Здоровьесбережение в образовательном процессе
статья по биологии на тему

Гичева Любовь Николаевна

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в образовательном процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberezhenie.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Здоровьесбережение в образовательном процессе.

    Главным ресурсом любой страны, одним из гарантов её национальной безопасности является образование. Физическое и духовно-нравственное здоровье населения определяет уровень цивилизации государства, является индикатором устойчивого развития нации. Образовательное учреждение на современном этапе развития общества должно стать важнейшим звеном в формировании и укреплении здоровья учащихся. Охрану здоровья сегодня называют приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания.

    В педагогической литературе здоровьесберегающие технологии определяются следующим образом:

По мнению В.В. Серикова, здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

1. условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

2.рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

3.соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

4.необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

    Таким образом,  здоровьесберегающая деятельность учителя предполагает не только развитее  физического здоровья, но не менее важно сохранить нравственное, психическое здоровье учащихся.

     Для укрепления  связи между учебной деятельностью школьников и их психофизическим здоровьем, для профилактики снижения исходного потенциала здоровья учащихся  в нашей школе  разработана и внедряется в жизнь программа «Здоровье», разработанная на основании программы В.Н.Касаткина «Здоровье» для 1-11 классов, утвержденной Министерствами Образования и здравоохранения Российской Федерации. Программа предусматривает комплексное использование технологий в содержательной связи друг с другом и на единой методологической основе.

   Так, регулярно на своих уроках применяю различные здоровьесберегающие технологии:

  1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.

Контролирую  температуру и свежесть воздуха, освещение класса и доски;  обязательным на уроках биологии является чередование видов деятельности и как следствие смена поз учащихся, эмоциональная разрядка позволяет учащемуся  отвлечься и снизить утомляемость (это может быть  шутка, улыбка, поговорка).

  1. Технология правильной организации образовательного процесса.

   Стараюсь привлечь интерес учащихся к  теме урока, активизировать их познавательную деятельность, использую все каналы восприятия (через наглядные материалы, через аудио и видеозаписи и т.д.), строго нормирую  домашнее задание, не допускаю перегрузов, на дом оставляю  только повторение и закрепление материала; обязательно провожу  физкультминутки, которые способствуют  восстановлению работоспособности, особое внимание уделяю  гимнастике для снятия зрительного утомления (применяю упражнения, разработанные профессором В.Ф.Базарным) (см.приложение).

  1. Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.

  Очень важно создать на уроке особый микроклимат, доброжелательную обстановку, поощрять самостоятельную активную деятельностьность, не допустить эмоционального перенапряжения учащихся. Систематически стараюсь применять игровые технологии, организую работу с интерактивными рисунками, применяю дифференцированный подход к учащимся.

     Несколько раз в год провожу с учащимися уроки-экскурсии, что является важной составляющей не только учебного предмета биология, но и здоровьесберегающей деятельности. Такой урок,  несомненно, прививает у учащихся любовь к окружающему миру, т.е. укрепляет духовно-нравственное здоровье учащихся.

Физкультно-оздоровительные технологии (ФОТ):

  1.  Дыхательные упражнения (если необходимо снять острое напряжение)

- можно сделать глубокий вдох и задерживать дыхание на 20-30 секунд;

2. Упражнение мимических мышц, снижающие напряжение мышц лица – (1 – надуть щеки, затем постепенно выпустить воздух через плотно сжатые губы; 2 – поочередно надувать то одну, то другую щеку, то обе вместе).

3. Упражнение «Деревянная кукла»  в формате физкультминутки.

Кукла падает. Сначала кисти поднятых рук, затем до локтя, голова, кукла складывается в поясе и окачивается.

  4.Упражнение на релаксацию и визуализацию. Расслабленная поза, глубокое дыхание,    тишина. Учитель просит представить лес, аромат лесной поляны, тихий шелест листвы и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесбережение в образовательном процессе

В данной работе подведены результаты работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся....

Здоровьесбережение в образовательном процессе

Для поддержания и укрепления здоровья учащихся педагог использует здоровьесберегающие технологии....

Проблема здоровьесбережения в образовательном процессе

Проблема формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи, является наиболее актуальной на сегодняшний день. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка имеет...

Проблема здоровьесбережения в образовательном процессе.

Статья содержит перечень причин возникновения проблем здоровьесбережения в образовательном процессе и возможные способы их решения....

Здоровьесбережение в образовательном процессе

Наблюдения и обобщение опыта по теме: "Здоровьесбережение в образовательном процессе"....

Здоровьесбережение и образовательный процесс

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА«ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ»Здоровье сберегающая среда....

Здоровьесбережение в образовательном процессе

Описание здоровьесберегающих технологий...