Календарно - тематическое планирование по биологии 6 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) на тему
Календарно - тематическое планирование по биологии в 6 классе по программе И.Н. Пономаревой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_kl._2014.doc | 157.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано
заместитель директора по НМР
_____________ Е.В.Бондаренко
29 августа 2014 года
Муниципальное образование Новокубанский район муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение гимназия №2 г. Новокубанска
муниципального образования Новокубанский район
Календарно – тематическое планирование
по биологии
Уровень образования (класс) основное общее образование, 6 класс__
Количество часов 68 (2 часа в неделю).
Учитель Марченко Татьяна Николаевна
Планирование составлено на основе рабочей программы 1 вида
Марченко Т.Н., утвержденной решением педагогического совета
протокол №1 от 29 августа 2014 г.
№ урока п/п | № урока по темам | Содержание (разделы, темы уроков) | Неделя проведения урока | Дата фактического проведения урока | Оборудование |
1. Введение. Общее знакомство с растениями (6 часов) | |||||
1 | 1 | Вводный инструктаж по технике безопасности. Царства органического мира и место растений в нем. Наука о растениях – ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний. | 1-6 сентября | Экранно-звуковые средства обучения (ЭЗСО) | |
2 | 2 | Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы. Экскурсия №1 «Мир растений вокруг нас». Вопросы личной гигиены и оказания первой медицинской помощи в природных условиях. | 1-6 сентября | ||
3 | 3 | Общие признаки растений. Строение растений. Основные органы растений. Растение -живой организм, или биосистема. Семенные и споровые растения. Цветковые растения. | 8-13 сентября | (ЭЗСО) | |
4 | 4 | Л.р. №1 «Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения (на примере плодов пастушьей сумки, ветки сосны с шишками и семенами, папоротника с сорусами, кукушкина льна со спорами)». | 8-13 сентября | Лабораторное оборудование | |
5 | 5 | Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. | 15-20 сентября | (ЭЗСО) | |
6 | 6 | Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Условия жизни организмов в этих средах. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни. | 15-20 сентября | (ЭЗСО) | |
2. Клеточное строение растений (5 часа) | |||||
7 | 1 | Увеличительные приборы: микроскоп и лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Инструментарий. Культура труда и техника безопасности в работе. | 22-27 сентября | (ЭЗСО) | |
8 | 2 | Клетка - основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам. | 22-27 сентября | (ЭЗСО) | |
9 | 3 | Л.р. №2 «Знакомство с клетками растений (на примере клеток томата и кожицы лука)». | 29 сентября-4 октября | Лабораторное оборудование | |
10 | 4 | Процессы жизнедеятельности клеток: рост и деление клеток, дыхание и питание клеток, движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды. | 29 сентября-4 октября | (ЭЗСО) | |
11 | 5 | Понятие о тканях. Растение – многоклеточный организм. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покpoвныe, проводящие, механичеcкие. Клеточное строение органов растения. | 6-11 октября | (ЭЗСО) | |
3. Органы цветковых растений (18 часов) | |||||
Семя (3 часа) | |||||
12 | 1 | Семя. Внешнее и внутреннее строение семян. Л.р. №3 «Изучение строения семени двудольных растений (на примере фасоли). Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения:размножение и распространение. | 6-11 октября | Лабораторное оборудование | |
13 | 2 | Условия прорастания семян. Глубина заделки семян в почву. Глубина заделки семян в почву. | 13-18 октября | (ЭЗСО) | |
14 | 3 | Значение семян в природе. Хозяйственное значение семян. | 13-18 октября | (ЭЗСО) | |
Корень (3 часа) | |||||
15 | 1 | Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневая и мочковатая. Внешнее и внyтреннее строение корня. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня и корневой чехлик. Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. | 20-25 октября | (ЭЗСО) | |
16 | 2 | Рост корня. Ветвление корней. | 20-25 октября | (ЭЗСО) | |
17 | 3 | Разнообразие корней у растений. Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями: (запасающие, воздушные, ходульные, досковидные, nрисоски, втягивающие). | 27 октября-1 ноября | (ЭЗСО) | |
Побег (7 часов) | |||||
18 | 1 | Строение и значение побегов для растений. Почка - зачаточный побег растения. Узлы и междоузлия. Почки вегетативные и генеративные. Л.р. №4 «Строение вегетативных и генеративных почек». | 27 октября-1 ноября | Лабораторное оборудование | |
19 | 2 | Спящие почки. Развитие побега из почки. Экскурсия №2 «Жизнь растений зимой». Ветвление растений. Приемы увеличения ветвления. | 10-15 ноября | ||
20 | 3 | Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Устьица. Мякоть листа и покровная ткань. | 10-15 ноября | (ЭЗСО) | |
21 | 4 | Разнообразие листьев и их значение для растений. Световые и теневые листья у растений. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листа. | 17-22 ноября | (ЭЗСО) | |
22 | 5 | Внешне и внутреннее строение стебля. Л.р. №5 «Внешнее и внутреннее строение стебля». Стебель как осевая часть побега и как орган проведения питательных веществ. | 17-22 ноября | Лабораторное оборудование | |
23 | 6 | Рост стебля в длину и толщину. Годичные кольца. Роль камбия. | 24-29 ноября | (ЭЗСО) | |
24 | 7 | Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; видоизменения надземных и подземных побегов; укороченные и удлиненные; прямостоячие, стелющиеся, усы, лианы; корневище, клубень, луковица. Л.р. №6 «Строение корневища, клубня и луковицы». | 24-29 ноября | Лабораторное оборудование | |
Цветок и плод (5 часа) | |||||
25 | 1 | Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), Мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. | 1-6 декабря | (ЭЗСО) | |
26 | 2 | Соцветия. Биологическое значение соцветий Л.р. №7 «Типы соцветий». | 1-6 декабря | Лабораторное оборудование | |
27 | 3 | Цветение и опыление растений. Виды опыления: перекрестное и самоопыление. Приспособления цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей. | 8-13 декабря | (ЭЗСО) | |
28 | 4 | Плод и его значение. Разнообразие плодов: сухие и сочные, вскрывающиеся и невскрывающиеся, односемянные и многосемянные. Приспособления у растений к распространению семян и плодов. | 8-13 декабря | (ЭЗСО) | |
29 | 5 | Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растение как живая система – биосистема. | 15-20 декабря | (ЭЗСО) | |
4. Основные процессы жизнедеятельности растений (11 часов) | |||||
30 | 1 | Корневое (минеральное) питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные. фосфорные; микроэлементы). | 15-20 декабря | (ЭЗСО) | |
31 | 2 | Воздушное (углеродное) питание растений. Фотосинтез – процесс образования органических веществ из неорганических. Роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Понятия «автотрофы» и «гетеротрофы». Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ. | 22-27 декабря | (ЭЗСО) | |
32 | 3 | Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углeкислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле. | 22-27 декабря | (ЭЗСО) | |
33 | 4 | Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды. Обмен веществ – обеспечение связи организма с окружающей средой. | 12-17 января | (ЭЗСО) | |
34 | 5 | Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений. | 12-17 января | (ЭЗСО) | |
35 | 6 | Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Двойное оплодотворение у цветковых растений. | 19-24 января | (ЭЗСО) | |
36 | 7 | Биологическое значение полового и бесполого способов размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. | 19-24 января | (ЭЗСО) | |
37 | 8 | Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. | 26 – 31 января | (ЭЗСО) | |
38 | 9 | Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканями. Л.р. №8 «Черенкование комнатных растений». | 26 – 31 января | Лабораторное оборудование | |
39 | 10 | Рост и развитие растений. Продолжительность жизни растений. | 2-7 февраля | (ЭЗСО) | |
40 | 11 | Рост и развитие растений. Понятие об индивидуальном развитии. Продолжительность жизни растений. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. | 2-7 февраля | (ЭЗСО) | |
5. Основные отделы царства растений (10 часов) | |||||
41 | 1 | Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды. Название вида. | 9-14 февраля | (ЭЗСО) | |
42 | 2 | Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве. | 9-14 февраля | (ЭЗСО) | |
43 | 3 | Многообразие пресноводных и морских водорослей. | 16-21 февраля | (ЭЗСО) | |
44 | 4 | Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печеночники и листостебельные мхи. Кукушкин лен и сфагнум. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. | 16-21 февраля | (ЭЗСО) | |
45 | 5 | Папоротникообразные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. | 23-28 февраля | (ЭЗСО) | |
46 | 6 | Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека. | 23-28 февраля | (ЭЗСО) | |
47 | 7 | Голосеменные растения. Л.р. №9 «Изучение внешнего вида хвойных растений». Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения ближайшего региона. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека. | 2-7 марта | Лабораторное оборудование | |
48 | 8 | Покрытосеменные (цветковые). Экскурсия №3 « Представители отделов царства растений». Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы: Двудольные и Однодольные. | 2-7 марта | ||
49 | 9 | Семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные (Капустные), Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые и Сложноцветные (Астровые). | 9-14 марта | (ЭЗСО) | |
50 | 10 | Семейства однодольных растений: Лилейные, Злаки (Мятликовые), Луковые. | 9-14 марта | (ЭЗСО) | |
6. Историческое развитие растительного мира на Земле (4 часа) | |||||
51 | 1 | Основные этапы развития растительного мира: фотосинтез, половое размножение, многоклеточность, выход на сушу. Понятие об эволюции. | 16-21 марта | (ЭЗСО) | |
52 | 2 | Усложнение строения растений в процессе эволюции. Многообразие растительных групп как результат эволюции. Приспособительный характер эволюции. | 16-21 марта | (ЭЗСО) | |
53 | 3 | Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений. Значение трудов Н.И. Вавилова. | 30 марта-4 апреля | (ЭЗСО) | |
54 | 4 | Дары Старого и Нового Света. История появления в России картофеля и пшеницы (или других культурных растений). | 30 марта-4 апреля | (ЭЗСО) | |
7. Царство Бактерии (3 часа) | |||||
55 | 1 | Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах. | 6-11 апреля | (ЭЗСО) | |
56 | 2 | Разнообразие бактерий (по форме, питанию, дыханию). Распространение бактерий. | 6-11 апреля | (ЭЗСО) | |
57 | 3 | Значение бактерий в природе и в жизни человека. | 13-18 апреля | (ЭЗСО) | |
8. Царство Грибы. Лишайники (4 часа) | |||||
58 | 1 | Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы — дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Л.р. №10 «Изучение строения плесневых грибов». | 13-18 апреля | Лабораторное оборудование | |
59 | 2 | Многообразие грибов. Понятие о микоризе. Значение грибов в природе и в жизни человека. | 20-25 апреля | (ЭЗСО) | |
60 | 3 | Лишайники, особенности их строения, питания и размножения. | 20-25 апреля | (ЭЗСО) | |
61 | 4 | Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников. | 27 апреля-2 мая | (ЭЗСО) | |
9. Природные сообщества (7 часов) | |||||
62 | 1 | Жизнь растений в природе. Понятие о природном сообществе. Природное сообщество как биогеоценоз - совокупность растений, животных, грибов, бактерий и условий среды обитания. Ярусность. | 27 апреля-2 мая | (ЭЗСО) | |
63 | 2 | Экскурсия №4 «Жизнь растений в весенний период года». | 4-9 мая | ||
64 | 3 | Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме). | 4-9 мая | (ЭЗСО) | |
65 | 4 | Понятие о смене природных сообществ (биогеоценозов). Формирование и развитие природного сообщества на примере елового леса (березняк — смешанный лес — ельник). Причины, вызывающие смену природного сообщества. | 11-16 мая | (ЭЗСО) | |
66 | 5 | Многообразие природных сообществ: естественные и культурные. Луг, лес, болото как примеры естественных природных сообществ. Культурные природные сообщества (поле, сад, парк). Отличие культурных сообществ от естественных, зависимость их от человека. | 11-16 мая | (ЭЗСО) | |
67 | 6 | Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, охрана растительности, растительные ресурсы, охрана природы, экология. Красная книга. Роль школьников в изучении богатства родного края, в охране природы, в экологическом просвещении населения. | 18-23 мая | (ЭЗСО) | |
68 | 7 | Обобщение, повторение, задание на лето. | 18-23 мая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».
Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы основного общего образования по биологии для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».
Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы основного общего образования по биологии для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...
Календарно-тематическое планирование по биологии к УМК В. М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко."Биология. Животные. 7 класс"
В планировании указаны: название темы, количество часов, тема урока,лабораторная, практическая работы, домашнее задание...
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс на основе УМК «Биология. 5-9 класс» В.В. Пасечник (базовый уровень)
Календарно- тематическое планирование по биологии 7 класс УМК "Биология.5-9 класс В.В.Пасечник (базовый уровень)...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)
Количество часов: всего _105 часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по биологии для 6-9 классов по учебникам линии УМК «Биология - Сферы» (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, личностные, предметные и метапредметные результаты освоения биологии, содержание курса, тематическое планирова...
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по биологии для 5 класса по учебникам линии УМК «Биология - Сферы» (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.)
Рабочая программа и КТП составлены в соответствии с требованиями ФГОС (17.12.2010г.)...