Прорастание семян. Условия, необходимые для прорастания семян.
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Тема урока: Прорастание семян. Условия, необходимые для прорастания семян. 
Цель урока: Показать роль семени в индивидуальном развитии растений, познакомить учащихся с условиями прорастания семян, зависимостью этого процесса от факторов окружающей среды, сформировать знания, необходимые для правильного посева семян, о росте и питании проростков; продолжить формирование умений обсуждать проблемные вопросы, анализировать, работать с различными источниками информации.
 
Задачи урока:
 1.Образовательные
Сформировать и систематизировать знания об условиях прорастания семян, о необходимости определенной температуры, влажности, наличия воздуха, запасных питательных веществ, о глубине заделки семян в почву, световом режиме.
Установить зависимость жизнедеятельности семян от условий среды, правила хранения семян, агротехнику посева семян.
2. Развивающие
Развивать знания об условиях проращивания семян, общие биологические понятия, убеждения в естественном характере биологических явлений и материальной обусловленности их.
Развивать знания техники эксперимента, умение наблюдать за процессом проращивания, фиксировать результаты, формулировать выводы
Развивать умения пользоваться терминологией, работать с различными информационными источниками, проверять на практике верность теоретических знаний.
Развивать интеллектуальные умения: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
3. Воспитательные
Воспитывать чувство ответственности, аккуратность, точность, заинтересованное отношение к учебе, познавательный интерес к предмету.
Оборудование:
Семена фасоли, гороха, риса.  тыквы, овса, подсолнечника, чашки Петри, химические стаканы, компьютер с мультимедийным проектором, презентация по теме «Условия, прорастания семян»,таблицы: «строение семян однодольных и двудольных растений»
 
Тип урока: комбинированный, лабораторная работа «условия, необходимые для прорастания семян »
 
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый
 
Подготовительная экспериментальная часть урока:
Перед учащимися учитель ставит цель, знакомит с теоретическим материалом, методикой постановки и проведения эксперимента.
За 10дней  до урока учащиеся под руководством учителя закладывают опыты, демонстрирующие условия, необходимые для прорастания семян. В течение времени эксперимента учащиеся наблюдают за  процессом прорастания, ухаживают за прорастающими семенами и проростками. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-_konspekt.docx28.61 КБ
Office presentation icon prorastanie_semyan.ppt2.6 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по биологии

Учитель: Щекотурова Ю.С.

Класс: 6 «В»

Тема урока: Прорастание семян. Условия, необходимые для прорастания семян.

Цель урока: Показать роль семени в индивидуальном развитии растений, познакомить учащихся с условиями прорастания семян, зависимостью этого процесса от факторов окружающей среды, сформировать знания, необходимые для правильного посева семян, о росте и питании проростков; продолжить формирование умений обсуждать проблемные вопросы, анализировать, работать с различными источниками информации.

Задачи урока:

 1.Образовательные

  • Сформировать и систематизировать знания об условиях прорастания семян, о необходимости определенной температуры, влажности, наличия воздуха, запасных питательных веществ, о глубине заделки семян в почву, световом режиме.
  • Установить зависимость жизнедеятельности семян от условий среды, правила хранения семян, агротехнику посева семян.

2. Развивающие

  • Развивать знания об условиях проращивания семян, общие биологические понятия, убеждения в естественном характере биологических явлений и материальной обусловленности их.
  • Развивать знания техники эксперимента, умение наблюдать за процессом проращивания, фиксировать результаты, формулировать выводы
  • Развивать умения пользоваться терминологией, работать с различными информационными источниками, проверять на практике верность теоретических знаний.
  • Развивать интеллектуальные умения: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

3. Воспитательные

  • Воспитывать чувство ответственности, аккуратность, точность, заинтересованное отношение к учебе, познавательный интерес к предмету.

Оборудование:

Семена фасоли, гороха, риса.  тыквы, овса, подсолнечника, чашки Петри, химические стаканы, компьютер с мультимедийным проектором, презентация по теме «Условия, прорастания семян»,таблицы: «строение семян однодольных и двудольных растений»

Тип урока: комбинированный, лабораторная работа «условия, необходимые для прорастания семян »

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый

Подготовительная экспериментальная часть урока:

Перед учащимися учитель ставит цель, знакомит с теоретическим материалом, методикой постановки и проведения эксперимента.

За 10дней  до урока учащиеся под руководством учителя закладывают опыты, демонстрирующие условия, необходимые для прорастания семян. В течение времени эксперимента учащиеся наблюдают за  процессом прорастания, ухаживают за прорастающими семенами и проростками.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

В 6-м классе мы начали изучать раздел биологии – ботанику – науку о растениях. С каждым уроком мы все больше получаем информации о растениях   и сегодняшний урок не исключение.

Давайте вспомним, каково значение растений в природе и жизни человека?

Мы узнали, что растения являются основными поставщиками кислорода для всего живого на Земле. Растения вносят в нашу жизнь красоту и гармонию. Мы не устаем восхищаться ими.

Растения являются источником пищи для всех гетеротрофов – животных, человека. Мы используем в пищу зеленые части растений, фрукты, овощи, ягоды, грибы, семена.

Но чтобы продолжать использовать дары растений, человек должен знать, как за ними ухаживать, правильно выращивать, проращивать.

Вопрос: С чего начинает свою жизнь растение?

Ответ: Растение начинает свою жизнь с семени.

Вопрос: Что такое семя?

Ответ: Семя – приостановившийся в своем развитии зародыш.(запись в тетрадях)

Учитель: Давайте вспомним, из чего состоит семя?

Учитель вместе с учащимися вспоминают все части семени, рассматривают их и делают записи в тетрадях.

Сейчас не время для проращивания семян, но тем не менее вы все их прорастили и я вместе с вами. Молодцы!

А как дать жизнь семени, какие условия необходимы для прорастания семян и является темой сегодняшнего урока. Записываем тему урока в тетрадь: «Прорастание семян. Условия, необходимые для прорастания семян».

Семена пшеницы, кукурузы, гороха и других растений длительное время хранятся в сухом состоянии в зернохранилищах. Известны случаи сохранения всхожести семян в течение десятка лет. Семена, найденные в толще льда, гробницах, не теряют жизнеспособность даже сотни лет.

Вопрос: Давайте подумаем, что же такое прорастание?

Прорастание – это переход семян из состояния покоя к росту и развитию из него проростка.

Образовавшееся растение из семени называется проростком. Чтобы проросток стал похож на взрослое растение, нужно немало времени. Семена должны пережить состояние покоя.

Вопрос: В чем значение этого состояния?

Ответ: Важное приспособительное значение, так как предохраняет семена  от преждевременного  прорастания.

Прорасти и дать начало новому растению способны только семена с живым зародышем, так как он может погибнуть от поражения вредными насекомыми, от пересыхания, от длительного хранения семян и других причин. Чтобы вырастить высокий урожай культурных растений, человек заботится о посевном материале.

Проблема: А как получить здоровый , полноценный и крепкий проросток? Ответ на этот вопрос  мы попробуем найти в течение сегодняшнего урока.

В процессе прорастания семян выделяют свои этапы, каждый из которых выполняет свою функциональную нагрузку.

Этапы прорастания семян:

1 этап – Поглощение воды

2 этап – Набухание семян

3 этап – Увеличение размеров. Деление клеток.

4 этап – Появление корешка.

5 этап – Появление зародышевого побега.

Прорастание семян начинается с поглощения ими воды: они набухают. Набухают как всхожие , так и невсхожие семена. Набухшие невсхожие семена загнивают, а всхожие - прорастают. Вода активизирует вещества, способствующие превращению нерастворимого крахмала (запасного вещества) в растворимую глюкозу, которая перемещается в зону роста, клетки зародыша начинают делиться и увеличиваться в размерах. Первый видимый признак роста – появление корешка. Он прорывает кожуру семени, растет вниз, закрепляя семя в почве. Затем появляется почка – зародышевый побег.

Вопрос: Какие же условия необходимы для того, чтобы семя проросло?

Попробуем провести исследование.

Цель нашего исследования - «Изучение условий прорастания семян»

Мы предположили, что семени для прорастания необходимы: вода и воздух, тепло, почва, пища, свет.

1.Исследуем необходимость воды и воздуха для прорастания семян.

Для этого: в первый стакан поместили  сухие семена тыквы, во втором – семена чуть залили водой так, чтобы им был доступ воздуха, в третьем – семена залили водой, наполнив стакан до половины, так, чтобы слой воды не пропускал воздух к семенам. Спустя шесть дней, обнаружили: в первом стакане семена остались без изменений, во втором – у семян появились корешки, в третьем – семена погибли без доступа воздуха, загнили.

 Из эксперимента можно сделать вывод, что семена прорастают в присутствии воды при доступе воздуха. Вода необходима для растворения запасных питательных веществ, содержащихся в семени (в эндосперме или семядолях) для первоначального роста зародыша.

Вода вытеснила  из стакана воздух, необходимый семенам для дыхания. Семенам разных растений необходимо разное количество воздуха и воды. Например, семена риса прорастают даже под водой при очень маленьком количестве воздуха. После посева риса поле заливают водой. Семена большинства  цветковых растений нуждаются в обилии воздуха и под водой не прорастут.

2.Исследуем необходимость тепла для прорастания семян.

 Одним растениям для прорастания их семян нужно много тепла, другие прорастают при достаточно низких температурах. Например, семена огурца, тыквы, перца прорастают при температуре +15 +18 градусов по Цельсию (это теплолюбивые растения). Семена гороха, редьки, укропа могут всходить при температуре +2 градуса по Цельсию( это холодостойкие растения). Рассмотреть рисунок  № 136 в учебнике) 

Эксперимент с теплолюбивым растением – тыквой. Одну часть семян поместили в теплое место при температуре +20 градусов, другую – в прохладное, при температуре +5 градусов.

Спустя пять дней наблюдали: в тепле семена быстро дали корешки, затем стебельки, а семена, находившиеся в прохладном месте, лишь слабо «проклюнулись»

Из эксперимента можно сделать вывод: при проращивании семян необходимо учитывать температурные условия, знать при какой температуре прорастают те или иные семена.

Вопрос: Какие условия необходимы для прорастания семян?

Ответ: Вода, воздух и тепло.

Вопрос: Как называются эти факторы?

Ответ: Это факторы неживой природы .т.е.абиотические факторы.

Вопрос: Как вы думаете, достаточно ли этих факторов для прорастания семян?

Ответ: Нет

3.Давайте исследуем влияние количества запасных питательных веществ на прорастание семян

Эндосперм однодольных и семядоли двудольных растений содержат питательные вещества для первоначального роста зародыша. .

В первую чашку Петри поместили семена тыквы полноценные, с двумя семядолями, во вторую – семена, у которых удалили по одной семядоле.

Спустя пять дней, семена полноценные с двумя семядолями благополучно проросли, дали корешки, стебельки и семядольные листья. Во второй лишь часть семян с одной семядолей проросли, в не проросших семенах зародышу не хватило питательных веществ для прорастания.

Затем,  в первый стакан посадили проросток, полученный из полноценного семени, во второй – проросток из семени с удаленной семядолей. Первый проросток был здоровым, крепким, развивался намного быстрее. Второй – маленький и слабый.

Из эксперимента сделали вывод: размер проростка зависит от запаса питательных веществ в семени. Чем больше веществ, тем крупнее проросток. .

4. Давайте исследуем как влияет глубина заделки семян в почву.

 Для эксперимента мы взяли семена тыквы и посадили их в почву на разную глубину. В первом стакане семя поместили на глубину большую, чем требуют правила заделки, во втором – по правилам заделки на глубину до трех сантиметров. В первом случае семя дольше по времени всходило, во втором – быстрее и проросток развивался быстрее.

 Глубина заделки зависит от:

1. размера семени:

А. мелкие семена заделывают в почву не очень глубоко на глубину 1-2 см, это семена таких растений, как лук, репа.

Б.средние семена заделывают в почву на глубину 2-4 см, это семена таких растений, как редис, огурцы

В. крупные семена заделывают в почву на глубину 4-5 см, это семена фасоли, гороха.

Работа учащихся с текстом параграфа №38, стр.185

Самые мелкие семена имеют орхидеи. Длина семени орхидеи – не больше 1 мм, 1 млн. семян орхидеи весит меньше 28 г. Величина семени никоим образом не влияет на размеры растения, которое из него вырастет: орхидеи вырастают более крупными, чем другие, у которых семена крупнее. А огромное красное дерево начинает свою жизнь с крошечного семени длиной не более 1,6 миллиметра.

2. качества почвы.

В песчаную почву семена сеют глубже, чем в плотную глинистую, т.к. песчаная почва более рыхлая, чем глинистая, она быстрее теряет влагу и высыхает. В глинистой влаги достаточно, но уже на небольшой глубине в ней очень мало воздуха. В глинистой почве проросткам трудно пробиваться на поверхность к свету.

5. Давайте исследуем как влияет свет на прорастание семян.

Для эксперимента были одновременно посажены семена овса в двух горшках. Один горшок был помещен в темный шкаф, второй оставлен на свету. Через пять дней семена взошли с одинаковой скоростью как на свету, так и в темноте.

Из эксперимента можно сделать вывод, что всхожесть семян не зависит от присутствия света, особенно это относится к семенам с темной кожурой, ( семена подсолнечника), т. к. она не пропускает свет.

 Некоторые семена относят только к темновсхожим, например рыжик мелкоплодный , клоповник, персидская вероника.

Некоторые семена прорастают  только на свету. Это семена череды, табака.

6.Учитель делает вывод о том, какие условия необходимы для прорастания семян.

Запись  учащимися в тетради схемы слайда.

7. Вопрос: Объясните значение поговорки: « Один день год кормит»

Чтобы семена остались живыми к моменту посадки, необходимо соблюдать условия хранения семян.

Вопрос: Семена закладывают на хранение хорошо просушенными.  «Почему?»

В период прорастания семена активно дышат, выделяется энергия и тепло, семена нагреваются и могут от высокой температуры погибнуть, потерять всхожесть. Во влажных условиях могут появиться болезни, плесень, что приводит к гибели семян.

В зернохранилищах устанавливают вентиляцию, помещение систематически проветривают. 

При недостаточном проветривании и высокой влажности в зернохранилище температура зерна может быстро нарастать до 60 градусов. Зерно становится непригодным для посева. Поэтому его хранят на элеваторах и постоянно влагомером измеряют влажность и температуру термометром.

Агротехника посева имеет большое значение: необходимость знать сроки посева семян, рыхление почвы перед посевом, свойства почвы.

Растения дают нам жизнь

Об этом знают даже дети,

Но как же появляются

Растения на свете?

Вырастают они из семян

Что мы видели с вами не раз

Но почему, спросите вы,

Не прорастают они каждый раз?

Ответ мой будет очень прост

Найдете в книге вы:

«Для прорастания семян

Условия нужны!»

И первое, конечно же,

Наличие воды, а во-вторых, тепло

Будь хоть зима, хоть лето

И воздух, чей состав так сложен

Для прорастания им нужен.

И если все это сложить

Солнце, воздух  и вода

Немного времени, немного времени

И с вами, увидим, как из семя

Такой знакомый человеку

Зеленый маленький листочек

Покажет тоненькую ручку,

Как листики с кленовых почек.

Заключение:

Учитель: Итак, для прорастания семян необходимы: вода, воздух, тепло, питательные вещества семени, а чтобы получить хороший урожай, надо соблюдать сроки посева и глубину заделки семян, которая зависит от размера семян и свойств почвы.

Вопросы к учащимся:

Какие опыты больше всего вам запомнились, произвели впечатление?

Какие эксперименты вам захотелось повторить?

Что на уроке было интересным?

Что на уроке было важным?

Где могут пригодиться знания, полученные на этом уроке?

Закрепление полученных знаний на уроке

Домашнее задание: параграф №38, задания в тетради с печатной основой № 139-143

Подведение итогов урока: учитель подводит итоги работы, оценивает активно работающих на уроке учащихся.

Комментарии оценок, выставление оценок в дневники учащихся. 

Литература:

  1. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология 5- 11 кл.- второе издание, стереотип.- М.:Дрофа, 2011. Вариант 3. Авторы: В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин и др. 6 класс Бактерии. Грибы. Растения. «Дрофа», 2011. – стр.124 – 130.
  2. В. В. Пасечник. Биология (бактерии, грибы, растения) учебник для 6 кл. М.: «Дрофа», 2011.
  3. В. В. Пасечник, Т. А. Снисаренко  Биология (бактерии, грибы, растения) рабочая  тетрадь к учебнику В. В. Пасечника «Биология» 6 класс

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА УРОКА: Прорастание семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Презентацию подготовила: Учитель биологии МОУ «СОШ № 67» Кировского района г.Саратова Щекотурова Ю.С.

Слайд 2

Цели урока: 1. Информационная: Что и чему будем учиться? 2. Операционная: Как и каким образом будем учиться? 3. Мотивационная: Зачем нам это надо? 4. Коммуникативная: С кем и где?

Слайд 3

Задачи: -Развивать понятия о значении зародыша семени. -Вырабатывать умения по проведению наблюдений за опытами и объяснению результатов.

Слайд 4

Задачи урока: 1. Образовательные Сформировать и систематизировать знания об условиях прорастания семян, о необходимости определенной температуры, влажности, наличия воздуха, запасных питательных веществ, о глубине заделки семян в почву, световом режиме. Установить зависимость жизнедеятельности семян от условий среды, правила хранения семян, агротехнику посева семян. 2. Развивающие Развивать знания об условиях проращивания семян, общие биологические понятия, убеждения в естественном характере биологических явлений и материальной обусловленности их. Развивать знания техники эксперимента, умение наблюдать за процессом проращивания, фиксировать результаты, формулировать выводы Развивать умения пользоваться терминологией, работать с различными информационными источниками, проверять на практике верность теоретических знаний. Развивать интеллектуальные умения: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. 3. Воспитательные Воспитывать чувство ответственности, аккуратность, точность, заинтересованное отношение к учебе, познавательный интерес к предмету.

Слайд 5

Растения – основные поставщики кислорода для дыхания всех живых существ

Слайд 6

Растения вносят в нашу жизнь красоту и гармонию

Слайд 7

Растения – источники ценных питательных веществ, пища для гетеротрофов

Слайд 8

Растения – источники ценных питательных веществ, пища для гетеротрофов

Слайд 9

ТЕМА УРОКА: Прорастание семян. Условия, необходимые для прорастания семян.

Слайд 10

Прорастание – это переход семян из состояния покоя к росту зародыша и развитию из него проростка .

Слайд 11

ПРОБЛЕМА: Как получить здоровый, крепкий и полноценный проросток?

Слайд 12

Этапы прорастания семян: 1 этап – Поглощение воды. 2 этап – Набухание семян. 3 этап – Увеличение размеров. Деление клеток. 4 этап – Появление корешка. 5 этап – Появление зародышевого побега.

Слайд 13

Прорастание – это переход семян из состояния покоя к росту зародыша и развитию из него проростка.

Слайд 14

Условия, необходимые для прорастания семян .

Слайд 15

Лабораторная работа: Условия, необходимые для прорастания семян Цель исследования: Изучение условий прорастания семян

Слайд 16

Цель: -Показать роль семени в индивидуальном развитии растений. -Дать понятие об условиях прорастания семян, росте и развитии проростка. -Продолжить формирование умений обсуждать проблемные вопросы, анализировать, работать с различными источниками информации .

Слайд 17

Предположим, что семенам для прорастания необходимы: тепло вода и воздух свет почва пища

Слайд 18

Сухие семена Семена, залитые водой без доступа воздуха Семена, смоченные водой и обеспечены воздухом Необходимость воды и воздуха для прорастания семян.

Слайд 19

Спустя пять дней после закладки опыта Семена остались в прежнем состоянии Семена погибли без доступа воздуха Семена проросли

Слайд 20

Влияние температурных условий на прорастание семян Семена, которые будут помещены в тепло Семена, которые будут помещены в прохладные условия

Слайд 21

Семена, проращенные в тепле Семена, начавшие прорастать в холоде Спустя пять дней после закладки опыта

Слайд 22

Влияние количества запасных питательных веществ на прорастание семян. Полноценные семена с двумя семядолями Семена с удаленной одной семядолей

Слайд 23

Спустя пять дней после закладки опыта Проращенные семена с двумя семядолями Проращенные семена с одной семядолей

Слайд 24

Спустя восемь дней после закладки опыта Проросток, появившийся из семени с двумя семядолями Проросток, появившийся из семени с одной семядолей

Слайд 25

Влияние глубины заделки семян на прорастание Семя тыквы, посаженное по правилам заделки семян на глубину до трех сантиметров Семя тыквы, посаженное в почву глубже, чем требуют правила

Слайд 26

Проростки тыквы, появившиеся после посадки ее семян в почву на разную глубину Спустя пять дней после закладки опыта Спустя семь дней после закладки опыта Спустя десять дней после закладки опыта

Слайд 27

Семена овса, проращенные в темноте Семена овса, проращенные на свету Влияние света на прорастание семян

Слайд 28

Условия прорастания семян Запасные питательные вещества, содержащиеся в семени Температурные условия Вода и воздух Соблюдение светового режима Глубина заделки в почву

Слайд 29

Устройство современного элеватора

Слайд 30

Выберите правильные суждения

Слайд 31

ОТВЕТЫ: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 - + + - + + - + + -

Слайд 32

Домашнее задание: параграф №38, задания в тетради с печатной основой № 139-143


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

условия прорастания семян

Урок по программе Пономаревой И.Н. для 6 класса. Работая в группах, ученики изучают новый материал, знакомятся с результатами опыта.анализируютЮ, учатся делать выводы, выполняют лабораторную работа, п...

Презентация по биологии на тему: "Условия прорастания семян"

Презентацию выполнила учитель высшей категории Севостьянова Г.А.МБОУ «СОШ № 1 им. Б.Н.Куликова»Г. Семикаракорск...

Конспект урока биологии 6 класс "Условия прорастания семян"

Урок - исследование, основанный на исследовательской работе одной из учениц класса...

"Исследование условий, необходимых для прорастания семян". Технологическая карта занятия по программе внеурочной деятельности "Клуб юных исследователей"

Материал  "Исследование условий, необходимых  для прорастания семян"представляет собой технологическую карту открытого занятия по программе внеурочной деятельности "Клуб юных исследователей"...