Технологическая карта урока по биологии 6 класс "Прорастание семян"
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Технологическая карта урока по биологии 6 класс "Прорастание семян"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_prorastanie_semyan.docx | 32.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 6 классе
Учитель Безносова Е.А.
Тема урока: Прорастание семян .
Тип урока: изучение нового материала
Средства обучения (оборудование): учебник «Биология. 6 класс» (Пасечник В.В), презентация, плакаты.
Техническое оснащение: компьютер, проектор, экран для проецирования
Основное содержание: Прорастание семян.
Цели урока:
1. Образовательные
Сформировать знания учащихся об условиях прорастания семян, о необходимости определенной температуры, влажности, наличия воздуха, запасных питательных веществ, о глубине посева семян в почву, световом режиме.
2. Развивающие
Развивать знания техники эксперимента, умение наблюдать за процессом проращивания, фиксировать результаты, формулировать выводы
Формировать навыки исследовательской деятельности.
3. Воспитательные
Воспитывать чувство ответственности, аккуратность, точность, заинтересованное отношение к учебе, познавательный интерес к предмету.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие учебной мотивации и познавательного интереса к изучению живой природы;
Метапредметные (универсальные учебные действия):
- познавательные: умение формулировать познавательную цель, работать с текстом учебника, структурировать материал и систематизировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
- коммуникативные: умение формулировать ответы на вопросы учителя, аргументировать свою точку зрения;
- регулятивные: оценивать свои учебные достижения;
Предметные: учащиеся должны иметь представление об условиях прорастания семян, о необходимости определенной температуры, влажности, наличия воздуха, запасных питательных веществ, о глубине посева семян в почву, световом режиме.
Технологическая карта урока
Базовое содержание урока | Деятельность учащихся | УУД | ||
Деятельность учителя | Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания | |||
I. Организационно-мотивационный этап урока | ||||
Приветствует учащихся. Проверяет готовность класса к уроку. Формулирует биологическую задачу. Формулирует тему урока, записывает тему на доске. Формулирует цель урока. | А на картинах на слайде вы видите какое время года? А какие признаки весны вы можете назвать? На столе у вас в пакетах лежат семена ржи, но они не проросли, а в контейнерах проросли. Значит, мы сегодня будем говорить о чем? | Приветствуют учителя. Образование спор Отвечают на вопрос. Отвечают на вопросы . Записывают в тетрадь тему урока. | Анализ информации, установление причинно-следственных связей, формулирование выводов. | |
II. Процессуально-содержательный этап урока (изучение нового материала) | ||||
Организация работы с учебником Формулирует биологическую задачу. Формулирует биологическую задачу. Формирование экологического сознания учащихся. | Правильно сегодня на уроке мы познакомимся с условиями прорастания семян На доске пишем нужно узнать:
Прежде чем приступить к условиям прорастания семян – мы с вами вспомним, а что называется семенем? Строение семян однодольных и двудольных растений. Что общего в строении семян? Чем отличаются семена двудольных и однодольных растений? Посмотрите на доску, я повесила модель семени фасоли и вдруг я нечаянно оторвала часть зародыша. Сможет ли такое семя прорасти? А сейчас обратимся к проросшим семенам овса Почему они проросли? Значит следующее условие- вода Обратимся к листу с таблицей и посмотрим одинаковое ли количество воды нужно разным растениям? Всех больше? Всех меньше? Следующее задание в группах первый вариант берет линейку, а второй вариант берет ручку измеряем и записываем размеры семян. На какие группы можно разбить все семена: У всех ли семян одинаковое количество питательных веществ? Давайте проверим на слайде. А на какую глубину мы будем сеять семена на одинаковую или разную? питательных веществ? Проверим. Если семена нужно сеять в почву, то нужен им свет для прорастания? | Слушают учителя, ищут ответы на вопросы в учебнике Работают с текстом учебника, формулируют определения, делают записи в тетради. Слушают учителя, заполняют графы таблицы. Записывают задание Отвечают на вопросы Слушают, делают записи в тетради. | Умение работать с учебником. Работа с текстом, натуральными объектами, таблицей, поиск и выделение необходимой информации. | |
III. Этап первичного закрепления материала | ||||
Проводит фронтальный опрос. | Какие условия нужны для прорастания семян? А если у семян удалить часть семядолей, то они прорастут? А растения будут одинаковые? | Отвечают на вопросы учителя. | Обобщение и систематизация информации. | |
IV. Объяснение домашнего задания | ||||
Объясняет домашнее задание. | Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы | |||
V. Рефлексивный этап урока | ||||
Задает вопросы. | - Что нового вы сегодня узнали? Что вы бы хотели бы узнать еще? Как вы считаете, достигли ли поставленной цели? | Подводят итоги урока. | Рефлексия. |
Выберите правильный ответ:
А 1. Вода необходима для прорастания семян потому, что: 1) в воде находятся минеральные вещества 2) в воде растворены органические вещества 3) зародыш может использовать только растворенные в воде питательные вещества 4) при прорастании необходимо увеличить массу семян.
А 2. В опыте, выясняющем необходимость света для прорастания семян, были получены следующие результаты: семена проросли и на свету, и в темноте. Следовательно: 1) оба условия необходимы для прорастания семян 2) свет необходим для прорастания семян 3) свет не нужен для прорастания семян 4) опыт ничего не показал.
А 3. Содержание кислорода в герметично закрытом сосуде с прорастающими семенами по сравнению с содержанием кислорода в сосуде с сухими семенами: 1) меньше 2) больше 3) одинаково 4) зависит от вида растения.
А 4. Какие условия нужны для прорастания семян? 1) вода, свет, тепло 2) питательные вещества, целый зародыш, вода, тепло и воздух 3) почва 4) свет.
А 5. Чем питается зародыш прорастающего семени в первое время? 1) водой и минеральными веществами почвы 2) водой 3) питательными веществами, отложенными в эндосперме или семядолях 4) ничем не питается.
А 6. Требуется наиболее высокая температура (выше 10 градусов) для прорастания семян растений: 1) ячменя 2) ржи 3) моркови 4) дыни.
В 1. Определите последовательность событий при прорастании семени фасоли: А) появление семядолей и стебелька с почечкой Б) появление зеленых листочков В) появление корешка Г) сбрасывание семядолей Д) набухание семени
С 1. Какие из семян можно сажать глубже, чем остальные, и почему? Семена лука, огурца или фасоли.
Ответы: А 1-3; А 2 – 3; А 3 – 1; А 4 – 2; А 5 – 3; А 6 – 4; В 1 – ДВАБГ;
С 1 - фасоли, так как содержит большой запас питательных веществ.
\
Технологическая карта урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1. Организационный момент | ||
2.Актуализация знаний. | ||
Здравствуйте ребята! У нас сегодня на уроке гости, давайте повернемся к ним и поздороваемся. Спасибо. Садимся на свои места. | Здороваются, садятся. | Личностные уважительное отношение ко взрослым |
Ребята, давайте послушаем музыку и ответьте на вопрос, с каким временем года она у вас ассоциируется? | Слушают музыку и отвечают на вопрос | Познавательные: следствие, вывод, |
А на картинах на слайде вы видите какое время года? А какие признаки весны вы можете назвать? | Отвечают – весна. Тает снег, распускаются почки, прорастают семена. | Личностные: опора на жизненный опыт |
Посмотрите, у вас в контейнерах находятся семена, что с ними произошло? Значит сегодня что мы будем с вами изучать? | Они проросли, называют тему урока Прорастание семян | Личностные: опора на жизненный опыт |
На столе у вас в пакетах лежат семена ржи, но они не проросли, а в контейнерах проросли. Значит, мы сегодня будем говорить о чем? | Отвечают - Об условиях прорастания семян. | Регулятивные: определение темы урока. |
Правильно сегодня на уроке мы познакомимся с условиями прорастания семян На доске пишем нужно узнать:
| Формируют цели урока.
| Регулятивные: правильное изложение своих мыслей, планирование, прогнозирование. Познавательные: формирование познавательной цели. |
Изучение нового материала. | 1. Образовательная цель Сформировать знания учащихся об условиях прорастания семян, о необходимости определенной температуры, влажности, наличия воздуха, запасных питательных веществ, о глубине посева семян в почву, световом режиме. | |
Прежде чем приступить к условиям прорастания семян – мы с вами вспомним, а что называется семенем? Строение семян однодольных и двудольных растений. Что общего в строении семян? Чем отличаются семена двудольных и однодольных растений? Посмотрите на доску, я повесила модель семени фасоли и вдруг я нечаянно оторвала часть зародыша. Сможет ли такое семя прорасти? | Ответы - это образование содержащее зародыш, кожуру и питательные вещества Рассматривают слайд делают выводы о строении семян двудольных и однодольных растений, сходства и различия. Для прорастания нужен целый, здоровый зародыш (Повесить на доску) | Познавательные: давать определения изучаемых понятий: семя, зародыш, проросток, условия прорастания условия; Регулятивные: правильное изложение своих мыслей Коммуникативные: использование языка речи для получения и передачи информации, умение слушать. |
А сейчас обратимся к проросшим семенам овса Почему они проросли? Значит следующее условие- вода Обратимся к листу с таблицей и посмотрим одинаковое ли количество воды нужно разным растениям? Всех больше? Всех меньше? Прочитайте опыт на карточке с №1 Прочитайте опыт на карточке № 2. Какое условие можно посмотреть на этом опыте? Обращаемся к таблице, всем ли одинаковые температуры нужны для прорастания (самые высокие, самые низкие) | Значит здоровый зародыш, и вода (Повесить на доску) Воздуха Температура | Регулятивные: контроль в форме сравнения результата с заданным эталоном; прогнозирование; Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Личностные: опора на жизненный опыт. Познавательные: поиск и выделение информации, умение работать с текстом |
Следующее задание в группах первый вариант берет линейку, а второй вариант берет ручку измеряем и записываем размеры семян. На какие группы можно разбить все семена: У всех ли семян одинаковое количество питательных веществ? Давайте проверим на слайде. А на какую глубину мы будем сеять семена на одинаковую или разную? Слайд с глубиной заделки семян. Проверим. Если семена нужно сеять в почву, то нужен им свет для прорастания? Давайте подведем итог: Какие условия нужны для прорастания семян? А если у семян удалить часть семядолей, то они прорастут? А растения будут одинаковые? | Записывают размеры. Мелкие, средние, крупные Разное На разную, чем мельче семена, тем ближе к поверхности. Ответы учащихся. Нет Ответы Работа со слайдом. | Познавательные: поиск и выделение информации, умение работать с текстом Коммуникативные: работа в парах |
Рефлексия учебной деятельности Работа с тестом, проверка теста Если есть неправильные ответы проговариваем, почему ошиблись. | Ответ в группах | Коммуникативные: работа в парах |
Достигли ли мы цели урока? Что нового узнали? Что было самым полезным? Что порекомендуете своим мамам при проращивании семян? | Отвечают. | Регулятивные: установление соответствия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя» к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»
В данном документе представлена технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя» к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»...
Технологическая карта урока "Распространение плодов и семян"
Материал содержит целеполагание урока,структуру урока по ФГОС...
Технологическая карта урока по биологии в 6 классе "Прорастание семян"
Урок "открытия" нового знания (урок-исследование). Урок построен с использованием ЭОР, размещенных в Единой коллекции ЦОР....
Технологическая карта урока по биологии 5 класса. Тема урока: " Биологические иллюстрации"
технологическая карта урока биологии для 5 класса на тему "Биологические иллюстрации" напрвлена на развитие метапредметных универсальных учебных действий. Учебник В,А. Самкова, Д.И. Рокотова -Биология...
Технологическая карта урока по биологии 5 класс "Методы исследования в биологии"
ТК к учебнику В. В. Пасечника...
Конспект урока, технологическая карта урока по биологии на тему "Болезни дыхательной системы и их предупреждение" 8 класс
Урок "Гигиена дыхания"...
Технологическая карта урока по биологии«Обобщающий урок по теме «Класс Птицы»
ТЕМА УРОКА: «Обобщающий урок по теме «Класс Птицы»Тип урока: Контрольно-обобщающий. По ведущей дидактической цели: урок контроля знаний и умений; По этапу формирования навыка: ит...