Система работы с учебником на уроках биологии в рамках ФГОС
статья по биологии (5 класс) на тему
Учебник - неотъемлемая часть учебно-методического комплекта. Краткий обзор форм работы представлен в данной статье
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_s_uchebnikom_na_urokah_biologii_v_ramkah_fgos.docx | 20.77 КБ |
prezentatsiya_salova_ts.pptx | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Система работы с учебником на уроках биологии в рамках ФГОС
подготовила учитель биологии
МБОУ СОШ № 13
Салова Т.С.
Учебник — это книга,
не предназначенная для чтения.
Б. Шоу
В современной трактовке Федеральных Государственных Образовательных Стандартов нового поколения задача учителя - научить ребёнка самостоятельно добывать знания. (СЛАЙД)
Современный учебник биологии, соответствующий ФГОСам, обладает не только классическим текстовым компонентом, но и иллюстрациями, схемами, микрофотографиями, текстом для самых любознательных, графиками и диаграммами. Всё это в системном использовании способствует развитию самостоятельных навыков работы у обучающихся.
Доказательством этого является мой открытый урок в рамках Муниципального «Марафона открытых уроков». (СЛАЙД)
Урок бы проведен в 5 классе, на тему: «Среды жизни планеты Земля». Тема очень благодатная, интересная и актуальная. В 5 классе она изучается обзорно, у детей составляется представление о средах обитания, а более детальная проработка аспектов происходит на последующих годах обучения. Изучение данной темы помимо конкретных образовательных задач имеет целью дальнейшее развитие Универсальных Учебных Действий. Для этого помимо всех прочих форм работы я использовала работу с учебником.
Самая простая форма работы, но актуальная для 5 класса – это комментированное чтение. В тексте параграфа мы с ребятами нашли абзац, в котором дается характеристика водной среде. Один ребенок воспроизводил текст вслух, остальные внимательно слушали. Данному тексту соответствует рисунок, который нужно было рассмотреть в ходе чтения. Затем при помощи вопросов мы выяснили:
- каковы условия обитания в данной среде,
- какое количество кислорода, света, температурные условия
- какие живые организмы обитают в воде, т.е. привели примеры обитателей.
Сложность заключалась в том, что в тексте непосредственно на эти вопросы ответов нет. Имеется только косвенная информация, которая позволяет детям на основе прочитанного сделать выводы самостоятельно. Это, конечно, под силу не каждому современному ребенку.
Полученные в ходе такое работы знания мы использовали для заполнения сводной таблицы. (СЛАЙД)
Здесь, на мой взгляд, целесообразно использование метапредметных связей с математикой (СЛАЙД) (количество компонента среды – кислорода, света и т.д. – большое или малое, мы обозначали значками больше или меньше, что успешно было воспринято детьми и в свою очередь сэкономило время урока).
После этого логично усложнение в работе с книгой, поэтому теперь детям предлагается самостоятельно прочитать фрагмент текста, соответствующий определенной среде обитания, изучить иллюстрацию, и полученную информацию снова включить в таблицу. Но здесь уместно применить приём работы по рядам, когда первый ряд изучает особенности почвенной среды, второй – особенности наземно-воздушной среды, третий – характеризует организменную среду. Затем, мы вместе с ребятами озвучиваем полученные данные, где нужно - вносим коррективы. Так таблица заполняется у всех обучающихся. (СЛАЙД) Я считаю данную форму работу наиболее удачной, так как именно здесь и происходит развитие УУД:
- познавательных (умение ориентироваться в системе знаний (текст+ рисунок), добывать новые знания;
- регулятивные (планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение)
- коммуникативные ( умение оформлять свои мысли в устной и табличной форме; слушать и понимать речь других)
- и, конечно, личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности).
Далее, на этапе закрепления знаний учебник нам снова помогает. (СЛАЙД) В конце каждого параграфа предложены вопросы, которые помогут определить уровень усвоения знаний учащимися. Я использовала несколько вопросов учебника для диалога с несколькими учениками, и фронтальную проверку. В ней предполагалось наличие у каждого ученика карточек с названиями сред жизни. На экране выводились изображения обитателей разных сред, (СЛАЙД)детям нужно было поднять вверх карточку с названием соответствующей ему среды обитания. (СЛАЙД) (СЛАЙД)
Урок будет неполным, если по каким-то причинам не подведены итоги, когда сами ребята должны озвучить основные выводы по изучаемой теме. Это момент, который у многих может вызывать трудности. Здесь тоже можно обратиться к книге, так как каждый параграф содержит в конце выводы по теме. На моём уроке ребята справились с выводами самостоятельно, но в случае заминки, было запланировано обращение к учебнику.
(СЛАЙД)Домашнее задание задается и разъясняется по учебнику: чтение и пересказ п. 17, изучение иллюстраций.
Подводя итог, думаю, уместно сказать, что учебники очень нужны и, конечно, важны. Очевидно, что полная реализация ФГОС возможна только совместным применением ИКТ, творчества, исследовательской и самостоятельной работы, а также средствами учебников и др. Но не следует забывать, что именно книга
- развивает самостоятельность в добывании знаний;
- обеспечивают тесную связь между умственной и конкретной практической учебной деятельностью;
- приобщают учащихся к самообразованию.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Текст Иллюстрации Микрофотографии Диаграммы Схемы Графики Интересные факты
Тема урока: «Среды жизни на Земле»
Характеристика Водная Почвенная Наземно-воздушная Организменная Количество света Количество кислорода Количество воды Обитатели Среды жизни раки рыбы водоросли
Условные обозначения для заполнения таблицы: - мало - много - перепады
Характеристика Водная Почвенная Наземно-воздушная Организмен ная Количество света Количество кислорода Количество воды Обитатели Среды жизни раки, рыбы, водоросли черви, бактерии, личинки жуков корова, берёза, человек черви-паразиты, грибы-паразиты
Какие среды жизни существуют на Земле? Одинаковы ли среды жизни по условиям существования? Почему живые организмы обитают в строго определённой среде?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья и презентация по теме: "Требования к современному уроку биологии в рамках ФГОС второго поколения".
Статья информирует о вопросах современного преподавания биологии в рамках реализации ФГОС нового поколения....
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В РАМКАХ ФГОС ООО
Обучение должно строиться таким образом, чтобы логические операции вводились в определенной последовательности и частично накладывались др...
Активизация познавательной деятельности на уроках биологии в рамках ФГОС.
Активизация познавательной деятельности на уроках биологии в рамках ФГОС....
Смысловая работа с текстом на уроках биологии в условиях ФГОС
Вашему вниманию предлагается стать о работе с разными видами текста...
Смысловое чтение и работа с текстом на уроках математики в рамках ФГОС
В настоящее время одной из актуальных учебных программ, предусмотренных новыми образовательными стандартами, является программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Данная програ...
Работа с учебником на уроках биологии
Работа с учебником...
статья « Смысловое чтение и работа с текстом на уроках математики в рамках ФГОС».
Развитие смыслового чтения и работа над текстом на уроках математики-залог успеха на ГИА....