Рабочая программа по биологии, 7 класс ( по программе Н.И. Сонина)
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Многообразие живых организмов» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы. М.: Дрофа, 2010)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_rabochaya_7.docx | 61.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Мирнинская средняя общеобразовательная школа
Тайшетского района Иркутской области
Согласовано Утверждена
зам.директора по УВР приказом директора школы
__________________ __________________
№__ от «__»___201_г. №__ от «__»___201_г.
Рабочая программа учебного предмета
«Биология»
7 класс
2013-2014 уч.год
Разработана
Сучковой Мариной Васильевной
учителем биологии
первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Федеральный компонент Рабочая программа составлена на основе Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Многообразие живых организмов» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы. М.: Дрофа, 2010).
Количество часов в неделю по учебному плану – 2
Общее количество часов в соответствии с программой – 70
Основание для планирования: образовательный региональный стандарт
Учебники, по которым работают учащиеся
Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов: Учеб. для общеобразоват. учреждений / В.Б. Захаров, Н.И. Сонин – М.: Дрофа, 2011
Программа, по которой работает учитель
Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Многообразие живых организмов» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы. М.: Дрофа, 2010)
Внесены изменения: нет
Изменения связаны: нет.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях ; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладения умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов , интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.
Обучающиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
Знать/понимать
- Особенности жизни как формы существования материи;
- Фундаментальные понятия биологии;
- О существовании эволюционной теории;
- Основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.
Уметь
- Пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
- Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
- Работать с микроскопом и изготавливать простейшие препараты для микроскопических исследований;
- Работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
- Владеть языком предмета.
В преподавании курса биологии используются следующие формы работы с учащимися:
- работа в малых группах (2-5 человек);
- проектная работа;
- подготовка сообщений/ рефератов;
- исследовательская деятельность;
- информационно-поисковая деятельность;
- выполнение практических и лабораторных работ
Формы контроля ЗУН (ов);
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- опрос в парах;
- контрольная работа;
- тестирование;
- лабораторные и практические работы;
- практикум.
Содержание курса
№ раздела/ темы | Содержание разделов и тем | Всего часов |
Введение | Мир живых организмов. Уровни организации жизни. Основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина о естественном отборе. Систематика- наука о разнообразии и классификации живых организмов. Царства живой природы. | 3 часа |
Царство Прокариоты/ многообразие и происхождение прокариотических организмов | Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот ; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение. | 3 часа |
ЦАРСТВО ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ. | Общая характеристика царства. Происхождение. Особенности строения одноклеточных и многоклеточных грибов. Отделы царства грибов. Отдел настоящие грибы. Классы: Зигомицеты, Аскомицеты, Базидиомиоцеты. Дейтеромицеты ( несовершенные грибы). Класс Зигомицеты. Среды обитания. Особенности строения, питания, размножения на примере мукора. Практическое значение. Класс Аскомицеты. Многообразие видов. Распространение. Особенности строения, питания, размножения на примере дрожжей. Практическое значение. Грибы- паразиты, черты приспособленности к паразитизму. Вред , наносимый культурным злакам. Класс Базидиомицеты. Особенности строения, жизнедеятельности на примере шляпочных грибов. Многообразие видов. Роль в природе, практическое значение. Класс Дейтеромицеты, или Несовершенные грибы. Многообразие видов. Распространение. Среды обитания. Особенности строения тела, размножения. Грибы- паразиты растений и животных. Роль в природе. Отдел Оомицеты. . Среда обитания, особенности строения грибов из рода фитофтора. Вред , наносимый культурным растениям. Отдел Лишайники. Общая характеристика. Многообразие видов. Разнообразие формы тела. Особенности строения, питания как симбиотических организмов. Роль в природе, практическое значение. Лабораторная работа №1 Строение плесневого гриба мукора. Практическая работа №1 Распознавание съедобных и ядовитых грибов. | 4 ЧАСА |
ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ/ Общая характеристика растений Низшие растения Высшие растения |
Особенности строения клетки , тканей, органов, питания. Фитогормоны и их роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Подцарства Низшие и Высшие растения. Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика. Многообразие видов, особенности распространения , среды обитания. Отделы водорослей: Зеленые водоросли, Бурые, Красные водоросли. Отдел Зеленные водоросли. Многообразие видов. Среда обитания. Особенности строения, жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных форм. Роль в природе. Отдел бурые водоросли. Многообразие видов распространение. особенности строения таллома. Роль в природе. Практическое значение. Отдел красные водоросли. Особенности строения, жизнедеятельности. Роль в природе, практическое значение. Лабораторная работа № 2 Изучение внешнего строения водоросли. Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности как наиболее сложноорганизованных по сравнению с низшими растениями. Отделы высших споровых растений : Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные. Отдел Моховидные. Особенности строения, жизнедеятельности, распространения, роль в природе. Отдел Плауновидные. Особенности организации, роль в природе, практическое значение. Отдел Хвощевидные. Особенности строения, жизнедеятельности, роль в природе. Отдел Папоротниковидные. Особенности строения, жизнедеятельности, происхождения, распространения. Роль папоротников в природе, их практическое значение. Семенные растения. Отдел Голосеменные. Особенности организации, жизненные формы, многообразие видов. Роль Голосеменных в природе и их практическое значение. Отдел Покрытосеменные- цветковые растения. Особенности строения, жизнедеятельности покрытосеменных как наиболее сложных растений по сравнению с голосеменными. Классы : Двудольные, Однодольные, их основные семейства. Многообразие видов, распространение, роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности. Лабораторная работа № 3 Изучение внешнего строения мхов. Лабораторная работа № 4 Изучение внешнего строения папоротника. Лабораторная работа № 5 Изучение строения и многообразия голосеменных растений. Лабораторная работа № 6 Изучение строения покрытосеменных растений. Практическая работа № 2 Распознавание наиболее распространенных растений местности, определение их систематического положения. | 16 часов 2 часа 2 часа 13 часов |
ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ Подцарство Одноклеточные Подцарство Многоклеточные Тип Кишечнополостные Тип Плоские черви Тип Круглые черви Тип Кольчатые черви Тип Моллюски Тип Членистоногие Тип Иглокожие Тип Хордовые Подтип Рыбы Класс Земноводные Класс Пресмыкающиеся Класс Птицы Класс Млекопитающие | Общая характеристика царства. Особенности строения, жизнедеятельности животных, отличие их от организмов других царств живой природы. Подцарства : Одноклеточные и Многоклеточные. Систематика животных. Общая характеристика одноклеточных , или простейших. Многообразие видов. Основные типы : Саркожгутиконосцы, Инфузории, Споровики. Тип Саркожгутиконосцы. Многообразие форм Саркодовых и жгутиковых, роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности. Тип Инфузории. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения как наиболее сложноорганизованных по сравнению с другими простейшими. Многообразие видов, роль в природе. Тип Споровики. Особенности организации споровиков- паразитов человека и животных. Лабораторная работа № 7 Строение инфузории- туфельки. Общая характеристика подцарства. Особенности строения, жизнедеятельности клетки многоклеточного организма, ткани, органы, системы органов. Типы симметрии. Тип Губки. Особенности строения губок как примитивных многоклеточных.
Особенности строения, жизнедеятельности кишечнополостных как двухслойных многоклеточных с лучевой симметрией. Бесполое и половое размножение. Происхождение. Среда обитания. Многообразие видов. Классы : Гидроидные, Сцифоидные медузы, Коралловые полипы. Особенности строения, жизнедеятельности. Способы размножения, особенности индивидуального развития. Роль в природных сообществах. Общая характеристика типа. Происхождение. Основные классы. Класс Ресничные черви. Особенности строения, жизнедеятельности на примере белой планарии как свободноживущей формы. Многообразие видов, роль в природе. Класс Сосальщики. Особенности строения, жизнедеятельности , размножения и развития печеночного сосальщика, связанные с паразитизмом. Класс Ленточные черви. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития бычьего цепня, связанные с паразитизмом. Многообразие червей- паразитов, черты приспособленности к паразитизму.
Общая характеристика типа. Происхождение. Особенности организации на примере аскариды человеческой. Многообразие видов.. особенности строения, жизнедеятельности, связанные со средой обитания. Общая характеристика типа. Многообразие видов. Происхождение. Основные классы: Многощетинковые черви, Малощетинковые черви, Пиявки. Класс Многощетинковые. Особенности строения, жизнедеятельности как наиболее сложноорганизованных животных по сравнению с плоскими и круглыми червями. Роль в природе , практическое значение. Класс Малощетинковые черви. Особенности организации, размножения на примере дождевых червей, их приспособленность к жизни в почве. Роль в природе, почвообразовании, практическое значение. Класс Пиявки. Особенности организации, связанные со средой обитания. Роль в природе, жизни человека. Лабораторная работа № 8 Внешнее строение дождевого червя.
Особенности строения, жизнедеятельности моллюсков как наиболее сложноорганизованных по сравнению с кольчатыми червями. Происхождение моллюсков. Основные классы : Брюхоногие ,Двустворчатые, Головоногие. Черты приспособленности к среде обитания. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности. Лабораторная работа № 9 Внешнее строение моллюска.
Особенности организации членистоногих. Происхождение. Многообразие видов. Основные классы. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Многообразие видов. Среды обитания. Низшие и высшие раки, их различия. Роль в природе и практическое значение. Класс Паукообразные. Общая характеристика класса. Многообразие видов. Особенности организации пауков, клещей, связанные со средой обитания. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности. Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Среды обитания, многообразие видов. Основные отряды насекомых с неполным и полным превращением, особенности их организации, роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности. Лабораторная работа № 10 Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих.
Общая характеристика типа. Происхождение. Многообразие видов. Основные классы : Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Особенности строения, жизнедеятельности. Роль в природе, практическое значение.
Общая характеристика типа. Происхождение. Подтипы : Бесчерепные, Оболочники, Позвоночные. Особенности организации. Подтип Бесчерепные. Особенности строение, жизнедеятельности на примере ланцетника. Подтип Оболочники. Особенности строения, размножения асцидий. Общая характеристика рыб. Класс Хрящевые рыбы 6 акулы и скаты. Класс Костные рыбы. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития. Группы костных рыб: хрящекостные, кистеперые, лучеперые и двоякодышащие. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Лабораторная работа № 11 Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, развития на примере лягушки. Основные отряды : Хвостатые, Бесхвостые, Безногие. Многообразие видов, черты приспособленности к среде обитания. Роль в природе, практическое значение. Лабораторная работа № 12 Внешнее строение лягушки. Общая характеристика пресмыкающихся как настоящих позвоночных происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения на примере прыткой ящерицы. Основные отряды современных пресмыкающихся: Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи. Многообразие видов, особенности строения, связанные со средой обитания. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности. Вымершие группы пресмыкающихся. Общая характеристика класса. Происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности птиц как наиболее сложноорганизованных позвоночных по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Сезонные изменения в жизни птиц. Экологические группы : птицы леса, степей, пустынь, водоемов и побережий, болот, дневные хищники, ночные хищники. Роль птиц в природе и в жизни человека. Лабораторная работа № 13 Внешнее строение птицы.
Общая характеристика класса. Происхождение. Основные подклассы : Первозвери, Настоящие звери. Особенности организации млекопитающих на примере представления плацентарных как наиболее высокоорганизованных позвоночных. Особенности размножения, развития. Экологические группы: землерои, грызущие звери, авиабионты, хищные звери, гидробионты, , хоботные, приматы. Роль в природе, практическое значение. Подкласс Первозвери. Общая характеристика, распространение. Особенности строения, размножения на примере ехидны и утконоса. Особенности организации сумчатых как наиболее примитивных зверей по сравнению с плацентарными. Распространение. Редкие виды и меры их охраны. Лабораторная работа № 14 Изучение строения млекопитающих. Практическая работа №3 распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека. | 38 часов 2 часа 3 часа 2 часа 1 час 3 часа 2 часа 7 часов 1 час 15 часов 2 часа 2 часа 2 часа 4 часа 4 часа |
Царство Вирусы | Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы- возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. | 2 часа |
№ урока | Тема Подтема: | Кол-во часов | Календ. сроки | Контроль знаний | Мультимедио, Интернет, средства обучения | Межпредметные связи | Практические работы, Лабораторные работы | Повторение на конкретном уроке | Дополнит. материал |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Введение Мир живых организмов. Уровни организации живого | 3 1 | 1 нед . сент. | Фронтальный опрос | Видеофрагмент о многообразии живых организмов, набор открыток, обитатели уголка живой природы. | Экология, история | Уровни организации жизни. Признаки живых организмов, их отличия от тел неживой природы. | В.М. Корсунская «Три великих жизни», Н.Н. Плавильщиков «Гомункулус» | |
2 | Ч.Дарвин и происхождение видов | 1 | 1 нед. Сент. | Фронтальный опрос, работа по карточкам | Портрет Ч. Дарвина, сорта овощей и фруктов – результат искусственного отбора, открытки, коллекции видов организмов, видеофрагмент по теме, мини – плакаты с названиями причин эволюции. | Экология, история | Значение терминов: селекция, породы животных, сорта растений, изменчивость признаков. | Выставка о жизни и научной деятельности Ч. Дарвина; Ч. Дарвин «Происхождение видов», В.М. Корсунская «Три великих жизни». | |
3 | Многообразие организмов и их классификация | 1 | 2 нед. Сент. | Фронтальный опрос, работа по карточкам | Портреты К. Линнея и Ч. Дарвина, мини-плакаты с названиями категорий систематики, гербарии, наборы открыток представителей разных царств. | Экология, история | Основные свойства живых организмов и уровни организации живой материи. | В.М. Корсунская «Три великих жизни», Н.Н. Плавильщиков «Гомункулус» | |
4. | Тема 1. Царство Прокариоты Общая характеристика прокариот | 3 1 | 2 нед. Сент. | Фронтальный опрос, работа по карточкам, биологический диктант, письменный опрос в виде теста. | Таблицы, видеофрагмент о бактериях. | Систематика, экология. | Поль де Крайф «Охотники за микробами» | ||
5. | Особенности строения и жизнедеятельности прокариот, их роль в природе и практическое значение | 1 | 3 нед сент.. | 2 вопроса у доски, фронтальный опрос. | Диафильм, гербарий «Клубеньки на корнях бобовых растений» | Экология. | Портрет Луи Пастора, информация об изобретении консервирования, о бактериологическом оружии и пр. по материалам научно-популярной литературы | ||
6. | Подцарство Оксифотобактерии. Особенности организации, роль в природе, практическое значение. | 1 | 3 нед сент. | 3 вопроса у доски, фронтальный опрос. Подготовка к ЕГЭ. | Микроскоп, микропрепараты, кусочки зеленой коры дерева. | Экология, история, география. | Цианобактерии | Материалы из периодической печати о водохранилищах и «цветении» в них воды. | |
7. | Тема 2. Царство Грибы. Царство Грибы. Особенности организации, их роль в природе и жизни человека. | 4 1 | 4 нед. сент. | Фронтальный опрос. Тестирование. | Муляжи плодовых тел грибов, рисунки учебника, таблица. | Экология, | Эукариоты, царства, которые к ним относятся. | В. Каверин «Открытая книга» | |
8. | Многообразие грибов | 1 | 4 нед. сент. | Фронтальный опрос. Биологический диктант, письменный опрос в виде теста. | Гербарии, муляжи грибов, тела трутовиков, дрожжи, плесень, микроскоп, лупа. | Экология, | Лабораторная работа №1 Строение плесневого гриба мукора. | А. Флеминг – Нобелевская премия за получение пенициллина. З. Ермольева – получение пенициллина в России. В. Каверин «Открытая книга» | |
9. | Отдел Базидиомикота, группа Несовершенные грибы. Особенности строения и жизнедеятельности. Отдел Оомикота | 1 | 1 нед. Окт. | Биологический диктант, письменный опрос в виде теста. | Таблицы. | Экология. | Практическая работа №1 Распознавание съедобных и ядовитых грибов. | Подборка информационных материалов из научно-популярных журналов и книг. | |
10. | Отдел Лишайники | 1 | 1 нед. Окт. | Подготовка к ЕГЭ. | Коллекция лишайников, бумага, фломастеры, ножницы, цветная бумага. | Экология. | Д.И. Трайтак «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» Пособие для учащихся 6 – 7 классов. | ||
11 | Тема 3. Царство Растения Общая характеристика царства Растения. | 20 1 | 2 нед. окт. | Фронтальный опрос. Биологический диктант, письменный опрос в виде теста | Видеофрагмент о разнообразии растений, комнатные растения, микроскоп, микропрепараты растительных клеток. | Биология, география, экология. | Лабораторная работа №2 «Строение растительной клетки». | Уровни организации живой материи. Фотосинтез. | Стихи и загадки о растениях. |
12 | Подцарство Низшие растения Подцарство Низшие растения. Общая характеристика водорослей | 1 | 2 нед. окт. | Фронтальный опрос. Биологический диктант, письменный опрос в виде теста | Видеофрагмент о водорослях, готовые микропрепараты, микроскоп, покровные и предметные стекла, водоросли, зеленая кора деревьев. | Биология, география, экология. | Лабораторная работа №3 «Строение одноклеточных водорослей» | Н.Б. Балашова, В.Н. Никитина «Водоросли». А.В. Смирнов «Морской змей и маленькая хлорелла». Д.И. Трайтак «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» Пособие для учащихся 6 – 7 классов. | |
13. | Размножение и развитие водорослей | 1 | 3 нед. Окт. | Фронтальный опрос. | Видеофрагмент, транспоранты для графопроектора. | Экология. | Лабораторная работа №4 «Строение спирогиры» | Д.И. Трайтак «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» Пособие для учащихся 6 – 7 классов. | |
14, 15 | Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение | 2 | 3, 4 нед. окт. | 4 вопроса у доски, фронтальный опрос. Подготовка к ЕГЭ. | Гербарные экземпляры спирогиры, микроскопы, модели нитчатых водорослей, таблицы с изображением одноклеточных и многоклеточных водорослей. | Экология. | Видеофильм о водорослях. В. Рохлов, А. Терешов, Р. «Занимательная ботаника». Д.И. Трайтак «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» Пособие для учащихся 6 – 7 классов. | ||
16. | Подцарство Высшие растения Общая характеристика подцарства Высшие растения | 1 | 4 нед. окт. | Биологический диктант, письменный опрос в виде теста. | Комнатные растения, гербарные экземпляры, микроскопы, микропрепараты, биологическое лото (набор открыток с видами высших растений), таблицы. | Экология. | Лабораторная работа №5 «Ткани растений» | Вегетативные и репродуктивные органы, спорангии, ткани, эмбриональное и постэмбриональное развитие. | Видеофрагмент по теме. |
17. | Отдел Моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности. | 1 | 5 нед. октяб. | Фронтальный опрос. Тестирование. Подготовка к ЕГЭ. | Гербарные экземпляры растений, видеофрагмент, стаканчик с водой, сухой сфагнум, кусочек торфа, микроскоп, микропрепараты листьев сфагнума. | Экология. | Лабораторная работа №6 «Строение мхов» | Побег. Спорофит. Гаметофит. | Д.И. Трайтак «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» Пособие для учащихся 6 – 7 классов. Коллекция «Торф и его использование» |
18. | Отдел Плауновидные. Особенности строения и жизнедеятельности. | 1 | 5 нед. октяб. | Фронтальный опрос. Работа по карточкам. Биологический диктант. | Веточки плауна, коробочка с детской присыпкой. | Экология. | Лабораторная работа №7 «Строение плауна» | Придаточные корни. Спорангии. Чередование поколений. Эволюция. Споры. Гаметы. Зигота. | Рисунок арок, украшенных плауном. Старинная фотография аптеки, цеха по выплавке металла. Красная книга России. |
19. | Отдел Хвощевидные. Особенности их строения и жизнедеятельности, роль в природе | 1 | 2 нед. нояб. | Фронтальный опрос. Терминологический диктант. Подготовка к ЕГЭ. | Видеофильм, гербарные экземпляры, таблица. | География. Экология. | Лабораторная работа №8 «Строение хвоща» | Корневище. Придаточные корни. Рудименты. Спора. Спорофит. Гаметофит. Кремний. Кислая среда. Эволюция. | Д.И. Трайтак «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» Пособие для учащихся 6 – 7 классов. |
20. | Отдел Папоротникообразные. Особенности их строения и жизнедеятельности. | 1 | 2 нед. нояб. | Фронтальный опрос. Тестирование. | Комнатные растения, гербарные экземпляры, видеофильм. | География. Экология. | Лабораторная работа №9 «Строение папоротника» | Побег. Корневище. Придаточные корни. Жизненные формы. Среда обитания. | Видеофрагмент о папортниках. |
21. | Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе, практическое значение. | 1 | 3 нед. нояб. | Фронтальный опрос. Тестирование. Подготовка к ЕГЭ. | Кусочки каменного угля, окаменелости с отпечатками листьев и побегов. Географическая карта России с указанием месторождений каменного угля, диафильм. Пособие «Что делают из каменного угля» | География. Экология. | Каменный уголь. Эволюция. Спорофит. Гаметофит. Спора. | Таблицы по эрам древней жизни. | |
22. | Отдел Голосеменные растения. Особенности их строения и жизнедеятельности, происхождение. | 1 | 3 нед. нояб. | Терминологический диктант. Тестирование. | Ветки и шишки сосны, пыльца, микроскоп, микропрепарат «Поперечный разрез хвои», диафильм, таблицы. | История. География. Экология. | Лабораторная работа №10 «Строение хвои сосны. Пыльца и шишки сосны» | Семя. Зародыш. | Видеофрагмент о сосновом лесе. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «На Севере диком…» |
23. | Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение. | 1 | 4 нед. нояб. | 4 вопроса у доски, фронтальный опрос. Подготовка к ЕГЭ. | Веточки растений, шишки с семенами, репродукция картины И.И. Шишкина «Корабельная роща», портрет Петра I и рисунок парусника той эпохи, географическая карта, предметы, сделанные из голосеменных. | История. География. Экология. | Кедр. Секвойя. Национальный парк. Лиственница. Ель. Саговники. Гинкго. Туя. Кипарис. | Дополнительная литература. | |
24. | Отдел Покрытосеменные, особенности организации, происхождение. | 1 | 4 нед. нояб. | Тестирование. | Диафильм, таблицы, раздаточный материал: типы корневых систем, побеги, цветы, плоды, семена, фотографии, цветные иллюстрации. | История. География. Экология. | Органы растений. Эволюция. Приспособления организмов к условиям среды. | Видеофильм о цветковых растений. | |
25. | Размножение покрытосеменных растений. | 1 | 1 нед. дек. | 2 вопроса у доски, фронтальный опрос. Тестирование. | Модели цветка, двойного оплодотворения, диафильм, муляжи плодов, таблицы. | История. География. Экология. | Бесполое, вегетативное и половое размножение. Яйцеклетка. | Видеофильм о цветении растений. | |
26. | Характерные особенности семейства Розоцветные. Класс Двудольные | 1 | 1 нед. дек. | 2 вопроса у доски, фронтальный опрос. Тестирование. | Раздаточный материал (гербарий, открытки), комнатные растения, диафильм, видеофрагмент, розовое масло, лекарственные препараты. | География. Экология. | Лабораторная работа №11 «Семейство Розоцветные. Строение шиповника» | Жизненные формы. Соплодие. | Букет роз. |
27. | Характерные особенности растений семейств Крестоцветные и Пасленовые. | 1 | 2 нед. дек. | 2 вопроса у доски, фронтальный опрос. Тестирование. | Корнеплоды, клубни, растения, рисунки или муляжи, гербарные экземпляры капусты, картофеля и др., корзина, рисунки ядовитых растений. | География. Экология. | Стручок, ягода, коробочка, видоизмененный побег, ядовитые плоды. | Видеофрагмент | |
28. | Класс Однодольные. Характерные признаки семейства Злаки. | 1 | 2 нед. дек. | Работа по карточкам. | Гербарные экземпляры, снопы злаков, видеофрагмент, репродукция картины И.И. Шишкина «Рожь», фотография истощенного человека. | География. Экология. | Лабораторная работа №12 «Строение злакового растения» | Мочковатая корневая система, жилкование, соломина, чешуи. | Портрет Н.И. Вавилова. |
29. | Характерные признаки семейства Лилейные | 1 | 3 нед. дек. | Программированный опрос. | Комнатные растения, рисунки, иллюстрации из книг и журналов, луковица. | География. Экология. | Видоизмененные побеги. Раннецветущие растения. | Видеофрагмент, флакончики духов. | |
30. | Повторительно-обобщающий урок по темам царства Прокариоты, Грибы, Растения. | 1 | 3 нед. дек. | Регламентированная дискуссия Подготовка к ЕГЭ. | Коллекции, гербарий, комнатные растения, муляжи. | География. Экология. | Растения, грибы, лишайники, эукариоты, прокариоты, низшие и высшие растения, споровые, семенные, биосфера, производители, разрушители, автотрофы, гетеротрофы, органы. | Д.И. Трайтак «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» | |
31. | Тема 4. Царство Животные. Общая характеристика царства животных. | 38 1 | 4 нед. дек. | Зоологическое лото. | Зоологическое лото (набор открыток, рисунки животных), обитатели живого уголка, чучела, таблицы, рисунки из книг. | Экология, география. | Зоология, гетеротрофы, автотрофы, классификация, двусторонняя и лучевая симметрия, биосфера. | С.А. Молис «Книга для чтения по зоологии». С.А. Молис «Хрестоматия по зоологии» | |
32. | Подцарство Одноклеточные Особенности организации одноклеточных, или простейших, их классификация. | 1 | 4 нед. дек. | Фронтальный опрос. Тестирование. | Таблицы учебника, аппликация с названиями типов, классов и рисунки животных (амебы, эвглены, инфузории) | История. География. Экология. | Псевдоподии, циста, колония, фототаксис, гетеротрофы, автотрофы. | Н.Н. Плавильщиков «Гомункулус» | |
33. | Многообразие и значение одноклеточных животных. | 1 | 3 нед. янв. | 3 вопроса у доски, фронтальный опрос. Подготовка к ЕГЭ. | Микроскоп, готовые микропрепараты, культура инфузорий, видеофильм, таблицы. | История. География. Экология. | Лабораторная работа №13 «Строение и жизнедеятельность инфузории-туфельки». | Планктон, колония, фототаксис, гетеротрофы, автотрофы | С.А. Молис «Хрестоматия по зоологии» |
34. | Подцарство Многоклеточные Особенности организации многоклеточных. Губки как примитивные многоклеточные животные. | 1 | 3 нед. янв. | 2 вопроса у доски, фронтальный опрос. Биологический диктант. Подготовка к ЕГЭ. | Зоологическое лото (набор открыток, рисунки животных), обитатели живого уголка, чучела, таблицы, рисунки из книг, аппликация с названиями типов, классов | География. Экология. | Регенерация, беспозвоночные, хордовые, позвоночные. | С.А. Молис «Книга для чтения по зоологии». Телепередачи «В мире животных», «Путешествия натуралиста», «Диалоги о животных» | |
35 | Особенности организации кишечнополостных | 1 | 4 нед. янв. | Фронтальный опрос. Тестирование. | Живая гидра, кинофрагмент о гидре, трафарет контура гидры. | География. Экология. | Лабораторная работа №14 «Строение и поведение пресноводной гидры» | Лучевая симметрия, полип. | Н.А. Кун «Мифы и легенды Древней Греции». В.Б. Сабунаев «Занимательная зоология» |
36. | Особенности жизнедеятельности кишечнополостных. | 1 | 4 нед. янв. | Работа по карточкам. | Транспарант, таблица «Строение гидры», кинофрагмент. | Экология. | Регенерация. Яйцеклетка. Зигота. Безусловный рефлекс. Гермафродиты. Раздельнополые. | Н.Н. Плавильщи-ков «Гомункулус» | |
37. | Многообразие кишечнополостных, их значение в природе и жизни человека. | 1 | 5 нед. янв. | 2 ученика отвечают у доски. Фронтальный опрос. Подготовка к ЕГЭ. | Веточки кораллов, бусы, иллюстрации из книг о море, таблица «Морское дно», карта полушарий, видеофрагменты, телепередачи «В мире животных», «Путешествия натуралиста», «Диалоги о животных» | География. Экология. | Относительный характер приспособленности, полипы, медузы, актинии, реактивное движение, симбиоз. | Фотографии архитектурных памятников с изображением горгоны Медузы. | |
38. | Особенности строения плоских червей. Класс Ресничные черви. | 1 | 5 нед. янв. | 2 ученика отвечают у доски. Фронтальный опрос. | Таблицы, рисунки в учебнике, транспаранты. | География. Экология. | Системы органов, гермафродиты. | ||
39. | Плоские черви – паразиты. | 1 | 5 нед янв. | Биологический диктант. Подготовка к ЕГЭ. | Таблицы, кодотранспаранты, диафильм, влажные препараты. | География. Экология. | Относительный характер приспособленности. Организм – среда обитания. | С.А. Молис «Хрестоматия по зоологии». С.А. Молис «Книга для чтения по зоологии». В.Б. Сабунаев «Занимательная зоология» | |
40. | Тип Круглые черви, особенности их организации. | 1 | 5 нед янв. | Фронтальный опрос. Работа по карточкам. Подготовка к ЕГЭ. | Таблицы, транспаранты, рисунки из учебника, влажные препараты. | Экология. | Аскарида, острица, ришта, паразиты, основной и промежуточный хозяин. | В.Б. Сабунаев «Занимательная зоология» | |
41. | Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей. | 1 | 1 нед. февр. | Биологический диктант. | Живые дождевые черви, лупы, видеофильм, транспаранты, таблицы, влажные препараты. | География. Экология. | Лабораторная работа №15 «Внешнее строение дождевого червя». | Пиявки. Жабры. Замкнутая кровеносная система. Гермафродиты. | В.Б. Сабунаев «Занимательная зоология». С.А. Молис «Книга для чтения по зоологии». |
42. | Многообразие кольчатых червей. | 1 | 1 нед. февр. | Регламентированная дискуссия Подготовка к ЕГЭ. | Таблицы, транспаранты, кинофрагменты. | Экология. | Наружные паразиты. Параподии. Прямое развитие. | В.Б. Сабунаев «Занимательная зоология». | |
43. | Особенности организации моллюсков, их происхождение. | 1 | 2 нед. февр. | Биологический диктант. | Таблицы, раковины, диафильм, кинофрагменты, влажные препараты. | Экология. | Лабораторная работа №16 «Строение раковины моллюска» | Мантия. Раковина. Предсердие. Легкие. Жабры. | В.Б. Сабунаев «Занимательная зоология» |
44. | Многообразие моллюсков, их значение в природе. | 1 | 2 нед. февр | Регламентированная дискуссия. Подготовка к ЕГЭ. | Таблицы, раковины, влажные препараты, видеофильмы. | Экология. | Двустворчатые. Мантийная полость. Надглоточный узел. | В.Б. Сабунаев «Занимательная зоология». Телепередачи «Все путешествия команды Кусто» и др. | |
45. | Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. | 1 | 3 нед. февр. | Тестирование. Фронтальный опрос. | Речные раки, кинофрагменты, таблицы, влажные препараты, коллекции. | Экология. | Лабораторная работа №17 «Внешнее строение речного рака». | Фасеточные глаза. Хитин. Гемолимфа. Развитие с превращением. | Телепередачи «Я познаю мир», «Удивительные животные» |
46. | Многообразие ракообразных, их роль в природе. | 1 | 3нед. февр. | Фронтальный опрос. Подготовка к ЕГЭ. | Таблицы, видеофильмы, рисунки из книг, учебника. | Экология. | Связь с окружающей средой. Относительная приспособленность к условиям жизни. Охрана окружающей среды. Регенерация. | Телепередачи о животных | |
47. | Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности. | 1 | 4 нед. февраля | Программированный опрос. | Таблицы, кинофрагменты. | Экология. | Пауки. Скорпионы. Клещи. Паутина. Кокон. Приспособления к среде обитания. | В.Б. Сабунаев «Занимательная зоология». Телепередачи «Планета Земля», «Диалоги о животных» | |
48. | Многообразие паукообразных, их роль в природе. | 1 | 4 нед. февр. | Фронтальный опрос. Тестирование. Биологический диктант. Подготовка к ЕГЭ. | Таблицы, видеофрагменты, рисунки. | Экология. | Пауки. Скорпионы. Клещи. Энцефалит. Относительная приспособленность к условиям жизни. | М.А. Козлов «Не просто букашки». Телепередачи «Планета Земля», «Диалоги о животных» | |
49. | Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности | 1 | 1 нед. марта | Биологический диктант | Таблицы, транспаранты, видеофрагменты, рисунки учебника, коллекции, микропрепараты ротовых аппаратов насекомых, микроскоп. | Экология. | Лабораторная работа №18 «Внешнее строение насекомого» | Фасеточные глаза. Хитин. Гемолимфа. | Т. Кампанелла «Город Солнца». Ж.А. Фабр «Жизнь насекомых». |
50. | Размножение и развитие насекомых. | 1 | 1 нед. марта | Биологический диктант. | Таблицы, видеофрагменты, рисунки в учебнике, коллекции, влажные препараты. | Экология. | Относительная приспособленность к условиям жизни. Инстинкт. Половой диморфизм. Полное и неполное развитие. Развитие с превращением. | Ж.А. Фабр «Жизнь насекомых». И.А. Халифман «Пароль скрещенных аннтен». | |
51. | Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение. | 1 | 2 нед. марта | У доски отвечают 3 ученика. Фронтальный опрос. Подготовка к ЕГЭ. | Таблицы, видеофрагменты, рисунки, коллекции, украшения, цитаты о насекомых, телепередачи. | Экология. | Относительная приспособленность к условиям жизни. Круговорот веществ в природе. | Н.А. Крылов «Стрекоза и муравей». К.И. Чуковский «Муха – Цокотуха» и др. Н.А. Римский – Корсаков «Полет шмеля» | |
52. | Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих. Их многообразие и роль в природе. | 1 | 2 нед. марта | Тестирование. Подготовка к ЕГЭ. | Кинофрагменты, коллекции, влажные препараты. | Экология. | Лучевая симметрия. Относительная приспособленность к условиям жизни. | В.Б. Сабунаев «Занимательная зоология». С.А. Молис «Книга для чтения по зоологии». Телепередачи «Я познаю мир», «Удивительные животные», | |
53. | Особенности организации хордовых. Бесчерепные животные | 1 | 3 нед. марта | У доски отвечают 2 ученика. Фронтальный опрос | Таблицы, диафильм, видеофрагменты, рисунки учебника. | Экология. География. | Хордовые, двусторонняя симметрия, нервная трубка, замкнутая кровеносная система. | Н.Н. Плавильщиков «Гомункулус» Видеофрагмент «Сага жизни» | |
54. | Подтип Позвоночные. Рыбы – водные позвоночные животные. | 1 | 3 нед. марта | Фронтальный опрос. Тестирование. | Таблицы, диафильм, видеофрагменты, рисунки учебника, аквариумные рыбки, коллекции, влажные препараты. | Экология. География. | Лабораторная работа №19 «Внешнее строение рыбы». | Особенности организации хордовых. | Книги о рыбах. Телепередачи по теме. |
55. | Основные группы рыб. Их роль в природе и практическое значение. | 1 | 1 нед. апреля | Фронтальный опрос. Тестирование. Биологический диктант. Подготовка к ЕГЭ. | Таблицы, диафильм, видеофрагменты, рисунки учебника, фигурки рыб, «аквариум», коллекции, чучела рыб. | Экология. География. | Дж. Смит «Старина четвероног».Книги о море и его обитателях. | ||
56. | Класс Земноводные. Особенности их строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных животных. | 1 | 1 нед. апреля | Тестирование. | Таблицы, диафильм, видеофрагменты, живые лягушки, фонограмма с записью голосов лягушек, рисунки учебника, транспаранты. | Экология. География. | Лабораторная работа №20 «Внешнее строение лягушки». | Приспособления для жизни в воде и на суше. | Дж. Даррелл «Три билета до Эдвенчер» Телепередачи по теме. |
57. | Размножение и развитие земноводных. Их многообразие и роль в природе. | 1 | 2 нед. апреля | Тестирование. Подготовка к ЕГЭ. | Таблицы, диафильм, видеофрагменты, коллекции. | Экология. География. | Развитие с превращением. | Дж. Даррелл «Три билета до Эдвенчер» | |
58. | Класс Пресмыкающиеся. Особенности их строения, жизнедеятельности как первых настоящих наземных позвоночных. | 1 | 2 нед. апреля | Фронтальный опрос. Тестирование. | Таблицы, диафильм, видеофрагменты, рисунки учебника, чучела, кусочки выползков, влажные препараты. | Экология. География. | Связь строения организма с окружающей средой. | Телепередачи «Я познаю мир», «Удивительные животные», | |
59. | Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение. | 1 | 3 нед. апреля | Фронтальный опрос. Тестирование. Подготовка к ЕГЭ. | Диафильм, видеофрагменты, рисунки учебника. | Экология. География. | Динозавры, биосферный заповедник, Галапогоские острова, роговая чешуя. | А. Конан-Дойл. «Затерянный мир». Видеофильм «Парк Юрского периода». | |
60. | Класс Птицы. Особенности строения и жизнедеятельности птиц как высокоорганизованных позвоночных. | 1 | 3 нед. апреля | Фронтальный опрос. Терминологический диктант. | Чучела птиц, таблицы, разнообразные перья, кости птичьи, кости свиные, скелет птицы. | География. Экология. | Лабораторная работа №21 «Внешнее строение птицы. Скелет птицы и мускулатура». | Приспособленность организмов к среде обитания. Орнитология. | Видеофрагменты, телепередачи по теме. |
61. | Особенности организации птиц, связанные с полетом | 1 | 4 нед. апреля | Фронтальный опрос. Биологический диктант. Тестирование. | Таблицы, влажные препараты, диафильм, транспаранты. | Экология. География. | Безусловные и условные рефлексы. Инстинкт. | Научно – популярная литература о птицах из школьной библиотеки. | |
62. | Экологические группы птиц, их роль в природе и жизни человека. | 1 | 4 нед. апреля | Фронтальный опрос. Терминологический диктант. | Рисунки учебника, таблицы, диафильм, видеофрагменты. | Экология. География. | Экология. Экологические группы. Относительная приспособленность к условиям жизни. | В.Б. Сабунаев «Занимательная зоология». «Я познаю мир» Детская энциклопедия. Телепередачи о птицах. | |
63. | Экологические группы птиц | 1 | 5 нед. апреля | Фронтальный опрос. Биологический диктант. Тестирование. Подготовка к ЕГЭ. | Рисунки учебника, таблицы, диафильм, видеофрагменты «Домашние птицы. Породы. Перепелка», грампластинка «Голоса птиц». | Экология. География. | Искусственный отбор. Породы птиц. | Романсы М. Глинки «Жаворонок». А. Алябьева «Соловей». Телепередачи о птицах. | |
64. | Класс Млекопитающие. Особенности их строения и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных. | 1 | 5 нед. апреля | Фронтальный опрос. Биологический диктант. | Рисунки, таблицы, обитатели живого уголка, видеофрагменты, диафильм. | Экология. География. | Лабораторная работа №22 «Строение скелета млекопитающих» | Предки древних млекопитающих. | Э. Сентон-Томпсон «Рассказы о животных». Д. Даррелл «Перегруженный ковчег». Телепередачи. |
65. | Класс Млекопитающие. Особенности их строения и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных. | 1 | 1 нед. мая | Тестирование. | Таблицы, обитатели живого уголка, диафильм, транспаранты. | Экология. География. | Усложнение организации нервной системы. | С.А. Молис «Книга для чтения по зоологии». В.Б. Сабунаев «Занимательная зоология». Телепередачи. | |
66 | Плацентарные млекопитающие. Особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и практическое значимость. | 1 | 1 нед. мая | Тестирование. | Рисунки учебника. | Экология. География. | Внутриутробное развитие, роды, млечные железы. | Книги о животных. Журналы. | |
67. | Повторительно-обобщающий урок. Особенности организации животных, их роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности. | 1 | 2 нед. мая | Контрольная работа. Подготовка к ЕГЭ. | Сообщения учащихся, видеофрагменты, рисунки, таблицы, чучела, муляжи. | Экология. География. | |||
68. | Тема 5. Царство Вирусы. Вирусы | 2 1 | 2 нед. мая | Тестирование. | Неклеточные формы жизни. | Плакаты о СПИДе, листовки, брошюры. | |||
69. | Вирусы | 1 | 3 нед. мая | Тестирование. Подготовка к ЕГЭ. | Неклеточные формы жизни. | Плакаты о СПИДе, листовки, брошюры. | |||
70. | Итоговая контрольная работа | 1 | 3 нед. мая | Контрольная работа |
Список используемой литературы:
для ученика
- Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов: Учебник для 7 класса средней школы. М.: Дрофа, 2010.
- Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1986.
- Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлов Т.А. Основы биологии: Книга для самообразования. М.: просвещение, 1992.
- Медников Б.М. Биология: Формы и уровни жизни, М.: Просвещение, 1994.
- Одум Ю. Экология. Т. 1 – 2. М.: Мир, 1986.
- Сонин Н.И. Биология. Живой организм: Учебник для 6 класса средней школы. М.: Дрофа, 2010.
- Флинт Р. Биология в цифрах. М.: Мир, 1992.
- Фоули Р. Еще один неповторимый вид (экологические аспекты эволюции человека). М.: Мир, 1990.
- Экологические очерки о природе и человеке / Под ред. Б. Гржимека. М.: Прогресс, 1988.
- Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1992.
- Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1988.
- Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль, 1993.
- Акимушкин И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.
- Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982.
- Евсюков В.В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.
- Уинфри А.Т. Время по биологическим часам. М.: Мир, 1990.
- Шпинар З.В. История жизни на Земле / Художник з. Буриан. Прага: Атрия, 1977.
- Эттенборо Д. Жизнь на Земле. М.: Мир,1984.
- Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 1988.
- Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1983.
для учителя
- 1. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов: Учебник для 7 класса средней школы. М.: Дрофа, 2010.
Медиаресурсы:
Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов: мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина (электронное учебное издание). Дрофа. Физикон, 2011.
Интернет - ресурсы
Оборудование: компьютер, микроскопы, мультимедийное оборудование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...
Рабочая программа по русскому языку по программе Гольцовой, 10 класс
рабочая программа по русскому языку для 10 класса по программе Гольцовой...
Рабочая программа по русскому языку по программе Бабайцевой, 10 класс
Рабочая программа по русскому языку по программе Бабайцевой, 10 класс...
Рабочая программа по биологии (ФГОС) для 6 кл. (автор-Сонин Н.И.)
Программа составлена с учетом ФГОС по учебнику Сонина Н.И. для учащихся 6 кл.,. (34 ч.)...
Программа по биологии класс 5-9 ФГОС
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях,созданных коллективом авторов под руководством Н.И.Сонина...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Природоведение 5 класс Образовательной программы Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина по предмету «Природоведение» для 5 - 7 классов VIII вида. (34 часа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПриродоведение 5 классОбразовательной программыТ.М.Лифанова, Е.Н.Соломина по предмету «Природоведение»для 5 - 7 классовVIII вида. (34 часа)...