Рабочая программа по биологии для 10 класса.
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему
Рабочая программа по биологии расчитана на 2 часа в неделю, по программа И.Н.Пономаревой, О.А.Корниловой, Л.В.Симоновой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_11kl.doc | 189 КБ |
Предварительный просмотр:
Обсуждено
на заседании Творческой группы
Протокол №1 от
Руководитель ТГ ____________
А. П. Поленок
Утверждено
Приказ №
Директор школы _____________
С. А. Горбачёва
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Колюдовская средняя общеобразовательная школа
(МБОУ Колюдовская СОШ )
Рабочая программа среднего (полного) общего образования
по биологии
(базовый уровень)
11 класс.
Учителя:
Куст И.В.
Горбачёва И.Д.
2015
Пояснительная записка.
Статус документа
Рабочая программа составлена на основании Примерной программы основного общего образования по биологии, а также программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (курс «Биология», авторы И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова).
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по биологии (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Пономарева И.Н., Корниловова О.А., Лощилина Т.Е. «Общая биология». Москва, «Вентана-Граф», 2011 год.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучение тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Структура документа
Рабочая программа по биологии среднего (полного) общего образования для 11 класса включает следующие разделы: пояснительную записку; структуру курса с указанием числа часов, отводимых на изучение каждого блока, перечень лабораторных работ, экскурсий; учебно – тематическое планирование по курсу « Биология»; содержание курса «Биология»; требования к уровню подготовки учащихся; литература.
Общая характеристика учебного предмета
Раскрытие учебного содержания в курсе общей биологии 10-11 классов проводится по темам, характеризующим особенности свойств живой природы на разных уровнях организации жизни, в том числе рассматриваются структурные уровни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный. Это определило общее содержание курса биологии 10-11 классов - "Общая биология" с условным подзаголовком: "Уровни организации жизни". Изложение учебного материала в 11 классе завершается изложением свойств молекулярного уровня жизни.
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне в 11 классе направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе (11 класс) на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Место предмета в базисном учебном плане
Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 70 часов, в том числе в 10 классе – 35 часов (1 час в неделю), в 11 классе – 35 часов (1 час в неделю). Однако для более углубленного изучения и подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ добавлен 1 час в 11 классе.
Данная рабочая программа разработана с учетом 2 часа в неделю ( 68 часов) в 11 классе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Результаты обучения
Результаты изучение курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» содержит требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.
В рубрику «Уметь» включены требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, описывать, выявлять, сравнивать, решать задачи, анализировать и оценивать, изучать, находить и критически оценивать информацию о биологических объектах.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
При разработке учебной рабочей программы по биологии в 11 классе за основу взята программа базового уровня рассчитанная на 35 часов, так как предоставлен дополнительно еще 1 час в неделю, в итоге получается 68 часов за год, то в авторскую программу внесены следующие изменения:
Раздел №1. «Организменный уровень организации жизни» - 28 часов (вместо 17 часов): углубить знания о закономерностях индивидуального развития организмов; процессах жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных организмах; взаимоотношениях организма и среды, о влиянии среды на реализацию генотипа; взаимодействии аллельных и неаллельных генов; умение использовать знание цитологических основ наследственности для решения задач по генетики; углубить знания о целостности генотипа, хромосомной теории наследственности.
Решение заданий из материала ЕГЭ.
Раздел №2 «Клеточный уровень организации жизни» - 23 часа (вместо 9часов): для более углубленного изучения материала о клеточном уровни организации жизни и его роли в природе, углублении знаний об основных частях клетки и их функциях, о становлении и развитии клеточной теории .
В данный раздел добавлен материал о бактериях как представителях прокариот и одноклеточных организмах, особенностях их строения и роли в природе, для человека. Рассматриваются одноклеточные растительные и животные организмы. Микробиология на службе человека, проблемы цитологии.
Решение заданий из материала ЕГЭ
Раздел №3 «Молекулярный уровень организации жизни» -16 часов (вместо 8часов): для углубления знаний учащихся об особенностях молекулярного уровня проявления жизни, о роли органических веществ , строении и функций их молекул, о процессе синтеза и расщепления в живых системах молекулярного уровня.
Решение заданий из материала ЕГЭ.
Структура курса «Биология» (11 класс)
№п\п | Раздел, тема | Всего, часов | Форма контроля |
1. | Организменный уровень организации живой материи. | 28 | К.р. №1 |
2. | Клеточный уровень организации жизни. | 23 | К.р. №2 |
3. | Молекулярный уровень проявления жизни. | 16 | К.р.№3 |
4. | Заключение. | 1 | Итоговая к. р. |
5. | Всего. | 68 |
Перечень лабораторных работ.
1.Решение элементарных генетических задач.
2.Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня.
Учебно - тематическое планирование по биологии в 11 классе.
№п\п | Тема урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Предв. дата | Факт дата |
Организменный уровень организации жизни. (28часов). | ||||
1. | Организменный уровень организации жизни и его роль в природе. | Знать понятия «организм», уровни организации жизни. Уметь давать характеристику организменного уровня, называть его особенности и значение в природе. | ||
2. | Организм как биосистема. | Знать понятия «метаболизм», «анаболизм», «катаболизм». Уметь характеризовать организм как открытую биосистему. | ||
3. | Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов. | Знать понятия «пиноцитоз», «фагоцитоз». Знать способы передвижения и свойства одноклеточных организмов. Уметь характеризовать процессы жизнедеятельности , способы добывания пищи одноклеточными организмами. | ||
4. | Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов. | Знать понятия «симбионты», «восходящий и нисходящий ток веществ», «эндобионты». Знать строение и функции систем органов многоклеточных организмов и уметь давать их характеристику. | ||
5. | Типы питания организмов. | Знать понятия «автотрофы», «гетеротрофы», «миксотрофы», «фототрофы». Знать особенности строения пищеварительной системы, способы добывания пищи растениями(корневая и воздушная системы) и животными (фильтраты, хищники, паразиты). Уметь характеризовать типы питания многоклеточного организма, способы добывания пищи и приводить примеры. | ||
6. | Размножение организмов. | Знать понятия «размножение», «оплодотворение», формы размножения (деление, шизогония, спорообразование, вегетативное размножение. Клонирование).Уметь характеризовать особенности полового размножения. | ||
7. | Оплодотворение и его значение. | Знать понятие «оплодотворение» как необходимое условие возникновения нового организма половым путем и восстановления диплоидного набора в клетках. Уметь объяснять суть двойного оплодотворения у цветковых растений, приводить примеры использования искусственного оплодотворения. | ||
8. | Индивидуальное развитие многоклеточного организма. | Знать понятия «онтогенез», «дробление», «бластула», «гаструла», «дифференциация», «зародыш». Знать закономерности эмбрионального развития организма, два типа постэмбрионального. Уметь характеризовать этапы онтогенеза. Приводить примеры. | ||
9. | Рост и развитие организма. | Знать понятия «рост и развитие» организма. Уметь характеризовать факторы формирования многоклеточного организма(наследственная информация, механизмы деления клетки, влияние факторов среды и др.). | ||
10. | Генетика- наука о наследовании свойств организмов. | Знать понятия «генетика», «наследственность», «изменчивость». Уметь характеризовать предмет исследования генетики, предпосылки появления генетики, историю развития науки. | ||
11. | Генетические закономерности, открытые Г. Менделем. | Знать понятия «моногибридное скрещивание», «генотип», «фенотип», «гомозигота», «гетерозигота», законы наследования, доминантный и рецессивный признаки, аллель. Уметь пользоваться генетической символикой при решении генетических задач. | ||
12. | Наследование признаков при дигибридном и полигибридном скрещивании. | Знать понятия «дигибридное скрещивание», «анализирующее». Уметь раскрывать цитологические основы и статистическую природу закона независимого наследования признаков. Уметь характеризовать анализирующее скрещивание. Уметь решать задачи, выполнять задания ЕГэ. | ||
13. | Наследование при взаимодействии генов. | Знать формы взаимодействия генов: полное доминирование, неполное доминирование. Кодоминирование. Комплементарность, эпистаз, полимерия. | ||
14. | Гены и хромосомная теория наследственности. | Знать понятие «группы сцепления», «кроссинговер», «хромосома», генетические карты. Уметь характеризовать значение закона Моргана, основные положения хромосомной теории. | ||
15. | Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. | Знать понятия «пол», «половая хромосома2, «аутосома», «геном». Знать хромосомный механизм определения пола. Уметь характеризовать генотип человека. Объяснять механизм наследования признаков, сцепленных с полом. | ||
16. | Наследственные болезни человека | Знать понятие «кариотип» человека. Знать наследственные аномалии и их последствия. Уметь использовать изучаемый материал для понимания наследственных аномалий сцепленных с полом их профилактику. | ||
17. | Лабораторная работа №1 Решение генетических задач. | Уметь решать генетические задачи на рассмотренные законы генетики. | ||
18. | Этические аспекты медицинской генетики. | Знать практическое значение применение генетических знаний в медицине. Уметь характеризовать этические аспекты медицинской генетики. Уметь обосновывать необходимость обеспечения генетической безопасности человека. | ||
19. | Факторы, определяющие здоровье. | Знать понятие «здоровье человека». Знать и уметь характеризовать факторы, определяющие здоровье человека. Уметь раскрывать сущность понятия «здоровый образ жизни», применять знания для его формирования. | ||
20. | Обобщающий урок по теме: «Основные закономерности наследования признаков». | Знать способы передачи наследственной информации. Уметь характеризовать основные закономерности наследования признаков у организмов. Знать этические аспекты медицинской генетики, факторы определяющие здоровье. | ||
21. | Многообразие форм изменчивости у организмов. | Знать понятия «формы изменчивости», «норма реакции», «модификации». Уметь раскрывать причины модификационой, комбинативной изменчивости указывать значение для селекции. | ||
22. | Наследственная изменчивость и её типы. | Знать понятия «наследственная изменчивость», «мутация», «мутагенез». Знать основные положения мутационной изменчивости. Уметь характеризовать типы наследственной изменчивости. | ||
23. | Мутагены и их влияние на живую природу и человека. | Знать понятия «мутаген», «мутагенез», типы мутагенов. Уметь обосновывать необходимость обеспечения генетической безопасности человека. | ||
24. | Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. | Знать понятия «селекция», «гибридизация», «полиплоидия», «гетерозис», «искусственный отбор». Уметь характеризовать виды отбора, раскрывать методы селекции, суть учения Н.И.Вавилова, центры происхождения культурных растений. | ||
25. | Биотехнология, её направления, значение, достижения. | Знать понятия «биотехнология», «генная инженерия». Уметь называть особенности селекции микроорганизмов; показывать практическое применение генетических знаний в медицине. Знать достижения биотехнологии. | ||
26. | Организмы царства Вирусы. Строение и свойства. | Знать понятия «вирус», «вирион», «капсид», «бактериофаг». Уметь характеризовать строение, свойства вирусов, механизм проникновения их в клетку, суть размножения вирусов. | ||
27. | Вирусные заболевания. | Знать понятия «ВИЧ-инфекция», «СПИД». Уметь раскрывать роль вирусов в жизни людей. Знать опасность заражения вирусом СПИДа, меры профилактики. | ||
28. | Контрольная работа №1 по теме «Организменный уровень жизни». | Контроль знаний, умений, приобретённых при изучении темы «Организменный уровень жизни» | ||
Клеточный уровень. (23ч.) | ||||
29. | Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Развитие знание о клетке. | Знать понятие «цитология», историю развития знаний о клетке. Уметь характеризовать вклад ученых в развитие науки о клетке. Уметь характеризовать структуру клеточного уровня и его значение. | ||
30. | Клетка как этап эволюции живого в истории земли. | Знать эволюцию клетки, основные ароморфозы клеточного уровня. Уметь характеризовать значение ароморфозов, преимущества аэробного метаболизма клеток | ||
31. | Многообразие клеток и тканей. | Знать основные типы тканей растительного и животного организма, особенности их строения и свойства. Уметь приводить отличительные признаки растительной и животной клетки. Уметь определять ткани по рисунку. Уметь решать задания ЕГЭ. | ||
32. | Основные части клетки, их строение и свойства. | Знать понятия «эукариота», «прокариота», «поверхностный комплекс клетки», «биологическая мембрана», клеточная стенка, плазмалемма, цитоплазма. Уметь раскрывать особенности строения поверхностного комплекса клетки, функции цитоплазмы. Уметь характеризовать органоиды и включения. | ||
33 | Немембранные органоиды клетки. | Знать особенности строения, функции микротрубочек, клеточного центра, жгутиков, ресничек, рибосом. Уметь объяснять взаимосвязь строение-функция. Уметь характеризовать немембранные органоиды. | ||
34. | Мембранные органоиды. | Знать характеристику мембранных органоидов, ЭПС, комплекс Гольджи, лизосом – одномембранных, митохондрии, пластиды -двухмембранных. Уметь раскрывать особенности строения органоидов, называть их функции. | ||
35. | Особенности клеток прокариот и эукариот. | Знать отличительные признаки прокариот и эукариот. Уметь приводить примеры. Знать строение клетки прокариот , уметь характеризовать функции каждой части клетки. Знать и уметь раскрывать сущность различных гипотез о происхождении клетки эукариот. Уметь решать задания ЕГЭ | ||
36. | Клеточный цикл жизни клетки. | Знать понятие клеточного цикла, интерфаза, митоз, апоптоз, некроз. Уметь характеризовать два этапа клеточного цикла. | ||
37. | Деление клетки – митоз. | Знать и уметь характеризовать процессы, происходящие в каждой фазе митоза (профаза, метафаза, анафаза, телофаза). Уметь раскрывать биологическую роль митоза, характеризовать деление клеток у прокариот. Уметь решать задания ЕГЭ. | ||
38. | Лабораторная работа№2. Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня. | Уметь работать с микропрепаратами. Применять приобретенные знания, для описания микропрепаратов. | ||
39 | Мейоз - редукционное деление клетки. | Знать понятие мейоз, редукционное деление, гаплоидные клетки. Кроссинговер, гомологичные хромосомы, коньюгация. Знать и уметь характеризовать процессы, происходящие в каждой фазе мейоза. Знать и уметь характеризовать признаки различия между митозом и мейозом. Уметь раскрывать биологическое значение мейоза. Уметь решать задания ЕГЭ | ||
40. | Особенности мужских половых клеток и их образование. | Знать особенности мужских клеток разных организмов. Знать и уметь характеризовать периоды и этапы сперматогенеза. | ||
41. | Образование женских половых клеток. | Знать особенности строения женской гаметы- яйцеклетки. Уметь характеризовать процесс оогенеза, периоды, этапы. Уметь приводить отличительные признаки оогенеза. | ||
42 | Структура и функции хромосом. | Знать понятия хромосома, кариотип, гомологичные хромосомы. Знать понятие о гаплоидном и диплоидном наборе хромосом. Уметь характеризовать данные понятия, приводить примеры состава кариотипов. | ||
43. | Достижения медицинской генетики. | Знать методы генетических технологий. Уметь анализировать и оценивать применяемые методы для исправления генетических дефектов. Знать понятие биоэтики, применение генных технологий. | ||
44. | Бактерии, их особенности и разнообразие. | Знать строение клетки бактерий, функции основных структур. Уметь характеризовать многообразие бактерий как представителей прокариот | ||
45. | Бактерии в организме человека. Роль бактерий в природе.. | .Знать роль бактерий в природе и для человека. Уметь приводить примеры болезнетворных организмов, паразитов, симбиотических бактерий. Знать понятия штамм, клон,уметь пояснять опасность внесения прокариот в природную среду для борьбы с загрязнителями. | ||
46. | Многообразие одноклеточных растительных организмов. | Знать характеристику водорослей. Уметь объяснять на примере водорослей крупные ароморфозы живого мира. Уметь характеризовать основную роль водорослей в биологическом круговороте веществ. | ||
47. | Многоклеточных животных организмов. | Знать особенности биологии одноклеточных животных. Уметь характеризовать наличие воды для существования простейших. Анализировать и оценивать роль простейших в биосфере. | ||
48. | Микробиология на службе человека. | Знать понятие и микробиологии, задачах и направлениях развития науки. Уметь анализировать и оценивать факты применения микроорганизмов . | ||
49. | Дискуссионные проблемы цитологии. | Знать гипотезы происхождения эукариот ( симбиотическая, сукцессионная. Гипотеза мембранного происхождения органоидов.) Уметь анализировать и оценивать проблемы цитологии. | ||
59. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Клеточный уровень жизни» | Обобщить, систематизировать знания, умения полученные при изучении темы. | ||
51. | Контрольная работа №2 по теме «Клеточный уровень организации жизни» | Контроль знаний, умений по теме «Клеточный уровень жизни» | ||
Молекулярный уровень жизни (16 часов) | ||||
52 | Молекулярный уровень жизни: значение и роль в природе. | Знать особенности, структурные элементы, основные процессы. Значение молекулярного уровня жизни. Уметь характеризовать молекулярный уровень жизни как первичную основу жизни. | ||
53. | Основные химические соединения живой материи. | Знать понятие о макро и микроэлементах, неорганических и органических веществах клетки. Уметь приводить примеры элементов, веществ. Уметь объяснять их роль в клетки. | ||
54. | Органические вещества в клетки. | Знать особенности строения углеводов, белков, липидов. Уметь называть биологические функции органических соединений, сравнивать клетки разных организмов по химическому составу. | ||
55. | Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетки. | Знать понятие о нуклеотиде, ДНК,РНК, репликации ДНК, правиле комплементарности, видах РНК. Уметь называть отличительные особенности макромолекул ДНК от РНК. Уметь применять правило комплементарности, характеризовать уровни компактизации ДНК, | ||
56. | Наследственная информация, её хранение и передача. | Знать понятие о гене, кодоне, Уметь раскрывать механизм передачи наследственной информации, Анализировать и оценивать открытия в биохимии. Генетике для формирования современной теории гена. | ||
57. | Биосинтез углеводов в клетке - фотосинтез. | Знать определение фотосинтеза, понятие о пигментах, электронно-транспортной цепи. Уметь характеризовать световые и темновые реакции фотосинтеза. Называть роль фотосинтеза в природе, раскрывать космическую роль растений. Уметь решать задание ЕГЭ. | ||
58. | Бактериальный фотосинтез и хемосинтез. | Знать понятие бактериальный фотосинтез и хемосинтез. Уметь раскрывать сущность различных типов хемосинтеза, объяснять роль данных процессов в биосфере. | ||
59. | Процесс биосинтеза белков в клетке. | Знать понятие биосинтез, матрица, транскрипция, трансляция, оперон, триплет, кодон, антикодон. Уметь раскрывать сущность этапов биосинтеза белка, значение АТФ в процессе биосинтеза.сущность матричных реакций. Уметь решать задания ЕГЭ | ||
60.- 61 | Молекулярные энергетические процессы. Кислородный этап биологического окисления | Знать понятие биологическое окисление. Клеточное дыхание, гликолиз, цикл Кребса, окислительное фосфолирирование. Уметь раскрывать сущность гликолиза, кислородного этапа. Показывать значение гликолиза в природе, значение цикла Кребса. Уметь решать задания ЕГЭ | ||
62. | Обмен веществ как взаимосвязь процессов синтеза и распада молекул в клетке. | Знать и уметь характеризовать пластический и энергетический обмен в клетке. Уметь раскрывать значение молекулы АТФ как универсального переносчика и накопителя энергии в клетке. Уметь объяснять адаптивное значение обмена веществ и энергии для выживания организмов в изменяющихся условиях окружающей среды. | ||
63. | Регуляторы биомолекулярных процессов. | Знать определение ферментов, коферментов, витаминов, гормонов как веществ, необходимых для жизнедеятельности биосистем. Уметь характеризовать их значение, сравнивать витамины и гормоны, ферменты и коферменты. | ||
64 | Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. | Знать понятие искусственных полимеров. Уметь приводить примеры и объяснять полезность и вредность их использования. Знать примеры хим. веществ, которые явились причиной глобальной экологической проблемой, уметь разъяснять причины этого. Знать о последствиях деятельности человека в окружающей среде, правила поведения в природной среде. | ||
65. | Контрольная работа №3 по теме: «Молекулярный уровень жизни». | |||
66. | Структурные уровни организации жизни | Знать и уметь характеризовать уровни организации их взаимосвязь. | ||
67. | Итоговая контрольная работа по курсу общей биологии. | |||
68. | Анализ контрольной работы. Повторение по курсу общая биология. |
Содержание курса «Биология» для 11 класса.
Тема 5.Организменный уровень организации живой материи -
28ч.
Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как
биосистема.
Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция
процессов жизнедеятельности организмов. Типы питания организмов: гетеротрофы ( сапротрофы, хищники, паразиты) и автотрофы (фототрофы, хемотрофы).
Размножение организмов - половое и бесполое. Оплодотворение и его
значение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) расте-
ний. Искусственное оплодотворение у растений и животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и
постэмбриональный периоды развития организма. Последствия влияния ал-
коголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика –
наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и не-
наследственная). Мутации, их материальные основы - изменение генов и
хромосом. Мутагены их влияние на организм человека и на живую природу.
Генетические закономерности наследования, установленные Г. Мен-
делем, их цитологические основы. Моно- и дигибридное скрещивание. Закон
Т. Моргана. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов.
Современные представления о гене, генотипе и геноме.
Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные
болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики.
Факторы, определяющие здоровье человека.
Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие се-
лекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения
культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусст-
венный отбор.
Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некото-
рых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Вирусы – неклеточная форма существования организмов. Вирусные
заболевания. Способы борьбы со СПИДом.
Лабораторная работа № 1.
- Решение элементарных генетических задач.
Тема 6 . Клеточный уровень организации жизни - 23 ч.
Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Разви-
тие знаний о клетке. (Р. Гук, К.М. Бэр, М. Шлейден, Т. Шванн, Р. Вирхов).
Методы изучения клетки.
Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие
клеток и ткани. Клетка - основная структурная и функциональная единица
жизнедеятельнос ти одноклеточного и многоклеточного организмов.
Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории
в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки
– биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро
с хромосомами.
Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немем-
бранные органоиды, их функции в клетке.
Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клетки. Гипотезы
происхождения эукариотических клеток.
Клеточный цикл жизни клетки. Деление клетки – митоз и мейоз. Со-
матические и половые клетки. Особенности образования половых клеток.
Структура хромосом. Специфические белки хромосом, их функции
Хроматин – комплекс ДНК и специфических белков. Компактизация хромо-
сом. Функции хромосом как системы генов. Диплоидный и гаплоидный набор
хромосом в клетках. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Значение
видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках.
Гармония и целесообразность в живой клетке. Гармония и управление
в клетке. Понятие "природосообразность". Научное познание и проблема це-
лесообразности.
Лабораторная работа № 2. Исследование фаз митоза на примере
микропрепарата клеток кончика корня.
Тема. Молекулярный уровень проявления жизни - 16 ч.
Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе.
Основные химические соединения живой материи. Макро- и микро-
элементы живого.
Органические и неорганические вещества, их роль в клет-
ке. Вода – важный компонент живого.
Основные биополимерные молекулы
живой материи. Понятие о мономерных и полимерных соединениях.
Роль органических веществ в клетке организма человека: белков, уг-
леводов, липидов, нуклеиновых кислот.
Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. Поня-
тие о нуклеотиде. Структура и функции ДНК. Репликация ДНК как носите-
ля наследственной информации клетки. Матричная основа репликации ДНК.
Правило комплементарности. Ген. Понятие о кодоне. Генетический код.
Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке. Особенности ДНК
клеток эукариот и прокариот.
Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосин-
тез как уникальная молекулярная система процессов создания органических
веществ. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Роль фотосинтеза в
природе.
Процессы биосинтеза молекул белка. Этапы синтеза. Матричное вос-
производство белков в клетке.
Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных био-
системах как часть метаболизма в клетках. Понятие о клеточном дыхании.
Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического
обеспечения клетки.
Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке. Роль регу-
ляторов биомолекулярных процессов.
Опасность химического загрязнения окружающей среды. Последствия
деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной
среде. Время экологической культуры человека и общества. Экология и новое
воззрение на культуру. Осознание человечеством непреходящей ценности
жизни. Экологическая культура - важная задача человечества.
Тема 8. Заключение - 1 ч.
Обобщение знаний о многообразии жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности. Отличие живых систем от неживых.
Подготовка к ЕГЭ.
Требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) средней школы.
В результате изучения биологии на базовом уровне обучающийся должен
знать /понимать
- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Литература
1.Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы.- М: Вентана-Граф,2008.
2.Сборник нормативных документов. Биология/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.
3.Общая биология: учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений Под ред. Проф. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2011.
4. Биология: 11 класс: методическое пособие. И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова; под ред. проф. И.Н.Пономаревой - М.: Вентана-Граф,2011.
5. Ионцева А.Ю. Биология в схемах и таблицах.-М.:Эксмо,2011.
6. Газета Биология. Издательский дом «Первое сентября».
7. Воронина Г.А. Биологический тренажер:6-11 классы: дидактические материалы. - М.: Вентана-Графф,2012.
8.Введенский: весь курс: для выпускников и абитуриентов.- М.: Эксмо. 2009.
9.Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии в 10-11 классах.-Волгоград:Учитель,2007.
10.Мухамеджанов И.Р. Тесты, зачеты, блицопросы по общей биологии: 10-11 классы.-М.:ВАКО,2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....