рабочая программа по биологии 6 класс Н.И.Сонин ФГОС
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Шевлякова Татьяна Ивановна

 

 

 Пояснительная записка биология 6 класс

 

Рабочая программа по биологии для учащихся 6 класса   составлена на основе:                                                                                                                 - Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012(№ 273-ФЗ).                                             - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 № 1897).                                                                                                                                         - Программы основного общего образования. Биология. 5—9 классы. Авторы Н. И. Сонин, В. Б. Захаров. Концентрический курс. Москва, Дрофа, 2012 г., реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н.И.Сонина.                                                                                                                                                                                                                                      – ФГОС ООО                                                                                                                                                                                                                                                  -Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016-2017 учебный год                                                                                                                                                                                                                            -В соответствии с ООП ООО МБОУ СОШ № 13,  учебным планом МБОУ СОШ №13, Положения о рабочей программе при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования МБОУ СОШ № 13 г. Славгорода, приказа руководителя образовательного учреждения об утверждении  Рабочей программы учебного курса.                                                                                      Рабочая программа   на работу по учебникам и рабочим тетрадям:                                                                                                           Концентрический курс:          Сонин, Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2013. – (УМК «Сфера жизни»).          Сонин, Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина « Биология. Живой организм »/ Н.И.Сонин.  – М.: Дрофа, 2015. - (УМК «Сфера жизни»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_pr_po_biologii_6_kl.doc323.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Комитет администрации города Славгорода Алтайского края по образованию

муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13

города Славгорода Алтайского края

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО

Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ «СОШ №13»

Протокол №1

Н.А. Скрипко

И.Н. Бабанин

от «29  » августа 2016  г.

«30  » августа 2016   г.

Приказ от 30.08.16  №

Рабочая программа

основного общего   образования по  биологии

(предметная область «Естественнонаучные дисциплины»)                                                                           2016-2017 учебный год

                                                                                                         

                      Класс:  6        

                                                                                        Разработчик программы: Н. И. Сонин, В. Б. Захаров.

                                                                                         Учитель биологии Шевлякова Т.И.                                                                                                                                              

                                                                                        Квалификационная категория высшая

                                                                                         

г. Славгород

2016

 Пояснительная записка биология 6 класс

Рабочая программа по биологии для учащихся 6 класса   составлена на основе:                                                                                                                 - Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012(№ 273-ФЗ).                                             - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 № 1897).                                                                                                                                         - Программы основного общего образования. Биология. 5—9 классы. Авторы Н. И. Сонин, В. Б. Захаров. Концентрический курс. Москва, Дрофа, 2012 г., реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н.И.Сонина.                                                                                                                                                                                                                                      – ФГОС ООО                                                                                                                                                                                                                                                  -Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016-2017 учебный год                                                                                                                                                                                                                            -В соответствии с ООП ООО МБОУ СОШ № 13,  учебным планом МБОУ СОШ №13, Положения о рабочей программе при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования МБОУ СОШ № 13 г. Славгорода, приказа руководителя образовательного учреждения об утверждении  Рабочей программы учебного курса.                                                                                      Рабочая программа   на работу по учебникам и рабочим тетрадям:                                                                                                           Концентрический курс:          Сонин, Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2013. – (УМК «Сфера жизни»).          Сонин, Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина « Биология. Живой организм »/ Н.И.Сонин.  – М.: Дрофа, 2015. - (УМК «Сфера жизни»).

                                                                    Общая характеристика учебного предмета

      Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы. Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях. В 6 классе учащиеся получают знания о разнообразии живых организмов, их отличиях от объектов неживой природы. В курсе рассматриваются вопросы строения и жизнедеятельности организмов, принадлежащих к разным царствам природы, особенности взаимодействия объектов живой и неживой природы. Учащиеся узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Цели курса

Изучение биологии на базовом уровне на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • Освоение знаний о живой природе; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
  • Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказание первой помощи себе и окружающим; для соблюдения правил поведения в окружающей среде и норм здорового образа жизни, для профилактики заболеваний, травматизма и стрессов.

Задачи обучения:

  • Формирование целостной научной картины мира;
  • Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;
  • Овладение научным подходом к решению различных задач;
  • Овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты

Место учебного предмета в учебном плане

     Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 6 классе основной школы выделяется 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель).        Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно.

  • В рамках реализации программы учитываются психологические, возрастные особенности обучающихся при отборе содержания, методов и форм работы. Индивидуально подбирается объем учебной нагрузки в зависимости от способностей и возможности обучающихся. Сочетаются различные формы обучения (коллективные, групповые, индивидуальные, парные), что позволяет развивать все виды коммуникативной деятельности учащихся. Планирование  и организация уроков осуществляется с опорой на нестандартные формы, методы и приемы работы, развивающие способности учащихся, повышающие уровень теоретических и практических навыков. Обучение организуется как на репродуктивном уровне, предполагающим закрепление знаний, формирование общеучебных ЗУН, так и исследовательском, направленном на развитие творческого мышления и воображения учащихся. Самостоятельную работу на уроке необходимо рассматривать как одно из основных средств воспитания  ученика-деятеля, для чего используются  тестовые задания, работа с текстом, проведение наблюдений в природе, постановка опытов, презентации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:   Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина « Биология. Живой организм » Н.И.Сонин.  – М.: Дрофа, 2015. - (УМК «Сфера жизни»).

   

        Для реализации программы  применяются технологии:                                                                                                                                   -уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов;                                                                                                                    -работы с одаренными детьми;                                                                                                                                                                                                     -личностно-ориентированного  развивающего обучения ;                                                                                                                                                       -культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения;                                                                                                                                                                                                                                                                                                  -здоровьесберегающие

Используемые  формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей учебной программе:

-лабораторная работа  -  вид самостоятельной практической и исследовательской работы учащихся с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования;

 -  тестовые задания  - вид самостоятельной работы, предназначенной для предварительного, текущего, промежуточного и итогового контроля с целью  проверки теоретических,  практических и прикладных знаний учащихся, сформированности интеллектуальных умений: сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Задания различной степени сложности позволяют проверить базовый и более глубокий уровень знаний учащихся.

Содержание программы

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (11 ч)

Тема 1.1. Основные свойства живых организмов (1 ч)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Тема 1.2. Химический состав клеток (2ч)

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Лабораторные и практические работы

  1. Определение состава семян пшеницы.

Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток. Клетка — живая система (2 ч)

Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.

Лабораторные и практические работы

  1. Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).

Тема 1.4. Деление клетки (1ч)

Деление – важнейшее свойство клеток. Значение деления для роста и развития многоклеточного организма. Два типа деления. Деление – основа размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза и его биологическое значение.

Демонстрация

Микропрепарат «Митоз». Микропрепараты хромосомного набора человека, животных и растений

Тема 1.5. Ткани растений и животных (1 ч)

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Лабораторные и практические работы

  1. Ткани живых организмов.

Тема 1.6. Органы и системы органов (3ч)

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды, их значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

Лабораторные и практические работы

  1. Распознавание органов растений и животных.

Тема 1.7. Растения и животные как целостные организмы (1ч)

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— суть понятий и терминов: «клетка», «ядро», «мембрана», «оболочка», «пластида», «органоид», «хромосома», «ткань», «орган», «корень», «стебель», «лист», «почка», «цветок», «плод», «семя», «система органов», «пищеварительная система», «кровеносная система», «дыхательная система», «выделительная система», «опорно-двигательная система», «нервная система», «эндокринная система», «размножение»;

— основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных;

— что лежит в основе строения всех живых организмов;

— строение частей побега, основных органов систем органов животных, указывать их значение.

Учащиеся должны уметь:

— распознавать и показывать на таблицах основные органоиды клетки, растительные и животные ткани, основные органы и системы органов растений и животных;

— исследовать строение основных органов растения;

— устанавливать основные черты различия в строении растительной и животной клеток;

— устанавливать взаимосвязь между строением побега и его функциями;

— исследовать строение частей побега на натуральных объектах, определять их на таблицах;

— обосновывать важность взаимосвязи всех органов и систем органов для обеспечения целостности организма.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с дополнительными источниками информации;

— давать определения;

— работать с биологическими объектами.

Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (18 ч)

Тема 2.1. Питание и пищеварение (2 ч)

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

Демонстрация

Действие желудочного сока на белок. Действие слюны на крахмал. Опыты, доказывающие образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями, роль света и воды в жизни растений.

Тема 2.2. Дыхание (2ч)

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

Демонстрация

Опыты, иллюстрирующие дыхание прорастающих семян; дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Тема 2.3. Передвижение веществ в организме (2ч)

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, её строение и функции. Гемолимфа. Кровь и её составные части (плазма, клетки крови).

Демонстрация

Опыт, иллюстрирующий пути передвижения органических веществ по стеблю растения. Микропрепараты «Строение клеток крови лягушки» и «Строение клеток крови человека».

Лабораторные и практические работы

  1. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

Тема 2.4. Выделение. Обмен веществ и энергии (2 ч)

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.

Тема 2.5. Опорные системы (1 ч)

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.

Демонстрация

Скелеты млекопитающих. Распилы костей. Раковины моллюсков. Коллекции насекомых.

Лабораторные и практические работы

  1. Разнообразие опорных систем животных.

Тема 2.6. Движение (2 ч)

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

Лабораторные и практические работы

  1. Движение инфузории туфельки.
  2. Перемещение дождевого червя.

Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности (2 ч)

Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.

Тема 2.8. Размножение (2ч)

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Демонстрация

    Способы размножения растений. Разнообразие и строение соцветий.

Лабораторные и практические работы

  1. Вегетативное размножение комнатных растений.

Тема 2.9. Рост и развитие (2 ч)

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Демонстрация

    Способы распространения плодов и семян. Прорастание семян.

Лабораторные и практические работы

  1.  Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале)

  Тема 2.10. Организм как единое целое (1 ч)

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Регуляторная деятельность нервной и гуморальной систем. Организм функционирует как единое целое. Организм — биологическая система.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— суть понятий и терминов: «почвенное питание», «воздушное питание», «хлоропласт», «фотосинтез», «питание», «дыхание», «транспорт веществ», «выделение», «листопад», «обмен веществ», «холоднокровные животные», «теплокровные животные», «опорная система», «скелет», «движение», «раздражимость», «нервная система», «эндокринная система», «рефлекс», «размножение», «половое размножение», «бесполое размножение», «почкование», «гермафродит», «оплодотворение», «опыление», «рост», «развитие», «прямое развитие», «непрямое развитие»;

— органы и системы, составляющие организмы растения и животного.

Учащиеся должны уметь:

— определять и показывать на таблице органы и системы, составляющие организмы растений и животных;

— объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;

— обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;

— сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;

— наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;

— исследовать строение отдельных органов организмов;

— фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;

— соблюдать правила поведения в кабинете биологии.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— организовывать свою учебную деятельность;

— планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);

— составлять план работы;

— участвовать в групповой работе (малая группа, класс);

— осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;

— работать с текстом параграфа и его компонентами;

— составлять план ответа;

— составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;

— узнавать изучаемые объекты на таблицах;

— оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

Раздел 3. Организм и среда (2ч)

Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды (1 ч)

Влияние факторов неживой природы (температуры, влажности, света) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.

Демонстрация

Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи живых организмов.

Тема 3.2. Природные сообщества (1 ч)

Природное сообщество. Экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

Демонстрация

Модели экологических систем, коллекции, иллюстрирующие пищевые цепи и сети.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— суть понятий и терминов «среда обитания», «факторы среды», «факторы неживой природы», «факторы живой природы», «пищевые цепи», «пищевые сети», «природное сообщество», «экосистема»;

— как тот или иной фактор среды может влиять на живые организмы;

— характер взаимосвязей между живыми организмами в природном сообществе;

— структуру природного сообщества.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— организовывать свою учебную деятельность;

— планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);

— составлять план работы;

— участвовать в групповой работе (малая группа, класс);

— осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;

— работать с текстом параграфа и его компонентами;

— составлять план ответа;

— составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;

— узнавать изучаемые объекты на таблицах;

— оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

Личностные результаты обучения

— формирование ответственного отношения к обучению;

— формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ;

— развитие навыков обучения;

— формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;

— формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;

— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;

— осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

— осознание значения семьи в жизни человека;

— уважительное отношение к старшим и младшим товарищам.

Резервное время – 4 час

Название темы  

Содержание

Характеристика видов деятельности учащихся

                                        Раздел 1.  Строение и свойства живых организмов 11 ч

  Основные свойства живых организмов 1 ч

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение

Выделяют основные признаки живого, называют основные отличия живого от неживого. Описывают основные функции живых организмов

 Химический состав клеток 2ч

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

 

Называют основные элементы и группы веществ, входящих в состав клетки. Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Объясняют роль органических и неорганических веществ в жизни живых организмов. Работают с учебником (текстом и иллюстрациями)

Строение растительной и животной клеток. Клетка — живая система 2 ч

Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.

Выделяют основные признаки строения клетки. Называют основные органоиды клетки и описывают их функции. Различают на таблицах и  микропрепаратах органоиды клетки. Обосновывают биологическое значение процесса деления клеток

Деление клетки 1 ч

Деление – важнейшее свойство клеток. Значение деления для роста и развития многоклеточного организма. Два типа деления. Деление – основа размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза и его биологическое значение.

Обосновывают значение деления для роста и развития многоклеточного организма. Называют   основные типы   деления. Характеризуют   митоз, основные этапы митоза. Объясняют сущность мейоза и его биологическое значение.

Ткани растений и животных  1 ч

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Определяют понятие «ткань». Распознают основные группы клеток. Устанавливают связь между строением и функциями клеток тканей. Характеризуют основные функции тканей. Описывают и сравнивают строение различных групп тканей

  Органы и системы органов 3 ч

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды, их значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

Определяют понятие «орган». Называют части побега. Характеризуют строение и функции органов растения. Устанавливают связь между строением и функциями органов.

Описывают основные системы органов животных и называют составляющие их органы. Обосновывают важное значение взаимосвязи систем органов в организме

  Растения и  животные как целостные организмы 1 ч

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.

Устанавливают взаимосвязь между клетками, тканями, органами в организме. Приводят примеры в растительном и животном мире, доказывающие, что организм — это единое целое

                                                     Раздел 2. Жизнедеятельность организмов 18 ч  

Питание и пищеварение 2 ч

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

Определяют понятия «питание», «пищеварение». Особенности питания растений. Раскрывают сущность воздушного и почвенного питания растений. Обосновывают биологическую роль зелёных растений в природе.

Определяют тип питания животных. Характеризуют основные отделы пищеварительной системы животных. Обосновывают связь системы органов между собой

Дыхание 2 ч

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

Определяют сущность процесса дыхания. Сравнивают процессы фотосинтеза и дыхания. Называют органы, участвующие в процессе дыхания. Характеризуют типы дыхания у животных. Приводят примеры животных и называют их тип питания

Передвижение веществ в организме 2 ч

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, её строение и функции. Гемолимфа. Кровь и её составные части (плазма, клетки крови).

Называют и описывают проводящие системы растений и животных. Называют части проводящей системы растений. Раскрывают роль кровеносной системы у животных организмов. Характеризуют процесс кровообращения у млекопитающих. Устанавливают взаимосвязь кровеносной системы с дыхательной системой и органами кровообращения

Выделение.

Обмен веществ и энергии 2 ч

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.

Отмечают существенные признаки процесса выделения.

 Выявляют особенности выделения у растений. Определяют значение выделения в жизни живых организмов. Приводят примеры выделительных систем животных. Устанавливают взаимосвязь между системами органов организма в процессе обмена веществ. Приводят доказательства того, что обмен веществ — важнейший признак живого

  Опорные  системы 1 ч

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.

Характеризуют строение опорных систем растений и животных.

 Объясняют значение опорных систем для живых организмов. Выявляют признаки опорных систем, указывающие на взаимосвязь их строения с выполняемыми функциями

Движение 2 ч

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

Называют и характеризуют способы движения животных. Приводят примеры. Объясняют роль движения в жизни живых организмов. Сравнивают способы движения между собой. Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и способами передвижения организма. Приводят доказательства наличия двигательной активности у растений

Регуляция процессов жизнедеятельности 2 ч

Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.

Называют части регуляторных систем. Сравнивают нервную и эндокринную системы, объясняют их роль в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Объясняют рефлекторный характер деятельности нервной системы. Приводят примеры проявления реакций растений на изменения в окружающей среде

Размножение 2 ч

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Характеризуют роль размножения в жизни живых организмов. Выявляют особенности бесполого и полового размножения. Определяют преимущества полового размножения перед бесполым. Называют и описывают части цветка, указывают их значение. Делают выводы о биологическом значении цветков, плодов и семян

  Рост и развитие 2 ч

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Описывают особенности роста и развития растения. Характеризуют этапы индивидуального развития растений. Раскрывают особенности развития животных. Сравнивают прямое и непрямое развитие животных. Проводят наблюдения за ростом и развитием организмов

   Организм как единое целое 1 ч

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Регуляторная деятельность нервной и гуморальной систем. Организм функционирует как единое целое. Организм — биологическая система.

Называют единицы строения живых организмов (клеток, тканей, органов). Выявляют взаимосвязь между особенностями строения клеток, тканей, органов и их функциями

                                         Раздел 3. Организм и среда обитания 2 ч

Среда обитания. Факторы среды 1 ч

Влияние факторов неживой природы (температуры, влажности, света) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.

Характеризуют и сравнивают основные факторы экологической среды. Называют основные факторы экологической среды. Объясняют особенности приспособленности организмов к различным средам обитания. Приводят примеры приспособленности организмов к своей среде обитания

Природные сообщества 1 ч

Природное сообщество. Экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

Называют основные группы организмов в экосистеме, описывают их роль в экосистеме. Составляют простейшие цепи питания. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания на живые организмы

Резервное время – 4 ч

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела

Количество

часов

Лабораторные и практические работы

Итоговые работы

1

Раздел 1.  Строение и свойства живых организмов

11

4

1

2

Тема 1.1. Основные свойства живых организмов

1

3

Тема 1.2. Химический состав клеток

2

1

4

Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток. Клетка — живая система

2

1

5

Тема 1.4. Деление клетки  

1

6

Тема 1.5. Ткани растений и животных

1

1

7

Тема 1.6. Органы и системы органов

3

1

8

Тема 1.7. Растения и  животные как целостные организмы

1

9

Раздел 2. Жизнедеятельность организмов  

18

6

1

10

Тема 2.1. Питание и пищеварение

2

11

Тема 2.2. Дыхание

2

12

Тема 2.3. Передвижение веществ в организме

2

1

13

Тема 2.4. Выделение.

Обмен веществ и энергии

2

14

Тема 2.5. Опорные

 системы

1

1

15

Тема 2.6. Движение

2

2

16

Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности

2

17

Тема 2.8. Размножение

2

1

18

Тема 2.9. Рост и развитие

2

1

19

 Тема 2.10. Организм как единое целое

1

20

Раздел 3. Организм и среда обитания

2

1

21

Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды

1

22

Тема 3.2. Природные сообщества

1+1

23

Резервное время

4

Итого

35

10

3

           Тематический поурочный план изучения учебного предмета «Биология. Введение в биологию», 6 класс 1 час в неделю

 

Раздел  Тема                                   Тип урока

Планируемые образовательные результаты изучения раздела

Информационные

ресурсы

Вид контроля

Домашнее задание

Дата

1

Раздел 1.Строение и свойства живых организмов 11 час

Вводный инструктаж по т.б.  Основные свойства живых организмов.

Урок «открытия» новых знаний.

Познавательные УУД.  Выделяют и формулируют познавательную цель. Структурируют знания.

Регулятивные УУД.  Составляют план и последовательность действий. Сличают свой способ действия с эталоном.

Коммуникативные УУД.  Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Планируют общие способы работы.

Личностные УУД. Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Учебник Рабочая тетрадь.  6 класс. Мультимедийное приложение

Задания рабочей тетради

Параграф 1

2

   

Химический состав клеток  

Урок «открытия» нового знания

Познавательные УУД. Объясняют роль органических и неорганических веществ в жизни живых организмов.  

Регулятивные УУД. Объясняют роль органических и неорганических веществ в жизни живых организмов. Работают с учебником (текстом и иллюстрациями).

Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи.

Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Учебник Рабочая тетрадь.  6 класс. Мультимедийное приложение

Задания рабочей тетради

Параграф 2

3

Л/Р «Определение состава семян пшеницы»

Учебник Рабочая тетрадь.  6 класс. Мультимедийное приложение

Л\р.№1 «Определение состава семян пшеницы».

Параграф 2

4

Строение растительной  клетки. Урок «открытия» нового знания

Познавательные УУД.  Выделяют основные признаки строения клетки. Называют основные органоиды клетки и описывают их функции.

Регулятивные УУД. Объясняют роль органических и неорганических веществ в жизни живых организмов. Работают с учебником (текстом и иллюстрациями).

Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи.

Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Учебник Рабочая тетрадь.  6 класс. Мультимедийное приложение

Л/Р № 2 «Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).»

Параграф 3, с. 18-19, 21

5

 Строение  животной клетки. Урок «открытия» нового знания

Задания рабочей тетради

Параграф 3

6

Деление клетки.

Урок «открытия» нового знания

Познавательные УУД. Умеют заменять термины определениями. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Строят логические цепи рассуждений

Регулятивные УУД. Составляют план и последовательность действий. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.

Коммуникативные УУД. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Личностные УУД. Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Демонстрируют способность к эмпатии

Учебник Рабочая тетрадь.  6 класс. Мультимедийное приложение

Задания рабочей тетради

Параграф 4

7

Ткани растений и животных  

 Урок «открытия» нового знания

Познавательные УУД. Определяют понятие «ткань». Распознают основные группы клеток. Устанавливают связь между строением и функциями клеток тканей.

Регулятивные УУД. Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.  Устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД. Осознают качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Личностные УУД. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. Умеют слушать и слышать друг друга.

Учебник Рабочая тетрадь.  6 класс. Мультимедийное приложение

Л\р. № 3 «Ткани живых организмов»

Параграф 5

Органы и системы органов

8

Органы цветкового растения. Корень. Побег. Стебель.  

Урок «открытия» нового знания

Познавательные УУД. Осуществляют для решения учебных задач операции  анализа, синтеза, сравнении и классификации. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Регулятивные УУД. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.  Структурируют знания.  

Коммуникативные УУД. Планируют общие способы работы.  Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.

Личностные УУД. Испытывают любовь и оптимизм к природе и окружающему миру. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.

Учебник Рабочая тетрадь.  6 класс. Мультимедийное приложение

Задания рабочей тетради

Параграф 6, с. 36-41

9

Лист. Цветок. Плоды. Семя.

 Урок «открытия» нового знания

Познавательные УУД. Устанавливают взаимосвязь между клетками, тканями, органами в организме. Приводят примеры в растительном и животном мире, доказывающие, что организм – это единое целое

Регулятивные УУД. Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные УУД. Определяют основную и второстепенную информацию. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

Личностные УУД. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Учебник Рабочая тетрадь.  6 класс. Мультимедийное приложение

Задания рабочей тетради

Параграф 6, с. 42-49

10

Органы и системы органов животных.

Урок «открытия» нового знания

Познавательные УУД. Описывают основные системы органов животных и называют составляющие их органы. Обосновывают важное значение взаимосвязи систем органов в организме.

Регулятивные УУД. Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные УУД. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Оценивают  достигнутый  результат.

Личностные УУД. Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.

Учебник Рабочая тетрадь.  6 класс. Мультимедийное приложение

Л/ р № 4

«Распознавание органов

растений и животных»

Параграф 7

11

Растения и  животные как целостные организмы  

Урок развивающего контроля

Познавательные УУД. Структурируют знания. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные УУД. Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают  достигнутый  результат. Вносят коррективы и дополнения.

Коммуникативные УУД. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Личностные УУД. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Учебник Рабочая тетрадь.  6 класс. Мультимедийное приложение

Письменный индивидуальный контроль. Тестирование

Параграф 8-9

Раздел 2. Жизнедеятельность организма 18 час

Питание и пищеварение 2 ч

12

Питание. Особенности питания растительного организма.  

Урок «открытия» нового знания

Познавательные УУД. Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации Раскрывают сущность воздушного и почвенного питания растений. Обосновывают биологическую роль зелёных растений в природе.

Регулятивные УУД. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Предвосхищают результат и уровень усвоения Осуществляют для решения учебных задач операции  анализа, синтеза, сравнении и классификации.

Коммуникативные УУД. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные УУД. Формируют экологическое сознание  и позитивное отношение к органическому миру.

Учебник Рабочая тетрадь.  6 класс. Мультимедийное приложение

Задания рабочей тетради

Параграф 10, с. 62-63

13

Особенности питания животных.

Урок «открытия» нового знания

Познавательные УУД . Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Умеют заменять термины определениями

Регулятивные УУД. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Коммуникативные УУД. Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Личностные УУД. Есть устойчивый познавательный интерес к становлению смыслообразующей функции познавательного мотива.

Учебник Рабочая тетрадь.  6 класс. Мультимедийное приложение

Задания рабочей тетради

Параграф 10, с. 64-72

Дыхание 2 ч

14

Дыхание растений.

Урок «открытия» нового знания

Познавательные УУД: Выделяют существенные признаки дыхания

Регулятивные УУД:  Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роли кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений.

Коммуникативные УУД: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

Личностные УУД.: Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.

Учебник Рабочая тетрадь.  6 класс. Мультимедийное приложение

Задания рабочей тетради

Параграф 11

15

Дыхание животных.

Урок «открытия» нового знания

Познавательные УУД: Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.  Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста.

Регулятивные УУД:  Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Оценивают  достигнутый  результат.

Коммуникативные УУД: Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие.

Личностные УУД.: Готовы и способны к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности.

Учебник Рабочая тетрадь.  6 класс. Мультимедийное приложение

Задания рабочей тетради

Параграф 11

Передвижение веществ и энергии 2 ч

16

Передвижение веществ в растительном организме.

 Урок «открытия» нового знания

Познавательные УУД: Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях.

Регулятивные УУД:  Анализируют информацию о процессах протекающих в растении

Коммуникативные УУД: Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.

Личностные УУД.: Осознание необходимости бережного отношения к окружающей природе.

Учебник Рабочая тетрадь.  6 класс. Мультимедийное приложение

Л\р. № 5 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».

Параграф 12, с. 78-79

17

Передвижение органических веществ в животном организме.

Урок «открытия» нового знания

Познавательные УУД: Раскрывают роль проводящей системы у растений и кровеносной системы у животных организмов.

Регулятивные УУД:  Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные УУД: Составляют план и последовательность действий.

Личностные УУД.: Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений Позитивная моральная самооценка. Любовь к природе.

Учебник Рабочая тетрадь.  6 класс. Мультимедийное приложение

Задания рабочей тетради

Параграф 12, с. 80-83

Выделение 2 ч

18

Выделение  

Урок «открытия» нового знания

Познавательные УУД: Отмечают существенные признаки процесса выделения. Выявляют особенности выделения у растений.  Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные УУД:  Устанавливают причинно- следственные связи. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.

Коммуникативные УУД: Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?)

Личностные УУД.: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Учебник Рабочая тетрадь.  6 класс. Мультимедийное приложение

Задания рабочей тетради

Параграф 13

19

Обмен веществ  и энергии

Урок «открытия» нового знания

Познавательные УУД:  Определяют значение выделения в жизни живых организмов. . Устанавливают взаимосвязь между системами органов организма в процессе обмена веществ. Приводят доказательства того, что обмен веществ – важнейший признак живого.

Регулятивные УУД:  Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Коммуникативные УУД: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Личностные УУД.:  Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Учебник Рабочая тетрадь.  6 класс. Мультимедийное приложение

 Задания рабочей тетради

Параграф 14

Опорные системы 1 ч

20

Опорные системы

Урок «открытия» нового знания

Познавательные УУД:  Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД:  Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Коммуникативные УУД: Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. Составляют план и последовательность действий.

Личностные УУД.:  Умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Учебник Рабочая тетрадь.  6 класс. Мультимедийное приложение

Л\р. № 6 «Разнообразие опорных систем».

Параграф 15

Движение 2 ч

21

Движение.

 Урок «открытия» нового знания

Познавательные УУД:  Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные УУД:  Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи.

Коммуникативные УУД: Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Личностные УУД:  Осознают ценности здорового и безопасного образа жизни. Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.

Учебник Рабочая тетрадь.  6 класс. Мультимедийное приложение

 Л\р. № 7 «Движение инфузории туфельки».

Параграф 16 с. 103-104

22

Движение многоклеточных животных.

 Урок «открытия» нового знания

Познавательные УУД: Учатся определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Регулятивные УУД:  Самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему, определяют цель учебной деятельности, выбирают тему проекта.

Коммуникативные УУД: Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его.

Личностные УУД: Умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. 

Учебник Рабочая тетрадь.  6 класс. Мультимедийное приложение

Л\р. № 8 «Перемещение дождевого червя»

Параграф 16 с. 104-113

Регуляция процессов жизнедеятельности 2 ч

23

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.  

Урок «открытия» нового знания

Познавательные УУД: Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Определяют основную и второстепенную информацию.

Регулятивные УУД:  Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Коммуникативные УУД: Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Личностные УУД: Знают основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий

Учебник Рабочая тетрадь.  6 класс. Мультимедийное приложение

Задания рабочей тетради

Параграф 17

24

Нервная система.  

Урок «открытия» нового знания

Познавательные УУД: Сравнивают нервную и эндокринную системы, объясняют их роль в регуляции процессов жизнедеятельности организмов.

Регулятивные УУД:  Осознают качество и уровень усвоения.

Коммуникативные УУД: Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Личностные УУД: Формируют основы социально-критического мышления.

Учебник Рабочая тетрадь.  6 класс. Мультимедийное приложение

Задания рабочей тетради

Параграф 17

Размножение 2 ч

25

  Бесполое размножение.

Урок рефлексии.

Познавательные УУД:  Осуществляют операции  анализа, синтеза, сравнении и классификации для решения учебных задач.

Регулятивные УУД:  Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Оценивают  достигнутый  результат.

Коммуникативные УУД: Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.

Личностные УУД: Умение конструктивно разрешать конфликты. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Учебник Рабочая тетрадь.  6 класс. Мультимедийное приложение

Л/р № 9 «Вегетативное размножение комнатных растений»»

Параграф 18, 20

26

Половое размножение животных и растений

Урок «открытия» нового знания

Познавательные УУД:  Выделяют и формулируют познавательную цель. Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Определяют основную и второстепенную информацию.

Регулятивные УУД:  Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Осознают качество и уровень усвоения.

Коммуникативные УУД: Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Личностные УУД: Знают основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.  Формируют ответственное отношения к обучению.

Учебник Рабочая тетрадь.  6 класс. Мультимедийное приложение

Задания рабочей тетради

Параграф 19

Рост и развитие 3 ч

27

Рост и развитие растений

Урок «открытия» нового знания

Познавательные УУД:  Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Предвосхищают результат и уровень усвоения.

Коммуникативные УУД: Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений

Личностные УУД: Демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания. Умеют слушать и слышать друг друга.

Учебник Рабочая тетрадь.  6 класс. Мультимедийное приложение

Задания рабочей тетради

Параграф 21

28

Рост и развитие животных организмов.

Урок «открытия» нового знания

Познавательные УУД:  Демонстрируют приемы работы с информацией: осуществляют поиск и отбор источников необходимой информации, систематизируют информацию выполнять постановку и формулировать проблему.

Регулятивные УУД: Отвечают на поставленные вопросы; оценивают свой ответ, а также работу одноклассников; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя.

Коммуникативные УУД: Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строят понятное монологическое высказывание, обмениваются в паре, активно слушают одноклассников и понимают их позицию; находят ответы на вопросы, формулируют их.

Личностные УУД: Проявляют  любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; демонстрируют эстетическое отношение к живым объектам.

Учебник Рабочая тетрадь.  6 класс. Мультимедийное приложение

 Л/Р № 10 «Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале)»

Параграф 22

29

Организм как единое целое.

Урок  рефлексии

Познавательные УУД: Осваивают приемы исследовательской деятельности,  организуют свою учебную деятельность; применяют знания при решении биологических задач ; участвуют в групповой работе.

Регулятивные УУД:  Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Определяют основную и второстепенную информацию.

Коммуникативные УУД: Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Личностные УУД: проявляют интерес к новому материалу ,способу решения учебной задачи, способу действий, понимают социальную роль и нравственную позицию ученика.

Учебник Рабочая тетрадь.  6 класс. Мультимедийное приложение

Задания рабочей тетради

Параграф 23

Раздел 3. Организм и среда          2 час

30

 Среда обитания. Факторы среды.

Урок «открытия» нового знания

Познавательные УУД: Осваивают приемы исследовательской деятельности,  организуют свою учебную деятельность; применяют знания при решении биологических задач ; участвуют в групповой работе.

Регулятивные УУД:  Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Определяют основную и второстепенную информацию.

Коммуникативные УУД: Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Личностные УУД: проявляют интерес к новому материалу ,способу решения учебной задачи, способу действий, понимают социальную роль и нравственную позицию ученика

 

 

Учебник Рабочая тетрадь.  6 класс. Мультимедийное приложение

Работа с тестами

Параграф 24

31

 Природные сообщества                       Урок «открытия» нового знания

 

Учебник Рабочая тетрадь.  6 класс. Мультимедийное приложение

Письменный индивидуальный контроль. Тестирование

Параграф 25

32 - 35

 Резервное время

                                                                 

                                                                          Результаты изучения курса «Биология, 6 класс»  

   В результате освоения курса биологии 6 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
  • Постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
  • формирование ответственного отношения к обучению;
  • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ;
  • развитие навыков обучения;
  • формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;
  • формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;
  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • осознание значения семьи в жизни человека;
  • уважительное отношение к старшим и младшим товарищам.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
  • Выявлять причины и следствия простых явлений;
  • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
  • Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
  • В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

  • Объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;
  • Понимать смысл биологических терминов;
  • Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, при спасении утопающего;
  • Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • Выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
  • Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

                                                       

                                       

                                                                       Ресурсное обеспечение программы

  1. А.А.Плешаков Н. И. Сонин. Программа основного общего образования по биологии 5—9 классы. Концентрический курс. Биология. Живой организм. 6 класс.  – М.: Дрофа, 2013.
  2. Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. -   М.: Дрофа, 2013. - (УМК «Сфера жизни»).
  3. Сонин Н.И.  Биология. Живой организм. 6 класс: Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2015. - (УМК «Сфера жизни»).
  4. Акперова И.А. Биология. Живой организм. 6 класс: тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений к учебнику Н. И. Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс» / И. А. Акперова, Н. Б. Сысолятина, Н. И. Сонин. - 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 110, (2) с. : ил.
  5. Томанова З. А. Биология. Живой организм. 6 класс: методическое пособие к  учебнику Н. И. Сонина / З. А. Томанова, В. И. Сивоглазов. -2-е изд. , стереотип. – М. : Дрофа, 2016. – 336 с.
  6. Электронное приложение к учебнику: Сонин Н.И.  Биология. Живой организм. 6 класс.

                                                                  Критерии и нормы оценки предметных результатов обучающихся

 5-11 классов

Биология

Оценка устного ответа обучающихся

        Оценка «5» ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

        Оценка «4»: 

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

        Оценка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

        Оценка «2»:

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

        Оценка «5» ставится, если обучающийся:

1. Правильно определил цель опыта.

2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.

5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

        Оценка «4» ставится, если обучающийся выполнил требования к оценке "5", но:

1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

2. Или было допущено два-три недочета.

3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

4. Или эксперимент проведен не полностью.

5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

        Оценка «3» ставится, если обучающийся:

1.Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.

4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

        Оценка «2» ставится, если обучающийся:

1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".

4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

                                                                                 Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 1-4 классы по изобразительному искусству ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов по ФГОСу. В программу вошли: пояснительная записка, учебный план, содержание учебного плана, приложения....

Рабочие программы для 1 класса УМК "Школа 2100" (ФГОС)

Даны рабочие программы по всем предметам для 1 класса...

Рабочая программа по биологи УМК Н.И. Сонин. ФГОС ООО.

Настоящая рабочая программа разработана на основе Программы основного общего образования. Биология. 5—9 классы. Авторы Н. И. Сонин, В. Б. Захаров. Концентрический курс. Москва, Дрофа, 2013 г., реализу...

Рабочая программа 5-9 классы Кузовлев В.П. ФГОС

Рабочая программа 5-9 классы Кузовлев В.П. ФГОС...

Рабочая программа для 3 класса в соответсвии с ФГОС II поколения

Рабочая программа для 3 класса в соответсвии с  ФГОС II поколения...

Рабочая программа для 5 класса в соответсвии с ФГОС II поколения

Рабочая программа для 5 класса в соответсвии с  ФГОС II поколения...