Календарно-тематическое планирование курса обществознания в 10 классе (профильный уровень).
календарно-тематическое планирование по обществознанию (10 класс) на тему
Универсальное планирование с пояснительной запиской, нормвтивными документами,требованиями ЗУН,тематическим планированием.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ В 10 КЛАССЕ
(профильный уровень)
Пояснительная записка
по обществознанию
(профильный уровень)
10 класс
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (основное общее образование;
- Федеральной примерной программы основного общего образования по обществознанию, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013 учебный год
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- В соответствии с методическим письмом Мо и Н РТ №7831/9 от 16 октября 2009.
- Базисного учебного плана ГБОУ «СОШ №797 на 2013-2014 учебный год
- Положения образовательного учреждения «О рабочих программах»
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Программа рассчитана на 105 учебных часов, из расчета 3 час в неделю.
Цели и задачи курса обществознания в средней школе.
Цели
Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Цели курса вносит существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества и школы:
- содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;
- формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
- воспитание гражданственности и любви к Родине;
- создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;
- выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;
- интеграция личности в систему национальных и мировой культур;
- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;
- помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;
- ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Основные цели курса определены, исходя из современных требований к гуманитарному образованию учащихся полной средней школы:
- способствовать формированию гражданско-правового мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
- передать учащимся сумму систематических знаний по обществознанию, обладание которыми поможет им свободно ориентироваться в современном мире;
- формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;
- развить у школьника словесно – логическое и образное мышление;
- способствовать формированию гражданско-правовой грамотности.
- помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях;- помочь выработать собственную жизненную позицию;
В основу содержания курса положены следующие принципы:
• соответствие требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе концепции модернизации образования;
• структурирование заданий учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности;
• формирование у учащихся умения работать с различными источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности общественных явлений.
Количество часов в неделю - 3
Количество часов в год - 105
за 1 четверть –
за 2 четверть –
за 3 четверть –
за 4 четверть –
Самостоятельные работы -
Содержательная и практическая части программы выполняться за счет уплотнения материала
Содержание программы
по обществознанию
10 класс
(профильный уровень)
№ | Название темы | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (23 часа) | Естественно-научные и социально-гуманитарные знания | 1 час |
2 | Классификация социально-гуманитарных наук | 1 час | |
3 | Философия как общественная наука. | 1 час | |
4 | Воззрения древневосточных мыслителей на мир и место человека в нем | 1 час | |
5 | Античные философы об обществе и государстве | 1 час | |
6 | Моральная философия эпохи Средневековья | 1 час | |
7 | Социально - философские идеи Нового времени | 1 час | |
8 | Теория общественного договора | 1 час | |
9 | Философы-просветители о человеке, обществе и прогрессе. | 1 час | |
10 | Экономические воззрения А. Смита | 1 час | |
11 | Идеи гражданского общества и правового государства в трудах И. Канта и Г. Гегеля | 1 час | |
12 | Социалисты - утописты об идеальном общественном устройстве. | 1 час | |
13 | Зарождение социологии как отрасли научного знания | 1 час | |
14 | Марксистское учение об обществе | 1 час | |
15 | Идеи технократизма в социальной философии Запада | 1 час | |
16 | М. Вебер о специфике социального познания | 1 час | |
17 | Проблема свободы и ответственности человека в философии экзистенционализма | 1 час | |
18 | Русская социально-философская мысль | 1 час | |
19 | Образ истории в русской философии XIX – начала ХХ века | 1 час | |
20 | Общественные потребности и мир профессий. | 1 час | |
21 | Мотивы выбора профессии. | 1 час | |
22 | Особенности профессий социально-гуманитарного профиля. | 1 час | |
23 | Зачет по теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность» | 1 час | |
24 | Общество и человек (20 часов) | Наука о происхождении человека. Становление общества. | 1 час |
25 | Человечество как результат биологической и социокультурной революции. | 1 час | |
26 | Человек - биосоциальная система. | 1 час | |
27 | Мышление и деятельность. Мышление и язык. | 1 час | |
28 | Общество и социум. Уровни социально-философского анализа общества. | 1 час | |
29 | Общественные отношения. | 1 час | |
30 | Системное строение общества. Сферы общественной жизни как подсистемы общества. | 1 час | |
31 | Изменчивость и стабильность. | 1 час | |
32 | Традиционное общество. | 1 час | |
33 | Становление индустриального общества. Индустриальное общество как техногенная цивилизация. | 1 час | |
34 | Современное общество в зеркале цивилизационного опыта. Восток и Запад в диалоге культур. | 1 час | |
35 | Теория локальных цивилизаций. Теория общественно-экономических формаций. | 1 час | |
36 | Теория постиндустриального общества. Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия. | 1 час | |
37 | Типы социальной динамики. Факторы изменения социума. | 1 час | |
38 | Участники исторического процесса. | 1 час | |
39 | Прогресс и регресс. Противоречивость прогресса. | 1 час | |
40 | Критерии прогресса. Многообразие путей и форм общественного развития. | 1 час | |
41 | Свобода как познанная необходимость. | 1 час | |
42 | «Свобода от» или «свобода для». Свободное общество. | 1 час | |
43 | Зачет по теме «Общество и человек» | 1 час | |
44 | Деятельность как способ существования людей (10 часов) | Сущность и структура деятельности. Потребности и интересы. | 1 час |
45 | Многообразие видов деятельности. Творческая деятельность. | 1 час | |
46 | Создание и освоение ценностей. | 1 час | |
47 | Духовная жизнь общества. | 1 час | |
48 | Труд как вид человеческой деятельности. | 1 час | |
49 | Человеческий фактор производства. Социальное партнерство. | 1 час | |
50 | Политика как деятельность. | 1 час | |
51 | Власть и властная деятельность. | 1 час | |
52 | Легитимность власти. | 1 час | |
53 | Зачет по теме «Деятельность как способ существования людей» | 1 час | |
54 | Сознание и познание (18 часов) | Бытие и познание. Познание как деятельность. | 1 час |
55 | Чувственное познание: его возможности и границы. | 1 час | |
56 | Сущность и формы рационального познания. | 1 час | |
57 | Свойства и критерии истины | 1 час | |
58 | Виды истины | 1 час | |
59 | Истина и заблуждение. | 1 час | |
60 | Миф и познание мира. | 1 час | |
61 | Народная мудрость и здравый смысл. | 1 час | |
62 | Познание средствами искусства. | 1 час | |
63 | Особенности и уровни научного познания. Методы научного познания. | 1 час | |
64 | Дифференциация и интеграция научного знания. | 1 час | |
65 | Основные принципы научного социального познания. | 1 час | |
66 | Виды социальных знаний. Проблемы социальных наук и гуманитарных знаний. | 1 час | |
67 | Сознание индивидуальное и общественное. | 1 час | |
68 | Теоретическое и обыденное сознание. | 1 час | |
69 | Самосознание и самопознание. Роль самооценки в формировании личности. | 1 час | |
70 | Развитие самопознания и формирование личности. | 1 час | |
71 | Зачет по теме «Сознание и познание» | 1 час | |
72 | Личность. Межличностные отношения (32 часа) | Понятие «личность». | 1 час |
73 | Индивид и индивидуальность. | 1 час | |
74 | Структура личности. | 1 час | |
75 | Периодизация развития личности. | 1 час | |
76 | Возраст и становление внутреннего мира. | 1 час | |
77 | Социальное поведение. Структура направленности личности. | 1 час | |
78 | Жизненные цели. Социальные установки. | 1 час | |
79 | Коммуникация, или общение. Средства общения. | 1 час | |
80 | Невербальное общение. | 1 час | |
81 | Особенности общения в современном мире. | 1 час | |
82 | Две стороны взаимодействия. | 1 час | |
83 | Стратегия взаимодействия в процессе общения. | 1 час | |
84 | Общение в юношеском возрасте. | 1 час | |
85 | Общение как понимание | 1 час | |
86 | Как происходит восприятие. | 1 час | |
87 | Стереотипы и «эффекты восприятия». | 1 час | |
88 | Малые группы. Классификация малых групп. | 1 час | |
89 | Референтные группы. Интеграция в группах разного уровня развития. | 1 час | |
90 | Межличностная совместимость. | 1 час | |
91 | Групповая сплоченность. | 1 час | |
92 | Конформность. | 1 час | |
93 | Положение личности в группе. | 1 час | |
94 | Лидерские роли, стили лидерства. Взаимоотношения в ученических коллективах. | 1 час | |
95 | Особенности семьи как малой группы. | 1 час | |
96 | Психология семейных отношений. | 1 час | |
97 | Тендерное поведение. Воспитание в семье. | 1 час | |
98 | Неформальные молодежные группы. Криминализация в асоциальных группах. | 1 час | |
99 | Антисоциальная субкультура. Опасность криминальных групп. | 1 час | |
100 | Структура и динамика межличностного конфликта. | 1 час | |
101 | Поведение личности в конфликте. | 1 час | |
102 | Как успешно разрешать конфликты? | 1 час | |
103 | Зачет по теме «Личность. Межличностные отношения» | 1 час | |
104 | Резервный час (2 часа) | Резервный час | 1 час |
105 | Резервный час | 1 час |
График самостоятельных работ
№ самостоятельной работы | Раздел | Продолжительность контрольной работы | Дата |
№ 1 | Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность | 1 час | |
№ 2 | Общество и человек | 1 час | |
№ 3 | Деятельность как способ существования людей | 1 час | |
№ 4 | Сознание и познание | 1 час | 1 час |
№ 5 | Личность. Межличностные отношения. | 1 час |
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания;
уметь
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной > в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма,
аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
• систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения
морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением
Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов
— использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
— исследование реальных связей и зависимостей;
— умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
— объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
— отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
— передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
— перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
— выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
— уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
— владение навыками редактирования текста;
— самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
— участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
— формулирование полученных результатов;
— создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
— пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
— владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
Социальные науки, их классификация. Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Профессиональные образовательные учреждения. Основные профессии социально-гуманитар-ного профиля.
ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ
Место философии в системе обществознания. Философия и наука[1].
Сущность человека как проблема философии. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Понятие информации. Мышление и деятельность. Понятие культуры. Многообразие и диалог культур. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности.
Виды и уровни человеческих знаний. Теоретическое и обыденное сознание. Мировоззрение, его виды и формы. Мифологическое и рационально-логическое знание. Религия. Мораль. Нравственная культура. Право. Искусство.
Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Наука, основные особенности методологии научного мышления. Понятие научной истины, ее критерии. Относительность истины. Дифференциация и интеграция научного знания. Особенности социального познания.
Социум как особенная часть мира. Факторы изменения социума. Типология обществ. Системное строение общества. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Формации и цивилизации. Процессы глобализации и становление единого человечества.
Духовная жизнь людей. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и его роль в развитии личности.
Социальная и личностная значимость образования. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.
ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Социальная психология как наука.
Общение как обмен информацией. Особенности общения в информационном обществе. Общение как межличностное взаимодействие. Конформность, нонконформность, самоопределение личности. Общение как взаимопонимание. Идентификация в межличностном общении. Конфликт. Общение в юношеском возрасте.
Индивид, индивидуальность, личность. Периодизация развития личности. Направленность личности. Социальная установка. Ролевое поведение. Гендерное поведение.
Межличностные отношения в группах. Этнические и религиозные взаимоотношения. Группы условные. Референтная группа. Интеграция в группах разного уровня развития. Групповая сплоченность. Антисоциальные группы. Особая опасность криминальных групп. Межличностная совместимость. Дружеские отношения. Групповая дифференциация. Стиль лидерства. Взаимоотношения в ученических группах.
Психология семейных взаимоотношений. Воспитание в семье.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Элемент содержания | Требования к уровню подготовки | Характеристика учебной деятельности | Вид контроля, измерите-ли | Дата фактич. | Дата по плану | |||
Тема 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность 23 час | |||||||||||
1 | Естественно-научные и социально-гуманитарные знания | 1 час | Естественно-научные и социально-гуманитарные знания. Классификация социально-гуманитарных наук. Социология, политология, социальная психология как общественные науки. Специфика философского знания. Понятия: общественные науки, социально-гуманитарное знание, философия, плюрализм, умозрительная деятельность Истории развития философии, из практики работы социолога, психолога, политолога | Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «общественные науки», «социально-гуманитарное знание», «социология как наука», «политология как наука», «социальная психология как наука», «философия», «предмет науки», «философский плюрализм», «умозрительная деятельность»; показать особенности различных общественных наук, отличия общественных наук от естественных наук; ознакомить с классификацией социально-гуманитарных наук; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, участвовать в дискуссии, работать с документами; способствовать выработке собственной гражданской позиции Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. | Вводная лекция | Устный опрос | 1.09 | ||||
2 | Классификация социально-гуманитарных наук | 1 час | Практикум | Устный опрос | 5.09 | ||||||
3 | Философия как общественная наука. | 1 час | Проблемная беседа. Дискуссия | Устный опрос (индивидуально- письменные упражнения | 6.09 | ||||||
4 | Воззрения древневосточных мыслителей на мир и место человека в нем | 1 час | Мифологическое сознание древнего человека. Архаические представления о мире. Что такое миф? Особенности мифологичес-кого сознания, его основные черты, отличия от религиозного и философского. Типология и функции мифа. Представления о происхождении мира у разных народов древности (в Древнем Египте, Шумере, Китае, Иудее). Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира. Философия Упанишад: мир богов и людей, учение о переселении души, карме, определяющей судьбу человека. Основные положения буддизма. Китайская мифология. Различные объяснения происхождения мира, природы. Даосизм. Конфуцианство– система взглядов на человека и общество, «восьмеричный путь» в буддизме. Греческая мифология. Возникновение философской мысли в Древней Греции (теория Пифагора). Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества. Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Ксенофан, Парменид, Зенон, Демокрит, Сократ. Философские учения софистов (Протагор, Горгий, Продик) и Сократ. Платон и Аристотель об устройстве общества. Понятия: миф, мифологическое сознание, даосизм, буддизм, конфуцианство, веды, реинкарнация, йога, дао, логос | Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «миф», «мифологическое сознание», «даосизм», «буддизм», «конфуцианство», «Веда», «реинкарнация», «йога», «дао», «логос»; ознакомить с особенностями мифологического сознания людей древности; развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос | 8.09 | ||||
5 | Античные философы об обществе и государстве | 1 час | Проблемная беседа. Дискуссия | Устный опрос | 12.09 | ||||||
6 | Моральная философия эпохи Средневековья | 1 час | Лекция с элементами проблемной беседы | Проверочная работа | 13.09 | ||||||
7 | Социально - философские идеи Нового времени | 1 час | Кризис средневековых представ-лений о человеке и обществе. Ш. Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо о сущности общества и его устрой-стве, общественном договоре. Проблема равенства у Ф. М. А. Вольтера и Ж.-Ж. Руссо. Идея естественного догосударст-венного состояния общества в трудах Т. Гоббса и Дж. Локка. Взгляды Б. Спинозы на общество, государство, свободу. Взгляды на идеальное общество предшественников утопического социализма Т. Мора и Т. Кампа-неллы (XVI в.). Проекты справед-ливого устройства общества А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Трудовая теория стоимости А. Смита. Закон народонаследия Т. Мальтуса. Становление социологии как науки: О. Конт, Г. Спенсер. Социологические теории. Абсолютизация государства Г. Гегелем. «Философия права». Различие между гражданским обществом и государством. Диалектический метод Гегеля. К. Маркс, Ф Энгельс – осново-положники нового философского мировоззрения. Предпосылки возникновения марксизма. Исторический материализм. Марксизм как альтернатива запад-ному пути развития общества. Понятия: гуманизм, разделение властей, социалистический идеал, технократизм, экзистенциализм, социальная статика, социальная динамика | Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «гуманизм», «разделение властей», «социалистический идеал», «технократизм», «экзистенциализм», «социальная статика», «социальная динамика»; ознакомить со средневековыми представлениями о человеке и обществе и взглядами на общество и человека в Новое и Новейшее время; развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. | Тест с разноуровневыми заданиями | Тестовый контроль | 15.09 | ||||
8 | Теория общественного договора | 1 час | Проблемная беседа. Дискуссия | Устный опрос | 19.09 | ||||||
9 | Философы-просветители о человеке, обществе и прогрессе. | 1 час | Работа с текстом | Устный опрос | 20.09 | ||||||
10 | Экономические воззрения А. Смита | 1 час | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос | 22.09 | ||||||
11 | Идеи гражданского общества и правового государства в трудах И. Канта и Г. Гегеля | 1 час | Лекция с элементами проблемной беседы | Тест | 26.09 | ||||||
12 | Русская философская мысль XI – XVIII века | 1 час | . Ф. Прокопович, В. Н. Татищев, А. Кантемир, М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев. Философские искания XIX в. Цивилизационный путь России. Понятия: цивилизационный подход, культурный раскол, цивилизация догоняющего типа, всеединство, деизм, культурный тип | Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «цивилизаци-онный подход», «культурный раскол», «цивилизация догоняющего типа», «всеединство», «деизм», «культурный тип»; ознакомить с характеристикой общественной мысли России; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, работать с документами; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение | Тест с разноуровневыми заданиями Работа с учебником и документами | Тестовый контроль | 27.09 | ||||
13 | Зарождение социологии как отрасли научного знания | 1 час | Проблемная беседа. Дискуссия | Устный опрос | 29.09 | ||||||
14 | Философские искания XIX века | 1 час | Работа с текстом | Устный опрос (индивидуально- письменные упражнения | 3.10 | ||||||
15 | Марксистское учение об обществе | 1 час | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос | 4.10 | ||||||
16 | Идеи технократизма в социальной философии Запада | 1 час | Практикум | Устный опрос | 6.10 | ||||||
17 | М. Вебер о специфике социального познания | 1 час | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос | 10.10 | ||||||
18 | Проблема свободы и ответственности человека в философии экзистенционализма | 1 час | Проблемная беседа. Дискуссия | Практические задания, ответы на вопросы | 11.10 | ||||||
19 | Цивилизационный путь России: продолжение споров | 1 час | Проблемная беседа. Дискуссия | Проверочная работа | 13.10 | ||||||
20 | Общественные потребности и мир профессий. | 1 час | Общественные потребности и мир профессий. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда. Мотивы выбора профессии. Особенности профессий социально-гуманитарной направленности. Профессии: политолог, социолог, психолог, преподаватель, социальный педагог | Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «профессия», «должность», «профессия социально-гуманитарного профиля», «профессиограмма»; ознакомить с особенностями профессиональной деятельности в сфере социально-гуманитарного профиля; выяснить и обсудить потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля; охарактеризовать и проанализировать основные профессии социально-гуманитарного профиля; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. | Тест с разноуровневыми заданиями | Тестовый контроль | 17.10 | ||||
21 | Мотивы выбора профессии. | 1 час | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос | 18.10 | ||||||
22 | Особенности профессий социально-гуманитарного профиля. | 1 час | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос (индивидуально- письменные упражнения | 20.10 | ||||||
23 | Зачет по теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность» | 1 час | Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме | Письменная работа | Зачет | 24 | |||||
Тема 2. Общество и человек 20 часов | |||||||||||
24 | Наука о происхождении человека. Становление общества. | 1 час | Наука о происхождении человека. Становление общества. Понятие об обществе. Необходимость изучения общества. Сведения о научных отраслях, изучающих человека и общество. Науки об обществе. Общество как сложная и динамическая система. Человечество как результат биологической и социокультурной революции. Становление культуры – неотъемлемая часть становления человека и человечества. Современные теории происхождения человека, нетради-ционный взгляд на проблему зарождение человека Понятии: человечество, антропогенез, социогенез, антропосоциогенез, исторический тип, культура | Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «человечество», «антропогенез», «социальная память», «гоминиды», «социогенез», «антропосоциогенез», «тотем», «исторический тип», «культура»; ознакомить с теориями происхождения человека и становления общества, объяснить особенности человечества как результата биологической и социальной эволюции; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. | Работа с текстом | Устный опрос (индивидуально- письменные упражнения | 25.10 | ||||
25 | Человечество как результат биологической и социокультурной революции. | 1 час | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос | 27.10 | ||||||
26 | Человек - биосоциальная система. | 1 час | Великая тайна – человек. Человек – биосоциальная система. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Мышление и язык. Анализировать общество как форму совместной жизнидеятельности людей Понятия: человек, субъект, деятельность, мышление, философская антропология, субъективность, философия жизни | Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «человек», «субъект», «деятельность», «мышление», «язык», «философская антропология», «субъектность», «философия жизни»; ознакомить с социальной сущностью деятельности человека; выяснить роль и значение мышления в жизни человека; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; участвовать в дискуссии, работать с документами; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. | Практикум | Устный опрос | 31.10 | ||||
27 | Мышление и деятельность. Мышление и язык. | 1 час | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос | 1.11 | ||||||
28 | Общество и социум. Уровни социально-философского анализа общества. | 1 час | Что отличает общество от социума. Уровни социально-философского анализа общества. Общество и природа. «Вторая природа» человека. Общественные отношения. Понятия: общество, социум, общественные отношения, культура, закономерности общественного развития, законы, тенденции, природа | Цель и задачи: объяснить понятия и термины: «общество», «социум», «общественные отношения», «культура», «закономерности общественного развития», «законы», «тенденции», «природа»; познакомить с социальными взаимодействиями и общественными отношения, проанализировать общество как форму совместной жизнедеятельности людей; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. | Тест с разноуровневыми заданиями | Тестовый контроль | 3.11 | ||||
29 | Общественные отношения. | 1 час | Проблемная беседа. Дискуссия | Устный опрос | 14.11 | ||||||
30 | Системное строение общества. Сферы общественной жизни как подсистемы общества. | 1 час | Системный подход к обществу. Системное строение общества. Сферы общественной жизни как подсистемы общества. Изменчивость т стабильность. Понятия: «общество как система», «общественный институт», «сфера жизни общества», «система», «саморазвивающаяся система», «социальная революция» | Цель и задачи: объяснить понятия и термины: «общество как система», «общественный институт», «сфера жизни общества», «система», «саморазвивающаяся система», «социальная революция»; познакомить с системным строением общества, выделить особенности социальной системы, ее подсистемы и элементы, проанализировать процессы изменчивости и стабильности общества;_развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; участвовать в дискуссии, работать с документами; работать в группе, выступать публично, формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. | Работа с текстом | Устный опрос | 15.11 | ||||
31 | Изменчивость и стабильность. | 1 час | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос | 17.11 | ||||||
32 | Традиционное общество. | 1 час | Традиционное (аграрное) индустриальное, постиндустриальное (информационное) общества. Индустриальное общество как техногенная цивилизация. Современное общество. Современный мир в зеркале цивилизационного опыта. Восток и Запад в диалоге культур. Характери-зовать типы обществ с точки зрения социально-философс--кого, историко-типологи-ческого и сициально-конкретно-го уровней Понятия: традиционное общество, техногенная цивилизация, постиндустриальное общество, западное общество, цивилизация восточного типов, социальный контракт | Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «традиционное общество», «индустриализация», «техногенная цивилизация», «постиндустриальное общество», «западное общество», «цивилизация восточного типа», «внеэкономическое принуждение», «теократия», «секуляризация», «социальный контракт»; ознакомить с типологией обществ с точки зрения социально-философского, историко-типологического и социально-конкретного уровней; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос (индивидуально- письменные упражнения | 21.11 | ||||
33 | Становление индустриального общества. Индустриальное общество как техногенная цивилизация. | 1 час | Работа с учебником и документами | Выступления учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями | 22.11 | ||||||
34 | Современное общество в зеркале цивилизационного опыта. Восток и Запад в диалоге культур. | 1 час | Проблемная беседа. Дискуссия | Устный опрос | 24.11 | ||||||
35 | Теория локальных цивилизаций. Теория общественно-экономических формаций. | 1 час | Теория локальных цивилизаций. Теория общественно-экономических формаций. Теория постиндустриального общества. Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия. Учения философов о цивилизационном подходе Понятия: цивилизация, стадиальный подход к истории, локально-цивилизационный подход к истории, культурно-исторический тип | Цель и задачи: объяснить понятия и термины: «цивилизация», «общественно-экономическая формация», «стадиальный подход к истории», «локально-цивилизационный подход к истории», «культурно-исторический тип», «творческое меньшинство», «базис», «надстройка»: ознакомить с подходами к изучению истории, обсудить смысл и направленность общественного развития, исследовать типологию цивилизаций; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. | Тест с разноуровневыми заданиями | Тестовый контроль | 28.11 | ||||
36 | Теория постиндустриального общества. Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия. | 1 час | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос | 29.11 | ||||||
37 | Типы социальной динамики. Факторы изменения социума. | 1 час | Типы социальной динамики. Факторы изменения социума. Роль народа в историческом процессе. Философия истории. Исследовать факто-ры изменения социума Социальные группы и общественные объединения. Исторические личности. Понятия: исторический процесс, типы социальной динамики, субъекты исторического процесса | Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «исторический процесс», «типы социальной динамики», «факторы социальных изменений», «субъекты исторического процесса», «философия истории», «эволюция», «революция», «реформа», «народные массы», «историческая личность»; ознакомить со смыслом и направленностью исторического процесса, охарактеризовать роли его участников, выяснить типы социальной динамики, исследовать факторы изменения социума; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; участвовать в дискуссии, работать с документами; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. | Практикум | Устный опрос | 1.12 | ||||
38 | Участники исторического процесса. | 1 час | Лекция с элементами проблемной беседы | Проверочная работа | 5.12 | ||||||
39 | Прогресс и регресс. Противоречивость прогресса. | 1 час | Прогресс и регресс. Протии-воречивость прогресса. Кри-терии прогресса. Многообразие путей форм общественного развития. Историческая альтернатива Понятия: общественный прогресс, регресс, многовариантность общественного развития, критерий прогресса | Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «общественный прогресс», «регресс», «многовариантность общественного развития», «историческая альтернатива», «критерий прогресса»; ознакомить с особенностями общественного прогресса, показать многообразие и неравномерность процессов общественного развития, подчеркнуть противоречивость общественного прогресса; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. | Тест с разноуровневыми заданиями | Тестовый контроль | 6.12 | ||||
40 | Критерии прогресса. Многообразие путей и форм общественного развития. | 1 час | Проблемная беседа. Дискуссия | Устный опрос | 8.12 | ||||||
41 | Свобода как познанная необходимость. | 1 час | Свобода как познанная необходимость. Свобода и ответственность. Свободное общество. Проблема «деиндиви-дуализа-ции», «предоп-ределения» Понятия: свобода, свобода выбора, необходимость, ответственность, свободное общество | Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «свобода», «свобода выбора», «необходимость», «ответственность», «свободное общество», «деиндивидуализация», «предопределение»; ознакомить с ролью свободы и необходимости в человеческой деятельности; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. | Работа с текстом | Устный опрос | 12.12 | ||||
42 | «Свобода от» или «свобода для». Свободное общество. | 1 час | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос | 13.12 | ||||||
43 | Зачет по теме «Общество и человек» | 1 час | систематизации и формирования умений и навыков | Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме | Письменная работа | Зачет | 15.12 | ||||
Тема 3. Деятельность как способ существования людей. 10 часов | |||||||||||
44 | Сущность и структура деятельности. Потребности и интересы. | 1 час | Деятельность человека: сущность и структура деятель-ности. Деятельность как способ челове-ческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, инте-ресы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения. Выяснить природу и особенности творческой декятельности. Бессознательное в деятельности Понятия: деятельность, мотивы, потребности, интересы, творчество, цель, средства достижения цели, действия | Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «деятельность», «мотивы деятельности», «потребности», «интересы», «творчество», «цель», «средства достижения цели», «действия», «бессознательное»; ознакомить с социальной сущностью деятельности человека, с типологией деятельности, выяснить природу и особенности творческой деятельности; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. | Проблемная беседа. Дискуссия | Устный опрос | 19.12 | ||||
45 | Многообразие видов деятельности. Творческая деятельность. | 1 час | Работа с текстом | Устный опрос (индивидуально- письменные упражнения | 20.12 | ||||||
46 | Создание и освоение ценностей. | 1 час | Создание и освоение духовных ценностей. Духовная жизнь общества. Духовный мир человека. Анализ особеннос-тей духов-ной дея-тельности Понятия: духовная деятельность, духовный мир, духовное самоопределение личности, аксиология | Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «духовная деятельность», «духовные ценности», «специализированная и неспециализированная духовная деятельность», «духовный мир», «духовное самоопределение личности», «аксиология», «опредмечивание ценностей», «распредмечивание ценностей», «секуляризация»; ознакомить с особенностями деятельности в сфере духовной культуры, объяснить процесс сохранения, распространения и освоения духовных ценностей; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос | 22.12 | ||||
47 | Духовная жизнь общества. | 1 час | Практикум | Устный опрос | 26.12 | ||||||
48 | Труд как вид человеческой деятельности. | 1 час | Труд как вид человеческой деятельности. Человеческий фактор производства. Исследовать перспективы развития социального партнерства в России. Резюме Социальное партнерство. Понятия: труд, социология труда, социальное партнерство, содержание труда, культура труда, человеческий фактор производства | Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «труд», «социология труда», «социальное партнерство», «содержание труда», «культура труда», «человеческий фактор производства»; ознакомить с особенностями трудовой деятельности людей, с социологией труда, объяснить сущность социального партнерства и исследовать перспективы его развития в России; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. | Тест с разноуровневыми заданиями | Тестовый контроль | 27.12 | ||||
49 | Человеческий фактор производства. Социальное партнерство. | 1 час | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос | 16.01 | ||||||
50 | Политика как деятельность. | 1 час | Политическая деятельность. Политика как деятельность. Цели и средства политической деятельности. Политические действия. Власть и властная деятельность. Легитимная власть. Понятия: политика, власть, политическая власть, легитимность власти, властвование, харизма | Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «политика», «власть», «политическая власть», «легитимность власти», «политические действия», «властвование», «харизма»; ознакомить с типологией властных отношений; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. | Проблемная беседа. Дискуссия | Устный опрос | 17.01 | ||||
51 | Власть и властная деятельность. | 1 час | Работа с текстом | Устный опрос | 19.01 | ||||||
52 | Легитимность власти. | 1 час | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос | 23.01 | ||||||
53 | Зачет по теме «Деятельность как способ существования людей» | 1 час | систематизации и формирования умений и навыков | Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме | Письменная работа | Зачет | 24.01 | ||||
Тема 4. Сознание и познание 18 часов | |||||||||||
54 | Бытие и познание. Познание как деятельность. | 1 час | Бытие и познание. Познаватель-ность мира как философская проблема. Познание как деятельность. Чувственное поз-нание: его возможности и границы. Сущность и формы рационального познания. Способы познавательных деятельностей. Формы чувст-венного познания, формы рационального (логического) познания. Познание в жизни человека и общества. Интуиция, как способ познания. Понятия: знание, антология, гносеология, ощущения, восприятие, представление, понятие, суждение, агностицизм | Цеш и задачи: объяснить понятия и термины: «знание», «познавательная деятельность», «онтология», «гносеология», «чувственное познание», «рациональное познание», «ощущения», «восприятие», «представление», «понятие», «суждение», «агностицизм», «априорные идеи», «мыслительные операции», «абстрагирование»; ознакомить с особенностями познавательной деятельности; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, системати зировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. | Проблемная беседа. Дискуссия | Устный опрос | 26.01 | ||||
55 | Чувственное познание: его возможности и границы. | 1 час | Работа с текстом | Устный опрос (индивидуально- письменные упражнения | 30.01 | ||||||
56 | Сущность и формы рационального познания. | 1 час | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос | 31.01 | ||||||
57 | Свойства и критерии истины | 1 час | Объективность истины. Критерии истины. Абсолютная и относительная истина. Истина и заблуждение. Понятия: эмпиризм, рационизм, относительная истина, абсолютная истина, сенсуализм, критерий | Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «эмпиризм», «рационализм», «относительная истина», «абсолютная истина», «сенсуализм», «критерий»; ознакомить с основными подходами к пониманию истины и ее критериев; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философской науки, участвовать в дискуссии, работать с документами, работать в группе, выступать публично, формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. | Тест с разноуровневыми заданиями | Тестовый контроль | 2.02 | ||||
58 | Виды истины | 1 час | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос | 6.02 | ||||||
59 | Истина и заблуждение. | 1 час | Тест с разноуровневыми заданиями | Практические задания, ответы на вопросы | 7.02 | ||||||
60 | Миф и познание мира. | 1 час | Миф и познание. Жизненная практика, опыт повседневной жизни. Народная мудрость. Познание средствами искусства. Понятия: уровни человеческих знаний, жизненный опыт, здравый смысл, эсхатология, паранаука | Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «уровни человеческих знаний», «мифологическое знание», «рационально-логическое знание», «жизненный опыт», «здравый смысл», «эсхаталогия», «па-ранаука»; ознакомить с видами и уровнями человеческих знаний; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. | Тест с разноуровневыми заданиями | Тестовый контроль | 9.02 | ||||
61 | Народная мудрость и здравый смысл. | 1 час | Работа с текстом | Устный опрос | 13.02 | ||||||
62 | Познание средствами искусства. | 1 час | Лекция с элементами проблемной беседы | Тест | 14.02 | ||||||
63 | Особенности и уровни научного познания. Методы научного познания. | 1 час | Особенности научного познания. Уровни научного знания. Методы научного познания. Дифференциация и интеграция научного знания. Научные революции. Научное мышление и современный человек. Теория как форма научного познания. Методы научных исследований. Наука о человеке и обществе. Виды познания: обыденное, научное, образное, философское. Понятия: научная теория, эмпирический закон, гипотеза, научный эксперимент. моделирование | Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «научная теория», «эмпирический закон», «гипотеза», «научный эксперимент», «моделирование», «научная революция», «дифференциация», «интеграция»; ознакомить с основными особенностями методологии научного мышления, методами научного познания; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос (индивидуально- письменные упражнения | 16.02 | ||||
64 | Дифференциация и интеграция научного знания. | 1 час | Работа с учебником и документами | Выступления учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями | 20.02 | ||||||
65 | Основные принципы научного социального познания. | 1 час | Социальные и гуманитарные знание. Виды человеческих знаний. Основные направления познания: самопознание, познание общества, познание природы. Научное познание природы и общества. Основные принципы научного социаль-ного познания. Идеальный тип – инструмент научного социаль-ного познания. Обыденное и научное социальное знание. Социальное науки и гуманитар-ное знание. Понятия: социальное знание, обыденное знание, социальный факт, культурный контекст, идеальный тип, конкретно-исторический подход | Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «научное социальное знание», «обыденное знание», «методы социального познания», «социальный факт», «смысл», «ценности», «интерпретация», «культурный контекст», «идеальный тип», «конкретно- исторический подход»; ознакомить с особенностями социального познания, раскрыть проблемы социальных и гуманитарных наук; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. | Тест с разноуровневыми заданиями | Тестовый контроль | 21.02 | ||||
66 | Виды социальных знаний. Проблемы социальных наук. | 1 час | Работа с текстом | Устный опрос (индивидуально- письменные упражнения | 23.02 | 27.02 | |||||
67 | Сознание индивидуальное и общественное. | 1 час | Сознание. Сознание индиви-дуальное и общественное. Сущность и особенности общественного сознания. Практическое и обыденное сознание. Понятия: общественное сознание, индивидуальное сознание, обыденное сознание, массовое сознание, общественное мнение | Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «общественное сознание», «индивидуальное сознание», «общественная психоло гия», «идеология», «сознание», «обыденное сознание», «массовое сознание», «общественное мнение»; ознакомить с особенностями категорий «сознание» и «знание»; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос | 27.02 | 28.02 | |||
68 | Теоретическое и обыденное сознание. | 1 час | Практикум | Проверочная работа | 28.02 | ||||||
69 | Самосознание и самопознание. Роль самооценки в формировании личности. | 1 час | Основные направления познания: самопознание, познание общества, познание природы. Человек в системе социальных связей. Биологическое и социальное в человеке. Личности, ее самооценка. Единство свободы и ответственности личности. Самооценка. Развитие самосознания и формирование личности. Понятия: самосознание, самопознание, самооценка, Я-концепция, Я-образ, идентичность | Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «самосознание», «самопознание», «самооценка», «Я-концепция», «Я-образ», «идентичность»; ознакомить с особенностями процесса самопознания, выявить роль самосознания в развитии личности; определить трудности познания человеком самого себя; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос | 2.03 | ||||
70 | Развитие самопознания и формирование личности. | 1 час | Тест с разноуровневыми заданиями | Практические задания, ответы на вопросы | 6.03 | ||||||
71 | Зачет по теме «Сознание и познание» | 1 час | систематизации и формирования умений и навыков | Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме | Письменная работа | Зачет | 7.03 | ||||
Тема 5. Личность и межличностные отношения 34 часа | |||||||||||
72 | Понятие «личность». | 1 час | Изучение нового материала | Целы и задачи: объяснить понятия и термины: «индивид», «индивидуальность», «личность», «экзистенциализм», «ид», «эго», «супер-эго»; ознакомить с особенностями структуры личности, показать процессы устойчивости и изменчивости личности; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос | 9.03 | ||||
73 | Индивид и индивидуальность. | 1 час | Комбинированный урок | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос (индивидуально- письменные упражнения | 13.03 | |||||
74 | Структура личности. | 1 час | Комбинированный урок | Проблемная беседа. Дискуссия | Устный опрос | 14.03 | |||||
75 | Периодизация развития личности. | 1 час | Комбинированный урок | Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «возраст», «периодизация развития личности», «персонализация», «адаптация», «интеграция», «рефлексия», «универсализация», «интенциаль-ность»; ознакомить с периодами развития личности; проанализировать процесс становления личности; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. | Работа с текстом | Устный опрос (индивидуально- письменные упражнения | 16.03 | ||||
76 | Возраст и становление внутреннего мира. | 1 час | Комбинированный урок | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос | 20.03 | |||||
77 | Социальное поведение. Структура направленности личности. | 1 час | Комбинированный урок | Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «социальная установка», «направленность личности», «социальное действие», «влечение», «желание», «стремление», «интересы», «альтруизм, «идеалы», «убеждения», «мировоззрение», «фрустрация»; ознакомить с основными видами направленности личности, объяснить мотивы поведения личности, показать особенность жизненных целей человека, его социальные установки; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. | Практикум | Устный опрос | 21.03 | ||||
78 | Жизненные цели. Социальные установки. | 1 час | Комбинированный урок | Лекция с элементами проблемной беседы | Тест | 23.03 | |||||
79 | Коммуникация, или общение. Средства общения. | 1 час | Комбинированный урок | Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «общение как обмен информацией», «коммуникация», «невербальное общение», «хронотоп»; охарактеризовать средства межличностной коммуникации, выявить трудности, возникающие в процессе коммуникации; описать вербальное и невербальное общение, выяснить особенности общения в современном обществе; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, характеризовать с научных позиций основные социальные объекты; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных паук, участвовать в дискуссии, работать с документами; развивать чувство ответственности; способствовать выработке гражданской гюзицииучащихся Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. | Тест с разноуровневыми заданиями | Практические задания, ответы на вопросы | 3.04 | ||||
80 | Невербальное общение. | 1 час | Комбинированный урок | Проблемная беседа. Дискуссия | Устный опрос | 4.04 | |||||
81 | Особенности общения в современном мире. | 1 час | Комбинированный урок | Работа с текстом | Устный опрос | 6.04 | |||||
82 | Две стороны взаимодействия. | 1 час | Комбинированный урок | Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «общение как межличностное взаимодействие», «кооперация», «конкуренция», «конкуренция», «интеракция», «доминантный собеседник», «недоминантный собеседник», «экстраверт», «интроверт»; ознакомить с особенностями общения как межличностного взаимодействия; описать и проанализировать типы взаимодействия, выявить особенности общения в юношеском возрасте; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; развивать чувство ответственности; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос | 10.04 | ||||
83 | Стратегия взаимодействия в процессе общения. | 1 час | Комбинированный урок | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос (индивидуально- письменные упражнения | 11.04 | |||||
84 | Общение в юношеском возрасте. | 1 час | Комбинированный урок | Работа с учебником и документами | Выступления учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями | 13.04 | |||||
85 | Общение как понимание | 1 час | Комбинированный урок | Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «взаимопонимание», «идентификация», «эмпатия», «стереотип», «социальная перцепция», «механизмы взаимовосприятия», «казуальная атрибуция»; объяснить процессы взаимовосприятия в процессе общения; описать эффекты и стереотипы межличностного восприятия; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; развивать чувство ответственности; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. | Проблемная беседа. Дискуссия | Устный опрос | 17.04 | ||||
86 | Как происходит восприятие. | 1 час | Комбинированный урок | Работа с текстом | Устный опрос (индивидуально- письменные упражнения | 18.04 | |||||
87 | Стереотипы и «эффекты восприятия». | 1 час | Комбинированный урок | Лекция с элементами проблемной беседы | Проверочная работа | 20.04 | |||||
88 | Малые группы. Классификация малых групп. | 1 час | Комбинированный урок | Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «малая группа», «условная группа», «референтная группа», «групповая интеграция», «дружеские отношения», «групповые нормы», «социометрия», «де-индивидуализация»; ознакомить с особенностями малой группы; описать виды малых групп; выявить особенности межличностных отношений в малых группах; ществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции, ответственного и толерантного поведения учащихся. развивать у учащихся умения осу Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. | Практикум | Устный опрос | 24.04 | ||||
89 | Референтные группы. Интеграция в группах разного уровня развития. | 1 час | Комбинированный урок | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос | 25.04 | |||||
90 | Межличностная совместимость. | 1 час | Комбинированный урок | Цеди и задачи: объяснить понятия и термины: «межличностная совместимость», «групповая сплоченность», «конформность», «нон-конформность», «самоопределение личности»; ознакомить с особенностями межличностной совместимости, групповой сплоченности; объяснить и сущность конформного поведения в группе; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции, ответственного и толерантного поведения учащихся. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение | Тест с разноуровневыми заданиями | Практические задания, ответы на вопросы | 27.04 | ||||
91 | Групповая сплоченность. | 1 час | Комбинированный урок | Проблемная беседа. Дискуссия | Устный опрос | 1.05 | |||||
92 | Конформность. | 1 час | Комбинированный урок | Работа с текстом | Устный опрос | 2.05 | |||||
93 | Положение личности в группе. | 1 час | Комбинированный урок | Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «групповая дифференциация», «лидерство», «лидер», «стиль лидерства»; ознакомить с особенностями групповой дифференциации; проанализи ровать взаимоотношения в ученических группах; описать стили лидерства; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос | 4.05 | ||||
94 | Лидерские роли, стили лидерства. Взаимоотношения в ученических коллективах. | 1 час | Комбинированный урок | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос (индивидуально- письменные упражнения | 8.05 | |||||
95 | Особенности семьи как малой группы. | 1 час | Комбинированный урок | Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «тендер», «тендерное поведение», «семейное воспитание», «многопоколенная семья», «нуклеарная семья», «тендерные различия», «личностные ресурсы семьи», «стиль воспитания»; ознакомить с психологией семейных отношений; выяснить и проанализировать проблемы семейного воспитания; описать особенности тендерного поведения; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать формированию отношения к семье для ориентировки в актуальных жизненных вопросах, выработки собственной ответственной позиции. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. | Проблемная беседа. Дискуссия | Устный опрос | 9.05 | ||||
96 | Психология семейных отношений. | 1 час | Комбинированный урок | Работа с текстом | Устный опрос (индивидуально- письменные упражнения | 11.05 | |||||
97 | Тендерное поведение. Воспитание в семье. | 1 час | Комбинированный урок | Лекция с элементами проблемной беседы | Тест | 15.05 | |||||
98 | Неформальные молодежные группы. Криминализация в асоциальных группах. | 1 час | Комбинированный урок | Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «неформальные молодежные группировки», «антисоциальная субкультура», «криминальные группы», «криминогенные группы», «дедовщина»; ознакомить с особенностями антисоциальных групп; проанализировать явление «дедовщины»; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке ответственной позиции учащихся. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. | Практикум | Устный опрос | 16.05 | ||||
99 | Антисоциальная субкультура. Опасность криминальных групп. | 1 час | Комбинированный урок | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос | 18.05 | |||||
100 | Структура и динамика межличностного конфликта. | 1 час | Комбинированный урок | Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «конфликтная ситуация», «инцидент», «соперничество», «компромисс», «избегание», «приспособление», «переговоры», «конфликт»; рассмотреть проблемы межличностного конфликта; определить пути конструктивного разрешения конфликта; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. | Тест с разноуровневыми заданиями | Практические задания, ответы на вопросы | 22.05 | ||||
101 | Поведение личности в конфликте. | 1 час | Комбинированный урок | Проблемная беседа. Дискуссия | Устный опрос | 23.05 | |||||
102 | Как успешно разрешать конфликты? | 1 час | Комбинированный урок | Работа с текстом | Устный опрос | ||||||
103 | Зачет по теме «Личность. Межличностные отношения» | 1 час | систематизации и формирования умений и навыков | Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме | Письменная работа | Зачет | 29.05 | ||||
104 | Резервный час | 1 час | 30.05 | ||||||||
105 | Резервный час | 1 час |
Учебно – методический комплекс
Учебник – Л.Н. Боголюбов «Обществознание», Москва: Просвещение, 2010.
Дополнительная литература:
Конституция РФ
ЕГЭ. Репетитор. Обществознание. Эффективная методика – Москва: Экзамен, 2007. – 351с.
Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 кл. – Москва: ТИД Русское слово, 2010
Программно-методические материалы: обществознание. 10-11 кл./ сост. Т.И. Тюляева. – Москва: Дрофа, 2012.
Сборник законов ПФ.
Тесты по обществознанию: пособие по подготовке к ЕГЭ, вступительному тестированию. – Москва: ИКЦ МарТ, 2012.
Коваленко А.И. Правоведение 10-11кл. – Москва, 1998.
История философии. – Москва, 1994.
Морозова С.А. Обществознание. – Спб, 2012.
Марченко М.Н. Обществознание. – Москва, 2000г.
Философия. – Москва. 1995.
Радугин А.А. Социология. – Москва, 2003г.
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по экономике 11 класс профильный уровень
Календарно-тематическое планирование по экономике 11 класс профильный уровень, рассчитанный на 1 час в неделю под редакцией профессора А.Я. Линькова...
Календарно-тематическое планирование по праву 11 класс профильный уровень
Календарно-тематическое планирование по праву 11 класс профильный уровень, рассчитанный на 1 час в неделю по учебнику: Право Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин...
тематическое планирование курса обществознания 10 класс (профильный уровень)
материал содержит пояснительную записку к тематическому планированию курса обществознания...
краткое тематическое планирование курса обществознания 10 класс (профильный уровень)
материал содержит годовое тематическое планирование курса обществознания в 10 классе (профильный уровень)...
Календарно-тематический план. Обществознание. 10 класс, профильный уровень
Календарно-тематический план является частью рабочей программы по обществознанию для 10 А класса, составленной на основе Примерной программы по об...
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по истории 11 класс (профильный уровень)
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по истории 11 класс профильный уровень к учебникам : А, А. Данилов, А.В. Филиппов « История России 1900-1945гг»: учеб.для 11 кл. ...
Календарно–тематическое планирование по литературе 10 класс (профильный уровень) - программа В.В. Агеносова, А.Н.Архангельского
Календарно-тематическое планирование по предмету «Литература» составлена на основе рабочей программы в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта (приказ Министерства образовани...