Тема урока: "Значение животных в природе и жизни человека."
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

биология – 5  класс

Тема урока: Значение животных в природе и жизни человека.

Цель урока: Обеспечить в ходе урока закрепление раздела «Многообразие живых организмов»

 Задачи:

Образовательные:

Создать условия для закрепления материала

Проконтролировать степень усвоения учебного материала по данному разделу.

Развивающие: Создать ситуацию, способствующую развитию познавательной деятельности учащихся, умения обобщать;

 Воспитательные: Содействовать воспитанию бережного отношения к природе.

План-конспект урока:

  1. Организационный этап.
  2. Проверка выполнения домашнего задания.

1.Перечислите основные группы беспозвоночных животных?

2.Почему они получили такое название?

3.Почему млекопитающих относя к позвоночным животным?

III   .Актуализация знаний.

Общий язык у детей и зверят,

Те и другие на нём говорят.

Что за язык непонятный такой,

С ним и тигрёнка погладишь рукой.

И попугая, и зайку, и мишку,

Сделаешь смелой пугливую мышку.

Им приручить можно даже крота,

Этот язык на Земле – Доброта.

Будет любая понятна с ним речь,

Этот язык нужно людям беречь!

В. Кожевников.

 

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

 Идти в одно строю,

Лететь в одном полёте…

Давайте сохраним Ромашку на лугу, кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

Коль суждено дышать

 Нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все

 Навек объединимся.

Давайте наши души сохраним,

Тогда мы на земле

И сами сохранимся…

Н. Старшинов.

Сегодня мы поближе познакомимся с миром животных, их многообразием. Вокруг нас добрая и мудрая сказка жизни: леса, поля, запах травы и пение птиц.

  1. Усвоение новых знаний.

В наших лесах живёт много разных животных. Они различаются по величине и способу питания: -растительноядные: белка, заяц, олень, лось, насекомые….. -хищные: куница, лиса, волк, сокол, ястреб …. -всеядные: кабан, медведь, енот…

Одни из них живут в дуплах: белки, куницы;

Другие в норах: кролики, волки, лисы или в берлогах: медведи. Некоторые ночуют просто в зарослях кустарников: кабан, лось; траве: насекомые.

Как важно не спугнуть очарование природы, не нарушить её тонкого звучания, А иногда – и помочь ей, спасти, защитить. Вот почему Природа смотрит на нас с тревогой и надеждой.

Домашние животные – это коровы,  овцы, свиньи, собаки, коты и т.д.

Значение животных - продукты питания - сырье для промышленности - друзья человека

lV.                 Закрепление

Тема Брейн – ринга «Знаешь ли ты животных?»

БРЕЙН – РИНГ ПРАВИЛА ИГРЫ: играют 2 команды, в команде по 6 человек, команда выбирает ответ из нескольких вариантов, при правильном ответе команда получает балл, побеждает команда, набравшая больше баллов, победители награждаются.

1.ЗАЧЕМ КУЗНЕЧИКУ САБЛЯ?

а) для сражений,

б) для откладки яиц,

в) для красоты.

Сабля принадлежит самке и служит орудием… для откладки яиц.

2. ПОЧЕМУ СУСЛИКУ ЗИМОЙ НЕ СПИТСЯ?

а) боится замёрзнуть,

б) вспоминает о лете,

в) стережёт свои запасы.

Суслик просыпается зимой через каждые 10-15 дней. За несколько часов бодрствования его надпочечники успевают выделить порцию гормонов, нужных для обогревания суслика. Хомяк просыпается через 2-3 дня.

3. КОГДА ЩУКА НА БЕРЕГ ВЫХОДИТ?

а) никогда не выходит,

 б) в жаркий летний день,

в) весной, по холодку.

3 Весной, как только прогреется вода в заливчиках, вдоль берегов речек и озёр, вылезают на отмель огромные щуки метать икру.

 4. ЗАЧЕМ ЗАЙЦУ БОЛЬШИЕ УШИ?

 а) чтобы лучше слышать,

б) чтобы не перегреться,

в) для торможения на поворотах.

В жару заячьи уши отводят треть тепла, образующегося при обмене веществ. Лишнее тепло улетучивается через тонкие горячие заячьи уши с большим количеством кровеносных сосудов.

5. ВКУСНЫ ЛИ ПТИЧЬИ ГНЁЗДА?

 а) они же не съедобны,

б) не хуже куриных яиц,

в) совершенно не вкусные.

Живут в Юго—Восточной Азии ( Китай, Вьетнам, Бирма, Индонезия) стрижи салангалы, и «вьют» они свои гнёзда на скалах… из слюны. Местные жители собирают их и отваривают в курином бульоне или кипятке. Говорят, что это вкусно и питательно, напоминает белок куриного яйца.

6. УМЫВАЮТСЯ ЛИ НАСЕКОМЫЕ?

а) никогда,

б) не всегда и не все,

в) многие, и довольно тщательно.

Вы когда-нибудь видели грязное насекомое? Муха, побывав на всякой гадости, так крутит голову передними лапками, что того и гляди оторвёт её. Так же умываются и другие насекомые.

7. НА КОГО ПОХОЖА МЕДВЕДКА?

а) на медведя,

 б) на саму себя,

в) на крота.

Похожа на крота. Такое же тело с зауженной вперёд головой, лапы, вывернутые наружу, приспособленные для копания ходов под землёй.

8. ЧЕМ ПОЛЕЗЕН КОМАР?

а) опыляет растения,

б) служит пищей рыбам и птицам,

в) только вреден.

Совсем недавно учёные выяснили, что за Полярным кругом по ночам самцы и самки комаров перелетают от цветка к цветку, питаются нектаром и попутно опыляют растения. Ведь в тундре и тайге очень мало пчёл и шмелей.

9.МОЖНО ЛИ ХВОСТОМ НАПИТЬСЯ?

 а) можно и довольно легко,

б) можно, но затруднительно, в) невозможно.

Африканские обезьяны бабуины так и поступают, когда до воды ни руками, ни ртом не достать. Обмакнёт обезьяна хвост в воду, а затем его обсасывает, и так— несколько раз (стакана 3-4 воды наберётся). А больше им и не надо, ведь бабуины пьют мало.

10.ЗАЧЕМ СТРАУС ГОЛОВУ В ПЕСОК ПРЯЧЕТ?

а) от страха,

б) освобождается от паразитов,

в) разыскивает пищу.

Закрыв свои большие глаза, опустив голову в песок, страус ждёт (сколько вытерпит) пока погибнут или сбегут с головы все паразиты. Поле этого он погружает в песок шею, грудь, взбивает песок крыльями, то есть принимает песочные ванны.

11.ЗАЧЕМ ЗВЕРИ РАНЫ ЗАЛИЗЫВАЮТ?

а) чтобы быстрее заживали,

б) просто от боли,

в) с гигиенической целью.

Кроме ферментов, убивающих микробов, в слюне обнаружен особый белок, стимулирующий размножение клеток кожи и образование кровеносных капилляров.

12. НАЗВАНИЕ КАКИХ ЖИВОТНЫХ СОСТОИТ ИЗ 2-Х БУКВ?

( уж, ёж, як…)

13.НАЗВАНИЕ КАКИХ ЖИВОТНЫХ СОСТОИТ ИЗ 3-Х БУКВ? (сом, язь, сиг, чиж, сыч, ара – попугай, рак, жук, оса, лев, бык, вол, кот…)

14. УГАДАЙ ЖИВОТНОЕ:

  1. Горбоносый, длинноногий,

Великан ветвисторогий

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге,

Коль такого довелось

Встретить, знайте, это… (лось)

 

  1. Возле дуба острым рылом

Деловито землю рыл он.

Видно, жёлуди искал.

Я пугать его не стал. (кабан)

 

  1. Он, как ёлка, весь в иголках,

Ловит смело страшных змей.

И хотя он очень колкий,

Обижать его не смей!

Он в лесу живёт, но вхож

И в сады, отважный … (ёж)

 

  1. Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит.

Камнем падает с высот

И в полях поёт, поёт. (жаворонок)

 

  1.  Пусть я птичка -- невеличка,

У меня, друзья привычка – Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда. (снегирь)

 

  1. Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждёт.

Чужие песни петь умеет,

 А всё же голос свой имеет. (скворец)

VI. Подведение итогов урока.

VII. . Домашнее задание §16, стр 62 - 66

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologi3.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

биология – 5  класс

Тема урока: Значение животных в природе и жизни человека.

Цель урока: Обеспечить в ходе урока закрепление раздела «Многообразие живых организмов»

 Задачи:

Образовательные:

Создать условия для закрепления материала

Проконтролировать степень усвоения учебного материала по данному разделу.

Развивающие: Создать ситуацию, способствующую развитию познавательной деятельности учащихся, умения обобщать;

 Воспитательные: Содействовать воспитанию бережного отношения к природе.

План-конспект урока:

  1. Организационный этап.
  2. Проверка выполнения домашнего задания.

1.Перечислите основные группы беспозвоночных животных?

2.Почему они получили такое название?

3.Почему млекопитающих относя к позвоночным животным?

III   .Актуализация знаний.

Общий язык у детей и зверят,

Те и другие на нём говорят.

Что за язык непонятный такой,

С ним и тигрёнка погладишь рукой.

И попугая, и зайку, и мишку,

Сделаешь смелой пугливую мышку.

Им приручить можно даже крота,

Этот язык на Земле – Доброта.

Будет любая понятна с ним речь,

Этот язык нужно людям беречь!

В. Кожевников.

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

 Идти в одно строю,

Лететь в одном полёте…

Давайте сохраним Ромашку на лугу, кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

Коль суждено дышать

 Нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все

 Навек объединимся.

Давайте наши души сохраним,

Тогда мы на земле

И сами сохранимся…

Н. Старшинов.

Сегодня мы поближе познакомимся с миром животных, их многообразием. Вокруг нас добрая и мудрая сказка жизни: леса, поля, запах травы и пение птиц.

  1. Усвоение новых знаний.

В наших лесах живёт много разных животных. Они различаются по величине и способу питания: -растительноядные: белка, заяц, олень, лось, насекомые….. -хищные: куница, лиса, волк, сокол, ястреб …. -всеядные: кабан, медведь, енот…

Одни из них живут в дуплах: белки, куницы;

Другие в норах: кролики, волки, лисы или в берлогах: медведи. Некоторые ночуют просто в зарослях кустарников: кабан, лось; траве: насекомые.

Как важно не спугнуть очарование природы, не нарушить её тонкого звучания, А иногда – и помочь ей, спасти, защитить. Вот почему Природа смотрит на нас с тревогой и надеждой.

Домашние животные – это коровы,  овцы, свиньи, собаки, коты и т.д.

Значение животных - продукты питания - сырье для промышленности - друзья человека

lV.                 Закрепление

Тема Брейн – ринга «Знаешь ли ты животных?»

БРЕЙН – РИНГ ПРАВИЛА ИГРЫ: играют 2 команды, в команде по 6 человек, команда выбирает ответ из нескольких вариантов, при правильном ответе команда получает балл, побеждает команда, набравшая больше баллов, победители награждаются.

1.ЗАЧЕМ КУЗНЕЧИКУ САБЛЯ?

а) для сражений,

б) для откладки яиц,

в) для красоты.

Сабля принадлежит самке и служит орудием… для откладки яиц.

2. ПОЧЕМУ СУСЛИКУ ЗИМОЙ НЕ СПИТСЯ?

а) боится замёрзнуть,

б) вспоминает о лете,

в) стережёт свои запасы.

Суслик просыпается зимой через каждые 10-15 дней. За несколько часов бодрствования его надпочечники успевают выделить порцию гормонов, нужных для обогревания суслика. Хомяк просыпается через 2-3 дня.

3. КОГДА ЩУКА НА БЕРЕГ ВЫХОДИТ?

а) никогда не выходит,

 б) в жаркий летний день,

в) весной, по холодку.

3 Весной, как только прогреется вода в заливчиках, вдоль берегов речек и озёр, вылезают на отмель огромные щуки метать икру.

 4. ЗАЧЕМ ЗАЙЦУ БОЛЬШИЕ УШИ?

 а) чтобы лучше слышать,

б) чтобы не перегреться,

в) для торможения на поворотах.

В жару заячьи уши отводят треть тепла, образующегося при обмене веществ. Лишнее тепло улетучивается через тонкие горячие заячьи уши с большим количеством кровеносных сосудов.

5. ВКУСНЫ ЛИ ПТИЧЬИ ГНЁЗДА?

 а) они же не съедобны,

б) не хуже куриных яиц,

в) совершенно не вкусные.

Живут в Юго—Восточной Азии ( Китай, Вьетнам, Бирма, Индонезия) стрижи салангалы, и «вьют» они свои гнёзда на скалах… из слюны. Местные жители собирают их и отваривают в курином бульоне или кипятке. Говорят, что это вкусно и питательно, напоминает белок куриного яйца.

6. УМЫВАЮТСЯ ЛИ НАСЕКОМЫЕ?

а) никогда,

б) не всегда и не все,

в) многие, и довольно тщательно.

Вы когда-нибудь видели грязное насекомое? Муха, побывав на всякой гадости, так крутит голову передними лапками, что того и гляди оторвёт её. Так же умываются и другие насекомые.

7. НА КОГО ПОХОЖА МЕДВЕДКА?

а) на медведя,

 б) на саму себя,

в) на крота.

Похожа на крота. Такое же тело с зауженной вперёд головой, лапы, вывернутые наружу, приспособленные для копания ходов под землёй.

8. ЧЕМ ПОЛЕЗЕН КОМАР?

а) опыляет растения,

б) служит пищей рыбам и птицам,

в) только вреден.

Совсем недавно учёные выяснили, что за Полярным кругом по ночам самцы и самки комаров перелетают от цветка к цветку, питаются нектаром и попутно опыляют растения. Ведь в тундре и тайге очень мало пчёл и шмелей.

9.МОЖНО ЛИ ХВОСТОМ НАПИТЬСЯ?

 а) можно и довольно легко,

б) можно, но затруднительно, в) невозможно.

Африканские обезьяны бабуины так и поступают, когда до воды ни руками, ни ртом не достать. Обмакнёт обезьяна хвост в воду, а затем его обсасывает, и так— несколько раз (стакана 3-4 воды наберётся). А больше им и не надо, ведь бабуины пьют мало.

10.ЗАЧЕМ СТРАУС ГОЛОВУ В ПЕСОК ПРЯЧЕТ?

а) от страха,

б) освобождается от паразитов,

в) разыскивает пищу.

Закрыв свои большие глаза, опустив голову в песок, страус ждёт (сколько вытерпит) пока погибнут или сбегут с головы все паразиты. Поле этого он погружает в песок шею, грудь, взбивает песок крыльями, то есть принимает песочные ванны.

11.ЗАЧЕМ ЗВЕРИ РАНЫ ЗАЛИЗЫВАЮТ?

а) чтобы быстрее заживали,

б) просто от боли,

в) с гигиенической целью.

Кроме ферментов, убивающих микробов, в слюне обнаружен особый белок, стимулирующий размножение клеток кожи и образование кровеносных капилляров.

12. НАЗВАНИЕ КАКИХ ЖИВОТНЫХ СОСТОИТ ИЗ 2-Х БУКВ?

( уж, ёж, як…)

13.НАЗВАНИЕ КАКИХ ЖИВОТНЫХ СОСТОИТ ИЗ 3-Х БУКВ? (сом, язь, сиг, чиж, сыч, ара – попугай, рак, жук, оса, лев, бык, вол, кот…)

14. УГАДАЙ ЖИВОТНОЕ:

  1. Горбоносый, длинноногий,

Великан ветвисторогий

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге,

Коль такого довелось

Встретить, знайте, это… (лось)

  1. Возле дуба острым рылом

Деловито землю рыл он.

Видно, жёлуди искал.

Я пугать его не стал. (кабан)

  1. Он, как ёлка, весь в иголках,

Ловит смело страшных змей.

И хотя он очень колкий,

Обижать его не смей!

Он в лесу живёт, но вхож

И в сады, отважный … (ёж)

  1. Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит.

Камнем падает с высот

И в полях поёт, поёт. (жаворонок)

  1.  Пусть я птичка -- невеличка,

У меня, друзья привычка – Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда. (снегирь)

  1. Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждёт.

Чужие песни петь умеет,

 А всё же голос свой имеет. (скворец)

VI. Подведение итогов урока.

VII. . Домашнее задание §16, стр 62 - 66


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: ″Значение живых организмов в природе и жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по теме 2 Многообразие живых организмов″

Цели урока:Содержательная  (предметные результаты):- формировать умение объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека;Деятельностная:- формирование у учащихся умений реализовать ...

конспект урока биологии в 5 классе "ЗНАЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА" и самоанализ урока

      На данном уроке учащиеся научатся различать изученные объекты в природе на рисунках ; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль...

"Значение животных в природе и жизни человека"

Юсупова Нина Георгиевна учитель биологииМБОУ « Алмалинская СОШ»Биология5 класс« Биология. Введение в биологию» А. А. Плешаков, Н. И. Сонин, 2015 год.1 час.Урок 22Значение живот...

Урок «Значение животных в природе и жизни человека»

Формирование интереса учащихся к изучению взаимосвязей в экосистемах и в биосфере в целом....

Значение животных в природе и жизни человека

Цель урока: обобщить знания о значении животных в природе и жизни человека.Задачи: рассмотреть и описать значение животных, проконтролировать степень усвоения учебного материала, закладывать...

презентация к уроку на тему "Значение животных в природе и жизни человека"

Презентация предназначена для использования на уроке биологии  с учащимися 5 класса при изучении темы "Значение животных в природе и жизни человека"...

Урок "Значение живых организмов в природе и жизни человека"

формировать умение объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека...