Технологическая карта урока РНК
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему

Предмет: биология

Уровень образования: среднее общее образование

Тема урока: Рибонуклеиновые кислоты. АТФ.

Тип урока: комбинированный

Форма проведения урока: индивидуальная, групповая, самостоятельная

Время проведения урока: первое полугодие

Участники: 10 (химико-биологический) класс

Целевые ориентации урока:

Предметные: способствовать формированию знаний о строении и функциях молекул РНК и локализации их в клетке; дать характеристику АТФ,  ее строении и функциях в обмене веществ

Метапредметные: способствовать развитию логического мышления, умению анализировать, сравнивать, делать обобщения и выводы, работать с различными источниками информации, с демонстрационным материалом.

Личностные: создать условия для формирования понимания развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности; создать условия для совершенствования навыков и умений, необходимых для индивидуальной и групповой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_rnk.docx29.01 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия № 97 г. Ельца»

                       

                                                                                                                            Выполнила учитель биологии

                                                                                                       Малявина М.Ю.

Технологическая карта урока

Предмет: биология

Уровень образования: среднее общее образование

Тема урока: Рибонуклеиновые кислоты. АТФ.

Тип урока: комбинированный

Форма проведения урока: индивидуальная, групповая, самостоятельная

Время проведения урока: первое полугодие

Участники: 10 (химико-биологический) класс

Целевые ориентации урока:

Предметные: способствовать формированию знаний о строении и функциях молекул РНК и локализации их в клетке; дать характеристику АТФ,  ее строении и функциях в обмене веществ

Метапредметные: способствовать развитию логического мышления, умению анализировать, сравнивать, делать обобщения и выводы, работать с различными источниками информации, с демонстрационным материалом.

Личностные: создать условия для формирования понимания развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности; создать условия для совершенствования навыков и умений, необходимых для индивидуальной и групповой работы.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

  • образовательные (формирование познавательных УУД) :обучающийся должен знать об особенностях  строения видах и функциях  РНК: строении отдельного нуклеотида, соединении отдельных нуклеотидов в одну цепь, особенностях строения и функциях АТФ, определении ключевых понятий, уметь пользоваться терминологией.
  • воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, полно и точно выражать свои мысли, отвечать на вопросы, применять в своей речи логические приемы, соблюдать процедуру группового обсуждения, воспитывать усидчивость, дисциплинированность.
  • развивающие (формирование регулятивных УУД): развитие логического мышления, внимания, творческих и познавательных способностей, умения анализировать, самостоятельно прорабатывать учебный материал, владеть умениями сравнения, доказательства, вычленения основных идей в учебном материале, оценивать качество и уровень усвоения материала.

Термины и понятия: гетерополимеры, рибонуклеотид, комплементарность, информационная РНК, транспортная РНК, рибосомальная РНК, АТФ, макроэргическая связь.

Межпредметные связи: химия, математика.

Ресурсы: презентация, мультимедийный комплекс, информационный материал.

Учебник: Общая биология 10-11 класс, профильный уровень под редакцией О.В. Саблиной, Г.М.Дымшица, - М. Просвещение, 2010.

Технологическая карта урока.

№ п/п

Этапы урока

Содержание учебного материала, деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1.

Организационный этап

Приветствие обучающихся и проверка готовности к уроку

Включаются в деловой ритм  урока

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

2.

Этап проверки домашнего задания

  1. Письменная работа с карточками.
  2. ДНК. Строение и функции (устно).
  3. Выборочная проверка д/з (задачи).
  4. Задание классу: В одной молекуле ДНК Г составляет 24% от общего количества нуклеотидов. Определите количество (в %) каждого из остальных видов нуклеотидов.
  5. Компьютерное тестирование.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное высказывание, Формирование мыслительных операций.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть монологической формой речи.

Регулятивные УУД: самоопределение, прогнозирование результата, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

3.

Этап актуализации субъектного опыта обучающихся

Мы с вами знаем, что нуклеиновые кислоты были открыты швейцарским биохимиком Ф. Мишером. Длительное время ученые разгадывали загадку о том, что является посредником в передаче информации с ДНК на место синтеза белка из аминокислот. Данное открытие принадлежит американским биохимикам Томасу Чеку и Сидни Альтману. В 70-х годах 20 века они одновременно раскрыли роль молекулы-посредника между ДНК и белками. Ею оказалась молекула, родственная ДНК. О какой молекуле идет речь?

- Как можно сформулировать тему сегодняшнего урока?

Тема урока: Рибонуклеиновые кислоты. АТФ.

Цель урока: ознакомиться с особенностями строения РНК, их видами и функциями; уметь сравнивать строение молекул ДНК и РНК; выделить особенности строения АТФ и ознакомиться с ее функциями

Обучающиеся формулируют и записывают тему урока в тетрадь.

Познавательные УУД:  самостоятельное формулирование познавательной цели, умение структурировать знания, произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть монологической формой речи.

Регулятивные УУД: самоопределение, прогнозирование результата, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Личностные: развитие познавательных интересов, формирование мотивов достижения знаний.

4.

Этап получения новых знаний и способов деятельности.

1.

РНК – биополимер, мономер которого называется рибонуклеотид.

Задание № 1.

Рассмотреть рисунок. Назвать вещества, входящие в состав рибонуклеотидов РНК. Какие типы нуклеотидов встречаются в молекулах РНК

Задание № 2.

Заполнить таблицу:

Вид РНК

Размер

Функции

Видеофрагмент « Строение т-РНК»

Задание № 3

Выявите сходства и различия в строении молекул ДНК и РНК, заполнив таблицу:

Признаки сравнения

ДНК

РНК

Строение макромолекулы

Мономеры

Состав нуклеотида

Типы нуклеотидов

Свойства

Местонахождение в клетке

Фукнкции

2.

АТФ – органическое соединение. Особенности строения и функции.

Задание № 1

Обозначить на рисунке составные части молекулы АТФ, подписать их.

             1                  2                  3

Задание № 2

Вставить пропущенные слова в текст: «АТФ представляет собой _______, образованный остатками азотистого основания _____, сахара ____ и фосфорной кислоты. В отличие от других нуклеотидов АТФ содержит не один остаток фосфорной кислоты, а ______. АТФ относится к _________ веществам, содержащим в своих связях большое количество энергии. При гидролитическом отщеплении одной фосфатной группы выделяется _____ кДж и образуется ______. При последующем отщеплении фосфатной группы выделяется _____ кДж и образуется ______. При отщеплении последней фосфатной группы выделяется____ кДж. Вместе с тем при наличии в клетке свободной энергии осуществляется образование АТФ. Ее синтез происходит в _______ клетки.

                                                                           

Работа с учебником, дополнительной литературой, обсуждение полученных результатов, формулирование вывода.

Познавательные УУД:   Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение структурировать знания, произвольно строить речевое высказывание в устной форме, контроль и оценка результатов деятельности, смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из текста, определение основной и второстепенной информации.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть монологической формой речи, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД: самоопределение, целеполагание и прогнозирование результата, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Личностные УУД: развитие познавательных интересов, формирование мотивов достижения знаний.

5.

Этап применения изученного

Задача № 1.

Фрагмент одной цепи ДНК представлен: А-Т-Г-Т-А-Ц-Ц-Г-Т-А-Т-Г-Ц-Г-А… Постройте

 и-РНК, т-РНК.

Задача № 2.

Одна из цепей ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: 5…АТАГГГГТТАТТАЦТАТЦ…3 Какую последовательность нуклеотидов будет иметь комплементарная ее цепь и-РНК?

Задача № 3.

Установить соответствие между признаками нуклеиновых кислот и их видами:

  1. Состоят из двух полинуклеотидных цепей, закрученных в спираль;
  2. Состоит из одной неспирализованной полинуклеотидной цепи;
  3. Передает наследственную информацию из ядра к рибосоме;
  4. Является хранителем наследственной информации;
  5. Состоит из нуклеотидов: АТГЦ;
  6. Состоит из нуклеотидов: АУГЦ.

А) ДНК

Б) РНК

Решение задач     (индивидуальное, совместное)

Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий,  самостоятельное формулирование познавательной цели, умение структурировать знания, произвольно строить речевое высказывание в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть монологической формой речи, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД: самоопределение, целеполагание, прогнозирование результата, планирование последовательности действий, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Личностные: развитие познавательных интересов, формирование мотивов достижения знаний.

6.

Этап информации о домашнем задании

Записи в тетради, соответствующий материал в учебнике. Задачи ( 3 уровня сложности) по выбору.

Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий,  самостоятельное формулирование познавательной цели, умение структурировать знания,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: самоопределение, целеполагание, прогнозирование результата, планирование последовательности действий, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Личностные: развитие познавательных интересов, формирование мотивов достижения знаний.

Личностные: развитие познавательных интересов, формирование мотивов достижения знаний.

7.

Этап подведения итогов учебного занятия.

 Прочитайте цель урока. Достигли ли вы поставленной цели? В какой степени?

 Ответьте на вопросы:

  1. Какие виды РНК существуют в природе?
  2. Где в клетке локализованы различные РНК? С какими процессами это может быть связано?
  3. Какова роль принципа комплементарности в создании и-РНК и функционировании т-РНК?
  4. Почему именно АТФ играет центральную роль в энергетическом обмене клетки?

Познавательные УУД:  умение структурировать знания, произвольно строить речевое высказывание в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть монологической формой речи, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД: самоопределение, целеполагание, прогнозирование результата,  осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Личностные УУД: развитие познавательных интересов, формирование мотивов достижения знаний.

8.

Этап рефлексии

Выберите начало фразы и продолжите ее

  1. Сегодня я узнал…
  2. Я выполнил задания…
  3. У меня получилось…
  4. Мне показалось интересным…
  5. Урок дал мне для жизни…

Задание на самооценку: Свой результат могу оценить так…

Познавательные УУД: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи.

Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Личностные УУД: умение находить ответ на вопрос «Какое значение имеет для меня учение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...