рабочая программа по биологии 5 класс Н.И.Сонин ФГОС
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Шевлякова Татьяна Ивановна

 

Пояснительная записка биология 5 класс

 

Рабочая программа по биологии для учащихся 5 класса   составлена на основе:                                                                                                                 - Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012(№ 273-ФЗ).                                             - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 № 1897).                                                                                                                                         - Программы основного общего образования. Биология. 5—9 классы. Авторы Н. И. Сонин, В. Б. Захаров. Концентрический курс. Москва, Дрофа, 2012 г., реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н.И.Сонина.                                                                                                                                                                                                                                      – ФГОС ООО                                                                                                                                                                                                                                                  -Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016-2017 учебный год                                                                                                                                                                                                                            -В соответствии с ООП ООО МБОУ СОШ № 13,  учебным планом МБОУ СОШ №13, Положения о рабочей программе при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования МБОУ СОШ № 13 г. Славгорода, приказа руководителя образовательного учреждения об утверждении  Рабочей программы учебного курса.                                                                                    

Учебное содержание курса биологии включает: Биология. Введение в биологию. 5 класс. 35ч, 1 ч в неделю;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_pr_po_biologii_5_kl.doc304.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Комитет администрации города Славгорода Алтайского края по образованию

муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13

города Славгорода Алтайского края

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО

Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ «СОШ №13»

Протокол №1

Н.А. Скрипко

И.Н. Бабанин

от «29  » августа 2016  г.

«30  » августа 2016   г.

Приказ от 30.08.16  №

Рабочая программа

основного общего   образования по  биологии

(предметная область «Естественнонаучные дисциплины»)                                                                           2016-2017 учебный год

                                                                                                         

                      Класс:  5        

                                                                                        Разработчик программы: Н. И. Сонин, В. Б. Захаров.

                                                                                         Учитель биологии Шевлякова Т.И.                                                                                                                                              

                                                                                        Квалификационная категория высшая

                                                                                         

г. Славгород

2016 год

Пояснительная записка биология 5 класс

Рабочая программа по биологии для учащихся 5 класса   составлена на основе:                                                                                                                 - Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012(№ 273-ФЗ).                                             - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 № 1897).                                                                                                                                         - Программы основного общего образования. Биология. 5—9 классы. Авторы Н. И. Сонин, В. Б. Захаров. Концентрический курс. Москва, Дрофа, 2012 г., реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н.И.Сонина.                                                                                                                                                                                                                                      – ФГОС ООО                                                                                                                                                                                                                                                  -Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016-2017 учебный год                                                                                                                                                                                                                            -В соответствии с ООП ООО МБОУ СОШ № 13,  учебным планом МБОУ СОШ №13, Положения о рабочей программе при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования МБОУ СОШ № 13 г. Славгорода, приказа руководителя образовательного учреждения об утверждении  Рабочей программы учебного курса.                                                                                     

Учебное содержание курса биологии включает: Биология. Введение в биологию. 5 класс. 35ч, 1 ч в неделю;

 Цели и задачи рабочей программы:                                                                                                                                                                                    

- Познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;                                                                                         

- Систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественнонаучных знаний в начальной школе;                                                                                                                                                                                                             

- Начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;                                                                                                                                                                                                                                 

-Развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям;                                                                                                                 

- Начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

                                            ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС»

                В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле. Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско - правовых, коммуникационных и информационных областях. Курс предполагает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. В связи с большим объемом изучаемого материала и дефицитом времени большинство практических работ включено в состав комбинированных уроков или уроков изучения нового материала и могут оцениваться по усмотрению учителя. Некоторые практические работы, требующие длительного выполнения, рекомендованы в качестве домашнего задания.

 Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере  в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки  и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

 В рамках реализации программы учитываются психологические, возрастные особенности обучающихся при отборе содержания, методов и форм работы. Индивидуально подбирается объем учебной нагрузки в зависимости от способностей и возможности обучающихся. Сочетаются различные формы обучения (коллективные, групповые, индивидуальные, парные), что позволяет развивать все виды коммуникативной деятельности учащихся. Планирование  и организация уроков осуществляется с опорой на нестандартные формы, методы и приемы работы, развивающие способности учащихся, повышающие уровень теоретических и практических навыков. Обучение организуется как на репродуктивном уровне, предполагающим закрепление знаний, формирование общеучебных ЗУН, так и исследовательском, направленном на развитие творческого мышления и воображения учащихся. Самостоятельную работу на уроке необходимо рассматривать как одно из основных средств воспитания  ученика-деятеля, для чего используются  тестовые задания, работа с текстом, проведение наблюдений в природе, постановка опытов, презентации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Введение в биологию» - М.: Дрофа, 2014. -111с. 

        Для реализации программы  применяются технологии:                                                                                                                                   -уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов;                                                                                                                    -работы с одаренными детьми;                                                                                                                                                                                                     -личностно-ориентированного  развивающего обучения ;                                                                                                                                                       -культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения;                                                                                                                                                                                                                                                                                                  -здоровьесберегающие

Используемые  формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей учебной программе:

-лабораторная работа  -  вид самостоятельной практической и исследовательской работы учащихся с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования;

 -  тестовые задания  - вид самостоятельной работы, предназначенной для предварительного, текущего, промежуточного и итогового контроля с целью  проверки теоретических,  практических и прикладных знаний учащихся, сформированности интеллектуальных умений: сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Задания различной степени сложности позволяют проверить базовый и более глубокий уровень знаний учащихся.

                         Содержание программы «Биология. Введение в биологию». 5 класс (35 час, 1 час в неделю)

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение  (8 ч)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение,  размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.

Лабораторные и практические работы                                                                                                                                                                                                

Знакомство с оборудованием для научных исследований.                                                                                                                                           Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.                                                   Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.                                                                                                                                                                 Строение клеток (на готовых микропрепаратах)1.                                                                                                                                                   Строение клеток кожицы чешуи лука*.                                                                                                                                                                   Определение состава семян пшеницы.                                                                                                                                                                      Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

1 Курсивом указан материал, необязательный для изучения

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:                                                                                                                                                                                                         —основные признаки живой природы;                                                                                                                                                                                —устройство светового микроскопа;                                                                                                                                                                                       —основные органоиды клетки;                                                                                                                                                                                                 —основные органические и минеральные вещества,  входящие в состав клетки;                                                                                                          —ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

Учащиеся должны уметь:                                                                                                                                                                                                             —объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;                                                                                                                                   —характеризовать методы биологических исследований;                                                                                                                                                         —работать с лупой и световым микроскопом;                                                                                                                                                                        —узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;                                                                                                                        —объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;                                                                                                                                    —соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:                                                                                                                                                                                                              —проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;                                                                                                                                                     —ставить учебную задачу под руководством учителя;                                                                                                                                                            —систематизировать и обобщать разные виды информации;                                                                                                                                                —составлять план выполнения учебной задачи.

Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:                                                                                                                                                                                                                     —существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов                                                                                    —основные признаки представителей царств живой природы.                                                                                                                                 Учащиеся должны уметь:                                                                                                                                                                                                       —определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;                                                                                      —устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;                                                                                                         —различать изученные объекты в природе, на таблицах;                                                                                                                                                      —устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;                                                                                                                         —объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:                                                                                                                                                                                                              —проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;                                                                                                 —использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;                                                                                          —самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин.

Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 ч)

Наземно - воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины—степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Лабораторные и практические работы

Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др.).                                                                                                                                    Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.                                                                                             Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:                                                                                                                                                                                                         —основные среды обитания живых организмов;                                                                                                                                                                —природные зоны нашей планеты, их обитателей.                                                                                                                                                      Учащиеся должны уметь:                                                                                                                                                                                                         —сравнивать различные среды обитания;                                                                                                                                                                              —характеризовать условия жизни в различных средах обитания;                                                                                                                                   —сравнивать условия обитания в различных природных зонах;                                                                                                                                       —выявлять черты приспособленности живых организмов к определенным условиям;                                                                                                   —приводить примеры обитателей морей и океанов;                                                                                                                                                            —наблюдать за живыми организмами.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:                                                                                                                                                                                                         —находить и использовать причинно-следственные связи;                                                                                                                                              —формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;                                                                                                                                                        —выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

Раздел 4. Человек на Земле (5 ч)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

Демонстрация                                                                                                                                                                                                                  Ядовитые растения и опасные животные своей местности.                                                                                                                                   Лабораторные и практические работы                                                                                                                                                                        Измерение своего роста и массы тела.                                                                                                                                                                        Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:                                                                                                                                                                                                                  —предков человека, их характерные черты, образ жизни;                                                                                                                                                     —основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;                                                                                                      —правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;                                                                                                        —простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.                                                                                              Учащиеся должны уметь:                                                                                                                                                                                                          —объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;                                                                                 —объяснять роль растений и животных в жизни человека;                                                                                                                                                 —обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;                                                                                                                       —соблюдать правила поведения в природе;                                                                                                                                                                          —различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;                                                                                       —вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:                                                                                                                                                                                                                      —работать в соответствии с поставленной задачей;                                                                                                                                                             —составлять простой и сложный план текста;                                                                                                                                                                     —участвовать в совместной деятельности;                                                                                                                                                                          —работать с текстом параграфа и его компонентами;                                                                                                                                                       —узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Личностные результаты обучения

—Формирование ответственного отношения к обучению;                                                                                                                                                 —формирование познавательных интересов и мотивов к  обучению;                                                                                                                               —формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;                                                                                                —осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;                                                                                                                                             —формирование основ экологической культуры.

Резервное время— 2 ч.

 Биология. Введение в биологию. 5 класс (35ч, 1 ч в неделю)

Тема

Содержание

Характеристика видов деятельности учащихся

Живой организм: строение и изучение

(8 ч)

Что такое живой организм. Наука о живой природе. Методы изучения  природы. Увеличительные приборы. Живые клетки. Химический состав клетки. Великие естествоиспытатели

Объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Выделяют существенные признаки живых организмов.                                                                                           Определяют основные методы биологических исследований. Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовить микропрепараты. Выявляют основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах.                                                  Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Объясняют вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук.

Многообразие живых организмов

(14 ч)

Как развивалась жизнь на Земле. Разнообразие живого. Бактерии. Грибы. Водоросли. Мхи. Папоротники. Голосеменные растения. Покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека

Называют основные этапы в развитии жизни на Земле. Определяют предмет изучения систематики. Выявляют отличительные признаки представителей царств живой природы. Сравнивают представителей царств, делают выводы на основе сравнения. Приводят примеры основных представителей царств природы. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов.                                                                                                                             Осваивают навыки выращивания растений и домашних животных.                          Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями).     Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном  приложении.

Среда обитания  живых организмов

(6 ч)

Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны. Жизнь в морях и океанах

Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, а также называют виды растений и животных, населяющих их. Выявляют особенности строения живых организмов и объясняют их взаимосвязь со средой обитания. Приводят примеры типичных обитателей материков и природных зон. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов. Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объектов. Называют природные зоны Земли, характеризуют их основные особенности и выявляют закономерности распределения организмов в каждой из сред

Человек на Земле

(5 ч)

Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней. Здоровье человека и безопасность  жизни

Описывать основные этапы антропогенеза, характерные особенности предковых форм человека разумного. Анализируют последствия хозяйственной деятельности человека в природе. Называют исчезнувшие виды растений и животных. Называют и узнают в природе редкие и исчезающие виды растений и животных. Выясняют, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе. Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек. Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья

Резервное время— 2 ч

                                             ТЕМЫ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Создание наглядного пособия «Возможности увеличительных приборов (от лупы до современных микроскопов) и биологические объекты, доступные для изучения с их помощью».

2. Исследование удивительных свойств воды «Вода и жизнь».

3. Подготовка презентации «Бактерии в моей жизни».

4. Создание экспозиции «Ядовитые грибы моего края».

5. Исследование «Кто живет в почве?» .

6. Организация аквариума с обитателями пруда (растения и животные, особые условия, ограничения).

7. Создание рекомендаций по содержанию и разведению в классном «живом уголке» конкретных животных (морских свинок, попугайчиков, шпорцевых лягушек и т. д.) по результатам собственного опыта.

8. Описание жизни конкретного животного или сообщества общественных насекомых (по результатам собственных наблюдений в природе).

9. Информационно-исследовательский проект «Они обитают только в Австралии».

             

                                                       УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5 КЛАСС

Наименование разделов и тем

Всего часов

                                                  Из них

Лабораторные и практические

Контрольные и диагностические материалы

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение  

8

1.1

Что такое живой организм.  

1

1.2

Наука о живой природе.

1

1.3

Методы изучения  природы.

1

Л.р.1.Знакомство с оборудованием для научных исследований.

1.4

Увеличительные приборы.

1

Л.р.2. Устройство ручной лупы, светового микроскопа 

1.5

Живые клетки.  

1

Л.р.3. Строение клеток кожицы чешуи лука 

1.6

Химический состав

1

Л.р.4.  Определение состава семян пшеницы.    

1.7

Вещества и явления в окружающей среде.

1

1.8

Великие естествоиспытатели 

1

Тренировочные                задания (тест)

Раздел 2. Многообразие живых организмов

14 ч

2.1

Как развивалась жизнь на Земле.

1

2.2

Разнообразие живого.

1

2.3

Бактерии.

1

2.4

Грибы.

1

2.5

Водоросли

1

2.6

  Мхи

1

2.7

Папоротники

1

2.8

Голосеменные растения

1

2.9

Покрытосеменные (цветковые) растения

1

2.10

  Значение растений в природе и жизни человека.

1

Пр.р.   «Определение наиболее распространенных растений»

2.11

Простейшие

1

2.12

Беспозвоночные животные.

1

2.13

Позвоночные животные.

1

2.14

Значение животных в природе и жизни человека.  

1

Пр.р.  «Определение наиболее распространенных животных»

Тренировочные               задания (тест)

Раздел 3. Среда обитания живых организмов

6 ч

3.1

Три среды обитания.

1

3.2

Приспособленность организмов к разным средам обитания 

1

3.3-3.4

Жизнь на разных материках

2

3.5

Природные зоны. 

1

3.6

Жизнь в морях и океанах.  

1

Раздел 4. Человек на Земле

5 ч

4.1

Как человек появился на Земле.

4.2

Как человек изменил Землю.

4.3

Жизнь под угрозой.    

4.4

Не станет ли Земля пустыней.

Пр.р.  «Знакомство с экологическими проблемами местности»

4.5

Здоровье человека и безопасность жизни.

Пр. р.  «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи» Лаб.р. 5 «Измерение своего роста   жизни

Резервное время

2 ч

Итого

35 ч

9

        

  Тематический поурочный план изучения учебного предмета «Биология. Введение в биологию», 5 класс 1 час в неделю

Тема                Тип урока

 Планируемые образовательные результаты изучения раздела

Информационные

ресурсы

Вид контроля

Домашнее задание

Дата

Личностные ресурсы

(ЛУУД)

Метапредметные

(КУУД, ПУУД,

РУУУД)

Предметные

                                                    Раздел 1. Живой организм: строение и изучение  (8 ч)

1

 Что такое живой организм.  Открытие нового знания.

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Признавать право каждого на собственное мнение; уметь слушать и слышать другое мнение.

Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух;                                                                                                                                              составлять план выполнения учебной задачи.

Учащиеся должны знать:                                                                                                                                                                                                         основные признаки живой природы;                                                                                                                                                                                устройство светового микроскопа;                                                                                                                                                                                       основные органоиды клетки;                                                                                                                                                                                                 основные органические и минеральные вещества,  входящие в состав клетки;                                                                                                          ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

Учащиеся должны уметь:                                                                                                                                                                                                             объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;                                                                                                                                   характеризовать методы биологических исследований;                                                                                                                                                         работать с лупой и световым микроскопом;                                                                                                                                                                        узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;                                                                                                                        объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;                                                                                                                                    соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Учебник Рабочая тетрадь. Введение в биологию. 5 класс. Мультимедийное приложение

Задания рабочей тетради

Параграф 1

2

Наука о живой природе. Открытие нового знания.

Учебник Рабочая тетрадь.   Мультимедийное приложение

Задания рабочей тетради

Параграф 2

3

Методы изучения  природы. Л.р.1. Знакомство с оборудованием для научных исследований.

 

Учебник Рабочая тетрадь.   Мультимедийное приложение  Линейки Часы Весы

Задания рабочей тетради Л.р.

Параграф 3

4

Увеличительные приборы. Л.р.2. Устройство ручной лупы, светового микроскопа 

Учебник Рабочая тетрадь.   Мультимедийное приложение                 Лупа Микроскоп

Задания рабочей тетради Л.р.

Параграф 4

5

Живые клетки.   Л.р.3. Строение клеток кожицы чешуи лука 

Учебник Рабочая тетрадь.   Мультимедийное приложение Микроскоп Микропрепараты

Задания рабочей тетради Л.р.

Параграф 5

6

Химический состав клетки. Л.р.4.  Определение состава семян пшеницы.    

Учебник Рабочая тетрадь.   Мультимедийное приложение Лабораторное оборудование

Задания рабочей тетради Л.р.

Параграф 6-7 Сообщения и презентации о естествоиспытателях

7

 Вещества и явления в окружающей среде. Контроль знаний

Учебник Рабочая тетрадь.   Мультимедийное приложение

Задания рабочей тетради  

Сообщения о развитии жизни на Земле

8

Великие естествоиспытатели  Открытие нового знания.

Учебник Рабочая тетрадь.  Мультимедийное приложение

Индивид. сообщения  

Параграф 8 повторить 1-7

                                                        Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч)

9

Как развивалась жизнь на Земле. Изучение нового материала

 умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, умение применять полученные на уроке знания на практике.

Познавательные УУД. умение давать определения понятиям, проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам                                                                                                

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин.

Учащиеся должны знать:                                                                                                                                                                                                                     существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов                                                                                    основные признаки представителей царств живой природы.                                                                                                                                 Учащиеся должны уметь:                                                                                                                                                                                                       определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;                                                                                      устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;                                                                                                         различать изученные объекты в природе, на таблицах;                                                                                                                                                      устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;                                                                                                                         объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.

Учебник Рабочая тетрадь.. Мультимедийное приложение

Индивид. сообщения  

Задания рабочей тетради

Параграф 9

10

Разнообразие живого. Комбинированный

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение

Индивид. сообщения  

Задания рабочей тетради Пр.р.

Параграф 10

11

Бактерии. Комбинированный  

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение

Задания рабочей тетради

Параграф 11

12

Грибы. Комбинированный

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение Гербарий Коллекции

Индивид. сообщения  

Задания рабочей тетради Пр.р.

Параграф 12

13

 Водоросли Комбинированный

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение

Индивид. сообщения  

Задания рабочей тетради

Параграф 13

14

  Мхи Комбинированный

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение                Гербарий

Задания рабочей тетради

Параграф 14

15

Папоротники   Путешествие. Комбинированный

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение          Гербарий

Задания рабочей тетради Пр.р.

Параграф 15

16

Голосеменные растения

Комбинированный

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение          Гербарий

Задания рабочей тетради Пр.р.

Параграф 16

17

Покрытосеменные (цветковые) растения Комбинированный

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение            Гербарий

Индивид. сообщения  

Задания рабочей тетради Пр.р.

Параграф 17

18

  Значение растений в природе и жизни человека. Комбинированный

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение            

Задания рабочей тетради Пр.р.   «Определение наиболее распространенных растений»

Параграф 18

19

 Простейшие Комбинированный

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение    Рисунки Таблицы              

Задания рабочей тетради

Параграф 19

20

Беспозвоночные животные. Комбинированный

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение        Рисунки Таблицы          

Индивид. сообщения  

Задания рабочей тетради Пр.р.

Параграф 20

21

Позвоночные животные. Комбинированный

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение     Рисунки Таблицы      

Индивид. сообщения  

Задания рабочей тетради Пр.р.

Параграф  21

22

 Значение животных в природе и жизни человека.  Контроль знаний

Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение            

Задания рабочей тетради  Пр.р.  «Определение наиболее распространенных животных»

Сообщения о живых организмах

                                                              Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 ч)

23

Три среды обитания. Изучение нового материала

Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают, умение применять полученные на уроке знания на практике. Эстетическое восприятие природы

Познавателъные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям, формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;                                                                                                                                                        выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно – следственных связей.  Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения

Учащиеся должны знать:                                                                                                                                                                                                         основные среды обитания живых организмов;                                                                                                                                                                природные зоны нашей планеты, их обитателей.                                                                                                                                                      Учащиеся должны уметь:                                                                                                                                                                                                         сравнивать различные среды обитания;                                                                                                                                                                              характеризовать условия жизни в различных средах обитания;                                                                                                                                   сравнивать условия обитания в различных природных зонах;                                                                                                                                       выявлять черты приспособленности живых организмов к определенным условиям;                                                                                                   приводить примеры обитателей морей и океанов;                                                                                                                                                            наблюдать за живыми организмами.

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение     Рисунки Таблицы              

Индивид. сообщения  

Задания рабочей тетради

Параграф 23 сообщения

24

Приспособленность организмов к разным средам обитания  Комбинированный

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение      Коллекции Гербарий      

   Пр.р.      

Задания рабочей тетради Пр.р.

Параграф 23 сообщения

25

Жизнь на разных материках: Евразия, Северная Америка, Африка Изучение нового материала

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение           Коллекции Гербарий      

Индивид. сообщения  

Задания рабочей тетради Пр.р.      

Параграф 24 сообщения

26

Жизнь на разных материках: Южная Америка, Австралия, Антарктида Изучение нового материала

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение       Коллекции Гербарий          

Индивид. сообщения  

Задания рабочей тетради Пр.р.      

Параграф 24 сообщения

27

Природные зоны.  Комбинированный

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение       Коллекции Гербарий          

 Индивид. сообщения  

Задания рабочей тетради

Параграф  25 сообщения

28

Жизнь в морях и океанах.  Комбинированный

Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение     Коллекции Гербарий            

Задания рабочей тетради

Параграф  26

                                                                                  Раздел 4. Человек на Земле (5 ч)

29

Как человек появился на Земле. Изучение нового материала

Формирование ответственного отношения к обучению;                                                                                                                                                 познавательных интересов и мотивов к  обучению;                                                                                                                               навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;                                                                                                осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;                                                                                                                                             формирование основ экологической культуры.

Познавательные УУД: умение работать в соответствии с поставленной задачей;                                                                                                                                                             составлять простой и сложный план текста;                                                                                                                                                                     участвовать в совместной деятельности;                                                                                                                                                                          работать с текстом параграфа и его компонентами;                                                                                                                                                       узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные  УУД: информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп 

Учащиеся должны знать:                                                                                                                                                                                                                  предков человека, их характерные черты, образ жизни;                                                                                                                                                     основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;                                                                                                      правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;                                                                                                        простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.                                                                                              Учащиеся должны уметь:                                                                                                                                                                                                          объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;                                                                                 объяснять роль растений и животных в жизни человека;                                                                                                                                                 обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;                                                                                                                       соблюдать правила поведения в природе;                                                                                                                                                                          различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;                                                                                       вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение            

Задания рабочей тетради

Параграф 27

30

Как человек изменил Землю. Комбинированный

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение            

Сообщения

Параграф 28

31

Жизнь под угрозой.    Комбинированный

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение            

Сообщения Пр.р.  «Знакомство с экологическими проблемами местности»

Параграф 29

32

Не станет ли Земля пустыней. Комбинированный

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение            

Сообщения

Параграф 30

33

Здоровье человека и безопасность жизни. Пр. р. 8 «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи» Лаб.р. 5 «Измерение своего роста   жизни Комбинированный                                                                                                                                                                     

Учебник Рабочая тетрадь. Мультимедийное приложение                    Бинт Вата

Измерительная лента Весы

      Пр.р. измерение своего    роста и массы тела

Параграф 31

34-35

Резервное время

Всего уроков из них

35

Контрольные работы     Лабораторные  работы  

2

4

                                       Результаты изучения курса «Биология, 5 класс»

Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.                                                                                                                         Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.            Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.                                                               Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.                                                                                                                        Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.                                                                                                             Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.          Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.                                                                                                                                                                                                      Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).                                                                              Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.                                                       В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.                                                                                Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.         Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).                                                                                                     Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.                                                                                Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.                                                                                                Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).                                                                                                                                                                                                                        Вычитывать все уровни текстовой информации.                                                                                                                                                          Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.                                                                                                                                                                                                          Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1. - осознание роли жизни:                                                                                                                                                                                                          – определять роль в природе различных групп организмов;                                                                                                                                                  – объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.                                                                                                                            2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:                                                                                                                                                       – приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;                                                                                     – находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;                                 – объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.                                                                                                                                           3. – использование биологических знаний в быту:                                                                                                                                                                  – объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.                                                                                                                            4. –  объяснять мир с точки зрения биологии:                                                                                                                                                                         – перечислять отличительные свойства живого;                                                                                                                                                                      – различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);                                                                                       – определять основные органы растений (части клетки);                                                                                                                                                        – объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);                                                                                                                                                                                  5. – понимать смысл биологических терминов;                                                                                                                                                                      – характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;                – проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.                                                                                                                                         6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:                                                                                                                     – использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены, оказания первой помощи:                                                                – различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Учебно-методическое   обеспечение

Программа основного общего образования. Биология 5-9 классы. Концентрический курс. Автор программы Н.И.Сонин, И.Б.Захаров, М, Дрофа, 2012 г

Учебник :   Сонин Н.И. Плешаков А.А.Биология. Введение в биологию. 5 класс Дрофа, 2015 г

 Сонин Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь.— М.: Дрофа, 2014. – 111, [1] с.

Сысолятина Н. Б. Биология. Введение в биологию. 5 класс: тетрадь для лабораторных и самостоятельных наблюдений к учебнику Н. И. Сонина. А.А.  Плешакова  Биология. Введение в биологию. 5 класс

Сонин Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс:  тетрадь контроля и оценки знаний.— М.: Дрофа, 2014.

Сонин Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: тетрадь тестовые задания.— М.: Дрофа, 2014.

Сонин Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс:  методическое пособие.— М.: Дрофа, 2014.

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) –http://fcior.edu.ru. Содержит коллекцию электронных образовательных ресурсов нового поколения.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР) –http://school-collection.edu.ru. Содержит разнообразные учебные материалы в электронной форме – документы, презентации, электронные таблицы, видеофрагменты, анимационные ролики и др.

 

Материально техническое обеспечение учебного процесса

ЭОР к учебникам линии Н.И. Сонина.

Коллекции.

Гербарии.

Микролаборатории.

Микроскопы.

 

Критерии и нормы оценки предметных результатов обучающихся

 5-11 классов

Биология

Оценка устного ответа обучающихся

        Оценка «5» ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

        Оценка «4»: 

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

        Оценка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

        Оценка «2»:

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

        Оценка «5» ставится, если обучающийся:

1. Правильно определил цель опыта.

2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.

5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

        Оценка «4» ставится, если обучающийся выполнил требования к оценке "5", но:

1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

2. Или было допущено два-три недочета.

3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

4. Или эксперимент проведен не полностью.

5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

        Оценка «3» ставится, если обучающийся:

1.Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.

4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

        Оценка «2» ставится, если обучающийся:

1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".

4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

                                                                                   Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 1-4 классы по изобразительному искусству ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов по ФГОСу. В программу вошли: пояснительная записка, учебный план, содержание учебного плана, приложения....

Рабочие программы для 1 класса УМК "Школа 2100" (ФГОС)

Даны рабочие программы по всем предметам для 1 класса...

Рабочая программа по биологи УМК Н.И. Сонин. ФГОС ООО.

Настоящая рабочая программа разработана на основе Программы основного общего образования. Биология. 5—9 классы. Авторы Н. И. Сонин, В. Б. Захаров. Концентрический курс. Москва, Дрофа, 2013 г., реализу...

Рабочая программа 5-9 классы Кузовлев В.П. ФГОС

Рабочая программа 5-9 классы Кузовлев В.П. ФГОС...

Рабочая программа для 3 класса в соответсвии с ФГОС II поколения

Рабочая программа для 3 класса в соответсвии с  ФГОС II поколения...

Рабочая программа для 5 класса в соответсвии с ФГОС II поколения

Рабочая программа для 5 класса в соответсвии с  ФГОС II поколения...