Технологическая карта урока ДНК
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему

Предмет: биология

Уровень образования: среднее общее образование

Тема урока: Биологические полимеры – нуклеиновые кислоты.

Тип урока: комбинированный

Форма проведения урока: индивидуальная, групповая, самостоятельная

Время проведения урока: первое полугодие

Участники: 10 (химико-биологический) класс

Целевые ориентации урока:

Предметные: способствовать формированию знаний об особой роли нуклеиновых кислот в живой природе – хранении и передаче наследственной информации, умение характеризовать особенности строения и функций молекулы ДНК; раскрывать механизм удвоения ДНК, схематично изображать этот процесс.

Метапредметные: способствовать развитию логического мышления, умению анализировать, сравнивать, делать обобщения и выводы, работать с различными источниками информации, с демонстрационным материалом.

Личностные: создать условия для формирования понимания развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности; создать условия для совершенствования навыков и умений, необходимых для индивидуальной и групповой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_dnk.docx30.45 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия № 97 г. Ельца»

                       

                                                                                                                            Выполнила учитель биологии

                                                                                                       Малявина М.Ю.

Технологическая карта урока

Предмет: биология

Уровень образования: среднее общее образование

Тема урока: Биологические полимеры – нуклеиновые кислоты.

Тип урока: комбинированный

Форма проведения урока: индивидуальная, групповая, самостоятельная

Время проведения урока: первое полугодие

Участники: 10 (химико-биологический) класс

Целевые ориентации урока:

Предметные: способствовать формированию знаний об особой роли нуклеиновых кислот в живой природе – хранении и передаче наследственной информации, умение характеризовать особенности строения и функций молекулы ДНК; раскрывать механизм удвоения ДНК, схематично изображать этот процесс.

Метапредметные: способствовать развитию логического мышления, умению анализировать, сравнивать, делать обобщения и выводы, работать с различными источниками информации, с демонстрационным материалом.

Личностные: создать условия для формирования понимания развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности; создать условия для совершенствования навыков и умений, необходимых для индивидуальной и групповой работы.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

  • образовательные (формирование познавательных УУД) :обучающийся должен знать об особенностях  строения  ДНК: строении отдельного нуклеотида, соединении отдельных нуклеотидов в одну цепь, соединении цепей нуклеотидов в одну молекулу ДНК, основанную на принципе комплементарности, о функциях ДНК, о механизме удвоения ДНК, определении ключевых понятий, уметь пользоваться терминологией.
  • воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, полно и точно выражать свои мысли, отвечать на вопросы, применять в своей речи логические приемы, соблюдать процедуру группового обсуждения, воспитывать усидчивость, дисциплинированность.
  • развивающие (формирование регулятивных УУД): развитие логического мышления, внимания творческих и познавательных способностей, умения анализировать, самостоятельно прорабатывать учебный материал, владеть умениями сравнения, доказательства, вычленения основных идей в учебном материале, оценивать качество и уровень усвоения материала.

Термины и понятия: гетерополимеры, нуклеотид, антипараллельность, комплементарность, уровни организации молекулы ДНК, правило Чаргаффа, параметры ДНК, нуклеопротеиды, редупликация.

Межпредметные связи: химия, математика.

Ресурсы: презентация, мультимедийный комплекс, модель ДНК, информационный материал.

Учебник: Общая биология 10-11 класс, профильный уровень под редакцией О.В. Саблиной, Г.М.Дымшица, - М. Просвещение, 2010.

Технологическая карта урока.

№ п/п

Этапы урока

Содержание учебного материала, деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1.

Организационный этап

Приветствие обучающихся и проверка готовности к уроку

Включаются в деловой ритм  урока

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

2.

Этап проверки домашнего задания

  1. Письменная работа с карточками.
  2. Состав белков. Простые и сложные, полноценные и неполноценные белки. (устно).
  3. Характеристика структур белков (устно).
  4. Функции белков (устно).
  5. Записать формулу образования дипептида (работа у доски).
  6. Компьютерное тестирование.
  7. Работа с терминами: макромолекула, гетерополимер, аминокислота, аминогруппа, карбоксильная группа, радикал, пептидная связь, денатурация, ренатурация, фибриллярные белки, глобулярные белки

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное высказывание, Формирование мыслительных операций.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть монологической формой речи.

Регулятивные УУД: самоопределение, прогнозирование результата, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

3.

Этап актуализации субъектного опыта обучающихся

Сегодня урок мы посвятим главной загадке жизни. Что превращает крошечный комочек вещества в согласованно функционирующую клетку, способную регулировать свой собственный химический состав, расти и размножаться? Что вынуждает оплодотворенное яйцо, т.е. ту единственную клетку, из которой происходит каждый из нас, делиться, а возникающую массу клеток перегруппироваться, расти, вбирать в себя питательные вещества, и наконец, обретать форму единственного в своем роде индивидуума. Что делает каждого из нас непохожим на других и вместе с тем наделяет всех нас общими признаками. На этот вопрос есть только один ответ: генетическая информация.

- Давайте вспомним, какие структурные компоненты клетки отвечают за наследственную информацию? (хромосомы)

- Какое строение имеет хромосома?

- Что такое ДНК?

- О какой еще нуклеиновой кислоте вы слышали при изучении клетки

- О чем сегодня на уроке пойдет речь?

Тема урока: Биологические полимеры- нуклеиновые кислоты.

Обучающиеся формулируют и записывают тему урока в тетрадь.

Познавательные УУД:  самостоятельное формулирование познавательной цели, умение структурировать знания, произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть монологической формой речи.

Регулятивные УУД: самоопределение, прогнозирование результата, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Личностные: развитие познавательных интересов, формирование мотивов достижения знаний.

4.

Этап получения новых знаний и способов деятельности.

- Давайте еще раз посмотрим на название этих кислот. Как вы думаете, почему они получили такое название? (нуклеус – ядро, видимо название получили по месту обнаружения).

- Сообщение обучающегося об открытии нуклеиновых кислот. (опережающее задание)

Задание № 1.

Заполнить пропуски в тексте, используя информацию учебника.

«Нуклеиновые кислоты – это _____, мономерами которых являются __________. В настоящее время известно два типа нуклеиновых кислот: _____ и ______. Нуклеотид образован _____, _____, _______.

Особенности нуклеотидов в основном определяются азотистыми основаниями. Их четыре типа: __,__,___, ____. Пентоза нуклеотида ДНК называется _____.»

- Молекулы ДНК состоят из 4 типов нуклеотидов, однако многообразие молекул ДНК бесконечно. Чем это объясняется?

- Структура молекулы ДНК – двойная спираль пар комплементарных антипараллельных полинуклеотидных цепей (минилекция с показом презентации).

Уровни организации молекулы ДНК:

  1. Первичная  структура – полинуклеотидная цепь (109 нуклеотидов)
  2. Нуклеотиды в цепи ДНК соединяются между собой через остатки ортофосфорной кислоты, образуя фосфодиэфирную связь.
  3. Вторичная структура – двойная спираль. При образовании двухцепочной молекулы азотистые основания направлены вовнутрь молекулы. Однако соединение цепей ДНК происходит не случайным образом – азотистые основания разных цепей соединяются между собой водородными связями по принципу комплементарности:

А--Т; Ц---Г. Цепи антипараллельны, т.к. одна образуется в направлении от 5 →3, а другая от 3→5 (А.Тодд, 1950).Цепи комплементарны из-за спаривания оснований: А--Т; Ц---Г. Последовательность оснований одной цепи автоматически определяет последовательность оснований другой цепи.

В 1951году Чаргафф сформулировал следующие правила:

  1. Количество нуклеотидов ДНК, содержащих аденин, равно количеству нуклеотидов, содержащих тимин.
  2. Количество нуклеотидов ДНК, содержащих гуанин, равно количеству нуклеотидов, содержащих цитозин.
  3. Сумма дезоксирибонуклеотидов, содержащих аденин и гуанин, равна сумме дезоксирибонуклеотидов, содержащих тимин и цитозин (А+Г=Т+Ц).
  4. Отношение суммы дезоксирибонуклеотидов, содержащих аденин и тимин, к сумме дезоксирибонуклеотидов, содержащих гуанин и цитозин, зависит от  вида организмов.

В 1953году Уотсоном и криком расшифрована структура ДНК. Шаг спирали – 3,4 нм, между нуклеотидами – 0,34 нм, в каждом шаге – 10 нуклеотидов, диаметр спирали – 2 нм.

Третичная структура – нуклеопротеиды – соединения ДНК с белками. Степень спирализации молекулы ДНК повышается, возникает суперспираль, толщина которой возрастает, а длина сокращается.

Репликация ДНК (видеофрагмент «Репликация ДНК»).

Функции ДНК.                                                                               

нуклеус – ядро, видимо название получили по месту обнаружения.

На основании прослушанного сообщения делают записи: о том, что н.к обнаружены в1869 году Мишером в лейкоцитах и сперматозоидах, в  30х годах 20-го столетия был выяснен химический состав н.к, их виды. В 1953году  Уотсон, Крик и Уилкинс описали трехмерную модель пространственного строения ДНК, ДНК – фосфосодержащие органические соединения, гетерополимеры, обеспечивают хранение и передачу наследственной информации, обнаружены в ядре, цитоплазме, митохондриях, пластидах.

Работа с текстом.

Конспект лекции

Познавательные УУД:  самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение структурировать знания, произвольно строить речевое высказывание в устной форме, контроль и оценка результатов деятельности, смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из текста, определение основной и второстепенной информации.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть монологической формой речи, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД: самоопределение, целеполагание и прогнозирование результата, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Личностные УУД: развитие познавательных интересов, формирование мотивов достижения знаний.

5.

Этап применения изученного

Практическая работа «Решение задач по молекулярной биологии».

Задача № 1.

На фрагменте одной цепи ДНК нуклеотиды расположены в такой последовательности:

А-А-Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-Т-А-Г…

А) Нарисуйте схему структуры двуцепочной молекулы ДНК.

Б) Объясните, каким свойством ДНК вы при этом руководствовались?

В) Какова длина этого фрагмента ДНК?

Г) Сколько водородных связей в данном фрагменте ДНК?

Задача № 2.

В одной молекуле ДНК Т составляет 16% от общего количества нуклеотидов. Определите количество ( в %) каждого из остальных видов нуклеотидов.

Задача № 3.

Сколько содержится Т, А, Ц нуклеотидов в отдельности во фрагменте молекулы ДНК, если в нем обнаружено 880 Г, которые составляют 22% от их общего количества. Какова длина этого фрагмента ДНК?

Решение задач     (индивидуальное, совместное)

Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий,  самостоятельное формулирование познавательной цели, умение структурировать знания, произвольно строить речевое высказывание в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть монологической формой речи, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД: самоопределение, целеполагание, прогнозирование результата, планирование последовательности действий, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Личностные: развитие познавательных интересов, формирование мотивов достижения знаний.

6.

Этап информации о домашнем задании

Записи в тетради, соответствующий материал в учебнике. Задачи ( 3 уровня сложности) по выбору.

Творческие задания:

Темы для сообщений:

  1. Нуклеиновые кислоты и возраст.
  2. Нуклеиновые кислоты и наследственные заболевания.
  3. Нуклеиновые кислоты и народное хозяйство.

Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий,  самостоятельное формулирование познавательной цели, умение структурировать знания,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: самоопределение, целеполагание, прогнозирование результата, планирование последовательности действий, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Личностные: развитие познавательных интересов, формирование мотивов достижения знаний.

Личностные: развитие познавательных интересов, формирование мотивов достижения знаний.

7.

Этап подведения итогов учебного занятия.

- На каком основании нуклеиновые кислоты относят к биологическим полимерам?

- Почему ученые утверждают, что нуклеиновые кислоты в клетках выполняют функции «администраторов», тогда как белки являются их «разнорабочими»?

Познавательные УУД:  умение структурировать знания, произвольно строить речевое высказывание в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть монологической формой речи, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД: самоопределение, целеполагание, прогнозирование результата,  осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Личностные УУД: развитие познавательных интересов, формирование мотивов достижения знаний.

8.

Этап рефлексии

Выберите начало фразы и продолжите ее

  1. Сегодня я узнал…
  2. Я выполнил задания…
  3. У меня получилось…
  4. Мне показалось интересным…
  5. Урок дал мне для жизни…

Задание на самооценку: Свой результат могу оценить так…

Познавательные УУД: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи.

Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Личностные УУД: умение находить ответ на вопрос «Какое значение имеет для меня учение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...