Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
Осуществляемые действия | познавательная | коммуникативная | регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
Организационный момент. Приветствует школьников и гостей. Нам сегодня надо внимательно слушать друг друга, от этого зависит успех нашей работы.
|
Актуализация опорных знаний, ЦЕЛЬ - повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, выявления затруднений в индивидуальной деятельности. | 1.Организует работу по группам. А) работа в группе у доски 3 чел Задание: заполнить таблицу у доски с использованием фраз о значении водорослей.
| Заполняют таблицу.
| Анализируют информацию, используют средства для выполнения задания.
| Взаимодействуют между собой в группе, приходят к единому решению
| Строить взаимоотношения с одноклассниками |
| Принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять взаимоконтроль |
Б) работа по тестам (индивидуально) кто не справился на прошлом уроке.
| Каждый решает тест | Анализируют информацию, выбирают правильный ответ |
|
| Осуществляют самоконтроль. |
|
В) работа в парах: отметить верные фразы. 1.Хламидомонада обладает двумя пульсирующими вакуолями. 2.Спирогира представляет собой зеленую нитчатую водоросль. 3.Хроматофор у спирогиры имеет форму чаши. 4.У большинства бурых водорослей есть широкие листья. 5.Морские водоросли накапливают в своем организме йод. 6.Зеленые водоросли имеют пигмент красного и синего цвета. 7.Багрянки – это бурые водоросли. 8.К грунту бурые водоросли прикрепляются ризоидами. 9.Слоевище некоторых водорослей вырастает за один сезон 60 м в длину. 10.Оболочка хламидомонады имеет зеленую окраску. | В парах обсуждают подготовленную информацию | Анализируют и сравнивают фразы. | Взаимодействуют между собой, приходят к единому решению | Понимать и воспринимать высказывания соседа, формулировать свои доводы за и против. | Контролируют свою деятельность и соседа по парте, по мере необходимости исправляют или дополняют ответы товарища. | Принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять взаимоконтроль
|
2. Фронтальная работа. проверка работы 1 группы. -предлагает озвучить свои результаты - классу выслушать и сделать поправки к ответам. (слайд)
| Класс слушает выступления уч-ся, исправляют ошибки, если есть. Класс задает вопросы к группе | Взаимодействуют и с учителем и с учениками. | Строят монологические высказывания, доказывают свою точку зрения.
| Понимать на слух ответы учащихся, грамотно формулировать свои предложения. | Контролируют правильность выполнения задания | Принимать и сохранять учебную задачу, обнаруживать отклонения от эталона. Адекватно воспринимать оценку учителя |
Проверка работы в парах -предлагает озвучить свои результаты
| Класс слушает выступления уч-ся, исправляют ошибки, если есть.
| Взаимодействуют и с учителем и с учениками |
| Понимать на слух ответы учащихся | Контролируют правильность выполнения задания | Принимать и сохранять учебную задачу, обнаруживать отклонения от эталона |
Самоопределение к деятельности. ЦЕЛЬ – проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить. | игра «Слова – перевертыши» НА-ЛА-Я-МА-РИ | Ламинария | КО-ПЛЕ-К-В-РО-К | Плеврококк | ЗО-ДЫ-И-РИ | Ризоиды | ФИ-ПО-РА-Р | Порфира | ЩЕ-СЛО-Е-ВИ | слоевище | ЛИЙ- МИ-ЦЕ | мицелий | РИ-КО-ЗА-МИ | Микориза |
Учитель предлагает разгадать слова (слайд) | Класс разгадывает слова и дает им определения | Взаимодействуют и с учителем и с учениками. | Взаимодействуют с учителем во время решения задания | Адекватно использовать речь и правильно определять понятия. | Само и взаимо- контроль знаний | Адекватно воспринимать оценку учителя |
Предлагает разгадать загадки о грибе и водоросли и ответить на вопросы. 1.Спрятался пень, Шляпка набекрень, кто проходит близко, кланяется близко. (гриб) 2.Есть змеи стометровые, зеленые бордовые, а капитану в море от них большое горе. (водоросли) - Чем образован мицелий гриба? (гифами) - Что такое микориза? (симбиоз - гриб и корень растения). Сегодня мы рассмотрим тесный симбиоз гриба и водоросли. Они образуют новый организм. Рассказ учителя: Это удивительные организмы. Они способны расти там, где никакое другое растение не может поселиться и выжить: на малопригодных для жизни предметах как стекло, железо кирпич. Их находили на смоле, фаянсе, фарфоре, кожи, линолеуме. Они переносят пятидесятиградусные морозы в тундре, а в пустыне Азии и Африки шестидесятиградусную жару. Ежегодно он вырастает на 1-5мм, поэтому если нарушить покров тундры, на восстановление уйдет около 10 лет. Средний возраст от 30-80 лет, а отдельные особи доживают до 600 лет. Эти организмы называют лишайники.
| Класс отвечает на вопросы.
| Взаимодействуют и с учителем и с учениками. Воспринимают на слух словесный рассказ учителя. | Класс слушает и ответы на вопросы отдельных уч-ся. Слушает рассказ учителя. | Понимать на слух ответы учащихся, грамотно формулировать свои предложения. |
Формулируют тему урока и задачу. | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную задачу, |
Открытие нового знания. ЦЕЛЬ-решение учебной задачи и обсуждение ее. | Работа с текстом диска и с учебником. Заполнение схемы Учитель предлагает прослушать материал и заполнить схему. | Класс воспринимает и анализирует информацию, заполняет схему. | Воспринимают на слух словесный информацию. Анализировать и выбирать главное из материала. | Класс прослушивает урок и заполняет схему. | Понимать на слух информацию, грамотно формулировать свои предложения в схеме. |
| Уметь слушать в соответствии с целевой установкой |
Обсуждение прослушанного материала и проверка заполнения схемы. |
| Проговаривают свои записи для всех. |
| Понимать и воспринимать на слух информацию учащихся. | Осуществляет самоконтроль над степенью полноты и правильности заполнения таблицы | Уметь оценивать свои действия с эталоном |
Включение нового знания в систему знаний | Работа в группах с гербарием. 1.Определить формы лишайников(6 групп по 4 человека) 2. сравнить водоросли и лишайники.
| Определяют по рисункам учебника формы предложенных лишайников. | Соотносить картинку с гербарным экземпляром. | Взаимодействуют между собой, приходят к единому решению | Понимать и воспринимать высказывания соседа, формулировать свои доводы за и против. | Контролируют свою деятельность и соседа по парте. | Принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять взаимоконтроль
|
Учитель предлагает ответить на вопросы по новой теме. - Почему лишайники рассматривают как особую группу организмов? - В каких отношениях находятся гриб и водоросль, образующие лишайник? - Лишайники не растут в промышленных городах? - Если из тела лишайника удалить водоросль, что случиться с ним? - Какого цвета лишайники и почему? - Почему лишайники называют пионерами растительного покрова? | Отвечают на вопросы.
| Находят информацию в тексте или в схеме. | Класс слушает и ответы на вопросы отдельных уч-ся.
| Понимать на слух ответы учащихся, грамотно формулировать свои предложения. | Осуществляют самоконтроль знаний. | Принимать и сохранять учебную задачу. |
Рефлексия. ЦЕЛЬ - осознание уч-ся своей учебной деятельности и оценка результатов деятельности всего класса. | Учитель предлагает ответить на вопросы? - Удалось ли нам изучить и узнать о лишайниках? - Что вызвало затруднения? - Справился класс с заданием? - Где можно применять новые знания? - Над чем надо еще поработать?
| Отвечают на вопрос учителя |
|
|
| Осуществляют самооценку своей деятельности на уроке. | Уметь адекватно оценивать свои силы и возможности. |
Выставление оценок за урок. |
|
|
|
|
|
|
Домашнее задание | Учитель предлагает прочитать §19 и заполнить ТПО. Дополнить схему (названия лишайников с разными формами). Узнать что это за «манна небесная» и почему так назвали. |
| Самостоятельный поиск информации |
|
|
| Адекватно воспринимать оценку учителя |