Методическая разработка урока с использованием электронных образовательных ресурсов " Основные направления эволюционного процесса"
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме
Цель: Сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса.
Задачи: сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса – онтогенез, филогенез, биологический прогресс (ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация) и биологический регресс. Систематизировать и обобщить знания о процессе и основных итогах исторического развития органического мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eor_urok_osnovnye_napravleniya_evolyutsionnogo_prtsessa.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: «Основные направления эволюционного процесса»
ФИО (полностью) | Бабич Елена Викторовна | |
Место работы | МБОУ «Гимназия №3» г. Брянска | |
Должность | Учитель биологии | |
Предмет | биология | |
Класс | 11 | |
Тема и номер урока в теме | Эволюционное учение (Тема 1, Урок 12) | |
Базовый учебник | Биология Общая биология. Учебник для 10-11 классов. Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М. |
Цель: Сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса.
Задачи: 1. Образовательные: сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса – онтогенез, филогенез, биологический прогресс (ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация) и биологический регресс. Систематизировать и обобщить знания о процессе и основных итогах исторического развития органического мира.
2. Развивающая: сформировать у учащихся умения правильно сравнивать различные направления и пути эволюции. Продолжить формирование умений раскрывать причинно-следственные связи между путями и результатами эволюции. Развивать ОУУН (анализ, синтез, обобщения). Продолжить формирование умений работать с тестом, выбирать главное, заполнять опорный конспект, составлять логические схемы, работать с тестовыми заданиями (по текстам ЕГЭ), составлять устный рассказ, ставить цель урока и оценивать степень ее достижения. Формировать и развивать у учащихся абстрактное и логическое мышление.
3. Воспитательная: формировать ключевые компетенции ученика в процессе его собственной деятельности, ориентировать его деятельность на уроке на творческое начало, формировать интерес к биологии и научное мировоззрение учащихся при раскрытии картин эволюции органического мира.
Тип урока – изучение нового материала
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, работа учащихся с компьютером
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор.
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационный момент | Приветствие, проверка готовности, отчет дежурных | Подготовка рабочего места ученика | 1 мин. | |
2 | Самоопределение к деятельности (целеполагание) | Задаю вопрос о том, что мы сегодня на уроке можем узнать согласно теме урока? Зачем нам надо знать направления эволюционного процесса? | Учащиеся сами ставят цель урока | 1 мин. | |
3 | Рефлексия | На столах перед учениками лежат листы самооценки. Предлагаю проставить оценочный знак + или – в колонку «начало урока». | Заполняют листы самооценки. Подписывают опорные конспекты | 1 мин. | |
4 | Актуализация ключевых компетенций для построения нового способа действия и тренировка мыслительных операций | 1. Работа с терминами 2. Закончить схему «Эволюционные факторы» 3. Определите тип приспособленности у организмов 4. Доказать относительность характера приспособленности? 5. Закончите логическую схему «Видообразование» | Выполняют предложенные задания | 5 мин. | |
5 | Изучение нового материала | Использование ресурсов (текстовые документы) по данным темам №1, №2, №3, №4, №5 | Организую работу в группах с текстовыми документами из Интернета по инструктивным карточкам (найти определения, привести примеры, сравнить и т.п.) Группа 1 «Онтогенез и филогенез» Группа 2 «Прогресс и регресс в эволюции» Группа 3 «Ароморфоз» Группа 4 «Идиоадаптация (аллогенез)» Группа 5 «Общая дегенерация (катагенез)» Контролирую процесс выполнения работы учащихся, помогаю в затруднительных ситуациях. | Группы учащихся с использованием ЭОР находят информацию и заполняют таблицу в опорном конспекте. Готовят устный отчет о проделанной работе | 9 мин. |
6 | Первичное закрепление во внешней речи | Группа 2. Использую интерактивную схему (ресурсы №6, №8) Группа 3. Иллюстрация, отображающая соотношение основных направлений эволюции (ресурс №9), иллюстрация «Ароморфозы» (ресурс № 10) Группа 4. Иллюстрация (ресурс №7) Группа 5. Строение бычьего цепня (ресурс №11) | Организую отчет групп, просмотр иллюстраций, интерактивных схем. | Представители групп отчитываются о проделанной работе по своей теме. Остальные учащиеся в опорный конспект делают краткие записи | 14 мин. |
7 | Закрепление Самостоятельная работа с самопроверкой и включение нового в систему знаний | Используются материалы ресурса №12 | Предлагаю выполнить тестовые задания с целью закрепления изученного материала, в конце – самопроверка и самооценка. Контролирую процесс выполнения работы учащихся | Работают с тестовыми заданиями с последующей самопроверкой | 10 мин. |
8 | Рефлексия | Организую работу с листами самооценки в колонке «конец урока». Предлагаю оценить степень достижения поставленных целей, значимости полученных знаний. | В листах самооценки ставят оценочный знак в колонке «Окончание урока». Выясняют степень достижения поставленных целей, где пригодятся полученные знания. | 2 мин. | |
9 | Домашнее задание | Предлагаю записать домашнее задание: § 52, решить биологические задачи из опорного конспекта | Записывают домашнее задание | 1 мин. | |
10 | Итоги урока | Благодарю за работу на уроке. Выставляю оценки | 1 мин. |
Приложение к плану-конспекту урока
Тема урока: «Основные направления эволюционного процесса»
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Тема 12. Эволюция онтогенеза, органов и функций | Информационный модуль | Лекция | http://afonin-59-bio.narod.ru/4_evolution/4_evolution_lec/evol_lec_12.htm |
2 | Прогресс и регресс в эволюции | Информационный модуль | Лекция | |
3 | Ароморфоз | Информационный модуль | Лекция | http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%F0%EE%EC%EE%F0%F4%EE%E7 http://afonin-59-bio.narod.ru/4_evolution/4_evolution_self/es_10_aro.htm |
4 | Идиоадаптация | Информационный модуль | Лекция | http://www.biologiya-uroki.ru/index.php/i/231-idioadaptaciya.html |
5 | Общая дегенерация | Информационный модуль | Лекция | |
6 | Интерактивная схема, демонстрирующая направления биологического прогресса и регресса | Интерактивная схема | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6889b2f3-e77b-45d4-b946-c1b4d28f6c8e/%5BBIO9_07-42%5D_%5BIM_03%5D.swf | |
7 | Примеры идиоадаптации. Приспособление животных к условиям среды | Иллюстрация | ||
8 | Интерактивная схема, иллюстрирующая характеристики биологичекий прогресс и регресс | Интерактивная схема | ||
9 | Иллюстрация, отображающая соотношение основных направлений эволюции | Иллюстрация | ||
10 | Ароморфозы | Иллюстрация | ||
11 | Строение и цикл развития бычьего цепня | Иллюстрация с пояснениями | ||
12 | Тест «Главные направления эволюции» | Контрольный модуль | http://lidijavk.ucoz.ru/load/testy/quot_glavnye_napravlenija_ehvoljucii_quot/7-1-0-140 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное образование.Урок с использованием электронных образовательных ресурсов.
Конспект урока "Одна и две буквы н в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных" при дистанционном образовании ...
Методическая разработка урока с использованием электронных образовательных ресурсов
Данный урок способствует развитию социокультурной компетенции учащихся.Используется игровая технология обучения и групповые формы работы. Применение цифровых образовательных ресурсов делае...
Методическая разработка урока с использованием электронных образовательных ресурсов
Закрепление лексики по теме "Twister" и времен the Past Continuous, the Past Simple....
Методическое объединение по теме "Использовании электронных образовательных ресурсов как одной из стратегий формирования универсальных учебных действий школьников при обучении математике. "
В своей работе я следую изречению известного французского публициста и общественного деятеля Анри Барбюса: «Школа-это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо ...
«Мой лучший урок с использованием электронных образовательных ресурсов»
Организация учебной деятельности в современной школе предполагает переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научног...
План-конспект урока с использованием электронных образовательных ресурсов (обязательное условие-интернет в кабинете). Понятие о деепричастии.
Понятие о деепричастии - урок № 1Учебно-методический комплект под редакцией В. В. БабайцевойЦель урока - дать понятие деепричастия ка...
Конспект урока с использованием электронных образовательных ресурсов
Конспект урока в 5 классе с использованием электронных образовательных ресурсов...