Методическое пособие "Рабочая программа биологического кружка "Мир Био""
методическая разработка по биологии на тему
Программа разработана для реализации в системе дополнительного образования. Участники - разновозрастные группы школьников. Сроки реализации - три года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_mir_bio.doc | 501.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Мир БИО»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Природа – великий учитель! Мощный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Дети замечают все: муравья на травинке, жучка на воде, бабочку на цветке. Поддерживая искренний интерес к окружающему, следует помнить о формировании экологической культуры личности ребенка.
Любить природу недостаточно, нужно еще и представлять, место человека в ней, понимать, насколько все в природе взаимосвязано, научиться действовать так, чтобы люди и окружающая среда существовали хотя бы в относительной гармонии, жили по принципам устойчивого развития. Это значит, что необходимо воспитывать людей с новым экологическим мировоззрением. Основа такого мировоззрения закладывается именно в детстве. Необходимо утвердиться в мысли: экологически ориентированная деятельность детей может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой.
Педагогическая целесообразность
Данная программа – это маленьких шаг на пути к экологической культуре, капля в то море жизненного опыта, которое формирует личность. Программа дополнительного образования «Мир БИО» составлена на основе эколого-оздоровительной программы «Лесовичок», которая была разработана и апробирована в 2004 году. Программа «Лесовичок» отработана на практике, и имеет методическое обеспечение. Отработан механизм реализации программы, имеется материально-техническое обеспечение. В реализации программы заложен игровой метод личностно-деятельного подхода к формированию экологической культуры ребенка. Предусмотрена составляющая оздоровления и духовного развития.
Цели и задачи программы
Программа дополнительного образования «Мир БИО» имеет техническую естественнонаучную общеразвиавющую направленность.
Цель программы: Создание условий для воспитания экологической культуры и формирования нового мировоззрения личности ребенка, развитие его творческого потенциала на основе сотрудничества между детьми, взрослыми и природой, отдыха и оздоровления.
Задачи программы:
Образовательные
1. Раскрыть роль различных организмов в природе и жизни человека.
2. Формировать у учащихся систему знаний о внешнем и внутреннем строении живых организмов, о их связи со средой обитания.
3. Сформировать умение определять строение и функции, связи организма и среды.
Развивающие
1. Способствовать развитию предметных умений, пользоваться увеличительными приборами, распознавать части растений, определять видовую принадлежность организмов, проводить наблюдения.
2. Развивать общеучебные умения, аналитическое и творческое мышление.
Воспитательные
1. Воспитывать ценностное отношение к природе.
2. Сформировать значение биологического разнообразия.
3. Реализовать этическое, эстетическое, гигиеническое воспитание.
4. Формировать научное мировоззрение.
Методы:
Наиболее эффективными методами при изучении курса являются практические изучение физиологических особенностей, разнообразие организмов. Обилие наглядности даёт возможность их применения в обучении. К основным методам самостоятельной работы относятся: наблюдение, эксперимент, работа с литературой. При изучении анатомо - морфологических особенностей животных используются практические методы. Экологическое содержание – наглядные и словесные методы. Эволюционное содержание – словесные методы.
Сроки реализации программы
Программа дополнительного образования «Мир БИО» рассчитана на 3 года.
1 год обучения – 144 часа
2 год обучения – 144 часа
3 год обучения – 144 часа
Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 2 часа.
Условия набора
В кружок приглашаются все желающие в возрасте 12-15 лет. Зачисление происходит на основании заявлений родителей (законных представителей).
Формы и методы проведения занятий
Наиболее эффективными методами при изучении курса являются практические изучения физиологических особенностей, разнообразие организмов. Обилие наглядности дает возможность их применения в обучении. К основным методам самостоятельной работы относятся: наблюдение, эксперимент, работа с литературой. При изучении анатомо-морфологических особенностей животных используются практические методы. Экологическое содержание – наглядные и словесные методы. Эволюционное содержание – словесные методы.
Ожидаемые результаты
Формирование у детей целостного взгляда на природу и определение места человека в ней, начала экологической культуры, т.е. ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.
Формы подведения итогов программы
Оценка результатов работы проводится по трем направлениям:
Воспитание экологической культуры
- экологические представления
- гуманные чувства к миру природы
- разнообразная деятельность на экологической тропе
Формирование экологической воспитанности
- гуманно-ценностное отношение к природе
- единство человека и природы
- единство взаимосвязи живого и не живого
Здоровьесбережение
- Влияние природы на жизнь человека и человека на природное окружение (получение знаний о природной медицине).
Критерии общего развития личности:
- опыт поведения и деятельности (богатство жизненных впечатлений, разнообразие практических умений, умение использовать их на практике, опыт преодоления трудностей);
- отношение к себе (сформированность самооценки);
- отношение к другим (внимательное, гуманное, эмпатия, уважение чувств других, требовательность, безразличие);
- сформированность мировоззрения, собственных взглядов, убеждений;
- спектр, полнота интересов;
- творчество в деятельности;
- активность.
Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации дополнительной образовательной программы "Мир БИО" необходимы:
- лабораторное оборудование
- лаборатория «Архимед»
- садовое оборудование (для работы на участке)
- расходные материалы для изготовления костюмов
Учебно-тематический план 1 год обучения
Тема | Всего часов | Теория | Практика |
Раздел 1. Давайте познакомимся | 7 | 2 | 5 |
Раздел 2. Я и природа | 7 | 1 | 6 |
Раздел 3.Лесовичок приглашает в гости | 8 | 2 | 6 |
Раздел 4.Путешествие в прошлое | 6 | 2 | 4 |
Раздел 5. Живая природа | 8 | 2 | 6 |
Раздел 6.Зов джунглей | 4 | 1 | 3 |
Раздел 7. Правила дорожного движения | 6 | 2 | 4 |
Раздел 8. Мы в гостях у Мэри Поппинс | 8 | 2 | 6 |
Раздел 9. Город потухших свечей | 8 | 2 | 6 |
Раздел 10.Зелёная планета | 10 | 2 | 8 |
Раздел 11.Лето в Простоквашино | 8 | 2 | 6 |
Раздел 12.Клад за семью замками | 6 | 2 | 4 |
Раздел 13. В гостях у Бабки – Ёжки | 8 | 2 | 6 |
Раздел 14. Рождение Буль - Буля | 6 | 2 | 4 |
Раздел 15. День Памяти | 6 | 2 | 4 |
Раздел 16. Ярмарка сосен | 8 | 2 | 6 |
Раздел 17. День именинника | 2 | 1 | 1 |
Раздел 18. Фестиваль мультзвёзд | 8 | 2 | 6 |
Раздел 19. Мы построили наш Дом. | 8 | 2 | 6 |
Раздел 20. День добрых сюрпризов | 4 | 2 | 2 |
Раздел 21. Работа мастерских | 18 | 3 | 15 |
Всего: | 144 часа |
Содержание программы 1 год обучения
Календарно - тематическое планирование
№ | часы | Тема занятия | Практическая часть | Вид учебной деятельности |
Раздел 1. Давайте познакомимся – 7 часов | ||||
1 | 1. | Давайте познакомимся | СО | |
2 | 2. | Экскурсия по экологической тропе (школьный двор) | Диагностика эмоционального состояния детей | |
3 | 2 | Камеральная обработка материалов экскурсии | практикум | |
4 | 2 | Камеральная обработка материалов экскурсии | практикум | |
Раздел 2. Я и природа – 7 часа | ||||
5 | 1. | Создание экопроекта «Дом, в котором ты живёшь…» | Подбор теоретического материала | практикум |
6 | 2. | Создание проекта «экоград» | Изготовление муляжа «дома» | практикум |
7 | 2 | Представление проекта «экоград» | презентация | |
8 | 2. | Игры на свежем воздухе | практикум | |
Раздел 3.Лесовичок приглашает в гости - 8 часов | ||||
9 | 2. | Сюжетно – ролевая игра | СО | |
10 | 2 | Изготовление эко портретов «Моя планета» | Практикум | |
11 | 2 | Изготовление гербариев из растений школьного двора | практикум | |
12 | 2 | Составление биохарактреристики собранным растениям | Создание презентационного материала для занятий | РМГ с гербариями ПМ |
Раздел 4.Путешествие в прошлое - 6 часа | ||||
13 | 2 | Знакомство с традициями и культурой народов Севера России | СО | |
14 | 2. | Санкт – Петербург – глазами из окон Эрмитажа | экскурсия | |
15 | 2 | Санкт – Петербург – глазами из окон Эрмитажа | Обмен впечатлениями от экскурсии | СО (отзывы) |
Раздел 5. Живая природа-8 часов | ||||
16 | 1 | Человек и среда | Фильм о Ч.Дарвине | Видеофильм |
17 | 2 | Природа вокруг меня Ч. Дарвин | Создание презентации | СD |
18 | 1 | Влияние человека на природу | СD фильм | |
19 | 2 | Моё здоровье | Посещение городского центра медпрофилактики | экскурсия |
20 | 2 | «Я житель эко тропы, меня зовут…» | Сочинение на творческую тему | |
Раздел 6.Зов джунглей - 4 часа | ||||
21 | 2 | Экологическая игра «поле чудес – зов джунглей» | Игра знатоков природы | игра |
22 | 2 | Проведение игр на свежем воздухе | Знакомство с играми о животных | игра |
Раздел 7. Правила дорожного движения - 6 часов | ||||
23 | 2 | Встреча с представителем ГИБДД (родительская общественность) | Круглый стол (приглашение участников других школьных объединений) | практикум |
24 | 2 | Правила дорожного движения | Игра (теория) | игра |
25 | 2 | Правила дорожного движения | Игра (практика) | игра |
Раздел 8. Мы в гостях у Мэри Поппинс - 8 часов | ||||
26 | 2 | В гостях у Мэри | игра | практикум |
27 | 2 | Мы и куклы | Изготовление кукол из подручного природного материала | |
28 | 2 | Мы и куклы | Презентация кукол | презентация |
29 | 2 | Концертное шоу для младших школьников | «Мы и куклы» | |
Раздел 9. Город потухших свечей 8 часов | ||||
30 | 2. | Эстафета «По сказкам» | Практикум - игра | |
31 | 2 | Изготовление костюмов для сказки | практикум | |
32 | 2. | Город потухших свечей – игра по станциям | Практикум | |
33 | 2 | Игры на свежем воздухе | игра | |
Раздел 10.Зелёная планета- 10 часов | ||||
34 | 2 | Экологическая тропа – лесная сказка | Экскурсия - практикум | |
35 | 2 | Оформление экологической газеты «Наш Лесовичок» | практикум | |
36 | 2 | Подготовка эколого - биологического спектакля «Смертоносная восьмёрка» | репетиции | |
37 | 2 | Изготовление костюмов для спектакля | практикум | |
38 | 2 | Спектакль «Смертоносная восьмёрка» | спектакль | |
Раздел 11.Лето в Простоквашино- 8 часов | ||||
39 | 2 | Поход в Простоквашино | Составление туристического маршрута | Практикум СD |
40 | 2 | Игра путешествие по маршруту | Игра по станциям | игра |
41 | 2 | Изготовление костюмов для представления | практикум | |
42 | 2 | Театрализованное представление по результатам игры | Практикум | |
Раздел 12.Клад за семью замками 6 часов | ||||
43 | 2 | Игра по этапам « Клад за семью замками» | Интеллектуальная игра (теория) | СD |
44 | 2 | Игра по этапам « Клад за семью замками» | Интеллектуальная игра (практика) | практикум |
45 | 2 | Подведение итогов и награждение | СО | |
Раздел 13. В гостях у Бабки – Ёжки 8 часа | ||||
46 | 2 | В замке у Василисы Прекрасной | Сбор природного материала (парк Есенина) | практикум |
47 | 2 | В замке у Василисы Прекрасной | Работа с природным материалом | практикум |
48 | 2 | Изготовление костюмов для сказки | практикум | |
49 | 2 | Бал в честь гостей | Оформление выставки из природного материала | СО |
Раздел 14. Рождение Буль - Буля 6 часов | ||||
50 | 2 | День воды (флэшмоб) | Выставка в холле школы | СО |
51 | 2 | Видеофильм «Голубая бездна» | Просмотр фильма | видео |
52 | 2 | Оформление газеты «С Днём рождения Буль – Буль!» | практикум | |
Раздел 15. День Памяти 6 часов | ||||
53 | 2 | Посещение школьного музея Боевой славы | экскурсия | |
54 | 2 | Торжественное шествие к мемориалу «Журавли» | шествие | |
55 | 2 | Оформление газеты «Остановись мгновение..» | практикум | |
Раздел 16. Ярмарка сосен 8 часов | ||||
56 | 2 | Проект озеленения школьного двора | проект | практикум |
57 | 2 | Проект озеленения школьного двора | Защита проекта | практикум |
58 | 2 | Изготовление костюмов для ярмарки | практикум | |
59 | 2 | Театрализованная ярмарка | Практикум | |
Раздел 17. День именинника - 2 часа | ||||
60 | 2 | Праздничные экопоздравления именинников | СО | |
Раздел 18. Фестиваль мультзвёзд - 8 часов | ||||
61 | 2 | Школа добрых волшебников | Знакомство с мультяшками – животными и растениями | Практикум |
62 | 2 | Волшебники - природе | Создание рисованного мультика | |
63 | 2 | Волшебники - человеку | Создание рисованного мультика | |
64 | 2 | Волшебник – это я | Создание рисованного мультика | |
Раздел 19. Мы построили наш Дом! - 8 часов | ||||
65 | 2 | Подготовка спектакля «Путешествие «зелёных» на машине времени | Написание сценария | практикум |
66 | 2 | Подготовка спектакля «Путешествие «зелёных» на машине времени | Подготовка костюмов | практикум |
67 | 2 | Подготовка спектакля «Путешествие «зелёных» на машине времени | репетиция | практикум |
68 | 2 | Спектакль | постановка | |
Раздел 20. День добрых сюрпризов - 4 часа | ||||
69 | 2 | Общение в тесном кругу «У костра» | ||
70 | 2 | Лесовичок награждает по номинациям | ||
Раздел 21. Работа мастерских - 18 часов | ||||
71 | 2 | «Хлорофитум» | цветоводы | |
72 | 2 | «Хлорофитум» | Цветоводы. Выращивание рассады для школьного двора | |
73 | 2 | «Природа и фантазия» | Работа с природным материалом | |
74 | 2 | «Философская гостиная» | СО | |
75 | 2 | «Экотеатр» | спектакль | |
76 | 2 | «Библиотечка» | Любители книг о природе | |
77 | 2 | Работа на пришкольном участке | озеленение | практикум |
78 | 2 | Работа на пришкольном участке | озеленение | практикум |
79 | 2 | Работа на пришкольном участке | озеленение | практикум |
80 | 2 | Подведение итогов года | фестиваль |
Абравиатура: СО – свободное общение
ОП – обсуждение проблем
Учебно-тематический план 2 год обучения
Тема | Всего часов | Теория | Практика |
Раздел 1. Давайте познакомимся | 7 | ||
Раздел 2. Я и природа | 7 | ||
Раздел 3.Лесовичок приглашает в гости | 8 | ||
Раздел 4.Путешествие в прошлое | 6 | ||
Раздел 5. Живая природа | 8 | ||
Раздел 6.Зов джунглей | 4 | ||
Раздел 7. Правила дорожного движения | 6 | ||
Раздел 8. Мы в гостях у Мэри Поппинс | 8 | ||
Раздел 9. Город потухших свечей | 8 | ||
Раздел 10.Зелёная планета | 10 | ||
Раздел 11.Лето в Простоквашино | 8 | ||
Раздел 12.Клад за семью замками | 6 | ||
Раздел 13. В гостях у Бабки – Ёжки | 8 | ||
Раздел 14. Рождение Буль - Буля | 6 | ||
Раздел 15. День Памяти | 6 | ||
Раздел 16. Ярмарка сосен | 8 | ||
Раздел 17. День именинника | 2 | ||
Раздел 18. Фестиваль мультзвёзд | 8 | ||
Раздел 19. Мы построили наш Дом. | 8 | ||
Раздел 20. День добрых сюрпризов | 4 | ||
Раздел 21. Работа мастерских | 18 | ||
Всего: | 144 часа |
Содержание программы 2 год обучения
№ | часы | Тема занятия | Практическая часть | Вид учебной деятельности |
Раздел 1. Давайте познакомимся – 7 часов | ||||
1 | 1. | Вводное занятие | СО | |
2 | 2. | Изучение растений школьного двора | Диагностика эмоционального состояния детей | |
3 | 2 | Камеральная обработка материалов экскурсии | практикум | |
4 | 2 | Камеральная обработка материалов экскурсии | практикум | |
Раздел 2. Я и природа – 7 часа | ||||
5 | 1. | Создание экопроекта «Я и природа…» | Подбор теоретического материала | практикум |
6 | 2. | Создание проекта «экодом» | Изготовление муляжа «дома» | практикум |
7 | 2 | Представление проекта «экодом» | презентация | |
8 | 2. | Игры на свежем воздухе | практикум | |
Раздел 3.Лесовичок приглашает в гости - 8 часов | ||||
9 | 2. | Сюжетно – ролевая игра | СО | |
10 | 2 | Изготовление эко портретов «Школьный двор» | Практикум | |
11 | 2 | Изготовление гербариев из растений школьного двора | практикум | |
12 | 2 | Составление биохарактреристики собранным растениям | Создание презентационного материала для занятий | РМГ с гербариями ПМ |
Раздел 4.Путешествие в прошлое - 6 часа | ||||
13 | 2 | Знакомство с традициями и культурой г. Сакт - Петербурга | СО | |
14 | 2. | Санкт – Петербург – культурная столица | экскурсия | |
15 | 2 | Санкт – Петербург – культурная столица | Обмен впечатлениями от экскурсии | СО (отзывы) |
Раздел 5. Живая природа-8 часов | ||||
16 | 1 | Видовое разнообразие на планете | Фильм о Ч.Дарвине | Видеофильм |
17 | 2 | Природа вокруг меня Ч. Дарвин | Создание презентации | СD |
18 | 1 | Влияние человека на природу | СD фильм | |
19 | 2 | Моё здоровье | Посещение городского центра медпрофилактики | практикум |
20 | 2 | Составление своего рациона питания | практикум | |
Раздел 6.Зов джунглей - 4 часа | ||||
21 | 2 | Экологическая игра «бой знатоков» | Игра знатоков природы | игра |
22 | 2 | Проведение игр на свежем воздухе | Знакомство с играми о животных | игра |
Раздел 7. Правила дорожного движения - 6 часов | ||||
23 | 2 | Встреча с представителем родительской общественности | Круглый стол (приглашение участников других школьных объединений) | практикум |
24 | 2 | Правила дорожного движения | Игра (теория) | игра |
25 | 2 | Правила дорожного движения | Игра (практика) | игра |
Раздел 8. Мы в гостях у Мэри Поппинс - 8 часов | ||||
26 | 2 | В гостях у малышей | игра | практикум |
27 | 2 | Мы и куклы | Изготовление кукол из подручного природного материала | |
28 | 2 | Мы и куклы | Презентация кукол | презентация |
29 | 2 | Концертное шоу для младших школьников | «Мы и куклы» | |
Раздел 9. Город потухших свечей 8 часов | ||||
30 | 2. | Эстафета «По сказкам» | Практикум - игра | |
31 | 2 | Изготовление костюмов для сказки | практикум | |
32 | 2. | Город потухших свечей – игра по станциям | Практикум | |
33 | 2 | Игры на свежем воздухе | игра | |
Раздел 10.Зелёная планета- 10 часов | ||||
34 | 2 | Экологическая тропа | Экскурсия - практикум | |
35 | 2 | Оформление экологических стоянок «Наш Лесовичок» | практикум | |
36 | 2 | Подготовка эколого - биологического спектакля «наша эко тропинка» | репетиции | |
37 | 2 | Изготовление костюмов для спектакля | практикум | |
38 | 2 | Спектакль «наша эко тропинка» | спектакль | |
Раздел 11.Лето в Простоквашино- 8 часов | ||||
39 | 2 | Поход в парк Есенина | Составление туристического маршрута | Практикум СD |
40 | 2 | Игра путешествие по маршруту | Игра по станциям | игра |
41 | 2 | Изготовление костюмов для представления | практикум | |
42 | 2 | Театрализованное представление по результатам игры | Практикум | |
Раздел 12.Клад за семью замками 6 часов | ||||
43 | 2 | Игра по этапам « Клад за семью замками» | Интеллектуальная игра (теория) | СD |
44 | 2 | Игра по этапам « Клад за семью замками» | Интеллектуальная игра (практика) | практикум |
45 | 2 | Подведение итогов и награждение | СО | |
Раздел 13. В гостях у Бабки – Ёжки 8 часа | ||||
46 | 2 | В избушке Бабы Яги | Сбор природного материала (парк Есенина) | практикум |
47 | 2 | В избушке Бабы Яги | Работа с природным материалом | практикум |
48 | 2 | Изготовление костюмов для сказки | практикум | |
49 | 2 | Бал в честь гостей | Оформление выставки из природного материала | СО |
Раздел 14. Рождение Буль - Буля 6 часов | ||||
50 | 2 | День леса (флэшмоб) | Выставка в холле школы | СО |
51 | 2 | Видеофильм «Лес и человек» | Просмотр фильма | видео |
52 | 2 | Оформление газеты «Лесная чаща!» | практикум | |
Раздел 15. День Памяти 6 часов | ||||
53 | 2 | Посещение школьного музея Боевой славы | экскурсия | |
54 | 2 | Торжественное шествие к мемориалу «Журавли» | шествие | |
55 | 2 | Оформление газеты | практикум | |
Раздел 16. Ярмарка сосен 8 часов | ||||
56 | 2 | Проект озеленения школьного двора | проект | практикум |
57 | 2 | Проект озеленения школьного двора | Защита проекта | практикум |
58 | 2 | Изготовление костюмов для ярмарки | практикум | |
59 | 2 | Театрализованная ярмарка | Практикум | |
Раздел 17. День именинника - 2 часа | ||||
60 | 2 | Праздничные экопоздравления именинников | СО | |
Раздел 18. Фестиваль мультзвёзд - 8 часов | ||||
61 | 2 | Школа добрых волшебников | Знакомство с мультяшками – животными и растениями | Практикум |
62 | 2 | Волшебники - природе | Создание рисованного мультика | |
63 | 2 | Волшебники - человеку | Создание рисованного мультика | |
64 | 2 | Волшебник – это я | Создание рисованного мультика | |
Раздел 19. Мы построили наш Дом! - 8 часов | ||||
65 | 2 | Подготовка спектакля «мы построили наш дом!» | Написание сценария | практикум |
66 | 2 | Подготовка спектакля «мы построили наш дом!» | Подготовка костюмов | практикум |
67 | 2 | Подготовка спектакля «мы построили наш дом!» | репетиция | практикум |
68 | 2 | Спектакль «мы построили наш дом!» | постановка | |
Раздел 20. День добрых сюрпризов - 4 часа | ||||
69 | 2 | Общение в тесном кругу «У костра» | ||
70 | 2 | Лесовичок награждает по номинациям | ||
Раздел 21. Работа мастерских - 18 часов | ||||
71 | 2 | «Хлорофитум» | цветоводы | |
72 | 2 | «Хлорофитум» | Цветоводы. Выращивание рассады для школьного двора | |
73 | 2 | «Природа и фантазия» | Работа с природным материалом | |
74 | 2 | «Философская гостиная» | СО | |
75 | 2 | «Экотеатр» | спектакль | |
76 | 2 | «Библиотечка» | Любители книг о природе | |
77 | 2 | Работа на пришкольном участке | озеленение | практикум |
78 | 2 | Работа на пришкольном участке | озеленение | практикум |
79 | 2 | Работа на пришкольном участке | озеленение | практикум |
80 | 2 | Подведение итогов года | фестиваль |
Учебно-тематический план 3 год обучения
Тема | Всего часов | Теория | Практика |
Раздел 1. Давайте познакомимся | 7 | ||
Раздел 2. Я и природа | 7 | ||
Раздел 3.Лесовичок приглашает в гости | 8 | ||
Раздел 4.Путешествие в прошлое | 6 | ||
Раздел 5. Живая природа | 8 | ||
Раздел 6.Зов джунглей | 4 | ||
Раздел 7. Правила дорожного движения | 6 | ||
Раздел 8. Мы в гостях у Мэри Поппинс | 8 | ||
Раздел 9. Город потухших свечей | 8 | ||
Раздел 10.Зелёная планета | 10 | ||
Раздел 11.Лето в Простоквашино | 8 | ||
Раздел 12.Клад за семью замками | 6 | ||
Раздел 13. В гостях у Бабки – Ёжки | 8 | ||
Раздел 14. Рождение Буль - Буля | 6 | ||
Раздел 15. День Памяти | 6 | ||
Раздел 16. Ярмарка сосен | 8 | ||
Раздел 17. День именинника | 2 | ||
Раздел 18. Фестиваль мультзвёзд | 8 | ||
Раздел 19. Мы построили наш Дом. | 8 | ||
Раздел 20. День добрых сюрпризов | 4 | ||
Раздел 21. Работа мастерских | 18 | ||
Всего: | 144 часа |
Содержание программы 3 год обучения
№ | часы | Тема занятия | Практическая часть | Вид учебной деятельности |
Раздел 1. Давайте познакомимся – 7 часов | ||||
1 | 1. | Вводное занятие | СО | |
2 | 2. | Изучение растений школьного двора | Диагностика эмоционального состояния детей | |
3 | 2 | Камеральная обработка материалов экскурсии | практикум | |
4 | 2 | Камеральная обработка материалов экскурсии | практикум | |
Раздел 2. Я и природа – 7 часа | ||||
5 | 1. | Создание экопроекта «Я и природа…» | Подбор теоретического материала | практикум |
6 | 2. | Создание проекта «Школьный двор» | Изготовление муляжа «дома» | практикум |
7 | 2 | Представление проекта «Школьный двор» | презентация | |
8 | 2. | Игры на свежем воздухе | практикум | |
Раздел 3.Лесовичок приглашает в гости - 8 часов | ||||
9 | 2. | Сюжетно – ролевая игра | СО | |
10 | 2 | Изготовление эко портретов «Парк Есенина» | Практикум | |
11 | 2 | Изготовление гербариев из растений парка | практикум | |
12 | 2 | Составление биохарактреристики собранным растениям | Создание презентационного материала для занятий | РМГ с гербариями ПМ |
Раздел 4.Путешествие в прошлое - 6 часа | ||||
13 | 2 | Знакомство с традициями и культурой г. Сакт - Петербурга | СО | |
14 | 2. | Санкт – Петербург – культурная столица | экскурсия | |
15 | 2 | Санкт – Петербург – культурная столица | Обмен впечатлениями от экскурсии | СО (отзывы) |
Раздел 5. Живая природа-8 часов | ||||
16 | 1 | Видовое разнообразие Невского района | практикум | |
17 | 2 | Природа вокруг меня | Создание презентации | СD |
18 | 1 | Влияние человека на природу | СD фильм | |
19 | 2 | Моё здоровье | Посещение поликлиники | лекция |
20 | 2 | Составление своего режима дня | практикум | |
Раздел 6.Зов джунглей - 4 часа | ||||
21 | 2 | Экологическая игра «бой эрудитов» | Игра знатоков природы | игра |
22 | 2 | Проведение игр на свежем воздухе | Знакомство с играми о животных | игра |
Раздел 7. Правила дорожного движения - 6 часов | ||||
23 | 2 | Встреча с представителем городской думы по вопросам экологии района | Круглый стол (приглашение участников других школьных объединений) | практикум |
24 | 2 | Правила поведения на природе | Игра (теория) | игра |
25 | 2 | Правила поведения на природе | Игра (практика) | игра |
Раздел 8. Мы в гостях у Мэри Поппинс - 8 часов | ||||
26 | 2 | В гостях у старшеклассников | игра | практикум |
27 | 2 | Мы и куклы | Изготовление кукол из подручного природного материала | |
28 | 2 | Мы и куклы | Презентация кукол | презентация |
29 | 2 | Концертное шоу для младших школьников | «Мы и куклы» | |
Раздел 9. Город потухших свечей 8 часов | ||||
30 | 2. | Эстафета «По сказкам» | Практикум - игра | |
31 | 2 | Изготовление костюмов для сказки | практикум | |
32 | 2. | Город потухших свечей – игра по станциям | Практикум | |
33 | 2 | Игры на свежем воздухе | игра | |
Раздел 10.Зелёная планета- 10 часов | ||||
34 | 2 | Экологическая тропа | Экскурсия - практикум | |
35 | 2 | Оформление экологического отчёта за три года «Наш Лесовичок» | практикум | |
36 | 2 | Подготовка эколого - биологического спектакля «наша эко тропинка» | репетиции | |
37 | 2 | Изготовление костюмов для спектакля | практикум | |
38 | 2 | Спектакль «наша эко тропинка» | спектакль | |
Раздел 11.Лето в Простоквашино- 8 часов | ||||
39 | 2 | Поход в Михайловский парк | Составление туристического маршрута | Практикум СD |
40 | 2 | Игра путешествие по маршруту | Игра по станциям | игра |
41 | 2 | Изготовление костюмов для представления | практикум | |
42 | 2 | Театрализованное представление по результатам игры | Практикум | |
Раздел 12.Клад за семью замками 6 часов | ||||
43 | 2 | Игра по этапам « Клад за семью замками» | Интеллектуальная игра (теория) | СD |
44 | 2 | Игра по этапам « Клад за семью замками» | Интеллектуальная игра (практика) | практикум |
45 | 2 | Подведение итогов и награждение | СО | |
Раздел 13. В гостях у Бабки – Ёжки 8 часа | ||||
46 | 2 | В избушке Бабы Яги | Сбор природного материала (парк Есенина) | практикум |
47 | 2 | В избушке Бабы Яги | Работа с природным материалом | Практикум - выставка |
48 | 2 | Изготовление костюмов для сказки | практикум | |
49 | 2 | Бал в честь гостей | Оформление выставки из природного материала | СО |
Раздел 14. Рождение Буль - Буля 6 часов | ||||
50 | 2 | День воздуха (флэшмоб) | Выставка в холле школы | СО |
51 | 2 | Видеофильм «Воздух и человек» | Просмотр фильма | видео |
52 | 2 | Оформление газеты «Ветерок» | практикум | |
Раздел 15. День Памяти 6 часов | ||||
53 | 2 | Посещение школьного музея Боевой славы | экскурсия | |
54 | 2 | Торжественное шествие к мемориалу «Журавли» | шествие | |
55 | 2 | Оформление газеты | практикум | |
Раздел 16. Ярмарка сосен 8 часов | ||||
56 | 2 | Проект озеленения школьного двора | проект | практикум |
57 | 2 | Проект озеленения школьного двора | Защита проекта | практикум |
58 | 2 | Изготовление костюмов для ярмарки | практикум | |
59 | 2 | Театрализованная ярмарка | Практикум | |
Раздел 17. День именинника - 2 часа | ||||
60 | 2 | Праздничные экопоздравления именинников | СО | |
Раздел 18. Фестиваль мультзвёзд - 8 часов | ||||
61 | 2 | Школа добрых волшебников | Знакомство с мультяшками – животными и растениями | Практикум |
62 | 2 | Волшебники - природе | Создание рисованного мультика | |
63 | 2 | Волшебники - человеку | Создание рисованного мультика | |
64 | 2 | Волшебник – это я | Создание рисованного мультика | |
Раздел 19. Мы построили наш Дом! - 8 часов | ||||
65 | 2 | Подготовка спектакля «мы построили наш дом!» | Написание сценария | практикум |
66 | 2 | Подготовка спектакля «мы построили наш дом!» | Подготовка костюмов | практикум |
67 | 2 | Подготовка спектакля «мы построили наш дом!» | репетиция | практикум |
68 | 2 | Спектакль «мы построили наш дом!» | постановка | |
Раздел 20. День добрых сюрпризов - 4 часа | ||||
69 | 2 | Общение в тесном кругу «У костра» | ||
70 | 2 | Лесовичок награждает по номинациям | ||
Раздел 21. Работа мастерских - 18 часов | ||||
71 | 2 | «Хлорофитум» | цветоводы | |
72 | 2 | «Хлорофитум» | Цветоводы. Выращивание рассады для школьного двора | |
73 | 2 | «Природа и фантазия» | Работа с природным материалом | |
74 | 2 | «Философская гостиная» | СО | |
75 | 2 | «Экотеатр» | спектакль | |
76 | 2 | «Библиотечка» | Любители книг о природе | |
77 | 2 | Работа на пришкольном участке | озеленение | практикум |
78 | 2 | Работа на пришкольном участке | озеленение | практикум |
79 | 2 | Работа на пришкольном участке | озеленение | практикум |
80 | 2 | Подведение итогов третьего года реализации программы | фестиваль |
Список литературы
- С.Молис Книга для чтения по зоологии. Пособие для учащихся. -М.: Просвещение, 2000.
- А.Руденко. Рептилии. – «Балт. Кн. Комп.»СПБ.: 2007.
- В. Сивоглазов. Многообразие живой природы. – М.: Дрофа, 2008.
- Латюшин В.В., Уфимцева Г.А. тематическое и поурочное планирование к учебнику. Биология. Животные. 7 класс. М.: Дрофа. 2001.
- Виноградова Н.Ф. Воспитание положительного отношения к природе. – Дошкольное воспитание, 1981, №5
- Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. Пермь, 1982.
- Рыжова Н.А. Наш дом – природа. – Дидактические пособия по экологическому воспитанию. – Москва, 1996.
- Цветкова И.В. Экология для школы, игры и проекты. – «Академия развития», Ярославль, 1997.
- Мариковский П. Юному энтомологу. – М., Детская литература, 1978.
- Колвин Л., Спиэр. Мир живой природы. Энциклопедия. – М., Росмэн, 1995.
- Сиваченко О. Несмотря ни на что. – Рязань, 2000.
- Кашлев С.С. Глазачев С.Н. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся – Пособие для учителя, М., 2000.
Адреса сайтов в Интернете:
1. http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
2. www.bio.nature.ru - научные новости биологии
3. www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Биологические мембраны клетки", элективный курс по биологии , 9 класс
Одним из направлений модернизации современной школы является профильное обучение, направленное на выстраивание учеником индивидуальной образовательной траектории. что особенно важно в современном конк...
Методическая разработка урока "Биологические мембраны клетки", элективный курс по биологии , 9 класс
Одним из направлений модернизации современной школы является профильное обучение, направленное на выстраивание учеником индивидуальной образовательной траектории. что особенно важно в современном конк...
Учебный проект для 6 класса по региональной программе «Биологическое краеведение» на тему: «Многообразие природных сообществ по Тверской области»
Проект ориентирован на обучающихся 6 класса по региональной программе «Биологическое краеведение».В результате самостоятельных исследований по основополагающему и проблемным вопросам обучающиеся...
Программа «Биологические системы и закономерности» для учащихся 10-11 классама элективного курса по биологии
Элективный курс по биологии "Биологические системы и закономерности" для учащихся 10-11 классов. Цель курса: формирование целостной картины мира с учетом общебиологических закономерностей в рамк...
Методическая разработка занятия биологического кружка "Испарение воды растением"
Методическая разработка занятия биологического кружка «Бионика» в 5 классе по теме «Испарение воды растением». Занятие проводится с использованием цифровой лаборатории "Архимед...
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К БИОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ С ПАТОЛОГИЕЙ СЛУХА
В статье говорится о проблеме биологического образования обучающихся с патологией слуха. Освещаются подходы к определению содержания материала по курсу биологии (на примере 5 класса), а также ос...
Методическая разработка урока "Биологическое действие радиации"
Презентация и разработка этапов урока по теме "Биологическое действие радиации"...