Технологическая карта урока "Лишайники-комплексные симбиотические организмы"
методическая разработка по биологии (7 класс)
Технологическая карта урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок биологии в 7 классе по теме "Лишайники" | 49.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет Биология
Класс 7
Тема урока «Лишайники - комплексные симбиотические организмы»
Тип урока Урок освоения новых знаний и видов учебных действий
Планируемые результаты обучения:
Предметные: различать и описывать живые и гербарные экземпляры лишайников, применять биологические термины и понятия в соответствии с поставленными задачами, характеризовать принципы классификации лишайников
Метапредметные: выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (лишайник), устанавливать существенный признак; устанавливать существенный признак классификации биологических объектов, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; выявлять причинно-следственные связи при изучении лишайников, делать выводы с использованием индуктивных и дедуктивных умозаключений, формулировать гипотезы о взаимосвязях.
Личностные: готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении заданий, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности; ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды.
Техники и технологии: проблемное обучение, ИКТ, кейс-технологии
Ресурсы (учебники, наглядные пособия, ЭОР, ПК, мультимедиапроектор)
Цель: создать условия для овладения новыми знаниями о строении, многообразии лишайников, их значении в природе и жизни человека.
Технологическая карта урока
Дидактическая структура урока Этапы урока (время) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | Формы оценивания | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||
3 мин | Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы назовете её после того как разгадаете ребус.(картинка на экране) | Демонстрируют готовность к уроку Разгадывают ребус | готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры | |||
5мин | Подводит учащихся к формулированию темы урока. Какая информация вам известна об этих организмах? Почему лишайники называют пионерами живой природы? Как вы считаете, достаточно ли мы осведомлены об этих организмах? | Высказывают свое мнение, формулируют тему и задачи урока. Тему записывают в тетрадь. Отвечают на вопрос, рассуждая. | готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов | выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи | применять биологические термины и понятия | Критериальное оценивание. Умение определять тему урока и задачи урока, отличать основную информацию от второстепенной |
8 мин | А что нужно сделать, чтобы достичь цели? Просит дать ответ «Что такое грибница? Слоевище? Каким образом питаются грибы и водоросли?» Дает определение «Лишайник» Задает вопрос: Как питается лишайник, если он состоит из двух организмов с разными типами питания?» | Рассуждают: изучить строение и многообразие лишайников. Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Записывают определение в тетрадь, рассматривают гербарные материалы, заранее разложенные на столах. Рассуждают | отношение к биологии как к важной составляющей культуры | выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов | выявлять черты приспособленности растений к среде обитания | Критериальное оценивание Умение находить информацию; Умение делать в выводы |
12 мин | Делит по своему усмотрению класс на три группы. Каждая группа получает задание: изучить материал учебника и сделать вывод о: 1 группа – классификации лишайников, ответ представить в виде схемы, классифицировать предложенные гербарии. 2 группа – размножении лишайников. 3 группа - распространение лишайников, используя текст учебника. | Каждая группа выполняет задания в тетради. После этого представители каждой группы дают ответ. | понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения | самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления | Классифицировать, анализировать Объяснять строение и жизнедеятельность живых организмов: строение, питание, размножение определять основные органы растений; описывать живые и гербарные экземпляры растений | Критериальное оценивание. Самооценивание Быстро просматривать текст; определять смысловую структуру текста и отбирать нужную информацию; находить необходимую информацию, перефразированную в вопросе (Приложение 2) |
6 мин | Лишайники часто путают с мхами. Отличие в том, что у них нет типичной зеленой окраски и вегетативных органов. Тело лишайника- слоевище. Рассмотреть внутреннее строение лишайника (в учебнике, под микроскопом «Слоевище лишайника») В тетради нарисовать слоевище лишайника подписать рисунок.(проходит по рядам, контролирует выполнение работы) Как вы думаете, каково значение лишайников в природе и жизни человека? Внимательно посмотрите видеоролик о лишайниках и ответьте на поставленный вопрос, заполнив таблицу (Демонстрирует ролик) | Выполняют задание в тетрадях Просматривают ролик. После чего в тетрадях заполняют таблицу «Значение лишайников в природе и жизни человека». | ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей | находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; запоминать и систематизировать биологическую информацию | владеть приёмами работы с биологической информацией: формулировать основания для извлечения и обобщения информации из нескольких (2—3) источников; преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую; раскрывать роль растений, грибов, лишайников, бактерий в природных сообществах, в хозяйственной деятельности человека и его повседневной жизни | Критериальное оценивание. Самооценивание. Находить аргументы, подтверждающие мнения; соотносить информацию, заключённую в тексте, с информацией, полученной из других источников |
7мин | Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, обсудите результат в парах. Выполните задание «Что я теперь знаю о лишайниках». Выводит текст на экран (Приложение 1) | Выполняют требование учителя. Рассуждают, дают ответы «да», «нет». | ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды | находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках | выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, лишайников | Критериальное оценивание. Самооценивание. Отбирать нужную информацию; аргументировать свою точку зрения |
3 мин | Дает оценку работы класса | Слушают | сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием | запоминать и систематизировать биологическую информацию | Самооценивание. Итоговое оценивание. Аргументировать свою точку зрения; различать объективную и субъективную информацию | |
1 мин | проговаривает домашнее задание: п.8, вопрос на стр.31, презентация «Значение лишайников», творческое задание «Попробовать получить краску из лишайников. Для этого нужно найти лишайник стенную золотянку. (Они часто встречаются на стенах старых домов, на камнях). Отделить от субстрата и измельчить. Раскрошенный лишайник следует положить в колбу с раствором пищевой соды, понаблюдайте некоторое время (3-5 мин) и отметить, что раствор приобрел ярко-красный цвет. Профильтровать его и попробовать окрасить им бумагу или ткань. Результаты записать в тетрадь».
| Слушают |
Приложение 1
«Что я теперь знаю о лишайниках»
1.Кустистые лишайники имеют стебли и корни.
2.Лишайники чувствительны к недостатку влаги.
3.Некоторые лишайники употребляют в пищу.
4.Водоросль обеспечивает гриб минеральными веществами.
5.Лишайников много в крупных городах.
6.Гриб обеспечивает органическими веществами водоросль.
7.Лишайник - низшее растение.
8.Листоватые лишайники имеют листья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока 5 класс. тема: "Жизнь организмов на разных материках"
Методическая разработка технологической картф урока по теме:" Жизньв морях и океанах" 5 класс.. УМК И.Н Понамаревой....
технологическая карта урока по биологии " Жизнедеятельность организма и ее регуляция. Нервная система."
технологическая карта...
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: « Среда обитания живых организмов»
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: "Среда обитания живых организмов"...
Технологическая карта урока "Среда обитания живых организмов"
Урок в 5 классе по теме "Среда обитания живых организмов" по программе Н.И. Сонина. ...
Технологическая карта урока по ФГОС "Одноклеточные организмы". 5 класс
Данный файл содержит разработку урока для учащихся 5 классов на тему "Одноклеточные организмы", который соответствует государственному образовательному стандарту. Материал будет полезен учителям, рабо...
Технологическая карта урока по биологии 5 класса "Особенности химического состава организмов: неогрганические и органические вещества, их роль в организме"
Технологическая карта составлена для учеников 5 класса, обучающихся по учебнику В. В. Пасечника....
технологическая карта урока Биология 9 класс "Состав внутренней среды организма. Кровь - компонент внутренней среды организма человека."
Урок – исследование. Комплексное применение знаний, умений, навыков....