Значение животных в природе и жизни человека
план-конспект урока по биологии
Цель урока: обобщить знания о значении животных в природе и жизни человека.
Задачи: рассмотреть и описать значение животных, проконтролировать степень усвоения учебного материала, закладывать основу биоэтических взглядов, демонстрируя ценность и условную «полезность» и «вредность» животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_zhivotnyh_v_prirode_i_zhizni_cheloveka.docx | 18.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Значение животных в природе и жизни человека»
Цель урока: обобщить знания о значении животных в природе и жизни человека.
Задачи: рассмотреть и описать значение животных, проконтролировать степень усвоения учебного материала, закладывать основу биоэтических взглядов, демонстрируя ценность и условную «полезность» и «вредность» животных.
Оборудование: учебник по биологии, проектор, компьютер, презентация.
Тип урока: комбинированный
План урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
3. Изучение нового материала
4. Закрепление знаний
5. Рефлексия
6. Домашнее задание
Ход урока:
1. Организационный момент:
· Приветствие
· Проверка отсутствующих.
· Наличие на партах необходимых материалов к уроку.
· Учащимся сообщаются цели и задачи урока.
2.Актуализация знаний
Фронтальная беседа.
1. Что общего у всех позвоночных животных?
2.Какие из позвоночных животных дышат жабрами?
3.Какие приспособления имеют животные, обитающие в водной среде?
4.Жизнь каких животных неразрывно связана с водой, так и с сушей?
5. Какие животные считаются первыми настоящими наземными животными?
6. Какие особенности строения птиц связаны с её способностью к полёту?
7.Какие признаки имеются у млекопитающих?
8 Из предложенного списка животных выберите представителей млекопитающих.
Лось, речной рак, дельфин, воробей, гепард, осётр, зубр, скорпион, угорь, ондатра.
9Найдите лишнее животное и укажите, по какому признаку вы его выбрали?
Олень, белый медведь, куропатка, верблюд.
Куропатка — это птица, а все остальные представители — млекопитающие.
10.Вставьте пропущенные слова
- позвоночные теплокровные животные, тело которых покрыто перьями, называются ……птицами
- всех животных делят на две большие группы - …… и ……. беспозвоночные и позвоночные
- животных, которые кормятся как растительной, так и животной пищей, называют…….всеядными
3.Мотивация к изучению нового материала
Учитель: Все позвоночные животные отличаются друг от друга строением тела, местами обитания и способами питания. Одни животные растительноядные, другие хищники, третьи всеядны, некоторые живут в дуплах, птицы строят гнёзда, грызуны живут в норах. В настоящее время человеку важно не нарушать очарование природы и её красоту, а иногда и помочь ей, спасти и защитить.
Проблемный вопрос.
Какую роль играют животные в природе? Почему нужно природе помогать, защищать её, и даже спасать?
Учащиеся: (озвучивают тему и цель урока.)
Учитель: уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
4.Изучение новой темы.
Значение животных для человека:
Охота на диких животных значительно снизилась, так как мясо, шерсть и молоко стали получать от домашних животных.
Рыболовство, особенно морское, промысел ракообразных и моллюсков также имеет важное значение для получения витаминов и пищевых продуктов.
Лошадей, собак, верблюдов человек использует, как транспорт. Яд змей используют для получения лекарств. Животные приносят много пользы, но есть и те, которые наносят вред и даже могут быть опасны для человека.
Особую опасность могут нанести ядовитые животные.
Животные
Дикие Домашние
Живут в природе. Живут рядом с человеком
Сами заботятся о себе и Человек заботится о
О своем потомстве. самом животном и его
потомстве.
Учащиеся записывают схему в тетрадь.
Вопрос учащимся: «Откуда появились домашние животные?» Давным-давно, когда не было городов, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, они с трудом находили себе пищу. И вот один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Так люди приручили древних волков, от которых позднее произошли собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек не может жить без своих домашних друзей и помощников.
Каких домашних животных вы знаете? (коровы, овцы, козы, лошади, свиньи, собаки, кролики, куры, утки, гуси, индейки).
Вопрос учащимся: «Как вы думаете, чем домашние животные отличаются от диких?» (Люди кормят домашних животных, строят им жилища, заботятся об их потомстве).
Дикими называют животных, потому что в природе им надо самостоятельно заботиться о себе и о своем потомстве, строить жилище и выводить потомство.
Значение в природе:
Ещё совсем недавно люди не задумывались , что многие виды животных исчезли с лица Земли. Сегодня учёные бьют тревогу. Чтобы защитить создана Красная книга и государственные законы: «Закон о защите окружающей среды». В Красную книгу Дагестана занесено206 видов редких животных. Богатейшая природа Дагестана нуждается в охране и защите. С этой целью созданы заповедники и заказники: Дагестанский, Самурский и Тляратинский. Животные Красной книги. (Слайды)
Давайте представим, что диких животных не станет. Какова роль диких животных в природе?
- регулируют рост и развитие диких растений;
- регулируют численность других животных;
- выполняют роль санитаров;
- служат основным источником пищи для других животных;
- образуют пищевые связи;
- способствуют опылению растений и распространению семян;
- учавствуют в образовании почвы.
Вопрос учащимся: «Какое значение имею животные для человека? Что человек получает от домашних животных?»
- источник продуктов питания;
- сырье для промышленности ( шерсть, кожа, мех и т.д.);
- некоторые животные являются друзьями человека.
Только нужно помнить, что они приносят не только пользу, но и наносят вред.
Многие насекомые, грызуны наносят ущерб сельскохозяйственным культурам. Одни из них повреждают плоды культурных растений, например личинки яблонной плодожорки. Другие поедают листья и корни растений, например колорадский и майский жуки и их личинки. Мыши, амбарные клещи уничтожают зерно в хранилищах.
Некоторые насекомые разрушают изделия из древесины, повреждают зеленые насаждения (жуки-древоточцы, короеды). Личинки других насекомых повреждают изделия из шерсти и кожи (моль).
Есть животные, вызывающие болезни животных и человека (клещи, аскариды, острицы, бычий и свиной цепни и др.). Кроме того, комнатные мухи, комары, вши, блохи, клопы являются переносчиками различных заболеваний животных и человека.
Что мы с вами должны сделать , чтобы защитить животных?(Ответы детей)
Мы должны заботиться о братьях наших меньших, потому что, человек сам часть природы.
4.Закрепление знаний
1. Учитель предлагает учащимся из перечисленного ряда животных выбрать диких: корова, белка, курица, овца, заяц, волк, лошадь, лось, зубр, медведь, тигр, слон.
2. Закончите предложение. Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами себе устраивают жилье, выводят потомство, называются………………(Дикими).
3. Животные, которых люди разводят, кормят и защищают, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются…………(Домашними).
5.Рефлексия
- Что нового сегодня узнали на уроке.
- Выставление оценок
6 .Домашнее задание
Стр: 100-101, подготовить сообщение о любом диком или домашнем животном, о роли животных в жизни человека, составить кроссворд на тему: «Животные Красной книги Дагестана».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение грибов в природе и жизни человека.
Обощающий урок по теме "Грибы"...
Многообразие насекомых. Значение насекомых в природе и жизни человека.
Обощающий урок по тме "Насекомые" Его хорошо проводить в форме соревнования....
Тема урока: "Значение животных в природе и жизни человека."
биология – 5 классТема урока: Значение животных в природе и жизни человека. Цель урока: Обеспечить в ходе урока закрепление раздела «Многообразие живых организмов» Задачи: Образовательные: ...
конспект урока биологии в 5 классе "ЗНАЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА" и самоанализ урока
На данном уроке учащиеся научатся различать изученные объекты в природе на рисунках ; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль...
"Значение животных в природе и жизни человека"
Юсупова Нина Георгиевна учитель биологииМБОУ « Алмалинская СОШ»Биология5 класс« Биология. Введение в биологию» А. А. Плешаков, Н. И. Сонин, 2015 год.1 час.Урок 22Значение живот...
Урок «Значение животных в природе и жизни человека»
Формирование интереса учащихся к изучению взаимосвязей в экосистемах и в биосфере в целом....
презентация к уроку на тему "Значение животных в природе и жизни человека"
Презентация предназначена для использования на уроке биологии с учащимися 5 класса при изучении темы "Значение животных в природе и жизни человека"...