Представление опыта работы по составлению рабочей программы по технологии для 6 класса в рамках ФГОС.
рабочая программа по технологии (6 класс)

Данный материал является одним из вариантов составления современной рабочей программы по технологии для 6 класса. Программа разработана на основании принципов ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Утверждаю

Директор

_____________

Приказ № ___ от __________ г.

Программа рекомендована к работе педагогическим советом школы            

Протокол № 1  

                                                                                                                                 Программа обсуждена  на заседании ШМО учителей математики, физики,                                                                                                                             информатики и технологии                                                                                                                           Протокол № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По курсу «Технология» для 6 класса

Составитель программы учитель:

Савченко Вячеслав Александрович

Новокузнецк

2017 г

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного образования МБОУ «СОШ № 31», а также на основе следующих документов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ от 17.12.2010 года № 1897;
  2. Учебный план школы;
  3. УМК, авторский коллектив: Н.В. Матяш, Н.В. Синица, А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко;
  4. Закона РФ «Об образовании» от 08.11.2010 г. N 293-ФЗ;
  5. Авторской программы «Технология», 5-8 классы, Под ред. Симоненко В.Д., Синица Н.В., Тищенко А.Т.-М.: Вентана – Граф, 2013г.;
  6. ООП ООО МБОУ «СОШ № 31»;
  7. Устав МБОУ «СОШ № 31»;
  8. Положение о рабочей программе МБОУ «СОШ № 31».

Цели и задачи изучения предмета «Технология» в системе основного общего образования

Главная цель образовательной области «Технология» - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Данная цель может быть достигнута, если необходимое внимание будет уделено политехническому, экономическому и экологическому аспектам деятельности, ознакомлению с информационными и высокими технологиями, качественному выполнению работ и готовности к самообразованию, восстановлению и сохранению традиций семьи, национальных, региональных  и общечеловеческих ценностей.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

  1. Сформировать у учащегося качества творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности.
  2. Сформировать знания и умения по использованию средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги.
  3. Подготовить учащихся к осознанному профессиональному самоопределению.
  4. Сформировать творческое отношение к качественному осуществлению трудовой деятельности.
  5. Развивать разносторонние качества личности и способности к профессиональной адаптации в жизни:
  • сформировать политехнические знания экологической культуры;
  • прививать элементарные знания и умения по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
  • ознакомить с основами современного производства и сферы услуг;
  • развивать самостоятельность и способность учащегося решать творческие и изобретательские задачи;
  • обеспечивать учащихся возможностями самопознания, изучения мира профессий;
  • овладеть основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга; умением применять их при реализации собственной продукции;
  • развивать эстетический вкус и художественную инициативу.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

«ТЕХНОЛОГИЯ»

Обучение школьников технологии в 6 классе строится на основе освоения конкретных процессов преобразования  и использования различных материалов, информации, объектов природной и социальной среды.

Содержание рабочей программы предусматривает освоение учебного материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • распространенные технологии современного производства;
  • культура и эстетика труда;
  • получение, обработка и использование информации;
  • основы дизайна;
  • знакомство с миром профессий;
  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
  • методы творческой, проектной деятельности.

Главная идея рабочей программы – обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей обучающихся.

Все объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы они были максимально познавательными с точки зрения политехнического обучения, имели эстетическую привлекательность и давали представление о разных видах декоративно-прикладного творчества и их значении в жизни каждого человека.

Основная часть учебного времени (до 70%) отводиться на практическую работу. Для того чтобы эта деятельность обучала и развивала, очень важно добиваться усвоения алгоритма выполнения заданий.

Практические работы направлены на формирование у детей действий по изготовлению объектов труда на основе знаний, полученных в процессе теоретического обучения. Ведущими видами деятельности учащихся на уроках технологии являются упражнения, дизайн-анализ изделий и услуг.

Задача учителя состоит в том, чтобы вдохновить детей на работу, четко провести анализ образца (определение количества деталей, определения качества материала и его свойств, планирование работы).

На всех уроках разумно ставить перед учениками технические и творческие задачи, проблемные ситуации.

Основным методом обучения на уроках является проектный метод обучения.

  1. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

По учебному плану школы на ступени основного общего образования на изучение технологии в 6 классе выделено 2 часа в неделю (70 часов в год). Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ»

Изучение технологии в 6 классе основной школы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения программы предмета «Технология» за 6 класс являются:

  • проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
  • развитость трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
  • овладение установками, нормами и правилами научной организации
  • умственного и физического труда;
  • сформированность самооценки умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
  • осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
  • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.

В сфере личностных УУД будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника относительно учебной деятельности;
  • личностная мотивация учебной деятельности;
  • ориентация на моральные нормы поведения в обществе и их выполнение.

Метапредметными результатами изучения программы предмета «Технология» за 6 класс являются:

  • алгоритмизированное планирование учащимися процесса познавательно-трудовой деятельности;
  • сформированность навыков владения  необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и механизмов, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники;
  • сформированность умения применять в практической деятельности знаний, полученных при изучении основных наук;
  • сформированность навыков использования дополнительной информации при проектировании и создании объектов труда;
  • сформированность навыков поиска новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
  • сформированность навыков приведения примеров, подбора аргументов, формулирования выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения;    
  • сформированность навыков для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • сформированность навыков согласования и координации совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
  • сформированность навыков объективного оценивания вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
  • сформированность навыков оценивания своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
  • сформированность навыков соблюдения норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.

Предметными результатами программы «Технология» за 6 класс

являются:

в познавательной сфере:

  • сформированность навыков находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;
  • сформированность навыков чтения технических рисунков, эскизов, чертежей, схем и т.д.;
  • сформированность навыков осуществлять технологические процессы создания изделий из различных материалов.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов (18ч)

Теоретические сведения. Древесина как природный конструкционный материал, её строение, свойства и области применения. Пиломатериалы, их виды, области применения. Виды древесных материалов, свойства, области применения.

Понятия «изделие» и «деталь». Графическое изображение деталей и изделий. Графическая документация: технический рисунок, эскиз, чертёж. Линии и условные обозначения. Прямоугольные проекции па одну, две и три плоскости (виды чертежа).

Столярный верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины и древесных материалов.

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологический процесс, технологическая карта. Разметка заготовок из древесины. Виды контрольно-измерительных и разметочных инструментов, применяемых при изготовлении изделий из древесины.

Основные технологические операции ручной обработки древесины: пиление, строгание, сверление, зачистка деталей и изделий; контроль качества. Приспособления для ручной обработки древесины. Изготовление деталей различных геометрических форм ручными инструментами.

Сборка деталей изделия из древесины с помощью гвоздей, шурупов, саморезов и клея. Отделка деталей и изделий тонированием и лакированием.

Правила безопасного труда при работе ручными столярными инструментами.

Лабораторно-практические и практические работы.

  • Распознавание древесины и древесных материалов.
  • Чтение чертежа. Выполнение эскиза или технического рисунка детали из древесины.
  • Организация рабочего места для столярных работ.
  • Разработка последовательности изготовления деталей из древесины.
  • Разметка заготовок из древесины; способы применения контрольно-измерительных и разметочных инструментов.
  • Ознакомление с видами и рациональными приёмами работы ручными инструментами при пилении, строгании, сверлении, зачистке деталей и изделий. Защитная и декоративная отделка изделий.
  • Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам. Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей, шурупов (саморезов), клея. Выявление дефектов в детали и их устранение. Соблюдение правил безопасной работы при использовании ручных инструментов, приспособлений и оборудования. Уборка рабочего места.

2. Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов (6ч)

Теоретические сведения. Токарный станок для обработки древесины: устройство, назначение. Организация работ на токарном станке.Оснастка и инструменты для работы на токарном станке. Технология токарной обработки древесины. Контроль качества деталей.

Лабораторно-практические и практические работы.

Изучение устройства токарного станка для обработки древесины. Точение заготовок на токарном станке для обработки древесины  Применение контрольно-измерительных инструментов при выполнении токарных работ и др.

3. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов (18ч)

Теоретические сведения. Металлы и их сплавы, область применения. Чёрные и цветные металлы. Основные технологические свойства металлов. Способы обработки отливок из металла. Тонколистовой металл и проволока. Профессии, связанные с производством металлов.

Виды и свойства искусственных материалов. Назначение и область применения искусственных материалов. Особенности обработки искусственных материалов. Экологическая безопасность при обработке, применении и утилизации искусственных материалов.

Рабочее место для ручной обработки металлов. Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Инструменты и приспособления для ручной обработки металлов и искусственных материалов, их назначение и способы применения.

Графические изображения деталей из металлов и искусственных материалов. Применение ПК для разработки графической документации.

Технологии изготовления изделий из металлов и искусственных материалов ручными инструментами. Технологические карты.

Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: правка, разметка, резание, гибка, зачистка, сверление.  Особенности выполнения работ.  Основные сведения об имеющихся на промышленных предприятиях способах правки, резания, гибки, зачистки заготовок, получения отверстий в заготовках с помощью специального оборудования.

Основные технологические операции обработки искусственных материалов ручными инструментами.

Точность обработки и качество поверхности деталей. Контрольно-измерительные инструменты, применяемые при изготовлении деталей из металлов и искусственных материалов.

Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Соединение заклёпками. Соединение тонколистового металла фальцевым швом.

Способы отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов.

Профессии, связанные с ручной обработкой металлов.

Правила безопасного труда при ручной обработке металлов.

Лабораторно-практические и практические работы.

  • Ознакомление с образцами тонколистового металла и проволоки, исследование их свойств.
  • Ознакомление с видами и свойствами искусственных материалов.
  • Организация рабочего места для ручной обработки металлов. Ознакомление с устройством слесарного верстака и тисков. Соблюдение правил безопасного труда. Уборка рабочего места.
  • Чтение чертежей. Графическое изображение изделий из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов. Разработка графической документации с помощью ПК.
  • Разработка технологии изготовления деталей из металлов и искусственных материалов.
  • Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Инструменты и приспособления для правки.
  • Разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы. Отработка навыков работы с инструментами для слесарной разметки.
  • Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.
  • Зачистка деталей из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.
  • Гибка заготовок из тонколистового металла, проволоки. Отработка навыков работы с инструментами и приспособлениями для гибки.
  • Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов. Применение электрической (аккумуляторной) дрели для сверления отверстий.
  • Соединение деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.
  • Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.
  • Изготовление деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов по эскизам, чертежам и технологическим картам. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение.

4. Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов (2ч)

Теоретические сведения. Понятие о машинах и механизмах. Виды механизмов. Виды соединений. Простые и сложные детали. Профессии, связанные с обслуживанием машин и механизмов.

Сверлильный станок: назначение, устройство. Организация рабочего места для работы на сверлильном станке. Инструменты и приспособления для работы на сверлильном станке. Правила безопасного труда при работе на сверлильном станке.

Изготовление деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов по эскизам, чертежам и технологическим картам.

Лабораторно-практические и практические работы.

  • Ознакомление с механизмами, машинами, соединениями, деталями.
  • Ознакомление с устройством настольного сверлильного станка, с приспособлениями и инструментами для работы на станке.
  • Отработка навыков работы на сверлильном станке. Применение контрольно-измерительных инструментов при сверлильных работах.

 

5. Технологии художественно-прикладной обработки материалов (6ч)

Теоретические сведения. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов при работе с древесиной. Единство функционального назначения, формы и художественного оформления изделия.

Технологии художественно-прикладной обработки материалов. Выпиливание лобзиком. Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания. Организация рабочего места. Приёмы выполнения работ. Правила безопасного труда.

Технология выжигания по дереву. Материалы, инструменты и приспособления для выжигания. Организация рабочего места. 11риёмы выполнения работ. Правила безопасного труда.

Лабораторно-практические и практические работы.

  • Выпиливание изделий из древесины и искусственных материалов лобзиком, их отделка. Определение требований к создаваемому изделию.
  • Отделка изделий из древесины выжиганием. Разработка эскизов изделий и их декоративного оформления.
  • Изготовление изделий декоративно-прикладного творчества по эскизам и чертежам. Отделка и презентация изделий.

6 . «Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними» (2ч)

Теоретические сведения. Способы ухода за различными видами напольных покрытий, лакированной и мягкой мебели, их мелкий ремонт. Способы удаления пятен с обивки мебели.

Технологии ухода за одеждой: хранение, чистка и стирка одежды. Технологии ухода за обувью.

Профессии в сфере обслуживания и сервиса.

Лабораторно-практические и практические работы.

  • Выполнение мелкого ремонта одежды, чистки обуви, восстановление лакокрасочных покрытий на мебели. Удаление пятен с одежды и обивки мебели. Соблюдение правил безопасного труда и гигиены.
  • Изготовление полезных для дома вещей (из древесины и металла).

7. «Технологии ремонтно-отделочных работ» (4ч)

Теоретические сведения. Виды ремонтно-отделочных работ. Современные материалы для выполнения ремонтно-отделочных работ в жилых помещениях.

Технология оклейки помещений обоями. декоративное оформление интерьера. Назначение и виды обоев. Виды клеев для наклейки обоев.

 Лабораторно-практические и практические работы.

Разработка эскиза оформления стен декоративным элементами. Изучение видов обоев; подбор обоев по каталогам и образцам. Выбор обойного клея под вид обоев.

8. «Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и канализации» (4ч)

Теоретические сведения. Простейшее сантехническое оборудование в доме. Устройство водопроводных кранов и смесителей. Причины подтекания воды в водопроводных кранах и смесителях. Устранение простых неисправностей водопроводных кранов и смесителей.

Лабораторно-практические и практические работы.

Ознакомление с сантехническими инструментами и приспособлениями. Разборка и сборка кранов и смесителей.

9. «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» (10ч)

Исследовательская и созидательная деятельность

Теоретические сведения. Понятие творческого проекта. Порядок выбора темы проекта. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Формулирование требований к выбранному изделию.

Обоснование конструкции изделия. Методы поиска информации в книгах, журналах и сети Интернет. Этапы выполнения проекта (поисковый, технологический, заключительный).

Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки, вариантов отделки).

Подготовка графической и технологической документации. Расчёт стоимости материалов для изготовления изделия. Окончательный контроль и оценка проекта.

Портфолио (журнал достижений) как показатель работы учащегося за учебный год.

Способы проведения презентации проектов. Использование ПК при выполнении и презентации проекта.

Практические работы.

  • Обоснование выбора изделия на основе личных потребностей. Поиск необходимой информации использованием сети Интернет.
  • Выбор видов изделий. Определение состава деталей. Выполнение эскиза, модели изделия. Составление учебной инструкционной карты.
  • Изготовление деталей, сборка и отделка изделия. Оценка стоимости материалов для изготовления изделия. Подготовка пояснительной записки. Оформление проектных материалов. Презентация проекта.

Варианты творческих проектов из древесины и поделочных материалов:

  • предметы обихода и интерьера:
  • подставки для ручек и карандашей,
  • настольная полочка для дисков,
  • полочки для цветов,
  • подставки под горячую посуду,
  • разделочные доски,
  • подвеска для отрывного календаря,
  • домики для птиц, д
  • декоративные панно,
  • вешалки для одежды,
  • рамки для фотографий;
  • стульчик для отдыха на природе,
  • игрушки:
  • головоломки,
  • куклы,
  • модели автомобилей, судов и самолётов;
  • раздаточные материалы для учебных занятий и др.

Варианты творческих проектов из металлов и искусственных материалов: 

  • предметы обихода и интерьера:
  • ручки для дверей,
  • подставки для цветов,
  • декоративные подсвечники,
  • подставки под горячую посуду,
  • подставка для книг,
  • брелок,
  • декоративные цепочки,
  • номерок на дверь квартиры,
  • отвёртка,
  • подставка для паяльника,
  • коробки для мелких деталей,
  • головоломки, блесны
  • наглядные пособия и др.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ

ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

6 КЛАСС (МАЛЬЧИКИ, 70 ЧАСОВ)

Название раздела рабочей программы

Колич. часов

Характеристики видов действий

учащихся

1

Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов

18

Распознавать природные пороки древесины в заготовках. Читать сборочные чертежи. Определять последовательность сборки изделия по технологической документации. Изготовлять изделия из древесины с соединением брусков внакладку. Изготовлять детали, имеющие цилиндрическую и коническую форму. Осуществлять сборку изделий по технологической документации. Использовать ПК для подготовки графической документации. Соблюдать правила безопасного труда

2

Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов 

6

Управлять токарным станком для обработки древесины. Точить детали цилиндрической и конической формы на токарном станке. Применять контрольно-измерительные инструменты при выполнении токарных работ. Соблюдать правила безопасного труда при работе на станке

3

Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов

18

Распознавать виды материалов. Оценивать их технологические возможности. Разрабатывать чертежи и технологические карты изготовления изделий из сортового проката, в том числе с применением ПК. Отрабатывать навыки ручной слесарной обработки заготовок. Измерять размеры деталей с помощью штангенциркуля. Соблюдать правила безопасного труда

4

Технология машинной обработки металлов и искусственных материалов

2

Распознавать составные части машин. Знакомиться с механизмами (цепным, зубчатым, реечным), соединениями (шпоночными, шлицевыми). Определять передаточное отношение зубчатой передачи. Применять современные ручные технологические машины и механизмы при изготовлении изделий

5

Технологии художественно - прикладной обработки материалов

6

Разрабатывать  изделия с учётом назначения и эстетических свойств. Выбирать материалы и заготовки для резьбы по дереву. Осваивать приёмы выполнения основных операций ручными инструментами. Изготовлять изделия, содержащие художественную резьбу, по эскизам и чертежам. Представлять презентацию изделий. Соблюдать правила безопасного труда

6

Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними

2

Закреплять детали интерьера (настенные предметы: стенды, полочки, картины). Пробивать (сверлить) отверстия в стене, устанавливать крепёжные детали

7

Технологии ремонтно-отделочных работ

4

Проводить несложные ремонтные штукатурные работы. Работать инструментами для штукатурных работ. Разрабатывать эскизы оформления стен декоративными элементами. Изучать виды обоев, осуществлять подбор обоев по образцам. Выполнять упражнения по наклейке образцов обоев
(на лабораторном стенде)

8

Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и канализации

4

Знакомиться с сантехническими инструментами и приспособлениями. Изготовлять резиновые шайбы и прокладки к вентилям и кранам. Осуществлять разборку и сборку кранов и смесителей
(на лабораторном стенде). Заменять резиновые шайбы и уплотнительные кольца. Очищать аэратор смесителя

9

Исследовательская и созидательная деятельность  

10

Коллективно анализировать возможности изготовления изделий, предложенных учащимися
в качестве творческих проектов. Конструировать и проектировать детали с помощью ПК. Разрабатывать чертежи и технологические карты. Изготовлять детали и контролировать их размеры. Оценивать стоимость материалов для изготовления изделия. Разрабатывать варианты рекламы. Подготавливать пояснительную записку. Оформлять проектные материалы. Проводить презентацию проекта. Применять ПК при проектировании изделий

Итого

70

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название раздела, темы рабочей программы

Количество часов

Дата урока

Примечание

6 А

6 Б

6 В

6 Г

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов

1) Правила безопасного труда при работе ручными столярными инструментами.

2) Отходы древесины и их рациональное использование.

3) Профессии, связанные с производством древесины.

4) Свойства древесины: физические, механические.

5) Сушка древесины: естественная, искусственная.

6) Общие сведения о сборочных чертежах.

7) Графическое изображение соединений на чертежах.

8) Спецификация составных частей изделия.

9) Правила чтения сборочных чертежей.

10) Технологическая карта и её назначение.

11) Соединение брусков древесины: внакладку, с помощью шкантов.

12) Изготовление цилиндрических деталей ручным инструментом.

13) Изготовление конических деталей ручным инструментом.

14) Контроль качества изделий.

15)  Заготовка древесины, пороки древесины.

16) Изготовление изделий по эскизам и чертежам.

17) Отделка деталей и изделий окрашиванием.

18) Выявление дефектов в детали и их устранение.

18

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

19.

20.

21.

22.

23.

24.

2. Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов 

1) Токарный станок для обработки древесины: устройство, назначение.

2) Организация работ на токарном станке.

3) Оснастка и инструменты для работы на токарном станке.

4) Технология токарной обработки древесины.

5) Контроль качества изделий.

6) Графическая и технологическая документация для деталей, изготовленных на токарном станке.

6

1

1

1

1

1

1

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

3. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов

1) Металлы и их сплавы, область применения.

2) Свойства черных и цветных металлов.

3) Сортовой прокат, профили сортового проката.

4) Чертежи деталей из сортового проката.

5) Чтение сборочных чертежей.

6) Контрольно-измерительные инструменты.

7) Устройство штангенциркуля.

8) Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля;

9)Технологии изготовления изделий из сортового проката.

10) Технологические операции обработки металлов ручными инструментами.

11) Особенности резания слесарной ножовкой, опиливания заготовок напильниками.

12) Профессии, связанные с ручной обработкой металлов.

13) Разработка технологической карты изготовления изделия.

14) Резание металла слесарной ножовкой.

15) Резание пластмассы слесарной ножовкой.

16) Рубка металла в тисках.

17) Рубка металла на плите.

18) Отделка поверхностей изделий.

18

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

43.

44.

4. Технология машинной обработки металлов и искусственных материалов

1) Элементы машиноведения.

2) Составные части машин.

2

1

1

45.

46.

47.

48.

49.

50.

5. Технологии художественно - прикладной обработки материалов

1) Правила безопасного труда при выполнении художественной обработки древесины.

2) Традиционные виды декоративно-прикладного творчества.

3) История художественной обработки древесины.

4) Резьба по дереву.

5) Выбор материалов и заготовок для резьбы по дереву.

6) Освоение приемов выполнения основных операций.

6

1

1

1

1

1

1

51.

52.

6. Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними

1) Интерьер жилого помещения.

2) Пробивание отверстий в стене.

2

1

1

53.

54.

55.

56.

7. Технологии ремонтно-отделочных работ

1) Виды ремонтно-отделочных работ.

2) Технология оклейки помещений обоями.

3) Виды клеев для наклейки обоев.

4) Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных работ.

4

1

1

1

1

57.

58.

59.

60.

8. Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и канализации

1) Простейшее сантехническое оборудование в доме.

2) Устройство водопроводных кранов и смесителей.

3) Устранение простых неисправностей.

4) Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических работ.

4

1

1

1

1

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.

69.

70.

9. Исследовательская и созидательная деятельность  

1) Творческий проект.

2) Правила безопасного труда при выполнении творческих проектов.

3) Понятие о техническом задании.

4) Этапы проектирования и конструирования.

5) Технические и технологические задачи при проектировании.

6) Цена изделия как товара.

7) Основные виды проектной документации.

8) Разработка чертежей и технологических карт.

9) Сборка и отделка изделия.

10) Защита проекта.

10

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

ИТОГО

70

  1. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО

И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебно-методическое обеспечение

  1. Технология. Индустриальные технологи: 6 класс: учебное пособие /  В.Д. Симоненко – М.: «Вентана- Граф», 2013.
  2. Технология: программа: 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 144 с.

Материально-техническое обеспечение

  1. Станки и оборудование: 20 верстаков (10 по древесине, 10 по металлу); 3 токарных станка по древесине; 2 токарно-винторезных станка по металлу; 2 сверлильных станка; 1 горизонтально-фрезерный станок; 1 заточной станок; электродрель; электролобзик; электрорубанок.
  2. Ручные инструменты для обработки металла и древесины: 10 рубанков; 7 ножовок по древесине; 2 ножовки по металлу; 8 лобзиков; 20 напильников; 2 коловорота; 6 зубил; 5 стамесок; 8 молотков; набор отверток; набор сверил и токарных резцов.
  3. Разметочные и контрольно-измерительные инструменты: 7 слесарных линеек; 5 угольников; 3 штангенциркуля; 1 циркуль; набор карандашей.
  4. Материалы: древесина (доска обрезная, горбыль); фанера; ДСП; тонколистовой металл; проволока; сортовой прокат.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ» В 6 КЛАССЕ

Обучение в 6 классе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. В результате прохождения в 6 классе курса «технология» каждый ученик получит возможность научиться самостоятельно, формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

В результате обучения ученик получит возможность научиться: 

  • способам формирования потребительской стоимости продукта труда; технологиям дизайна и проекта;
  • информационными технологиями в производстве и сфере услуг;
  • функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда; себестоимостью продукции;
  • понятию о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда; культурой труда; технологической дисциплиной;
  • применять технологические свойства материалов.

овладеет:

  • навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
  • навыками чтения и составления технологической документации, моделирования, конструирования, проектирование объекта труда и технологии с использованием компьютера;
  • умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;
  • навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда, навыками организации рабочего места;
  • трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, информации, необходимых для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
  • навыками использования распространённых ручных инструментов и приборов, культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

ученик получит возможность научиться выполнять следующие трудовые операции и работы:

  • рационально организовывать рабочее место;
  • выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
  • конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
  • разрабатывать творческий проект или получать продукт труда с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
  • планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
  • распределять работу при коллективной деятельности;
  • развивать творческие способности в творческой деятельности;
  • получать сведения из разнообразных источников информации;
  • изготавливать декоративно-прикладные изделия для оформления интерьера;
  • контролировать качество выполняемых работ, находить и устранять допущенные дефекты;
  • выполнять безопасные приемы труда и правила электробезопасности, санитарии и гигиены;
  • оценивать затраты, необходимые для создания объекта или услуги.

ученик получит возможность научиться использовать следующие приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
  • организация индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
  • изготовления или ремонта изделий из различных материалов;
  • создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;
  • изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
  • контроля качества выполняемых работ с применением измерительных контрольных и разметочных инструментов;
  • обеспечения безопасности труда;
  • оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги.

Критерии оценки учебной деятельности по технологии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала точность использования  терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Исходя из поставленных целей учитывается:

  • Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.
  • Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.
  • Самостоятельность ответа
  • Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

№ п/п

Оценка

Знание учебного материала

Точность обработки изделия

Норма времени выполнения

Правильность выполнения трудовых приемов

Организация рабочего времени

Соблюдение правил дисциплины и т/б

1.

«5»

Ответы отличаются глубокими знанием учебного материала, свидетельствуют о способности самостоятельно находить причинно-следственные зависимости и связь с практикой

Точность размеров изделия лежит в пределах 1/3 допуска

Норма времени меньше или равна установленной

Абсолютная правильность выполнения трудовых операций

Учащийся показал грамотное соблюдение правил организации рабочего места

Нарушений дисциплины и правил т/б в процессе занятия учителем замечено не было

2.

«4»

В ответах допускаются незначительные неточности, учащиеся почти самостоятельно находят причинно-следственные зависимости в учебном материале, связи его с практикой

Точность размеров изделия лежит в пределах ½  поля допуска

Норма времени превышает установленного на 10-15 %

Имеют место отдельные случаи неправильного выполнения трудовых приемов, которые после замечания учителя не повторяются

Имели место отдельные случаи нарушения правил организации рабочего места, которое после замечания учителя не повторяются

Имели место отдельные случаи нарушения дисциплины и т/б, которые после замечания учителя не повторяются

3.

«3»

В ответах допускаются неточности, исправляемые только с помощью учителя, учащиеся не могут сами выделить в учебном материале причинно-следственные связи, связать его с практикой

Точность размеров изделия лежит в пределах поля допуска

Норма времени превышает установленную на 20% и более

Имеют место случаи неправильного выполнения трудовых приемов, часть из которых после замечания учителя повторяются снова

Имели место случаи неправильной организации рабочего места, которые после замечания учителя повторяются снова

Имели место нарушения  дисциплины и правил т/б, которые после замечания учителя повторялись снова

4.

«2»

Ответы свидетельствуют о значительном незнании учебного материала, учащийся не может без учителя найти в нем причинно-следственные связи, относящиеся к классу простейших

Точность изделия выходит за пределы поля допуска

Точность изделия выходит за пределы поля допуска

Почти все трудовые приемы выполняются неверно и не исправляются после замечания

Почти весь урок наблюдались  нарушения правил организации рабочего места

Имели место многократные случаи нарушения правил т/б и дисциплины

5.

«1»

Учащийся абсолютно не знает учебный материал, отказывается от ответа

Учащийся допустил неисправимый брак

Учащийся отказался от выполнения, так и не смог к нему приступить

Учащийся совершенно не владеет трудовыми приемами

Полное незнание правил организации рабочего места

Имели место нарушения дисциплины и т/б, повлекшие за собой травматизм

Оценка практических работ

Отметка «5» ставиться, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно,          тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.

Отметка «4» ставиться, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.

Отметка «3»  ставиться, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места.

Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.

Приемы труда

Отметка «5» ставиться, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «4» ставиться, если приемы выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было на рушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «3»  ставиться, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «2» ставится, если неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме учащегося или поломке инструмента (оборудования).

Качество изделий (работы)

Отметка «5» ставиться, если изделие выполнено точно по чертежу; все размеры выдержаны; отделка выполнена в соответствии с требованиями инструкционной карты или по образцу.

Отметка «4» ставиться, если изделие  выполнено по чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого.

Отметка «3»  ставиться, если изделие  выполнено по чертежу с небольшими отклонениями; качество отделки удовлетворительное.

Отметка «2» ставится, если изделие  выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует образцу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия.

Норма времени (выработки)

Отметка «5» ставиться, если задание выполнено в полном объеме и в установленный срок.

Отметка «4» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 10%.

Отметка «3»  ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 25%.

Отметка «2» ставится, если на выполнение работы затрачено времени против нормы больше чем на 25%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 1-4 классов в рамках ФГОС НОО

Рабочая программа для 1-4 классов в рамках ФГОС НОО...

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по технологии 8 класс девочки по ФГОС

Рабочая программа по технологии для девочек 8 класса по ФГОС...

Обобщение опыта работы по составлению рабочей программы по внеурочной деятельности.

Данный материал является примером составления рабочесй программы по внеурочной деятельности в рамках ФГОС....

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребёнка, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признаниесамоценности творческого раз...