Рабочая программа по биологии для 10 класса.
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Куст Ирина Владимировна

Рабочая программа по биологии расчитана на 2 часа в неделю, по программа И.Н.Пономаревой, О.А.Корниловой, Л.В.Симоновой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biologii_11kl.doc189 КБ

Предварительный просмотр:

Обсуждено

на заседании  Творческой группы

Протокол №1 от

Руководитель ТГ ____________

                                А. П. Поленок

Утверждено

Приказ №

Директор школы _____________

                             С. А. Горбачёва

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Колюдовская средняя общеобразовательная школа

(МБОУ Колюдовская СОШ )

Рабочая программа среднего (полного) общего образования

по биологии

(базовый уровень)

11 класс.

                                                                                                 Учителя:

                                                                                                    Куст И.В.

                                                                                                             Горбачёва И.Д.

2015

Пояснительная записка.

Статус документа

Рабочая программа составлена на основании Примерной программы основного общего образования по биологии, а также программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (курс «Биология», авторы И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова).

Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по биологии (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Пономарева И.Н., Корниловова О.А., Лощилина Т.Е. «Общая биология». Москва, «Вентана-Граф», 2011 год.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучение тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

 

Структура документа

Рабочая программа по биологии среднего (полного) общего образования для 11 класса включает следующие разделы:  пояснительную записку; структуру курса с указанием числа часов, отводимых на изучение каждого блока, перечень лабораторных работ, экскурсий; учебно – тематическое планирование по курсу «  Биология»; содержание курса «Биология»; требования к уровню подготовки учащихся; литература.

 

Общая характеристика учебного предмета

Раскрытие учебного содержания в курсе общей биологии 10-11 классов проводится по темам, характеризующим особенности свойств живой природы на разных уровнях организации жизни, в том числе рассматриваются структурные уровни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный. Это определило общее содержание курса биологии 10-11 классов - "Общая биология" с условным подзаголовком: "Уровни организации жизни". Изложение учебного материала в 11 классе   завершается  изложением свойств молекулярного уровня жизни.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования  на базовом уровне  в 11 классе направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее  отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде,  востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования  современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в  старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе (11 класс) на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

              - освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

              - овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

               - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы  с различными источниками информации;

           -   воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

            - использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым  на изучение курса биологии выделено 70 часов, в том числе в 10 классе – 35 часов (1 час в неделю), в 11 классе – 35 часов (1 час в неделю). Однако для более углубленного изучения и подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ добавлен 1 час в  11 классе.

 Данная рабочая программа разработана с учетом  2 часа в неделю ( 68 часов) в  11 классе.

 

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа  предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются:  сравнение объектов,  анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Результаты обучения

Результаты изучение курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует  стандарту. Требования на базовом уровне направлены на  реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» содержит требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику «Уметь» включены требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять,  описывать, выявлять, сравнивать, решать задачи,  анализировать и оценивать, изучать, находить и критически оценивать информацию о биологических объектах.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены  требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

При разработке учебной рабочей программы по биологии в 11 классе за основу взята программа базового уровня рассчитанная на 35 часов, так как предоставлен дополнительно еще 1 час в неделю, в итоге получается 68 часов за год, то в авторскую программу внесены следующие изменения:

Раздел №1. «Организменный уровень организации жизни» - 28 часов (вместо 17 часов): углубить знания о закономерностях индивидуального развития организмов; процессах жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных организмах; взаимоотношениях организма и среды, о влиянии среды на реализацию генотипа; взаимодействии аллельных и неаллельных генов; умение использовать знание цитологических основ наследственности для решения задач по генетики; углубить знания о целостности генотипа, хромосомной теории наследственности.

Решение заданий из материала ЕГЭ.

Раздел №2 «Клеточный уровень организации жизни» - 23 часа (вместо 9часов): для более углубленного изучения материала о клеточном уровни организации жизни и его роли в природе, углублении знаний об основных частях клетки и их функциях, о становлении и развитии клеточной теории .

В данный раздел добавлен материал о бактериях как представителях прокариот и одноклеточных организмах, особенностях их строения и роли в природе, для человека. Рассматриваются одноклеточные растительные и животные организмы. Микробиология на службе человека, проблемы цитологии.

Решение заданий из материала ЕГЭ

Раздел №3 «Молекулярный уровень организации жизни» -16 часов (вместо 8часов): для углубления знаний учащихся об особенностях молекулярного уровня проявления жизни, о роли органических веществ , строении и функций их молекул, о процессе синтеза и расщепления в живых системах молекулярного уровня.

 Решение заданий из материала ЕГЭ.

  Структура курса «Биология» (11 класс)

№п\п

Раздел, тема

Всего, часов

Форма контроля

1.

Организменный уровень организации живой материи.

28

К.р. №1

2.

Клеточный уровень организации жизни.

23

К.р. №2

3.

Молекулярный уровень проявления жизни.

16

К.р.№3

4.

Заключение.

1

Итоговая к. р.

5.

Всего.

68

Перечень лабораторных работ.

1.Решение элементарных генетических задач.

2.Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня.

Учебно - тематическое планирование по биологии в 11 классе.

№п\п

Тема урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Предв.  дата

Факт дата

                                            Организменный уровень организации жизни. (28часов).

1.

Организменный уровень организации жизни и его роль в природе.

Знать понятия «организм», уровни организации жизни. Уметь давать характеристику организменного уровня, называть его особенности и значение в природе.

2.

Организм как биосистема.

Знать понятия «метаболизм», «анаболизм», «катаболизм». Уметь характеризовать организм как открытую биосистему.

3.

Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов.

Знать понятия «пиноцитоз», «фагоцитоз». Знать способы передвижения и свойства одноклеточных организмов. Уметь характеризовать процессы жизнедеятельности , способы добывания пищи одноклеточными организмами.

4.

Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов.

Знать понятия «симбионты», «восходящий и нисходящий ток веществ», «эндобионты». Знать строение и функции систем органов многоклеточных организмов и уметь давать их характеристику.

5.

Типы питания организмов.

Знать понятия «автотрофы», «гетеротрофы», «миксотрофы», «фототрофы». Знать особенности строения пищеварительной системы, способы добывания пищи растениями(корневая и воздушная системы) и животными (фильтраты, хищники, паразиты). Уметь характеризовать типы питания многоклеточного организма, способы добывания пищи и приводить примеры.

6.

Размножение организмов.

Знать понятия «размножение», «оплодотворение», формы размножения (деление, шизогония, спорообразование, вегетативное размножение. Клонирование).Уметь характеризовать особенности полового размножения.

7.

Оплодотворение и его значение.

Знать понятие «оплодотворение» как необходимое условие возникновения нового организма половым путем и восстановления диплоидного набора в клетках. Уметь объяснять суть двойного оплодотворения у цветковых растений, приводить примеры использования искусственного оплодотворения.

8.

Индивидуальное развитие многоклеточного организма.

Знать понятия «онтогенез», «дробление», «бластула», «гаструла», «дифференциация», «зародыш». Знать закономерности эмбрионального развития организма, два типа постэмбрионального. Уметь характеризовать этапы онтогенеза. Приводить примеры.

9.

Рост и развитие организма.

Знать понятия «рост и развитие» организма. Уметь характеризовать факторы формирования многоклеточного организма(наследственная информация, механизмы деления клетки, влияние факторов среды и др.).

10.

Генетика- наука о наследовании свойств организмов.

Знать понятия «генетика», «наследственность», «изменчивость». Уметь характеризовать предмет исследования генетики, предпосылки появления генетики, историю развития науки.

11.

Генетические закономерности, открытые Г. Менделем.

Знать понятия «моногибридное скрещивание», «генотип», «фенотип», «гомозигота», «гетерозигота», законы наследования, доминантный и рецессивный признаки, аллель. Уметь пользоваться генетической символикой при решении генетических задач.

12.

Наследование признаков при дигибридном и полигибридном скрещивании.

Знать понятия «дигибридное скрещивание», «анализирующее». Уметь раскрывать цитологические основы и статистическую природу закона независимого наследования признаков. Уметь характеризовать анализирующее скрещивание. Уметь решать задачи, выполнять задания ЕГэ.

13.

Наследование при взаимодействии генов.

Знать формы взаимодействия генов: полное доминирование, неполное доминирование. Кодоминирование. Комплементарность, эпистаз, полимерия.

14.

Гены и хромосомная теория наследственности.

Знать понятие «группы сцепления», «кроссинговер», «хромосома»,  генетические карты. Уметь характеризовать значение закона Моргана, основные положения хромосомной теории.

15.

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом.

Знать понятия «пол», «половая хромосома2, «аутосома», «геном». Знать хромосомный механизм определения пола. Уметь характеризовать генотип человека. Объяснять механизм наследования признаков, сцепленных с полом.

16.

Наследственные болезни человека

Знать понятие «кариотип» человека. Знать наследственные аномалии и их последствия. Уметь использовать изучаемый материал для понимания наследственных аномалий сцепленных с полом их профилактику.

17.

Лабораторная работа №1 Решение генетических задач.

Уметь решать генетические задачи на рассмотренные законы генетики.

18.

Этические аспекты медицинской генетики.

Знать практическое значение применение генетических знаний в медицине. Уметь характеризовать этические аспекты медицинской генетики. Уметь обосновывать необходимость обеспечения генетической безопасности человека.

19.

Факторы, определяющие здоровье.

Знать понятие «здоровье человека». Знать и уметь характеризовать факторы, определяющие здоровье человека. Уметь раскрывать сущность понятия «здоровый образ жизни», применять знания для его формирования.

20.

Обобщающий урок по теме: «Основные закономерности наследования признаков».

Знать способы передачи наследственной информации. Уметь характеризовать основные закономерности наследования признаков у организмов. Знать этические аспекты медицинской генетики, факторы определяющие здоровье.

21.

Многообразие форм изменчивости у организмов.

Знать понятия «формы изменчивости», «норма реакции», «модификации». Уметь раскрывать причины модификационой, комбинативной изменчивости указывать значение для селекции.

22.

Наследственная изменчивость и её типы.

Знать понятия «наследственная изменчивость», «мутация», «мутагенез». Знать основные положения мутационной изменчивости. Уметь характеризовать типы наследственной изменчивости.

23.

Мутагены и их влияние на живую природу и человека.

Знать понятия «мутаген», «мутагенез», типы мутагенов. Уметь обосновывать необходимость обеспечения генетической безопасности человека.

24.

Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции.

Знать понятия «селекция», «гибридизация», «полиплоидия», «гетерозис», «искусственный отбор». Уметь характеризовать виды отбора, раскрывать методы селекции, суть учения Н.И.Вавилова, центры происхождения культурных растений.

25.

Биотехнология, её направления, значение, достижения.

Знать понятия «биотехнология», «генная инженерия». Уметь называть особенности селекции микроорганизмов; показывать практическое применение генетических знаний в медицине. Знать достижения биотехнологии.

26.

Организмы царства Вирусы. Строение и свойства.

Знать понятия «вирус», «вирион», «капсид», «бактериофаг». Уметь характеризовать строение, свойства вирусов, механизм проникновения их в клетку, суть размножения вирусов.

27.

Вирусные заболевания.

Знать понятия «ВИЧ-инфекция», «СПИД». Уметь раскрывать роль вирусов в жизни людей. Знать опасность заражения вирусом СПИДа, меры профилактики.

28.

Контрольная работа №1 по теме «Организменный уровень жизни».

Контроль знаний, умений, приобретённых при изучении темы «Организменный уровень жизни»

                                                                                 Клеточный уровень. (23ч.)

29.

Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Развитие знание о клетке.

Знать понятие «цитология», историю развития знаний о клетке. Уметь характеризовать вклад ученых в развитие науки о клетке. Уметь характеризовать структуру клеточного уровня и его значение.

30.

Клетка как этап эволюции живого в истории земли.

Знать эволюцию клетки, основные ароморфозы клеточного уровня. Уметь характеризовать значение ароморфозов, преимущества аэробного метаболизма клеток

31.

Многообразие клеток и тканей.

Знать основные типы тканей растительного и животного организма, особенности их строения и свойства. Уметь приводить отличительные признаки растительной и животной клетки. Уметь определять ткани по рисунку. Уметь решать задания ЕГЭ.

32.

Основные части клетки, их строение и свойства.

Знать понятия «эукариота», «прокариота», «поверхностный комплекс клетки», «биологическая мембрана», клеточная стенка, плазмалемма, цитоплазма. Уметь раскрывать особенности строения поверхностного комплекса клетки, функции цитоплазмы. Уметь характеризовать органоиды и включения.

33

Немембранные органоиды клетки.

Знать особенности строения, функции микротрубочек, клеточного центра, жгутиков, ресничек, рибосом. Уметь объяснять взаимосвязь строение-функция. Уметь характеризовать немембранные органоиды.

34.

Мембранные органоиды.

Знать характеристику мембранных органоидов, ЭПС, комплекс Гольджи, лизосом – одномембранных, митохондрии, пластиды -двухмембранных. Уметь раскрывать особенности строения органоидов, называть их функции.

35.

Особенности клеток прокариот и эукариот.

Знать отличительные признаки прокариот и эукариот. Уметь приводить примеры. Знать строение клетки прокариот , уметь характеризовать функции каждой части клетки. Знать и уметь раскрывать сущность различных гипотез о происхождении клетки эукариот. Уметь решать задания ЕГЭ

36.

Клеточный цикл жизни клетки.

Знать понятие клеточного цикла, интерфаза, митоз, апоптоз, некроз. Уметь характеризовать два этапа клеточного цикла.

37.

Деление клетки – митоз.

Знать и уметь характеризовать процессы, происходящие в каждой фазе митоза (профаза, метафаза, анафаза, телофаза). Уметь раскрывать биологическую роль митоза, характеризовать деление клеток у прокариот. Уметь решать задания ЕГЭ.

38.

Лабораторная работа№2. Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня.

Уметь работать с микропрепаратами. Применять приобретенные знания, для описания микропрепаратов.

39

Мейоз - редукционное деление клетки.

Знать понятие мейоз, редукционное деление, гаплоидные клетки. Кроссинговер, гомологичные хромосомы, коньюгация. Знать и уметь характеризовать процессы, происходящие в каждой фазе мейоза. Знать и уметь характеризовать признаки различия между митозом и мейозом. Уметь раскрывать биологическое значение мейоза. Уметь решать задания ЕГЭ

40.

Особенности мужских половых клеток и их образование.

Знать особенности мужских клеток разных организмов. Знать и уметь характеризовать периоды и этапы сперматогенеза.

41.

Образование женских половых клеток.

Знать особенности строения женской гаметы- яйцеклетки. Уметь характеризовать процесс оогенеза, периоды, этапы. Уметь приводить отличительные признаки оогенеза.

42

Структура и функции хромосом.

Знать понятия хромосома, кариотип, гомологичные хромосомы. Знать понятие о гаплоидном и диплоидном наборе хромосом. Уметь характеризовать данные понятия, приводить примеры состава кариотипов.

43.

Достижения медицинской генетики.

Знать методы генетических технологий. Уметь анализировать и оценивать применяемые методы для исправления генетических дефектов. Знать понятие биоэтики, применение генных технологий.

44.

Бактерии, их особенности и разнообразие.

Знать строение клетки бактерий, функции основных структур. Уметь характеризовать многообразие бактерий как представителей прокариот

45.

Бактерии в организме человека. Роль бактерий в природе..

.Знать роль бактерий в природе и для человека. Уметь приводить примеры болезнетворных организмов, паразитов, симбиотических бактерий. Знать понятия штамм, клон,уметь пояснять опасность внесения прокариот в природную среду для борьбы с загрязнителями.

46.

Многообразие одноклеточных растительных организмов.

Знать характеристику водорослей. Уметь объяснять на примере водорослей крупные ароморфозы живого мира. Уметь характеризовать основную роль водорослей в биологическом круговороте веществ.

47.

Многоклеточных животных организмов.

Знать особенности биологии одноклеточных животных. Уметь характеризовать наличие воды для существования простейших. Анализировать и оценивать роль простейших в биосфере.

48.

Микробиология на службе человека.

Знать понятие и микробиологии, задачах и направлениях развития науки. Уметь анализировать и оценивать факты применения микроорганизмов .

49.

Дискуссионные проблемы цитологии.

Знать гипотезы происхождения эукариот                    ( симбиотическая, сукцессионная. Гипотеза мембранного происхождения органоидов.) Уметь анализировать и оценивать проблемы цитологии.

59.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Клеточный уровень жизни»

Обобщить, систематизировать знания, умения полученные при изучении темы.

51.

Контрольная работа №2 по теме «Клеточный уровень организации жизни»

Контроль знаний, умений по теме «Клеточный уровень жизни»

Молекулярный уровень жизни (16 часов)

52

Молекулярный уровень жизни: значение и роль в природе.

Знать особенности, структурные элементы, основные процессы. Значение молекулярного уровня жизни. Уметь характеризовать молекулярный уровень жизни как первичную основу жизни.

53.

Основные химические соединения живой материи.

Знать понятие о макро и микроэлементах, неорганических и органических веществах клетки. Уметь приводить примеры элементов, веществ. Уметь объяснять их роль в клетки.

54.

Органические вещества в клетки.

Знать особенности строения углеводов, белков, липидов. Уметь называть биологические функции органических соединений, сравнивать клетки разных организмов по химическому составу.

55.

Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетки.

Знать понятие о нуклеотиде, ДНК,РНК, репликации ДНК, правиле комплементарности, видах РНК. Уметь называть отличительные особенности макромолекул ДНК от РНК. Уметь применять правило комплементарности, характеризовать уровни компактизации ДНК,

56.

Наследственная информация, её хранение и передача.

Знать понятие о гене, кодоне, Уметь раскрывать механизм передачи наследственной информации, Анализировать и оценивать открытия в биохимии. Генетике для формирования современной теории гена.

57.

Биосинтез углеводов в клетке - фотосинтез.

Знать определение фотосинтеза, понятие о пигментах, электронно-транспортной цепи. Уметь характеризовать световые и темновые реакции фотосинтеза. Называть роль фотосинтеза в природе, раскрывать космическую роль растений. Уметь решать задание ЕГЭ.

58.

Бактериальный фотосинтез и хемосинтез.

Знать понятие бактериальный фотосинтез и хемосинтез. Уметь раскрывать сущность различных типов хемосинтеза, объяснять роль данных процессов в биосфере.

59.

Процесс биосинтеза белков в клетке.

Знать понятие биосинтез, матрица, транскрипция, трансляция, оперон, триплет, кодон, антикодон. Уметь раскрывать сущность этапов биосинтеза белка, значение АТФ в процессе биосинтеза.сущность матричных реакций. Уметь решать задания ЕГЭ

60.-

61

Молекулярные энергетические процессы.

Кислородный этап биологического окисления

Знать понятие биологическое окисление. Клеточное дыхание, гликолиз, цикл Кребса, окислительное фосфолирирование. Уметь раскрывать сущность гликолиза, кислородного этапа. Показывать значение гликолиза в природе, значение цикла Кребса. Уметь решать задания ЕГЭ

62.

Обмен веществ как взаимосвязь процессов синтеза и распада молекул в клетке.

Знать и уметь характеризовать пластический и энергетический обмен в клетке. Уметь раскрывать значение молекулы АТФ как универсального переносчика и накопителя энергии в клетке. Уметь объяснять адаптивное значение обмена веществ и энергии для выживания организмов в изменяющихся условиях окружающей среды.

63.

Регуляторы биомолекулярных процессов.

Знать определение ферментов, коферментов, витаминов, гормонов как веществ, необходимых для жизнедеятельности биосистем. Уметь характеризовать их значение, сравнивать витамины и гормоны, ферменты и коферменты.

64

Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема.

Знать понятие искусственных полимеров. Уметь приводить примеры и объяснять полезность и вредность их использования. Знать примеры хим. веществ, которые явились причиной глобальной экологической проблемой, уметь разъяснять причины этого. Знать о последствиях деятельности человека в окружающей среде, правила поведения в природной среде.

65.

Контрольная работа №3 по теме: «Молекулярный уровень жизни».

66.

Структурные уровни организации жизни

Знать и уметь характеризовать уровни организации их взаимосвязь.

67.

Итоговая контрольная работа по курсу общей биологии.

68.

Анализ контрольной работы. Повторение по курсу общая биология.

                                          Содержание курса «Биология» для 11 класса.

Тема 5.Организменный уровень организации живой материи -

28ч.

Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как

биосистема.

   Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция

процессов жизнедеятельности организмов. Типы питания организмов: гетеротрофы                       ( сапротрофы, хищники, паразиты) и автотрофы (фототрофы, хемотрофы).

   Размножение организмов - половое и бесполое. Оплодотворение и его

значение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых)  расте-

ний. Искусственное оплодотворение у растений и животных.

   Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и

постэмбриональный периоды развития организма. Последствия влияния ал-

коголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека.

   Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика –

наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и не-

наследственная). Мутации, их материальные основы - изменение генов и

хромосом. Мутагены их влияние на организм человека и на живую природу.

Генетические закономерности наследования, установленные Г. Мен-

делем, их цитологические основы. Моно- и дигибридное скрещивание. Закон

Т. Моргана. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов.

Современные представления о гене, генотипе и геноме.

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные

болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики.

   Факторы, определяющие здоровье человека.

   Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие се-

лекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения

культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусст-

венный отбор.

   Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некото-

рых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

   Вирусы – неклеточная форма существования организмов. Вирусные

заболевания. Способы борьбы со СПИДом.

Лабораторная работа № 1.

- Решение элементарных генетических задач.

Тема 6 . Клеточный уровень организации жизни - 23 ч.

  Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Разви-

тие знаний о клетке. (Р. Гук, К.М. Бэр, М. Шлейден, Т. Шванн, Р. Вирхов).

Методы изучения клетки.

   Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие

клеток и ткани.  Клетка - основная структурная и функциональная единица

жизнедеятельнос ти одноклеточного и многоклеточного организмов.

Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории

в становлении современной естественнонаучной картины мира.

   Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки

– биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро

с хромосомами.

Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немем-

бранные органоиды, их функции в клетке.

   Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клетки. Гипотезы

происхождения эукариотических клеток.

  Клеточный цикл жизни клетки. Деление клетки – митоз и мейоз. Со-

матические и половые клетки. Особенности образования половых клеток.

   Структура хромосом. Специфические белки хромосом, их функции

Хроматин – комплекс ДНК и специфических белков. Компактизация хромо-

сом. Функции хромосом как системы генов. Диплоидный и гаплоидный набор

хромосом в клетках. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Значение

видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках.

   Гармония и целесообразность в живой клетке. Гармония и управление

в клетке. Понятие "природосообразность". Научное познание и проблема це-

лесообразности.

Лабораторная работа № 2. Исследование фаз митоза на примере

микропрепарата клеток кончика корня.

 Тема. Молекулярный уровень проявления жизни - 16 ч.

   Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе.

Основные химические соединения живой материи. Макро- и микро-

элементы живого.

   Органические и неорганические вещества, их роль в клет-

ке. Вода – важный компонент живого.

    Основные биополимерные молекулы

живой материи. Понятие о мономерных и полимерных соединениях.

Роль органических веществ в клетке организма человека: белков, уг-

леводов, липидов, нуклеиновых кислот.

    Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. Поня-

тие о нуклеотиде. Структура и функции ДНК. Репликация ДНК как носите-

ля наследственной информации клетки. Матричная основа репликации ДНК.

Правило комплементарности. Ген. Понятие о кодоне. Генетический код.

Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке. Особенности ДНК

клеток эукариот и прокариот.

    Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосин-

тез как уникальная молекулярная система процессов создания органических

веществ. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Роль фотосинтеза в

природе.

   Процессы биосинтеза молекул белка. Этапы синтеза. Матричное вос-

производство белков в клетке.

   Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных био-

системах как часть метаболизма в клетках. Понятие о клеточном дыхании.

Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического

обеспечения клетки.

   Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке. Роль регу-

ляторов биомолекулярных процессов.

    Опасность химического загрязнения окружающей среды. Последствия

деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной

среде. Время экологической культуры человека и общества. Экология и новое

воззрение на культуру. Осознание человечеством непреходящей ценности

жизни. Экологическая культура - важная задача человечества.

Тема 8. Заключение - 1 ч.

Обобщение знаний о многообразии жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности. Отличие живых систем от неживых.

Подготовка к ЕГЭ.

Требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) средней школы.

В результате изучения биологии на базовом уровне обучающийся должен

знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

                                                         Литература

1.Природоведение. Биология. Экология:  5-11 классы: программы.- М: Вентана-Граф,2008.

2.Сборник нормативных документов. Биология/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.

3.Общая биология: учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений Под ред. Проф. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2011.

4. Биология: 11 класс: методическое пособие.  И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова; под ред. проф. И.Н.Пономаревой - М.: Вентана-Граф,2011.

5. Ионцева А.Ю. Биология в схемах и таблицах.-М.:Эксмо,2011.

6. Газета Биология. Издательский дом  «Первое сентября».

 7. Воронина Г.А. Биологический тренажер:6-11 классы: дидактические материалы. - М.: Вентана-Графф,2012.

8.Введенский: весь курс: для выпускников и абитуриентов.- М.: Эксмо. 2009.

9.Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии в 10-11 классах.-Волгоград:Учитель,2007.

10.Мухамеджанов И.Р. Тесты, зачеты, блицопросы по общей биологии: 10-11 классы.-М.:ВАКО,2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....