Система работы с учебником на уроках биологии в рамках ФГОС
статья по биологии (5 класс) на тему

Салова Татьяна Сергеевна

Учебник - неотъемлемая часть учебно-методического комплекта. Краткий обзор форм работы представлен в данной статье 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы с учебником на уроках биологии в рамках ФГОС

подготовила учитель биологии

МБОУ СОШ № 13

Салова Т.С.

Учебник  — это книга,

 не предназначенная для чтения.
                                      Б. Шоу

В современной трактовке Федеральных Государственных Образовательных Стандартов нового поколения задача учителя - научить ребёнка самостоятельно добывать знания. (СЛАЙД)

Современный учебник биологии, соответствующий ФГОСам, обладает не только классическим текстовым компонентом, но и иллюстрациями, схемами, микрофотографиями, текстом для самых любознательных, графиками и диаграммами.  Всё это в системном использовании способствует развитию самостоятельных навыков работы у обучающихся.

Доказательством этого является мой открытый урок в рамках Муниципального «Марафона открытых уроков». (СЛАЙД)

Урок бы проведен в 5 классе, на тему: «Среды жизни планеты Земля». Тема очень благодатная, интересная и актуальная. В 5 классе она изучается обзорно, у детей составляется представление о средах обитания, а более детальная проработка аспектов происходит на последующих годах обучения. Изучение данной темы помимо конкретных образовательных задач имеет целью дальнейшее развитие Универсальных Учебных Действий. Для этого  помимо всех прочих форм работы я использовала работу с учебником.

Самая простая форма работы, но актуальная для 5 класса – это комментированное чтение. В тексте параграфа мы с ребятами нашли абзац, в котором дается характеристика водной среде. Один ребенок воспроизводил текст вслух, остальные внимательно слушали. Данному тексту соответствует рисунок, который нужно было рассмотреть в ходе чтения. Затем при помощи вопросов мы выяснили:

  • каковы условия обитания в данной среде,
  • какое количество кислорода, света, температурные условия
  • какие живые организмы обитают в воде, т.е. привели примеры обитателей.

Сложность заключалась в том, что в тексте непосредственно на эти вопросы ответов нет. Имеется только косвенная информация, которая позволяет детям на основе прочитанного сделать выводы самостоятельно. Это, конечно, под силу не каждому современному ребенку.

Полученные в ходе такое работы знания мы использовали для заполнения сводной таблицы. (СЛАЙД)

 Здесь, на мой взгляд, целесообразно использование метапредметных связей с математикой (СЛАЙД) (количество компонента среды – кислорода, света и т.д. – большое или малое, мы обозначали  значками больше или меньше, что успешно было воспринято детьми и в свою очередь сэкономило время урока).

После этого логично усложнение в работе с книгой, поэтому теперь детям предлагается самостоятельно прочитать фрагмент текста, соответствующий определенной среде обитания, изучить иллюстрацию,  и полученную информацию снова включить в таблицу. Но здесь уместно применить приём работы по рядам, когда первый ряд изучает особенности почвенной среды, второй – особенности наземно-воздушной среды, третий – характеризует организменную среду. Затем, мы вместе с ребятами озвучиваем полученные данные, где нужно - вносим коррективы.   Так таблица заполняется у всех обучающихся. (СЛАЙД) Я считаю данную форму работу наиболее удачной, так как именно здесь и происходит развитие УУД:

  • познавательных (умение ориентироваться в системе знаний (текст+ рисунок), добывать новые знания;
  • регулятивные (планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение)
  • коммуникативные ( умение оформлять свои мысли в устной  и табличной форме; слушать и понимать речь других)
  • и, конечно, личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности).

Далее, на этапе закрепления знаний учебник нам снова помогает. (СЛАЙД) В конце каждого параграфа предложены вопросы, которые помогут определить уровень усвоения знаний учащимися. Я использовала несколько вопросов учебника для диалога с несколькими учениками, и фронтальную проверку. В ней предполагалось наличие у каждого ученика карточек с названиями сред жизни. На экране выводились изображения обитателей разных сред, (СЛАЙД)детям нужно было поднять вверх карточку с названием соответствующей ему среды обитания. (СЛАЙД) (СЛАЙД)

Урок будет неполным, если по каким-то причинам не подведены итоги, когда сами ребята должны озвучить основные выводы по изучаемой теме. Это момент, который у многих может вызывать трудности. Здесь тоже можно обратиться к книге, так как каждый параграф содержит в конце выводы по теме. На моём уроке ребята справились с выводами самостоятельно, но в случае заминки, было запланировано обращение к учебнику.

(СЛАЙД)Домашнее задание задается и разъясняется по учебнику: чтение и пересказ п. 17, изучение иллюстраций.

Подводя итог, думаю, уместно сказать, что учебники очень нужны и, конечно,  важны.  Очевидно, что полная реализация ФГОС возможна только  совместным применением ИКТ, творчества, исследовательской и  самостоятельной работы, а также средствами учебников и др. Но не следует забывать, что именно книга 

  • развивает самостоятельность в добывании знаний;
  • обеспечивают тесную связь между умственной и конкретной практической учебной деятельностью;
  • приобщают учащихся к самообразованию.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебник это книга, НЕ предназначенная для чтения Б. Шоу

Слайд 2

Текст Иллюстрации Микрофотографии Диаграммы Схемы Графики Интересные факты

Слайд 3

Тема урока: «Среды жизни на Земле»

Слайд 4

Характеристика Водная Почвенная Наземно-воздушная Организменная Количество света Количество кислорода Количество воды Обитатели Среды жизни раки рыбы водоросли

Слайд 5

Условные обозначения для заполнения таблицы: - мало - много - перепады

Слайд 6

Характеристика Водная Почвенная Наземно-воздушная Организмен ная Количество света Количество кислорода Количество воды Обитатели Среды жизни раки, рыбы, водоросли черви, бактерии, личинки жуков корова, берёза, человек черви-паразиты, грибы-паразиты

Слайд 7

Какие среды жизни существуют на Земле? Одинаковы ли среды жизни по условиям существования? Почему живые организмы обитают в строго определённой среде?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья и презентация по теме: "Требования к современному уроку биологии в рамках ФГОС второго поколения".

Статья информирует о вопросах современного преподавания биологии в рамках реализации ФГОС нового поколения....

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В РАМКАХ ФГОС ООО

               Обучение должно строиться таким образом, чтобы логические операции вводились в определенной последовательности и частично накладывались др...

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии в рамках ФГОС.

Активизация  познавательной деятельности на  уроках биологии в рамках ФГОС....

Смысловая работа с текстом на уроках биологии в условиях ФГОС

Вашему вниманию предлагается стать о работе с разными видами текста...

Смысловое чтение и работа с текстом на уроках математики в рамках ФГОС

В настоящее время одной из актуальных учебных программ, предусмотренных новыми образовательными стандартами, является программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Данная програ...

статья « Смысловое чтение и работа с текстом на уроках математики в рамках ФГОС».

Развитие смыслового чтения и работа над текстом на уроках математики-залог успеха на ГИА....