Технологическая карта урока "Лишайники" (5 класс)
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Иванова Светлана Ивановна

Технологическая карта по биологии в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_ivanova_s.i.doc179.5 КБ

Предварительный просмотр:

г.Гагарин, биология, Иванова С.И.

Технологическая  карта урока 

Ф. И. О. педагога:  Иванова Светлана Ивановна

Предмет: биология

Класс: 5

Тип урока: проблемно-поисковый

Тема урока: Лишайники

Цель: выяснить отличительные особенности лишайников от других организмов

Образовательные цели:

  • формировать умение выделять существенные признаки строения и питания лишайников, как симбиотических организмов;
  • сформировать умение понимать смысл биологического термина: лишайник
  • формировать умение характеризовать экологическую роль и хозяйственное значение лишайников, а также их многообразие;

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  2. Сформировать  умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.
  3. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  4. Сформировать умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
  5. Сформировать умение осуществлять контроль, коррекцию, оценку - выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД

  1. Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
  2. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
  3. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  4. Сформировать умение владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию, т. е.  (работа с текстом по технологии продуктивного чтения).
  5. Сформировать умение преобразовывать информацию  из одного вида в другой (текст в схему и пр.)
  6. Сформировать умение, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.
  7. Сформировать умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
  8. Сформировать умение осуществлять рефлексию, давать оценку процессу и результатам деятельности. 

Коммуникативные УУД

  1. Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.
  2. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (паре) (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
  3. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Личностные:

  1. Самоопределение.
  2. Смыслообразование.

Методы обучения:

  1. Метод постановки проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог
  2. Метод поиска решения: подводящий от проблемы диалог

Оборудование: карточки с названием царств органического мира, лихенологии, лишайник; натуральный объект – ветка дерева с лишайником; презентация «Лишайники»; ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%EB%E8%F8%E0%E9%ED%E8%EA&tg= ; карточки для самоконтроля; алгоритм самооценки; набор на парту из нескольких фотографий лишайников и названий групп по слоевищу, лабораторное оборудование: стакан, ступка, сода, золотянка.

Технологическая карта с дидактической структурой урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организа-

цион-

ный момент

Приветствие  учителя.

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Раздает рабочие листы и технологические карты урока.

 

 

Регулятивные: 1. формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);

Коммуникативные: 1.планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Познавательные:

1. формировать умение, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы).

Проверка домашнего задания

В диалоге с учителем отвечают на поставленные вопросы

Организует фронтальную беседу по вопросам и вспоминает ключевые термины для осмысления новой информации.

1.Какие царства органического мира вам известны?

2.Какие царства мы с вами изучили на уроках биологии?

3.На какие 2 группы можно разделить живые организмы по способу питания?

4.Что такое автотрофы?

5.Что такое гетеротрофы?

6.Что такое симбиоз? Приведите пример.

Симбиоз, царства живых организмов и их признаки, способы питания живых организмов.

Понятия: автотрофы, гетеротрофы, симбиоз.

Регулятивные: 1.контроль, коррекция, оценка - выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; 2.формировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно

выработанные критерии оценки;

Познавательные:  1.формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; 2.формировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

1. формировать умение слушать и понимать речь других людей.

Личностные: самоопределение.

Изучение нового материала

Отвечают на вопросы.

Предлагают свои версии.

Работают в группе с натуральными объектами.

Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему  и цель урока: «Лишайники».

Изучают строение лишайников и выявляют взаимосвязь строения и выполняемых функций, а также формируют умения узнавать лишайники, обосновывать их принадлежность к данному отделу, а также умение характеризовать их роль в природе.

Выполняют задание  и составляют схему в тетради  и 1чел. на доске

Проводят упражнения для снятия напряжения с глаз.

Изучают дополнительный материал и выделяют основные направления использования лишайников.

Проводят опыт со стенной золотянкой.

Заполняют рабочие листы.

 Организация фронтальной беседы.

Организация работы в группе.

Организация фронтальной бесседы

Рассказ учителя о лишайниках с использованием презентации

Предлагает задание: преобразовать текстовую информацию в схему.

Проводит физкультминутку

Тьютор.

Объясняет выполнение опыта, контролирует.

- Кто знает, что такое лихенология? Ваши предположения.

Учитель показывает лишайник: «Кто знает, что это?»

Мы уже знаем, что все живые организмы ученые разделили на 4 царства.

Предлагает задание: обсудить в группе, к какому из царств органического мира относятся лишайники и привести аргументы.

- Поработайте с натуральными объектами. Выделите их основные признаки.

На самом деле, лишайники невозможно отнести к какому-то одному царству. Это совершенно особая группа живых организмов.

-А можете ли вы сейчас объяснить, в чем заключаются отличительные особенности лишайников от других организмов?

-Что нам сегодня предстоит выяснить?

-Сформулируйте тему  и цель урока.

Составляется опорная схема

Проведение лабораторного опыта на выявление красящих веществ в золотянке.

Строение лишайников, взаимосвязь строения и выполняемых функций, типы лишайники, способы питания и размножения, роль в природе, применение.

Понятия: слоевище; симбиоз;

кустистые, листоватые, накипные лишайники; лихенология, лихенолог

Регулятивные: 1.формировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

2.формировать умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки.

Познавательные: 1.формировать

умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию;

2. формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать,  выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий);

3.формировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

4.формировать умение владеть смысловым чтением;

5.формировать умение преобразовывать информацию  из одного вида в другой;

6. формировать умение, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы).

7.формировать умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные 1.формировать умение самостоятельно организовывать

учебное взаимодействие в группе (паре);

2. формировать умение слушать и понимать речь других людей.

Закрепление нового материала

Отвечают на поставленные вопросы.

Организует деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний.

На какие пункты плана мы получили информацию?

-Используя свои новые знания, сделайте вывод, какие особенности строения и питания характерны для лишайников?

- Оцените свой ответ, согласно алгоритму самооценки.

Лишайники: накипные, листоватые, кустистые, строение слоевища, значение в природе и жизни человека.

Понятия: слоевище; симбиоз;

кустистые, листоватые, накипные лишайники; лихенология, лихенолог

Регулятивные: 1.контроль, коррекция, оценка - выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; 2.формировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно

выработанные критерии оценки;

3.формировать умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные:  1.формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; 2.формировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

1. формировать умение слушать и понимать речь других людей.

Личностные: самоопределение.

Контроль

Отвечают, дополняют друг друга и самостоятельно фиксируют в тетради свое понимание термина

Предлагают свое обобщение, используя опорные схемы.

Предлагает задание в группе: используя свои новые знания, проанализировать расположение лишайников в таблице «Царства органического мира» и, если надо, его изменить. Предлагает прокомментировать свои действия

Предлагает задание: сформулировать определение, что такое лишайник.

Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Верно ли суждение:

1. Лишайник имеет стебель с листьями. 
2. В лишайнике гриб снабжает водоросль водой и минеральными солями. 
3. Водоросли лишайника вырабатывают органические вещества в процессе фотосинтеза. 
4. Лишайникм могут поселяться на голых скалах и могут поглощать влагу всей поверхностью тела. 
5. Лишайники – первичные разрушители горных пород, в результате чего формируется почва для поселения других растений. 
6. лишайники не выносят загрязнения воздуха (дым, копоть, газ) и произрастают там, где воздух особенно чистый, поэтому их называют индикаторами чистоты.

 Лишайники: накипные, листоватые, кустистые, строение слоевища, значение в природе и жизни человека.

Понятия: слоевище; симбиоз;

кустистые, листоватые, накипные лишайники; лихенология, лихенолог

Регулятивные: 1.контроль, коррекция, оценка - выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; 2.формировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно

выработанные критерии оценки;

Познавательные:  1.формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; 2.формировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

1. формировать умение слушать и понимать речь других людей.

Личностные: самоопределение, самозознание.

Рефлексия

 Отвечают на вопросы и делают вывод по уроку

Заполняют карточки самооценки и их сдают

 - Какой была тема нашего урока? На какой вопрос мы искали ответ, нашли ли мы его?

Оцените свою работу на уроке в карточке самооценки

 Карточки самооценки

 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:  рефлексия,  оценка процесса и результатов деятельности. 

Личностные: смыслообразование.

Приложение

Технологическая карта урока

дата ________________________   Тема урока: ________________________________________

Цель (чего я хочу добиться на уроке)

Узнать, каковы особенности строения лишайников

Узнать, почему К.А. Тимирязев назвал лишайник сфинском

Узнать, что  изучает наука «Лихенология»

Узнать, от чего зависит окраска лишайников

Узнать, каково значение в природе и жизни человека

Почему лишайники называют пионерами растительного покрова?

Научится искать нужную информацию в интернете

Среда обитания лишайников

Пополнить свой словарный запас

Отдохнуть на уроке

Рабочий лист

Фамилия, имя: ________________________________________________________________________

Тема урока:   __________________________________________________________________________

Цель урока:___________________________________________________________________________

Наука о лишайниках - ………………………. Началом ее возникновения принято считать ……….  год. Ученые,  изучавшие  лишайники………………………

  1. Выполните  подписи к рисунку.

Описание: http://bono-esse.ru/blizzard/img/A/Bio/bio_4.jpg

  1. Заполните пропуски:

  Лишайники – это________________________ организмы. Они состоят из ____________ и ___________.  Зеленая ___________________ образует вещества, используемые _________, который снабжает ____________________водой и растворенными в ней ________________________ солями. Лишайники размножаются в основном _______________________- частями ____________________ или особыми шаровидными образованиями -__________________________.

 Формы  слоевища  лишайников  

Что, по вашему мнению,  позволяет лишайникам распространяться повсеместно?

Ответ_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Запишите значение лишайников:

Значение лишайников

В природе

В жизни человека

Технологическая карта с методической структурой урока

Дидактическая структура урока

Методическая структура урока

Признаки решения дидактических задач

Организационный момент

Методы обучен.

Форма деятельности

Методические

приемы и их содержание

Средства обучения

Способы организации деятельности

Актуализация знаний

 Словесные

Наглядные

Словесные

Беседа

Работа с наглядными объектами живой природы.

Беседа

 Эвристическая беседа: Кто знает, что такое лихенология? Ваши предположения.

Вопрос: А можете ли вы сейчас объяснить, в чем заключаются отличительные особенности лишайников от других организмов?

Проблемный вопрос. Можно ли лишайники отнести к ранее изученному  царству живых организмов? Почему?

 

Компьютер, проектор

Наглядные объекты: лишайники, изображения лишайников

 Фронтальная

Групповая

Фронтальная

 Учащиеся выдвигают свои предположения.

Учащиеся выделяют черты сходства лишайников с ранее изученными царствами.

Учащиеся выдвигают предположения, формулируют тему и цель урока.

Сообщение нового материала

 Наглядные

Словесные

Информационно-коммуникативные

Практические

 Демонстрация

Самостоятельная работа в группах.

Демонстрация

Лабораторный опыт

 Демонстрация натуральных объектов: лишайников.

Анализ предложенного текста и выделение основных областей применения лишайников.

Просмотр презентации.

Выполнение лабораторного опыта

 Натуральные объекты.

Задания для групп. Раздаточный дополнительный материал

Компьютер, проектор, мультимедийный банк.

 Групповая

Групповая

Фронтальная

Парная

 Учащиеся работают в группах.

По ходу презентации заполняют рабочие листы и составляют кластер в тетради.

Учащиеся приходят к выводу, что лишайники – это особая симбиотическая группа живых организмов, имеющая широкое практическое применение.

Закрепление изученного материала

 Словесные

Закрепляющая беседа.

 На какие пункты плана мы получили информацию?

-Используя свои новые знания, сделайте вывод, какие особенности строения и питания характерны для лишайников?

 Текст «Лишайники».

 Групповая

Фронтальная

 Используя свои новые знания, анализируют расположение лишайников в таблице «Царства органического мира» и, если надо, его изменяют. Комментируют свои действия

Подведение итогов

 Словесные

Обобщающая беседа, рефлексия

  Вспомнить полученные знания, отметить наиболее понравившиеся этапы урока

 

 Фронтальная.

 Учащиеся проводят рефлексию.

Домашнее задание

 Словесные.

Наглядные.

 Объяснение домашнего задания.

Демонстрация материала в учебнике.

 Объясняющая беседа

 Учебник

 Фронтальная.

 Учащиеся записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока составленного по технологической карте. 5 класс.

Конспект урока составленного по технологической карте.Соответствует требованиям ФГОС....

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

К Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc

Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.  Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc...

Технологическая карта урока "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые" 6 класс

Класс6Тип урокаУрок открытия нового знанияТехнология построения урокаУрок-исследованиеТемаСемейство Пасленовые....

Технологическая карта 7 класс. Тема: Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения.

Цель урока:  раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания....

Технологическая карта урока " Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые" (7 класс)

Технологическая карта урока " Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые" (7 класс).УМК :Биология. Животные. 7 класс: учебник для общеобразова...

Технологическая карта 7 класс " Тип Членистоногие. Класс Ракообразные"

Технологическая карта урока  биологии  в 7 классе  по теме " Тип Членистоногие. Класс Ракообразные"...