ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В РАМКАХ ФГОС ООО
статья по биологии на тему

Топчиева Людмила Михайловна

                 Обучение должно строиться таким образом, чтобы логические операции вводились в определенной последовательности и частично накладывались друг на друга. Учебные задания должны строиться таким образом, чтобы их выполнение позволяло использовать различные логические операции. Изучение логических операций следует сначала осуществлять на практическо-предметном уровне, а затем переносить на уровень мыслительной деятельности. Требования к умственной деятельности должны постоянно повышаться.

                 Логические операции универсальны и обладают свойством широкого переноса из одной сферы деятельности в другую и не ограничивается рамками отдельного учебного предмета. 

                 В статье представлены виды логических операций с примерами заданий, используемых мною на уроках биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pubikatsiya.doc530 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В РАМКАХ ФГОС ООО

Быстрое развитие науки и техники за последние десятилетия ведет к увеличению объема знаний, которым должны овладеть учащиеся на всех звеньях образования. Поэтому важнейшей задачей современной школы является развитие мышления и познавательной активности школьников. Это отмечается и в пояснительной записке к Федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта: «ФГОС направлен на приведение содержания в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода. Когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Стандарт  ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. Специфика педагогических целей основной школы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами. В основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса».

Развитие мышления, в свою очередь, предполагает совершенствование его видов и форм, а также формирование основных логических операций. Психологические основы и механизм формирования логических операций достаточно подробно изучены и раскрыты на теоретическом уровне в трудах отечественных психологов Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова и др.

Представляю виды логических операций и их применение на уроках биологии.

Сравнение – познавательная операция,  заключающаяся в нахождении сходства и различия между предметами, явлениями, событиями;  лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов.

При помощи сравнения выявляются: количественные и качественные характеристики предметов; признаки, определяющие их возможные отношения.

Сравнение используется в качестве приема осмысления воспринимаемого материала.

 Что общего и чем отличаются представители класса пресмыкающиеся и класса птицы? Найдите признаки и составьте таблицу.

Класс пресмыкающиеся

Класс птицы

Тело разделено на голову, шею, туловище и хвост.

Кожные железы обычно нет или очень мало.

Конечности расположены по бокам тела.

Передние конечности преобразованы в крылья.

Хорошо развита копчиковая железа.

Тело состоит из небольшой головы, обычно доинной шеи и конечностей.

       

   

Снаружи тело покрыто роговыми щитками.

 Характерна линька – сбрасывание рогового покрова.                

У большинства имеются зубы.

Наличие перьевого покрова.

Челюсти покрыты роговыми чехлами, образующие клюв.                  

Синтез (от греч. synthesis — соединение, сочетание, составление), соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания.

Анализ (др.-греч. ἀνάλυσις — разложение, расчленение) — операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека.

В дополнение к синтезу, метод анализа позволяет получить необходимую информацию о структуре объекта исследования, а также выделить из общей массы фактов те, которые непосредственно относятся к рассматриваемому вопросу.

Объясните происхождение и общее значение слова (термина), опираясь на значение корней, его составляющих.

     термин

         корни

значение корней и общее значение термина

Автотрофы

Гетеротрофы

Миксотрофы

Фотосинтез

Классификация (классифицирование) — процесс группировки объектов исследования или наблюдения в соответствии с их общими признаками. В результате разработанной классификации создаётся классифицированная система (часто называемая так же, как и процесс — классификацией).

Среди перечисленных ниже моллюсков найдите брюхоногих, двухстворчатых и головоногих. Запишите их в таблицу согласно систематическому положению.

Представители: слизень буроватый, беззубка, морской чёртик, прудовик, виноградная улитка, наутилус, осьминог, устрица, перловица, кальмар, садовая улитка, теребра, мидия, аргонавт.

класс брюхоногие

класс двустворчатые

класс головоногие

Причинно-следственная связь.

Причинные  отношения  еще  называют каузальными (от лат. causa — причина). Они подразумевают, что одно явление влечет за собой другое. Первое из них назвали причиной, второе следствием.

Самый простой вариант, когда причинно-следственная связь направлена от причины к её следствию. Имеется в виду,  что  причины  вызывают  не любые, а определенные, соответствующие им  следствия.  Способность улавливать связь между причиной и следствием на основе предыдущего опыта для прогнозирования ситуаций в будущем считается одной из граней интеллекта, а именно – логическим мышлением.

Установите соответствие между причинами гибели растений и формами борьбы за существование.

причины

результат

А) растения одного вида вытесняют друг друга

Б) растения гибнут от вирусов, грибов и бактерий

В) гибель растений от заморозков и засухи

Г) растения гибнут от недостатка влаги для прорастания семян

Д) люди, автотранспорт вытаптывают молодые растения

Е) плодами растений питаются птицы и млекопитающие

1. межвидовая борьба

2. внутривидовая борьба

3. борьба с неблагоприятными условиями

Обучение должно строиться таким образом, чтобы логические операции вводились в определенной последовательности и частично накладывались друг на друга. Учебные задания должны строиться таким образом, чтобы их выполнение позволяло использовать различные логические операции. Изучение логических операций следует сначала осуществлять на практическо-предметном уровне, а затем переносить на уровень мыслительной деятельности. Требования к умственной деятельности должны постоянно повышаться.

Логические операции универсальны и обладают свойством широкого переноса из одной сферы деятельности в другую и не ограничивается рамками отдельного учебного предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя истории Динейкиной О.Н. "Проектирование современного урока истории в рамках реализации ФГОС".

     В современном стремительно изменяющемся мире репродуктивная передача подрастающему поколению суммы знаний уже не является залогом его успешной интеграции в социум. Обществу ...

Курсовая работа по теме "Формирование УУД на уроках математики в рамках ФГОС"

На примере урока геометрии в 11 классе по теме "Конус" показано формирование всех групп универсальных учебных действий на каждом этапе урока....

Обобщение опыта работы. Игровые технологии как средство формирования общеучебных умений и навыков на уроках надомного обучения в коррекционной школе.

Любая игра — одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соот...

Представление опыта работы по составлению рабочей программы по технологии для 6 класса в рамках ФГОС.

Данный материал является одним из вариантов составления современной рабочей программы по технологии для 6 класса. Программа разработана на основании принципов ФГОС....

Система работы с учебником на уроках биологии в рамках ФГОС

Учебник - неотъемлемая часть учебно-методического комплекта. Краткий обзор форм работы представлен в данной статье...