Рабочая программа по биологии 8 класс (по программе Н.И.Сонина)
рабочая программа (8 класс) на тему

Шартон Ольга Михайловна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass_poyasnitelnaya.doc94.5 КБ
Файл kalendarno.docx64.49 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010. - 138c.ll, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

При реализации данной рабочей программы учтены образовательные цели МБОУ «Сагайская основная общеобразовательная школа», возрастные и индивидуальные особенности детей основной школы.

      Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю, в год- 68 часов. Изучение биологии в 8 классе обеспечивает базовый уровень подготовки учащихся основной школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии и авторской программой учебного курса. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7 классах соответственно.

Основной формой обучения является урок: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Программой курса предусмотрено проведение комбинированных уроков, лабораторно- практических уроков, выполнение самостоятельных, домашних и творческих работ. Определенное место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе: подготовка творческих работ, сообщений, рефератов, кроссвордов.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, тестирование, письменные домашние задания. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Основные методы работы на уроке – репродуктивные, продуктивные, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые.

Формы организации деятельности учащихся – парная, индивидуальная, работа в малых группах.

Цель программы обучения:

Освоение знаний  о строении человеческого тела, о строении органов, систем органов, их тесной взаимосвязи, координации и регуляции функций, размножении и развитии, высшей нервной деятельности.

Задачи программы обучения:

-сформировать умения распознавать органы, системы органов по таблицам, рисункам, фотографиям, находить связь между строением и функциями органов;

- вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием  собственного организма,  

-  продолжить формирование экологического мышления и здорового образа жизни, позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

-уметь иcпользовать  приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода и заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

      В рабочей программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту, приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников». Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

В содержание типовой программы, внесены изменения указанные в таблице «Тематическое планирование». В планирование добавлена тема « Человек и его здоровье» (4 часа) в соответствии с новым стандартом образования. Часы резервного времени распределены следующим образом - добавлены в темы: «Координация и регуляция» (2 часа), «Транспорт веществ» (1 час), «Обмен веществ и энергии» (1 час), «Покровы тела» (1час).

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Добавлены лабораторные и практические  работы в соответствии с новыми требованиями к уровню подготовки выпускников:

  • Измерение массы и роста своего организма;
  • Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц;
  • Изучение микроскопического строения крови  (микропрепараты крови человека и лягушки);
  • Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке;
  • Измерение кровяного давления;
  • Изучение приемов остановки капиллярного артериального и венозного кровотечений;
  • Определение частоты дыхания;
  • Определение норм рационального питания.
  • Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой.

Н.И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2006. -64с.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов и другие структурные компоненты организма человека. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и/или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

УМК

1. Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. «Биология. Человек» 8 класс: Учебник для общеобраз. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 20014.- 272с.;

2. Н.И. Сонин Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2015.- 64с.;

3. Н.Б. Ренева, Н.И. Сонин и др. «Биология. Человек» 8 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2005;

4. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2010. – 138 с.;

А так же методические пособия для учителя:

  • Г.И.Лернер, человек «Поурочные тесты и задания» М: «Аквариум» 2003
  • С.И.Гуленков, Н.И.Сонин, Биология. Человек. «Тестовые задания» 8 класс М: «Дрофа» 2007
  • Н.И.Сонин, М.Р.Сапин, методическое пособие к учебнику «Биология. Человек» М: «Дрофа» 2006
  • Е.В.Тяглова. Методическое пособие «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии», «Глобус»  2008

Требования к уровню подготовки  учащихся 8-го класса:

Знать/ понимать:

  • Признаки сходства и отличия человека и животных;
  • Сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
  • Особенности  организма человека: его строения. Жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.  

Уметь:

  • Объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;
  • Изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.
  • Распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;
  • Выявлять:  взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;
  • Сравнивать:   человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
  • Определять: принадлежность человека к к определенной систематической группе;
  • Анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
  • Проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:    

  • Соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;
  • Оказания  первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;
  • Рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;
  • Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

        

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

      Тема 1. Место человека в системе органического мира (2 часа)

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

■ Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.

Тема 2 Происхождение человека (2 часа)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

■        Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

Тема 3

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)1

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

■        Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.

Т е м а 4

Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

■        Демонстрация схем систем органов человека.

■        Лабораторные и практические работы
Изучение микроскопического строения тканей*.
Распознавание на таблицах органов и систем органов*.

Тема 5

Координация и регуляция (12 часов)

Гуморальная регуляция

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

■        Демонстрация схем строения эндокринных желез; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных различными нарушениями функции эндокринных желез.

Нервная регуляция

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи

с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

■        Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов
мозга.

■        Лабораторные и практические работы
Изучение головного мозга человека (по муляжам)*.
Изучение изменения размера зрачка*.

Тема 6

Опора и движение {8 часов)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямо-хождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

■        Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

■        Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения костей*.
Измерение массы и роста своего организма*. -
Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц*.

Тема 7        *

Внутренняя среда организма (3 часа)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета1.

■        Демонстрация схем и таблиц, посвященных со
ставу крови, группам крови.

        Лабораторная работа

Изучение микроскопического строения крови*.

Тема 8

Транспорт веществ (5 часов)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

 Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

■        Лабораторные и практические работы
Измерение кровяного давления*.
Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений*.

Тема 9 Дыхание (5 часов)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

■        Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.

■        Практическая работа
Определение частоты дыхания*.

Тема 10 Пищеварение (5 часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

■        Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.

■        Лабораторные и практические работы
Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал*.

Определение норм рационального питания*.

Тема 11

Обмен веществ и энергии (3 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.        

Тема 12 Выделение (2 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

■        Демонстрация модели почек.

Тема 13

Покровы тела (4 часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

■        Демонстрация схем строения кожных покровов
человека. Производные кожи.

Тема 14

Размножение и развитие (3 часа)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Тема 15

Высшая нервная деятельность (5 часов)

Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К.Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Тема 16. Человек и его здоровье (4 часа)

"Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

■ Лабораторные и практические работы

Изучение    приемов    остановки    капиллярного, артериального и венозного кровотечений*.

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье*.

        КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

        Система контроля учебных достижений учащихся включает разные варианты  поурочного контроля (тесты, работа в рабочей тетради, лабораторные работы) и тематический контроль ( повторительно-обобщающие  уроки и зачеты). Выбор формы контроля зависит от психофизических особенностей учащихся и ориентирован на выполнение минимума биологического образования в основной школе. В преподавании курса используются элементы технологии полного усвоения, поэтому планируется проведение срезовых работ, варианты этих работ предлагаются в технологических картах по всем разделам курса  программы Н.И. Сонина и др.  

Отметка «5». Полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника. Четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины. Для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов. Ответ самостоятельный. Использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4». Раскрыто основное содержание материала. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины. Ответ самостоятельный, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения большие неточности при использовании терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3». Усвоено основное содержание учебного материала. Но изложено фрагментарно. Не всегда последовательно. Определения понятий недостаточно четкие. Не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении.

Отметка «2». Основное содержание учебного материала не раскрыто. Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя. Допущены грубые ошибки в определении понятий. При использовании терминологии.

        При оценке знаний учитываются индивидуальные особенности учащихся.

Тематический план

Название темы

Количество  часов

В  том  числе

По программе

По КТП

лабораторных  и  практических  работ

зачетов

1.

Место человека в системе органического мира

2

2

2.

Происхождение человека.

2

2

3.

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

1

1

4.

Общий обзор строения и функций организма человека

4

4

2

1

5.

Координация и регуляция

10

12

2

1

6.

Опора и движение

8

8

3

1

7.

Внутренняя среда организма

3

3

1

8.

Транспорт веществ

4

5

2

1

9.

Дыхание

5

5

1

1

10.

Пищеварение

5

5

2

11.

Обмен веществ и энергии

2

3

1

12.

Выделение

2

2

13.

Покровы тела

3

4

1

14.

Размножение и развитие

3

3

15.

Высшая нервная деятельность.

5

5

16.

Человек и его здоровье.

4

4

2

         Итого

63 (5 часов – резервное время)

68

15

7



Предварительный просмотр:

                                                                Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Количество

часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающегося

Сроки

проведения

Тема 1. Место человека в системе органического мира  (2 час)

1

Место   человека   в системе     органического  мира.  

1

Место и роль человека в системе органического мира.

Рудименты, атавизмы

Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу млекопитающих, отряду приматы. Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряда приматы и делать вывод на основе сравнения.

2

Сходство и различия человека и человекообразных обезьян.

1

Сходство человека с животными и отличие от них

Раскрывать: характерные особенности человека

Выявлять черты различия между человеком, человекообразными обезьянами и другими животными

Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.

Тема 2. Происхождение человека (2 часа)

3

Происхождение  человека. Этапы его становления

1

Предки человека, гоминиды, рамапитек, австралопитек, человек умелый, человек прямоходящий, неандерталец, кроманьонец, человек разумный.

Знать : биологические и социальные факторы антропосоциогенеза, основные этапы эволюции человека, их особенности.

Уметь: объяснять совершенствование человека в процессе его эволюции (предшественники людей- ископаемые высшие обезьяны, древнейшие и древние люди).

4

Расы человека, их происхождение и единство.

1

Расы , расизм

Определять расы человека, их приспособленность в связи со средой обитания

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)

5

 История развития знаний о строении и функциях организма человека

1

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека: опыт, рентген, УЗИ, моделирование и др. Их значение и использование в собственной жизни.

Называть методы изучения организма человека, их значение для использования в собственной жизни. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)    

6

Клеточное  строение организма.

1

Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма (обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление), их значение.

Называть органоиды клетки. Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки. Сравнивать клетки растений, животных, человека.

Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки.

7

Ткани.

Лабораторная  работа «Изучение   микроскопического  строения тканей»

1

Ткани животных и человека: эпителиальные, соединитель-ные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечно-полосатая, сердечная), нервная. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное вещество.

Давать     определения     понятию: ткань.

Изучать   микроскопическое   строение тканей.

Рассматривать готовые микропрепараты и описывать ткани человека. Называть основные группы тканей человека

Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения. Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями.

8

Органы.

Системы органов.

Выполнение лабораторной   работы «Распознавание на таблицах органов и систем    органов человека».

1

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

Давать    определения    понятиям:

ткань, орган, система органов. Называть органы и системы органов человека.

Распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека.

Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.

9

Зачет по теме «Общий обзор организма человека».

1

Тема 5. Координация и регуляция (12 часов)

10

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности

1

Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции.

Называть:

•особенности строения и работы желез эндокринной системы; •железы внутренней секреции; •железы внешней секреции. Различать железы внутренней секреции и железы внешней секреции. Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы.

11

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

1

Гормоны.   Гормоны  гипофиза (болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и гиперфункцией (гигантизм) гипофиза),   гормоны   щитовидной железы (болезни щитовидной железы:   базедова   болезнь, слизистый отек). Гормоны поджелудочной железы (инсулин и заболевание сахарным диабетом). Гормоны надпочечников (их роль в приспособлении организма к стрессовым ситуациям. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Давать определение понятию: гормоны.

Называть заболевания,   связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез.

Характеризовать роль гормонов в обмене   веществ,   жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. *Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной систем.

12

Нервная      система. Строение и значение нервной системы

1

Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, головной мозг. Нервы, нервные узлы

Давать определения понятию: рефлекс.

Называть:

•особенности строения нервной системы (отделы, органы);

•принцип деятельности нервной системы;

•функции нервной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека. * Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы.

13

Рефлекторный    характер деятельности нервной системы.

1

Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны. Рецепторы. Нервная регуляция

Давать определения понятиям: рефлекс, рефлекторная дуга, рецепторы, безусловный рефлекс, условный рефлекс.

Называть: принцип деятельности нервной системы. Характеризовать:

•сущность регуляции жизнедеятельности организма;

•роль нервной системы в организме.   Составлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса.

14

Спинной  мозг, строение и функции

1

Спинной мозг, строение и функции. Серое вещество и белое вещество спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функция спинного мозга. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение

Называть:

•особенности строения спинного мозга; •функции спинного мозга. Распознавать и описывать на таблицах основные части спинного мозга. Характеризовать, роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма.

15-

16

Головной         мозг, строение и функции.

Выполнение лабораторной работы    «Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)».

2

Головной   мозг,   строение  и функции. Серое и белое вещество головного мозга. Продолговатый мозг. Средний мозг. Мозжечок. Промежуточный мозг. Большие полушария головного мозга, доли (лобная, теменная, затылочная, височные). Нарушения       деятельности нервной системы и их предупреждение

Называть:

•особенности строения головного мозга; •отделы головного мозга; •функции отделов головного мозга. Распознавать и описывать на таблицах основные части головного мозга. Характеризовать: роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведения организма.

17

Органы   чувств,   их роль в жизни человека.   Анализаторы.

1

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Рецепторы,   проводящие   пути, чувствительные   зоны   коры больших полушарий. Органы  обоняния,  осязания, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений - результат аналитико-синтетической деятельности косы больших полушарий.

Давать определения понятиям:

орган чувств, рецептор, анализатор. Называть:

•органы чувств человека; •анализаторы;

•особенности строения органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов. Характеризовать:     роль     органов чувств и анализаторов в жизни человека.

18

Орган зрения и зрительный анализатор.

Выполнение лабораторной работы    «Изучение    изменения размера зрачка».

1

Орган зрения. Вспомогательный аппарат глаза (брови, веки,   ресницы).   Строение   и функции оболочек глаза. Склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок. Сетчатка. Палочки и колбочки сетчатки. Хрусталик,  стекловидное тело. Зрительный нерв. Зрительный анализатор.

Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа зрения и зрительного анализатора. Объяснять результаты наблюдений. * Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора

19

Нарушения   зрения, их профилактика.

1

Нарушения зрения, их профилактика.  Заболевание и  повреждение глаз, профилактика. Дальнозоркость, близорукость, проникающее ранение глаза. Гигиена зрения.

Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения. Анализировать и оценивать: •воздействие факторов риска для здоровья;

•влияние собственных поступков на здоровье.

Использовать приобретенные знания для:

•соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов зрения; •профилактики вредных привычек.

20

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.

1

Орган слуха. Строение и функции   наружного,   среднего   и внутреннего уха. Преддверие и улитка.   . Слуховой анализатор. Нарушения слуха, их профилактика. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение  ангины,   гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом. Вестибулярный аппарат - орган равновесия

Называть особенности строения органа слуха и слухового анализатора. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха и слухового анализатора. Анализировать и оценивать: •воздействие факторов риска для здоровья;

•влияние собственных поступков на здоровье.

Использовать приобретенные знания дня:

•соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов слуха; •профилактики вредных привычек. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

21

Зачет по теме «Координация и регуляция

Тема 6. Опора и движение (8 часов)

22

Скелет. Строение, состав и соединение костей

1

Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Строение кости: компактное вещество, губчатое вещество, надкостница, костные клетки, костные пластинки, типы соединения костей, строение сустава.

Называть: особенности скелета человека, функции опорно-двигательной системы.

Распознавать на таблицах: основные части скелета человека.

Устанавливать взаимосвязь: между строением и функциями костей, между строением и функциями скелета.

23

Скелет   головы    и скелет туловища.

1

Строение и функции опорной системы. Скелет головы. Отделы черепа кости черепа Скелет туловища: позвоночник. Отделы позвоночник.  грудная клетка Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. Особенности скелета, связанные с развитием мозга и речи.

Называть особенности строения скелета головы и туловища человека. Распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища человека.

* Устанавливать взаимосвязь

между строением и функциями скелета.

24

Скелет конечностей.

Выполнение лабораторной работы        «Изучение внешнего   вида  отдельных костей»

1

Строение и функции опорной системы. Скелет поясов: плечевой тазовый пояс. Свободные конечности: верхняя и нижняя. Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности

Называть особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека

Распознавать на таблицах основные части скелета поясов и свободных конечностей человека.

Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью. * Устанавливать взаимосвязь: между строением и функциями скелета.

25

Первая помощь при растяжении   связок, вывихах суставов и переломах костей.

1

Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы. Травмы: перелом, вывих, растяжение связок.

Использовать приобретенные знания и умения для.

•соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки; •оказания первой помощи при травмах

26

Мышцы. Работа мышц.

Выполнение лабораторной работы    «Выявление влияния   статической и динамической  работы на утомление мышц»

1

Строение двигательной системы. Обзор основных мышц человека: гладкие и скелетные мышцы, жевательные и мимические мышцы головы. Мышцы туловища и конечностей. Дыхательные мышцы (межреберные, диафрагма). Сухожилия. Функции двигательной системы. Динамическая и статическая работа мышц. Регуляция мышечных движений

Распознавать на таблицах основные группы мышц человека. Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц. Описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической  и динамической  работы на утомление мышц.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц.

27

Заболевания  опорно-двигательной системы и их профилактика.

1

Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Предупреждение плоскостопия и исправления позвоночника

Использовать приобретенные знания и умения для:

•проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

•соблюдения мер профилактики нарушения осанки.

28

Роль   двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека.

1

Укрепление  здоровья:  двигательная активность. Соблюдение правил здорового образа жизни.     Развитие     опорно-двигательной   системы:   роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Факторы риска - гиподинамия.

Использовать приобретенные знания  для   профилактики   заболеваний опорно-двигательной системы. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

29

Зачет по теме «Опора и движение».

Тема 7. Внутренняя среда организма (3 часа)

30

Внутренняя     среда организма. Кровь, ее функции.       Выполнение лабораторной работы       «Изучение микроскопического строения    крови».

1

Внутренняя среда организма: кровь,  тканевая  жидкость  и лимфа.   Кровь,   ее  функции. Плазма  крови,  клетки  крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свертывание крови.

Называть признаки биологических объектов:

•составляющие внутренней среды организма;

•составляющие крови (форменные элементы);

•составляющие плазмы.

Характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови. Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки. Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови

31

Иммунитет.

1

Иммунитет. Иммунная система человека (костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка, лимфоидная ткань). Антигены и антитела.. Вакцинация. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета (активный и пассивный, естественный и искусственный).

Давать определение понятию иммунитет.

Называть виды иммунитета.

Объяснять проявление иммунитета у человека.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний.

32

Группы крови. Переливание крови

1

Группы крови. Переливание крови. Групповая совместимость крови, групповая совместимость тканей. Резус-фактор

Называть особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус-фактор. Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья. Находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, об использовании донорской крови.

Тема 8. Транспорт веществ ( 5 часов)

33

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.

1

Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды. Строение (предсердия, желудочки, створчатые и полулунные клапаны) и функции сердца (фазы сердечной деятельности).

Называть:; •органы кровеносной системы

. Распознавать и описывать на таблицах •систему органов кровообращения; •органы кровеносной системы

34

Работа сердца

1

Сердечный цикл, пауза, автоматизм

Давать определения понятия:. Сердечный цикл, пауза, автоматизм

Называть    признаки     (особенности строения) биологических объектов - кровеносных сосудов, сердца.

Называть особенности строения организма человека - органы лимфатической системы.

Распознавать и описывать на таблицах:

•систему органов кровообращения; •органы кровеносной системы; •систему лимфообращения; •органы лимфатической системы.

35

Движение крови и лимфы по сосудам.

Выполнение практической работы   №   1 «Измерение кровяного   давления».

1

Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Измерение артериального   давления.   Артериальное давление:   верхнее,   нижнее. Пульс. Частота сердечных сокращений. Нейрогуморальная   регуляция работы сердца и сосудов. Гуморальная регуляция.

Характеризовать сущность биологических процессов: •движения крови по сосудам; •регуляции жизнедеятельности организма;

автоматизма сердечной мышцы. Объяснять роль гормонов в организме. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

36

Заболевания     сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Практической работы   №   2 «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке».

1

Сердечно-сосудистые  заболевания, причины и предупреждение (гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт) Пульс. Частота  сердечных сокращений.. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Фактор риска - гиподинамия. Артериальное, венозное и капиллярное        кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении. Жгут. Закрутка. Давящая повязка

Анализировать и оценивать факторы риска на здоровье, нормальную работу сердечно-сосудистой системы. Использовать приобретенные знания для.

•проведения наблюдений за состоянием собственного организма; •профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании). Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при травмах (повреждениях сосудов). Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

37

Зачет    по    темам «Внутренняя   среда.

Транспорт веществ».

1

Тема 9. Дыхание (5 часов)

38

Строение органов дыхания.

1

Дыхание. Система органов дыхания  и ее роль в обмене веществ. Связь с кровеносной системой.

Называть особенности строения организма человека - органы дыхательной системы.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхательной системы человека.

Характеризовать сущность биологического процесса дыхания. * Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания

39

Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция.

Выполнение практической работы «Определение частоты   дыхания».

1

Обмен газов в легких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Дыхательные движения. Нейрогу-моральная регуляция дыхания (дыхательный центр продолговатого мозга,  высшие дыхательные центры коры больших полушарий головного мозга).

Характеризовать:

•сущность биологического процесса дыхания;

•транспорта веществ. Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма.

*        Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания.

*        Устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и кровообращения. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

40

Заболевания органов дыхания и их профилактика.

1

Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение  распространения  инфекционных заболеваний и соблюдение  мер  профилактики для защиты собственного организма. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья.  Чистота атмосферного воздуха как фактор   здоровья.   Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.

Называть заболевания органов дыхания

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек (курение). Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья

41

Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего

1

Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Называть приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при отравлении угарным газом и при спасении утопающего.

Находить в тексте учебника биологическую  информацию,  необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

42

Зачет по теме «Дыхание».

Тема 10. Пищеварение (5 часов)

43

Пищевые   продукты и  питательные  вещества.

Практическая работа Определение норм рационального питания

1

Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Пища как биологическая основа жизни

Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся.

Объяснять роль питательных веществ в организме.

Характеризовать сущность процесса питания.

44

Пищеварение в ротовой полости.

Выполнение лабораторной работы    «Действие ферментов   слюны на крахмал»

1

Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварительные ферменты ротовой полости: слюна, птиалин, мальтаза, крахмал, глюкоза. Нейрогуморальная регуляция пищеварения.

Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать:

•        сущность биологического процесса питания, пищеварения;

•        роль ферментов в пищеварении.

Описывать и объяснять результаты опытов.

Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма

45

Пищеварение в желудке. Регуляция   пищеварения.

Выполнение лабораторной работы    «Изучение действия  желудочного   сока   на белки

1

Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудок, слои желудка. Пищеварительные ферменты желудка. Желудочный сок. Пепсин. Нейрогуморальная регуляция пищеварения.

Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать:

•        сущность биологического процесса питания, пищеварения;

•        роль ферментов в пищеварении. Описывать и объяснять результаты опытов.

Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма.

        Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма

46

Пищеварение в кишечнике.    Всасывание      питательных веществ.

1

Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Переваривание пищи в двенадцатиперстной   кишке  

Давать определение понятию фермент.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать:

• сущность биологического процесса питания, пищеварения;роль ферментов в пищеварении. Описывать и объяснять результаты опытов.

*Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения.

Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья.

47

Гигиена питания. Профилактика    пищевых   отравлений, кишечных инфекций, гепатита.

Выполнение практической работы      «Измерение массы и роста своего организма

1

Укрепление здоровья: рациональное питание, двигательная активность. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Фактор риска: гиподинамия. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Симптомы аппендицита.

Использовать приобретенные знания для:

•соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения; •профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм);

•оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями; •проведения наблюдений за состоянием здоровья собственного организма.

Тема 11. Обмен веществ и энергии  (3 часа)

48

Обмен   веществ   и превращение   энергии. Пластический и энергетический   обмен.

1

Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен.

Давать определение понятиям:

пластический обмен,  энергетический обмен.

Характеризовать:

•сущность обмена веществ и превращения энергии в организме; •обмен веществ как основа жизнедеятельности организма человека.

49

Витамины, их роль в организме.

1

Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Гипо- и гипервитаминозы А, В, С, D. Проявления авитаминозов («куриная слепота», бери-бери, цинга, рахит) и их предупреждение.

Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся. Характеризовать роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятельность.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, а также других заболеваний, связанных с недостатком витаминов организме.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

50

Зачет по темам «Пищеварительная система.    Обмен    веществ

Тема 12. Выделение (2 часа)

51

Органы   выделения. Строение и функции почек.

1

Выделение. Мочевыделительная система. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон - функциональная единица почки. Удаление мочи из организма: роль мочевой лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.

Называть особенности строения организма человека - органы мочевыдели-тельной системы; другие системы, участвующие в удалении продуктов обмена. Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека.

Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы.

52

Предупреждение заболеваний   мочевы-делительной   системы

1

Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Предупреждение заболеваний почек. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Фактор риска: переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Использовать приобретенные знания для:

•соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы; •профилактики вредных привычек. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья

Тема 13. Покровы тела (4 часа)

53

Строение и функции кожи.

1

Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы.-

Называть особенности строения организма человека - кожи. Называть функции кожи.

Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи.

*Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи.

54

Роль кожи в терморегуляции организма

1

Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Укрепление здоровья: закаливание, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, переохлаждение.

Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний.

55

Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

1

Нарушения кожных покровов и их причины. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Использовать приобретенные знания для:

•соблюдения мер профилактики вредных привычек;

•оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний кожи и других покровов тела.

.

56

Зачет по темам «Выделение. Кожа».

Тема 14. Размножение и развитие  (3 часа)

57

Половая система человека

1

Мочеполовая система. Женская половая система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция,. Мужская половая  система.  

Называть особенности строения женской и мужской половой систем. Распознавать и описывать на таблицах:

•женскую и мужскую половые системы; •органы женской и мужской половой систем.

Объяснять причины наследственности. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

58

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

1

Размножение и развитие. Внутриутробное развитие. Оплодотворение,  образование зародыша и плода. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

Давать определение понятиям: размножение, оплодотворение. Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека. Использовать приобретенные знания для:

•соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции; •вредных привычек  (курение,  алкоголизм, наркомания).

59

Наследственные     и врожденные заболевания.      Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика

1

Наследственные  болезни, их причины и предупреждение.    Инфекции, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея),    их   профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.  Культура отношения  к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Объяснять причины проявления наследственных заболеваний. Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на здоровье.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции.

Тема 15. Высшая нервная деятельность (5 часов)

60

Поведение человека. Рефлекс   -   основа нервной  деятельности.

1

Рефлекторный характер деятельности   нервной   системы. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение

Давать определение понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы. Называть принцип работы нервной системы.

Характеризовать:

•особенности работы головного мозга;

•биологическое значение условных и

безусловных рефлексов;

•сущность регуляции жизнедеятельности

организма.

Использовать приобретенные знания для:

рациональной организации труда и отдыха.

61

Врожденные и приобретенные   формы поведения.

1

Врожденные  формы  поведения:  безусловные  рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность. Высшая нервная деятельность.

Психология и поведение человека.

Давать определение понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы.

Называть принцип работы нервной системы.

Характеризовать:

•особенности работы головного мозга; •сущность регуляции жизнедеятельности организма.

62

Биологические   ритмы. Сон и его значение.

1

Биологические ритмы. Сон (фазы сна) и бодрствование, значение сна.

Характеризовать значение сна для организма человека.

Использовать приобретенные знания для:

•рациональной организации труда и отдыха;

•проведения наблюдений за состоянием собственного организма

63

Особенности     высшей   нервной   деятельности человека. Познаватель-ные процессы.      

1

Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная     деятельность мозга. Сознание человека. Речь. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий. Мышление. Особенности мышления, его развитие

Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (речь, мышление), их значение. Использовать приобретенные знания для.

•проведения наблюдений за состоянием собственного организма; •организации    учебной   деятельности

64

Типы нервной системы

1

Темперамент, холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик

Называть типы нервной системы. Характеризовать признаки различных типов нервной системы

Использовать приобретенные знания для работы с дополнительной литературой

Тема 16. Человек и его здоровье (4 часа)

65

Здоровье и влияющие на него факторы.

Практическая работа №4 Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений

1

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи.

Факторы риска: стрессы, переутомление

Называть: правила здорового образа жизни

Характеризовать: факторы риска и их значение для здоровья человека

Использовать приобретенные знания для укрепления собственного здоровья.

66

Двигательная активность и здоровье человека

1

Активный образ жизни, гиподинамия

Давать определение понятию «гиподинамия», знать последствия малоактивного образа жизни.

Использовать приобретенные знания для сохранения активного образа жизни

67

Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

1

Вредные привычки: курение табака, употребление алкоголя, наркотические вещества

Называть вредные привычки, характеризовать влияние вредных привычек на здоровье.

Использовать полученные знания для предупреждения вредных привычек

68

Человек и окружающая среда

Лабораторная работа «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье

1

Среда обитания, правила поведения человека в окружающей среде

Знать правила поведения человека в природе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...

Рабочая программа по русскому языку по программе Гольцовой, 10 класс

рабочая программа по русскому языку для 10 класса по программе Гольцовой...

Рабочая программа по русскому языку по программе Бабайцевой, 10 класс

Рабочая программа по русскому языку по программе Бабайцевой, 10 класс...

Рабочая программа по биологии (ФГОС) для 6 кл. (автор-Сонин Н.И.)

Программа составлена с учетом ФГОС по учебнику Сонина Н.И. для учащихся 6 кл.,. (34 ч.)...

Программа по биологии класс 5-9 ФГОС

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях,созданных коллективом авторов под руководством Н.И.Сонина...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Природоведение 5 класс Образовательной программы Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина по предмету «Природоведение» для 5 - 7 классов VIII вида. (34 часа)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПриродоведение 5 классОбразовательной программыТ.М.Лифанова, Е.Н.Соломина  по предмету «Природоведение»для 5 - 7 классовVIII вида. (34 часа)...