм.

1

19.04

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

П. 43

60

2

Методы селекции растений и животных

1

21.04

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

П. 44

61

3

Достижения и основные направления современной селекции. Селекция микроорганизмов

1

25.04

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

П. 45

62

4

Значение селекции для развития производства, медицинской, микробиологической отраслей промышленности.

1

02.05

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

П. 45

Раздел№5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

5

Тема 5.1:  Биосфера, её структура и функции

3

63

1

Биосфера – живая оболочка планеты. Практическая работа* № 1 Изучение и описание экосистемы своей местности.

1

05.05

П. 46

64

2

Абиотические факторы среды. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.

1

12.05

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

П. 47

65

3

Биотические факторы среды. Лабораторная работа.*№ 6. Составление схем цепей питания.

1

16.05

П. 50

Тема 5.2: Биосфера и человек

2

66

1

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы; последствия хозяйственной деятельности человека.

1

17.05

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

П. 54

67

2

Проблемы рационального природопользования.

Практическая работа* Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.

1

19.05

П. 55

68

1

Заключение

1

23.05

Интерактивный комплекс,

диск № 24 «Основы общей биологии», документ-камера

Всего часов:

68

                      Лабораторные работы

6 (1,2,6)

                       Практические работы

2

Перечень лабораторных и  практических работ по биологии в 9а классе

7

2

Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. Лабораторная работа*№ 1  Изучение результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.  

23.09

9

4

Вид – элементарная эволюционная единица. Лабораторная работа* № 1 Изучение изменчивости, критериев вида на сортах культурных растений.  

30.09

11

1

Приспособительные особенности.

Лабораторная  работа* № 2. Изучение приспособленности организмов к среде обитания

07.10

33

3

Лабораторная работа№3: «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом».

30.12

51

9

Лабораторная работа №4: «Решение генетических задач. Составление родословных»

14.03

57

5

Лабораторная работа №5: «Построение вариационной кривой»

14.04

63

1

Биосфера – живая оболочка планеты. Практическая работа* № 1 Изучение и описание экосистемы своей местности.

05.05

65

3

Биотические факторы среды. Лабораторная работа.*№ 6. Составление схем цепей питания.

16.05

67

2

Проблемы рационального природопользования.

Практическая работа* № 2. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.

19.05

№5: «Построение вариационной кривой»

Биосфера – живая оболочка планеты. * № 1 Изучение и описание экосистемы своей местности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии 7 класс

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии 7 класс у чебнику "Биология .Животные", В.В.Латюшин, В.А.Шапкин....

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием Биология 5 класс (по ФГОС) Плешаков, Сонин

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием курса Биология 5 класс (по ФГОС линейный). Авторы УМК Плешаков, Сонин...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование Биология 7 класс УМК Н.И.Сонин

Изучение курса «Биология. Многообразие живых организмов.» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах основной  школы и является продолжени...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса «Биология. Человек. 8 класс» (Н. И. Сонин, В. Б. Захаров )

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса «Биология. Человек. 8 класс» (Н. И. Сонин, В. Б. Захаров )...

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по биологии для 6-9 классов по учебникам линии УМК «Биология - Сферы» (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, личностные, предметные и метапредметные результаты освоения биологии, содержание курса, тематическое планирова...