План-конспект урока с использованием электронных образовательных ресурсов (обязательное условие-интернет в кабинете). Понятие о деепричастии.
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Понятие о деепричастии - урок № 1
Учебно-методический комплект под редакцией В. В. Бабайцевой
Цель урока - дать понятие деепричастия как части речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_s_eor_deeprichastie_7_klass.docx | 30.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Понятие о деепричастии.
Тянина Ирина Константиновна
Московская область, город Кашира, МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов
№ 7»
Учитель
Русский язык и литература
Русский язык
7 класс
Понятие о деепричастии - урок № 1
Учебно-методический комплект под редакцией В. В. Бабайцевой
Цель урока - дать понятие деепричастия как части речи.
Задачи:
1)познакомить учащихся с лексическим и грамматическим значением деепричастия как особой формой глагола, научить разграничивать основное и добавочное действия;
2)развивать навыки наблюдения за материалом темы, умения делать самостоятельные выводы, навык развития речи, логического мышления;
3)воспитывать стремление к получению знаний по русскому языку, к самоконтролю; воспитывать любовь к русскому языку.
Тип урока – урок изучения нового материала
Формы работы учащихся – наблюдение, анализ языкового материала, самостоятельная работа, взаимопроверка.
Необходимое техническое оборудование:
-компьютер; интерактивная доска (экран); мультимедийный проектор.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
1. | Организационный момент | Проверяет готовность учащихся к уроку | Проверяют готовность к уроку (учебники, тетради, дневники, пеналы, эмоциональный настрой на работу на уроке). | 1 мин. | |
2. | Проверка домашнего задания Упражнение № 212 | Просит назвать формулировку домашнего задания, говорит о предстоящей проверке домашнего задания. | Формулируют задание (списать предложения, образовать от глаголов в скобках причастия, согласовав их с определяемыми словами, расставить недостающие знаки препинания, обозначив графически причастные обороты). Учащиеся – читают получившиеся предложения, проговаривая получившиеся причастия, обосновывая постановку знаков препинания. | 5 мин. | |
3. | Новая тема Мы закончили большую, сложную тему – «Причастия». В начале разговора о причастии упоминалась сходная с ним по звучанию часть речи, которую мы начинаем изучать сегодня – это деепричастие. Часть «дее» обозначает близость этой части речи к действию, то есть к глаголу. Можно сказать, что деепричастие способно к действию. Оно обозначает добавочное действие. НА ДОСКЕ Маки осыпались и роняли на землю лепестки. Маки осыпались, роняя на землю лепестки. -Какое из этих предложений точнее, выразительнее? -Как выражены действия в этих предложениях? (в первом предложении – однородными сказуемыми осыпались и роняли; во втором сказуемым осыпались и добавочным действием - роняя) -Чем отличается слово добавочного действия от глагола? (нет окончания глагола, не изменяется) Это деепричастия - самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие.
На какие вопросы отвечает деепричастие? (похожие на глагол – что делая? что сделав?; наречия – как? каким образом?) -На какие части речи похожи деепричастия? (глаголы и наречия). | Интерактивная таблица «Морфологические, морфемные, синтаксические признаки деепричастий» Гипертекстовое определение «Деепричастие» (снабжено ссылками) Интерактивное задание «Распределите признаки деепричастия по таблице» | Обращает внимание учеников на предложения, задает вопросы. Предлагает работу с интерактивной таблицей. В случае затруднений помогает определить основное и добавочное действия. Продолжает работу с интерактивной доской, просит обратить внимание на предложенное определение. Поясняет принцип работы с таблицей, задает наводящие вопросы. | Слушают учителя, осмысливают цель урока. Отвечают на вопросы учителя, записывают предложения в тетрадь. Наблюдают, пробуют самостоятельно определить значения действий у глаголов и деепричастий. Читают определение вслух. Обращают внимание на ссылки. Учащиеся делают вывод: деепричастие- самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие.
Отвечают на вопросы. Учащиеся заполняют таблицу с учителем, заполненная таблица переписывается в тетрадь. | 15 мин. |
4. | Закрепление. Самостоятельная работа по параграфу № 141. НА ДОСКЕ Предварительное задание (после чтения параграфа ответить на вопросы: - что такое деепричастие? - на какие вопросы отвечают деепричастия? - назовите суффиксы деепричастия; -синтаксическая роль деепричастий). | Мотивирует учащихся на выполнение задания, дает предварительные вопросы. | Читают параграф, выделяют главное. Отвечают на предварительные вопросы (ответы из учебника «Теория» зачитать) | 10 мин. | |
Закрепление. Самостоятельное выполнение упражнения № 215 ( взаимопроверка). | Объясняет правила выполнения задания | 2 ученика работают за доской, остальные – в тетради. | |||
5. | Творческое задание. Кипя, шипя, журча, ворча, Струясь, крутясь, сливаясь, Вздымаясь, вздуваясь, мелькая, шурша, Резвясь и шурша, Скользя, обнимаясь, делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Взвиваясь, вертясь, грохоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,- Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре. | Учитель читает вслух стихотворение английского поэта Р. Саути «Лодорский водопад» Учитель задает вопрос по тексту стихотворения. | Учащиеся пробуют определить, сколько раз в нем поэт употребил деепричастия. Отвечают на вопрос (всего в стихотворении 52 деепричастия), делают вывод, что деепричастия дорисовывают основное действие, делают речь более яркой. Предложения с деепричастиями более выразительны, живописны. | 5 мин. | |
6. | Итог урока. | Акцентирует внимание на конечных результатах деятельности обучающихся на уроке | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала, и как они их усвоили (что получилось, что не получилось). | 5 мин. | |
7. | Домашнее задание. Параграф 141, упражнение 223. | Комментирует домашнее задание | Записывают домашнее задание в дневник. | 4 мин. | |
45 мин. |
Приложение №1
Перечень используемых на данном уроке ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | Интерактивная таблица « Морфологические, морфемные, синтаксические признаки деепричастия № 140128» | Практический /Мультимедиа | Интерактивная таблица | |
2. | Гипертекстовое определение «Деепричастие № 138923» | Практический Гипертекст / гипертекст с иллюстрациями (снабжено ссылками) | Гипертекстовое определение | |
3. | Интерактивное задание № 139856«Распределите признаки деепричастия по таблице» | Практический /Интерактивное задание «Распределите признаки деепричастия по таблице» | Интерактивная таблица |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное образование.Урок с использованием электронных образовательных ресурсов.
Конспект урока "Одна и две буквы н в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных" при дистанционном образовании ...
Методическая разработка урока с использованием электронных образовательных ресурсов
Данный урок способствует развитию социокультурной компетенции учащихся.Используется игровая технология обучения и групповые формы работы. Применение цифровых образовательных ресурсов делае...
Методическая разработка урока с использованием электронных образовательных ресурсов
Закрепление лексики по теме "Twister" и времен the Past Continuous, the Past Simple....
Методическая разработка урока с использованием электронных образовательных ресурсов " Основные направления эволюционного процесса"
Цель: Сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса.Задачи: сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса – онтогенез, фил...
«Мой лучший урок с использованием электронных образовательных ресурсов»
Организация учебной деятельности в современной школе предполагает переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научног...
План - конспект открытого урока по Основам безопасности жизнедеятельности с использованием электронных образовательных ресурсов
Тема урока: «Модели поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера».Цели урока:Образовательные:- дать характеристику и определить опасности, которые возникают при ЧС приро...
Конспект урока с использованием электронных образовательных ресурсов
Конспект урока в 5 классе с использованием электронных образовательных ресурсов...