Курсовая работа по теме "Формирование УУД на уроках математики в рамках ФГОС"
план-конспект урока по теме

Камалутдинова Светлана Михайловна

На примере урока геометрии в 11 классе по теме "Конус" показано формирование всех групп универсальных учебных действий на каждом этапе урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Институт развития образования Кировской области

Курсовая работа

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики

в рамках  ФГОС.

Выполнила учитель математики

МКОУ СОШ с УИОП №1 г. Малмыжа

С. М. Камалутдинова

Рецензент М. В. Новгородцева  

г. Киров

2014 г.

Теоретическое обоснование выбранной темы

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.  Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.

Стандарт представляет собой совокупность 3 систем требований:

  • Требования к структуре основной образовательной программы
  • Требования к условиям реализации основной образовательной программы
  • Требования к результатам освоения основной образовательной программы

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.

Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Поэтому тема моей курсовой работы выбрана не случайно.  Важно научиться анализировать  формирование УУД на каждом этапе урока.

Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Предусматривается отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий.

В составе основных видов УУД выделяют 4 блока:

  • Личностный (самоопределение, смыслообразование, нравственно –этическое оценивание);
  • Познавательный (общеучебные действия, включая знаково –символические, логические действия, постановка и решение практических задач);
  • Регулятивный (целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, самооценка);
  • Коммуникативный (постановка вопросов, решение конфликтов, умение выражать свои мысли, управление поведением партнёра, планирование учебного сотрудничества).

На примере урока геометрии в 11 классе по теме «Конус» я попыталась показать, какие УУД формируются на каждом этапе урока.

Разработка урока

Тема урока: «Конус».

Класс: 11

Дидактическая цель: создать условия для усвоения и первичного закрепления новой учебной информации.

Цели по содержанию:

Обучающие:  ввести понятие конической поверхности, конуса и его элементов; вывести формулы для вычисления площади боковой и полной поверхности конуса;  применить изученный материал при решении задач.

Воспитательные: воспитание настойчивости, сотрудничества, уважительного отношения друг к другу.

Развивающие: способствовать формированию познавательной активности, развитию интуиции, логического мышления, внимания, памяти.

Тип урока: урок открытия «новых» знаний.

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.

Структура урока

  1. Организационный момент.

 Создание положительного настроя на познавательную деятельность.

  1. Целеполагание и мотивация.

  (Слайд 2).  На слайде изображены геометрические фигуры.

Учитель предлагает ребятам назвать те фигуры, которые уже изучены на уроках геометрии, классифицировать их на группы. В результате данной беседы ребята делают вывод, что на доске изображена ещё одна фигура, которая им не знакома, но также является телом вращения. Таким образом, учитель в результате беседы подводит к формулировке темы урока «Конус».

Тема урока записывается в тетрадь. (Слайд 3)

Учитель поясняет, что в течение урока неоднократно будет проводиться аналогия с материалом предыдущих уроков, поскольку конус, как и цилиндр, является телом вращения. Ребята поясняют, каким образом может быть получен конус (Слайд 4).

Учитель просит вспомнить материал прошлых уроков геометрии (Тему «Цилиндр») и  по аналогии попытаться сформулировать цели урока.

Учитель акцентирует внимание на актуальности изучения данной темы. В ответах ребят должно прозвучать, что этот материал найдёт применение не только в 11 классе при подготовке к ЕГЭ.  Очень важно будет отметить  практическую направленность изучения темы «Конус». Учащимся нужно предложить вспомнить предметы, встречающиеся в повседневной жизни, имеющие коническую поверхность (детский новогодний колпак, пожарное ведро, оградительные конусы).  Также на данном этапе провести с учащимися рассуждения, почему пожарное ведро имеет форму конуса. Слайд 5. Вёдра конической формы имеют много преимуществ. Ими удобно черпать воду и песок; их легко можно установить на неровную поверхность, вонзая в песок или землю;  из ведра – конуса воду можно выплеснуть дальше и точнее, чем из обычного ведра, а ещё в случае необходимости острым углом ведра можно разбить лёд.  

Подводя итог этого этапа урока, ребята вместе с учителем выясняют происхождение слова «конус» (Слайд 6).

  1. Актуализация знаний и умений учащихся.

На данном этапе учитель организует работу по решению планиметрических задач, в результате чего ребята вспоминают основные формулы, необходимые для успешного усвоения нового материала (Слайд 7).

Завершив решение задач, учитель проводит рефлексию.

    4. Усвоение новых знаний и способов усвоения.

    Для того чтобы сформулировать определение конуса и его элементов, учитель предлагает сначала вспомнить определение цилиндра и назвать его основные элементы.

Учащиеся пытаются самостоятельно дать определение конической поверхности и конуса. (Слайд 8). Затем работая с доской (Слайд 9), ребятам предложено перечислить основные элементы конуса и записать их в тетрадь (работают самостоятельно). Происходит взаимопроверка. Один ученик называет  правильные ответы (Слайд 10).

   Учитель подводит итог, выясняя,  все ли основные элементы конуса были названы.

 Ребята должны заметить недостающий элемент.

   Кроме того, учитель предлагает детям проанализировать, какими фигурами могут быть сечения конуса (Слайд 11).

        Для того чтобы выяснить, что представляет собой боковая поверхность конуса, учитель предлагает разрезать коническую поверхность по одной из образующих. (Один ученик делает это с заранее заготовленной конической поверхностью). Опытным путём получается круговой сектор.

   Ребята делают вывод, что площадь боковой поверхности конуса равна площади кругового сектора (Слайд 12).

   Учитель ставит перед ребятами задачу вывести формулу площади боковой и полной поверхности конуса. Вывод этих формул осуществляется на доске. Ребята делают записи в тетради. Сначала выводят формулу         Sбок. пов.   =  πRL.

  Затем дают определение площади полной поверхности конуса и выводят формулу

Sполн. пов.   =  πR(L+R).

Получив формулы важно обсудить с учащимися, нужно ли заучивать формулу площади полной поверхности конуса. В результате ребята должны сделать вывод, что нужно лишь знать определение полной поверхности конуса, поскольку, зная определение, вывести формулу достаточно легко.

5. Первичное закрепление нового материала.

    На данном этапе урока учитель проводит работу в парах. Ребята самостоятельно работают над решением 4 задач по готовым чертежам, обсуждая решение каждой задачи. Каждая пара учащихся получает раздаточный материал, где изображены чертежи и записано условие каждой задачи. После того, как задачи будут решены, с помощью таблицы ответов учащиеся проверяют полученные результаты (Слайд 17).  У доски обсуждается и проговаривается  решение каждой задачи (Слайды 13-16).

6. Организация первичного контроля.

Самостоятельная работа.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

8. Домашнее задание.

   Учащиеся выбирают уровень домашнего задания.

Базовый – п.55, 56. №547, №548.  повышенный  - №548, №550, №561.


Технологическая карта урока

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания учащихся.

Какие вопросы мы рассматривали на прошлом уроке?

Включаются в деловой ритм урока.

Изучали цилиндр, его элементы, вычисляли площадь полной и боковой поверхности цилиндра, решали задачи практической направленности.

Личностные: готовность к саморазвитию;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Актуализация знаний  и фиксирование индивидуального затруднения

Актуализация опорных знаний и способов действий

На слайде изображены геометрические фигуры. Как их можно классифицировать? Назовите  многогранники и тела вращения, определение и свойства которых вам хорошо знакомы.

Многогранники и тела вращения.

Многогранники - пирамида, призма, параллелепипед.

Тела вращения – цилиндр.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные логические- анализ, сравнение, классификация.

Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Как называется и к какой группе относиться оставшееся геометрическое тело?

Формулируем тему урока и ставим цель.

А для чего вам  это нужно?

В чём преимущество предметов конусообразной формы?

Конус. Также является телом вращения.

Тема урока: Конус

Цель: дать определение, сформулировать свойства, научиться решать задачи.

Многие предметы окружающего мира имеют форму конуса.

Называют предметы, имеющие коническую поверхность, выясняют, в чём их преимущество.

Регулятивные целеполагание.

Коммуникативные

Формулировать собственное мнение

Познавательные самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Личностные мотивация учебной деятельности

Усвоение новых знаний и способов усвоения

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изученной темы.

Предложено вспомнить определение цилиндра и его основные элементы и по аналогии дать определение конуса и его элементов.

Осуществляют взаимопроверку.

Все ли элементы конуса были названы?

 Какими фигурами могут быть сечения конуса?

Чтобы вывести формулы боковой и полной поверхности конуса учитель предлагает разрезать коническую поверхность по одной из образующих.

Чему равна площадь боковой поверхности конуса.

Формулы площади боковой и полной поверхности конуса выводятся учащимися на доске.

Нужно ли заучивать формулу полной поверхности конуса?

Работая с слайдом 8 ребята дают определение конуса.

Работая со слайдом 9 записывают основные элементы конуса.

Ребята находят и называют недостающий элемент

Вновь, в процессе рассуждений ребята дают ответ на этот вопрос.

Один из учащихся разрезая коническую поверхность, демонстрирует получившуюся фигуру -  круговой сектор.

Площадь боковой поверхности конуса равна площади кругового сектора

Нет, достаточно знать определение полной поверхности, формулу тогда можно легко вывести.

Коммуникативные

Инициативное сотрудничество

Познавательные

Информационные, логические – сравнение, установление причинно – следственных связей, аналогий, построение логической цепочки рассуждений, обобщение

Регулятивные планирование, прогнозирование.

Первичное закрепление

Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов, их коррекция, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

Организует работу в парах. Каждая пара получает раздаточный материал с 4 задачами на готовых чертежах.

Организует проверку решения задач на доске с помощью таблицы ответов

Распределяют в парах, кто будет записывать решение задачи.

Работают над решением задач.

Решение каждой задачи проговаривают.

Коммуникативные

Управление поведением партнёра, контроль, коррекция, оценка действий партнёра 

Регулятивные

Контроль, оценка, коррекция

Познавательные

Умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Организация первичного контроля

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

Выполнение самостоятельной работы по вариантам.

Выполняют самостоятельно решение задач в тетради.

Самопроверка.

Регулятивные

Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные самоопределение

Подведение итогов урока, рефлексия.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

Что изучили сегодня на уроке?

Чему новому научились?

Оцените уровень усвоения материала урока.

Конус, его элементы, формулы площади боковой и полной поверхности конуса.

Научились решать задачи по теме

-Всё понятно

-Испытываю затруднения

-Материал не понял

Регулятивные

Оценка- осознание уровня и качества усвоения; контроль.

Познавательные: Оценивать процесс и результат деятельности. Систематизировать информацию.

Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию.

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Базовый – п.55, 56. №547, №548.  повышенный  - №548, №550, №561.

Углублённый подобрать задачи практической направленности по теме и решить их

Выбирают уровень выполнения домашнего задания

Познавательные осуществлять анализ, обобщение информации.

Коммуникативные: Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Личностные: Формировать адекватную мотивацию учебной деятельности, понимать значение знаний для человека.


Литература.

1) Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006.Литература

2) Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. – М. Просвещение, 2010         

3) http://www.zavuch.info/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В РАМКАХ ФГОС

Изящество и красота  не могут быть отделены  от здоровья. Марк Туллий Цицерон...

Методические рекомендации "Развитие геометрических навыков учащихся на уроках математики в рамках ФГОС".

          Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих...

«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В РАМКАХ ФГОС.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствован...

Личный перспективный план по самообразованию.Тема: Внедрение ИКТ технологии в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики в рамках ФГОС.

Совершенствование качества  обучения и воспитания в школе напрямую зависит  от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование уч...

Современный урок математика в рамках ФГОС. Заседание методического объединения учителей математики.

Повестка дня:  1. О теоретических основах построения современного урока в соответствии с ФГОС.2. Рекомендации по построению  урока в соответствии с требованиями ФГОС.3. Схема анализа со...

Смысловое чтение и работа с текстом на уроках математики в рамках ФГОС

В настоящее время одной из актуальных учебных программ, предусмотренных новыми образовательными стандартами, является программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Данная програ...

статья « Смысловое чтение и работа с текстом на уроках математики в рамках ФГОС».

Развитие смыслового чтения и работа над текстом на уроках математики-залог успеха на ГИА....