Значение животных в природе и жизни человека
план-конспект урока по биологии

Ашурбекова Имрат Мирзаевна

Цель урока: обобщить знания о значении животных в природе и жизни человека.

Задачи: рассмотреть и описать значение животных, проконтролировать степень усвоения учебного материала, закладывать основу биоэтических взглядов, демонстрируя ценность и условную «полезность» и «вредность» животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_zhivotnyh_v_prirode_i_zhizni_cheloveka.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Значение животных в природе и жизни человека»

Цель урока: обобщить знания о значении животных в природе и жизни человека.

Задачи: рассмотреть и описать значение животных, проконтролировать степень усвоения учебного материала, закладывать основу биоэтических взглядов, демонстрируя ценность и условную «полезность» и «вредность» животных.

Оборудование: учебник по биологии, проектор, компьютер, презентация.

Тип урока: комбинированный

План урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

3. Изучение нового материала

4. Закрепление знаний

5. Рефлексия

6. Домашнее задание

Ход урока:

1. Организационный момент:

· Приветствие

· Проверка отсутствующих.

· Наличие на партах необходимых материалов к уроку.

· Учащимся сообщаются цели и задачи урока.

2.Актуализация знаний

Фронтальная беседа.

1. Что общего у всех позвоночных животных?

2.Какие из позвоночных животных дышат жабрами?

3.Какие приспособления имеют животные, обитающие в водной среде?

4.Жизнь каких животных неразрывно связана с водой, так и с сушей?

5. Какие животные считаются первыми настоящими наземными животными?

6. Какие особенности строения птиц связаны с её способностью к полёту?

7.Какие признаки имеются у млекопитающих?

8 Из предложенного списка животных выберите представителей млекопитающих.

Лось, речной рак, дельфин, воробей, гепард, осётр, зубр, скорпион, угорь, ондатра.

9Найдите лишнее животное и укажите, по какому признаку вы его выбрали?

Олень, белый медведь, куропатка, верблюд.

Куропатка — это птица, а все остальные представители — млекопитающие.

10.Вставьте пропущенные слова

- позвоночные теплокровные животные, тело которых покрыто перьями, называются ……птицами

- всех животных делят на две большие группы - …… и ……. беспозвоночные и позвоночные

- животных, которые кормятся как растительной, так и животной пищей, называют…….всеядными

3.Мотивация к изучению нового материала

Учитель: Все позвоночные животные отличаются друг от друга строением тела, местами обитания и способами питания. Одни животные растительноядные, другие хищники, третьи всеядны, некоторые живут в дуплах, птицы строят гнёзда, грызуны живут в норах. В настоящее время человеку важно не нарушать очарование природы и её красоту, а иногда и помочь ей, спасти и защитить.

Проблемный вопрос.

Какую роль играют животные в природе? Почему нужно природе помогать, защищать её, и даже спасать?

Учащиеся: (озвучивают тему и цель урока.)

Учитель: уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

4.Изучение новой темы.

Значение животных для человека:

Охота на диких животных значительно снизилась, так как мясо, шерсть и молоко стали получать от домашних животных.

Рыболовство, особенно морское, промысел ракообразных и моллюсков также имеет важное значение для получения витаминов и пищевых продуктов.

Лошадей, собак, верблюдов человек использует, как транспорт. Яд змей используют для получения лекарств. Животные приносят много пользы, но есть и те, которые наносят вред и даже могут быть опасны для человека.

Особую опасность могут нанести ядовитые животные.

Животные

Дикие Домашние

Живут в природе. Живут рядом с человеком

Сами заботятся о себе и Человек заботится о

О своем потомстве. самом животном и его

потомстве.

Учащиеся записывают схему в тетрадь.

Вопрос учащимся: «Откуда появились домашние животные?» Давным-давно, когда не было городов, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, они с трудом находили себе пищу. И вот один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Так люди приручили древних волков, от которых позднее произошли собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек не может жить без своих домашних друзей и помощников.

Каких домашних животных вы знаете? (коровы, овцы, козы, лошади, свиньи, собаки, кролики, куры, утки, гуси, индейки).

Вопрос учащимся: «Как вы думаете, чем домашние животные отличаются от диких?» (Люди кормят домашних животных, строят им жилища, заботятся об их потомстве).

Дикими называют животных, потому что в природе им надо самостоятельно заботиться о себе и о своем потомстве, строить жилище и выводить потомство.

Значение в природе:

Ещё совсем недавно люди не задумывались , что многие виды животных исчезли с лица Земли. Сегодня учёные бьют тревогу. Чтобы защитить создана Красная книга и государственные законы: «Закон о защите окружающей среды». В Красную книгу Дагестана занесено206 видов редких животных. Богатейшая природа Дагестана нуждается в охране и защите. С этой целью созданы заповедники и заказники: Дагестанский, Самурский и Тляратинский. Животные Красной книги. (Слайды)

Давайте представим, что диких животных не станет. Какова роль диких животных в природе?

- регулируют рост и развитие диких растений;

- регулируют численность других животных;

- выполняют роль санитаров;

- служат основным источником пищи для других животных;

- образуют пищевые связи;

- способствуют опылению растений и распространению семян;

- учавствуют в образовании почвы.

Вопрос учащимся: «Какое значение имею животные для человека? Что человек получает от домашних животных?»

- источник продуктов питания;

- сырье для промышленности ( шерсть, кожа, мех и т.д.);

- некоторые животные являются друзьями человека.

Только нужно помнить, что они приносят не только пользу, но и наносят вред.

Многие насекомые, грызуны наносят ущерб сельскохозяйственным культурам. Одни из них повреждают плоды культурных растений, например личинки яблонной плодожорки. Другие поедают листья и корни растений, например колорадский и майский жуки и их личинки. Мыши, амбарные клещи уничтожают зерно в хранилищах.

Некоторые насекомые разрушают изделия из древесины, повреждают зеленые насаждения (жуки-древоточцы, короеды). Личинки других насекомых повреждают изделия из шерсти и кожи (моль).

Есть животные, вызывающие болезни животных и человека (клещи, аскариды, острицы, бычий и свиной цепни и др.). Кроме того, комнатные мухи, комары, вши, блохи, клопы являются переносчиками различных заболеваний животных и человека.

Что мы с вами должны сделать , чтобы защитить животных?(Ответы детей)

Мы должны заботиться о братьях наших меньших, потому что, человек сам часть природы.

4.Закрепление знаний

1. Учитель предлагает учащимся из перечисленного ряда животных выбрать диких: корова, белка, курица, овца, заяц, волк, лошадь, лось, зубр, медведь, тигр, слон.

2. Закончите предложение. Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами себе устраивают жилье, выводят потомство, называются………………(Дикими).

3. Животные, которых люди разводят, кормят и защищают, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются…………(Домашними).

5.Рефлексия

  • Что нового сегодня узнали на уроке.
  • Выставление оценок

6 .Домашнее задание

Стр: 100-101, подготовить сообщение о любом диком или домашнем животном, о роли животных в жизни человека, составить кроссворд на тему: «Животные Красной книги Дагестана».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение грибов в природе и жизни человека.

Обощающий урок по теме "Грибы"...

Многообразие насекомых. Значение насекомых в природе и жизни человека.

Обощающий урок по тме "Насекомые" Его хорошо проводить в форме соревнования....

Тема урока: "Значение животных в природе и жизни человека."

биология – 5  классТема урока: Значение животных в природе и жизни человека. Цель урока: Обеспечить в ходе урока закрепление раздела «Многообразие живых организмов» Задачи: Образовательные: ...

конспект урока биологии в 5 классе "ЗНАЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА" и самоанализ урока

      На данном уроке учащиеся научатся различать изученные объекты в природе на рисунках ; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль...

"Значение животных в природе и жизни человека"

Юсупова Нина Георгиевна учитель биологииМБОУ « Алмалинская СОШ»Биология5 класс« Биология. Введение в биологию» А. А. Плешаков, Н. И. Сонин, 2015 год.1 час.Урок 22Значение живот...

Урок «Значение животных в природе и жизни человека»

Формирование интереса учащихся к изучению взаимосвязей в экосистемах и в биосфере в целом....

презентация к уроку на тему "Значение животных в природе и жизни человека"

Презентация предназначена для использования на уроке биологии  с учащимися 5 класса при изучении темы "Значение животных в природе и жизни человека"...