Рабочая программа по биологии для 5 класса по программе Сонина Н.И.. ФГОС
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Данная рабочая программа составлена для работы по учебнику «Биология. Введение в биологию» А.А.Плешаков, Н.И.Сонин - /рекомендовано Министерством образования и науки РФ / - М.: Дрофа, 2013 - линейный курс. Большинство педагогов сталкивается с различными проблемами при составлении рабочих программ, соответствующих ФГОС. Предлагаю вам рабочую программу в формате Word с тематическим планированием в виде таблицы, отвечающую основным требованиям к рабочим программам ФГОС. Каждый учитель по своему усмотрению может добавить нужные ему графы. Желаю успеха!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp-biologiya.5_klass.docx | 72.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия Перспектива г.о.Самара
Ассоциированная школа ЮНЕСКО
Рабочая программа по биологии
для 5 класса
на 2015/16 учебный год
Учитель: Анисимова Е.А.
Пояснительная записка
Предметная рабочая программа по биологии адресована 5 классам основной школы общеобразовательных учреждений.
Исходными документами для составления рабочей программы явились:
- Закон "Об образовании в Российской Федерации" №273 ФЗ от 27.12.12г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, утвержденный приказом Министерства Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 г.;
-Федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ №1994 от 03.06.2011 г.;
-федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализуемых образовательные программы основного общего образования на 2015/16 учебный год;
-учебный план МБОУ гимназии «Перспектива» городского округа Самара Ассоциированная школа ЮНЕСКО;
- Примерная программа основного общего образования по биологии // Примерные программы по учебным предметам. Биология.5-9 классы. -М: Просвещение, 2012;
- Программа основного общего образования. Биология. 5—9 классы. Линейный курс (авторы Н. И. Сонин, В. Б. Захаров). // Биология. 5-9 классы. Рабочие программы. ФГОС / под ред. Пальдяевой Г.М.. – М.: Дрофа, 2015
Авторской программе соответствует учебник: «Биология. Введение в биологию» А.А.Плешаков, Н.И.Сонин - /рекомендовано Министерством образования и науки РФ / - М.: Дрофа, 2013.
Место учебного предмета в решении общих целей и задач
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, основ его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли промышленности и хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
Содержание курса биологии 5 класса помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и гуманитарных дисциплин, природы и общества, направлено на формирование и развитие личности учащихся в процессе использования разнообразных видов учебной деятельности. При обучении биологии в 5-ом классе начинают вырабатываться учебные действия, позволяющие видеть проблемы, ставить цели и задачи для их решения, развивать познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь использовать полученные результаты в практической деятельности.
Цели и задачи
Основные направления биологического образования, которые закладываются в курсе 5-го класса:
- обеспечение внутрипредметной интеграции;
- реализация межпредметной интеграции биологии с другими естественнонаучными дисциплинами;
- отражение интеграции биологического и гуманитарного знания, связей биологии с нравственно-эстетическими и экологическими ценностями общества;
- воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде и собственному здоровью; экологической, гигиенической грамотности; культуры поведения в природе.
Биология в 5 классе представлен курсом «Введение в биологию», который как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
- начальное формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной картины мира;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладение умением формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты»
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические
знания с объективными реалиями жизни;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения измерений и оценки полученных результатов.
Роль предмета в формировании УУД
Личностные УУД, формируемые при изучении биологии в 5 классе:
- Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических ценностей российского общества: воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности школьника к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий;
- Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
- Формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
- Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения;
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской и др. деятельности;
- Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в различных ситуациях;
- Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, анализ и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,
договариваться друг с другом и т.д.)
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю в 5 классе (всего 34 часа).
Особенности организации учебного процесса
В основу данного курса положен системно-деятельностный подход. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. При организации учебного процесса особое внимание будет уделено дидактическим играм, дискуссиям, проектной деятельности учащихся. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний. В содержание курса включены сведения из географии, химии и экологии.
Формы контроля: индивидуальный опрос, тестирование, защита проектов.
Методическое оснащение курса
- Литература
-Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, любое издание.
- Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, любое издание.
- Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, любое издание.
2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели цветков.
3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование
4. Демонстрационные таблицы.
5. Географические карты материков: «Физическая карта полушарий», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России»
6. Экранно-звуковые средства: видеофрагметы и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса биологии
7. Электронно-образовательные ресурсы: | ||||||||||||||||||||||||||||||
8. Электронно-програмное обеспечение:
Учебно-тематический план
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Биология. Введение в биологию. 5 класс Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8ч) Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели. Лабораторные и практические работы ЛР№1.Устройство ручной лупы, светового микроскопа. ПР№1. Строение клеток кожицы чешуи лука. ПР№2. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов. Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч) Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы. Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6ч) Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество. Лабораторные и практические работы ЛР№2. Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания Раздел 4. Человек на Земле (6 ч) Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. Демонстрация Ядовитые растения и опасные животные своей местности. Лабораторные и практические работы Измерение своего роста и массы тела. ПР№3. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Требования к уровню подготовки обучающихся По окончании изучения курса биологии 5 класса учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Литература для учителя
Литература для ученика
Дополнительная литература
|
Тематическое планирование уроков биологии в 5 классе
Предмет | Класс | Вариант | ||||||
Биология | 5 | Живой орг-изм | ||||||
Раздел | Номер урока | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Личностные УУД | Метапредметные познавательные УУД | Метапредметные коммуникатив-ные УУД | Метапредметные регулятивные УУД |
Живой организм | 1 | Что такое живой организм. Признаки живого. | 1 | Должны знать: Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов. Должны уметь: объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни. | Формирование ответственного отношения к обучению. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Осмысление понятие «живой организм» | Должны уметь: проводить простейшие наблюдения; систематизиро-вать и обобщать разные виды информации. | Должны уметь: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; отстаивать свою точку зрения; сотрудничать с участниками учебного процесса | Должны уметь: ставить учебную задачу; составлять план выполнения учебной задачи; прогнозировать, и контролировать, свою деятельность; оценивать и корректировать свои знания. |
2 | Науки о живой природе | 1 | Должны знать: Биология наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Должны уметь: объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни. | Формирование ответственного отношения к обучению. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Конкретизация понятия о разнообразии наук о природе | Должны уметь: проводить простейшие наблюдения,; систематизиро-вать и обобщать разные виды информации. | Должны уметь: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; отстаивать свою точку зрения; сотрудничать с участниками учебного процесса | Должны уметь: ставить учебную задачу; составлять план выполнения учебной задачи; прогнозировать, и контролировать, свою деятельность; оценивать и корректировать свои знания. | |
3 | Методы изучения природы. | 1 | Должны знать: Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Должны уметь: характеризовать методы биологических исследований работать с лупой и световым микроскопом. | Формирование ответствен-ного отношения к обучению. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Осмысление методов изучения природы. Структурирование и обобщение полученных знаний, приобретение навыков их использования | Должны уметь: проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты; ; систематизиро-вать и обобщать разные виды информации. | Должны уметь: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; отстаивать свою точку зрения; сотрудничать с участниками учебного процесса | Должны уметь: ставить учебную задачу; составлять план выполнения учебной задачи; прогнозировать, и контролировать, свою деятельность; оценивать и корректировать свои знания. | |
4 | Увеличи-тельные приборы. ЛР№1 «Устройст-во увеличи-тельных приборов и правила работы с ними». | 1 | Должны знать: Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Должны уметь: характеризовать методы биологических исследований , работать с лупой и световым микроскопом , соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии. | Формирование ответственного отношения к обучению. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Понимание важности открытия увеличительных приборов. Структурирование и обобщение полученных знаний, приобретение навыков их использования | Должны уметь: проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты; систематизиро-вать и обобщать разные виды информации. | Должны уметь: слушать и вступать в диалог; сотрудничать с участниками учебного процесса | Должны уметь: ставить учебную задачу; составлять план выполнения учебной задачи; прогнозировать, и контролировать, свою деятельность; оценивать и корректировать свои знания, доделывать до конца начатое задание | |
5 | Живые клетки. ПР№1. «Строение клеток кожицы чешуи лука» | 1 | Должны знать: основные органоиды клетки. Должны уметь: узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки, соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии. | Формирование ответственного отношения к обучению. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Формирование представление о единстве живого. Осознание единства строения клеток. Структурирование и обобщение полученных знаний, приобретение навыков их использования | Должны уметь: проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты; систематизиро-вать и обобщать разные виды информации. | Должны уметь: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; отстаивать свою точку зрения; сотрудничать с участниками учебного процесса | Должны уметь: ставить учебную задачу; составлять план выполнения учебной задачи; прогнозировать, и контролировать, свою деятельность; оценивать и корректировать свои знания, доделывать до конца начатое задание | |
6 | Химический состав клетки. | 1 | Должны знать: основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки. Должны уметь: объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке. | Формирование ответственного отношения к обучению. Формировать познавательный интерес. Формирование представление о единстве живого. Осознание сложности строения клеток. Структурирование и обобщение полученных знаний, приобретение навыков их использования | Должны уметь: проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты; систематизиро-вать и обобщать разные виды информации. | Должны уметь: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; отстаивать свою точку зрения; сотрудничать с участниками учебного процесса | Должны уметь: ставить учебную задачу; составлять план выполнения учебной задачи; прогнозировать, и контролировать, свою деятельность; оценивать и корректировать свои знания, доделывать до конца начатое задание | |
7 | Вещества и явления в окружающем мире. ПР№2 «Опреде-ление физических свойств белков, жиров, углеводов». | 1 | Должны знать: Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Должны уметь: объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке. | Формирование ответственного отношения к обучению. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Формирование осознания ценности живых объектов. Структурирование и обобщение полученных знаний, приобретение навыков их использования | Должны уметь: проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты; ставить учебную задачу под руководством учителя; систематизиро-вать и обобщать разные виды информации, составлять план выполнения учебной задачи. | Должны уметь: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; отстаивать свою точку зрения; сотрудничать с участниками учебного процесса | Должны уметь: ставить учебную задачу; составлять план выполнения учебной задачи; прогнозировать, и контролировать, свою деятельность; оценивать и корректировать свои знания, доделывать до конца начатое задание | |
8 | Великие естество-испытатели | 1 | Должны знать: ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы. | Формирование ответственного отношения к обучению. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Понимание роли исследований и открытий ученых-биологов в развитии представлений о живой природе | Должны уметь: проводить простейшие наблюдения; систематизиро-вать и обобщать разные виды информации | Должны уметь: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; отстаивать свою точку зрения; сотрудничать с участниками учебного процесса | Должны уметь: ставить учебную задачу; составлять план выполнения учебной задачи; прогнозировать, и контролировать, свою деятельность; оценивать и корректировать свои знания | |
Многообра-зие живых организмов | 1(9) | Как развивалась жизнь на Земле | 1 | Должны знать: Основные этапы развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. | Формирование ответственного отношения к обучению. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Умение применять полученные знания для объяснения возникновения и развития жизни на Земле. | Должны уметь: проводить простейшую классификацию живых организ-мов по отдель-ным царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи | Должны уметь: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; отстаивать свою точку зрения; сотрудничать с участниками учебного процесса | Должны уметь: ставить учебную задачу; составлять план выполнения учебной задачи; прогнозировать, и контролировать, свою деятельность; оценивать и корректировать свои знания. |
2(10) | Разнообра-зие живого | 1 | Должны знать: Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Должны уметь: определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы | Формирование ответственного отношения к обучению. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Формирование этического отношения к живым организмам. Корректировка понятия о разнообразии живых организмов. Формирование осознания ценности живых объектов | Должны уметь: проводить простейшую классификацию живых организ-мов по отдель-ным царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи | Должны уметь: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; отстаивать свою точку зрения; сотрудничать с участниками учебного процесса | Должны уметь: ставить учебную задачу; составлять план выполнения учебной задачи; прогнозировать, и контролировать, свою деятельность; оценивать и корректировать свои знания. | |
3(11) | Бактерии | 1 | Должны знать: Существенные признаки представителей царства Бактерии. Должны уметь: определять принадлежность биологических объектов к царству Бактерии; различать изученные объекты в природе, на таблицах; объяснять роль бактерий в природе и в жизни человека. | Формирование ответственного отношения к обучению. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий. Формирование осознания ценности живых объектов | Должны уметь: проводить простейшую классификацию живых организ-мов; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; самостоятельно готовить устное сообщение | Должны уметь: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; отстаивать свою точку зрения; сотрудничать с участниками учебного процесса | Должны уметь: ставить учебную задачу; составлять план выполнения учебной задачи; прогнозировать, и контролировать, свою деятельность; оценивать и корректировать свои знания. | |
4(12) | Грибы | 1 | Должны знать: Существенные признаки представи-телей царства Грибы. Должны уметь: определять принад-лежность биологи-ческих объектов к царству Грибы; различать изученные объекты в природе, на таблицах; объяснять роль грибов в природе и в жизни человека. | Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Установление эстетической ценности биологических объектов. | Должны уметь: проводить прос-тейшую класси-фикацию живых организмов по отдельным царствам; использовать дополнительные источники инфор-мации; самосто-ятельно готовить устное сообщение | Должны уметь: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; отстаивать свою точку зрения; сотрудничать с участниками учебного процесса | Должны уметь: ставить учебную задачу; составлять план выполнения учебной задачи; прогнозировать, и контролировать, свою деятельность; оценивать и корректировать свои знания. | |
5(13) | Растения. Водоросли. | 1 | Должны знать: Существенные признаки представителей царства Растения , представителей Низших растений. Должны уметь: определять принад-лежность биологи-ческих объектов к водорослям; различать их в природе, на таблицах; объяснять роль водорослей в природе и в жизни человека. | Формирование ответственного отношения к обучению. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Понимание роли водорослей в природе и жизни человека. Установление эстетической ценности биологических объектов. | Должны уметь: проводить прос-тейшую класси-фикацию живых организмов по отдельным царствам; использовать дополнительные источники инфор-мации; самосто-ятельно готовить устное сообщение на 2— 3 мин. | Должны уметь: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; отстаивать свою точку зрения; сотрудничать с участниками учебного процесса | Должны уметь: ставить учебную задачу; составлять план выполнения учебной задачи; прогнозировать, и контролировать, свою деятельность; оценивать и корректировать свои знания. | |
6(14) | Мхи | 1 | Должны знать: Существенные признаки представи-телей Отдела Моховидные Должны уметь: определять принад-лежность биологи-ческих объектов к Отделу Моховидные; различать их в природе, на таблицах; объяснять роль мхов в природе и в жизни человека. | Формирование ответственного отношения к обучению. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Понимание роли мхов в природе и жизни человека. Установление эстетической ценности биологических объектов. | Должны уметь: проводить прос-тейшую класси-фикацию живых организмов по отдельным царствам; использовать дополнительные источники инфор-мации; самосто-ятельно готовить устное сообщение на 2— 3 мин. | Должны уметь: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; отстаивать свою точку зрения; сотрудничать с участниками учебного процесса | Должны уметь: ставить учебную задачу; составлять план выполнения учебной задачи; прогнозировать, и контролировать, свою деятельность; оценивать и корректировать свои знания. | |
7(15) | Папоротни-ки | 1 | Должны знать: Существенные признаки представи-телей Отдела Папоротниковидные Должны уметь: определять принад-лежность биологи-ческих объектов к Отделу Папоротниковидные; различать их в природе, на таблицах; объяснять роль папоротников в природе и в жизни человека. | Формирование ответственного отношения к обучению. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Понимание роли папоротников в природе и жизни человека. Установление эстетической ценности биологических объектов. | Должны уметь: проводить прос-тейшую класси-фикацию живых организмов по отдельным царствам; использовать дополнительные источники инфор-мации; самосто-ятельно готовить устное сообщение на 2— 3 мин. | Должны уметь: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; отстаивать свою точку зрения; сотрудничать с участниками учебного процесса | Должны уметь: ставить учебную задачу; составлять план выполнения учебной задачи; прогнозировать, и контролировать, свою деятельность; оценивать и корректировать свои знания. | |
8(16) | Голосемен-ные растения | 1 | Должны знать: Существенные признаки представителей отдела Должны уметь: определять принад-лежность биологических объектов к Отделу Голосеменные; различать их в природе, на таблицах; объяснять роль голосеменных в природе и в жизни человека. | Формирование ответственного отношения к обучению. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Понимание роли голосеменных растений в природе и жизни человека. Установление эстетической ценности биологических объектов. | Должны уметь: проводить прос-тейшую класси-фикацию живых организмов по отдельным царствам; использовать дополнительные источники инфор-мации; самосто-ятельно готовить устное сообщение на 2— 3 мин. | Должны уметь: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; отстаивать свою точку зрения; сотрудничать с участниками учебного процесса | Должны уметь: ставить учебную задачу; составлять план выполнения учебной задачи; прогнозировать, и контролировать, свою деятельность; оценивать и корректировать свои знания. | |
9(17) | Покрытосе-менные растения | 1 | Должны знать: Существенные признаки представителей царства Отдела Покрытосеменные Должны уметь: определять принад-лежность биологических объектов к Отделу Покрытосеменные; различать их в природе, на таблицах; объяснять роль цветковых в природе и в жизни человека. | Формирование ответственного отношения к обучению. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Понимание роли покрытосеменных растений в природе и жизни человека. Установление эстетической ценности биологических объектов. | Должны уметь: проводить прос-тейшую класси-фикацию живых организмов по отдельным царствам; использовать дополнительные источники инфор-мации; самосто-ятельно готовить устное сообщение на 2— 3 мин. | Должны уметь: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; отстаивать свою точку зрения; сотрудничать с участниками учебного процесса | Должны уметь: ставить учебную задачу; составлять план выполнения учебной задачи; прогнозировать, и контролировать, свою деятельность; оценивать и корректировать свои знания. | |
10(18) | Значение растений в природе и жизни человека | 1 | Должны знать: существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; основные признаки представителей царств живой природы. Должны уметь: определять принадлеж-ность биологических объектов к одному из царств живой природы; устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств; различать изученные объекты в природе, на таблицах; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека. | Формирование ответственного отношения к обучению. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Формирование осознания ценности живых объектов. | Должны уметь: проводить прос-тейшую класси-фикацию живых организмов по отдельным царствам; использовать дополнительные источники инфор-мации; самосто-ятельно готовить устное сообщение на 2— 3 мин. | Должны уметь: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; отстаивать свою точку зрения; сотрудничать с участниками учебного процесса | Должны уметь: ставить учебную задачу; составлять план выполнения учебной задачи; прогнозировать, и контролировать, свою деятельность; оценивать и корректировать свои знания. | |
11(19) | Животные. Простейшие. | 1 | Должны знать: Существенные признаки представителей царства Животные (Тип Простейшие) Должны уметь: определять принад-лежность биологических объектов к типу Простейшие; различать их в природе, на таблицах; объяснять роль простейших в природе и в жизни человека. | Формирование ответственного отношения к обучению. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Понимание роли покрытосеменных растений в природе и жизни человека. Формирование осознания ценности биологических объектов. | Должны уметь: проводить прос-тейшую класси-фикацию живых организмов по отдельным царствам; использовать дополнительные источники инфор-мации; самосто-ятельно готовить устное сообщение на 2— 3 мин. | Должны уметь: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; отстаивать свою точку зрения; сотрудничать с участниками учебного процесса | Должны уметь: ставить учебную задачу; составлять план выполнения учебной задачи; прогнозировать, и контролировать, свою деятельность; оценивать и корректировать свои знания. | |
12(20) | Беспозвоночные животные. | 1 | Должны знать: Существенные признаки представителей беспозвоночных Должны уметь: определять принад-лежность биологических объектов к беспозвоночным животным; различать их в природе, на таблицах; объяснять роль беспозвоночных в природе и в жизни человека. | Формирование ответственного отношения к обучению. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Понимание роли покрытосеменных растений в природе и жизни человека. Формирование осознания ценности биологических объектов. | Должны уметь: проводить прос-тейшую класси-фикацию живых организмов по отдельным царствам; использовать дополнительные источники инфор-мации; самосто-ятельно готовить устное сообщение на 2— 3 мин. | Должны уметь: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; отстаивать свою точку зрения; сотрудничать с участниками учебного процесса | Должны уметь: ставить учебную задачу; составлять план выполнения учебной задачи; прогнозировать, и контролировать, свою деятельность; оценивать и корректировать свои знания. | |
13(21) | Позвоноч-ные | 1 | Должны знать: Существенные признаки представителей типа Хордовые Должны уметь: определять принад-лежность биологических объектов к типу Хордовые; различать их в природе, на таблицах; объяснять роль хордовых в природе и в жизни человека. | Формирование ответственного отношения к обучению. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Понимание роли покрытосеменных растений в природе и жизни человека. Формирование осознания ценности биологических объектов. | Должны уметь: проводить прос-тейшую класси-фикацию живых организмов по отдельным царствам; использовать дополнительные источники инфор-мации; самосто-ятельно готовить устное сообщение на 2— 3 мин. | Должны уметь: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; отстаивать свою точку зрения; сотрудничать с участниками учебного процесса | Должны уметь: ставить учебную задачу; составлять план выполнения учебной задачи; прогнозировать, и контролировать, свою деятельность; оценивать и корректировать свои знания. | |
14(22) | Значение животных в природе и жизни человека | 1 | Должны знать: существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; основные признаки представителей царств живой природы. Должны уметь: определять принадлеж-ность биологических объектов к одному из царств живой природы; устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств; различать изученные объекты в природе, на таблицах; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека. | Формирование ответственного отношения к обучению. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Понимание роли покрытосеменных растений в природе и жизни человека. Формирование осознания ценности биологических объектов.. | Должны уметь: проводить прос-тейшую класси-фикацию живых организмов по отдельным царствам; использовать дополнительные источники инфор-мации; самосто-ятельно готовить устное сообщение на 2— 3 мин. | Должны уметь: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; отстаивать свою точку зрения; сотрудничать с участниками учебного процесса | Должны уметь: ставить учебную задачу; составлять план выполнения учебной задачи; прогнозировать, и контролировать, свою деятельность; оценивать и корректировать свои знания. | |
Среда обитания живых организмов | 1(23) | Три среды обитания. | 1 | Должны знать: основные среды обитания живых организмов; природные зоны нашей планеты, их обитателей. Должны уметь: сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания; сравнивать условия обитания в различных природных зонах; выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям; приводить примеры обитателей морей и океанов; наблюдать за живыми организмами. | Формирование ответственного отношения к обучению. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Понимание роли биологических объектов в природе и жизни человека. Формирование осознания ценности биологических объектов. Формирование представления о приспособленности живых организмов к среде обитания | Должны уметь: находить и использовать причинно-следственные связи; формулировать и выдвигать простейшие гипотезы; выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту. | Должны уметь: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; отстаивать свою точку зрения; сотрудничать с участниками учебного процесса | Должны уметь: ставить учебную задачу; составлять план выполнения учебной задачи; прогнозировать, и контролировать, свою деятельность; оценивать и корректировать свои знания; доделывать до конца начатое задание |
2(24) | ЛР№2. "Исследо-вание особеннос-тей строения растений и животных, связанных со средой обитания." | 1 | Должны знать: основные среды обитания живых организмов; природные зоны нашей планеты, их обитателей. Должны уметь: сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания; сравнивать условия обитания в различных природных зонах; выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям; приводить примеры обитателей морей и океанов; наблюдать за живыми организмами. | Формирование ответственного отношения к обучению. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Понимание роли биологических объектов в природе и жизни человека. Формирование осознания ценности биологических объектов. Формирование представления о приспособленности живых организмов к среде обитания | Должны уметь: находить и использовать причинно-следственные связи; формулировать и выдвигать простейшие гипотезы; выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту. | Должны уметь: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; отстаивать свою точку зрения; сотрудничать с участниками учебного процесса | Должны уметь: ставить учебную задачу; составлять план выполнения учебной задачи; прогнозировать, и контролировать, свою деятельность; оценивать и корректировать свои знания; доделывать до конца начатое задание | |
3(25) | Жизнь на разных материках | 1 | Должны знать: основные среды обитания живых организмов; природные зоны нашей планеты, их обитателей. Должны уметь: сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания; сравнивать условия обитания в различных природных зонах; выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям; приводить примеры обитателей морей и океанов; наблюдать за живыми организмами. | Формирование ответственного отношения к обучению. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных материках. | Должны уметь: находить и использовать причинно-следственные связи; формулировать и выдвигать простейшие гипотезы; выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту. | Должны уметь: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; отстаивать свою точку зрения; сотрудничать с участниками учебного процесса | Должны уметь: ставить учебную задачу; составлять план выполнения учебной задачи; прогнозировать, и контролировать, свою деятельность; оценивать и корректировать свои знания | |
4(26) | Природные зоны Земли | 1 | Должны знать: основные среды обитания живых организмов; природные зоны нашей планеты, их обитателей. Должны уметь: сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания; сравнивать условия обитания в различных природных зонах; выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям; приводить примеры обитателей морей и океанов; наблюдать за живыми организмами. | Формирование ответственного отношения к обучению. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Формирование представления о разнообразных условиях обитания живых организмов на планете Земля. Понимание важности бережного отношения к природе. | Должны уметь: находить и использовать причинно-следственные связи; формулировать и выдвигать простейшие гипотезы; выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту. | Должны уметь: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; отстаивать свою точку зрения; сотрудничать с участниками учебного процесса | Должны уметь: ставить учебную задачу; составлять план выполнения учебной задачи; прогнозировать, и контролировать, свою деятельность; оценивать и корректировать свои знания | |
5(27) | Жизнь в морях и океанах | 1 | Должны знать: основные среды обитания живых организмов; природные зоны нашей планеты, их обитателей. Должны уметь: сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания; сравнивать условия обитания в различных природных зонах; выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям; приводить примеры обитателей морей и океанов; наблюдать за живыми организмами. | Формирование ответственного отношения к обучению. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Осознание роли Мирового океана на планете. Понимание рациональности приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах. | Должны уметь: находить и использовать причинно-следственные связи; формулировать и выдвигать простейшие гипотезы; выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту. | Должны уметь: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; отстаивать свою точку зрения; сотрудничать с участниками учебного процесса | Должны уметь: ставить учебную задачу; составлять план выполнения учебной задачи; прогнозировать, и контролировать, свою деятельность; оценивать и корректировать свои знания | |
6(28) | Обобща-ющий урок "Среда обитания живых организмов" | 1 | Должны знать: основные среды обитания живых организмов; природные зоны нашей планеты, их обитателей. Должны уметь: сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания; сравнивать условия обитания в различных природных зонах; выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям; приводить примеры обитателей морей и океанов; наблюдать за живыми организмами. | Формирование ответственного отношения к обучению. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Понимание рациональности приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах. Осознание необходимости охраны объектов живой природы. | Должны уметь: находить и использовать причинно-следственные связи; формулировать и выдвигать простейшие гипотезы; выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту. | Должны уметь: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; отстаивать свою точку зрения; сотрудничать с участниками учебного процесса | Должны уметь: ставить учебную задачу; составлять план выполнения учебной задачи; прогнозировать, и контролировать, свою деятельность; оценивать и корректировать свои знания; доделывать до конца начатое задание | |
Человек на Земле | 1(29) | Появление человека на Земле | 1 | Должны знать: предков человека, их характерные черты, образ жизни Должны уметь: объяснять этапы эволюции человека | Формирование ответственного отношения к обучению. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Представление об эволюции человека как биологического и социального существа. | Должны уметь: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; отстаивать свою точку зрения; сотрудничать с участниками учебного процесса | Должны уметь: ставить учебную задачу; составлять план выполнения учебной задачи; прогнозировать, и контролировать, свою деятельность; оценивать и корректировать свои знания | |
2(30) | Влияние человека на Землю | 1 | Должны знать: основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством; Должны уметь: объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу; объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе | Формирование ответственного отношения к обучению. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Осознание необходимости личного участия в природоохранной деятельности. Формирование основ экологической культуры |
| Должны уметь: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; отстаивать свою точку зрения; сотрудничать с участниками учебного процесса | Должны уметь: ставить учебную задачу; составлять план выполнения учебной задачи; прогнозировать, и контролировать, свою деятельность; оценивать и корректировать свои знания | |
3(31) | Жизнь под угрозой | 1 | Должны знать: основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством; Должны уметь: объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу; объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе | Формирование ответственного отношения к обучению. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Осознание степени негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны. Формирование основ экологической культуры |
| Должны уметь: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; отстаивать свою точку зрения; сотрудничать с участниками учебного процесса | Должны уметь: ставить учебную задачу; составлять план выполнения учебной задачи; прогнозировать, и контролировать, свою деятельность; оценивать и корректировать свои знания | |
4(32) | Опустыни-вание | 1 | Должны знать: основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством; Должны уметь: объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу; объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе | Формирование ответственного отношения к обучению. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Осознание степени негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны и рационального использования. Формирование основ экологической культуры |
| Должны уметь: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; отстаивать свою точку зрения; сотрудничать с участниками учебного процесса | Должны уметь: ставить учебную задачу; составлять план выполнения учебной задачи; прогнозировать, и контролировать, свою деятельность; оценивать и корректировать свои знания | |
5(33) | Здоровье человека и безопас-ность жизни | 1 | Должны знать: правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др. Должны уметь: различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей. | Формирование ответственного отношения к обучению. Представление о живых организмах, опасных для здоровья и жизни человека. Приобретение знаний оказания экстренной первой помощи при отравлениях ядовитыми растениями и грибами, при укусах ядовитых животных. Осознание ценности здорового и безопасного образа жизни |
| Должны уметь: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; отстаивать свою точку зрения; сотрудничать с участниками учебного процесса | Должны уметь: ставить учебную задачу; составлять план выполнения учебной задачи; прогнозировать, и контролировать, свою деятельность; оценивать и корректировать свои знания | |
6(34) | ЛР№5. Простейшие способы оказания первой доврачебной помощи. |
| Должны знать: правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др. Должны уметь: различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей. | Формирование ответственного отношения к обучению. Приобретение знаний оказания экстренной первой помощи при отравлениях ядовитыми растениями и грибами, при укусах ядовитых животных, ожогах обморожениях. |
| Должны уметь: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; отстаивать свою точку зрения; сотрудничать с участниками учебного процесса | Должны уметь: ставить учебную задачу; составлять план выполнения учебной задачи; прогнозировать, и контролировать, свою деятельность; оценивать и корректировать свои знания; доделывать до конца начатое задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая интегрированная программа по биологии, 8 класс (по программе Н.И. Сонина)
Рабочая программа составлена на основе Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 кла...
Рабочая программа по биологии, 7 класс ( по программе Н.И. Сонина)
Рабочая программа составлена на основе Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Многообразие живых организмов» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой (Программы для...
рабочая программа по биологии 5 класс Н.И.Сонин ФГОС
Пояснительная записка биология 5 класс Рабочая программа по биологии для учащихся 5 класса составлена на основе:...
рабочая программа по биологии 6 класс Н.И.Сонин ФГОС
Пояснительная записка биология 6 класс Рабочая программа по биологии для учащихся 6 класса составлена на основе:...
Рабочая программа по биологии 8 класс (по программе Н.И.Сонина)
рабочая программа...
Рабочая программа по биологии 9 класс (по программе Н.И.Сонина)
рабочие программы...
Рабочая программа по биологии 7 класс Н.И.Сонин 2 часа в неделю фгос
Пояснительная запискаРабочая программа по биологии для учащихся 7 класса разработана на основе следующих нормативных документов:Федерального Закона Российской Федерации «Об образован...